Вадим Руднев
Семиосфера- понятие, разработанное в семиотической культурологии Ю. М. Лотмана.
Семиосфера- это семиотическое пространство, по своему объекту, в сущности, равноекультуре; семиосфера — необходимая предпосылка языковой коммуникации.
Устройство,состоящее из отправителя, адресата и канала информации, само по себе еще небудет работать. Для этого оно должно быть погружено в семиотическоепространство. То есть участники коммуникации должны иметь предшествующийсемиотический культурный опыт.
Вэтом отношении язык — сгусток семиотического пространства с размытыми границамисемиотической реальности. Границы размыты потому, что нечто, являющеесясообщением для одного, не является таковым для другого (например, не знающегоязык, на котором передается сообщение).
Обязательнымизаконами построения семиосферы являются бинарность и асимметрия.
С.отличается также неоднородностью. Заполняющие семиотическое пространство языки,различные по своей природе, относятся друг к другу в диапазоне от полнойвзаимной переводимости до столь же полной взаимной непереводимости.
Приэтом разные семиотические языки имеют разные периоды жизни: язык моды,например, гораздо короче, чем литературный язык.
Метафорическиопределяя семиосферу, Ю. М. Лотман пишет:
«Представимсебе в качестве некоего единого мира, взятого в синхронном срезе, зал музея,где в разных витринах выставлены экспонаты разных эпох, надписи на известных инеизвестных языках, инструкции по дешифровке, составленные методистамипояснительные тексты к выставке, схемы маршрутов экскурсий и правила поведенияпосетителей, и представим все это как единый механизм. (...) Мы получим образсемиосферы. При этом не следует упускать из виду, что все элементы семиосферынаходятся не в статическом, а подвижном состоянии, постоянно меняя формулыотношения друг к другу».
Посути, все это совпадает с нашим пониманием реальности. Лотман не сделалрешающего шага и не отождествил культуру с реальностью. Для него характернопротивопоставление культуры и природы. Но ведь и природа является частьюкультуры, потому что мы можем именовать предметы природы и тем самым различатьих лишь благодаря тому, что у нас есть язык. Скорее, внутри семиосферы можноусловно разделить понятия культуры и природы, реальности и текста, сознавая приэтом прагматическую текучесть границ между ними.
Лотманоставался в рамках классической схемы структуралистского метаязыка. Тот шаг, окотором мы сказали, после него сделали представители философского постструктурализмаи постмодернизма. Конечно, Лотман понимал, что реальность, так же как исемиосфера, имеет много разных несводимых друг к другу «форм жизни»(выражение Людвига Витгенштейна), то есть языковых игр, или, как сейчасговорят, речевых действий (см. теория речевых актов).
Всущности, семиосфера Лотмана в определенном смысле то же самое, что биосфераВернадского, только взятое под другим прагматическим углом зрения (см.прагматика).
Список литературы
ЛотманЮ.М. Семиотическое пространство // Лотман Ю.И.
Внутримыслящих миров: Человек. Текст. Семиосфера. История. — М., 1996. />
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.ru/