Реферат по предмету "Культура и искусство"


Сатирическое изображение Москвы и москвичей в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Сатирическое изображение Москвы имосквичей в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Наокраине Москвы, вдали от шумных улиц и площадей, расположился старинныйдвухэтажный дом с решётками на окнах. На небольшой заасфальтированной площадкепрямо перед домом с раннего утра выстраивалась очередь, но не чрезмерная,человек в полтораста. Если же погода благоволила, то желающих примкнуть к толпебыло ещё больше. Одни записывались, чтобы улучшить собственное благосостояние,другие желали завести новые знакомства и тоже вставали в очередь, третьиприсоединялись из любопыт-ства. Этот пчелиный рой копошился, непрерывнопередвигался, но безуспешно. На дубовой двери висела табличка с изображениемпокосившегося дома: «Квартирный вопрос. Приём с 11 до 12», — и, чтонемаловажно, — огромный железный замок.
Тесчастливчики, кому удавалось-таки попасть на приём за отведённые шестьдесятминут, через несколько лет становились обладателями бесплатной квартиры вкаменном доме. Ежедневно в городе пять человек обретали свой новый кров, и радиэтого можно было стоять в очереди сутки напролёт. Каждого среднестатистическогомосквича терзала чёрная зависть: почему небо наградило их, а не меня? Ктоскажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории, но всё женадо войти и в положение очередника. За дубовой дверью находилась крохотная, нов изысканном стиле отделанная приёмная, с телефоном и узорным ковриком для ног.За столом в течение всего рабочего часа сидели два полнощёких, румяногубых игладко выбритых гражданина лет шестидесяти. В их поведении было сразу несколькостранностей: они не переставали что-то бормотать, время от времени громкохихикали, вызывая у посетителей небезосновательные опасения за их душевноесостояние.
Истиннаянатура москвичей проявляется лишь тогда, когда эти граждане материалистическогогосударства оказываются вовлечены в нечто, отличное от ежедневной чертовщины ихжизни. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» московскоенародонаселение подвергается влиянию так называемой «чёрной магии».Разумеется, проделки Воланда и его свиты оборачиваются массой неприятностей длямосковских обывателей. Но приводят ли они хотя бы к одной подлинной катастрофе?В советском мире двадцатых-тридцатых годов чёрная магия оказывается менеепримечательной, чем реальный быт, с его ночными исчезновениями и другими видамиузаконенного насилия. Но о российском тиране в московских главах нет ни слова.Читателю самому предоставляется возможность догадаться, по чьей волепроизводятся аресты, из квартир исчезают люди, а «тихие, приличноодетые» граждане «с внимательными и в то же время неуловимымиглазами» стараются запомнить как можно больше и доставить информацию понужному адресу.
Доносчикисидят повсюду, даже в Доме Грибоедова, за резною чугунною решёткой. Этим домомвладел Массолит, во главе которого стоял несчастный Михаил АлександровичБерлиоз до своего появления на Патриарших прудах. «Приблизительносорокалетний, маленького роста, темноволос, упитан, лыс». Лишь«сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе» выдавали внём человека незаурядного ума, начитанного, каким и подобает быть редактору«толстого художественного журнала». Берлиоз был в высшей степенинедоверчив, любил продемонстрировать собственную значимость (принимал отчетырёх до пяти), подобно Иисусу Христу на тайной вечере, председательствовална заседании двенадцати литераторов — словом, являл собою типичногоруководящего москвича. Какие замечательные привилегии членам Массолита даваллитературный талант! Вернее, его мирское воплощение — «членскиймассолитский билет, коричневый, пахнущий дорогой кожей, с золотой широкойкаймой». Подобно тому, как во всех других областях искусства люди делятсяна талантливых и заурядных, московские литераторы делились на счастливыхобладателей коричневой корочки и мечтающих стать таковыми. Члены Массолита«заслуженно» удостаивались вкусной и здоровой пище по удачной цене,творческих отпусков «от двух недель до одного года», а наиболееталантливые получали дачи за городом, на свежем воздухе. Литераторы серьёзнострадали от духоты. «Ни одна свежая струя не проникала в открытыеокна». Они были духовно мертвы, писали не по велению души, а по заказуредакторов.
Столичнаяжизнь скучна и монотонна, ничего сверхъестественного в Москве никогда непроисходит, оттого с таким удивлением и восторгом воспринимаются москвичамипроделки Воланда и его свиты. Воланд выступает в романе в первую очередь каксудья. Он является в Москву выяснить, изменилось ли человечество. И для этогопроводит жителей города через всевозможные испытания, которых те обыкновенно невыдержива-ют. Воланд не получает особого удовлетворения, лишний раз убеждаясь вкорыстолюбии и низости людей, хотя ничего другого от них и не ожидает. Приредких же встречах с теми, кто ещё не утратил способности к состраданию, ониронически удивляется и, что характерно, выполняет их просьбы. Он играет рольпровокатора, расставляет ловушки, но всегда даёт людям шанс выбрать междудобром и злом, использовать свою свободную волю. Поэтому-то он и не оставляетвпечатления существа, стремящегося творить зло, а добро совершающего лишьневольно. У москвичей всегда есть возможность обойти это зло стороной. Так, уБерлиоза было предчувствие немедленно бежать с прудов, икота, предшествовавшаяпоявлению «иностранца», была предупреждением председателю Массолита.И, наконец, даже предсказание смерти не подействовало на этого самонадеян-ногобезбожника. Ведь если «отрежут голову», то непременно враги или интервенты,но никак не комсомолка.
Всемосквичи выглядят на одно лицо, ничем друг от друга не отличаются. Словом,граждане, винтики общества. Любой человек необычной наружности, в дорогомкостюме, немного странный, воспринимается ими как иностранец, «заграничныйчудак». А знают ли о нём в бюро иностранцев? Необходимо принять меры!
Московскоенародонаселение ни во что не хочет верить без доказательств, ни в Бога, ни вдьявола, Иван Бездомный доказывает дьяволу, что его нет. Да и проделки Воландаинтересуют москвичей гораздо меньше, нежели их разоблачение. Присутствовавшуюна сеансе чёрной магии публику объединяла страстная любовь к деньгам,чрезмерное любопытство, атеизм, недоверчивость и страсть к разоблачениям. Да,граждане сильно изменились… внешне. А внутренне они люди как люди. «Ну,легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди». Возможность лёгкой наживы опьяняет, деньги разжигаютзлобу, выявляют и без того накопившуюся в большом количестве в умах гражданглупость. И голову болтуну Бенгальскому Фагот отрывает не по собственнойинициативе. Это безобразное предложение поступило с галёрки. Даже когдаоторванная голова звала доктора, никто не пришёл к ней на помощь. Публика непривыкла видеть такое количество крови и посему просила Фагота проститьнесчастного конферансье, надеть обратно его глупую голову. Наряду скорыстолюбивыми и жестокими москвичами, в зале имелся один заботливый муж. Вовремя бесплатной раздачи дамской одежды, выйдя на сцену, он попросил передать что-нибудьего больной супруге. В качестве доказательства того, что он действительноженат, гражданин готов был предъявить паспорт. Заявление было встреченохохотом. Зрителям трудно было понять этого заботливого мужа, ведь сами онитаковыми не были. Типичный представитель зала — женщина, вышедшая на сцену,чтобы забрать бесплатные туфли. Ей бы поскорее удалиться с товаром, но она ещёспрашивает: «А они не будут жать?»
Москвичик тому же ещё и большие вруны. Они обманывают друг друга и самих себя. Аннушка,виновная в убийстве Берлиоза по неосторожности, начала врать, когда в её рукислучайно попала золотая подкова: «Так это ваша подковочка? А я смотрю,лежит в салфеточке… Я нарочно прибрала, чтобы кто не поднял, а то потом поминайкак звали». Жадность и лицемерие управляют такими людьми.
Непрочь обмануть, пусть даже самого себя, был Римский. Он снял трубку телефонногоаппарата, совершив над собою форменное насилие, но с радостью обнаружил, чтотелефон его мёртв: отвалилась необходимость звонить.
Деласомнительного содержания творились в квартире № 50 в доме № 302-бис, где досвоего появления на Патриарших прудах жил гражданин Берлиоз. В помещении, равнокак и в душах его обитателей, царил беспорядок, к тому же периодически изквартиры исчезали люди. Прямо колдовство какое-то! А колдовству, как известно,стоит только начаться, так уж его ничем не остановишь.
Воландне случайно выбрал квартиру, где сожительствовали искусство и разврат,олицетворяемые Берлиозом и Лиходеевым. Булгаков направляет жало своего сатириче-скогодара не только на Дом Грибоедова, но и на квартиру № 50, которая «давноуже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, страннойрепутацией». После исчезновения Стёпы Лиходеева квартира стала приютом длянечистой силы. Каких гостей у Воланда только не было: и лица официальные, имертвецы, и милиция, и даже Мастер, в «совершенно засаленной чёрнойшапочке с вышитой на ней жёлтым шёлком буквой „М“». Каковы жебывшие обитатели и гости сей злополучной квартиры? Их патриотизм, проявившийсяв безудержной любви к советским деньгам, и лицемерие не имеют границ. ЛишьМаргарита оказалась способной на сострадание, за что Воланд её и наградил.
Московскоенародонаселение, «спелёнутое, безглазое и безгласное», духовномёртвое, оказалось неспособным противостоять искушениям дьявола.
Большинстволюдей, попавших в ловушки Воланда, завершили свою карьеру, а вместе с ней ижизнь, в клинике Стравинского, а город «ушёл в землю и оставил по себетолько туман», подобно своим без вести исчезающим обитателям, пропал, сталпризраком.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта sochok.by.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.