Министерствообразования и науки РФ
ГОУ ВПО
«Волжскийгосударственный инженерно-педагогический университет»
Курсоваяработа по истории дизайна, науки и техники
САДОВО-ПАРКОВОЕИСКУССТВО ЯПОНИИ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. История японских садов
Глава II. Типы японских садов. Их свойства и применение
Глава III.Значение и применение японского сада
Глава IV. Современный японский сад
Заключение
Список источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Тема исследования: садово-парковоеискусство Японии.
Японские сады — искусство типологическое, где индивидуальноеначало, художественная неповторимость не играют существенной роли.
Знания об аутентичных японскихсадах, как ни странно очень скудны и, к сожалению, не систематизированы, носят клиповый,отрывочный характер. Иногда приходится убеждаться в том, что наши представленияо предмете грешат довольно большой односторонностью. От более близкого знакомствас японскими садами часто удерживает экзотика философских смыслов, заключенных вних. И, как правило, труднее всего воспринимается мысль о том, что далеко не всеяпонские сады и не все его элементы наполнены символами, совершенно чуждыми западномувосприятию.
Размышляя над организацией городского пространства, новойсреды обитания людей, архитекторы все чаще и чаще используют принципы японскогосада, опыт создания не только пластического, но эмоционально значительного ансамбля,разрушающего монотонность типовой застройки, обогащающего впечатления жителя большогогорода.
По типу художественного воздействия на человека сад обычно сравнивали с пейзажемв живописи. И здесь и там нет определенной конкретности, но обязательно присутствуетобщая конструктивная схема: горы — «скелет» природы, вода — ее «кровь».Само соотношение горы-воды (по-китайски шань-шуй, то есть пейзаж) выражает главныйи самый общий космогонический принцип, единство и противоположность двух начал — инь-ян. Положительное, светлое мужское начало ян олицетворялось горой или камнем,а отрицательное, темное женское начало — водой. Аналогия живописного пейзажа с садомбыла полной, не вызывающей сомнений, основанной на единстве философских и эстетическихпринципов эпохи. Именно так и возник сам тип восточного сада, где «главныйгерой» — природа как могущественная стихия, прекрасная в своей естественности,в единстве и столкновении своих сил. Но передать пульс природы, ее жизненный ритмневозможно случайным и потому хаотическим соотношением ее отдельных деталей. Задачахудожника сада, как и художника-пейзажиста, заключалась в стремлении понять внутреннийсмысл жизни природы и выразить его в своем произведении. Тогда постигать природуможно, не только уединившись в горах, но и созерцая картину или сад.
Японский сад как искусство типологическое для своего восприятия и пониманиятребует хотя бы некоторого знания его «азбуки», значения тех простейшихэлементов, которыми оперировал каждый художник, строя композицию любого сада и рассчитываяна ее более или менее точное, но не обязательно однозначное прочтение зрителем.Необыкновенное сочетание самого тщательного и скрупулезного выбора каждой деталис идеей естественной природы, сложного буддийского подтекста с апелляцией к чувствуи открытой эмоции, интуитивному постижению красоты природных форм — все это требуетнекоторой подготовленности, знания «кода», позволяющего раскрыть зашифрованныйсмысл японского сада.
Восприятие японского сада как произведения искусства требует в первую очередьзнания его канонической структуры.
Цель исследования: применение садово-паркового искусстваЯпонии на практике в области ландшафтного дизайна.
Задачи исследования:
· Изучить литературу по истории происхождения японского сада.
· Рассмотреть типологию японского сада на примерах четырех существующихвидов садов.
· Изучить применение японских садов в ландшафтном проектировании.
Объект исследования — садово-парковое искусство Японии.
Предмет исследования – применение типологии садов Японии.
Японские авторы указывают на самую древнюю книгу, посвященнуюустройству садов,- «Сэндзай Хисё» (или «Сакутэй-ки»), относящуюсяк эпохе Хэйан. Знаменитое руководство «Цукияма Сансуи дэн» приписываетсяхудожнику конца 15 — начала 16 века Соами. Самое полное, включающее древние трактатыи до сих пор используемое в Японии руководство — «Цукияма Тэйдзо дэн»было составлено в 1735 году Китамура Энхинсай.
Упоминания о садах Японии в нашей литературе есть в «Японскихзаметках» Ильи Эренбурга, «Японцы» Николая Михайлова (в соавторствес Зинаидой Косенко), «Сад камней» Даниила Гранина и, конечно, «Веткасакуры» Всеволода Овчинникова.
Последней по времени из этих книг о Японии была книга Бориса Агапова,над которой он работал очень долго и умер накануне ее выхода в печать.
Известны слова буддийского монахаТэссэн Соки о том, что в саду камней кроется «искусство сократить тридцатьтысяч миль до расстояния одного фута». А монах Сэндзуи сказал, что любоватьсясадом Рёандзи никогда не надоест и тут же забыл о течении времени.
Как упоминают Франсуа Бертье и ГрэмПаркс (Francois Berthier & Graham Parkes) в книге «Чтение дзэн в камнях:японский сад сухого ландшафта», на одном из камней во второй слева группе просматриваетсявыгравированное на нем имя — Котаро. В одном из текстов 1491 года упоминается некийКотаро, живший при буддийском храме. Известно, что в том году он собирал мох длямонастыря Сёкукудзи. Вероятно, это именно его имя хранит камень в Рёандзи.
Сначала в Японии парки обустраивалисьпо типичному китайскому образцу – с рукотворными холмами, павильонами и характернойпейзажной трактовкой композиции. Но постепенно основные идеи Китая трансформировалисьв собственное направление садово-паркового искусства, с целой системой канонов.Их сущность ярко выразил архитектор Макото-Накамура: «Красота японского сада достигаетсячерез две основные идеи: миниатюризацию и символизм».
В 1772 году была опубликована работадиректора королевского ботанического сада в Кью Вильяма Чемберса «О восточном садоводст-ве».Красочное описание китайских садов, которые изучал Чемберс и применение такого типапосадок в саду Кью в Лондоне содейство-вали распространению ландшафтных парков.
В ходе исследования предстоит проанализироватьспециальную литературу по происхождению и назначению садов Японии, рассмотреть историческиесправки в которых упоминается садово-парковое проектирование. Сравнить сады разныхтипов и выявить их применение на сегодняшний день.
ГЛАВА I. Историяяпонских садов
Японский сад — сложное для восприятия произведение садово-парковогоискусства, которое, как и любой другой аспект необычной для европейцев культурыСтраны восходящего солнца, невозможно понять, не углубившись в ее историю, традициии религиозные верования. Нужно учитывать и тот факт, что к природе японцы относятсяне так, как европейцы: они считают, что ее нельзя постичь логически, а только интуитивно.
Традиционные сады (Kanji, nihon teien) в Японии можно найтиповсюду: в частных домах или по соседству – в городском парке, в Буддистских храмахи Синтоистских святынях, в исторических достопримечательностях, вроде старых замков.Много японских садов более известны на Западе как сады Дзен. Чайные мастера по старомуобычаю создавали изысканные японские сады совершенно другого стиля, восхваляя деревенскуюпростоту.
Типичные японские сады включают в себя несколько обязательныхэлементов, настоящих или символических:
— каменный фонарь среди растений
— вода
— остров
— мост, ведущий к острову
— чайный домик или павильон
Обращаясь к истории, надо отметить, что очень трудно назватьдату возникновения первых японских садов, за исключением нескольких археологическихнаходок в городах Азука, Нара и Киото с небольшими остатками садов Ранней Японии.Хотя некоторые источники, например Японская летопись восьмого столетия (Nihon Shoki),вносит небольшую ясность в этот вопрос. В ее текстах упоминаются сады, которые принадлежалиправящему классу. Некоторые источники указывают на то, что эти сады могли послужитьобразцом для садов в поместьях периода Хэйян. Должно быть, дизайн ранних садов испытывалсерьезное религиозное влияние, связанное с приданием большого значения природнымобъектам в синтоистских верованиях. Несмотря на то, что истинное значение нескольконеясно, одно из японских слов для сада звучит как niwa – обозначает место, котороеубирали и очищали в ожидании прихода kami – божественного духа синтоизма. Преклонениеперед большими скалами, озерами, вековыми деревьями и другими уникальными объектамиприроды сильно повлияло на внешний вид японского сада. С приходом Буддизма, японскиесады начали обращаться и к мифическим горам, островам и морям. Эти образы, частов форме камня или группы камней, продолжают играть роль в дизайне японских садов,хотя не всегда дано знать — их умышленно включали в ландшафт в ранние века или этопродукт более поздней интерпретации. Одно ясно, что пруд или озеро обычно включалисьв ранние проекты, и эти элементы прошли через всю историю японских садов.
Как буддизм и даосизм проникли из Кореи и Китая, так имного других элементов ранней японской культуры стали причиной того, что ранниепроекты сада в Японии, возможно, подражали корейским или китайским образцам (историческиезаписи Периода Азука предполагают, что проект сада для Soga no Umako, вероятно,имел корейский образец).
Недавние археологические находки в древней столице Нараобнаружили остатки двух садов восьмого столетия, связанные с Императорским двором:сад To с прудом и ручьем, расположенный в пределах территории императорского дворцаи сад Kyusekiс ручьем, найденный в пределах современного города. Они моглибыть смоделированы на основе корейских или китайских садов, но каменные конструкции,найденные в саду To, кажется, имеют больше общего с доисторическими японскими каменнымипамятниками, чем с китайскими образцами. Какое бы не было их происхождение, обасада, и To и Kyuseki, точно предугадывают определенное развитие более поздних японскихсадов.
Самый главный ранний трактат о садах — Sakuteiki — Сакутейки (Образец созданиясадов). Написанный некогда в восьмом веке Tachibana no Toshitsuna – незаконным сыномFujiwara no Yorimichi, трактат дополнялся в 1289 году. Tachibana no Toshitsuna былмелким чиновником, занимал пост главы Строительного секретариата, он также, возможнобыл проектировщиком садов, включая свое собственное поместье. Сакутейки отражаетэстетическую восприимчивость крупных владений периода Хэйян. Он вполне может бытьоснован на более ранних трактатах о садах, ныне утерянных. Текст Сакутейки не иллюстрирован,и хотя его инструкции точны и понятны садовнику, это не просто технические аспектысоздания сада. Часть его языка является довольно неопределенной и даже противоречащей,но ясно, что множество принципов, обсуждающихся в руководстве, появляются в болеепоздних садовых проектах.
Вот некоторые из них:
· Сад должен соответствовать топографическим особенностям участка, включаяприродный поток воды.
· Элементы сада могут моделировать известные живописные места, а идеядолжна отражать поэтичность Эпохи Хэйян. Эта идея нашла реализацию во множествесадов, известных на сегодня, хорошим примеров которых являются сад Katsura, в которомскоприрована песчаная коса Amanohashidate.
· Сады должны соответствовать тому, что признается в китайских принципахфэн-шуй (feng shui), принимая во внимание символизм, выбор элементов и их благоприятноерасположение.
· Сады должны ухватить дух природы также, как и копировать ее элементы.
В художественном творчестве, в произведениях искусствакаждый народ рассказывает о себе и о том, что он сумел узнать и понять, разгадатьи почувствовать. Египетская пирамида, словно застывшая математическая формула древнеймудрости; греческая статуя прекрасного юноши как воплощение гармонии и красоты человека;русская икона — выражение сложной и трепетной жизни духа — все это откровения векови народов, неповторимые и драгоценные. К ним принадлежат и японские сады — одноиз характерных творений национального гения, ставшие замечательной страницей великойКниги Искусства, которую писало человечество на протяжении всей истории и которуюучится читать каждое новое поколение. Почему облик именно японского сада так легкосопоставляется с формами современной архитектуры и встречается сегодня на всех континентах.Искусство японских садов — в первую очередь повествование о природе, ее гармонии,законах и порядке. Но в нем раскрывается и сложный внутренний мир человека с напряженнойжизнью духа и вечными поисками истины. Для европейца, воспитанного в лоне западнойцивилизации, в японских садах открываются новые грани отношения людей к окружающейсреде и к себе, своим ценностям и идеалам. Когда мы рассматриваем картину или статую,даже если неведомо имя их создателя, не возникает сомнения в том, что все это сделанорукой человека, что это плод его фантазии вдохновения и таланта. А художник японскогосада постоянно выступает как бы в соавторстве с природой, не только используя дляпроизведения натуральные мхи, деревья, но подчас и видя задачу в том, чтобы садказался частью природной среды, органично сливаясь с ней. Тут и скрывается однаиз главных трудностей восприятия этого искусства для человека иной эпохи, иной культуры,ибо оно существует на границе искусства и не искусства, творчества художника и «творчества»природы. И тем не менее каждый сад, большой и малый,- результат напряженного усилия,огромной духовной работы и глубоких размышлений. Японское искусство садов возниклоне просто из любви к природе и восхищения ее красотой, но совершенно особого к нейотношения, чувства сопричастности ей. Еще в глубокой древности обожествление гори деревьев, источников и водопадов стало основой религиозных верований, получившихвпоследствии название синтоизма. Поклонение природе выработало особое к ней уважениеи пристальное внимание. Человек ощущал себя частью великого космоса, где все занимаетсвое место и выполняет определенное предназначение. По верованиям древних японцев,сохранившимся и в эпоху средневековья, окружающий мир считался живым и чувствующим,а его создания представлялись высшей ценностью, становились идеалом прекрасного.Постижение закономерностей жизни природы, ее ритмов, изменчивости было целью размышленийчеловека, смыслом существования. Поэтому в японской культуре не могло возникнутьидеи покорения природы или даже противостояния ей. Напротив, главным был поиск гармониис миром как условия внутренней гармонии человека. Чтобы выразить понимание окружающего,создать образ мироздания, художник сада использовал материалы самой природы, ногруппировал, сопоставлял их так, чтобы через малое и единичное передать великоеи всеобщее. Камни, кустарники, ручей превращались в грандиозные горы, могучие деревья,бурлящие потоки, на площади в несколько квадратных метров разворачивалась драматическаякартина борения стихий.
Когда мы рассматриваем картину или статую, даже если неведомоимя их создателя, не возникает сомнения в том, что все это сделано рукой человека,что это плод его фантазии вдохновения и таланта. А художник японского сада постоянновыступает как бы в соавторстве с природой, не только используя для произведениянатуральные мхи, деревья, но подчас и видя задачу в том, чтобы сад казался частьюприродной среды, органично сливаясь с ней. Тут и скрывается одна из главных трудностейвосприятия этого искусства для человека иной эпохи, иной культуры, ибо оно существуетна границе искусства и не искусства, творчества художника и «творчества»природы. И тем не менее каждый сад, большой и малый,- результат напряженного усилия,огромной духовной работы и глубоких размышлений. Японское искусство садов возниклоне просто из любви к природе и восхищения ее красотой, но совершенно особого к нейотношения, чувства сопричастности ей. Еще в глубокой древности обожествление гори деревьев, источников и водопадов стало основой религиозных верований, получившихвпоследствии название синтоизма. Поклонение природе выработало особое к ней уважениеи пристальное внимание. Человек ощущал себя частью великого космоса, где все занимаетсвое место и выполняет определенное предназначение. По верованиям древних японцев,сохранившимся и в эпоху средневековья, окружающий мир считался живым и чувствующим,а его создания представлялись высшей ценностью, становились идеалом прекрасного.Постижение закономерностей жизни природы, ее ритмов, изменчивости было целью размышленийчеловека, смыслом существования. Поэтому в японской культуре не могло возникнутьидеи покорения природы или даже противостояния ей. Напротив, главным был поиск гармониис миром как условия внутренней гармонии человека. Чтобы выразить понимание окружающего,создать образ мироздания, художник сада использовал материалы самой природы, ногруппировал, сопоставлял их так, чтобы через малое и единичное передать великоеи всеобщее. Камни, кустарники, ручей превращались в грандиозные горы, могучие деревья,бурлящие потоки, на площади в несколько квадратных метров разворачивалась драматическаякартина борения стихий.
Сад Цубо.
Это сугубо городское явление. Он появился в Японии ещёв раннем средневековье в связи с ростом плотности городского населения и, соответственно,увеличением плотности застройки. О его размерах говорит само название, идущее отединицы измерения площади, цубо, равной 3,3 кв. м. Другой перевод слова «цубо» — кувшин, горшок, т. е. некое небольшое вместилище, чем, собственно, и является крошечноепространство, отводимое этому садику среди домов. Сад цубо является микрокосмом– маленькой вселенной, созданной на тесном пространстве между своим и соседним домом.Возможно, в этой вселенной можно будет разместить только некое подобие сада с небольшимчислом растений, но японцы создали искусство, отображающее космос даже с помощьюодних лишь какэмоно и икэбана в токонома на площади не более 2 кв. м. Этот крохотныйсад тоже много говорит о своеобразном характере японцев. Внутренний сад являетсяне просто световым колодцем, подобным домашнему саду Средиземноморского побережья,но представляется воплощением и философии жизни, и находчивости японцев, умудряющихсядаже в тесных городских домах жить в единении с природой. Кроме цубо под открытымнебом существуют также «внутренние цубо», располагающиеся внутри доме. В наше времятакие сады часто используются в дизайне интерьеров.
Правила создания сада цубо.Японский сад чайной церемонии
Дзэнская культурасоздала ещё одну замечательную разновидность японского сада – сад чайной церемонии.Он был новым не по форме, но по его функциональному назначению. Новым в этом садубыло лишь наличие специального сосуда Тсукубаи для омовения рук.
Сад, ведущий ковходу в чайный домик, выступает важным компонентом в этой церемонии, помогая участникамправильно настроиться на предстоящее действо.
Эстетика садацеликом соотносится с идеалами Чайной церемонии: простота, скромность, неброскоеочарование, духовное единение всех участников церемонии.
Постепенно чайнаяцеремония становится неотъемлемой составляющей культуры Японии — сначала в буддийскихмонастырях как часть ритуального действия, а потом впридворной среде в виде утончённого развлечения; затем и в остальных слоях общества,в виде собраний за чашкой чая.
Сад чайной церемониихарактеризуется небольшими размерами, его обязательные части:
— дорожка, ведущаяк Чайному домику;
— скамья ожидания,где гости ждут приглашения пройти в Чайный домик;
— сосуд для омовениярук – Тсукубаи;
— каменный фонарь– Орибе.
Дорожка имелапокрытие из неровных камней, что заставляло любого посетителя, независимо от ранга,смотреть себе под ноги. Были и специально выровненные участки дорожки, где посетители,останавливаясь, могли полюбоваться садом.
Вход в чайныйдомик был очень небольшого размера, и каждый входящий должен непременно наклониться,а имеющий меч оставить его у порога. Всё это символизировало равенство всех гостей,вошедших в Чайный домик.
Сформировалсяокончательно стиль чайных садов Японии в ХVI веке, когда чайная церемония сталанеотъемлемой частью японской дзен-буддийской культуры.
Сад камней
Китайцы считали, что в Восточном море есть острова бессмертных,главный из которых называется Хорай.
В поисках этих островов они приплывали и в Японию. Связываялегенды об этих островах с идеей буддистского рая, люди стремились создать в садахострова в миниатюре. Сначала это были искусственные островки среди садовых прудов,затем появились сухие сады, где расчёсанный песок изображал морские волны, а камни– острова бессмертных. Позднее камни начали выкладывать в виде священных животных,чаще всего в виде журавля и черепахи, символизировавших долголетие, а также высотывоспарения человеческого духа и глубину познания. Камень мог символизировать и горуСумэру, по буддистским представления, священную гору в центре мира, и какого-нибудьиз мифологических персонажей, и самого Будду. Таким образом, сухой сад для непосвящённого– это сад-загадка. Как правило, он воспринимается европейцем только эмоционально,эстетически, глубинный же его смысл можно понять, только владея древним языком символов.Но и эмоциональное воздействие камня бывает очень сильным. Недаром культ камнейсуществовал во всём мире, а в Японии до сих пор живы отголоски анимистической веры,обожествлявшей необычные по размерам, форме или окраске камни, скалы и целые горы.В магические свойства камней верят в наше время не только на Востоке. Японские рекине глубоки и коротки, но многие из них берут своё начало в горах и, обладая бурнымтечением, увлекают за собой со склонов камни, донося их до устья. Это не ледниковыеокатанные валуны, а камни, отколовшиеся от скал, т. е. камни с острыми гранями.Разыскивание между ними камней красивой формы, в которых таится нечто божественное,выявление их красоты путём расстановки было, как правило, занятием буддистских священнослужителейсредневековья. Их называли «монахи, договаривающиеся с камнями». Священнослужительмог, обработав исходный материал, будь то камень или дерево, извлечь из него статую.Считалось даже, что большие камни уже скрывают их в себе. Если так, то можно говоритьо поклонении Будде, ещё не вышедшему из камня, большому камню, таящему в себе статуюБудды. Этот камень должен был занять достойное место благодаря искусству расстановкикамней. Однако найти красивые сами по себе, от природы, камни для такой расстановкинелегко, поэтому со временем камни стали подвергаться небольшой дополнительной обработке,стремясь, тем не менее, к тому, чтобы расстановка выглядела как можно более естественно.Создатели садов камней тех времён оставили после себя выдающиеся произведения. Поэтим садам можно судить о прекрасном чувстве формы дзэнских монахов средневековья.В этом смысле садовые композиции из камней, в отличие от посадок, конечно, причастнывечности.
В настоящее время сакральный аспект не имеет определяющегозначения при создании сада камней, хотя и не сбрасывается со счетов окончательно.Тем более становятся важны его эстетические достоинства. Не будет большим преувеличениемназвать отношение японцев к садовым камням прямо-таки трепетным. Достаточно сказать,что если растения поливают водой по мере необходимости, то камни истинные ценителиполивают каждый день, следя, как оживают они от игры светотени на гранях, любуясьсвежим блеском вкраплений, изменением их окраски в течении суток. Однако следуетпомнить, что сад камней состоит не только из камней, песка и гравия. В него могутвходить и растения, и дорожки, и вода. Как было сказано выше, название саду даётсятолько по его «главному герою», но это вовсе не обязательно должен быть моноспектакль.За столетия существования садов камней были выработаны пять принципов, лежащих воснове их создания.
Сад деревьев.
В чувствах японцев, любящих зелень деревьев, может быть,присутствует некая тоска по жизни среди лесов, бывших самой первой средой их обитания.Поражаясь жизненной энергии растительности, отзываясь душой на круговорот её возрождений,японец любит не только миниатюры лаконичных пейзажей, но и сады деревьев. Сад деревьеврастёт вместе со своим хозяином, отзываясь на все состояния его души. Этот сад,пожалуй, наиболее близок к естественным природным пейзажам и лучше всего позволяетотдохнуть от городской суеты. В Японии преобладают деревья с плотной, гладкой, блестящейлиствой, среди которых имеется много вечнозелёных видов. Однако в садах чаще используютсясмешанные посадки вечнозелёных и листопадных деревьев, позволяющие весной наблюдатьза распускающимися почками, летом спасаться от палящей жары, осенью следить за нюансамижёлтых и красных тонов, а зимой любоваться графической красотой оголённых ветвей.Сад, в котором произведена подстрижка кустарников, выявляет красоту сформированныхобъёмов. Формирование объёмов с помощью стрижки густых кустарников, таких, как самшит,мелколистные сорта рододендронов, кизильники, бирючины позволяет не только абстрагироватьестественный облик дальних гор и лесов, но и подчеркнуть красоту плотно растущихмаленьких листьев этих растений. Более сложная задача – формирование деревьев. Этоособое искусство, требующее специальной подготовки. Формирование растений производитсяне только для придания им обобщённых, сглаженных очертаний, присущих дальним видам,но и для подчёркивания специфики сада. Например, если сад изображает скалистое морскоепобережье, то в нём будет хорошо смотреться наклонённая сосна со стволом, искривлённымпостоянно дующими морскими ветрами. Кроме того, формовка и обрезка позволяют замедлитьрост растений и контролировать их размер в соответствии с размерами самого сада.Японскому стилю формирования растений совершенно чуждо придание им неестественныхдля деревьев и кустов геометрических или животных форм, столь популярных в регулярныхЗападных садах.
Основные правила создания сада деревьев.
При проектировании сада деревьев рекомендуется придерживатьсяшестнадцати основных правил, фактически ничем не отличающихся от применяемых в нашемсадоводстве.
ГЛАВА II. Типыяпонских садов. Их свойства и применение
Японский сад сегодня так же многолик, как и сотни летназад, но теперь эта многоликость характеризуется не только разницей в типах садов,но и степенью подверженности европейскому влиянию. Существуют сады, не тронутыеэтим влиянием. Это старые, знаменитые сады, ставшие национальным достоянием. Иххолят и лелеют, сметая каждый лишний листик и удаляя каждый появившийся не на местеросток. Это – сады-музеи. К ним можно отнести такие большие сады, как Сюгаку-ин,сад дворца Кацура, сад Кинкакудзи. Традиционные сады сохранились также при храмах,и в монастырских комплексах. Это или старые, тщательно реставрируемые сады, такие,как Рёандзи, Рюгэн-ин или новые, но создаваемые по старинным канонам, например,сад Тагадайся. Традиционный сад может быть создан так же каким-нибудь богатым любителемстарины на своей загородной вилле, но это должен быть очень богатый любитель. Земляв Японии так дорога и её так мало, что там не существует понятия «дача» или «приусадебноехозяйство».
Сад Цубо.
1. Планировка зданий с садом цубо.
Поскольку сад цубо не является чем-то внешним по отношениюк дому и должен точно соответствовать стилю здания, желательно предусматривать егоуже на уровне архитектурного проекта. Идя по пути наименьшего сопротивления, можноуложить тобииси, поставить фонарь и цукубаи, ограничившись этим, но тогда сад цубоперестаёт выполнять одну из основных своих функций – внесение кусочка природы в«каменные джунгли». Кроме того, фонарь и цукубаи могут просто не гармонировать сархитектурным решением здания.
2. Содержание сада.
Сад цубо находится в непосредственной близости к жильюи легко просматривается насквозь, поэтому грязь в нём сразу бросается в глаза. Приотсутствии тщательного ухода сад сразу теряет вид. Например, красиво, когда земляпосыпана белой галькой, но она быстро загрязняется и чистить её трудно. В то жевремя, если оставить землю как есть, то, скажем, при проливном дожде растения будутпачкаться взлетающими брызгами. Поэтому возникает необходимость в покрытии поверхностиземли газоном, мхом, в частичном её мощении. Кроме того, в маленьком, огороженномсо всех сторон саду цубо легко задерживается вода. Промокнув, сад высыхает с трудом,в результате чего создаются неблагоприятные условия для развития большинства растений.В таком саду совершенно необходим хороший дренаж, а также система для быстрого удалениядождевой воды.
Примеры оформления сада цубо.
Два цубо в стиле родзи
Оба сада ограничены стенами домов только с двух сторон.Первый сад побольше, 7м х 5м. В углу, противоположном дому, устроен навес, напоминающийпростой чайный домик. Ему можно придать ещё большее сходство с чайным павильоном,покрыв каким-нибудь естественным материалом типа дранки. В Японии для этого традиционноиспользуется кора кипарисовика. В саду сажают одно относительно большое дерево и,в качестве дополнения к нему, ещё несколько деревьев и кустарников, стараясь использоватькак можно меньше видов. Лучше, если кустарники будут цветущими, но не слишком пёстрыми.Следует иметь в виду, что если в таком небольшом саду посажено излишне роскошноедерево или собраны оригинальные камни, отвлекающие на себя всё внимание, сам садот этого не становится прекраснее. (рис.1)Второй садик напоминает дорожку в родзи,ведущую к цукубаи. Он совсем маленький и состоит только из ряда посадок, дорожкииз продолговатых плит и цукубаи. Если есть возможность, лучше обнести оба сада плетнёмили другой простой оградой высотой примерно в человеческий рост, хотя в городскихусловиях это весьма затруднительно. Как правило, в городе ограды приходится делатьиз искусственных материалов.
Водный сад цубо.
Сад цубо может представлять собой и водную поверхность.Такой сад наиболее сложен в техническом плане, зато даёт в комнаты наибольшее количествосвета, поскольку он ещё и отражается от водной глади. В водном цубо можно устроитьмаленький остров, посадив на нём цветы и уложить для ухода за ними тобииси.
Чайный сад.
Способы разбивки сада можно подразделить на четыре сильноразличающихся категории: естественный пейзаж, подражающий природе, пейзаж, сутькоторого – уединение, сухой пейзаж, позволяющий ощутить воду там, где её нет, исад плоский — сад хиранива. Для чайного сада хороша любая категория, если главноев ней — ваби. В слове родзи, которым по-японски называют чайный сад, присутствуетиероглиф «дорога», т. к. саду первоначально придавалось значение дороги, ведущейк чайному павильону. При этом родзи должен состоять из двух садов с различными похарактеру пейзажами, называемых «внутренним родзи», расположенным перед павильоном,и «внешним родзи», разбиваемым перед воротами, ведущими во внутренний родзи. Еслиодна часть сада представляет собой, скажем, густую рощу, то желательно, чтобы другаячасть расстилалась подобно полю, отображая прелесть сельской природы. Правда, современныечайные сады редко разделяются на внутренний и внешний, за исключением тех случаев,когда чайный сад устраивается в одной из зон большого парка. Ворота, расположенныена границе между внутренним и внешним родзи, являются традиционным элементом чайногосада, как и фонарь, и цукубаи («сидеть на корточках»), каменный сосуд для ритуальногоомовения, мати-аи – скамейка, на которой гости ожидают хозяина, устраивающего чайнуюцеремонию. Эти элементы помогают погрузиться в чайное самадхи. Кроме того, проходямимо них, люди невольно любуются садовым пейзажем.
На самом деле, тяною начинается уже с момента вхожденияв родзи, поэтому при его устройстве следует обратить самое пристальное вниманиена создание в нём атмосферы естественности, являющейся необходимым признаком ваби.Тем или иным образом надо сделать так, чтобы при довольно большой фактической затратетруда не чувствовалось искусственности. Главным является то, что вообще свойственнодля тяною – воздержание от роскоши, почитание мира и покоя, а отнюдь не пышное великолепиеи состязание в оригинальности. Чрезвычайно важно и то, что родзи отделяет чайныйпавильон от обычного жилого пространства, становясь «дорогой вне бренного мира».Вход в павильон устраивается отдельно от жилых комнат, и гость, проходя по родзи,оценивая его прелесть, отряхает мирскую пыль, успокаивает своё сердце, погружаетсяв состояние тяною. По-видимому, в этом покое суть чаепития.
В настоящее время из-за тесноты земельных участков и высокойстоимости такого предприятия стало всё труднее устраивать традиционные родзи с обязательнымчайным павильоном и скамейкой. Тем не менее при его создании нельзя пренебрегатьстарыми приёмами и знаковыми элементами сада, такими, как фонари, цукубаи, тобииси,которые специально укладываются неравномерно, чтобы сделать прохождение тесногосадового пространства неспешным.
Элементы традиционного чайного сада.
Матиаи.
Если родзи не разделён на внутренний и внешний, то матиаипредставляет собой место, где гости, вошедшие в сад из хакамацукэ, ждут приглашенияхозяина. Если родзи разделён, то и матиаи две – внешняя скамейка и внутренняя, гдегости ждут начала чайной церемонии. Матиаи – это не просто скамейка, а небольшаятрёхстенная конструкция с навесом, где лежат круглые циновки, поднос с курительнымипринадлежностями и т. п., а иногда делается и вешалка. Матиаи устраивается поодальот хакамацукэ, причём туалет может либо примыкать к нему, либо стоять отдельно.Если территория маленькая, лучше использовать туалет главного дома.
Колодец.
Издавна для чайной церемонии была важна вода, поэтомув родзи копался колодец. О значении воды можно судить по тому, что часто павильонстроился после поисков места, где можно было бы получить воду высокого качества.«Сруб» колодца выкладывался из плоских камней, и к нему подводилась дорожка из тобииси.Рядом устанавливались камни для черпанья воды и для бадьи. Колодец накрывался крышкой,сплетённой из бамбука с помощью пальмовых верёвок. В наше время, конечно, удобнеебрать воду из водопровода, но лучше, по возможности, сделать колодец и брать водуименно из него.
Внутренние ворота, накакугури.
Внутренние ворота расположены на границе между внешними внутренним родзи, и хозяин встречает гостей, стоя с их внутренней стороны. Этиворота делаются двустворчатыми или подъёмными, типа жалюзи. Между двумя родзи можетустанавливаться также накакугури – преграда в виде стенки с небольшим проёмом, переди за которой положены «камень гостя» и «камень для перелезания». Эта своеобразнаякалитка, как и нидзиригути – низкий вход в чайный павильон, через которые можнопролезть, только согнувшись, были сделаны специально, чтобы уравнять гостей разныхсословий, ибо перед такими проходами должен был склониться как простолюдин, таки князь. Гость попадает через накакугури во внутренний родзи, ополаскивает рукии рот у цукубаи и через нидзиригути попадает в чайную комнату, но в случае большогорасстояния между входом в родзи и павильоном на этом промежутке располагаются ивнутренние ворота, и накакугури. Предполагается, что тогда гость сможет сохранитьдо нидзиригути настрой на чайную комнату, полученный им во время пролезания в накакугури.Можно сказать также, что благодаря наличию таких функционально сходных элементов,как накакугури и нидзиригути осмысляется взаимосвязь пространства родзи и чайногопавильона. Конструкция ворот и форма накакугури может быть различной и подбираетсяв соответствии с обликом сада.
Фонарь.
Основной функцией фонаря является освещение, но и другаяего функция, заключающаяся в дополнении пейзажа родзи, имеет немаловажное значение.Более того, с появлением электрического освещения фонарь обычно выполняет чистодекоративные задачи.
В старинных руководствах рекомендуется устанавливать фонарив каких-нибудь двух местах, расположенных у накакугури, скамейки, нидзиригути, цукубаиили подставки для мечей, которая тоже может иметься в чайном саду. Но такое местоможет быть и одно, и три – в зависимости от вида родзи. Однако рядом цукубаи егоставить весьма желательно, если не из практических, то из эстетических соображений.Это ключевое место сада, которое трудно пропустить.
Что касается материала, то почти все фонари делаются изкамня, хотя в зависимости от пейзажа они могут быть и деревянными, и металлическими,поставленными на каменный цоколь или деревянную раму.
Форм фонарей тоже существует довольно много, и выбираютсяони в соответствии с назначением, местом установки, чтобы фонарь органично вписывалсяв ландшафт и выглядел в нём естественно.
Ограда.
Она отделяет внутренний сад от внешнего или основной садот родзи и, кроме того, выполняет важную декоративную функцию. Существует многовидов оград и много способов их изготовления. Чаще всего применяются бамбуковыеограды, и первая среди них – решётчатая. Она больше всего подходит для мест, гденеобходимо выявить очарование простоты, таких, как граница между двумя родзи. Высотатакой ограды равна примерно 120 см.
Деревья.
Виды деревьев для каждого случая подбираются отдельно,но главное – следует избегать неестественного выбора, когда, скажем, дерево, живущеев глубине гор, сажает-ся рядом с водой. Кроме того, следует заботиться о том, чтобыдеревья не заслоняли друг друга и не выстраивались в ряд. Существует также правило,согласно которому нежелательна посадка цветущих деревьев, таких, как слива, вишняи т. п., чтобы родзи не был излишне ярок. Так или иначе, важно дорожить естественностьюи всё делать в соответствии с духом ваби-саби.
Сад камней.
Основные принципы использования камней.
1. Камни – объект поклонения. Камни всегда были связаныс жизнью людей независимо от части света, но представления о них в разных районахземли не всегда совпадали. Во многих странах Запада камень в больших количествахиспользовался для строительных работ, но в Японии камень для этих целей использовалсяредко. Он играл особую роль в культовой практике, где он одухотворялся, становилсяобъектом веры и эстетического наслаждения естественной красотой, не меняющейся скалейдоскопической скоростью. Объектом поклонения могли стать не просто камни, целыескалы, которые сплошь увешивались симэнава – ритуальными соломенными верёвками свплетёнными в них полосками бумаги. Такие огромные камни считались местом обитаниябожества, а не просто минералами. Отголосок культового значения камней сохранилсяв расстановках сухих пейзажей более позднего времени. Например, можно установитькамни в саду такими способами, как «Гора Хорай», «Гора Сюми» (гора Сумэру), «Тридрагоценности» (Будда, дхарма, сангха). При расстановке «Гора Хорай» посреди водоёмаставится один большой камень, символизирующий эту гору. Гора Сюми изображается расстановкойиз группы сурового вида камней в центре водоёма или на искусственной горке. «Тридрагоценности» тоже является расстановкой, основанной на буддистских представлениях.Используются также постановки, основанные на народных поверьях и мифологическихсюжетах, такие, как «Остров журавля» и «Остров черепахи». Все эти расстановки продолжаютсуществовать и в наше время. На их основе создаётся всё больше типов островов, причём«Остров журавля» предпочитают формировать, сажая на нём деревце, что чрезвычайнооживляет вид. (рис.2)
2. Выбор камней.
Форма.
На форму внимание обращается прежде всего. Камни лучшеиспользовать в группах, тогда даже при наличии в форме одного из них дефекта, вцелом возникает гармония. Однако для пейзажных камней, которыми любуются по отдельности,выбор подходящей формы чрезвычайно важен. При выборе камня необходимо также учитыватьхарактер места, где этот камень будет установлен.
Естественный характер камня.
Камни, обретшие свой облик в результате долгого пребыванияпод ветром и дождём, размытые течением или волнами лучше подходят для сада, чемкамни со свежими сколами, обнажающими их структуру. Часть камня, выступающая изземли и подвергающаяся климатическому воздействию, окисляются, мелкие включениярастворяются, камень стирается. Острые углы исчезают, и тогда он выражает покой.Обычно любят замшелые камни и, вообще, камни, имеющие старый вид.
3. Баланс при расположении камней.
Место и способ установки камней меняются в зависимостиот цели, преследуемой при разбивке сада, поэтому нельзя сказать, что то, что хорошов одном месте, наверняка подойдёт и в другом. Но в любом случае для сохранения динамикии баланса следует избегать фронтальных композиций. Это относится также и к камнямдля водопадов, и к тем, что устанавливаются рядом цукубаи. У водоёмов и потоковкамни часто устанавливаются в ключевых точках. В случае моделирования с помощьюкамней гор и островов, важным моментом обычно является сбалансированное распределениекамней, осуществляемое при отсутствии горизонтальной симметрии.
4. Количество расставляемых камней.
Общей основой расстановки камней является использованиеих нечётного числа, т. е. три, пять и семь, хотя могут составляться и два камня.В Японии любят нечётность, поскольку число 753 считается счастливым. В принципе,камней может быть сколько угодно, но, как правило, они составляются группами издвух-трёх штук или берётся просто один камень. Например, расстановка пяти камнейможет состоять из групп 2-2-1 или 3-2, из семи камней – 3-2-2 или 2-3-2. При этомрасстановка не должна обладать горизонтальной симметрией.
5. Запрещённые расположения камней.
Плохо устанавливать рядом камни одинаковой высоты. Неставятся рядом камни одинаковой формы и объёма. Не используются вместе горные, речныеи морские камни. Не составляются камни из разных цветов. Кисэй (сила духа, дух)камней не должна работать в разных направлениях. Нельзя игнорировать включения.
Избегают расположения камней на одной линии параллельнопостройке.
Камни не располагают на одной линии по вертикали. (рис.3)Присоздании композиций из камней необходимо использовать основной композиционный приём,всегда применяемый при планировке японского сада. Он заключается в том, что любыекомпозиционно связанные объекты сада должны образовывать воображаемый разностороннийтреугольник. Во многом именно благодаря этому приёму японский сад, даже самый абстрактный,вызывает ощущение некоей скрытой внутренней энергии, сдерживаемой динамики. Длясада камней простейший случай такой композиции – группа из трёх камней, вершиныкоторых, соединённые друг с другом, образуют треугольник. В более сложных случаяхв одной или нескольких вершинах могут находиться группы камней, связанные своимивнутренними треугольниками. В случае группы из двух элементов одна из вершин остаётсяпустой, но эта пустота должна быть обыграна так, чтобы третий элемент там как быподразумевался, сохраняя баланс композиции.
Среди садовых камней есть горизонтальные, плоские, вертикальные,наклонные, ступенчатые. Есть угловатые и округлые камни. При расстановке они группируютсяопределённым образом, но способы установки каждого отдельного камня, в принципе,одни и те же, только круглые камни и камни в форме игрального кубика в расстановкахне используются.
При установке камня, прежде всего, необходимо, чтобы возникалочувство устойчивости. Камни, которые выглядят валяющимися или опрокинутыми, не годятся.Чрезвычайно устойчивы камни, закопанные в землю. Считается хорошим способ, при которомкамень закапывается наполовину или на две трети, но на это требуется особое настроение,поэтому, как правило, закапываемая часть незначительна. Если основные правила установкивыполнены верно, камень выглядит устойчиво. Когда в земле тянутся корни, и естьопасность их обрыва, важнее думать не об устойчивости камня, пропадающей из-за плохогоконтакта с землёй, а скорее о том, чтобы камень был поменьше и полегче. Лучше, чтобыподземная часть камня имела форму, позволяющую сохранить эти корни. Даже если каменьособенно ценный, и хочется, чтобы он выглядел большим и высоким, всё равно возникаетнеприятное ощущение от мысли о повреждённых корнях. Камни, найденные стоящими вертикальнов естественных условиях, обычно устанавливаются вертикально и в садах. Существуети наклонная установка, но и при ней камень не должен казаться падающим. Для выражениясилы и движения, как правило, применяется ступенчатая расстановка. В случае обрывакорней или наличия дефекта у камня лучше посадить траву или кустарник, скрыв этинедостатки. Труднее всего правильно установить главный камень, остальные же какбы починяются его воле, составляя вместе с ним гармоничную композицию. Главный камень,который, как правило, является и самым большим, обычно располагают на заднем плане,чтобы он не действовал на зрителя подавляюще и не отвлекал на себя всё внимание.Правда, бывают случаи, когда для увеличения глубины сада пользуются обратной перспективой,располагая на переднем плане крупные объекты, но этим методом надо пользоватьсяс большой осторожностью.
Песчаные узоры.
Не исключено, что началом создания рисунков, называемых«песчаные узоры» или «след метлы», послужил красивый вид двора после его уборки.Наверное, беспорядочным следам подметания стали придавать вид узора, чтобы они выгляделиприлично. С давних времён служители синтоистских храмов вызывали ощущение чистоты,посыпая площадки белым гравием или мелкой щебёнкой. То же делали и в эпоху Хэйан,посыпая белым гравием широкий двор перед святилищем и дно водоёма. Однако белыйгравий хорош не всегда, на солнечных участках он утомляет глаза, а вот на северныхучастках, в тенистых садах и т.п. белый песок или гравий создаёт ощущение освещённости.Если нужно, чтобы от площадки исходило чувство покоя, лучше использовать коричневыйили другие тёмные тона. Этот приём применяется в сухих садах и в настоящее время,причём при создании узоров, безусловно, привлекают, прежде всего, образы, связанныес водой, такие, как морские волны и речные потоки. Узор из прямых линий обычно символизируетстоячую воду, из волнистых – проточную, а концентрические окружности – волны, бьющиесяо берег острова.
1 – клетчатый узор; 2 – узор из изогнутых линий; 3 – узорв виде морских волн; 4 — спиральный узор; 5 – плетёный узор; 6 – растительный узор;7 – узор из изогнутых линий (2); 8 – узор в виде мостовой; 9 – узор из прямых линий;10 – спиральный узор (2); 11 – узор в виде переплетающихся волн. (рис.4)
Узор наносится с помощью специальных тяжёлых грабель,форму зубьев которых можно менять в зависимости от создаваемого узора. Узор выбираетсяне только исходя из личных пристрастий. Необходимо, чтобы он гармонировал с остальнымиэлементами сада и, при необходимости, нёс функциональную нагрузку. Например, линии,расположенные горизонтально по отношению к точке обзора, уводят взгляд в глубинуи способствуют зрительному расширению пространства.
Мощёные дорожки.
В качестве материала для мощения дорожек используютсяобработанные природные камни, кирпичи, различные изделия из бетона и др., но в любомслучае должен присутствовать декоративный узор, образуемый камнями. В случае камнейнеправильной формы ширина швов между ними неодинакова. При использовании округлыхкамней в местах, где сходятся три камня, могут образоваться свободные промежуткитреугольной формы. Когда промежутки слишком велики, возникает ощущение пропуска,и если заполнять эти промежутки мелкими камнями как попало, вид будет весьма неприглядный.
При любой форме камней, неправильной или обработаннойсимметрично, в садах в японском стиле нежелательны четыре шва, сходящиеся в однойточке. Укладку надо производить так, чтобы при составлении камней не образовывалисьчетырёхугольники. При этом длинная ось каждого камня должна быть перпендикулярнанаправлению дорожки. Ширина шва различается в зависимости от размеров материалаи окончательной отделки, но плохо и когда он слишком узок, и когда слишком широк.Например, для кирпичей подходит ширина около 10 мм. В случае больших камней зазорыделаются широкими, и можно, заполнив их землёй, посадить туда траву и цветы. Крометого, впечатление, создаваемое дорожкой, зависит и от глубины шва. Если материалтолстый, лучше делать глубокий шов. При тонких камнях, укладываемых с использованиемстроительного раствора, он должен быть достаточен для заполнения раствором. Привсей прелести дорожек из естественных камней они неровны, и ходить по ним трудно.Дорожки же, составленные из плоских обработанных камней – это и классика, и современность,поэтому они с успехом используются в наше время.(рис.5)
Тобииси.
В японских садах существует вид дорожек, укладываемыхособым образом из отдельных камней. Эти камни называются тобииси – «взлетающие камни».Очевидно, они названы так потому, что могут довольно сильно, до 8 см, возвышатьсянад поверхностью земли. В отличие от мощёных дорожек, основной целью которых являетсяобеспечение удобства передвижения, дорожки из тобииси в значительно большей степенислужат эстетическим целям. Боле того, зачастую они сознательно делаются неудобнымидля быстрой ходьбы. Поэтому чаще всего дорожки такого типа создаются в чайных садахс их неспешной, спокойной, медитативной атмосферой. Великий мастер чайной церемонииСэн-но Рикю, фактически определивший её ритуал, полагал, что дорожка из тобииситолько на 60% должна служить практическим целям, а на 40% — эстетическим. Другойже мастер, Фурута Орибэ, считал, что эстетическая нагрузка должна быть основной.По тобииси посетитель идёт, внимательно глядя под ноги, пока не дойдёт до обзорногокамня большей величины. Дойдя до него, посетитель останавливается, поднимает головуи замирает, очарованный чудесным видом или особой деталью сада, на которую хотелобратить его внимание хозяин. Если сад достаточно большой и дорожка разветвляется,то хозяин может управлять движением посетителя с помощью сэкимори иси («камень –страж»). Это небольшой, 8 – 10 см в диаметре камушек, красиво перевязанный чёрнойверёвкой и закрывающий проход по дорожке, в начале которой лежит. Всё это служитдля того, чтобы доставить посетителю наибольшее эстетическое удовольствие и настроитьна чайную церемонию. Благодаря своим эстетическим достоинствам тобииси стали использоватьсяне только в чайных садах. В садах, не рассчитанных на прогулки по ним, такие дорожкимогут быть чисто декоративными или служить садовнику для ухода за растениями. Там,где тобииси предназначены, всё-таки, прежде всего для хождения, они могут подвергатьсяобработке, придающей им более удобную форму, поскольку найти много естественныхкамней, удобных для хождения, довольно сложно. Могут использоваться и искусственныетонированные камни. Лучше, если с помощью тонирования создаётся впечатление старогокамня. Размеры тобииси определяются удобством ходьбы и составляют обычно 40 – 60см. Обзорные камни несколько больше.
Существует несколько традиционных способов расположениякамней в дорожке: 1 – клин («гусиный строй»); 2 – четыре с тремя; 3 – три черездва; 4 – зигзаг («тысячи птиц»). (рис.6)
Сад деревьев.
1. Учёт окружающего ландшафта.
Окружающий ландшафт может служить помехой создания сада,а может и благоприятствовать ему. Если рядом есть высокое здание, влияющее на освещённость,или шумная дорога, или неказистые постройки и свалка мусора, от них надо отгородиться,как-то замаскировать их. Если же с участка открывается красивый вид или он окружёнестественным лесом, то всё это должно быть учтено при планировке сада, зрительнорасширяя его территорию.
2. Образец подбора деревьев – природа.
При подборе садовых деревьев лучше всего обратиться засоветом к окружающей природе или, если район уже заселён, к садам соседних участков.Многие виды деревьев, встречающиеся при осмотре окрестностей, прекрасно подходятк данной почве и климату, и посадка их становится одним из условий хорошего развитиясада. Тут важно не противостоять природе. Если дерево подходит к данному участку,оно и само естественным образом выявит свою изначальную красоту, дав желаемый результатбез особых усилий со стороны человека.
3. У каждого дерева – своя функция.
Крупные деревья определяют облик сада. Средние оживляютглавные деревья и формируют основной объём сада. Низкие деревья создают необходимыеакценты. Кустарники и травы выявляют композицию нижней части сада, завершая её формированиеи оживляя деревья. Средние деревья могут служить также в качестве заслона, скрывающегоучасток от посторонних глаз снаружи или, наоборот, скрывают ландшафт, который нехотелось бы видеть из дома. Для этих целей лучше использовать вечнозелёные деревья.
4. Расположение главного дерева.
Если в композиции предусматривается главное дерево илигруппа деревьев, желательно, чтобы они были хорошо видны из дома.
5. Выбор деревьев.
Деревья подбирают по листьям, цветам или плодам. Листваможет быть самой различной и по оттенкам, и по фактуре, и по форме. Цветы, сменяющиесяс сезоном, могут быть красивы, а могут быть и весьма невзрачными, но источать прекрасныйаромат. То же можно сказать и о плодовых деревьях. Кроме того, есть радость и влюбовании красотой облетевших деревьев, формой их оголённых ветвей.
6. Учёт примет, связанных с деревьями.
Некоторые деревья издавна связаны с народными приметами.Например, в Японии нандина приобрела славу растения, отвращающего невзгоды. В северныхрайонах страны эту роль выполняет также софора, а в южных – сосна. Для успеха вделах вполне достаточно упомянуть перед чудесным деревом связанную с ним примету.Скажем, если ростовщик, сажая в дальней части сада китайскую айву, а в ближней –дуб зубчатый, просто будет произносить слово «заём», непременно появится какой-нибудьклиент, которому нужны деньги.
7. Зрительное увеличение участка.
Для зрительного увеличения размеров небольшого сада используютсяразные приёмы. Можно придать ему холмистый рельеф, насыпав, скажем, искусственнуюгорку. Можно, наоборот, сделать на участке газон или мощёную площадку, сокративколичество деревьев и оживив композицию кустарниками и травами. При этом следуетиметь в виду, что открытые пространства вытянутой формы кажутся крупнее, чем квадратныеили округлые, а площадки сложной конфигурации выглядят больше за счёт увеличенияпериметра. Увеличить размеры участка можно также благодаря кулисной перспективе,когда с помощью невысоких растений или оград создают несколько промежуточных, всёболее удаляющихся планов. Причём для увеличения глубины сада высота растений должнауменьшаться по мере удаления от точки наблюдения. Немалое значение для зрительногоувеличения глубины сада имеет колористическое распределение растений. Известно,что тёплые тона, такие, как жёлтый, оранжевый, кажутся ближе к наблюдателю, чемхолодные цвета синих тонов, расположенные на том же расстоянии. Поэтому на переднемплане рекомендуется располагать растения тёплых тонов, а на заднем – тёмных. Интереснымспособом воображаемого увеличения размеров сада являются дорожки «в никуда». ЕслиВы идёте по дорожке и встречаете какое-то от неё ответвление, то возникает мысль,что оно куда-то ведёт, то есть там что-то ещё есть. На самом деле это ответвлениеможет просто упираться в ограду, причём этот тупик обычно маскируется растениями.
японский сад ландшафтный дизайн
ГЛАВА III. Значение и применение японского сада
Для современного человека,живущего напряжённой жизнью, сад в японском стиле имеет особое значение. Атмосферапокоя, самоуглублённого созерцания, веками создававшаяся символика, благоприятнодействующая на подсознание, – всё это способствует приобретению душевной гармонии,столь необходимой человеку XXI века.
Каждый уголок японскогосада – законченная картина. Если грамотно «написать» эти картины, то сад будет обречённа успех.
Поэтому, начиная создаватьсад в японском стиле, следует помнить о главном: понимание философии японской культурывообще, и садового искусства в частности; наличие у дизайнера высокого художественноговкуса. Природа в Японии всегда была объектом искусства, а не фоном для него (какна Западе). И каждый японский сад – это храм поклонения природе. Ван Вэй — китайскийхудожник (1699-1759) сказал: «Создать сад – значит, раскрыть природу Природы, закончивдеяние Творца!» Достигается это при помощи синтеза искусств. Понимание и грамотноеприменение законов садового искусства, живописи, архитектуры, скульптуры рождаетпроизведение садового искусства с многозначной содержательностью. Есть в Япониипонятие «сейдзяку» – обретение спокойствия, тишины, гармонии. Японский сад, созданныйпо правилам и канонам, вызывает ощущение спокойствия, вечности и вселенской гармонии.Древнее название Японии – «Ямато» — переводится как «Великая Гармония»! Может быть,в этом и есть разгадка тайны под названием «японский сад»?! Ознакомившись со стилистикойяпонских садов, вам будет проще решить вопрос: какой именно сад вы захотите создатьна своем участке, определиться с его проектом.
Сад Тэнрюдзи
Ярким примером садово-парковогоискусства Японии является сад Тэнрюдзи близ Киото. Окрестности храма Тэнрюдзи сдревности были так прекрасны, что их называли Хорай Сэнкё — страной вечной радости.Здесь, у подножия горы Камэяма, в западном пригороде Киото, еще в XIII веке находилсядворец императора Госага, называвшийся Камэяма-доно, с садом в стиле синдэн. В 1329году Мусо Сосэки поручили переделать дворец в дзэнский храм и внести изменения впланировку сада.
Сад Тэнрюдзи разноплановый. Он включает и песчаный сад, и сад мхов, и композициииз камней. В центре сада расположен водоем в форме иероглифа «сердце». За этим озеромподнимаются вверх деревья, которые позже переходят в естественный лес на склонегоры Арасияма. Именно этот склон служит фоном для всей панорамы сада.Главная достопримечательностьсада Тэнрюдзи — группа камней, символизирующих водопад. Такая композиция обычносвязыва¬ется с китайской легендой о карпе, преодолевшем пороги водопада и став¬шемдраконом. Карп и каскад можно считать основой построения сцены, расположенной напротивдома настоятеля монастыря. Этот карп – характерный для Востока символ. Он обозначаетталант и преуспевание в творчестве. Перед водопадом расположен знаменитый каменныймост (возможно, естественного происхождения), состоящий из двух частей. Считается,что группа камней в водоеме изображает гору Сумэру — центр буддийского Универсума.
Монохромность пейзажа сада нарушают цветовые пятна белых лотосов, ярко-желтыхкувшинок в воде и ирисов на берегу.Цель такого приема – ввести в сад элемент декоративности.Большая свобода композиции сада, заключающая в себе идею взаимосвязанности всегов природе и построенная на чередовании переходящих друг в друга «картин», оченьтщательно построена. Естественность и величие природы – то идеальное впечатление,к которому стремился художник и которое возникает у зрителя благодаря продуманнойточности композиции сада. При этом существенным становится то, под каким углом видениз интерьера здания водопад, будет ли он блестеть в лунную ночь. Не менее тщательнопродумано расположение растений в разные времена года, изменение и соотношение цветовыхи пластических объемов, когда цветущая вишня видна на фоне песчаного сада или когдаосенняя листва отражается в воде пруда. Естественные материалы были специально отобранычеловеком. Критерием для отбора служили форма, фактура, цвет, а также их сочетания,их способность образовывать выразительные композиции, по своему облику близкие кприродным.Рёандзи, или Сад храма умиротворенногодракона.
Из всех садов для созерцания, выполненных в технике сухого ландшафта(каресансуи), сад храма Рёандзи, расположенного на территории монастыря Дайдзи-инв Киото, — самый выразительный, исполненный глубокого смысла и заслуженно знаменитый.Именно этот сад вдохновляет многих дизайнеров по всему миру на создание подобныхкаменных композиций, но никто еще не смог превзойти оригинал.
Рёандзи (что означает«храм Умиротворенного дракона») основан в 1450 году и принадлежит дзен-буддистскойшколе Ринцай. Вокруг него — несколько садов, но только одному из них — созданномув конце XV века «саду камней» — суждено было стать известным на весь мир. Сад представляетсобой строгий прямоугольник приблизительно 10×25 метров, вытянутый с востокана запад (и хорошо освещенный весь день). С трех сторон он окружен низкой глинобитной,покрытой черепицей стеной, а с четвертой к нему примыкает одна из деревянных храмовыхпостроек: вид на сад открывается из внутренних помещений (если раздвинуты перегородки)и с открытого, чуть приподнятого над землей деревянного настила — веранды для созерцания(эн). Вся плоскость прямоугольника засыпана мелким, светлым речным гравием, аккуратнопрочесанным специальными деревянными граблями с короткими зубьями так, что на егоповерхности оставлены строго параллельные продольные полоски. В поле гравия размещеныпять групп камней — две состоят из двух, две их трех и одна из пяти камней разногоразмера.
Композиция каждойгруппы и всех групп вместе ближе всего к разносторонним треугольникам. Самый большойиз них длинной стороной обращен к зрителю, короткой — налево, а средней — направо.Каждая группа окружена подбивкой из мха — единственной живой субстанции в этом саду— и концентрическими кругами, прочерченными на поверхности гравия, как если бы этобыли круги на воде. К дальнему от входа (и правому, если смотреть с веранды) углуокружающая сад стенка немного понижается: это практически незаметно, если смотретьна нее сбоку, но достаточно для того, чтобы усилить эффект перспективы, если смотретьна сад в профиль, с восточной стороны. Ходить по гравию не позволяется никому, кромемонаха, убирающего листья, опадающие с растущих за стеной деревьев, и периодическиподновляющего деревянными граблями полоски на гравии,— на сад смотрят сидя или стояна деревянной веранде.
Среди специалистовесть предположения о том, кто мог бы быть автором сада Рёандзи, но точных сведенийо нем время не сохранило, как не сохранило оно и никакого авторского комментария,никакого объяснения столь абстрактному дизайну.
Сад из камнейи белого гравия является как бы медиумом, посредником между Вселенной и сознанием:камни в нем — мирские события (или материальные сущности), а гравий — пустота. Ноэто лишь одна из поздних интерпретаций. Каждому зрителю предоставляется возможностьсамому осмысливать увиденное в соответствии с его культурным грузом (который можетиной раз и препятствовать восприятию), духовным опытом и способностью абстрагироватьсяот видимой реальности.
Положение каждойгруппы и каждого камня в группе подчинено математическим соотношениям, которые,впрочем, возможно оценить, только имея план сада и зная все его размеры (различныерасчеты не раз были проделаны архитекторами, пытавшимися разгадать загадку Рёандзи).Эта закономерность, невидимая для глаз, минуя сознание, воздействует прямо на подсознаниезрителя, и созерцаемая им картина обретает окончательную внутреннюю гармонию, асам он — уверенность и спокойствие, чувство прикосновения к чему-то высшему. Возможно,ради этого и приходят люди в сад для созерцания?
До 1930-х годов, когда храм Рёандзи был отреставрированвместе с прилегающей садовой территорией, его сад камней был мало кому известен.
Императорская вилла Сюгакуин
Окруженный горой Хиэй с севера, рекой Такано с запада и мягкимисклонами гор Мацугасаки с востока, дворец Сюгакуин занимает приблизительно двадцатьсемь тысяч квадратных метров. Вилла была похожа на чайный домик и разделялась насекции, названные верхний, средний и нижний чайные павильоны.
Нижний чайный домик, также имеющий название Дзугэцу-кан, представляетсобой структуру в стиле сё: ин. Эта часть комплекса включает комнаты для императораи его жен.
Средний чайный домик, который обнесен бамбуковой изгородью, состоитиз двух частей — Ракуси-кэн возле пруда и Куаку-дэн (гостевой домик). Ракуси-кэн,также резиденция другой дочери императора Гомидзуноо, принцессы Акэ, был построенв 1668 г. Куаку-дэн (гостевой домик), часть императрицы дворца Кадзуко, был привезенна виллу Сюгакуин в 1682 г.
Сад перед Куаку-дэн имеет особый каменный фонарь с рельефом ДевыМарии. Такие фонари, названные христианскими (кириситан-доро), использовались вчайных церемониях до полного запрещения христианства в XVII в. Наиболее известным предметом этого помещения является сложнойформы полка тана.
Справа находится тропинка, ведущая к верхнему чайному домику,Ринунтэй, который спрятан в одинокой сосновой роще на вершине небольшого склона.Гомидзуноо имел каменную плотину, выстроенную, чтобы останавливать воду для садовогопруда; она была хорошо скрыта забором и деревьями. Есть два островка в серединепруда. Остров, названный «Журавли на десяти тысячах сосен», пересекается мостомСитосэ-баси (тысяча лет). Искусственный сад прекрасно сочетается с окружающей природой.Такое слияние человеческого создания с миром природы — еще один пример японскогожелания уступать природе больше, чем доминировать над ней.
Дворец Кацура
Сад отличается чайными домиками с изящными китайскими названиями: Гэппаро(Павильон лунной волны), Сёкатэй (Павильон любования цветами), Сёкинтэй (Павильонсосны и лютни) и Тёикэн (Домик радости). Видный из Синсоина, Тёикэн (Домик радости)как будто парит над прудом, и, кажется, что гора пересекает этот чайный домик. Наберегу водоема, занимающего центральную часть всего ансамбля, расположен чайныйпавильон Гэппаро, на противоположном берегу — Сёкинтэй (Павильон сосны и лютни)с чайным садом перед ним, на главном острове — Сёкатэй (Павильон любования цветами)и буддийский мемориальный храм Онриндо. Храм выстроен в китайском стиле, принц Тоситадапосвятил его своему отцу. Кроме этого в ансамбль входят еще чайный дом Сёикэн идругие постройки
Сёкинтэй, своей декоративностью превосходит все другие чайные дома той эпохи.Своими восточной, западной и северной сторонами он обращен к пруду, низкая нависающаякрыша павильона сохраняет прохладу жарким летом. Но павильоном можно пользоватьсяи в холодное время года. Перед Сёкинтэй — каменный мостик, его продолжают несколькобольших камней. Стоя на них, можно обмыть руки перед чайной церемонией.
Отличительная черта сада Кацура — его органическая связанность с архитектурой.
В образе дворца Кацура нет волевого противостояния окружающему миру и темсамым утверждения силы и власти человека. На дорожках Кацура как бы незримо присутствуетчеловек: художник строит весь ансамбль — не только архитектурные сооружения, нои окружающую среду —соразмерным ему.
Сайхо-дзи — Храм Мхов (Киото)
Этот храм был основанеще в эпоху Нара монахомГёки. Во время междоусобных войн храм был полностью разрушен, а сад погиб. В 1339году знаменитый Учитель Мусо Кокуси начал восстанавливать сад. После смерти мастера его ученики продолжалиработу на протяжении целого столетия. По мере возрождения сада в нем естественнымобразом стали расти мхи, и их Мусо Кокуси сделал основой сада. Сегодня в саду Мхових насчитывается 130 видов. Они покрывают толстым ковром почву, камни, мосты, острова,стволы деревьев.
Золотой пруд, находящийсяв нижней части сада имеет очертания китайского иероглифа «синь» («сердце»). На островахУтреннего Солнца и Вечернего Солнца гнездятся белые цапли. Воду пруду дает родник«Чистые воды утреннего солнца», отмеченный священным камнем, обвязанным по синтоистскомуобычаю магической веревкой. На берегу пруда построен небольшой павильон для чаепитий,по традиции, привезенной из Китая.
В верхней части саданаходится водопад Рюмон-баку, в котором вода присутствует в символическом виде.В Сайхо-дзи в саду для медитации был впервые применен прием, когда воду заменяютмхи. Остров Черепахи – композиция из камней, окруженная мхами.Сад Сайхо-дзи закрытдля свободного посещения. Сюда пускают только с целью буддизма.
Сад святилища Хэйан-дзингу (Киото)
Синтоистское святилище Хэйан-дзингу постороено в 1895 году (период Мэйдзи)в честь 1100-летнего юбилея со дня основания города Киото. Это уменьшенная копияпервого императорского дворца в столице Хэйан-кё (старое название Киото), которыйбыл возведен в 794 году.
Вокруг дворца расположены четыре сада с общим названием «Син-эн».Эти прогулочные сады с водоемами спроетировал известный мастер того периода ОгаваДзихэй. Здесь есть сад для проведения поэтических состязаний кёкусуй-эн. В маленькомсадике «Хэйан-но соно» собраны растения, описанные в литературе периодаХэйан. Есть тут и чайный домик Тёсин-тэй.
Очень известный элемент сада — мост Гарю-кё (мост Лежащего дракона), в прудуСорю-икэ (пруд Голубого дракона). Этот мост составлен из камней, взятых от двухзнаменитых киотосских мостов, построенных в XVI веке. Этот мост служит визитнойкарточкой сада.
Санзен-ин (Киото)
Санзен-ин — сад эпохи Эдо, который находится в префектуре Киото, местечкеОхара. Он был построен монахом Саичо в XVII веке. Это сад для мирного созерцания.Его главная часть — миниатюрный пейзаж, расположенный на холме, где на вершине стоиттрехуровневая изящная пагода. Склон плотно засажен низкими кустарниками, подстриженнымив округлые формы. Между ними установлены каменные фонари. Поверхность почвы покрытамхом. Вдоль павильона протекает ручей. Фоном служат японские клены. Садик не имеетярких красок, только зелень.
Хама рикю (Токио)
На этом месте когда-то находились охотничью угодья сёгунов Тогугава. В 1704году (эпоха Эдо) сёгун Иэнобу сделал эту территорию своей резиденцией и построилтут дворец Хама Готэн, что в переводе означает Прибрежный дворец.
Сад не нес каких-то сложных идей, а был призван просто удовлетворять нуждысвоих владельцев. Здесь катались на лодках, устраивали поэтические состязания ичайные церемонии, занимались верховой ездой, охотились на уток, гуляли по дорожкам,любуясь видами. Кроме того, в саду устраивались приемы официальных гостей.
Сад с трех сторон окружен водой. По воде можно было добраться до основногоимператорского дворца. Пруд Сиори (пруд Приливов) связан с заливом, уровень водыв нем регулируется с помощью шлюзов.
В Хама рикю мягкая геопластика. На этих холмах высажено множество сосен. Этониваки — деревья, которые постоянно формируются. Их подстригают один раз в два года.
Проблема сохранения самобытности японского сада в полноймере встаёт в городах, где он далеко не всегда сочетается с современной архитектурой.Однако такое сочетание необходимо, и поскольку вернуться от небоскрёбов к одноэтажнымдеревянным постройкам невозможно, меняться приходится саду. Отдельные мотивы традиционныхсадов используются довольно часто: это и отражение дома в зеркальной глади пруда,и песчаная площадка перед зданием, и стилизованный фонарь или композиции из крупныхкамней. Однако сам сад, органично сочетавшийся с одно-двухэтажными постройками,смотрится среди высотных зданий, чаще всего, как пришелец из другого мира, и требуетсябольшое искусство архитекторов и дизайнеров, чтобы преодолеть этот разрыв. Пожалуй,наиболее стойко сохраняют старинный облик чайные садики при чайных домах, которыхдовольно много в современных городах, но эти садики, со всех сторон зажатые современнымидомами, стали совсем маленькими.
Традиционные сады и современная архитектура находят, пожалуй,точки соприкосновения в положениях самого общего плана – и те, и другие абстрактныи декоративны. При этом философский смысл сада почти полностью утрачивается, уступаяместо его чисто эстетической ценности. Сад становится декоративным дополнением архитектуры.Однако принципы этой декоративности остаются прежними: асимметричность композиции,важная роль свободного пространства, принцип минимализма. В значительной мере сохраняетсяи тематика сада – стремление символического отображения мира природы.
Расширился ассортимент материалов, используемых при созданиисада, к ним добавились металл и пластик. Наряду с традиционными элементами садапоявилась абстрактная скульптура, геометрические формы, весьма далёкие от природных,фонтаны, активнее стали использоваться зелёные насаждения. Однако всё это, в сущности,лишь детали, инструменты, материал для создания сада, позволяющие художнику в новыхформах выразить всю глубину мироощущения, всё своеобразие эстетики, рождённой красотойЯпонии.
Японский сад – явление во всех смыслах уникальное и обладает внушительнойисторией развития.
ГЛАВА IV.Современный японский сад
В последние годы сильно возрос интерес к японскимсадам. В современном мире постоянно происходит множество событий, насыщенных динамикой,каждодневным напряжением, а порой стрессами, поэтому человек испытывает огромнуюпотребность в отвлечении, умиротворении, в спокойном и радостном общении с природой.Японский сад – это постоянное переживание красоты природы, источник вдохновения.
Самые удивительные и необычные современные сады в мире, как, например, «Садиз стекла и воды» или «Сад с одним деревом», находятся в Японии и создаются ведущимидизайнерами и архитекторами страны. Удивительно то, что, развивая новый стиль, японскиесадоводы используют многовековые традиции.
Уникальным шедевром считается проект Кензо Кума «Дом и вода». По старой традицииглыбы поставлены в центре искусственного водоема без ограждений. Их форма тоже традиционна,но сделаны они из горного хрусталя; лучи заходящего солнца, преломляясь, рассыпаютсязолотым дождем по поверхности воды, переливаются радостными бликами по прозрачнымстеклянным перегородкам.
Проектирование современного сада дзэн — попытка достичь максимального выражениясущности минимальными средствами. Этот принцип блестяще продемонстрировал дизайнерШанмайо Масумо в новом саду для отеля в Токио. Главная проблема заключалась в созданиипосреди города атмосферы естественной природы, располагающей к размышлению в одиночестве.
Еще один пример минималистского сада — «Сад с одним деревом». Созданный дизайнерами-архитекторамиКадзуе Сэдзима и Рюэ Нисидзава (Kazuyo Sejima, Ryue Nishizava), этот сад располагаетк размышлению в одиночестве. Одинокое дерево так выразительно, что кажется одухотвореннымсуществом.
В XV веке в Японии чаепитие превращается в ритуальную церемонию в специальномдомике. В саду появляются камни для перехода через ручей, сосуд для омовения руки фонари, освещающие тропинки. Например, архитектор Кишо Курокава, автор Музея современногоискусства в Хиросиме, построил чайный сад на крыше дома в деловой части Токио. Сидяв современной квартире за чашкой чая, человек любуется классическим садом с каменнойтропинкой. Пышные деревья на фоне высоких зданий похожи на дивный оазис.
«Когда копируешь сад известного мастера прошлого, не упускай из виду пожеланийхозяина, но воспроизводи по собственному вкусу» — советовал в XI веке Татибана-ноТосицуна, автор «Сакутэйки».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования садово-паркового искусстваЯпонии выявили несколько типов садов: сад Цубо, японский сад чайной церемонии, садкамней и сад деревьев.
Сейчас сады в Японии находятся на высочайшейступени своего развития и это «заслуга», в первую очередь, самой природы страны.
Приступая к устройству сада, художник выбирает его «главногогероя» и в зависимости от этого создает сад камней, сад деревьев, чайный сад.Японские сады предназначены для погружения в идеальные миры и создания иллюзии пространства.
В Японии очень любят красоту зелёных деревьев, превращая садынастоящие произведения искусства.
Японский сад за много тысячелетий стал только более популярен,как и на родине, так и за рубежом.
Современный японский сад, в Японииили вне ее, сохраняет и развивает традиции, а его поэзия привлекает все новых иновых почитателей и ценителей тонкого искусства.
Список источников
1. Виноградова Н.А. Искусство Японии. М., 1985. 315 с.
2. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Малая история искусств. Искусство странДальнего Востока. М., 1979. 176 с.
3. Галкина Л.И. Серия: Приусадебное хозяйство М.: АСТ, 2004. 124 с.
4. Голосова Е. Сад в японском стиле. – М.:ЗАО «Фитон+», 2003 176 с.
5. Елисеев В. Японская цивилизация 2008 528 с.
6. Ито Н., Миягава Т., Маэда Т., Ёсидзава Т. История японского искусства.М., 1965. 143 с.
7. Ландшафтный дизайн по-японски ИздательствоЭксмо 2009 48 с.
8. Лебедева А. Японский сад. Вече, 2002 320с.
9. Мещеряков А.Н., Грачев М.В. История древней Японии. Спб., 2002.151 с.
10. Навлицкая Г.Б. Бамбуковый город. – М.,Наука, 1975 312 с.
11. Николаева Н.С. Японские сады Издательство:Арт-Родник 2005 208 с.
12. Николаева Н.С. Японский сад. – М., Изобразительноеискусство, 1975 216 с.
13. Овчинников В.В. Ветка сакуры // Роман-газета. 1987.
14. Паршин А. Японский сад Серия: Твой сад. Издательство Росмэн. 2005 96 с.
15. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. М.,1985.
16. Роберт Кетчел. Японский сад за несколькодней. Кладезь-Букс, 2002 128 с.
17. Японские традиции в оформление сада ИздательствоАСТ 2004 124 с.
18. http://www.yonemura.co.jp/zukan/zukan-f/
19. http://www.treeland.ru/article/garden/landscape/aponckii_cad.htm
20. http://www.ryomonet.co.jp/mo/mo/
21. http://www.rfc.online.ru/?page=109&event=notes¬e_id=211&n=2&group_id=86
22. http://www.pref.ishikawa.jp/ringyo/pollen/
23. http://www.nihon.ru/culture/gardens.asp
24. http://www.mith.ru/cgi-
25. http://www.gardenia.ru/pages/sady036.htm
26. http://www.fb.u-tokai.ac.jp/
27. http://www.ellf.ru/photos/24465-japonskijj-sad-43-foto.html
28. http://www.botanic.jp/
ПриложениЕ
Два цубо в стиле родзи
/>/>
Остров журавля
/>
/>
Запрещенное расположение камней
/>/>
/>
Песчаные узоры
/>
Дорожки из плоских обработанных камней
/>
Типы расположения камней в дорожках
/>