Реферат по предмету "Культура и искусство"


Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России

Министерство культуры Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры»
Факультет культурологии
Кафедра социально-культурной деятельности
Курсовая работа
Сеть учреждений культуры для детей иподростков в России
Исполнитель: Клепцова Юлия
Игоревна, студентка гр. мк-11а
Научный руководитель:
к.п.н. Мельникова Н.С.
Пермь 2010

Содержание
Введение
Глава 1. История становления и развития сети учрежденийкультуры для детей и подростков
1.1 Сеть учреждений для детей и подростков в«досоветской» России
1.2 Учреждения для детей и подростковв Советское время
Глава 2. Деятельность учреждений культуры для детей иподростков в «постсоветское» время
2.1 «Перестройка» и ее влияние на деятельностьсети УК для детей и подростков
2.2 Сеть и типы учреждений культуры для детей и подростковв г. Перми. Анализ деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Данная работа посвящена теме «Сеть учрежденийкультуры для детей и подростков в России».
Актуальность исследования: «Главное преимуществовысокоразвитой страны связаны человеческим потенциалом, во многом определяющимсяобразованием». [8, c.3] Сегодня образованность человекаопределяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитиемкак личности. Современный ребенок должен легко ориентироваться в традициях отечественнойи мировой культуры, в современной системе ценностей, должен быть готов и способенк активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору,самообразованию и самосовершенствованию. Именно эти требования к образованностисовременного человека и могут быть удовлетворены благодаря дополнительному образованию,которое реализуется в работе учреждений культуры для детей.
Социальная значимость проблемы: своеобразиесовременного этапа развития государства, противоречивость социальных отношений,недостаточное внимание взрослых к проблеме социального развития молодёжи требуетсегодня анализа и переосмысления функций и деятельности сети учреждений культурыдля детей и подростков.
Цель работы — изучение становления сети учрежденийкультуры для детей и подростков в России и анализ их работы.
Основные задачи:
1. Изучить становление и развитие сети учреждений культуры в России в«досоветский» период
2. Изучить развитие и работы сети учреждений культуры в «советский»период
3. Выявить влияние «Перестройки» на деятельность учреждений культурыдля детей и подростков
4. Проанализировать деятельность учреждений культуры для детей и подростковв г. Перми
Предметом исследования является сеть учрежденийкультуры для детей и подростков в России.
Объектом исследования выступают различные учреждениякультуры для детей и подростков.
Основные методы исследования:
· опрос представителей учреждений культуры
· метод эмпирического исследования (изучение литературы и других источников)
· метод теоретического исследования (метод теоретического анализа исинтеза)
· метод обработки материала
Степень разработанности проблемы: Данная проблемаисследовалась такими авторами, как И.Н. Ерошенков, Г.И. Фролова, В.М. Рябков, КиселеваТ.Г., Жарков А.Д., Харламов И.Ф., Новикова Л. И.
Структура курсовой работы: В первой главе пойдетречь об истории развития учреждений культуры для детей и подростков со времен ДревнейРуси до «перестройки». Вторая глава посвящена деятельности учрежденийна современном этапе. Она раскроет влияние «перестройки» на работу учрежденийи на систему внешкольного образования. Так же дана характеристика современного развитияучреждений в России на примере их развития в городе Перми. На примере работы ДворцаДетского (Юношеского) творчества более подробно раскрывается работа учреждений дополнительногообразования.
Глава 1. История становления и развития сети учрежденийкультуры для детей и подростков
В данной главе рассказывается о становлении и развитиисети учреждений культуры для детей в России. Первый параграф посвящен становлениюсети учреждений культуры для детей и подростков со времени Древней Руси и ее развитиедо Октябрьской революции. Второй параграф раскрывает развитие данной сети во времявластвования советской власти, о возникновении и развитии сети учреждений клубноготипа, о возникновении и развитии внешкольного образования. Разработкой данных проблемзанимались Рябков, Ерошенков, Фролова.1.1 Сеть учреждений для детей и подростков в «досоветской»России
В данном параграфе представлено становление сети учрежденийкультуры для детей и подростков, основные факты и события, повлиявшие на ее развитие.Так же рассказывается о досуге детей и подростков. Большое внимание уделено клубамШацкого, которые внесли огромный вклад в развитие дополнительного образования.
Во все времена и в любом обществе воспитанию подрастающегопоколения уделялись особое внимание и забота, так как от этого зависит будущее общества,его процветание. Так было и в Древней Руси.
История воспитания детей в России уходит вглубь веков.У каждого народа Древней Руси, по свидетельству Нестора, имелись обычаи и нравы,законы и предания, в духе которых и воспитывались дети. Со времен Владимира Мономахаучреждаются народные училища, в которых государство воспитывало детей. «ПоучениеВладимира Мономаха — человека, гражданина и христианина» представляли собойсистему воспитания. В ней провозглашались такие правила поведения для юношей: неревнуйте, благоволите старым, управляйте собой, кормите убогих, управляйте милостью,любите ближнего, Бога и Отечество. Особенно бурно развивается сеть общественныхинститутов воспитания в петровскую эпоху. Именно при Петре I осуществляется реформа в области культуры и просвещения. Принем появилась светская школа и тем самым была ликвидирована монополия духовенствана образование и воспитание. Им была основана целая сеть специальных учебных заведений,открыт первый русский музей «Кунсткамера» с публичной библиотекой. Онпоощрял создание начальных — «цифирных» — общедоступных школ.
В эпоху Возрождения особенно усиливается роль светскоговоспитания, неизменно возрастает роль социального педагога, развивается народноетворчество, происходит процесс демократизации культурно-воспитательной деятельности.
Капитализм окончательно разрушает семью и сводит нанет домашнее воспитание. Оно становится целиком общественным. Социальный педагогзанимает ведущее место. В самой системе воспитания и образования центральное местоотводится гуманитарным наукам, идет процесс эстетизации воспитания и образования.Дьюи даже считал, что «эстетический опыт лежит в основе любого человеческогоопыта». [5, c.66 — 67]
Кроме воспитания одной из проблем так же была организациядосуга для детей и подростков. Во все времена огромное место в досуге детей занималиигры.
Игровая деятельность в самых различных видах не толькозаполняют досуг детей, но так же оказывают на них большое воспитательной воздействие.
Игры берут свое начало в глубокой древности. Особеннобурное развитие игры получили в Древней Греции. Христианство враждебно относилоськ играм. В России церковный собор XVI в.Осудил скоморошьи потехи, в XVII векецарь Алексей Михайлович вообще их запретил. Петр I ввел ассамблеи, карнавалы, фейерверки. После Петра I «бесовские» игры были запрещены. Однако игры невозможнобыло вытравить, и они продолжали жить. Более того, игры развивались и совершенствовались.Важной формой организации отдыха подростков и юношей являются балы и карнавалы.Их развитие начинается с XVII века.Они посвящались важным событиям, знаменательным датам в жизни подростков [5, с.100].
Яркой формой организации досуга подростков являютсяпраздники. История детских праздников невелика. До Октябрьского переворота детскиепраздники организовывали благотворительные общества и зарождающиеся учреждения культуры:народные дома, избы-читальни, клубы.
Досуговая сфера жизнедеятельности российского обществав XVIII — XIX векахпредставляла собой сложное и многогранное явление, отражающее все своеобразие историческогоразвития страны. Обособленность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархическойсоциальной лестницы, определение их прав и привилегий обусловили формирование достаточнозамкнутых досуговых общностей, в рамках которых вырабатывались собственные представления,взгляды на досуг, нормы и правила поведения.
Досуг подростков-крестьян. Русское крестьянствоотличало доминирование половозрастной обособленности в проведении свободного времени.Для молодежи были характерны посиделки, весеннее-летние хороводы. Особую роль посиделкизанимали в жизни подростков и молодежи. Посиделки проводились в осеннее-зимний период,для чего снималась специальная изба у малоимущих крестьян за различного рода помощь,отработки, денежную и натуральную оплату. Эту избу можно считать одним из прообразовучреждений культуры для подростков. Праздничная посиделка называлась «беседа»,менялась одежда, угощение, содержание разговоров. На смешанных посиделках девушкии парни ближе знакомились друг с другом, играли в супруга и супругу. Практическиисчез к началу XX века молодежныйхоровод как традиционный вид молодежного досуга. Более устойчивой оказалась посиделка.Но в ней наряду с танцами, песнями большое место стали занимать разнообразные беседыинформационного характера: городские новости, читки художественных произведений.[3, С.26]
Культурные ориентации и способы проведения свободноговремени в купеческой и мещанской среде. Наиболее разнообразными были формы проведениядосуга у мещанской молодежи. Знакомство между парнями и девушками завязывалось навечеринках — своеобразных сборищах, близких по смыслу способам проведения к традиционным«вечеркам», или «беседам», которые бытовали в осенне-зимнийпериод среди крестьянской молодежи. В отличие от крестьянских мещанские вечеринкибыли менее многолюдны, собирали, как правило, не более 6-7 пар, причем без предварительнойдоговоренности, и без приглашения на такие вечера обычно никто не являлся. Мещанскиемолодежные вечеринки устраивались чаще всего в субботние, воскресные или праздничныедни. Если на селе обычном местом сбора молодежи было специально снятое помещение,то молодые люди из мещан собирались на квартире у кого-нибудь из участников вечера,правда, иногда, особенно для праздничных вечеринок «откупала» избу.
Наиболее распространенными играми на вечеринках ремесленно-слободскихмещанских подростков были «краски», «колечко», флирт цветов",«телефон» и тому подобные игры. [3, С.33 — 35]
В зажиточных и более культурных слоях мещанства, ориентированныхна проведение досуга в формах, близких купеческим, дворянским, для подростков имолодежи утраивали домашние вечера. Дети из зажиточных семей нередко проводили времяна танцах под духовой оркестр в клубах. Большим успехом среди молодежи пользовалисьоткрытые балы и вечера в Купеческом собрании, билеты на которые раскупались задолгодо объявленной даты.
На рубеже XIX-XX веков было положено начало организациидосуга детей из бедных семей.
История создания детских общественных организаций начинаетсяс дореволюционной России. Первые добровольные объединения подростков в России создаютсяеще при Николая II. С его ведома в школах и училищах создаютсяотряды мальчиков-разведчиков. В апреле 1909 г. В Павловске был создан лучший скаутский отряд, а в 1914 году создается Всероссийское общество «Русский скаут».К 1917 г. скаутские организации функционировали в 143 городах России и насчитывали50 тыс. ребят. Однако массового распространения скаутское движение в России не получило,хотя ставило оно благородные задачи воспитания защитника Отечества.
Наиболее значительными среди дореволюционных детскихклубов, связанных с прогрессивной интеллигенцией, были клубы С.Т. Шацкого в Москве.Принципы, содержание и методы их работы оказали потом огромное влияние на становлениеи развитие воспитательной работы.
Создание детских клубов было основной частью педагогическойработы, которую предполагалось проводить среди детей московской бедноты. Клуб былоткрыт в Бутырском районе.
Клуб привлекал С.Т. Шацкого прежде всего возможностьюорганизовать широкое общение детей и вместе с тем развить их активность, самостоятельность.
Первоначально дети объединялись по принципу товарищества.Собираясь по вечерам в клубах, они принимали участие в играх, праздниках, прогулках,слушали рассказы педагогов, сами устраивали катки, площадки для игр и т.п.
Основное внимание педагогов в клубах было направленона поиски общественных форм воспитания, например детских собраний-сходок, способствующихорганизации общественного мнения в детской среде.
Постепенно, глубже изучая психологию детей и анализируяэффективность клубного воздействия, Шацкий приходит к выводу о необходимости развиватьв клубе в первую очередь интересы ребят. Для их выявления в конце первого зимнегосезона деятельности клубного общества «Сетлемент», организованного в ноябре1906 года, среди его посетителей была проведена анкета, выявившая обычные занятиядетей, их семейное положение, отношение к своему клубу, их требования к клубу. Ноглавное, анкета помогла организаторам выяснить отношение к клубам «Сентлемента»родителей клубистов и школьных учителей.
В результате с 1908 года в клубах Шацкого начался новыйэтап. Структура клуба оставалась прежней — те же занятия, те же общие собрания-сходки,развлечения. Но содержание работы значительно углубилось: ребята приходили заниматьсяинтересующим их делом. Составной частью клуба стал кружок.
С годами С.Т. Шацкий все большее значение стал придаватьтрудовому воспитанию. Он считал, что и начинать создание клубов надо с мастерских,работая в которых дети приобщаются к жизни, привыкают к организованности. Поэтомузанятия проводились и в клубных мастерских: столярной, слесарной, переплетной, сапожной,швейной. Кроме этих помещений, были отведены комнаты для занятия рисованием, библиотека-читальня,была оборудована обсерватория. В зрительном зале со сценой устраивались спектакли,концерты с участием собственного хора, проводились собрания. Организовывались общиепосещения музеев, театров, загородные прогулки.
Весной 1908 года общество «Сетлемент» постановлениеммосковской администрации было закрыто «за попытку проведения социализма средималеньких детей». Примерно через год кружок Шацкого возобновляет в Москве своюработу под названием общество «Детский труд и отдых».
Под влиянием развития клубной работы в 1907 году напедагогических курсах в Петербурге было создано общество «Фребеличе»,члены которого стали проводить по воскресениям «детские утра» для детейот 5 до 9 лет. Несколько позднее в память о педагогических идеях и делах Л.Н. Толстогов 1910 году было решено создать новое воспитательное и образовательное учреждениедля детей беднейших слоев населения — Народный детский дом имени Л.Н. Толстого.
В Народном детском доме в отличие от клубов Шацкого,с его стремлением проводить работу интенсивно, работа была организована экстенсивно,обращалось внимание на количество детей, которые могут посетить клуб. Этого требовалиособенности времени.
Организация работы с детьми в стране переходит от отдельныхлиц к педагогическим обществам и кружкам. Особенно сильный размах клубная деятельность,проводимая педагогическими обществами, получила в 1910 году, который характеризовалсяв стране новым революционным подъемом. Теперь практически не существовало такогопедагогического общества или кружка, который не занимался бы этой работой.
В Казани были созданы так называемые «детскиесобрания», по структуре своей близко стоявшей к клубам Шацкого. В Симбирскена площадке для игр уже существовали постоянно действующие кружки для детей: столярныйи лепки. Для участников кружков устраивались экскурсии, лекции, выставки их работ.
В большинстве провинциальных городов педагогическиеобщества организовывали площадки для игр (Томск, Челябинск, Омск, Курган и др.),проводили праздники, елки, детские утренники, игры, беседы, лекции с волшебным фонарем,экскурсии, спектакли. [1]
Популярность детских клубов привела к тому, что нарядус деятельностью клубов для бедных детей стали создаваться клубы и для детей из состоятельныхсемей. Однако эти клубы носили другой характер, выполняли иные воспитательные функции.Дети, посещавшие клубы, обучались в школах, их воспитанием занимались в семье. Поэтомузанятия в клубах для них были развлечением и носили, как правило, спортивный характер,как в клубах скаутов. Эти клубы открыто выражали классовый характер и поддерживалисьофициальными властями (общества «Сокол», «Русский скаут» и др.).
По своим целям, организации, сравнительно высокомучленскому взносу, обязательной форме и пр. такие клубы были доступны лишь узкомукругу детей и широкого распространения в России не получили. Так, в 1915 году клубы«Скаутов» были созданы лишь в Петрограде, Царском селе, Москве, Киевеи ряде провинциальных городов.
Результатом широкой клубной деятельности явилось обсуждениевопросов о клубной работе с детьми на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования (декабрь1913 — январь 1914 г.), где клубы были признаны «необходимой общественно-педагогическойорганизацией». [4]
Вывод:
1) творческие усилия передовых педагогов дореволюционноговремени, направленные на радикальную перестройку внутренней жизни школы, нашли своевыражение как в опытах создания клубов — отдельными лицами и коллективами, так ив официальных попытках оформить признание правильности и законности этих опытов.
2) в условиях царского самодержавия создание детскихклубов не оказывало серьезного влияния на изменение жизни детей страны, но опытлучших дореволюционных детских клубов, созданных прогрессивной педагогической интеллигенцией,показал, что именно в клубах возможна широкая агитационная и просветительная работа,развитие самодеятельности, активности интересов ребят, их трудовое воспитание, организацияразнообразного досуга.
3) В Досоветский период учреждений культуры для детейи подростков как таковых не существовало, но прообразы данных учреждений занималисьв основном воспитанием подрастающего поколения, мало внимания уделялось досугу иинтересам самих детей, развитию их творческих способностей. Досуг начал играть важнуюроль при Петре I, когда стали проводиться различные балыи карнавалы для детей и подростков. Досуг на Руси среди подростков был дифференцирован,но главной целью досуга было общение между молодыми людьми, знакомство с целью замужества.С целью общения детей и подростков С.Т. Шацкий позже создает клубы (Правда вскореих главной целью становится развитие интересов ребят). И на сегодняшний день потребностьв общении среди детей и подростков является одной из самых главных и реализуетсяв учреждениях культуры и досуга
4) В связи с дифференциацией досуга встал вопрос оборганизации досуга для малообеспеченных детей, с этого момента и начинается историясобственно учреждений культуры и досуга для детей, различных обществ и объединенийпо интересам. Целью этих учреждений уже было не только воспитание и организациядосуга, но и реализация индивидуальных способностей личности, что помогало детямразвиваться и самоопределяться в жизни.1.2 Учреждения для детей и подростков в Советское время
Опыт работы детских клубов до революции был использованпри создании советских детских клубов. С победой Октябрьской революции для успешногостроительства коммунистического общества необходимо было воспитать нового человека- гражданина Советской России, преданного партии и своему государству, инициативного,активного, политически грамотного и образованного. Поэтому социалистическая революцияс первых дней с особой остротой поставила вопрос о социальном, общественном воспитанииподрастающего поколения. Требовалось разработать теорию коммунистического воспитанияи создать государственную систему образовательных и воспитательных учреждений.
Создав Народный комиссариат просвещения, советскоеправительство положило начало государственной деятельности в области народного воспитанияи образования.
Для руководства социальным воспитанием при Наркомпросебыл создан центральный орган — Главное управление социального воспитания и политехническогообразования (Главсоцвос), ведавший дошкольным воспитанием и школьным образованиемдетей, охраной детства, внешкольной работой среди детей и подростков, а так же повышениемквалификации педагогического персонала.
Таким образом, впервые в истории страны в государственноммасштабе были организовано внешкольное образование детей.
Вопросы социального воспитания и образования с особойостротой встали в период Гражданской войны. Сотни детей остались без крова, безродителей, без домашнего и школьного воспитания.
Советское правительство предполагало осуществить полноесоциальное обеспечение детей в возрасте от 3 до 17 лет. Однако, в период гражданскойвойны для молодой республики эта задача оказалась непосильной, было введено лишьсоциальное обеспечение для беспризорных детей. Органы народного образования приступилик реорганизации школы, идея социального воспитания в области внешкольной работынаиболее полно воплотилась в создании клубов для детей. [3]
Детские клубы создавались по всей стране. Так, в 1918году в Москве насчитывалось 10 клубов для подростков, в Петрограде — более 20. ВТомске были открыты Дом юношества и детский клуб «свободных детей». Вг. Звенигороде под Москвой — детский клуб для детей от 9 до 14 лет. По свидетельствуА.В. Луначарского, в 1919 году в г. Костроме на 70000 жителей было создано 12 детскихклубов, в каждом из которых занималось от 150 до 400 детей. В этом же году на однойиз станций Виндавской железной дороги, недалеко от Москвы, создается детский железнодорожныйклуб с различными кружками и библиотекой. В Саратове был организован первый детскийклуб с кружками, а так же клуб подростков. В Ясной поляне под Тулой в память о педагогическойдеятельности Л.Н. Толстого создается первый детский город имени III Интернационала. В Волокаламском уездеМосковской области — детский городок, в котором с ребятами проводилась клубная,художественная, экскурсионная, опытническая и другие виды работ.
Клубы рассматривались как «Своеобразные проводникипедагогического влияния на детей», поэтому, несмотря на трудности переживаемогомомента, — был утвержден довольно большой штат воспитателей. Педагог выделялся накаждые 20 — 25 человек, посещавших клуб.
Детские клубы этого времени можно разделить на нескольковидов в зависимости от организационной структуры и характера деятельности.
Обычно клуб располагался в помещении с несколькимикомнатами. Считая клуб вторым домом для детей, педагоги особое внимание обращалина создание уюта в клубе. Вводилось своеобразное «членство». У всех детейбыли свои членские билеты, но они не вносили взносов. Оно существовало скорее дляучета детей, так как клубистов обеспечивали питанием. Внутриклубная работа представляласобой следующее: все дети делились на возрастные группы, в каждой был руководитель- воспитатель, принимавший участие во всех делах и начинаниях детей. Наряду с нимисоздавались кружки по интересам, где занимались дети из разных возрастных групп.В клубах также проводились беседы, чтения вслух, экскурсии, прогулки, праздники,игры, трудовые и художественные занятия. Последние организовывались для всех детей.Всю внутриклубную работы воспитатели пытались построить на детском самоуправлении.Основным органом, направляющим клубную жизнь, было регулярно проводимое собрание,где детьми совместно с руководителями решались вопросы жизни клуба, осуждались ошибкии проступки отдельных ребят, вырабатывались традиции клуба. Каждая группа выделяластаросту. В клубе создавался старостат, члены которого осуществляли клубное дежурствои регистрацию посещаемости.
Особое внимание уделялось на привлечение к работе клубародителей. Поэтому педагоги бывали в гостях у клубистов и беседовали с родителями.В свою очередь дети бывали в гостях у руководителей клубов. Подобные посещения воспитателейи детей на дому создавали дружеские взаимоотношения между ними. Многие клубы налето выезжали в летние лагеря.
Клуб не мог существовать без программы. Педагоги, неимея клубных программ, обращались к школьным. Распространенная в те годы практикакомплексных программ была привлечена и в клубную работу.
Под влиянием программ-комплексов появилось новое противоречиев решении вопроса о развитии интересов: руководители утверждали, что клуб отличаетсяот школы тем, что удовлетворяет интересы каждого. Но, вводя комплексную программузанятия, они не давали простора для развития интересов, суживала эту работу рамкамиизбранной темы. Взгляды на клуб, как на беспрограммное учреждение, объясняемые вопределенной степени спецификой времени и первыми поисками создания нового воспитательногоучреждения, мешали углублению клубной работы, тормозили превращение клуба в учреждение,развивающее индивидуальные особенности подрастающего поколения. Первостепенное вниманиепедагоги уделяли развитию трудовых навыков. В клубе создавались мастерские: столярные,швейные, ткацкие, переплетные. Но возможности клубов часто были ограничены, частовсе сводилось лишь к простейшему ручному труду — картонажу, переплетному делу, вязанию.Большое значение в эти годы в жизни клуба играли библиотеки, читальни, которые создаютсяпри каждом клубе.
В 1920/21 ученическом году создаются школы продленногодня. В них объединились школьные занятия с клубными. После уроков все учащиеся школызанимались в клубах занимались в своеобразных клубах и кружкам по интересам. Занятияв кружках носили различный характер: а) репетиционный (математика, иностранный язык),б) познавательный (литературно-драматический, исторические, естественно-исторические),в) развлекательный (пластика, ритмика, гимнастика, танцы, музыка). По свидетельствуорганизаторов, последнее вызвало большой интерес к кружковым занятиям учащихся.В свободное время они могли посещать читальню и комнату настольных игр.
Таким образом, клубы в школах продленного дня по своейструктуре и характеру деятельности были аналогичны самостоятельным детским клубамНаркомпроса. [1, c.500]
В 20-е годы особое внимание государства и педагогическойобщественности привлекали рабочие-подростки. Гражданская война, разруха, голод нередковынуждали даже закончивших 1 — 3 класса начальной школы уходить на производство.Появилась настоятельная потребность в широком образовании и воспитании работающихдетей и юношества.
Еще в октябре 1918 года Наркомпрос принял решение обобязательном обучении подростков в возрасте от 15 до 17 лет, занятых в производстве.Привлечь рабочее юношество легче всего оказалось через клуб. Стали создаваться клубы-школы,которые были распространились по стране. Уже в конце 1920 года, по данным 36 губернийреспублики, функционировало 212 школ-клубов, в которых занималось 11 000 подростков.
Главной задачей клубов Н.К. Крупская считала общественноевоспитание подростков.
Предполагалось, что школы-клубы позволят проводитьобучение подростков одновременно с политическим, эстетическим и физическим воспитанием,развивая их индивидуальные склонности и способности, а также общественную активность.Учащиеся 4 часа проводили на предприятии, 4 часа занимались в школе-клубе: учебой(2 часа), искусством (1 час), спортом (1 час). На научных занятиях в школе-клубеподростков должны были познакомить с основами марксизма, всеобщей историей, биологией,литературой, музыкой и т.п. Занятия проводились в форме бесед с иллюстрациями.
В результате работы по укреплению и развитию советскойшколы центр внеучебного воспитания был перенесен в школу. Организованные в эти годылетние школы представляли собой, по существу, летние внешкольные учреждения, гдеребята объединялись не в классы по возрастному принципу, а в кружки или группы- трудовые артели — на основе коллективного труда, игр и отдыха при широком самоуправлении.Летняя школа занималась социально-политическим, нравственным, физическим и эстетическимвоспитанием детей. Возобновляли свою деятельность детские оздоровительные площадкипри школах, создавались пришкольные мастерские, в которых дети занимались в послеурочноевремя. Было создано школьных библиотек, туристско-экскурсионных станций.
Развитие детских клубов в 20-е годы связано с широкимраспространением детского коммунистического движения. [4]
В 1922 году в стране были организованы первые пионерскиеотряды. V съезд комсомола (декабрь1922 года) принял решение об объединении всех пионерских в единую коммунистическуюорганизацию юных пионеров, организацию не для детей, а самих детей, с тем чтобыстроить воспитание на основе участия детей в общественной жизни страны. Сущностьдетского коммунистического движения заключалась в вовлечении широких масс детейтрудящихся в строительство нового общества, в воспитании новых революционных поколений.
Поиски наиболее эффективных форм пропаганды пионерскихдел привели к созданию уже в 1923 году в школах красных уголков, ставших центрамиагитационной работы в рабочих коллективах, на предприятиях. Работа красных уголковстроилась различно: в ряде школ были открыты постоянные выставки, иллюстрировавшиеважнейшие события Октябрьской революции, рассказывавшие о В.И. Ленине и его соратниках.Периодически в виде лозунгов и вырезок из газет экспонировались материалы политическогохарактера. Во многих уголках проводились лекции, беседы на политические темы. Иногдакрасные уголки превращались в читальню, иногда — в место собрания детских организаций.В них пионеры занимались выпуском стенной газеты. На их базе работали различныедетские общества и школьные кооперативы. Красный уголок служил местом отдыха и развлеченияпионеров и октябрят, объединил всю политическую и культурно-просветительную работуШУСа (школьного самоуправления).
Главным в деятельности красного уголка было развитиесамодеятельности ребят: стенды оформлялись пионерами, беседы проводили они же, связис общественными организациями и учреждениями устанавливали сами.
Красный уголок фактически был первым пионерским клубомв школе. Организационная структура (самоуправление), характер и методы работы (беседы,оформление стендов, выпуск стенгазеты, тематические «уголки») напоминаликлубы первых лет Советской власти. Однако явно изменились цели и содержание их деятельности.Яркая общественная направленность характеризовала школьные красный уголки, поэтомус полным основанием их можно было назвать школьными общественно-политическими клубами.
Организаторы пионерского движения понимали, что красныйуголок, вызывающий интерес у младших пионеров, не увлечет старших школьников. Сцелью углубления политического воспитания пионеров старшего возраста решено былос 1923 года приступить к организации политических кружков.
Кружки сплачивали ребят, связанных одинаковыми интересами,и тем самым позволяли осуществлять важнейший принцип пионерского движения — воспитаниечерез коллектив.
Политические кружки в школах были разнообразны по характерудеятельности: газетные, деткоровские, интернациональной службы, ликвидации неграмотностии т.д. Беседы в форме вопросов и ответов стали одним из основных методов работыкружков. К каждому занятию ребятам давались поручения собрать определенные сведения,вырезки из газет и журналов, прочитать рекомендуемые книги и пр.
Кружки способствовали распространению политическихзнаний, формированию коммунистических убеждений, привлечению ребят к активному участиюв повседневной жизни страны. В этом заключалось их основное воспитательное значение.
Учитывая популярность, широкое распространение и воспитательноезначение клубной работы в школе, Наркомпрос обратил внимание на развитие внешкольноговоспитания. В его решениях подчеркивалось, что развертывание внешкольной работыс детьми в свободное от учебы время приобретало не только форму профилактическогосредства против безнадзорности, но и исключительно важное политическое значениев борьбе за подрастающее поколение. Внешкольная работа должна была помочь в организациивоспитательного воздействия на детей.
Общество «Друг детей», рабочие, патронаты,женотделы, профсоюзы, кооперативы, общественные организации фабрик, заводов оказывалиматериальную поддержку внешкольной работе, организовывали для детей концерты, спектаклигородских театров, открывали новые внешкольные детские учреждения, помогали устраиватьэкскурсии, налаживать связи с рабочими клубами, Домами просвещения, различными учреждениями,ведомствами.
Стремясь к углублению и улучшению работы открытых(на свежем воздухе) площадок, решено было привлечь пионеров к устройству на площадках«клубных дней», сборов пионерских звеньев, проведения детских праздников,бесед, вечеров ответов и вопросов, чтению газет, концертов художественной самодеятельности.Большое внимание уделяли спорту, туризму, авиамоделизму, организации радиокружкови пр. Успешная деятельность летних площадок привела к тому, что к лету 1925 годаплощадки создавались не только органами народного образования, но также отделамикоммунального хозяйства райисполкомов, жилкоопераций. Появились и отдельные площадкипри предприятиях.
Внешкольная летняя площадка-клуб должна была продолжатьсвое существование и зимой в виде зимней площадки-клуба.
Постепенно площадки стали перерастать в детские клубыи уголки при жилконторах. Эти клубы получили название — «клубы-примитивы».
В 1926 году ЦК ВКП (б) в целях улучшения пионерскогодвижения поручил Госплану, наркопросам и наркомздравам республик включить в пятилетнийплан строительства культурных учреждений план развертывания сети детских клубов,площадок, библиотек. Совнаркому СССР предлагалось издать закон, обязывающий пристроительстве новых домов, клубов, предприятий, поселков планировать помещения дляработы с детьми.
Проходивший в том же году VII съезд ВЛКСМ поставил вопрос о государственном строительстве единыхрайонных и подрайонных детских клубов с площадками, которые должны были стать главнымипунктами коммунистической внешкольной работы с детьми.
Что же представлял собой районный детский клуб? Онобъединял детей из клубов-примитивов в группы по принципу товарищества. На первойстадии участникам прививались коллективистские навыки, выявлялись их интересы, проводилосьобщественно-политическое воспитание и физкультурно-спортивная работа. Потом детейсбирали в кружки по интересам, где шла работа по усовершенствованию знаний в областиизбранных интересов, происходило углубление и расширение ориентировочных, коллективистскихи общественных навыков. Третьей стадией работы в районном клубе становилось объединениедетей по общественным заданиям. Цель этой работы — подготовить пионеров-инструкторовдля работы с младшими ребятами. В районном пионерском клубе считалось обязательнымсоздание библиотеки-читальни, технической станции, площадки для массовой работы.
Как известно, эта структура легла впоследствии в основуорганизации Домов Пионеров.
Функции клуба расширялись. Пройдя в первые советскиегоды этапы «клуба — домашнего очага», затем «клуба-школы»,«клуба — части пионерской организации», детский клуб превращался в воспитательноеучреждение с широким диапазоном.
К концу 20-х — началу 30-х годов самым острым социальными педагогическим вопросом в стране стала всеобщая грамотность. Эта проблема широкообсуждалась на съездах партии.14 августа 1930 года ЦИК и Совнарком СССР принялипостановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». ЦК ВКП (б)принял постановления «О начальной и средней школе» (5 сентября 1931 года)и «О режиме в начальной и средней школе» (25 августа 1932 года).
Нужна была четкая система внешкольного воспитания.На создание такой системы было направлено постановление ЦК ВКП (б)«О работепионерской организации» (21 апреля 1932 года).
К 30-м годам определилось представление о целях и содержаниивнешкольного воспитания как о всестороннем развитии личности, которое осуществляетсяпутем выявления, формирования склонностей, способностей ребят в процессе коллективной,общественно полезной деятельности.
На решение этих проблем направлялись организационныеусилия партии и правительства по созданию системы внешкольного воспитания. Этомупредшествовала большая опытная работа. Созданная в 1930 году при Наркопроссе и Главсоцвосевнешкольная бригада организует в 1931 году под руководством Наркомпроса и Центральногоинститута детского коммунистического движения Центральную опытную станцию массовойвнешкольной работы — опорную базу и научно-исследовательский центр по разработкеи внедрению системы учреждений и методики внешкольного воспитания. Она явилась прообразомбудущей системы внешкольного воспитания в стране. В ее составе были: техническаястанция, детский клуб, библиотека с читальней, детский университет, детские площадки,летние колонии и лагеря, базы для консультации по внешкольной работе, базы передвижныхвнешкольных форм работы и т.п.
В результате — внешкольные учреждения существовалив двух основных видах: типа детских технических, сельскохозяйственных, натуралистическихстанций, художественных и спортивных школ и комплексные, объединяющие деятельностьв различных областях воспитания — клубы, дома пионеров, библиотеки, читальни и т.п.
Был утвержден необходимый перечень внешкольных учреждений:детские технические и сельскохозяйственные станции (ДТС, ДТСХС), детские клубы(ДК), детские туристско-экскурсионные станции и базы, Дома детской коммунистическойорганизации, детские кинотеатры, детские театры, детские библиотеки и пр.
Наряду с расширением сети уже действующих учрежденийкультуры для детей и подростков (ДТС, ДТСХС, ДТЭС, детских клубов, Домов пионеров,театров, кинотеатров, секторов рабочих клубов, библиотек, детских музыкальных, художественных,спортивных школ, площадок) продолжают утверждаться новые виды учреждений.
Так, Московский гороно совместно с обкомом ВЛКСМ открылипервый в стране детский Дом культуры имени Павлика Морозова. На Урале начал функционировать21 Дом колхозных ребят. В Ленинграде создается первый в стране дворец пионеров.
По инициативе москвичей в различных городах возникаютдетские Дома культуры. В г. Перово под Москвой профсоюз железнодорожников организовываетпервый в стране внешкольный комбинат. В каждом областном центре создаются Дома художественноговоспитания детей.
В стране широко развертывается сеть детских натуралистическихи опытных станций.
Появляются детские парки и детские городки при паркахкультуры и отдыха. В Москве в ведущих внешкольных учреждениях (ДК Бауманского района,ДК ЗИЛ, городской Дом пионеров, Политехнический музей) создаются первые детскиелектории. В Тифлисе открывается первая в мире детская железная дорога.
Н.К. Крупская не раз обращала внимание организаторовна специфику воспитания в свободное время, считая, что искусство и игра должны статьего основой. «Ребячья игра перерастает потом всегда в работу, в общественнуюдеятельность». Именно в эти годы появляется еще один самостоятельный вид внешкольногоучреждения — игротека (в парках культуры и отдыха, на детских площадках, в общественныхместах).
Создание широкой сети внешкольных учреждений сопровождаетсяпроведением различных массовых мероприятий. Так уже в 1930 году был проведен I Всероссийский слет юных натуралистов,через 2 года — слет юных техников, немного позже организуется: Всесоюзная детскаяспартакиада, Международная выставка детского рисунка, конкурсы на лучшее техническоеизобретение, конкурс пионерской песни, Всероссийская олимпиада художественного творчества,предметные олимпиады.
Все эти мероприятия способствовали широкой гласностивнешкольной работы и вовлекали массы детей.
В 30-е годы завершается становление детского клуба,определяется его место в общей системе коммунистического воспитания подрастающегопоколения. Детский клуб стал одним из звеньев культурно-просветительной работы.Клуб превратился в учреждение комплексное, способное реализовывать различные направлениякоммунистического воспитания.
В период Великой Отечественной войны сохранившиесяклубные учреждения вовлекали детей в работу для фронта и тыла. Дети собирали металлолом,макулатуру, пузырьки; выступали с концертами в госпиталях, на фабриках и заводах;широко организовывали тимуровскую помощь взрослым и своим сверстникам, участвовалив конкретных производственных делах. Вся деятельность клубов была направлена наразвитие у детей гражданских и патриотических чувств.
В эти тяжелые для страны годы детские учреждения иорганизации проявляли немало заботы о детях: повсеместно организовывались оздоровительныеплощадки, устраивались новогодние елки с подарки, проводились Недели детской книги,празднования памятных календарных дат и пр.
Восстановление сети детских учреждений, обеспечениеих кадрами специалистов стало основной задачей послевоенных лет. В первую очередьоткрывались Дома пионеров и детские секторы профсоюзных клубов.
В 50-е годы клуб стал учреждением с постоянно меняющейсяаудиторией детей и подростков, что повлияло на уменьшение его воспитательного потенциала.Клуб из учреждений детей, основным принципом которого была самодеятельность участников,превращался в учреждение, обслуживающее детей. Активные формы заменялись мероприятиямис детьми — зрителями, слушателями. Неоправданная парадность и громкие цифры положительныхрезультатов мешали углублению педагогической деятельности.
В начале 60-х годов ЦК ВЛКСМ направил усилия на активизациюклубной работы. Было утверждено положение о юношеских клубах, поддержана инициативаленинградцев и распространено по всей стране коммунарское движение, способствовавшееразвитию общественной активности подростков, уделено особое внимание клубной работепо месту жительства.
В 60 — 70-е годы продолжалось упрочнение педагогическойнаправленности клубной деятельности. Развертывается работа по изучению интересови потребностей подрастающего поколения в свободное время. Разрастается движениеза вовлечение в клубную деятельность так называемых трудных подростков, позволившеецеленаправить педагогическое воздействие клуба.
В 70-е — 80-е гг. в отличие от предыдущего периодав структуре досуга изменилось соотношение общественно-организованных форм и индивидуальных:прослеживалась тенденция к возрастанию последних. С наибольшей полнотой проявилисьпроцессы «одомашнивания» досуга, замедления темпов роста посещаемостиучреждений культуры, а по некоторым учреждениям резкое ее снижение. Это коснулосьв частности кинотеатров, концертных учреждений, музеев, клубов. Но параллельно сэтим явлением широкое развитие получила неорганизованная самодеятельность, особеннов молодежной среде. Формы ее проявления были различны: подростково-молодежные компаниис ориентацией на «уличное» общение, «молодежные вечеринки»,«подпольные» рок-группы (российский андеграунд). Начали набирать силунеформальные молодежные объединения: хип-система, панки, рокеры всех оттенков, брейкеры,объединения фанатов спортивных клубов и пр.
Молодежь проявляла повышенный интерес к неоформленнойинституционально любительской деятельности. По сравнению с предыдущим периодом масштабыее расширились, возникали новые виды любительских объединений, например, клубы любителейбега и др.
В эти годы продолжала развиваться сеть культурно-досуговыхучреждений. Происходило формирование комплексной системы объектов культуры в районныхцентрах: наряду с районными Домами культуры создавались детские музыкальные школыи школы искусств, народные театры, народные музеи, парки культуры и отдыха, художественно-оформительскиемастерские и т.д.
Таким образом, 1) в советский период учреждениякультуры для детей и подростков, или прообразы этих учреждений начинают оформлятьсяв определенную сеть внешкольных учреждений, которая позже трансформируется в системудополнительного образования.
2) Внешкольные учреждения создавали условия для выявленияталантов, развития творческих способностей детей, определения их планов профессиональногообразования.
3) Во внешкольных учреждениях школьники получали образование,которое не могла им дать школа: эстетическое, техническое, спортивное, научное.
4) Учреждения создавали условия для развития коммуникативныхконтактов на межличностном, межшкольном, межрегиональном и международном уровнях.Так же они формировали духовный образ жизни детей.
Вывод:
1) в истории детских учреждений можно выделитьнесколько периодов и этапов развития (Приложение №1), каждый из которых характеризуетсяорганизационным, содержательным и методическим своеобразием в общем становлениикультурно-просветительной работы с детьми и подростками.
2) Работа учреждений культуры в это время подготовилипочву для трансформации всей сети в связи с социально-экономическими изменениямив обществе в начале 90-х.
Глава 2. Деятельность учреждений культуры для детейи подростков в «постсоветское» время
В первом параграфе данной главы описывается влияниетех изменений в обществе, которые произошли во время «перестройки» наработу учреждений внешкольного образования. Во втором параграфе на примере работыДворца детского (юношеского) творчества описывается деятельность учреждений культурыдля детей и подростков на современном этапе.2.1 «Перестройка» и ее влияние на деятельностьсети УК для детей и подростков
Изменения в обществе в 90-е годы привели к глубокомусоциально — экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числевнешкольных учреждений, сказались две группы факторов: и смена ценностных ориентиров,отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности, и сокращение финансовыхресурсов, выделяемых на нужды образования. Следствиями действия этих факторов сталиизменения в сети внешкольных учреждений, в их функциях, в содержании и масштабностиинновационной деятельности.
По данным Федерального Министерства образования, ужев первой половине 90-х годов расходы на образование стали существенно сокращаться.Нехватка средств привела к сокращению масштабов деятельности внешкольных учреждений,практике предоставления платных услуг. Внешкольные учреждения оказались все чащек родителям с просьбой о финансовой помощи.
С принятием Закона РФ " Об образовании"(1992 г.) статус внешкольных учреждений существенно изменился. Принятый закон создалправовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарнойсистемы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. В качествеодного из важнейших принципов государственной политики в области образования Законпровозглашает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей,жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Закон исходит из того,что образование должно быть направленно на воспитание гражданственности, трудолюбия,уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье(статья 2). Закон устанавливает принципы автономности образовательных учреждений(статья 2), говорит о том, образовательное учреждение является юридическим лицом(статья 12) и действует на основе своего устава. Образовательное учреждение самостоятельноразрабатывает, принимает и реализует образовательную программу (статья 14). Оноимеет право в соответствии со своими уставными целями и задачами реализовывать дополнительныеобразовательные программы и оказывать дополнительные услуги (на договорной основе)за пределами определяющих его статус образовательных программ (статья 14). Статья26 Закона РФ «Об образовании» специально посвящена дополнительному образованию.Закон «Об образовании» создал правовую базу для дальнейшей дифференциацииучреждений дополнительного образования детей. Этот процесс обусловлен, с одной стороны,ориентацией на образовательные потребности детей и их родителей, с другой стороны,стремлением полнее реализовать имеющийся педагогический потенциал самих образовательныхучреждений. Процесс дифференциации учреждений дополнительного образования стал превращатьсяв процесс их «индивидуализации»: различие между центрами дополнительногообразования стали касаться не только их состава, профилей детских объединений, нои педагогических программ, исходных идей, лежащих в основе этих программ. Заметныеизменения произошли в функциях учреждений дополнительного образования. Отпала функцияидеологического воспитания, направленного на формирование заранее заданной мировоззренческойи политической позиции. Вместе с тем достаточно быстро обнаружилось, что обществоне может развиваться без единого идеологического пространства — общих ценностей,включающих в том числе отношения к историческому прошлому страны, к ее национальнымсимволам, ее роли в мировом сообществе.
Главными специфическими особенностями дополнительногообразования стали:
добровольность получения дополнительного образованиядетьми;
индивидуализированность и вариативность (в том числеза рамками школьных программ);
осуществление в сфере свободного времени детей, подросткови юношества.
Законом РФ «Об образовании» этой системепридается образовательный статус. Однако сохранились противоречия между:
реальной образовательно-развивающей сущностью дополнительногообразования детей и отношением к ней как системе, дополняющей общее образование;
технологией и организационным статусом;
требования общества к личности и личностным потребностям,а также потребностями разных социумов (семья, детские организации, образовательныеучреждения, дошкольные учреждения), взаимодействующими с системой дополнительногообразования детей. [9]
Дополнительное образование детей относится к категориитех педагогических феноменов, которые характеризуются интенсивным развитием практикипри почти полном отсутствии адекватной ее содержанию теории.
Содержание дополнительного образования детей выходитза пределы стандартов общего полного среднего и начального, а также среднего профессиональногообразования. При этом термин «образование» употребляется в значении интегрированногопроцесса воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства.
Создаваемое на основе внешкольных учреждений (деятельностькоторых в течение трех десятков лет относилась к категории воспитательной) дополнительноеобразование детей вызывает к себе неоднозначное отношение.
Педагогической общественности заявленной направленностьюна получение образовательных результатов. Для того, чтобы стать вполне эффективнойв своем новом статусе система дополнительного образования детей должна сохранитьсвой опыт и традиции, с одной стороны, и стать вполне образовательной системой- с другой.
Дополнительное образование детей, являясь составнойчастью всей образовательной системы России, подчиняется общим законам и государственнымтребованиям, одно из которых это ответственность учреждения за качество образовательныхуслуг лицам от 6 до 18 лет.
Специфические условия дополнительного образования детейзаключаются, прежде всего, высокой степени вариативности, благодаря которой каждыйможет образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбиратьобъем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательныйпроцесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние- свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективноеудовлетворение комплекса образовательных потребностей развивающейся личности. Дополнительноеобразование детей — новый вид в структуре российской образовательной системе, созданнойна основе интеграции нескольких традиционных для России педагогических практик.Смысловое содержание его отражено в " Типовом положении об образовательномучреждении дополнительного образования детей" (1995 г., изменения и дополнения внесены в 1997г.)
Содержание дополнительного образования детей обуславливается,во-первых, его специфическими условиями, во-вторых, целями и задачами, в-третьих,социально-культурными и социально-экономическими факторами.
Развитие ребенка в процессе дополнительного образованияосуществляется в трех взаимопроникающих направлениях:
личностный рост ребенка;
совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности,т.е. предметно — деятельной сфере;
повышение его функциональной грамотности. [10]
Соответственно каждое направление требует организациипедагогически продуманных условий с учетом возможностей данного возраста детей.
Система дополнительного образования детей переживаетпериод своего становления. Не имея государственных стандартов, обязательных дляисполнения, она наделена правами самостоятельного определения деятельности, исходяиз интересов детей и с учетом специфики свободного времени.
Дополнительному образованию детей объективно присущеотсутствие любых форм принуждения. Могу, хочу, умею, делаю, не боюсь ошибиться- эти глаголы определяют позиции и детей, и взрослых. Регламентированные требования,принятые в сфере дополнительного образования детей, направлены на создание и поддержаниеатмосферы психологического комфорта. В практике дополнительного образования не принятопредъявлять ребенку требования, которые он не может выполнить, так же как не принятонаказывать за невыполненную работу. Ребенок имеет право на усвоение избранной имобразовательной программы в индивидуальном темпе и объеме.
Содержание дополнительного образования детей, как ужеупоминалось, реализуется в разнообразных формах, обеспечивая развитие ценностныхустановок личности и такого характера, который «противостоял бы напору всехслучайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давалбы возможность извлекать отовсюду только добрые результаты». В этом видел смыслвоспитания К.Д. Ушинский. Этому идеалу пытаются соответствовать педагоги дополнительногообразования. В Российской Федерации дополнительное образование детей — уникальнаяобразовательная практика, не имеющая адекватной теории. Зарубежные аналоги российскойсистемы дополнительного образования детей также не обобщены и не осмысленны наукойв той мере, которая могла бы обеспечить включение этой формы образования в Международнуюстандартную классификацию образования (МСКО) ЮНЕСКО.
Таким образом, 1) под влиянием «перестройки»деятельность сети учреждений культуры для детей и подростков существенно изменилась.В условиях обновляющейся системы российского образования приоритетом стало воспитаниесвободной, нравственной, духовной, гуманной, адаптированной, творческой личности.
2) Личность ребенка, ее значимость в жизни образовательногоучреждения в наши дни уравнивается с личностью педагога. Ребенок — высшая ценностьпедагогической культуры. Уникальное явление мира. Его жизнь бесценна: его творческийпотенциал безграничен, его духовное богатство бесконечно интересно.
 2.2 Сеть и типы учреждений культуры для детей и подростковв г. Перми. Анализ деятельности
Сеть учреждений культуры для детей выполняет функциивнешкольного образования. Это особый тип образования и воспитания ребенка, максимальнопозволяющий раскрыть его личностный творческий потенциал. Ведь сегодня образованностьчеловека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разностороннимразвитием как личности. Современный ребенок должен легко ориентироваться в традицияхотечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, должен быть готови способен к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненномувыбору, самообразованию и самосовершенствованию. Именно эти требования к образованностисовременного человека и могут быть удовлетворены благодаря дополнительному образованию,которое способствует как многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей,так и ранней профориентации. И если школьное образование все дети получают в одинаковомобъеме, что определяется государственным стандартом, то дополнительное образованиереализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности и вариативности.
Дети выбирают именно то, что близко их природе, чтоотвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительногообразования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку интереснопрожить детство, творчески реализуя себя. У детей, которые прошли через дополнительноеобразование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор профессиив более зрелом возрасте. Потому что дополнительное образование — это поисковое образование,предоставляющее ребенку неограниченные возможности выбора своей судьбы и стимулирующеепроцессы личностного саморазвития.
По своему содержанию дополнительное образование детейи подростков в России на сегодняшний день является действительно всеохватывающим.В настоящее время оно представлено целым рядом направлений, основными из которыхявляются:
художественно-эстетическое;
научно-техническое;
спортивно-техническое;
эколого-биологическое;
физкультурно-оздоровительное;
туристско-краеведческое;
военно-патриотическое;
социально-педагогическое;
культурологическое;
экономико-правовое. [11]
Дополнительное образование призвано создавать условиядля свободного развития личности, что является основой гуманизации образования,провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования.
В Перми так же работает множество учреждений культурыдля детей и подростков по различным направлениям:
военно-патриотическое направление (например, Военно-патриотическийклуб «Мужество» на базе «Ростка», Военно-спортивный клуб«Наследники Ермака» и Детская общественная организация «ПатриотыПрикамья» на базе МОУ ДОД ЦДТ «Юность», Скаутский отряд «Полярнаязвезда», многие клубы Гражданско-патриотического центра «Ратибор»и др.);
интеллектуальные клубы («Биология» и«География» на базе Областной заочной школы естественно-математическихнаук при Эколого-биологическом центре, Детская редакция газеты «Дворовый вестник»на базе ЦДТ «Сигнал», Детский киноклуб «Волшебный калейдоскоп»на базе киносалона «Премьер», Журналистика на базе «Ростка»и на базе МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей», Интеллектуальныйклуб «IGC» и многие другие);
компьютерное направление (Интернет-клуб на базе МОУДОД ЦДТ «Юность», Информатика и информационные технологии на базе ЦДТ«Шанс», Компьютерная графика и Программирование на базе ГОУ ДОД ОЦРТДиЮ«Муравейник», Компьютерная школа центра информационных технологий);
мода (Агентство моделей «ГРЕЙТ МОДЕЛ», Театрмоды «Ренессанс», Детский театр моды «ДИВА», Дизайн-студия«Имидж-мастер», Модельное агентство «АРТ-ПАРАД» и многие другие)
спортивное направление (МОУ ДОД «Детско-юношескийцентр „Фаворит“ (break-dance),Детско-юношеская спортивно-техническая школа „Нортон-Юниор“, Детский юношескийцентр физической подготовки „Здоровье“ и др.)
танцевальное направление (Ансамбль спортивного танца»Атомик", Ансамбль танца «Сюрприз» и Ансамбль танца «Гномики»на базе МУК ДК «УРАЛ», Ансамбль танца «Пластилин» и Ансамбльэстрадного танца «Попкорн» на базе Областной Дворец культуры «Гознака»,Хореографическое объединение «Детство», Народный ансамбль танца«Камушка» на базе областного центра «Росток» и др.)
театральное направление (Детский театр, Кукольный театрна базе МОУ ДОД ЦДТ «Юность», ЦДТ «Шанс», клуб «Электрон»,Литературно-драматический кружок «Парус» и др.)
туристско-краеведческое направление (Археология пермскогоПредуралья и Водный туризм на базе ПКДЦ «Восхождение», Геологический школьныйфакультет и Исследовательской и проектной деятельности в краеведении на базе Краевойзаочной школы Генкеля и др.)
моделирование и конструирование одежды (театр моды«Ренессанс», театр моды «Стиль» в детском юношеском центре«Рифей» и др.)
музыкальная подготовка (авторская песня в ЦДТ«Шанс» и клубе «Электрон», академическое пение и ансамбль народныхинструментов «Калинка» в ЦДТ «Исток», вокальные ансамбли«Колокольчик», «Радуга» и др.),
техническое творчество (авиамоделирование в МОУ ДОДЦДТ «Юность» и Спортшколе «Нортон», автотрассовое моделированиена станции юных техников при объединении «детство», клуб «Юный автомобилист»и др.),
художественное направление,
человек и природа
различные школы развития
языковая подготовка. [12]
Более подробно проследить работу Учреждений культурыдля детей и подростков в Перми я бы хотела на примере Дворца детского (юношеского)творчества г. Перми.
Дворец детского (юношеского) творчества г.Перми — муниципальноеобразовательное учреждение дополнительного образования детей — многопрофильное учреждение,осуществляющее образовательную деятельность, обусловленную социальным заказом, региональнымиособенностями и традициями, обладает признаками сложной многоуровневой системы,имеющей свою историю, свои перспективы развития.
Дворец был открыт 1 января 1938 года. Более 65 летДворец является местом детского творчества. Сюда их приводит интерес к новым знаниям,увлечённость каким-либо видом деятельности, стремление к общению, к самовыражению,самореализации, утверждению в коллективе сверстников.
Более 200 педагогических работников Дворца создаютусловия для развития креативных способностей обучающихся и формирования у них устойчивыхинтересов к выбранному делу, помогают подросткам в решении проблем раннего профессиональногосамоопределения, учат с пользой проводить свободное время. Сегодня Дворец — этоболее 260 детских коллективов, где каждый ребёнок может проявить свою индивидуальность,сформироваться как личность, найти себе друзей.
Традиционно высокий общественный статус Дворца обусловленбогатой историей, профессиональными и творческими достижениями педагогов и воспитанников,масштабами учреждения, его центральным месторасположением, его многопрофильностью,разнообразием и качеством предлагаемых образовательных услуг.
Сегодня Дворец имеет 10 образовательных направлений,в учреждении успешно функционирует 263 кружка, секции, клуба, студии, в которыхзанимается почти 4000 детей разного возраста, проживающих во всех районах г.Перми:
1. техническое творчество (121 чел.)
2. спортивно-техническое (107 чел.)
3. эколого-биологическое (151 чел.)
4. туристско-краеведческое (308 чел.)
5. физкультурно-спортивное (401 чел.)
6. культурологическое (249 чел.)
7. социально-педагогическое (109 чел)
8. военно-патриотическое (189 чел.)
9. естественнонаучное (80 чел.)
10. художественно-эстетическое — (2258 чел), из них
художественное творчество — (836 чел.)
музыкальное творчество (930 чел.)
декоративно-прикладное творчество (492 чел.) [13]
Деятельность Дворца направлена на создание условийдля личностного развития детей, подростков и молодежи, адаптацию их в обществе,профессиональное самоопределение. Он создан в целях развития мотивации личностик познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услугв интересах личности и общества, организации культурно-досуговой, социально-профилактической,спортивно-массовой и воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью.
Научно-методическая служба Дворца осуществляет:
информационно-методическое обеспечение деятельностипедагогов;
психолого-педагогическое сопровождение образовательногопроцесса;
научно-методическое сопровождение инновационных проектов;
исследовательскую, экспертно-аналитическую, диагностическую,рекламно-издательскую деятельность;
проводит научно-практические мероприятия:
деловые клубы;
круглые столы;
проблемно-целевые семинары;
творческие лаборатории;
краткосрочные курсы для различных категорий педагогическихработников;
квалифицированные консультации по подготовке и проведениюпедагогического совета, семинара, практикума, праздника, учебного занятия и т.д.;
участвует в разработке и реализации целевых программ:
профессионально-личностного роста педагогов «Путьк успеху», «Компетентность. Творчество. Деятельность. Успех»;
записи детей в образовательные объединения Дворца;
Сегодня во Дворце функционируют и активно развиваются5 профильных отделов, деятельность каждого из них характеризуется специфичной направленностьюреализуемых дополнительных образовательных программ.
Во Дворце существует 8 образцовых коллективов. К нимотносятся Эстрадная студия «Антарес», Ансамбль эстрадно-спортивного танца«Ассорти-шоу», Ансамбль народного танца «Мозаика», Театр-студия«КОД», Фольклорный ансамбль «Воскресение», Хор «Мелодия»,Театр кукол «Сказочка», Театр моды «Тандем». О некоторых изних расскажу подробнее.
Эстрадная студия «Антарес».
Своеобразие коллектива — в синтезе творческих направленийсовременного искусства: вокала, вокального ансамбля, хореографии, эстрадного танцаи актерского мастерства. В студии работают педагоги высшей категории.
Сегодня в студии занимается более 100 детей в возрастеот 7 до 18 лет. Репертуар «Антареса» включает в себя все направления эстрадногожанра, благодаря этому коллектив может предлагать различные варианты концертныхпрограмм, учитывающие специфику зрителей.
Эстрадная студия «АНТАРЕС» является постояннымучастником городских и региональных мероприятий, концертов разного уровня. Коллективучаствует и побеждает на многих конкурсах и фестивалях:
«Роза ветров — 2003, 2004»
«Крылья — 2004»;
«Новые имена — 2006»;
«Прикамский Олимп — 2006»;
«Вятская карусель — 2006» (г. Киров);
«Заря Европы — 2006»
В январе 2006 г. в составе творческой «команды Дворца» коллектив провел гастрольный тур «Пермь-Санкт-Петербург-Финляндия».
Старшая группа — выпускники, не уходят из коллектива,а продолжают заниматься и выступают на качественно новом профессиональном уровне.Эта шоу — группа востребована, ведет активную концертную деятельность, сотрудничаетс известными музыкантами, композиторами, режиссерами и исполнителями города Перми.
Театр-студия «КОД». Образцовый коллективтеатр-студия “КОД" Дворца детского (юношеского) творчества г.Перми образованв 1985 году. Художественный руководитель — Заслуженный работник культуры РФ, ЛауреатВсероссийского конкурса образовательных программ для детей Оленева Марина Андреевна.
В настоящее время в театре занимается 80 обучающихсяв возрасте от 7 до 18 лет. В репертуаре «КОДа» 15 спектаклей. Ежегоднодается до 45-50 спектаклей для школьников города. Коллектив является участникомразличных фестивалей и конкурсов. Спектакль «Чайка» — дипломант Всероссийскогофестиваля «Успех», 2002г. Спектакль «Легенды земли Пермской»- участник международного фестиваля в Оксфорд (Великобритания, 2003 г.), лауреат Всероссийского конкурса (г. Калуга, 2004 г), Лауреат областного фестиваля «Открытыйзанавес» (г. Пермь, 2004г) Спектакль “Обыкновенное чудо" (2007 г.) — Лауреат Всероссийского фестиваля детских и юношеских любительских театров (г. Калуга), Дипломантоткрытого фестиваля «Серебряный софит» (г.Пермь).
Обучающиеся театра-студии «КОД» Мария Поезжаеваи Сергей Толстиков являются победителями Всероссийского конкурса чтецов (г. Челябинск, 2006 г).
Выпускники театра-студии «КОД» успешно работаютна телевидении Перми, Санкт-Петербурга, в театрах Перми и области, учатся в театральныхвузах Москвы и Санкт-Петербурга.
Хоровое отделение:
Хор «Мелодия».
Хор — ровесник Дворца, готовится отметить своё 70-летие,один из известных детских хоровых коллективов Пермского края. С его исполнительскиммастерством знакомы в различных уголках России (Нижний Новгород, Ижевск, Екатеринбург,Москва) и зарубежья (Румыния, Франция, Италия). Хор «Мелодия» — лауреати дипломант Международного фестиваля детских и юношеских хоров «Рождество вРоссии», рождественского фестиваля в г. Агридженто (о. Сицилия), лауреат премииГлавы города (2004 г.) Многие выпускники хора связали свою дальнейшую жизнь с музыкой.[14]
На сегодняшний день в работе Дворца реализована программаразвития Дворца на 2006 — 2009 года. Сейчас Дворец является автономным многопрофильнымучреждением дополнительного образования детей. Основные цели программы:
удовлетворение запросов социума на образовательныеуслуги;
конкурентноспособность при размещении муниципальногозаказа среди учреждений, принадлежащих разным ведомствам;
создание комплекса финансово-экономических, научно-методических,психолого-педагогических и информационных ресурсов;
создание современных условий для творческой самореализациидетей в целостном культурно-образовательном пространстве.
Таким образом, 1) В Перми представлены учреждениякультуры для детей и подростков всех направлений, что позволяет развить все разнообразиеспособностей у детей, помогает самоопределиться детям и воспитать достойное поколениев Пермском крае.
2) во Дворце детского (юношеского) творчества обеспечиваютсямаксимально благоприятные условия для повседневного пребывания в нем детей, подросткови молодежи (хорошая материально-техническая база, квалифицированный педагогическийсостав). Большую роль играет дружеская атмосфера, которая помогает общению ребят,сплочению коллектива
3) Очень важным является то, что деятельность Дворцапомогает определиться многим из подростков с выбором профессии
4) Данное учреждение является востребованным, так какего работа проводится на уровне, соответствующем современным условиям, что позволяетсформировать отношения обучающихся к современному миру, формировать их убеждения,взгляды, усвоить нравственные и другие норм жизни людей
5) в процессе деятельности кружков по различным направлениямосуществляется нравственное, эстетическое, патриотическое, гражданское, спортивноевоспитание.
Вывод:
1) На современном этапе общеобразовательнаяшкола не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности. Все чашеспециалисты отмечают, что во взрослую жизнь все больше приходит молодых людей безтворческой искры, самостоятельности, а главное без нравственных ориентиров, поэтомуроль учреждений культуры для детей и подростков особенно важна в развитии общества.Данные учреждения культуры во многом помогают ребенку поставить свою цель, и создаютусловия для достижения желаемого результата.
2) Деятельность учреждений культуры и досуга очень важнаеще и потому, что занимает свободное время подростков, не давая им тратить его наалкоголизм, наркоманию и другие формы девиантного поведения, которые так распространенына сегодняшний день.
Заключение
Таким образом, я изучила становление и развитие сетиучреждений культуры в России, выявила влияние «перестройки» на их деятельность,на примере Дворца детского (юношеского) творчества проследила и проанализировалаработу учреждений культуры для детей и подростков в Перми. На основе проделаннойработы можно сделать выводы:
1) учреждения культуры для детей и подростков обеспечиваютразвитие полноценной, разносторонней личности. В них представлены разнообразныевиды деятельности, создаётся особая микросреда, основанная на неформальности отношений,добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности.В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере наиболее ярко раскрывается индивидуальностькаждого ребёнка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция,формируются общественные интересы и качества, художественный и эстетические вкусы.
2) На примере работы Дворца детского (юношеского) творчестваможно сделать вывод, что деятельность ребёнка в учреждении культуры развивает интеллекти творчество. Здесь создаётся база, реальные возможности для систематического единогопроцесса воспитания, обучения, и развития детей.
3) Основными видами деятельности учреждений культурыдля детей и подростков являются:
познавательная деятельность — направлена на развитие познавательныхинтересов, накопление знаний и умений, формирование умственных способностей и прочее;
ценностно-ориентационная деятельность представляет процесс формированияотношений обучающихся к миру, формирование их убеждений, взглядов, усвоение нравственныхи других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями;
коммуникативная деятельность — направлена на создание среды общения,развития навыков общения, воспитание культуры общения и формирование языковой культуры;
досуговая и спортивная деятельность — означает содержательный,развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать обучающимся.
Список использованных источников
1. Рябков, В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России(первая половина XX века): учеб.пособие / В.М. Рябков. — Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2007. — Т.4.- 870 с.
2. Рябков, В.М. Антология форм просветительной культурно-досуговой деятельностив России (первая половина XX века):учеб. пособие / В.М. Рябков. — Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2007.- Т.3. — 662 с.
3. Культурно-досуговая деятельность: учебник / под науч. ред.А.Д. Жаркова, В.М.Чижикова. — М.: МГУК, 1998. — 462 с.
4. Фролова, Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками:учеб. пособие для студентов ин-тов культуры / Г.И. Фролова. — М.: Просвещение, 1986 г. — 180 с.
5. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Ерошенков. — М.: Гуманитар.Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 221 с.
6. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева,Красильников Ю.Д. — М.: МГУКИ, 2004 г. — 539 с.
7. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред.О.Е. Лебедева. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. — 256с.
8. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетнымзадачам социально-экономического развития Российской Федерации // Концепция Федеральнойцелевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы. — 2005 г.
9. Об образовании: федеральный закон от 10.07.1992 N 3266-1. — 1992 г.
10. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образованиядетей: утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. — 1995. — № 12. — ст.1053.
11. Дополнительное детское образование [электронный ресурс] // Пермь — 2009.- Режим доступа: http // idd.perm.ru
12. Детские и подростковые клубы [электронный ресурс] // Пермь — 2009. — Режимдоступа: http // permx-city.ru
13. О дворце [электронный ресурс] // Пермь-2010. — Режим доступа: http // ddut.perm.ru
14. Образцовые коллективы дворца [электронный ресурс] // Пермь-2010. — Режимдоступа: http // ddut.perm.ru
15. Евладова Е.Б. / дополнительное образование детей: учебник для студ. пед.Училищ и колледжей/Евладова Е.Б. — М.: Гуманитр. изд. центр. ВЛАДОС, 2004. — 349с.
16. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб.пособие для студ. пед. Вузов / Б. В Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова; под ред.А.В. Мудрика. — М.: изд. центр «Академия», 2004. — 24с
17. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред.О.Е. Лебедева. — М.: Владос, 2000. — 256 с.
ПриложениеЭтапы Характеристика целей и задач Годы Особенности развития учреждений
1-й этап.
Синкретизм. Дореволюционная эпоха. Отсутствие доминанты в социализации До 1917г. Разработка теоретических основ в создание первых экспериментальных детских внешкольных учреждений
2-й этап.
Становление Эпоха диктатуры пролетариата. Доминанта социализации-обучение, т к оснавная цель-ликвидация неграмотности. Задача-освоение образовательного минимума большинством населения
С 1917 г. До нач.
30-х годов 20 в. Формирование государственной системы внешкольных учреждений, которые играли второстепенную роль. Поэтому имели возможность для относительно свободного и самостоятельного развития
3-й этап.
Зрелость. Тоталитарное государство. Доминанта-воспитание. Цель-формирование личности (активный строитель коммунизма, например). Задача-воспитание необходимых качеств заданного типа личности С нач.30-х до середины 80-х годов
Идеологизация системы внешкольных учреждений, которые были призваны помогать школе в решении задач воспитания
Теряется самостоятельность учреждений
4-й этап.
Трансформация. Создание демократического государства. Доминанта-развитие. Цель-развитие возможностей личности. Задача — свободное движение личности по индивидуальной траектории развития к некой «индивидуальной планке» С середины 80-х годов
Демократизация системы образования. Переход от внешкольных учреждений к учреждениям дополнительного образования детей.
УДОД становятся одной из равноправных составляющих в системе непрерывного образования1


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.