Реферат по предмету "Культура и искусство"


Сатира и юмор в изобразительном искусстве

Ярославская средняя общеобразовательная школа No 71
Реферат
По изобразительному искусству
На тему
«Сатира и юмор в изобразительномискусстве»
Ученика9а класса
ВаховскогоСемёна Борисовича
РуководительВ.А. Иванова
Ярославль 2008 г.

План работы
Введение. Мысли о моей родине.
Основная часть. Сатира и юмор в изобразительном искусстве.
Вывод. Значение искусства в жизни человека.

Моя родина удивительная странаРоссия. Славится она своим потрясающим народом. История моей родины больше трагична,чем благополучна. Многочисленные войны вели к упадку и развалу. Страшно вспомнитьтатарское иго, фашизм — все они старались уничтожить мой гордый народ. Диву даёшься,как выживалось русскому мужику. Даже если в России случались иногда расцветы и подъёмы,то простой народ никогда не был в фаворе, его всегда обирали, угнетали, уничтожалифизически и морально.
В самые горестные минуты жизни,в страшные моменты её люди обращались к юмору, к сарказму, к сатире. Русский человекустроен так, что шутит даже на смертном одре.
Спасал этот народ во все временаего непобедимый оптимизм. В самые горестные минуты жизни, в страшные моменты еёлюди обращались к юмору, к сарказму, к сатире. Русский человек устроен так, чтошутит даже на смертном одре.
Наши шутки, пословицы, поговорки,частушки почти не переводятся на иностранные языки, так они изящны, тонки по своемусодержанию, хотя зачастую вышли из под топора. Во всем этом нашла отражение мудростьнарода, его социально-исторический опыт, классовая борьба, трудолюбие, патриотизм.Смех всегда сопутствовал и помогал выживать, строить, и побеждать.
Из «смешного» в изобразительномискусстве мне очень нравится карикатура. Что же такое карикатура? Это веселый, забавныйрисунок, цель которого — представить в смешном виде какую-то личность или явление.Но ведь этот смешной рисунок кого-то не смешит, а возмущает, кого-то не веселит,а злит, кого-то не забавляет, а приводит в ярость. Карикатура существует как быв двух ипостасях. Во-первых, она высмеивает и разоблачает все плохое, безнравственное,уродливое. Это карикатура сатирическая: она является оружием в политической борьбе.А есть карикатура и юмористическая, ее цель развлекательная, ее цель — позабавить,доставить удовольствие.
Слово «карикатура» происходитот итальянского «caricare», что означает — нагружать, преувеличивать. Имеетсяв виду, что художник-карикатурист обязательно выделяет и преувеличивает какие-тоотдельные черты человека или обстановки.
А когда появилась на свет перваякарикатура? Несомненно — одновременно с первыми наскальными изображениями каменноговека. Иными словами — вместе с изобразительным искусством вообще. Наверно, уже первобытныелюди получали удовольствие, когда изображали своего недруга или соперника в смешномвиде.
Шли годы и века. Сатирическиеизображения находили место уже не на стенах пещер, а на древнеегипетских папирусах,на вазах древней Греции, на фресках древнего Рима, в химерах средневекового собораПарижской Богоматери. А древнейшая из дошедших до нас карикатур — это египетскийпапирус, на котором художник, живший более трех тысяч лет назад, высмеял ни больше,ни меньше как фараона Рамсеса III, изобразив его в виде льва, играющего в шашки с антилопой.
Как велико значение карикатурыв жизни народов, и мы это понимаем, когда сами входим в это чудесное и странноеявление.
До нас дошли на античных вазахГреции и Этрурии забавные и дерзкие графические эпиграммы на богов и героев. Срединих можно увидеть и пародию на миф о суде Париса, и довольно непочтительные шаржина Геракла, Энея и самого Зевса.
Карикатура существовала и в ДревнемРиме. В сюжетах для нее не было недостатка. Такие императоры, как Калигула, Нерон,или Каракалла с их отвратительными пороками давали карикатуристам широкое поле деятельности.
Характерный отпечаток своего времении нравов носит карикатура средних веков с ее бесчисленными насмешками над духовнымиособами — всевозможными прелатами и монахами, обличением ханжества, корыстолюбия,обжорства и разврата. Сатирические рисунки выходили из-под карандаша таких выдающихсямастеров, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, Тициана, Гольбейна Младшего, Дюрера.Самые выдающиеся художники всех времен и народов не пренебрегали своеобразием, остротойи комическим эффектом карикатуры.
Так, во все времена и при всехрежимах, при императорах и папах, при королях и президентах, при диктатурах и демократиях- карикатура сохраняла свои двоякие качества: одних она смешила и радовала, других- раздражала и бесила. Сохраняла она обе ипостаси — сатирическую и юмористическую.
Но есть и третья ипостась — гневно-трагическая.Это работы Гойи, Домье, Хогарта, а у нас — Мора, Пророкова.
Следует иметь в виду, что от художников-карикатуристовтребовалось порою немалое мужество, когда они своими произведениями затрагивали«сильных мира сего», а также остроумная, неиссякаемая изворотливость вборьбе против цензуры. Вспомнить хотя бы стойкость и изобретательность, которыепроявили французские карикатуристы Шарль Филипон, Оноре Домье и их друзья, сражаясьпротив жестокой королевской цензуры. Луи Филипон сделал открытие, что голова самогоЛуи Филиппа, короля Франции, имеет сходство с грушей. С этого момента груша сиделана троне, груша принимала парады, груша красовалась на ордене Почетного легионаи т.д. Вся Франция потешалась над коронованной грушей, отдавая должное остроумиюи находчивости карикатуристов. Это блестящий пример применения в карикатуре такназываемого эзопова языка — зашифрованного, но всем понятного иносказания. Этотприем, вызывая бессильную злобу противников, придает оппозиционной карикатуре особуюостроту и привлекательность в глазах читателей, делает ее еще смешнее и язвительней.
История карикатуры в России начинаетсяс народных лубков XVII и XVIII веков, носившихне только бытовой и религиозный, но и сатирический характер. Эти лубочные листы.Может быть, наивно, но искренно и выразительно высмеивали жадность и грубость дворянства,Спасал этот народ во все времена его непобедимый оптимизм чиновничества, крючкотворствои продажность судебных властей. Это знаменитые картинки — карикатуры «Как мышикота хоронили», «Шемякин суд» и многие другие. Но это были толькоростки настоящей профессиональной карикатуры, которой еще только предстояло появитьсяв России.
Первые шаги на пути развития такойкарикатуры связаны с именем выдающегося русского живописца Алексея Гавриловича Венецианова(1780 — 1847), Художник создал первое в нашей стране сатирическое издание, назвавего «Журнал карикатур на 1808 год в лицах». Император Александр I повелел журнал запретить, а цензуребыть разборчивее. Второго номера журнала карикатур читатель так и не увидел.
Шло время, грозные события сотрясалиРоссию. Близилась первая русская революция 1905 года. Вместе с революцией пошлив наступление на самодержавие и карикатуристы, среди которых такие выдающиеся художники,как В. Серов, Б. Кустодиев, И. Билибин, М. Добужинский, И. Бродский, Д. Митрохини другие.
Имеет смысл вспомнить Юрия КонстантиновичаАрцебушева, художника и редактора блистательного журнала «Сатирикон»,вместе с ним работали Николай Ремизов, Алексей Радаков, Александр Яковлев, НиколайРадлов — плеяда замечательных мастеров сатирического рисунка, позже они станут сотрудникамижурнала «Крокодил».
Как относились к карикатуре сильныемира? О Луи Филиппе написано выше, Наполеон I явно не проявлял чувства юмора к этому жанру. Больше юморапроявил Николай 11, он спокойно относился к карикатурам.
Ленин относился к карикатуре весьмаодобрительно, усматривая в ней, прежде всего политическую сущность. Что касаетсяСталина, то, хотя карикатуры он любил и внимательно их рассматривал, но по отношениюк себе никаких шуточек не допускал. Гитлер, когда стал могущественным диктатором,карикатуры на себя, особенно советские, ему перестали нравиться. Поэтому с началомвойны против С.С. С.Р. художники Кукрыниксы и художник Борис Ефимов были внесеныв известный «черный список» гестапо — «Найти и повесить!».
Как видно из выше сказанного,карикатура сопровождает общество с первых ступеней его развития. Но карикатура неотделимаот ее создателей — художников-карикатуристов. Хочется напомнить некоторые именасоветских творцов этого жанра. Дмитрий Набандян, М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А.Соколов, Б.Е. Ефимов, Ф.П. Решетников. Звездой первой величины был Николай ВладимировичРемизов, подписывающий свои рисунки Н. Ре-ми. Черемных М.М., который начал показыватьсвои плакаты в пустующих витринах. И с этого начались знаменитые «Окна РОСТА».Карикатурист-художник К. Ротов, изумительно даровитый. Вспоминает Б. Ефимов«Я не знаю художника, который был бы равен Ротову в богатстве юмористическойвыдумки и в умении придать ей изящную, отточенную, виртуозную графическую форму».
Из зарубежных карикатуристов мненравятся датчанин Херлуф Бидструп, француз Жан Эффель.
Херлуф Бидструп — один из наиболееизвестных карикатуристов нашего времени. Бидструп учился живописи в копенгагенскойАкадемии Художеств, но рисовал карикатуры, политические шаржи, путевые заметки,и более всего прославился своими комиксами — небольшими смешными рассказами в картинках.
Во времена бывшего СССР коммунистическаяпропаганда подняла Херлуфа Бидструпа на невероятную высоту, потому что значительнаячасть его работ действительно была посвящена борьбе рабочих за свои права, т.е.борьбе с мировым империализмом. В 1964 году Херлуф Бидструп стал Лауреатом МеждународнойЛенинской премии «За укрепление мира между народами».
сатира карикатура лубок россия
Бидструп — датчанин, но юмор егоне имеет национальных границ. Эти смешные, курьезные, трагикомичные рассказы в картинкахпонятны любому человеку, независимо от возраста и национальности. Тематика абсолютноразная — бытовые сценки, случаи на улице, в транспорте, на отдыхе, различные жизненныеситуации, порой доведенные до абсурда.
Жан Эффель не уступал ХерлуфуБидструпу ни в таланте, ни в остроумии, ни в мастерстве. Но по характеру и стилюони были друг другу полной противоположностью. Степенный, неторопливый Бидструпи по-французски горячий, экспансивный, говорливый Эффель. Поразительно широк и разнообразендиапазон художественных интересов этого непостижимо плодотворного и неугомонногорисовальщика. Это и политическая карикатура, и бытовая юмореска, и всемирно известнаясерия рисунков на библейские сюжеты — «Сотворение мира» и «Сотворениечеловека», и превосходные иллюстрации к классическим басням, и боевые альбомы.Это десятки всевозможных сатирических изданий и сборников. Огромная работа в областипромышленной графике, торговой рекламе, оформление ветрин, выставок и многое другое.
Творчество Эффеля было отмеченоприсуждением Международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами».Отличительными чертами творчества Эффеля являются тонкая ирония, язвительная насмешка,изящный сарказм.
/>С середины XVII в. на Руси впервые появились печатные картинки,называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли«потешными листами», во второй половине XIX в. их стали называть лубками.Способ изготовления придумали в Китае в VIII в. Рисунок делали на бумаге, потомего переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, которыедолжны остаться белыми. Все изображение состояло из стеночек. Работа была трудная,одна маленькая ошибка — и приходилось начинать все сначала. Потом доску зажималив печатном станке, похожем на пресс, специальным валиком наносили черную краскуна стеночки. Осторожно сверху клали лист бумаги и прижимали его. Оттиск был готов.Осталось просушить и раскрасить красками. Лубки делались разных размеров. Из Китаятехнология лубка перешла в Западную Европу в XV в. И в середине XVII в. в Россию.Завезли лубки иностранцы, чтобы дарить. А кто-то из иноземцев сделал станок дляпоказа. Лубки очень полюбились в России. Во-первых, в них пересказывалась история,география, печатались литературные произведения, азбуки, учебники по арифметике,священное писание. И все это делалось картинками. Иногда много картинок располагалисьярусами. Иногда были тексты на лубках. Во-вторых, лубки служили украшением. Русскиемастера придали лубку радостный характер.
XVII-ХVIII вв. — это эпоха реформПетра I, которые не всем нравились. Светский лубок был откровенным орудием политическойборьбы. Противники реформ Петра I печатают лубки, на которых изображен кот с краснымивытаращенными глазами, так рисовали портрет Петра I. «Кот Казанский».Лубок «Мыши кота погребают» появился после смерти императора. Принципиальноновым в лубке был смех. Это отличает его от официального искусства XVIII в. Главнаязадача лубка — украсить дом. Были и сатирические лубки. Петр I издавал указы о запрещениисатирических лубков. Но только после смерти императора лубок потерял политическуюостроту. Он приобрел сказочно-декоративный характер. Появились богатыри, актерыбалагана, шуты, реальные и фантастические звери, птицы. Героями картинок стали сказочныеперсонажи: шуты Савоська и Парамошка, Фома и Ерема, Иван-царевич, Бова-королевич,Илья Муромец. Лубок стал красочней, ведь он украшал избы крестьян. Картинки раскрашивалисвободно. Цвет клали декоративными пятнами вразброс. Вначале красный цвет, самыйяркий и плотный (гуашь или темпера). Другие краски были прозрачнее, поэтому их наносилипозже.
Какие краски любили на Руси?(Красный, малиновый, голубой, зеленый, желтый, иногда черный). Красили так, чтобысочетание было резким. Высокое качество рисунка говорило, что вначале лубки рисовалипрофессиональные художники, которые при Петре I остались без работы. А уже потомприсоединились резчики пряничных досок и другие городские ремесленники. Сюжеты настенныхросписей и изразцов (? а что такое изразец?)«переселились» в гравюрутогда, когда народное архитектурное творчество было приостановлено, а любовь к настеннойросписи и деревянной резьбе еще не иссякла. Была целая серия портретов, а точнееизображений былинных и литературных персонажей: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Соловья-разбойника,лица храбрых витязей и их королевен. Такие портреты были популярны в народе. А причиназаключалась в их художественных качествах. Нарисованы ярко, празднично, лица приятные,фигуры стройные, в красивых одеждах. В лубках-портретах воплотились глубоко народныеэстетические идеалы, воплотилось понимание достоинства и красоты человека. Лубоквоспитывал художественный вкус людей. И заимствовал все лучшее из других искусств.
Как делали лубки?
Гравер делал основу для картинки- доску и отдавал заводчику. Тот покупал доски, готовые к оттискам, а оттиски отправлялна раскраску. Под Москвой в селе Измайлово жили лубочники, делавшие гравюры на деревеи меди. Женщины и дети тоже занимались раскраской лубков.
Как делали краски, из каких материалов?
Варили сандал с добавкой квасцов,получалась малиновая краска. Акцент делали на яркий красный или вишневый цвет. Использовалилазурит для голубой краски. Варили краски из листьев и коры деревьев.
Каждая мастерица раскрашивалапо-своему. Но все учились друг у друга, и лучшие приемы использовали в своей работе.Любая тема освещалась в лубке с предельной глубиной и широтой. Например, на четырехполных листах повествовалось о нашей Земле. Где, какие народы живут. Много текстаи много картинок. Лубки были про отдельные города, про разные события. Например,поймали в Белом море кита, и на большом листе нарисован кит. Или как мужчина выбираетневесту, или модные наряды, или «Азбуки».
Лубок — это название, возможно,происходит от названия площади Лубянка, на которой был торг лубяными изделиями.На углу Рождественского бульвара сохранилась церковь «Успения в печатниках».В старину жили вокруг церкви мастера типографского дела — печатники. Недалеко — другая церковь «Троица в листах». Около ее ограды по праздничным днямпродавали занимательные и яркие картинки.
А может быть, это название происходитот слова «луб» — лубяной, т.е. деревянный. Рисунки вырезали на деревянныхдосках. Продавали эти картинки и разносили их по всей земле русской офени (коробейники),которые хранили свой товар в лубяных коробах. Дорожили лубками очень. В поэме Некрасова«Кому на Руси жить хорошо» рассказывается, как у крестьянина изба горела,а он первое, что вынес — картинки. В лубке никогда не было горя или плача. Он толькорадовал и веселил, да иногда обличал, но это делал с большим юмором и достоинством.Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы. Разносчиков лубков — офеней — ждалиповсюду. Детишкам они несли картинки с буквами, девицам картинки с модной одеждой,про любовь, а мужчинам — что-нибудь политическое. Покажет офеня такую картинку,да расскажет, что нового произошло в стране. За эти картинки нередко доставалосьи офеням, и издателям. В XIX в. Москва была главной поставщицей лубков. Вот урядникидругих городов и писали в Москву начальству про политические лубки. В 1850 годуоднажды ночью отряды полицейских прошли по всем уголкам Москвы. Печатников обыскивали,сваливали все деревянные заготовки и сжигали, а хозяев заставляли давать обязательства,что они никогда больше не будут заниматься лубками.
Там, где живет человек, всегдаприсутствует искусство, так как оно является детищем человека.
Искусство может быть абсолютноразным: очень высоким, примитивным, для избранных, для всех. Но всегда искусствослужит душе человека, развивает его лучшие качества, умиротворяет, сближает с другимилюдьми, с людьми разных национальностей. Искусство может приходить из древних векови рождаться прямо сейчас, творцами могут быть все: и дети, и взрослые, и мужчины,и женщины.
Изобразительное искусство самоеблизкое и понятное человеку. Ребёнок берёт цветные карандаши или краски в самомраннем возрасте. Знакомство с цветом — это очень важно. Дети, которые много рисуют,отличаются интеллектом от своих сверстников. Они дотошны, пытливы и умны, они усидчивыи терпеливы. Это даёт свои результаты в достижении поставленной цели.
Росту духовности помогает любоеискусство. Будь это пение, танец, музыка, литература. Искусство делает человекачеловеком.
Библиография
1. Борис Ефимов: «О том, что видел, пережил, запомнил.» Издательство«Вагриус» — 2000г.
2. Жан Эффель «Сотворение мира» «Москва» «Изобразительноеискусство» 1989г.
3. Херлуф Бидструп «Избранное» политические карикатуры, юмористическиерисунки, путевые зарисовки. Издательство «Искусство» 1976г.
4. www.bidstup.ru
5. www.graphic.org
6. www.google.ru
7. www.yandex.ru
8. www.caricatura.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.