Содержание
1.Введение
1.1Народное творчество (истоки)
1.2Основные мотивы в орнаменте
2.Семантика цвета в народном орнаменте:
2.1Красный / белый/ черный
2.2Желтый / зеленый
3.Отдельныеремесла
3.1Борецкая роспись
3.2Шенкурская роспись
Введение
В современных научныхисследованиях философов, культурологов, психологов, лингвистов отмечается, чтозадача познания национальных особенностей продолжает оставаться одной из важныхсамопознаний каждого народа, а также для взаимопонимания народов в процессе ихмежкультурной коммуникации.
В условияхсовременности, характеризующейся процессами глобализации культур, актуальнойявляется проблема изучения и сохранения основ традиционной культуры.
Вдекоративно-прикладном искусстве видное место занимают народные художественныепромыслы. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами каксложное, богатое по декоративным возможностям глубокое по идейно-образномусодержанию явление современной культуры.
Происхождение народныхпромыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве,связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных,так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так,например, ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских леткрестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д., стали основой длясформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальныхпромыслов. Другие промыслы происходят от древних ремесел. Например, многие видыгончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областьюдеятельности местных мастеров-ремесленников. С течением времени,распространяясь в отдельных центрах, а не редко охватывая целые районы, онипревращались в промыслы. Некоторым промыслам предшествовали «светелки»- работав помещичьих мастерских. Иные родились из городского ремесла.
Целью курсовой работы:Анализировать семантическую связь цвета в народном орнаменте дохристианскойРуси. Проследить связь орнамента с обрядами, которые являлись неотъемлемойсоставляющей жизни наших предков.
Задачей курсовой работыявляется предостеречь от неоправданной стилизации цвета и орнамента, показавсмысл, частично или даже полностью утраченный, но не исчезнувший из «духовногополя» культуры по сей день.
К сожалению, даннаятема настолько обширна, что полностью раскрывать ее в данной работе мы нестанем. В первой части мы рассмотрим орнаментальный мотив, и его связь скультами древних. Во второй главе мы рассмотрим семантику цвета в народноморнаменте (красный / белый / черный и желтый/зеленый). И в третьей главе мырассмотрим самых ярких представителей народного творчества, таких какХолмогорская роспись, Борецкая роспись, Шенкурская роспись.
семантика творчество цвет орнамент быт
1.1 Народное творчество(истоки)
Прежде чем приступить космыслению вопроса о народном творчестве, нужно проследить и рассмотреть этапыего развития. В этой главе я буду отмечать важнейшие этапы развития славянскойнародности, мировоззрение, верования, обряды идущие из глубины тысячелетий.
Народные сказки,хороводы и песнопения, былины и думы, красочные и глубокие по смыслу свадебныеобряды, народные вышивки, художественная резьба по дереву- все это может бытьисторически осмысленно только с учетом древнего языческого миропонимания.
Расставим этапыславянского язычества в хронологическом порядке:
1. Славяне первоначально«клали требы упырям и берегиням»,
2. Под влияниемсредиземноморских культов славяне «начинали трапезу ставши Роду и Рожаницам»,
3.Выдвинулся культПеруна (возглавлявшего список древних богов),
4. По принятиюхристианства « Перуна отринута» но «оттай» молились как комплексу богов,возглавляемому Перуном, так и более древним Роду и Рожаницам.
1. Первая эпоха- поклонениеи принесение жертв упырям и берегиням. Все это разные формы моления оплодородии, о своевременных дождях, которыми очевидно ведали вилы-берегини. Берегини-русалки,но только не в том позднем понимании их, какое отражено в фольклоре вхудожественной литературе XIXв.(зловредные и коварные утопленницы), а в том, которое сохранилось вболгарском фольклоре о вилах, красивых крылатых девах, заботящихся о посевах ио дожде для нив.
Упыри и берегини — древние,архаичные наименования олицетворений двух противоположных начал — злого идоброго, враждебного человеку и оберегающего человека. Позднейшие сирены сптичьим или рыбьим обличьем, вероятно, являются уже некоторым видоизменениемпервоначальных представлений; об этом говорит и двойственность образа (девушка-птица и девушка- рыба), что являлось попыткой выразить, с одной стороны,родство со стихиями воды и воздуха, с другой — родство с самим человеком.
2. Нарушаяхронологическую последовательность, рассмотрим не Рода и рожаниц, культ которыхидет за культом упырей и берегинь, а третью, последнюю стадию славянскогоязычества, непосредственно предшествовавшую принятию христианства- поклонениюПеруну. При описании языческой реформы Владимира на первом месте среди шестиважнейших богов поставлен Перун. С другой стороны, в поучениях против язычестваXI-XIIвв. мы наблюдаем очень спокойное отношение к Перуну: авторам- церковникам культПеруна не представлялся главным среди различных языческих заблуждений; Перунрасценивался на равнее с другими богами. Разгадку этого противоречия нашел Е.В.Аничков, показавший, что «культ Перуна — дружинно-княжеский культ киевскихИгоревичей », прямо связанный с рождением государственности и в силу этогокульт молодой, недавний.
В трехступенчатойпериодизации славянского язычества мы рассмотрели первую стадию, неизмеримую поее хронологической протяженности, длившуюся, вероятно, десятки тысячелетий, ипоследнюю, третью стадию, длительность которой исчислялась всего лишьдесятилетиями или одним- двумя столетиями. 3. «Вопрос о почитании рода ирожаниц принадлежит к самым темным и запутанным». По не понятной причинеисследователи полностью уравняли Рода с рожаницами, не обращая внимания на тоочень важное обстоятельство, что Род всегда, во всех источниках упоминается вединственном числе, а рожаницы — всегда во множественном.
В результате укрепилсявзгляд на рожаниц и Рода как на мелких демонов человеческой судьбы, жизненнойдоли одного человека. Роду отводилась роль домового. Славянское понятие,обозначенное этим словом, было значительно шире античного (которому точнеесоответствовали слова «доля» «среча» «судьбина» и др.) и включало в себя идеюплодородия, урожая (слова с корнем «род»- «рож»). Для славян — земледельцембыло совершенно естественно сочетать одним словом понятии судьбу и урожай, долюкак предназначенное жизненное место человека и его долю в жизненных благах.Культ рожаниц как женских божеств, покровительствующих рождению чего- то иликого-то, должен был быть многозначным, в нем могли проявляться и черты культаобщей плодовитости (людей, промысловых зверей, домашнего скота), и культбожеств помогавших рожаницам, и аграрно-магические представления земледельцев обогинях и урожае. Учитывая давнее повсеместное уподобление женщины, рождающейнового человека, земле, рождающей урожай нового хлеба, необходимо и в рожаницахучитывать этот аграрно-магический аспект, возникший еще в земледельческомнеолите и энеолите.
1.2 Основныеорнаментальные мотивы
В предыдущем параграфе мы частично рассмотрелиосновные этапы славянского язычества. В этом параграфе мы рассмотрим, каккульты и обряды поклонения повлияли на орнаментальный мотив.
Произведем при помощи этнографических загадок(взятых из большого числа им подобных) три хронологических зондажа вархеологическую глубину тысячелетий.
Объекты должны быть выбраны из области изображений,так или иначе связанных с ритуальной стороной народного быта. Первым примеромдля нас послужит один устойчивый элемент узора свадебного наряда невесты;вторым – один из загадочных сюжетов на пасхальных яйцах ‑ писанках;третьим примером будет широчайшим образом распространенный ромбический узор наполотенцах, являющихся, как известно, предметом ритуальным.
1.На свадебных «молодецких» паневах, на вышитыхрукавах женских рубах, на девичьих головных уборах очень часто встречается одини тот же характерный узор: ромб или косо поставленный квадрат, разделенныйкрест‑ накрест на четыре маленьких квадрата или ромба.
В центре каждого из четырех маленьких квадратовобязательно изображается небольшая точка. Так как квадрат есть частный случайромба, то назовем эту композицию «ромбо‑точечной». Обычно эта композицияне заслоняется другими элементами. Поставленные на угол ромбы или единичны, илиидут полосой в один ряд, соприкасаясь лишь углами. Иногда встречается сплошнойтканый узор, состоящий только из таких фигур, но тогда между ромбами оставляютпросветы, благодаря чему зритель всегда воспринимает основной элемент этогоузора – фигуру из четырех сомкнутых ромбов с точками.
Связь ромбо‑точечного узора со свадебнойобрядностью и с бытом молодой замужней женщины заставляет нас обратить на негоособое внимание, так как весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием,и в первую очередь магией плодородия. Общеизвестно, что идея плодородия всвадебной обрядности выступает в двух формах:
во‑ первых, как будущая плодовитость девушки‑невесты, а во‑ вторых, как плодовитость вспаханной и засеянной земли(каравай хлеба, обсыпание зерном, подстилание соломы и т. п.). Женщинауподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, колоса.
В этом слиянии аграрного и женственного началсказывается не только внешнее уподобление по сходству сущности жизненныхявлений, но и стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланияхсчастье новой семьи, рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивающуюэто будущее счастье.
Здесь мы видим тот самый комплекс, который выражалсяв древней Руси понятием «рожаницы» – покровительницы, как рождаемости, так иурожайности.
Кроме вышивок и тканей,ромбо‑точечная композиция встречена в этнографическом материале напрялках. Прялки, как известно, часто являлись свадебным подарком жениханевесте. Ромбо‑точечный знак на прялке символизировал землю, пашню,расположенную между полдневным и «ночным», подземным солнцем.
2.Символика пасхальныхписанок связана с магией плодородия во всех её аспектах. Прежде всего само яйцоявляется олицетворением начинающейся жизни; растительные узоры и символыаграрного плодородия, как правило, покрывают писанки; приуроченность обычая(или обряда) катания яиц к весеннему циклу праздников тоже говорит об аграрноймагии. Поэтому все сюжеты и композиции на писанках требуют внимательногоотношения к ним и тщательной расшифровки. В данном случае перед нами неотдельные символы, а сложная целостная композиция: в нижнем поясе – знакиземли, над землей – спираль восходящего и заходящего солнца, а над всем этим,как бы в вершине небосвода, среди светлых звезд – два небесных оленя.
Общеизвестно, что умногих охотничьих народов древний культ лося или оленя был дополнен иливытеснен медвежьим культом; в космологических мифах олень нередко выступаетнаряду с медведем в сказаниях о небесной охоте. Поэтому нас не должна удивлятьпрослеживаемая на славянском материале замена двух звездных лосей двумязвездными медведицами.
Представления онебесных лосях или оленях были свойственны многим охотничьим народам,стремившиеся по‑ своему понять и осмыслить окружающий их мир, столь жепоследовательно представляли в образе лося и верхний мир, небесную стихию: самонебо, солнце, звезды.
Однако для нашего поиска небесных оленей прялки даюточень мало. Иное дело полотенца. Полотенце‑ убрус является ритуальнымпредметом: убрусами увешивали ветви священных деревьев, на полотенце подносилихлеб‑ соль, полотенцами вместо вожжей сдерживали коней свадебного поезда.Важно то, что полотенца ‑ «набожники» сохранили свое почетное место вкрасном углу избы, на полочке для икон (божнице), и вышитые на полотенцахязыческие богини уживались с христианскими святыми.
Вероятно, красный угол – исконное древнее место дляязыческих убрусов, а полотно играло в свое время роль иконной доски, и на негонаносились священные языческие изображения, предшествовавшие иконам. Поэтому мыдолжны с особым вниманием относиться к вышивкам на полотенцах, на этихязыческих иконостасах, полных глубокой архаики.
Основной традиционной схемой древней ритуальнойвышивки была, как известно, трёхчастная композиция: женская фигура (богиня?жрица?) в центре и два всадника по сторонам её. Древние мотивы в вышивке,сохраненные лучше всего на Севере, были распространены очень широко. Здесь,как мы видим, связь с культом Рода и рожаниц. Женская фигура –Макошь- божество,покровительница женского начала, брака и Рода. В нижней ипостаси, возможно,является знаменитой Бабой- Ягой (Коме). В этом случае можно говорить, что онамать ветров и повелительница лесного мира. Изображена на русских вышивках междудвух лосих — Рожаниц, иногда изображалась с рогом изобилия.
3.Третьейэтнографической загадкой и одновременно третьим зондажем в глубину народнойпамяти является повсеместно распространенный на тканях, в вышивках, в резномдереве, в плетении и во всех других видах народного искусства ромбическийорнамент.
Ромбический орнаментизвестен, начиная с палеолитической древности и кончая современностью, напротяжении более двух десятков тысячелетий. В настоящее время, поэтнографическим данным, ромбический орнамент во всем его многообразиивстречается у всех народов мира. Такую повсеместность никак нельзя объяснитьлегкостью изображения именно ромбической фигуры; обычный квадрат, тоже широкораспространенный в народной орнаментике, несравненно проще и легче для воспроизведения,но из тысячелетия в тысячелетие разные народы в разных частях Старого Света снеуклонным упорством изображали ромбы, создавали сплошной ковровый узор изромбов или рисовали символы плодородия, в основе которых очень часто был ромб.Кроме того, осталась неразъясненной связь земледелия с ромбической формойсимвола плодородия. При решении первой загадки мы уже видели, что идеограмма«засеянное поле» нередко представляет квадрат, а не ромб, в чем, быть может,сказалось стремление пахарей к прямоугольным, а не к косоугольным формам поля,пашни. Ромб как таковой был констатирован, но не разъяснен, и найти егоразгадку в орнаментике и реалиях земледельческих племен было невозможно.
Разгадкой неожиданно оказалось наблюдение надструктурой дентина мамонтовых бивней. Палеонтолог В. И. Бибикова в 1965 г.установила, что поперечный, или косой, срез мамонтовой ко сти образует наповерхности любого изделия как бы ковровый узор, составленный изсоприкасающихся и надвигающихся друг на друга ромбов естественного происхождения.
Ромбический орнамент, как присущий мамонту, главномуисточнику благоденствия, сам становился магическим символом удачи и блага,успешной охоты и сытости, обилия и плодовитости
2. Семантика цвета в народном орнаменте
В предыдущей главе мычастично рассмотрели основные орнаментальные мотивы, используемые древнимилюдьми для украшения одежды и предметов быта. Мы убедились, что орнамент, этоне просто украшение посуды, и платьев, а символические обереги, и предметыпоклонения тем или иным божествам, животным и т.п. Цвет, используемый длясоставления орнамента, тоже несет в себе глубокий смысл, психологическоевосприятие того или иного предмета быта. Для современного человека изменениецвета не означает изменения сущности предмета в большинстве случаев, однакосуществуют и исключения: черная траурная одежда, белое свадебное платье,голубые вещи для мальчика и розовые для девочки и др. Справедливо предположить,что если для нас сегодня значим цвет нашей далеко не традиционной одежды, аможет быть, и каких-либо еще вещей, то символика цвета в народной культуредостаточно важна. Таким образом, цвет — признак, получающий в народной культуресимволическую трактовку.
Мы рассмотрим двеглавных цветовых триады, используемых в народном творчестве – Белый / черный /красный и зеленый/желтый/ синий.
2.1Красный / белый/ черный
Наиболеезначимыми являются противопоставления белого и черного (светлого и темного),соотносимого с оппозициями жизнь/смерть, хороший/плохой и др., а также триадабелый- красный -черный. Символика каждого из этих цветов дуалистична.
Белыйцвет, белое — в народной культуре один из основных элементов цветовойсимволики, противопоставленный, прежде всего черному и красному. Всимволической сфере корреляция белый/черный (светлый/темный) может входить вэквивалентный ряд с парами хороший/плохой, мужской/женский, живой/мертвый,отчасти молодой/немолодой (старый) и т.д. Возможна корреляция белый/небелый, итогда белый цвет способен означать сакральность, чистоту, плодородие, свет.
Многиеиндоевропейские народы знают белый траур. Русские же традиционно извещали осмерти, вывешивая на избе белый «плат» или полотенце, которым«приходящий покойник сорок дней утирал слезы». На русском Севереизвестна белая погребальная одежда, обряжение девушек-покойниц в белое связанос обрядом похорон-свадьбы. В образе женщины в белых одеждах представлялисмерть. Известен фразеологизм «белая смерть», в некоторых заговорахбольной называется белым, а здоровый красным. Рязанские крестьяне верили, чтособирать во сне белые цветы — к покойнику. Смерть предвещали во сне белые гуси,кони, козы; болезнь — увиденная во сне девушка в белом.
Белыеодежды характерны для духов, мифологических персонажей. Белуном иногда называютдомового, белой бабой — русалку, белым огромным существом представляют упыря.Во все белое одевали женщин, исполняющих некоторые обрядовые роли. Такимобразом, почти вся нечистая сила одевается в белое, в то время как черт носитчерный костюм и сам черен. Белые животные и птицы, особенно редкие или несуществующие,считаются особыми, колдовскими или царями над своими сородичами. В белыхживотных превращаются лежащие в земле клады. В то же время белый цвет можетзащищать от сглаза, порчи; белыми считались некоторые (чистые) дни постов ипраздников .
Наиболееконкретной и однозначной символикой обладает черный цвет, который ассоциируетсяс мраком, землей, смертью, выступает как знак траура (в семьях, где был траур,красили пасхальные яйца в черный или другие темные цвета — зеленый, синий,фиолетовый). Черного цвета обычно демонологические персонажи (появляются в видечерного животного или предмета): черт, банник, овинник, полевой дух.Распространены мотивы черных животных: коня, курицы, кошки и свиньи. Появлениечерного животного после смерти колдуна — свидетельство того, что из него вышелчерт.
Вмагической практике использовались предметы черного цвета и жертвенныеживотные. Нож в черных ножнах защищает от испуга; черный терновый шип забивалимертвецу под ногти, «чтобы не ходил»; черную курицу обносили вокругпосевов от града и приносили в жертву чуме. Яйцо черной курицы помогало откуриной слепоты, а молоком черной коровы тушили пожар, зажженный молнией.
Красныйцвет, красное — в народной культуре один из основных элементов цветовойсимволики, выступающей в оппозиции белое/красное, или в триадебелое/красное/черное, где красное противопоставлено белому как не- белое,«окрашенное», «темное». Символика красного цветаамбивалентна. Красный — цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннегомира, хтонических и демонических персонажей. Красный цвет наделяется защитнымисвойствами и используется как оберег. Особо значимы в народных представленияхкрасная нить, красное полотно, красное яйцо.
Связькрасного цвета с огнем отражается в языке (пустить красного петуха), легендах,объясняющих наличие красного цвета в окраске животных; русских поверьях: окрасном летающем огненном змее (Русский Север Сибирь); о «бабе в красномказане» (персонификация пожара; Рус. Север); об огненно-красном полевике,который кажется людям россыпью искр (вологод.). Связь красного цвета с кровьюпроявляется в свадебной символике, часто пояс красного цвета являетсянеотъемлемой частью костюма несовершеннолетней девушки. Наличием свежей крови втеле «нечистых покойников» (упыря, колдуна) объясняется красный цветих лиц. Значение красного цвета как неординарного, исключительного обусловленооценочной семантикой красный «красивый, ценный, парадный». Понародным поверьям у главной змеи гребень красного цвета (Рус. Север) .
Продуцирующаясемантика красного реализуется в свадебном обряде, в календарно-хозяйственнойобрядности, где символизирует изобилие, плодородие: так, последний снопподвязывают красной пряжей, ниткой или платком. При первом выгоне скотинеподвешивали колокольчик на шнурке красного цвета. В родинных обрядах красныйцвет выступает как символ жизни, здоровья; пуповину перевязывали красной нитью,считали, что красный цвет кожи новорожденного свидетельствовал о егодолголетии. В погребальной обрядности выражена символика красного цвета какпринадлежащего «тому свету» и одновременно защищающего от опасногоконтакта с потусторонним миром. Покойнику могли связывать руки и ноги краснойнитью, белорусы клали поперек тела покойника красную нить, часто и головнойубор для покойного делался из материи красного цвета. Гроб несколько раз изконца в конец обматывали красной шерстяной нитью, беременная завязывала нитькрасного цвета на пальце, когда шла прощаться с покойным. Иногда в поминальныедни из дома выносили все красное. На Русальной неделе перед Троицей поминалиутопленников, разбивая на их могилах красные яйца. Красный цвет (платок, лента)присутствует в восточнославянских обрядах «крещения» и похоронкукушки.
Красныйцвет выступает как оберег, его семантика соотносится с апотропейной семантикойокрашенного предмета (наиболее значимыми оказываются нить и шерсть) илирастения. Красной краской чертили магический круг, на Пасху умывались водой, вкоторую были положены красное яйцо или растение. В качестве апотропея илечебного средства широко использовалась красная нить, ее привязывали на рукуили ногу, оставляли висеть на кустах растений. От боли в суставах обвязывалируки красной шерстью, нитками, полосами ткани, считалось, что это защитит и отлихорадки, испуга. Красный цвет способен защитить от змеи, мышей, волка;отогнать злых духов и непогоду.
Краснымцветом отмечены многие мифологические персонажи: так, дворовой может выглядетькак толстая змея красного цвета. Красного цвета глаза у ведьмы, русалок; кожа учертей, мифических инородцев; волосы или шапка у домового, русалки, лешего;платье лешачихи и рубаха домового, штаны лешего и шарф черта. «Женщины вкрасном» — вестницы несчастья.
Красныйв заговорах — постоянный эпитет мифических персонажей: красная девица, красныйконь. Повсеместно у славян используется в любовной магии красная нить, красныесемена растений. При пропаже скотины делают «относ» русалкам: лапти,онучи, хлеб и соль перевязывают лентой красного цвета и относят на перекрестокв лес. В святочных гаданиях лента красного цвета символизировала рождениеребенка. Преобладание красного цвета в радуге обещает здоровье и хорошийурожай, богатство. Красные дни в народном календаре приходятся на Страстную,пасхальную, Фомину (Красная горка) недели.
Комбинациякрасный- белый противостоит сочетанию желтый- черный в значении жизнь/смерть,свет/тьма, здоровье/болезнь. Сочетание красный- белый, поэтому характерно дляамулетов. Красный может соседствовать и с синим цветом в том же значении.Сочетание красный- черный характерно для мифологических персонажей, преобладаетв костюмах ряженых .
Врамках славянской традиции можно с уверенностью утверждать, что красный цветявляется доминантным в семантической структуре ритуала. Маркировка краснымцветом — наиболее архаичный и универсальный способ моделирования ритуальныхобъектов. Это наглядно выражено в функциях красной нити, красного пояса,маркировки ритуальных полотенец, в структуру которых обязательно включенакрасная нить.
Семантикакрасного цвета реализуется в универсальной оппозиции белое/ черное, котораятрансформируется в динамическую трехчастную структуру белое/ красное/ черное.Эта триада составляет инвариант цветовой классификации, на основании которойстроится система отношений семантики цвета в традиционной модели мира.Ритуальное значение красного цвета обеспечивает его позиция, как среднего членатриады, маркирующая границы в системе двоичных противопоставлений.Промежуточная позиция красного между белым и черным идентична позиции тени втриаде свет/тень/мрак, где тень противопоставлена свету, но в то же время несовпадает с мраком. Эта своеобразная амбивалентность красного цвета исоставляет основу его характеристик в качестве ритуального символа. Вовременном коде день/ утро (вечер)/ ночь красному цвету соответствует утро(вечер), в календарном цикле лето/весна (осень)/ зима соответственно весна(осень). В пространственном коде красному цвету соответствуют маргинальныезоны: порог дома, ворота, изгороди — суть границы внутреннего и внешнего,своего и чужого пространства .
Этицвета являются главенствующими в народном орнаменте. Рассматривая периодизациюславянского язычества, на примере поклонения упырям и берегиням, мы убедились,что почти все культы пронизаны дуалистическим характером, так же как исемантика вышеупомянутых цветов. Бело-красная вышивка на рукавах. Подолаходежды, на полотенцах и т.д. носят с одной стороны защитную функцию от тех жеупырей и берегинь, а с другой стороны, мы видим поклонение и почитание этихмелких божеств. В символах плодородия, рода и рожаниц мы тоже наблюдаемнеразрывную триаду цветов, составляющих орнамент.
2.2Синий / желтый / зеленый
Семантикажелтого/ зеленого и синего цветов тоже весьма неоднозначно. Желтый – цветсолнца, света, а если он и выступает в роли золотого, то это цвет предстает какзнак избранничества, счастья, и высшего суда. Подобное представление сложилосьеще в рамках солнечного культа. С другой стороны желтый осмысляетсяпреимущественно негативной оченкой.
Желтыйцвет, желтизна — признак, наделяемый в народной культуре преимущественнонегативной оценкой. Желтый цвет часто осмысляется как символ смерти; болезни
Желтыйв цветовой характеристике мифологических персонажей встречается редко.Мифические существа, которые водят души на «тот свет», являются вжелтых тонах, у домового волосы желтого цвета, одна из лихорадок называетсяжелтой
Зеленыйцвет, зеленое — в народной культуре соотносятся с растительностью,изменчивостью, незрелостью, молодостью. Отмечено восприятие зеленого цвета какблестящего, сияющего, сходного с золотым и желтым. Особенно характерны такиепредставления для южных славян .
Продуцирующаясимволика зеленого цвета проявляется в весенней и свадебной обрядности. Всвадебных песнях часто встречаются образы зеленого жита, бора, луга. Впогребально- поминальных обрядах зеленый выступает как цвет «тогосвета”Зеленый цвет может быть атрибутом „чужого“ пространства, гдеобитает нечистая сила, куда изгоняются духи: зеленая гора и т.п. Зеленый цветприсутствует в описаниях хтонических существ. Синий — цвет неба, в сочетании сбелым –цвет чистоты. Но в большинстве своем синий цвет описывается какнегативный.
Итак,рассмотрев значения этих цветов, можно сказать, что они, как и белый / черный /красный носят двойственный характер. Они очень редко используются в орнаменте ив культах поклонения.
Такимобразом, цвет является одним из признаков, определяющих естество объекта. Цветможет определять смену смыслов вещиНа примере влияния цвета можно видеть, какматериальные качества объекта „делают“ знак, управляя егосодержанием.
3.Отдельные ремесла
Вэтой главе мы рассмотрим отдельные ремесла, на которых так или иначе отразилисьверования древних Руси.
3.1Борецкая роспись
Средилегенд и преданий бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновенииборецкой росписи.
Московскийцарь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские.Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородскихво главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшегоновгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил тудавойско, покорил Новгород, а Марфа Борецкая вместе с боярами сбежала на СевернуюДвину. Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высокимвалом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок — от фамилиивладельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст. Сейчас Борок толькопристань в 7 километрах от Городка да несколько близлежащих деревень.
Очевидно,среди бежавших были и художники иконописцы и художники миниатюрной живописи ирукописных книг. Передавая свое мастерство из поколения в поколение, онисохранили лучшие традиции народного искусства древнего Новгорода на протяжениинескольких столетий.
Прялочки,украшенные этими росписями, разнятся между собой, но по колориту икомпозиционной схеме составляют единый вид северодвинской белофонной росписи,отличной от других видов росписей Северной Двины — пермогорской и ракульской.
Борецкие прялки „корневые“, то естьвыпоненные из одного куска дерева. Лопаска из ствола, а донце из корня. Онивелики по размеру, имеют широкую лопаску, четкий красивый ряд крупных городков(головок, бобышек, бобочек), две круглые серьги, нарядную фигурную ножку.Роспись ее сверкает белизной фона, на нем ярко горит красный ведущий цвет растительногоузора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придаетим праздничность и нарядность.
Ведущими цветами борецкой росписи на ранних прялках, где изображена сценасватовства, была яркая киноварь, глубокая изумрудная зелень с белой оживкой иохрой, которая воспринимается как золото..
Изумрудный конь сверкает киноварной упряжкой, кругом из красной киноварнойземли подняли свои золотые головы царственно — прекрасные тюльпаны. На ихкрасных стеблях раскачиваются темно — изумрудные листья с воланчиками.Тюльпановидные цветы были характерны для иконописи ХVII-XVIIIвв. Растительныйузор, крупный, сочный по цвету, полон динамики.
Со временем орнамент борецкой росписи утрачиваетсвою крупную форму, лишается пластики рисунка, теряет сочный колорит. В концеХIX в. приходит дробный узор, лишенный общего ритмичного движения, яркая, невсегда гармоничная многоцветность с добавлением сусального золота и полнаяскованность композиции.
В Борецкой росписи хорошо прослеживаетсядревнерусский орнамент, и традиционно украшающий домашнюю утварь красный цвет.
3.2 Холмогорская роспись
Мастера этой росписипроживали в селениях по берегам рек Ваги, Устьи и Кокшеньги. Центрами, гдеразвивалась роспись, были деревня Глубоковка и город Шенкурск. Отсюда названиеросписей — глубоковская и шенкурская. В Глубоковке среди проживавших в нейраскольников имелись иконописцы, переписчики рукописей, знавшие живописный играфический орнаменты Древней Руси, которые и стали мастерами росписи. Мастераглубоковской росписи использовали приемы народной орнаментации и иконописногомастерства…
Заслуга открытия иизучения Шенкурской росписи принадлежит писателю и исследователю Ю. А. Арбату…Шенкурская роспись распространилась по селениям на берегах реки Ваги. Онаотличалась от других северных росписей своей композицией, орнаментом, цветовойгаммой. Для нее характерен оранжевый или красный фон, но встречались иохристо-желтый, и изумрудно-зеленый, и темно-синий. Ей свойствененрастительныйорнамент. Бордюры — красного тона.
У Шенкурских прялокесть несколько своих особенностей. В редких случаях деревянная основавытесывалась из одного куска дерева — ствола и корня. Обычно же шенкурскаяпрялка состоит из двух частей — широкой лопасти на точеной ножке и приделанногона шипах донца (копыла, или подгузника). Верх лопасти украшен главками в виденаконечника копья. В нижней части лопасти или на ножке почти обязательноставился год изготовления, а иногда и инициалы хозяйки-заказчицы.
Существовало два видаросписи. Первый, более распространенный — это три светлых цветка на красномфоне, расположенных по вертикали. Они напоминают розу, но сильноорнаментированы, причем вариантов орнаментации бесконечное множество. Какправило, нижний цветок отличается от среднего, а средний от верхнего,уменьшенного, большей сложностью и пышностью. Каждый из пяти или шестилепестков делится на несколько частей, окрашивается в разные цвета, украшаетсячерными линиями, белыми, золотыми или серебряными „оживками“. Стольже разнообразны и сердцевины цветов, иногда слегка напоминающие хохломскую»травку".
В Шенкурском районераспространен и другой тип прялок. На том же красном фоне изображаются трицветка: цветы свободные, шесть лепестков не вырисованы, а сделаны легкимимазками, затухающими к центру, в середине завиток травки, очень близкий и кхохломской, и к русскому травному орнаменту XVII века.
В центральных районахПоважья сложилась яркая художественная культура домовой росписи. Росписью здесьукрашались как интерьеры домов, так и фронтоны, подшивки балконов и свесовкровли. В росписи интерьеров и мебели в домах Поважья широко применялисьразличные композиции с цветочными мотивами и солярными розетками, вазоны сбукетами симметрично расположенных цветов, характерные для периода классицизма,но активно использующиеся в народных росписях второй половины 19 столетия. Вотличие от многих других районов центральной России, Севера, Урала, Алтая иСибири, где получили распространение кистевые росписи, выполненные в свободнойживописной манере, важские росписи характеризуются большей графичностью, болеечетким рисунком, хотя и выполнялись живописными приемами наслаивания исмешивания красок.
Цветочные мотивы вросписях стилизованы, порой приобретают геометризованные формы розеток.Композиции букетов цветов в росписях, украшающих филенки шкафов, близкикомпозициям букетов на важских прялках. Были в Поважье и мастера, благодарякоторым сформировалась местная художественная школа росписи.
В шенкурской росписитоже сохранился ромбо-точечный вид орнамента, который можно рассмотреть наработах мастеров 19 столетия. Также можно отметить, что главенствующую роль по-прежнемузанимает красный цвет, но уже в сочетании с оранжевым и желтым.