Реферат по предмету "Культура и искусство"


Садово-парковое искусство Индии

Содержание
 
Введение
Садово-парковое искусство Индии
Растения в индийских легендах
Заповедники, заказники природно-национальные парки Индии
Гималаи
Заключение
Список используемой литературы
Введение
«Мой сад — моя жизнь», — пожалуй, это древнее индийскоеизречение не могло принадлежать представителям ни одного другого народа. Именнов Индии — огромной стране с многообразными природными ресурсами — отношение к цветку,дереву, а значит, и саду отличается особенной трепетностью и любовью. Развитие индийскогосадово-паркового искусства вплетено в историю страны и отражает ее важнейшие вехи.При этом, даже находясь на перекрестке цивилизаций — а долгое время именно здесьЗапад в прямом смысле встречался с Востоком, Индии удалось сохранить аутентичностьсвоих садов и парков, избежав существенного влияния других культур. Вот почему ипо сей день индийская ландшафтная архитектура остается совершенно оригинальным явлением,нигде не повторенным и неповторимым.
Садово-парковое искусство Индии
Садово-парковое искусство — одно из древнейших в Индии. На печатях,найденных в Мохенджо — Даро и Хараме — и относящихся к третьему тысячелетию до нашейэры, нанесены изображения деревьев. Культ дерева — древнейший индийский культ, воспринятыйвпоследствии буддизмом (известно, что каждый период жизни Будды связан с определённымдеревом) от более древних религий. В 500 году до н.э. «Махабхарата» и«Рамаяна» — знаменитые эпосы Древней Индии — описывая столичные сады,упоминают манго, сахарную пальму, панданус, бигнонию, олеандр, жасмин, вьюнок илотос. В Индии есть скульптурное дерево желаний, у которого люди просят пищу, питьё,одежду, украшения и… красивых девушек.
«Золотым веком» садоводства в Индии считается периодсо II по IV век н.э. В это время расцветает искусство: в честь деревьев слагаютсятрактаты, цветы становятся непременным атрибутом женского туалета, в сюжетах миниатюррастения начинают играть первостепенную роль. В эту эпоху во дворцах разбивают садычетырёх типов: для царей, для царской семьи, для жрецов и царедворцев (увеселительные),посвящённые богу Индре. В эту эпоху жизнь индийских аристократов в основном протекаетв саду, а не в доме, поэтому сад оснащён всем необходимым для увеселения и беззаботноговремяпрепровождения: водоёмом, утопающим в кустах жасмина павильоном, качелями.На ветвях деревьев (манго, баньян) висят клетки с птицами, а в прудах плавают лебеди,гуси и утки.
Следующей вехой в истории ландшафтного дизайна Индии становятсясады Могольской империи (XVI-XVIII века н.э.). Мотивы мусульманского Востока всёсильнее проникают в индийский сад. Всё чаще и чаще в строительстве используетсяпринцип Чор-Бак — многократное деление сада на квадраты. Сад делится на четыре квадрата,которые, в свою очередь, делятся ещё на четыре квадрата. В качестве разделительныхполос используются не дорожки, а небольшие каналы с водой. В центре квадратов устраиваютфонтаны или строят бассейны с миниатюрными фонтанчиками. Вода, к которой на Востокевсегда относились очень бережно, начинает играть главную роль в индийском саду.Всё остальное — мраморные бортики бассейнов и каналов, многоступенчатые террасы,цветы и деревья, беседки — становится дополнением, цель которого — оттенить красотуводной глади. В могольском стиле построены сад Шалимар в Лагоре (ныне — территорияПакистана), сад Пинжор (и сейчас одно из самых красивых мест Северной Индии), садНишат.
/>
/Сад Шалимар/
 
/>
/Сад Нишат/
 
/>
/Сад Пинжор/
 
Со временем Могольский сад преобразуется в Раджпутский сад. Этоттип сада возникает в результате слияния двух культур: Раджастана (Центральной Индии)и культуры Могольской империи. Характеристикой садов этой эпохи является чрезмернаядекоративность: появляются мозаика, искусственное освещение, помимо фонтанов и бассейновсады украшают скульптурой, ажурными мраморными и деревянными решётками, по аллеями дорожкам садов гуляют павлины. Помимо местных растений, начинают сажать и экзотические:гампу, гранат, яблони, бананы, могра, чамаили, королеву цветов — бара-машу, котораяцветёт круглый год, за что её справедливо прозывают «12 месяцев». Буйствокрасок и ароматов и сейчас наполняет сады Амбер, Джайпур, Мандорский сад, разбитыев те давние времена.
/>
/Сад Амбер/
 
Первый период распространения буддизма в Индии началось строительствозагородных дворцов и парков, предназначенных для созерцательного отдыха. Позже подвлиянием магометанства назначение этих сооружений изменилось. Участок за городскойчертой окружали стенами, и в центре воздвигали четырехугольное или восьмиугольное(в плане) здание, перекрытое куполом. Его строили на высокой террасе, от которойначинались широкие аллеи, окаймленные мраморными колоннами и рядами фонтанов. Прямоугольникисада были украшены вечнозелеными и плодовыми деревьями. При жизни владельца центральноездание использовали как летний дворец, в котором проводили шумные празднества. Послесмерти владельца назначение здания менялось. Тело владельца хоронили под центральнымкуполом, и с этого дня здание превращалось в мавзолей.
/>
/Мавзолей Тадж-Махал/
Выдающимся сооружением такого типа является мавзолей Тадж-Махал(1630 — 1 (552), названный «жемчужиной Индии». Это усыпальница жены Шах-Джахана(недалеко от города Агры). Мавзолей расположен не в центре, а в конце сада, на высокойтеррасе, на берегу реки. Перед фасадом здания расположен узкий канал, облицованныймрамором. Вдоль канала были цветники и ряды иссиня-черных кипарисов. Верхнюю террасуукрашал цветочный партер. Зеленую оправу для «жемчужины» создавал садовникиз Кашмира.
/>       />
Индийские сады на воде очень напоминают плавающие сады Мексики,о садово-парковом искусстве которой имеется очень мало сведений. Эти сады, судяпо сохранившимся сведениям, были хотя и маленькими, но весьма оригинальными по замыслуи исполнению. Плавающими садами-чинампасами любовались испанцы во время завоеванияМексики в XV в. Это были небольшие плавучие островки, созданные на плотах из ветвейи камыша. На плоты насыпали землю и выращивали различные растения, главным образомовощи и цветы. В исторических источниках упоминается о замечательном саде, находившемсяблиз города Тацкицинко, который по устройству несколько напоминает висячие садыСемирамиды. Он был без колонн, но расположен террасами на конусовидной горе, котораясостояла в основном из порфира. По описанию Трескотто, террасы этого сада были соединенылестницами из 320 ступеней, вырезанных на гладко отполированном порфире. Воду подавалинаверх мощными насосами, а затем в виде каскадов она ниспадала вниз. Этот сад существовалеще в XV веке. Корни развития садово-паркового искусства Китая уходят в XII в. дон.э. (первое упоминание о Пекине), то есть ко времени расцвета ассирийских городов.О старых китайских парках можно судить только по описаниям и рисункам, но устойчивостьградостроительных традиций, контролируемых религиозно-философскими учениями (буддизмом,конфуцианством), дает возможность составить довольно полное представление о развитииэтого древнего вида искусства. Китайский народ издавна любил природу и понимал еекрасоту. В различных видах искусства, особенно в садово-парковом, китайцы стремилисьвоспроизвести наиболее характерные пейзажи своей страны. Интересной формы холмывулканического происхождения, многочисленные озера и речки, в которых, как в зеркале,отражаются холмы, горы, леса, — вот своеобразный, динамический пейзаж, ставший основойсадово-паркового строительства Китая. Художники-садоводы, обобщая наблюдения явленийокружающего мира, с неиссякаемой фантазией создавали прекрасные реалистические пейзажи.Характерным для китайского садово-паркового творчества был глубокий символизм, являвшийсяотражением религиозных учений.Растения в индийских легендах
IX-VII вв. до н.э. были эпохой яркого духовного расцвета индийскогонарода, его литературы и искусства. Первым образцом классической литературы этогопериода считаются «Брахманы» — книги, которые разъясняли и толковали учениеВеды, и особенно подробно — ритуал жертвоприношения. К «Брахманам» относятсяи «Араниаки» («лесиые книги»). Объяснительное приложение к«Араниакам» — «Упанншады» гласили, что Атма — это душа Вселеннойи что каждый человек является частью Атмы.
Авторами «лесных книг» были риши — певцы, эмоциональныеи высокоинтеллектуальные для того времени люди, которые отвергали материальные благаи жили в лесах, в тесном общении с природой. Эти люди видели природу глазами поэтов.Они упивались волшебной красотой рассвета и заката солнца, пышностью индийских деревьеви цветов, спокойным величием Гималайских гор, водопадами, реками и сверкающими озерами.Великолепие и тайны окружающего мира вдохновляли их на создание песен и религиозныхмифов.
Приблизительно к 500 г. до н.э. относят эпические поэмы арийцев «Рамаяна» и «Махабхарата». Автором «Рамаяны»считается мудрец Вальмики. В поэме описываются жизнь и подвиги мифического герояРамы.
Дашарахти, царь Айодхьи, желая угодить своей молодой жене, отсылаетсына Раму на четырнадцать лет в леса, в изгнание. Вместе с ним отправляются вернаяжена Рамы Сита и его преданный брат Лакшмана. Через некоторое время злой демон Равана,десятиголовый царь острова Ланка (Цейлон), похищает Ситу. В поэме рассказываетсяо войне Рамы в союзе с обезьянами и медведями против злых демонов, о его победеи освобождении Ситы, на протяжении всех долгих лет в плену сохранившей верностьмужу…
В том месте, где река Кози выходит из гор, есть красивая ашоковаяроща. Легенда рассказывает, что Сита и Рама были очарованы красотой цветущего ашокаи поселились в этой роще. Когда они возвратились в Айодхью, место их поселения влесу было названо Ситабанн, или «Роща Ситы». Сита никогда не забывалакрасоту леса и прелесть купания в реке. Окруженная роскошью дворца в Айодхье послевозвращения из изгнания, она тосковала по джунглям.
«Махабхарата» («Великая война потомков Бхараты»)написана мудрецом Виаза. Главной частью «Махабхараты» является сказаниео борьбе за власть между сыновьями двух братьей Панду и Дхритараппры. Сыновья Пандув поэме именуются изндавами, сыновья Дхритараштры кауравами. Действие происходитв верховьях междуречья Ганга и Джамны.
В «Махабхарате» описаны сады, окружающие Индраирастху- столицу панданов, которая находилась на месте нынешнего Дели. Сады в любое времягода привлекали взор своими великолепными цветами и плодовыми деревьями. Среди деревьевупомянуты манго, ашока, сальное дерево, сахарная пальма, панданус, бигнония, коралловоедерево и олеандр.
Сады оглашались криками павлинов и пением птиц кокила. Стеныпавильонов сняли, как зеркала; многочисленные беседки были увиты вьющимися растениями,такими, как бигнония, жасмин и вьюнок. Вода опер светла и прозрачна; богатые рыбойпруды расцвечены цветами лотоса и кувшинками; неподвижную их гладь оживляли красныегуси, утки и лебеди.
В «Махабхарате» также упоминаются деревья кадамба,которые растут в лесу Камиак Можно предположить, что деревья кадамба, сохранившиесяи сейчас в Матуре и Бхарат-поре, являются остатками древнего леса.
Поиски фруктов и цветов, которые омолаживают мужчин и женщин,- сюжет мифов многих народов. В «Махабхарате», в частности, описываетсявеликолепный лотос, который имел тысячу лепестков, сиял, как солнце, и обладал восхитительнымароматом. Этот лотос удлинял жизнь и возвращал молодость и красоту.
Лотос у народов Индии всегда был символом чистоты. Этот цветоквырастает из грязи, но никогда не бывает испачкан. Лотос сравнивают с целомудреннымчеловеком, к которому ие пристает никакая скверна. Таким целомудрием индийская мифологиянаделила богиню Шри, или Лакшми, супругу Вишны, которая считалась покровительницейплодородия и процветания. Ее называли «рожденная лотосом», «стоящаяна лотосе», «окрашенная лотосом». В медальоне ступы в Санги богиняШри изображена стоящей на лотосе, в окружении его листьев и цветов.
В эпоху арийцев для строительства домов и дворцов раджей широкоиспользовалась древесина. Для удовлетворения огромного спроса на древесину проводилисьобширные работы по заготовке леса.
Однако спустя какое-то время расслабляющий климат Индии несколькопоубавил пыл беспокойных арийцев.
Созерцательность, романтические грезы постепенно овладевали ихсознанием. Именно это преломление характерно для их новых представлений о роли иназначении деревьев. Человеческое воображение родило бога Индру, сидящего вместес прекрасной богиней в тени деревьев, с веток которых люди собирают драгоценныекамни, украшения, красивую одежду и другие предметы роскоши.
садовое парковое искусство индия
Одним из самых ранних скульптурных изображений растительностиИндии является произведение, названное «Калпаврикша». Оно создано в Беснагарев III в. до н.э. (сейчас находится в музее Калькутты). Это мифическое древо желания,которое дарит человеку пищу, питье, одежду, украшения и даже красивых девушек. Судяпо всему, дерево это — баньян. У его подножия видны кувшины, мешки с деньгами, раковина,из которой сыплются монеты, и цветок лотоса.
Древо желания и стелющиеся растения, по преданию, удовлетворялиматериальные нужды людей, а деревья, растущие в лесу, обогащали их духовно. Каждыйгод деревья образуют новые листья и цветы, которые приносят радость людям. Ежегодноомоложение деревьев радовало сердца любителей природы, и никакой другой народ невосхищался деревьями с такой страстью, как индийские арийцы.
 Заповедники, заказники природно-национальные парки ИндииСписок национальных парков ИндииНазвание Оригинал названия Штат, территория Год основания Площадь (км²) 1. Анши Anshi NP Карнатака 1987 250 2. Балпакрам Balphakram NP Мегхалая 1986 220 3. Бандипур Bandipur NP Карнатака 1974 874, 20 4. Бандхавгарх Bandhavgarh NP Мадхья-Прадеш 1982 448,85 5. Баннергхатта Bannerghatta NP Карнатака 1974 104,27 6. Бетла Betla NP Джаркханд 1986 231,67 7. Блэкбак Blackbuck NP Гуджарат 1976 34,08 8. Большие Гималаи Great Himalayan NP Химачал-Прадеш 1984 754,40 9. Букса Buxa Tiger Reserve Западная Бенгалия 1992 117,10 10. Бхитарканика Bhitarkanika NP Орисса 1988 145 11. Валмики Valmiki NP Бихар 1989 335,65 12. Ван Вихар Van Vihar NP Мадхья-Прадеш 1979 4,45 13. Вансда Vansda NP Гуджарат 1979 23,99 14. Галатеа Galathea NP Андаманские и Никобарские острова 1992 110 15. Ганготри Gangotri NP Уттаракханд 1989 1552,73 16. Гир Gir NP Гуджарат 1975 258,71 17. Говинд Пашу Вихар Govind Pashu Vihar NP Уттаракханд 1990 472,08 18. Горумара Gorumara NP Западная Бенгалия 1994 79,45 19. Гугамал Gugamal NP Махараштра 1987 361,28 20. Гуинди Guindy NP Тамил-Наду 1976 2,82 21. Дачигам Dachigam NP Джамму и Кашмир 1981 141 22. Дадхва Dudhwa NP Уттар-Прадеш 1977 490,29 23. Дибру-Сайкхова Dibru-Saikhowa NP Ассам 1999 340 24. Джим Корбетт Jim Corbett NP Уттаракханд 1936 520,82 25. Долина Неоры Neora Valley NP Западная Бенгалия 1986 88 26. Долина Пин Pin Valley Химачал-Прадеш 1987 675 27. Долина Цветов Valley of Flowers NP Уттаракханд 1982 87,50 28. Залив Качх Gulf of Kachchh Marine NP Гуджарат 1980 162,89 29. Залив Маннар Gulf of Mannar Marine NP Тамил-Наду 1980 6,23
30. Индира Ганди[1] Indira Gandhi NP Тамил-Наду 1989 117,10 31. Индравати Indravati NP Чхаттисгарх 1981 1258,37 32. Интанки Intanki NP Нагаленд 1993 202,02 33. Казиранга Kaziranga NP Ассам 1974 471,71 34. Калесар Kalesar NP Хариана 2003 100,88 35. Кангергхати Kangerghati NP (Kanger Valley) Чхаттисгарх 1982 200 36. Канха Kanha NP Мадхья-Прадеш 1955 940 37. Канченджанга Khangchendzonga NP Сикким 1977 1784 38. Касу Брахмананда Редди Kasu Brahmananda Reddy NP Андхра-Прадеш 1994 1,42 39. Кейбул Ламджао Keibul Lamjao NP Манипур 1977 40 40. Кеоладео Keoladeo NP Раджастхан 1981 28,73 41. Киштвар Kistwar NP Джамму и Кашмир 1981 400 42. Кудремух Kudremukh NP Карнатака 1987 600,32 43. Кэмпбелл-Бэй Campbell Bay NP Андаманские и Никобарские острова 1992 426,23 44. Мадхав Madhav NP Мадхья-Прадеш 1959 375,22 45. Манас Manas NP Ассам 1990 500 46. Махавир Харина Ванастхали Mahavir Harina Vanasthali NP Андхра-Прадеш 1994 14,59
47. Махатма Ганди[2] Mahatma Gandhi Marine NP Андаманские и Никобарские острова 1983 281,50 48. Маунт-Хэрриет Mount Harriet NP Андаманские и Никобарские острова 1987 46,62 49. Мидл-Баттон-Айленд Middle Button Island NP Андаманские и Никобарские острова 1987 0,64 50. Моллем Mollem NP Гоа 1978 107 51. Моулинг Mouling NP Аруначал-Прадеш 1986 483 52. Мругавани Mrugavani NP Андхра-Прадеш 1994 3,60 53. Мудумалаи Mudumalai NP Тамил-Наду 1990 103,24 54. Мукуртхи Mukurthi NP Тамил-Наду 1990 78,46 55. Мурлен Murlen NP Мизорам 1991 200 56. Навегаон Navegaon NP Махараштра 1975 133,88 57. Намдапха Namdapha NP Аруначал-Прадеш 1983 1985,23 58. Намери Nameri NP Ассам 1998 200 59. Нанда-Деви Nanda-Devi NP Уттаракханд 1982 630,00 60. Нокрек Nokrek NP Мегхалая 1986 47,48 61. Норт-Баттон-Айленд North Button Island NP Андаманские и Никобарские острова 1987 0,44 62. Оранг Orang NP Ассам 1999 78,80 63. Панна Panna NP Мадхья-Прадеш 1973 542,67
64. Пенч[3] Pench NP Мадхья-Прадеш 1975 292,85
65. Пенч[3] Pench NP Махараштра 1975 257,26 66. Перияр Periyar NP Керала 1982 350 67. Пустыня Desert NP Раджастхан 1980 3162 68. Пхонгпои-Блю-Маунтин Phawngpui Blue Mountain NP Мизорам 1997 50 69. Раджаджи Rajaji NP Уттаракханд 1983 820,42
70. Раджив Ганди[4] Rajiv Gandhi NP Карнатака 1988 643,30 71. Рани Джханси Rani Jhansi Marine NP] Андаманские и Никобарские острова 1996 256,14 72. Рантхамбор Ranthambore NP Раджастхан 1980 392 73. Сайлент-Вэлли Silent VP Керала 1984 89,52 74. Салим Али Salim Ali NP Джамму и Кашмир 1992 9,07
75. Санджай[5] Sanjay NP Чхаттисгарх 1981 1471,13
76. Санджай[5] Sanjay NP Мадхья-Прадеш 1981 466,88
77. Санджай Ганди[6] Sanjay Gandhi NP Махараштра 1983 86,96 78. Сариска Sariska NP Раджастхан 1982 273,80 79. Сатпура Satpura NP Мадхья-Прадеш 1981 585,17 80. Саут-Баттон-Айленд South Button Island NP Андаманские и Никобарские острова 1987 0,03 81. Симлипал Simlipal NP Орисса 1980 845,70 82. Сингалила Singalila NP Западная Бенгалия 1992 78,60 83. Сирохи Sirohi NP Манипур 1982 0,41 84. Султанпур Sultanpur NP Харьяна 1989 1,43 85. Сундарбанс Sundarbans NP Западная Бенгалия 1984 1330,10 86. Сэдл-Пик Saddle Peak NP Андаманские и Никобарские острова 1987 32,54 87. Тадоба Tadoba NP Махараштра 1955 116,55 88. Фоссил Fossil NP Мадхья-Прадеш 1983 0,27 89. Хемис Hemis NP Джамму и Кашмир 1981 4100 90. Чандоли Chandoli NP Махараштра 2004 317,67 91. Шри Венкатешвара Sri Venkateswara NP Андхра-Прадеш 1989 353,62 92. Эравикулам Eravikulam NP Керала 1978 97
/>
Национальный парк Долина Неоры
 
/>
Национальный парк Султанпур
Принято считать, что самое большое количество природных заповедников- в Африке. Однако это не так: по площади заповедных уголков живой природы лидирующееместо занимает Индия. В Индии насчитывается 75 национальных парков и 421 заповедник.Их общая площадь — 140 тысяч квадратных километров. Это четыре Голландии. На этихтерриториях, где запрещена всякая охота, обитает около 400 видов различных млекопитающихи свыше 1200 видов птиц. Самые популярные заповедники — те, в которых обитают тигры.
Первым из европейцев этих королей джунглей увидел еще в XIIIвеке путешественник, который в своей книге написал о «больших полосатых кошках».Этим путешественником был знаменитый венецианец Марко Поло. В те времена увидетьвблизи живого тигра в естественной среде обитания было авантюрным приключением- полосатый хищник мог запросто скушать отважного первопроходца. В наше время лицезретьбез всякой опаски не только тигров, но и слонов, носорогов и многих других представителейуникальной индийской фауны могут сотни тысяч туристов, совершающих сафари в различныхрегионах страны.
Если и возникают у туристов трудности, то лишь в том, какой именномаршрут выбрать. Любители глубинки отправляются в заповедник Намдапха у границыс Мьянмой (Бирмой). Это единственное место в мире, где сосуществуют сразу четыревида крупных кошек: тигр, леопард, снежный барс и пантера. Но можно и не забиратьсятак далеко. Например, заповедник Сариска расположен всего в двухстах километрахот Дели и в ста километрах от Джайпура. Вместе с Агрой эти три города составляюттак называемый Золотой треугольник — пожалуй, самые посещаемые иностранными гостямиместа, где сосредоточены замечательные памятники древности: дворцы и мавзолеи, крепости,храмы и мечети.
Обычно начинают путешествие с осмотра Дели, города, который называютворотами всех чудес Индии. Его история насчитывает много столетий. Согласно сказаниям,на том самом месте, где раскинулись кварталы Дели, когда-то существовали семь городов.Самый древний из них — Индрапрастха была столицей империи Пандавов, героев знаменитогоэпоса «Махабхарата». Раскопки, произведенные на территории крепости ПуранаКила, которая является как бы невидимой границей между Старым и Новым Дели (Нью-Дели),подтвердили правдивость этих легенд.
Со многими легендами связана и история одного из красивейшихгородов страны — розового Джайпура. Этому эпитету он обязан тем, что большинствоего зданий построено из розового камня, который придает Джайпуру нежный романтическийколорит. Его визитная карточка — Дворец ветров. Пятиэтажное сооружение, украшенноеколоннами и балконами, насчитывает 953 ниши и окна.
Рассмотрим более подробнее один из национальных парков Индии«МАНАС»:
Национальный парк на северо-востоке страны, у границы с Бутаномсоздан в 1928 году, площадь 50 тыс. га. Охраняемая территория продолжается по тусторону границы бутанским Национальным парком «Блэк Маунтинс». Охраняетприродные комплексы вечнозеленых горных лесов и влажных саванн в пойме реки Манаси в предгорьях Гималаев. Необычайно богата флора парка, в которой только деревьевпредставлено более 200 пород. Фауна включает целый ряд (более 30) редких видов животных,занесенных в Красную книгу, среди которых бенгальский тигр, панцирный носорог, весьманемногочисленный вид обезьян — золотой лангур, щетинистый заяц и считавшаяся ужес 1960 года полностью вымершей карликовая свинья. В парке встречаются также дикиеиндийские слоны, водяные буйволы, дикие быки-гауры, леопарды, мраморные и бенгальскиедикие кошки, гладкошерстные выдры и несколько видов обезьян.Гималаи
От французских Альп до Южного Вьетнама простирается через Евразиюсамый протяженный горный пояс Земли. И самая высокая часть этой исполинской цепигор носит древнее название Гималаи. В переводе с санскрита это слово означает«Обитель снегов». Гигантской зазубренной дугой окаймляют Гималаи с югавысочайшее в мире Тибетское нагорье, отделяя Индию от Центральной Азии. С западаи востока границами этого хребта служат глубокие ущелья великих рек Азии — Индаи Брахмапутры.
По своей форме Гималаи напоминают грандиозную окаменевшую волну,которая на юг, в сторону Индо-Гангской низменности, ниспадает тремя последовательноснижающимися крутыми уступами, а на север, к Тибету, лишь одним, более пологим.Гребень этой волны составляют снежные вершины Больших Гималаев, среди которых — десять из четырнадцати самых больших гор нашей планеты, вознесшихся на восемь иболее километров. (Еще четыре «восьмитысячника» расположены в северно-западномпродолжении Гималаев — хребте Каракорум.) Подъезжая к Гималаям с юга, из Индии,мы не увидим ожидаемых исполинских горных громад. Перед нашими глазами возникнутлишь невысокие горки с округлыми мягкими очертаниями, одетые доверху роскошнымитропическими лесами — тераями. Это первый уступ — хребет Сивалик, или Предгималаи.Он узкой зеленой полосой окаймляет южное подножие Гималаев, поднимаясь над заболоченнойравниной.
Поднявшись на перевал через Сивалик, путешественник замечаетвпереди высокий хребет, вздымающийся на 3-4 км и радующий глаз эффектными скалистыми вершинами, напоминающими развалины древних замков, башен и крепостей. Но и этоеще только Малые Гималаи или, как называют этот хребет в Индии, Махабхарат.
И лишь взобравшись на каменистый гребень этих уже сравнительновысоких гор, чем-то напоминающих Кавказ, наконец-то видишь в доброй сотне километровдальше высоко поднятую над зеленью долин величественную белую стену Больших Гималаев.
Между Малыми и Большими Гималаями на высоте в 1 — 1,5 км располагаются продольные долины, представляющие собой днища бывших ледниковых озер. Самые большиеиз них — долина Катманду и Кашмирская долина. Увенчанные снегами горные пики, глубокиескалистые ущелья, бурные водопадные реки и синие озера, окруженные живописными лесами,делают эти долины красивейшими уголками земного шара.
Но в первую очередь взгляд приковывает все-таки величественнаяцепь Больших Гималаев. Несмотря на то, что находишься не в ущелье, а на обширномоткрытом пространстве, шапка буквально валится с головы — так чудовищно высоки этигоры. Над непальской долиной Катманду, днище которой лежит на высоте 1000 м над уровнем моря, они возносятся на 7 км! Такого зрелища не встретишь больше нигде в мире.
Высокие неприступные горы с давних пор вызывали у людей два чувства:страх и почитание. Индусы именовали этот район Девиабхуни — «страна богов».Здесь, по их мнению, находился центр Земли, обозначенный священной горой Меру, вокругкоторой вращаются Солнце, Луна и звезды. Меру в Индии отождествляли с горой Кайласв тибетских Трансгималаях. Рядом с ней, у священного озера Манасаровар, как верятместные жители, живет главный из трех верховных богов индуистского пантеона — Индра,громовержец, дарящий дождь и плодородие полям. Другой великий бог, Шива, проживаетнеподалеку, на горе Гауризанкар. И только Рама поселился поближе к людям, в долине.
Кстати, основатель еще одной могущественной религии — буддизма,сам царевич Гаутама (будущий Будда) тоже родился здесь, в Непале, 2500 лет назад.Поэтому множество паломников приходят каждый год сюда, к святыне буддизма, храмуМуктинатх, где горит вечный огонь в память о рождении божества.
Заоблачные хребты скрывают немало тайн и загадок. Одна из нихсвязана с таинственным йети, или «демоном снегов», родина которого находится,по рассказам живущих здесь горцев: шерпов и бхотия — где-то в районе Джомолунгмы.Многие из местных жителей, да и некоторые альпинисты, бывавшие тут, рассказывают,что видели либо самого «снежного человека», либо его следы. Иногда охотникисообщают о том, что слышали странные пронзительные крики, которые не мог издаватьникто из известных им зверей.
А английский альпинист Эрик Шиптон сумел сфотографировать наодном из ледников цепочку следов, явно принадлежащих прямоходящему двуногому существуогромных размеров. (Длина следов достигала сорока пяти см!) С тех пор миновало полвека,но новых надежных доказательств существования йети так и не было найдено. Так чтотайна «снежного человека» остается неразгаданной, подобно загадке озераЛох-Несс.
Образование Гималайской горной страны геологи связывают с расколомединого южного материка Гондваны на несколько плит. Одна из них, Индийская, началадвигаться на север и столкнулась с Евразийской плитой. В месте столкновения земнаякора сжалась и образовала гигантскую складку — Гималаи. Рост ее, кстати, продолжаетсяи по сей день. Каждый год Гималаи становятся выше на три — десять миллиметров.
Сейчас в самом могучем горном хребте мира насчитывается семьдесятпять вершин больше 7 км «ростом». А в самой высокой его части — непальскихГималаях — девять гор поднимаются на 8000 м и выше. Среди них и высочайшая вершина мира, которую в Непале называют Сагарматха («Властелин неба»), ав Тибете именуют Джомолунгма («Богиня — мать мира»).
Уже по названиям понятно, что народы Гималаев обожествляли этувершину, даже не подозревая о том, что она — высочайшая точка нашей планеты. Ведьтолько в 1852 году английские топографы установили точную высоту пика XV, как ониименовали его в то время. Позже горе присвоили имя начальника топографической службыИндии майора Джорджа Эвереста. Так и живет сейчас самая высокая гора мира под тремяназваниями.
Понятно, что альпинисты конца XIX — начала XX века, уже сумевшиепокорить Маттерхорн в Альпах (в 1865 году), Чимборасо и Аконкагуа в Андах (в 1880и 1897 годах), Мак-Кинли на Аляске (в 1913 году) и Килиманджаро в Африке (в 1889году), горели желанием взойти на Джомолунгму. Но тибетские и непальские власти до1921 года не разрешали иноземцам нарушать покой священных гор.
В 1921-1924 годах знаменитый английский альпинист Джордж Меллорисовершил три экспедиции к заоблачной вершине, надеясь стать ее победителем. В последнейсвоей попытке, в 1924 году, он и его спутник Ирвин, по-видимому, достигли высшейточки планеты. Оставшиеся внизу члены их экспедиции заметили отважную двойку в бинокльвсего в двухстах метрах от вершины, после чего их скрыл туман. Больше уже никтоне увидел первопроходцев Джомолунгмы живыми. Назад они не вернулись. И лишь черезсемьдесят пять лет, в 1999 году, в снегах недалеко от вершины было найдено телоМеллори. По всей вероятности, на спуске альпинисты попали в метель и замерзли.
Успешный же штурм Джомолунгмы состоялся только спустя тридцатьлет после трагической попытки Меллори и Ирвина. В 1953 году на вершину горы ступилиновозеландец Эдмунд Хиллари и непальский горец-шерп Тенсинг.
Таким образом, «высотный полюс» нашей планеты оказалсясамым крепким орешком из всех заветных и труднодостижимых точек земной суши, взятыхштурмом в XX веке. Вспомним, что Северный и Южный полюса покорились человеку насорок с лишним лет раньше, а арктический полюс Недоступности — за пять лет до Джомолунгмы.
Вообще же история штурма гималайских «восьмитысячников»- это целая эпопея, продолжавшаяся целых пятнадцать лет, начиная с 1950 года, когдаотважные французы Эрцог и Ляшеналь взошли на первый из них — Аннапурну, и кончаяуспешным восхождением на самую трудную из этих вершин — гору Шиша Пангма — китайскойэкспедиции в 1964 году.
Немало трагических страниц вписано в историю гималайских восхождений.Десятки альпинистов навсегда остались на склонах «Обители снегов». И всеже каждый год новые высотные экспедиции отправляются в Гималаи. А на вопрос, чтоих толкает на это труднейшее и опасное дело, замечательно ответил еще Меллори, которыйна вопрос, почему он так рвется на Эверест, сказал просто и веско: «Потому,что он есть!» Надо сказать, что в Гималаях есть вершины и потруднее, чем Джомолунгма.Такова, например, неприступная Канченджанга, самый восточный и второй по высотеиз гималайских «восьмитысячников», вознесшийся на 8585 м у самой границы Непала и Индии. Этот сложнейший для восходителей пик сдался лишь пятой по счетуэкспедиции, штурмовавшей его в 1955 году.
В том же году была покорена и пятая по высоте вершина мира — Макалу (8470 м). Название ее переводится как «Черный великан». Действительно,Макалу настолько крут, что лед и снег практически не задерживаются на черных склонахэтой гигантской скальной пирамиды. Поэтому ее черно-серый силуэт резко выделяетсяна фоне остальных гималайских вершин, закутанных в белоснежные плащи и покрытыхшапками ледников.
А в 25 км к северо-западу от Макалу находятся сразу четыре 8-километровыевершины, словно почетный караул, окружившие своего властелина — Джомолунгму.
Этот исполинский горный массив напоминает застывший пенистыйприбой из грандиозных каменных валов, рвущихся к небу. Причем и горы «поменьшеростом» в этом массиве иногда ставят перед восходителями сложнейшие задачи.Так, у горы Рапакоши, имеющей 7788 м высоты, самый крутой в мире склон. Она поднимаетсянад долиной Хунза на шесть тысяч метров, а длина ее склона составляет около 10 км. Нетрудно рассчитать, что угол подъема в этом случае равен тридцать одному градусу! На самом севереНепала, между 8-километровыми массивами Аннапурны и Дхаулагири, находится высокогорнаядолина Мустанг — важнейший древний караванный путь из Индии и Непала в заоблачныйТибет. Сквозь гигантскую щель между горами, словно в аэродинамическую трубу, врываетсябешеный ветер с севера, из долины Брахмапутры. «Сквозняк» начинается,как по часам, каждый день ровно в полдень, и заканчивается после захода солнца,когда температура воздуха с южной и северной стороны Мустанга сравнивается. Жизньна постоянном ветру, разумеется, создает жуткий дискомфорт для жителей долины. Имприходится строить дома с очень узкими окнами, да и те для тепла заклеивать промасленнойбумагой изнутри. А на северной стороне домов окон нет вообще, иначе невозможно удержатьтепло в комнатах.
В Гималаях путешественника всегда поражает резкий переход отудушливой липкой жары в предгорных долинах к снежным перевалам и пикам на высотев 6-8 км над уровнем моря. Зачастую путь от тропических лесов до белых вершин укладываетсяв каких-нибудь 100 км. Правда, леса подступают к подножию гор только в ВосточныхГималаях. Джунгли этой части хребта — типичные влажные тропические леса с лианамии папоротниками, бананами и пальмами, бамбуком и тиковым деревом. Это — царствотигров и диких слонов, змей и обезьян. Зоологи считают, что именно здесь самая высокаяплотность слоновьего населения в мире. Животные чувствуют себя в джунглях в полнойбезопасности, даже в большей степени, чем, скажем, в африканских заповедниках. Ведьпо буддистским законам убийство любого живого существа является смертным грехом.
Лишь с высоты 1200 м к чисто тропическим растениям начинают присоединятьсяболее северные виды: дубы, клены, березы, каштаны. Среди же южных видов преобладающимиделаются магнолии и лавры. Но даже на высоте в 2 км тропические деревья встречаются рядом с северными. Нигде в мире, кроме, может быть, Новой Зеландии,пальмы, магнолии и их собратья по тропикам не забираются так высоко в горы.
Выше леса уже состоят из одних дубов и магнолий, с которыми изредкасоседствуют гигантские древовидные рододендроны. Их сменяет ближе к 3000 м длинный тонкий бамбук. Поскольку в зоне между 2 и 3 км обычно держатся облака, лес здесь постояннов тумане, и поэтому все стволы деревьев, их ветви и даже тончайшие веточки окутаныпушистым покрывалом мхов. Они свешиваются вниз изящными гирляндами, и зеленое царстволеса приобретает мохнатый, какой-то плюшевый вид.
А, начиная с высоты 3 км, склоны покрыты хвойными лесами из стройных гималайских пихт. Постепенно пихты редеют, все больше места занимают камни,и на смену лесам приходят пышные альпийские луга с цветущими примулами и эдельвейсами.И, наконец, с высоты 5,5 км начинается уже царство снегов.
Совсем другую картину видим мы в Западных Гималаях, в верховьяхИнда и Ганга. Там, у подножия гор, расстилается пустынная равнина, напоминающаяказахское плато Устюрт или Джунгарию. Лишь на склонах предгорий появляются редкиегруппы сухолюбивых растений, вроде олеандра или древовидного молочая, очень похожегоиздали на кактус.
И лишь с высоты в 1000 м начинаются роскошные сосновые леса с подлеском из колючего жасмина, буквально оглушающего путешественника своим резким,дурманящим запахом. Выше, в зоне от 1800 до 2500 м, растут уже влажные субтропические леса из вечнозеленых дубов и гималайского кедра, родного братаизвестного еще с библейских времен ливанского кедра. Под ними пышным ковром разрастаютсяпапоротники.
А, поднявшись до высоты 2,5 км, попадаешь в зону еловых лесов, в точности таких же, как на Северном Урале или в Хибинах, толькос подлеском из ежевики и барбариса. Лишь эти кустарники да оплетающий стволы деревьевплющ вместе с вьющимися розами напоминают нам о субтропиках. Еловые леса сменяетс высотой настоящая горная пустыня, где даже чахлая трава попадается лишь местами.И венчают все это, как всегда в Гималаях, снега и ледники.
И Индия, и Непал создали на склонах и в долинах величественныхгор несколько национальных парков, желая помочь редким животным Гималаев выжитьв условиях все возрастающего притока туристов, среди которых немало браконьеров.Еще больше вредит зверям вырубка лесов местным населением. Уже сейчас во всем Непалеуцелело только двадцать пять диких слонов. Всего по нескольку десятков осталосьздесь тигров и носорогов. Живут на заповедных землях и такие редкие звери, как снежныйбарс и гималайский черный медведь, мускусный олень и обитатель бамбуковых лесов- малая панда.
Этот зверь (его еще именуют кошачьим медведем) — наверное, самыйочаровательный житель гималайских лесов. Днем он спит, укутав круглую ушастую головкусвоим пушистым хвостом, а ночью пасется в зарослях бамбука, поедая молодые побеги,а также ягоды и желуди, упавшие на землю.
Заключение
Вся история Индии тесно переплетена с историей развития садоводстваи неудивительно, что в индийской мифологии есть «бог земельного участка»- Вастудебота. Мудрые индусы говорят: «Мой сад — моя жизнь», и при созданиисадов используют не только аграрную науку и дизайнерский подход, но и целое философскоенаправление — Васту, оформившееся со временем в отдельную науку об архитектуре идизайне жилья (индийский Фэн-Шуй). Участок земли, материал, из которого построендом, растительность вокруг него, цвет, расположение окон и дверей — всё это, согласноВасту, факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека. Знание всех правили законов Васту помогает жить в гармонии с природой и предохраняет от возможныхнапастей. Многие храмы и дворцы Индии построены с опорой на учение Васту и свидетельствуютоб эффективности этой древней науки.
Всё в садах Индии направлено на то, чтобы создать среду созерцательногоспокойствия и гармонии. Не зря один из самых популярных туристических маршрутовв наше время — Сады Индии.
Индийский сад в среднерусской полосе. Конечно, познакомившисьпоближе с великолепными садами Индии, хочется создать нечто подобное и на своёмучастке — уголок солнца, гармонии и радости в суровом русском климате. Попробуйтеиспользовать малые архитектурные формы в индийском стиле и сымитировать растительностьИндии. Центром композиции может стать ротонда, увитая виноградом или огуречной лианой.Посадите вокруг побольше рододендронов, лиан, папортников, рябинников, и поставьтефикусы в кадках, а позади них — сумах, курангу, бобовник.
Список используемой литературы
1. Искусство Индии Авторы: И.О. Галеркина, Ф.Л. Богданов 1963г.
2. Искусство стран и народов мира Авторы: Н.В. Баранов, Б.В. Ваймарн
3. Малая история искусств Авторы: В.В. Вертоградов и Д.В. Деопика 1979г.
4. Искусство Индии Авторы: Прокофьев А.В. 1964г.
5. Энциклопедия: религии мира Авторы: М. Аксёнова, Г. Храмов 1996г.
6. Большая Советская Энциклопедия Авторы: А.М. Прохоров 1972г.
7. История Искусств Авторы: Воротников А.А. Горшковоз 1997г.
8. Чудо, которым была Индии Авторы: Бэшем А.Л. 1977г.
9. Искусство Южной и Юго-Восточная Азии Авторы: Моде Х. 1978г.
10. Заповедники Индии — www.india.ru/india/geo/national_park. shtml,
11. Национальные парки Индии — www.indostan.ru/indiya/102_2847_0.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.