Министерствообразования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Российский ГосударственныйПрофессионально-Педагогический Университет»
Институтпсихологии
Кафедра историиРоссии
Тема
Светскиеежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой
Исполнитель: БайбосуноваА.Т.
ПП-104
Содержание
Введение
О журнале «Отечественная история»
Об авторе
Основная часть
1) «Царские»праздники
2) Военные«викториальные» праздники
3) Полковыепраздники
4) Кавалерскиеи орденские праздники
5) Организацияторжеств
Заключение
Введение
О журнале Отечественнаяистория
Журнал«Отечественная история» — самое известное академическое периодическоеиздание по истории России — СССР — Российской Федерации.
Средиавторов журнала — известные отечественные и зарубежные историки различныхпоколений и политических взглядов, а также научная молодежь.
Публикуютсядискуссионные материалы, материалы «круглых столов»,историографические обзоры, рецензии (отдел критики и библиографии — самыйбольшой из всех аналогичных отделов отечественной исторической периодики),хроника научной жизни.
Публикуютсятакже перечень новой литературы по истории России, темы утвержденных ВАК РФдокторских диссертаций по отечественной истории, а также информация о новыхпоступлениях зарубежной литературы по истории России в Государственнуюисторическую библиотеку в Москве.
Научныйжурнал
Периодичность:выходит6 раз в год.
Основанв1957 г.
Учредители:Российскаяакадемия наук, институт российской истории РАН
Входитв Перечень российских научных журналов ВАК Министерства образования и науки РФ
Тираж:1650экз.
Обавторе
Агеева Ольга Гениевна- доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Центр по изучениюотечественной культуры Института Российской истории РАН
Тема,поднятая Агеевой Ольгой Гениевной особенно актуальна на сегодняшнее время.Нынешнее поколение не знает время появления многих праздников. Также тех, кто принялэти торжества в русскую культуру.
Этипроблему изучали многие историки, такие как О.А. Корнилович, К. Масальский, С.НШубинский и др. И Агеева О.Г. почерпнула много интересной информации из ихисточников, например из очерков о балах, маскарадах, рыцарских каруселях иаллегорических маскарадах в России в XVIIIв. Основательно изучен стиль торжеств и увеселений русского двора XVIIIв., хорошо описаны отдельные праздники (в том числе дни тезоименитств,полтавские годовщины и проч.) Однако для воссоздания целостной картины ежегодныхпридворных торжеств необходимо очертить круг празднеств такого рода, показатьисторию их появления в XVIIIвеке, описать свойственные им формы празднования, что и сделала автор даннойстатьи.
Цельюмоего изучения этой статьи в темы в целом является изучение праздников иторжеств, празднуемых во время правления от Петра Iдо Екатерины Великой. Оказывается, все праздники, которые мы обычно отмечаем,берут свои корни именно с этих времен!
Длясебя ставлю задачи понять логику автора и глубже изучить каждый вид увеселений.
Основная часть
Реформыначала XVII в. Перевернули русскуюжизнь. Выход России в Европу был связан с усвоением европейской культурывысшими слоями русского общества и предопределил отказ от значительной частинаследия Московского государства. Постепенно происходила и европеизация стиляпридворной жизни, важной составляющей которой была праздничная культура. В XVIIIв. Она отличалась исключительным разнообразием, включая в себя грандиозныекоронации на западноевропейский манер, царские погребения, свадьбы, крещениедетей Романовых, пышные военный триумфы и мирные торжества в честь завершениявойн. Между тем тогда и сложилась и та новая система ежегодных официальных светскихпразднеств и увеселений (куртаги, ассамблеи, балы, маскарады), котораяструктурировала повседневную жизнь двора.
Ежегодныесветские праздники двора делились на военные, связанные с крупнейшими победамирусской армии, «царские », посвященные эпизодам из жизни правящей династии,полковые и орденские. Проведение государственных праздников способствовалоутверждению идей государственности, а также значимости властных структур иперсон.
Вотечественной историографии празднества всегда вызывали живой интерес. Началоразработке темы положили биографии русских монархов и высшего общества. В нихописывались коронации, петровские ассамблеи, празднование Нишдатского мира, иелизаветинские маскарады.
Свойподход к исследованию придворных увеселений выработал В.О. Михневич,рассматривавший историю карточной игр, музыки и танцев XVIIIв. Д.А. Ровинский открыл изучение огненных потех.
Историкии искусствоведы уделяли внимание декоративному оформлению торжеств, искусствуфейерверков, триумфальных сооружений, музыке и театру при дворе. Новаторскийхарактер носят очерки придворной жизни Зимнего дворца второй половины XVIIIв.В книге американского исследователя Р.С. Уортмана изложен взгляд на церемонии иобряды русского двора как на публичное представление, рассчитанное навосприятие на Западе и внутри русского общества «мифов» и символов русскоймонархии, имевших западное происхождение.
«Царские»праздники
ВМосковском государстве XVI-XVIIвв. стержнем публичной жизни дворца являлись выходы государя и его свиты направославные праздники. Знаток московского двора И.Е. Забелин отмечал, чтотакие выходы составляли «одну из самых видных сторон древнего царского быта».Даже «самые обыкновенные, почти каждодневные выходы царя к обедне и вообще кцерковной службе в известные праздники были не что иное, как церемониальныешествия».
ВXVII в. Возникает новая системаежегодных торжеств. Значительную их часть стали составлять светскиепразднества, называемые торжественными и викториальными днями.
Началиугасать традиционные праздники, но сформировались новые для России светские торжества.30 сентября 1696 г. в честь возвращающегося с победой из-под Азова войска вМоскве был организован первый «победительный» въезд, положивший начало целойверенице петровских триумфов. Затем в первые десятилетия XVIIIв. возник стройный цикл ежегодных светских торжеств российского двора,включавший царские, военные праздники.
С1 января 1700 г. императорский двор и вся страна начинали праздноватьгражданский Новый год, тогда церковное новолетие наступало 1 сентября. Познаменитому указу 20 декабря 1699 г. о праздновании Нового года, полагалосьучинить перед воротами некое украшение из древ.
Воформлении новогодних «огненных потех» всегда обыгрывались политические темы.Так, в новогоднем фейерверке 1703г. изображались аллегорические фигуры Времении Фортуны, план штурма Нотебурга и др., фейерверк 1704 г. украшали статуиЮпитера, Марса и аллегорические картины, посвященные взятию Канец (Ниеншанца),а в 1711 г. га фейерверке были два плана — транспаранта на темы предстоящейвойны с Турцией. Политические события отражались и в новогодних фейерверкахпослепетровского времени. Так, великолепный фейерверк 1760 г. напоминал опобедах под Пальцигом и Франкфуртом. Перед зрителями предстали раскаленноесолнце с именем Елизаветы, фигуры Славы и Вечности, а также Храм славы сизображением Петра Великого. Впрочем, «огненные потехи» нередко ограничивалисьиллюминацией, для которой создавались пышные брачные декорации.
ВПетербурге 1 января царская чета и первые лица государства с утра слушалилитургию в Троицком соборе. Затем следовало пиршество, которое проходило водворце А.Д. Меншикова на Васильевском острове, в доме его величества, ваудиенц-камере Сената. После обеда царь гулял по улицам города, наблюдая завесельем народа, а завершалось торжество в 8-9 часов вечера, когда в небовзмывали огни фейерверка. В правление Анны Иоанновны новогодние торжествапроходили в стенах дворца. 1 января в Большой церкви Зимнего дворца вприсутствии августейшей фамилии и петербургского общества совершалась литургия.По выходе из церкви, приглашенные поздравляли императрицу с праздником ицеловали ей руку. Затем в пяти парадных помещениях дворца следовал двухчасовойобед. За столы усаживались царская семья, российские и иностранные министры,придворные дамы, и кавалеры, генералитет, старшие офицеры и духовные персоны.Вечером во дворце проходил бал, завершаемый фейерверком на льду Невы ипраздничной иллюминацией города.
Литургия,поздравления, целование руки, обеденный или вечерний стол, бал и огненныепотехи были характерны для большинства торжеств времени Анны Иоанновны,Елизаветы Петровны, Петра III,и Екатерины II.
Среди«царских» ежегодных праздников наиболее многочисленными являлись традиционныедля допетровской России тезоименитства и относительно новые дни рождения. Вмосковской Руси праздновались только дни царских ангелов, которые по всейстране отмечались церковными службами, выходами в церковь царя и егонаследника, столами Золотой и Грановитой палатах и раздачей чинам водки иименинных пирогов в Передней палате или с Золотого крыльца. Празднование днейрождения в России началось только с царствования Федора Алексеевича. С 1676 г.в «Книгах царских выходов», появились отметки о службах в день рождения этогогосударя. Впервые день рождения царя отмечали при дворе 30 мая 1676 г.традиционней раздачей коврижек и водки. Впоследствии начали праздновать днирождения других членов царской семьи. С наибольшим размахом проходили днярождения и тезоименитства подросших дочерей Петра- Анны и Елизаветы,относительно которых уже строились планы брачных союзов. Что касается днярождения императрицы Екатерины Алексеевны, о котором возвещали утром пушкипетербургских крепостей, то он приходился на Великий пост и вследствие этогопраздновался «при дворе тихо». Эти праздники явно преследовали политическиецели. Брак Петра при живой царице с непородной иноземкой имевшей уже двухвнебрачных дочерей, требовал особых законодательных актов и мероприятий,направленных на то, чтобы русское общество свыклось со второй семьейсамодержца.
Политическийподтекст, связанный со второй семьей Петра I,имело и празднование дня царского бракосочетания. Впервые в кругу семьи онобыло отмечено в 1715 г, а затем превратилось в государственный праздник. Другойбыла судьба праздника по случаю дня коронования правящего монарха в начале XVIIIв. Он был широко распространен при европейских дворах. В России день венчанияна царство начали отмечать в ближайшем окружении Петра Великого в 1719 г., а 16мая 1721 г. вышел указ Сената и Синода «о торжествовании дня коронования егоцарского величества», в котором предписывалось 25 июня всем российскимгосударям торжествовать молебным ко всеблагому богу пением. После вступления настол в день ее коронации 25 апреля «превратился в многодневное торжество». ПриЕкатерине Великой лень коронования (22 сентября) стал с 1782 г. и днем орденасв. Владимира, и поэтому утром в церковь с императрицей и двором до 170 и болеекавалеров ордена. При Петре II,который, как известно, не дожил до коронации 7 мая 1729 г. бала в царском дворцеотмечался «день восшествия на престол» юного императора. При Анне Иоанновнеднем восшествия на престол считался день ее избрание Верховным тайным советом.При Елизавете Петровне и Екатерине IIв день восшествия на престол фактически отмечались «дворцовые революции» 1741 и1762 гг. Форма торжеств в память «восшествия» была различной. При Анне Иоанновнепразднество напоминал день коронования. День восшествия на престол ИоаннаАнтоновича отмечался в 1741 г. трехдневными торжествами (18-20 и 21 октября), аперед этим 8 октября правительница Анна Леопольдовна принимала поздравления минакрывала во дворце стол для штаб- — и обер-офицеров, празднуя «годовщинувосприятия управления империей».
ПриЕлизавете Петровне день восшествия на престол приобрел совершенно неповторимыечерты, став праздником императрицы и ее лейб-компании, совершившей переворот вноябре 1741 г. Елизавета не только наградила своих сторонников-гвардейцевчинами, имениями и пожалованием дворянства, но каждый год демонстративночествовала их как лиц, близких к ее особе. В правлении Екатерины IIсреди табельных дней появился совершенно уникальный праздник — «торжествовыздоровления ее Величества от оспы». По указу Екатерины IIвыписанный из Англии Диммс Даль сделал ей прививку от оспы и императрицавыздоровела, что было отпраздновано молебном в Казанском соборе и «потешными»огнями. Затем прививку сделали наследнику престола, выздоровевшему 22 ноября.Невиданное событие ставшее примером попечения «Матери Отечества» о поданныхзакрепили в праздничном календаре, приурочив к празднику Введения во храм ПресвятойБогородицы и Семеновскому полковому дню (21 ноября).
Военные(«викториальные») праздники
Помимоежегодных царских праздников при Петре Iпоявляется ряд военных празднеств, которые использовались для повышенияавторитета новой регулярной армии и флота и прославления успехов русскогооружия и изматывавшей страну Северной войне. К 1725 г. ежегодными торжествамиотмечались 7 викторий и заключения Ништадтского мира. Повторяемый из года в годпраздничный военный цикл открывался 27 июня воспоминанием о славной Полтавскойбаталии, 27 июля праздновали морские победы при Гангуте и Гренгаме, 9 августа — взятие Нарвы, 28 сентября — победу при Лесной, 11 октября — взятиеШлиссельбурга, 16 октября — битва при Калише. Наконец, 30 августа ежегодноотмечались годовщины Ништадтского мира. Дни Полтавского сражения и заключенияНиштадтского мира являлись всероссийскими праздниками. Торжества всегдапроводились там, где находился царь — чаще всего в Петербурге.
Форматоржества в большинстве случаев была единой. В Петербурге утренняя церковнаячасть состояла из литургии, молебна и проповеди в Троицком соборе в присутствииимператорской фамилии, знатных лиц и выстроенных в параде войск. На Царицыномлугу царь-полковник угощал вином и пивом гвардейские полки. На Неве противдворца бросал якорь украшенный флагами и вымпелами царский фрегат. Ночью город,крепости и фрегат освещала иллюминация.
Впослепетровское время число ежегодных военных праздников сильно сократилось,при Екатерине I еще отмечалисьПолтавская годовщина, Ништадтский мир. 11 июля публично праздновалось«воспоминание Турецкой акции» — неудачного Прутского похода в которомимператрица проявила сметливость, позволившую избежать тяжелых последствийокружения армии и не допустить пленения царя. 1741 г. среди викториальных днейотмечалось заключение мира с турками в 1740 г. Согласно месяцеслову на 1795 г.,молебны служились в дни сражений у Лесной, у Гангута и Грингамы, в честь взятияНарвы и Шлиссельбурга, а среди государственных торжеств отмечалось воспоминаниесражения под Полтавой. К петровским молебнам добавились молебны по случаюЧесменского сражения (24 июля), «мира Кайнарджи и присоединения Таврическогоцарства» (10 июля), «победы над прусской армией» при Гросс-Егерсдорфе (19августа).
Впрочем,иногда в память одержанных побед при дворе не ограничивались только молебном.Так, 24 июля 1773 г. в Петергофе служили литургию «с коленопреклонениемвоспоминания победы под Чесмой». После «Тебе Бога хвалим» последовал 51 пушечныйвыстрел. Затем в Малиновой комнате присутствующие поздравляли императрицу иприкладывались к ее руке. В 1796 г. в 12 часам дня вся царская семья шествовалав сопровождении двора из покоев императрицы в придворную церковь. С«воспоминанием о сожжении и истреблении при Чесме турецкого флота» выступилдуховник ее величества. Численность участников ежегодных придворных царских ивоенных торжеств была различной. В первой четверти XVIIIв. в самых многочисленных уличных маскарадах и застольях участвовало до 1 тыс.человек. При Анне Иоанновне переместившееся в стены дворца общество состояло излиц первых классов Табели о рангах и знатных персон (русские и иностранныеминистры, придворные дамы и кавалеры, гвардейские офицеры, высшее духовенство)и насчитывало по свидетельствам современников до 300 человек.
Вцарствование Елизаветы Петровны и Екатерины IIна светские ежегодные праздники и иные торжества, как правило, приглашалисьвоенные, статские и придворные чины первых шести или восьми классов(военнослужащие до сухопутных полковников и майоров, гвардейскихкапитан-лейтенантов, морских капитанов 3 ранга, в статских чинах- до обер-секретарей, коллегий и секретарей Сената, вице-президентов надворных судов,обер-комиссары в коллегиях и т.д.) и знатное шляхетство. Еженедельные куртаги,маскарады и балы при дворе имели более узкий круг участников. На нихприглашались лица первых четырех или пяти классов. Во время придворныхпротокольных мероприятий обед накрывался на первые четыре класс а, но чащевсего только на первые два (30-40 и более человек, включая императорскуюфамилию).
Состав участниковежегодных табельных торжеств во дворце в основном определялся получением чинапо Табели о рангах, и каждое лицо, имевшее ранг и находящееся в столице, имелоправо и неукоснительно получало повестку во дворец. При этом придворные чиныуведомлялись Придворной конторой, иностранные дипломаты — Коллегией иностранныхдел (с 1744 года — Церемониальной частью), гвардейские офицеры — полковымиканцеляриями, а остальные чины и знатные персоны – через столичную полицию,т.к. именно у нее имелись точные сведения о всех находящихся в городе лицах.Эта система не позволяла обойти приглашения кого-либо из числа обязанных порангу быть при дворе. Так постепенно в XVIIIвеке вырабатывался новый протокол европеизированного двора, и определялисьсоциальные границы русского «общества».
Полковые праздники
На более узкий кругучастников были рассчитаны полковые празднества лейб-гвардии. Они отмечались вполках и во дворце, где устраивались обеды для высших гвардейских офицеров.Такого рода застолья, появившиеся во дворце при Петре Великом к концу века,превратились в устойчивую традицию и приурочивались к полковым дням. Дляконногвардейского полка таким днем было Благовещение Пресвятой Богородицы (25марта), для измайловцев – день Святого Духа, для преображенцев – ПреображениеГосподне (6 августа), для семеновцев – праздник Введения Пресвятой Богородицыво храм (21 ноября). В эти дни в полки ежегодно отправлялась водка для угощениянижних чинов; иногда сама императрица в мундирном платье выезжала на службу вполковые церкви. После полудня старшие офицеры приглашались во дворец за столимператрицы – полковника.
Орденские и кавалерскиепраздники
Особоеместо занимали орденские, или кавалерские, праздники при дворе. При Петре Iсложился обычай праздновать «кавалерский день» св. ап. Андрея Первозванного (30августа), при Екатерине II– день учрежденного ею в 1796 г. ордена св. Георгия. Праздник ордена св.Екатерины (24 ноября) приходился на тезоименитство Екатерины Iи Екатерины II. 22 сентября 1782 г. вчесть 20-летия своей коронации Екатерина IIосновала орден св. князя Владимира. При Анне Иоанновне второй орденскийАндреевский праздник отмечался, как это было принято в Европе, в честь святогопокровителя основателя ордена, т.е. день св. ап. Петра и Павла (29 июня).
Современ Елизаветы Петровны при дворе цесаревича Павла Петровича отмечалиАннинский кавалерский день. Основанный в честь дочери Петра Великого царевныАнны Петровны орден св. Анны являлся голштинским. После отказа Екатерины IIот прав ее сына на Голштинию, за русским цесаревичем сохранилось званиегроссмейстера ордена. Весь российский двор праздновал кавалерские днииностранных орденов – польского Белого (23 июня) и прусского Черного (8 января)орла. Эти ордена были пожалованы российским монархом и некоторым из ихподданных.
Орденскиепраздники являлись одними из самых оригинальных ежегодных торжеств российскогодвора и имели хорошо разработанный церемониал. Андреевский праздник начали ежегодноотмечать в середине 1700-х годов, через несколько лет после его учреждения.Праздновали день ордена там, где находился монарх, — за границей, в основномПетербурге, где Андреевское торжество праздновалось пиром трактире или спускомкорабля. Затем сложилась традиция, согласно которой православные кавалерыордена собирались утром в Троицкой церкви, а после литургии до позднего вечерананосили друг другу визиты всем орденским сообществом, наподобие святочныхразъездов.
Вцарствование Анны Иоанновны орденские празднования обрели новую форму. Теперьих церемониал помимо литургии, поздравления императрицы целованием руки,вечернего бала и фейерверка или иллюминации, имел отличительные особенности –торжественное утреннее шествие в церковь кавалеров и гроссмейстера ордена,ордена, одетых в полное орденское одеяние с епанчами и шляпами, и орденскийобед.
30августа, в день окончания Северной войны, еще при Петре Iи Екатерине I русский дворучаствовал в литургии в Александро – Невском монастыре, что вошло затем вцеремониал праздника ордена св. Александра Невского.
Трапезыкавалеров имели свои особенности. Орденский обед проходил в Тронном зале илигалерее императорской резиденции – осенью и зимой в Зимних и Летних дворцахПетербурга или Москвы, летом — в Петергофе. За орденский стол садились всенаходящиеся в столице квартиры, но могли приглашаться и лица первых двухклассов. Участниками обедов ордена св. Андрея Первозванного, как правилостановилось от нескольких до полутора десятков персон.
Организацияторжеств
XVIIIв. знал различные типы праздничного стола. Самыми модными были фигурные столы(в форме причудливого барочного узора или символа), несколько десятилетийсоставляемые придворным архитектором В.В. Растрелли. Долгое время было принятоустраивать в центре стола фонтаны, устанавливать украшения из зеленых деревьеви т.п. К концу века получили распространение столы «покоем» (т.е. в форме буквы«П») Э, а мода на фонтаны ушла в прошлое. Орденские столы изначально имелиформу параллелограмма и ставились поперек зала перед троном. Этот более строгийвид стола соответствовал обычаю застолий орденов Европы и восходил ко временамсредневековья. На праздновании орденов св. Георгия и св. Владимира стол для ихмногочисленных кавалеров устанавливался «покоем».
Своюособенность имела и сервировка столов. Еще в 1745 г. императрица ЕлизаветаПетровна получила в подарок от польского короля саксонский фарфоровый сервиз,украшенный символикой российского герба и ордена св. ап. Андрея Первозванного.В 1778- 1784 гг. в России на заводе Гарднера по заказу императрицы были созданыдля кавалерских обедов дворцовые орденские сервизы.
Вовремя застолья члены царской фамилии, два старших кавалера или кто-либо иззнатных гостей произносили тост за здоровье присутствующих и отсутствующихкавалеров. В источниках есть указания, что при питье кубком крышка кубком «шлакругом стола», т.е. соблюдался рыцарский обычай, символизировавший единствоучастников трапезы. В начале застолья немногочисленные гости, среди которыхбыли высшие сановники империи и иностранные министры, стоя, наблюдали затрапезой, но после первого тоста они с разрешения императрицы направлялись ксвоим столам в соседнее помещение.
Припраздновании дней иностранных орденов порядок торжества был несколько иным. Заорденский стол садились все находящиеся в столице кавалеры. Первый тост русскиемонархи поднимали за орденмейстера, т.е. в честь прусского или польскогокороля.
Посколькуиностранные кавалерские дни являлись частью международных контактов европейскихдворов, в Петербурге всегда учитывали, как празднуется за границей российскоеАндреевское торжество. За этим зорко следили царские дипломаты. В 1746 г.банкет прусского ордена в Зимнем дворце, на котором присутствовало 22 человека,прошел «с некоторым уменьшением против других иностранных орденов кавалерий,так как чинено по примеру того, как торжествовали в Пруссии орден св. АндреяПервозванного, о чем писал посол Чернышев».
Присутствиекавалеров на орденском праздники было престижным и обязательным, однако далеконе все имевшие ордена лица стремились во дворец. После того, как в 1765 г. наорденском празднике отсутствовало 15 находившихся в Петербурге кавалеров орденасв. Александра Невского, Екатерина IIввела 30- рублевые штрафы за непосещение орденских торжеств (независимо отпричины отсутствия). В сохранившейся Записной книге кавалерских штрафов 1765-1795 гг. содержатся сведения о взимании с кавалеров от 30 до 540 рублей почти вкаждое торжество. Среди штрафников в книге записана и сама императрица. ЕеВеличество, помня о своем статусе орденмейстера, в таких случаях изволилажаловать «за свое отсутствие» или за отмененный ею праздник штраф в 300 рублей,а в 1794 г. даже 2 тыс. рублей. Желая достойно употребить собираемые скавалеров суммы, Екатерина повелела направлять штрафные деньги на строительствокавалерской Андреевской церкви на Васильевском острове, а затем в Александро –Невский монастырь — на молебны о здравии кавалеров.
Втечение века форма ежегодных светских праздников вполне сложилась. Созданныйпри Петре I светский праздничныйкалендарь стал основой новых придворных торжеств XVIIIв. В 1723 г. был составлен «Реестр торжественным и викториальным дням, какиебыли празднуемы в С. – Петербурге в 1723 г. с молебствием или без оного». Он включал7 военных дат (одна в честь заключения мира), «торжество кавалеров» орденаАндрея Первозванного, торжество «в доме» царя по случаю получения им Андреевскойкавалерии, день коронации императора, день царского бракосочетания, 6 днейрождения и 5 тезоименитств членов царской семьи. Всего – 23 светских праздникас учетом вписанного в этот документ позже дня коронации императрицы Екатерины Iи отсутствующего дня Калишского сражения.
Послесмерти Петра I праздничный светскийкалендарь корректировался при каждом новом правлении. При Екатерине Iособое значение приобрел день ее коронации, при Петре IIпоявился день восшествия на престол. При Анне Иоанновне, перенесшей большинствоторжеств в стены дворца, окончательно сформировались полковые дни, были введенывторой Андреевский кавалерский день и дни объявления императрицы полковникомгвардейских частей. Однако общее число торжеств в связи с несколькими смертямив доме Романовых в середине 1730-х годов в официальном общероссийском календаресветских дат значились Новый год и 8 царских праздников: день восшествия Аннына престол (19 января), день ее коронации (28 апреля), дни рождения итезоименитств Анны Иоанновны (28 января и 3 февраля), Анны Леопольдовны (7 и 9декабря) и цесаревны Елизаветы Петровны. В правление Анны Леопольдовны в 1741г. появились дни рождения и тезоименитства супруга правительницы принца АнтонаУльриха Брауншвейгского (17 августа и 17 января) и императора Иоанна Антоновича_12 и 29 августа), отмечался день восшествия на престол императора Иоанна.
Кконцу правления Елизаветы Петровны из числа 49 внесенных в табель праздничныхгосподских и торжественных дней, «статских» насчитывалось 13. Это были днивосшествия на престол и коронования, 7 дней рождения и тезоименитств Елизаветы,Петра Федоровича, Екатерины и Павла Петровича (тезоименитство в день св. апп.Петра и Павла было двойным), день Полтавского сражения (при дворе непраздновался), два орденских праздника – Андреевский и Александро–Невский(орденские дни св. Екатерины и св. Анны в официальный календарь не входили,хотя при дворе отмечались) и Новый год.
К1795 г., когда увеличилось число орденов, а семью Романовых пополнилимногочисленные внуки и внучки императрицы, праздничный цикл выглядел следующимобразом. Открывало его празднование Нового года, отмечались дни коронования ивосшествия на престол Екатерины II(25 апреля и 28 июня), дни рождения и тезоименитства императрицы (21 апреля и24 ноября), цесаревича Павла Петровича (20 сентябя и 28 июня), его супругиМарии Федоровны (14 октября и 22 июля), их детей великих князей и княженАлександра и Константина, Елены, Марии, Екатерины и Ольги, супруги Александра ивеликой княгини Елизаветы Алексеевны (всего 19 царских дней, включая «торжествовыздоровления ее Величества от оспы»). Следует отметить, что тезоименитствабыли и дни рождения царской семьи были обязательными торжествами не только придворе. По всей стране эти даты отмечались особыми молебнами, и пропуск ихдуховенством наказывался епитиями, плетьми, ссылкой в монастырь, а то исмертной казнью.
Извоенных праздников официальный календарь на 1795 г. включал день «воспоминанияПолтавы», но как дополнение к нему указывалось, что в иные дни при «церквахбывают благодарственные молебны за победы» в память «мира при Кайнарджи и присоединенияТаврического царства», сражений при Гангуте и Гренгаме, при Гросс-Егерсдорфе иу Лесной, взятия Нарвы и Шлиссельбурга. Дополнением были православныедвунадесятые праздники, Страстная и Святая недели, три масленицы, обязательныепоходы в церковь по воскресеньям, в дни архангела Михаила, свт. Николая и т.д. Всегов 1794-1794 гг. при дворе отмечалось 59 церковных, придворных и кавалерскихпраздников (табельных дней было 66, если бы некоторые торжества не приходилисьна один день).
Заключение
Празднованиеторжеств в Росси XVIII веке сыгралобольшую роль в жизни и культуре России. Это участвовало в закрепленииинститутов и символов самодержавной власти. Эти торжества являлись событиемразового, единичного характера. Между тем тогда же сложилась и та новая системаежегодных официальных светских празднеств и увеселений, которая структурировалаповседневную жизнь царя.
Вданной статье рассматриваются новые для России «статские» официальныепраздники, возникшие в XVIIIвекепо случаю тех или иных политических событий (военные победы, коронации и т.д.)и отличавшиеся преобладанием светских форм празднования (пушечные салюты,застолья, балы, фейерверки и т.п.). Церковные службы, составлявшие необходимуючасть таких праздников, тем не менее, не определяли их характера.
Авторменя убедил, что действительно, без этих празднеств Россия была бы сейчассовершенно иной. И неизвестно, как бы повернулась судьба целого государства, небудь правителей, которые воссоздали эту культуру.