Реферат по предмету "Культура и искусство"


Содержание понятия икона

Контрольнаяработа:
Содержаниепонятия икона

Особенностихудожественного языка и духовного содержания русской иконы
Икона – переделанное нарусский лад греческое слово ”эйкон” :, что означает изображение, образ. Икона –живописное, реже рельефное изображение божества и святых, являющееся объектомрелигиозного почитания. Свое происхождение иконопись берет от эллинистическойпортретной живописи. Значительную роль сыграли на формировании техникинаписания древнейших из дошедших до нас коптских и византийских икон знаменитыефаюмские портреты. Фаюмские портреты получали название по оазису Фаюм в НижнемЕгипте, где были найдены в захоронениях I–III веков. Эти портреты былирелигиозно-культового назначения. Они выполнялись на дереве или на тканивосковыми красками (энкаустика). Человек на фаюмском портрете изображалсяпогрудно и в фас. Первые византийские иконы сохраняли погрудность и фасность изображения.Фаюмские портреты помещались на лицо умершему человеку и припеленовывались ктелу. Икона пришла на Русь из Византии. Первыми учителями русских мастеровстали византийские художники.
Икона- это зримый образнезримого мира. Она рассматривается церковью не как тождественное божеству, нокак символ, таинственно с ним связанный, а потому дающий. Проникновение в мирсверхъестественного через предмет реального мира. Поэтому иконопись обладаетсвоим метаязыком. Сюжет и композиция иконы были строго каноническими.Иконописец обязан был следовать строгим правилам – канону. Это особенноотносится к древнерусским иконописцам, которые использовали устойчивый наборсюжетов, а главное – типы изображения и композиционные схемы, утвержденныетрадицией и церковью.
Икона- как изображениемира не стремилась к внешнему, формальному реализму. Напротив, она подчеркиваларасстояние и разницу между высшим миром с приблизившимися к нему святыми иземным бытием, в котором существует зритель.
Композиция иконы имеет своиособенности. Каждый персонаж занимает свое, далеко не случайное место. Значениецентрального образа подчеркивается его большими размерами по сравнению сдругими.
В современных картинахлюди и предметы, находящиеся ближе к нам, изображаются большими, чем те,которые вдали. Древний иконописец равнодушен к этой закономерности нашегозрения. Величина фигур и предметов определялась им не в зависимости от ихположения в пространстве, а от их смыслового значения. Поэтому изображениеСвятого, даже стоящего на заднем плане, могло быть крупнее изображения простыхсмертных, написанных на переднем плане .
В иконе особеннобросается в глаза подчеркнуто небольшая глубина пространства, переданного в ”обратнойперспективе”, т.е. состоящего из ближнего и среднего планов. Дальний планограничен непроницаемым золотом (или желтым, красным, зеленым, синим) фоном. Иконописцыназывают его светом.
Пространство иконы неуходило от зрителя, увлекая его за собой (как это бывает, когда мы смотрим накартину), а словно идет к нам навстречу вместе с изображаемыми на иконе святыми.П.Флоренский не случайно называл обратную перспективу в иконе «обращенной».Очень точное определение. Именно обращенной к зрителю.
Цвет в иконе глубокосимволичен, а в картинах он играет эмоциональную и информативную роль. Виконописной иерархии белый цвет занимает высшую ступень в иерархии цветов.Белый цвет означает нравственную чистоту, святость, духовное совершенство. Егоиспользуют при изображении одежды Иисуса Христа, Души Девы Марии, крыльевангелов. Затем следует голубой, синий. Цвет рая, приюта души человеческой,цвет неба, где в багре и синеете Бог прибывает. Темно-вишневый цвет –любовь.Сияние и вишневые это традиционные цвета в одежде Христа. Зеленые цветсимволизировал юность и надежду. Зеленый и коричневый – эта цвета Земли.Красный цвет – цвет страдания и мученичества, мученически пролитой крови(символом этого служил также крест), багряный – божество. Золото на иконесимволизирует собой цвет, вечность. Низший цвет черный, он ассоциируется с адом,смертью, с дьявольским и символами, его можно видеть на иконах, изображающихстрашный суд .
Иконописцы считалисьлюдьми высокого нравственного идеала. Мастерская древнего иконописца могла бытьи в скромной монастырской келье, где трудился благочестивый монах, или быть приоружейной палате
(в XVI-XVIIвеке), при царском дворе, а может быть, и в городской мастерской иконописнойартели. Занятие иконописью не было обычным ремеслом вроде сапожного иликузнечного. Это было занятие в высшей степени богоугодное. Иконописец передначалом работы постился, хмельного в рот не брал, шел в баню, надевал чистуюрубаху, после этого приступал к работе.
Иконы писали налиповых, сосновых или кипарисовых досках. В древности иконы писали на таблетка,изготавливаемых из двух смежных холстов. Но, как правило, иконы писались надосках. Доски сначала просушивали, склеивали клеем, сваренным из хребтовосетровых рыб. Они соединялись специальными деревянными шпонками. До середины XVIIвека доски имели ковчег – небольшое углубление для основной композиции. Сверхуна доски наклеивался холст- паволока, на которую наносился грунт- левакс.Левакс- это грунт из смеси толченого мела с животным клеем. На просохшуюповерхность наводили лоск хвощем.
На готовую доскунаносился контурный рисунок – графья. Выдающиеся мастера разрабатывалиоригинальные композиции, рядовые художники пользовались образцами ( что неумоляло их заслуг в глазах современников). Затем наносились красочная темпера (яичная темпера – живопись красками, связующим веществом которых служит яичныйжелток, или цельное яйцо ). Краски были естественного происхождения-минеральные и органические, растирали их в плошках на яичных желтках. Особенноценились синяя лазурь, которую изготовляли из полудрагоценного минералалазурита, его привозили издалека – из Персии или Средней Азии. Если заказчикбыл богат и не стоял за расходами, то нимбы вокруг голов. Детали одежды. Аиногда и фон покрывался тончайшим слоем настоящего сусального золота. Закончивработу, иконописец покрывал изображение сверху олифой, после чего иконаосвещалась священником.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.