Реферат по предмету "Культура и искусство"


Связь религии и архитектуры в культуре древней Греции

Московскийархитектурный институт
Реферат
Связь религиии архитектуры в культуре древней Греции

План
 
Введение
1. Особенность древнегреческой религии
2. Появление философии как понятия. Пифагор
3. Пропорции и «Золотое сечение»
4. Связь архитектуры и философии
Заключение

Введение
 
Классическая философияродилась в эпоху высшего расцвета греческой культуры как попытка постиженияокружающего мира, понимания смысла и законов вселенной. Истоки греческойфилософии мы можем обнаружить в Египте и Малой Азии, куда путешествовали грекине только в поисках наживы, но и за сокровенными знаниями более древнихцивилизаций.
Основные философские идеии принципы были высказаны греческими философами. Новые времена вряд ли добавиличто-то новое. Между тем философ Древней Греции имел существенное отличие отсвоих будущих коллег. Он не просто говорил о жизни, он жил так как он говорил.Его философия была не столько в его книгах, сколько в его реальной жизни. Еслиприходилось страдать за свои убеждения, древнегреческий философ страдал иумирал.
В то время философия небыла достоянием библиотечных полок, правители государств считали за честь бытьфилософами.

1. Особенностьдревнегреческой религии
 
Чтобы образы выражалиидею не условно, а непосредственно, для этого идее необходимо быть полной и яснойдля художника и архитектора. Но как идеи первобытных обществ состоят из тёмныхпредощущений и смутных предчувствий, так и их идеи, естественно, должнысостоять из одних намёков, иносказаний и символов. В Греции искусствоотрешилось от символизма. Его образы облеклись в простоту и истину,составляющих высочайший идеал красоты.
Искусство никогда неразвивается независимо: напротив его развитие всегда бывает связано с другимисферами сознания. В эпоху первобытных и молодых народов архитектура, как вид искусства,всегда, в большей или меньшей степени, являлась выражением религиозных идей. Ав эпоху развития античного общества – выражением философских понятий.
Боги Греции похожи налюдей, образ человеческий возвышен, по сравнению с другими народами, его назначениевыражать красоту и гармонию.
Греческая культураоблагородила и просветила чувства человека, которые до этого были дикими ижестокими. Появились понятия чести и достоинства.
Известно, что греческаямифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву.Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основегреческой фантазии, а потому и греческого искусства, возможен в индустриальномобществе с железными дорогами, телефоном, неограниченными информационнымиисточниками? Нет, это был детский возраст развития цивилизации, период которыйне может повториться, и который являлся по-детски прекрасным. Древняя греческаяархитектура и философия во многом превзошли мировые архитектуру и философию намногие века, как детские познания откладываются в памяти на всю жизнь.
Да, выдающиеся греческиепостройки – это в большинстве своём храмы, посвящённые богам. Но греческиефилософы, в большинстве своём, отрицали олимпийских богов. Отрицали почему? Этибоги были наделены характерами и пороками человека. Философов не устраивалоотсутствие идеалов, под вопрос попадало многобожие, а для древнего мира этопризнак передовой философской идеи. Строители Парфенона или Эрехтеона не былипрямыми последователями Пифагора, Сократа или Платона. Здесь можно говорить обобщей культуре Греции. Ведь в основу греческой архитектуры легли понятиягармонии, эстетической красоты, чувство пропорций и знание математики.
 
2. Появление философиикак понятия. Пифагор
 
Одним из самыхвлиятельных философов древней Греции был Пифагор. Я остановил свое внимание наэтом философе потому, что он был математиком, а математика имеетнепосредственное отражение в греческой архитектуре. Более тридцати лет онобучался сначала в Греции, потом в Египте, а затем в Вавилоне и познал,наверное, все, что было возможно в те времена знать о вселенной и человеке. Онбыл сведущ во всех науках, он был высоким жрецом, Иерофантом, посвященным вомногие мистерии. Легенда о том, что он был сыном Аполлона, была широко известнаи что не вызывала у современников никаких сомнений — столь велик и прекрасенбыл этот человек, столь высоким и непоколебимым был его авторитет, хотя он и незанимал важных государственных постов. Его приглашали как мудрого советника вобщественных делах, его ждали в храмах как великого жреца, но вместо того,чтобы наслаждаться почетом и славой, он уехал на побережье Италии, в Кротон,где основал первую в истории философскую школу.
Почему же появилась такаяшкола? В VI в. до н. э. Греция переживала переломный момент, ее жизнь круто ибыстро менялась. Города-государства расширялись, завоевывая себе жизненноепространство, менялся уклад жизни, людей все больше заботили прибыль отторговли и увеличение количества рабов, они начинали привыкать к роскоши ибогатству. Частые междоусобные войны держали всех в постоянном напряжении,приучая людей жить сиюминутными интересами. Религия к тому времени утратиласвое значение, очеловеченные боги, наделенные обычными нашими недостатками, сих печалями и радостями, ссорами и примирениями, вспышками страстей и эмоцийопустились столь низко, что потеряли свою роль оплотов мирового порядка ипроводников высших законов и принципов. Идущие из глубины веков Мистерии,хранители мудрости и знаний, в основном закрылись и были доступны лишь длянемногих избранных. В такой ситуации требовалось что-то новое, что было быпонятно простому человеку и в то же время могло возвысить его, стать надежнойопорой в жизни и преградой для внутренней растерянности и пустоты. И такродилась философия. Слово это ввел в употребление Пифагор, который назвал себяне софос — «мудрым», а фило-софос — «любящим мудрость». Это было проявлениемскромности, исходящей из высшей мудрости, которой чуждо самолюбование; позжеблагодаря Сократу слово стало нарицательным и приобрело новый оттенок. Философ- это человек, который сознает, что не обладает высшей мудростью, но любит еевсем сердцем и поэтому искренне и чисто ищет ее во всем, что его окружает.Мудрость необъятна, она охватывает все сущее, от атома до вселенной, истремление к мудрости — это стремление познать саму жизнь во всех еепроявлениях и аспектах, осознать свое место в ней и, как закономерноеследствие, желание наилучшим образом распорядиться своей судьбой и выполнитьсвою жизненную миссию.
Самим соединением этихдвух слов — «любовь» и «мудрость» — Пифагор открыл людям великое знание: началоначал надо искать не столько в мудрости (тем более что древняя мудрость была ктому времени почти утрачена), сколько в любви, и в том числе любви к мудрости.Намного важнее самих знаний то, что направляет нас к ним, — а это любовь,любовь не к самому себе как к некоему сосуду, наполненному и пополняемомузнаниями, а к тому, кого или что мы хотим познать, — к человеку, природе,вселенной.
Философия сталакраеугольным камнем обучения в Пифагорейской школе. Здесь изучали самыеразнообразные науки: математику, геометрию, астрономию, музыку и многое другое;старшие ученики занимались также практическими вопросами: экономикой,политикой, медициной. Но одновременно с этим пифагорейцы постигали главное — Любовь с большой буквы, любовь ко всему сущему. А так как любви нельзя научить- ей можно только научиться, слой за слоем снимая с себя покровы черствости иэгоизма, — то этот процесс длился многие годы.
Занятия проводил самПифагор или его ближайшие ученики, математикам давалась целостная картина мира,раскрывалось устройство природы и человека. Изучая науку о числах игеометрических фигурах, а также астрономию, они познавали основные принципы изаконы мироздания; занимаясь музыкой, они постигали гармонию вселенной ичеловеческой души. Еще в глубокой древности человеком было обнаружено, что всеявления в природе связаны друг с другом, что все пребывает в непрерывномдвижении, изменении, и, будучи выражено числом, обнаруживает удивительныезакономерности.
В Древней Греции эпохиклассики возник ряд учений о гармонии. И наиболее глубокий след в мировойкультуре оставило Пифагорейское учение. Последователи Пифагора представлялимир, вселенную, космос, природу и человека как единое целое, где всевзаимосвязано и находится в гармонических отношениях. Гармония здесь выступаеткак начало порядка — упорядочивания хаоса. Гармония присуща природе иискусству: "Одни и те же законы существуют для музыкальных ладов ипланет". Пифагорейцы и их последователи всему сущему в мире искаличисловое выражение. Ими было обнаружено; что математические пропорции лежат воснове музыки (отношение длины струны к высоте тона, отношения междуинтервалами, соотношение звуков в аккордах, дающих гармоническое звучание).Пифагорейцы пытались математически обосновать идею единства мира, утверждали,что в основе мироздания лежат симметричные геометрические формы. Пифагорейцыискали математическое обоснование красоте. Они исследовали пропорциичеловеческого тела и утвердили математический канон красоты. Все классическоеискусство Греции носит печать пифагорейского учения о пропорциях. Его влияние испыталина себе ученые средневековья, наука и искусство эпохи Возрождения, Новоговремени вплоть до наших дней. Вслед за пифагорейцами средневековый ученыйАвгустин назвал красоту «числовым равенством». Философ-схоластБонавентура писал: «Красоты и наслаждения нет без пропорциональности,пропорциональность же прежде всего существует в числах. Необходимо, чтобы всеподдавалось счислению». Об использовании пропорции в искусстве Леонардо даВинчи писал в своем трактате о живописи: "Живописец воплощает в формепропорции те же таящиеся в природе закономерности, которые в форме числовогозакона познает ученый".
Такимобразом, пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшимусловием гармонии целого и может быть выражена математически посредствомпропорций.
Пропорцияозначает равенство двух или нескольких отношений. Существует несколько видовпропорциональности:
—  математическая,
—  гармоническая,
—  геометрическая идр.
 
3. Пропорции и«Золотое сечение»
 
На сухом языке математикиЗолотое сечение — это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части,при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая частьотносится к меньшей.
Отношение большей частиотрезка к меньшей в золотом сечении принято обозначать греческой буквой «фи» вчесть древнегреческого скульптора Фидия, жившего в V в. до н. э.; «фи»приблизительно равно 1,618…
Что же такого замечательногоскрыто в этой пропорции, что она занимает умы людей уже много веков?
В Золотой пропорции исвязанном с ней числе «фи» кроются удивительные математические закономерности,но самое главное — считается, что формы, основанные на золотом сечении, наиболеепривлекательны с эстетической точки зрения и поэтому с давних пор используютсяхудожниками, архитекторами.
По мнению исследователей,понятие о Золотом сечении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческийфилософ и математик (VI в. до н. э.) В философской школе Пифагора помимофилософии и математики изучали и гармонию. Занимаясь теорией гармонии,пифагорейцы пришли к заключению, что качественные отличия звуков обусловленыколичественными различиями между длинами струн. Это вдохновило их, и они постаралисьпойти дальше — выразить все закономерности мира через числа, полагая, что воснову мирового порядка бог положил именно число. Поэтому пифагорейцы в числахи их отношениях (а последние рассматривались как отношения отрезков) искалимагическое, сверхъестественное. И в геометрии не обошлись без мистики. Здесьособо следует отметить любовь пифагорейцев к звездчатому пятиугольнику,составленному из диагоналей правильного пятиугольника.
Есть предположение, чтоПифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян.Действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта иукрашений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастерапользовались соотношениями золотого деления при их создании.
В дошедшей до насантичной литературе Золотое сечение впервые упоминается в «Началах» Евклида. Во2-й книге «Начал» Евклид строит золотое сечение, а в дальнейшем применяет егодля построения некоторых правильных многоугольников и многогранников.
Важнейшими центрами деятельностихудожников, скульпторов, архитекторов были Северный Пелопоннес, Афины и греческийЗапад. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину,создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличаетгреческое искусство. Оно освобождается от тех жестких рамок, которые сковывалиего в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивногоразвития различных школ и направлений, создания разнородных произведений. Вархитектуре оформляется классический тип периптерального храма и егоскульптурного декора.
Этапными в развитиираннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, каксокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, храм в Селинунте ихрам Зевса в Олимпии. Архаическое искусство создало совершенные в своейзаконченности, но условные произведения искусства. Мастер поры ранней классикисделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, иестественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи — передачидвижения человеческого тела в скульптуре и улучшение пропорций в архитектуре.На долю высокой классики выпала сложная задача — передать движения души.
Искусство высокойклассики — явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область,где в это время рождается принципиально новое, — урбанистика. Хотя накоплениеопыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства былорезультатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно навремя высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, созданиецельной концепции и осуществление ее на практике. Рождение градостроительствакак теоретической и практической дисциплины, соединявшей в себе художественныеи утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные чертыхарактеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицыпересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, изонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению районовгорода.
Ведущим типом зданийпо-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера активно строятся нагреческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выделяется такназываемый храм Конкордии (в действительности — Геры Аргейи), считающийсялучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданийобщественного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем вдругих частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинскойдемократии, возглавляемой Периклом, — превратить Афины не только в самыймогучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной городсредоточием всего лучшего, что есть в мире, — находила практическое воплощениеи в широкой строительной программе.
Архитектура высокойклассики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся спраздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени,архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новыесредства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболееполно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, вчастности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании чертдорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичныйдорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошнойскульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях.Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон — единственный в греческой архитектуре храм сабсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков,где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид.

4. Связь архитектуры ифилософии
 
Архитектура ДревнейГреции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческогоискусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося втесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальнойсредой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественнаяжизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер. Классическаягреческая архитектура создала ордер; в этом главная её заслуга. Чтобы понятьзначение архитектурного ордера, достаточно вспомнить, что он господствует вархитектуре вплоть до наших дней. Ордер – это известный условный порядок врасположении архитектурных частей. Он состоит в основном из ступенчатогопостамента, колонн и антамблемента с покрытием. Дорический стиль наиболеепростой, лаконичный по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера— строгость и простота.
Ионический стиль сложнееи насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля — легкостьпропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительнаядекоративность. Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектураразработала еще третий — коринфский.
Коринфский стиль ещелегче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшеена почве ионической архитектуры. В наиболее четко выраженном виде ордернаясистема выступает в храмах. Древнегреческие храмы отличались небольшимиразмерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку.Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. В планехрамы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, сдвускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храмапомещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Композициягреческих храмов различна.
Исключительное значениедля последующего развития мировой архитектуры имеют принципыархитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно вансамблях. Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается сгармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных сооружениймежду собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутрикомплекса, зодчими продумана тесная связь этого архитектурного сооружения сокружающим ландшафтом. Афинский акрополь («верхний город») — природная скалаудлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры — около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа,которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс ивосприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки.Греческие зодчие уделяли исключительное внимание природным условиям истремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным результатом вводитьсвои сооружения в окружающий пейзаж. «Жемчужиной» акрополя являетсяхрам Парфенон, центральное сооружение ансамбля. Это большой периптер (8х17колонн с высотой 10,5м). Созданию впечатления гармонии и величавой красотыспособствует активное применение скульптуры и снаружи, и внутри храма. Именно поэтомуПарфенон является одним из ярчайших образцов в мировой архитектуре подлинного иглубокого синтеза искусств. Работая над курсовой работой, по историиархитектуры я исследовал план Парфенона и пришёл к выводу, что он построен сиспользованием пропорции золотого сечения, но ещё более интересным оказалосьто, что отношение ширины и длины этого храма, подобны ширине и длине участкаакрополя.
Помимо храмов греческиезодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера:стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры(одеоны). Театры в Греции располагались на склонах холмов. Поперек склонаделались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили сценическуюплощадку для выступлений хора — «орхестру», а актеры находились на эстраде,«скене». Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей.

Заключение
Греческие философы искалиистину в душе человека. Греческие зодчие искали красоту в камне. Их объединилостремление к прекрасному.
Они достигли таких большихуспехов, что их философские учения широко изучаются в современных учебныхзаведениях, а ордерная система остаётся эталоном в современной архитектуре. Ониоткрыто говорили о том, что счастье и красота, заключаются не в богатстве ипышности, а в достоинстве и сдержанности. Их достижения – знания человечества,о которых нужно знать и помнить.

Список литературы
1. «Искусство» изд. «Просвещение», 1986; составители: М. В.Алпатов, Н. Н. Ростовцев.
2. Философия: Учебник. Пол ред. В. Д. Губина.
3. Сайт «http//greek.ru/»
4. Казимеж Куманецкий, «История культуры Древней Греции иРима», М., «Высшая школа», 1990.
5. Н. И. Брунов «Греция» изд. Всесоюзной Академииархитектуры, 1935г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.