Русскоекоклюшечное кружево
(реферативнаячасть)
Паринцева Т.О.
ГОУ СОШ №121, г. Москвы
naav@yandex.ru
Вводнаячасть
Исследование направленона развитие знаний о русском народном творчестве – кружевоплетении. Кружевокрасиво, воздушно, художественно, гармонично, но, к сожалению, в России мы всебольше забываем о традициях. Здесь мы попытались рассмотреть и попытатьсяосвоить основные приемы кружевоплетения.
Актуальность. Двадцать первый век – векпромышленного и научного прогресса. Все мы стремимся вперед, стремимся бытьлучше. Но не стоит забывать и о старых традициях. Веками на Руси процветалопроизводство коклюшечного кружева, однако в наше время это искусство начинаетзабываться. Вы скажете, что это было принято раньше в деревнях, что это занятиесложное. Однако я считаю, что кружевоплетение на коклюшках – прекрасноуспокаивает, расслабляет человека от городской спешки, ручной труд всегдаценится, к тому же кружево – прекрасный подарок! Кружевоплетение – традиция,которую можно и нужно передавать из поколения в поколение!
Цель – знакомство с кружевом – предметомрусского народного творчества. Освоение техники коклюшечного кружевоплетения.
Задачи:
1. ознакомиться с одним из видоврусского народного творчества – коклюшечным кружевом;
2. выявить особенности русскогококлюшечного кружева;
3. освоить приемы кружевоплетения;
4. изготовить образцы кружевных изделий;
5. ознакомить с результатами другихшкольников.
Методы исследований:
1. информационно-аналитический(знакомство с историей кружева (теоретическая часть, обработка собраннойинформации);
2. технологический (изготовлениематериалов и инструментов, осваивание основных приемов кружевоплетения,плетение образцов кружев);
3. экскурсионный (экскурсии на выставкирусского народного творчества).
Материалы:
1. барабан;
2. коклюшки;
3. сколок;
4. нитки мулине или шерстяные;
5. английские булавки.
План работы:
1. Этап планированияработы над проектом:
· формулированиетемы проекта;
· целеполагание иформулирование задач;
· ознакомление сметодами проведения исследований;
· выбор объектаисследований, средств и этапов деятельности.
2. Аналитический этап:
· обработкаинформации из Интернета, литературных источников, отбор материала по теме;
· экскурсиина выставки, в музеи;
· анализи интерпретация полученных данных.
3. Практическая часть:
· освоениеприемов кружевоплетения;
· изготовлениеобразцов кружев.
4. Этап обобщенияинформации:
· обработкасобранного материала, формулировка выводов;
· оформлениерезультатов: подготовка постера, презентации, оформление коллекции изготовленныхобразцов кружев.
5. Этап презентацииполученных результатов:
· построениеустного доклада (сообщения о проделанной работе), выбор способов и формнаглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовлениепредметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
· выступлениев классе, школе, на конференциях, участие в фестивалепроектно-исследовательской деятельности.
Результаты:
1. Подготовленапрезентация работы (видео, постер).
2. Результаты проведенныхисследований представлены на городском конкурсе «Родная Земля», районном туре«Ярмарка идей на Юго-западе», школьной конференции, педсовете, а также на Днеоткрытых дверей в школе.
3. Образцы изготовленныхкружев представлены на выставке в школе.
4. С учащимися школыпроведено занятие «Изготовление кружевных фенечек».
Продолжение работы:
1. Продолжить распространение полученнойинформации: выступления с докладами на конференциях.
2. Подготовить образцы кружев разныхгуберний.
Виды кружев
Когдаречь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаютсякружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное,многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное). В отличие от другихвидов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотаннымина специальные приспособления – коклюшки.
История кружевоплетения
НаРуси такие кружева известны с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевахдатируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотыхи серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево.На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, котораяназывалась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры. По плетению это былирешетки из «паучков» и насновок. Орнамент таких работ был растительногохарактера, состоял из тюльпанов и гвоздик или целых ваз с букетами и былочерчен тонкой золотой тесьмой на фоне ажурных решеток.
Свосемнадцатого века в кружева стали вводить разноцветную бить и цветныешелковые нити. Русские мастерицы владели парной и численной техниками плетениякружев.
ВЕвропе коклюшечные кружева появились в начале шестнадцатого века в Генуе.Важным моментом для развития кружева стало появление металлических булавок, безкоторых ни сцепная, ни парная техника невозможны, а появились они как раз в шестнадцатомвеке. Из Италии центр кружевоплетения переместился во Фландрию. Во Францииувлеклись итальянским гипюром в семнадцатом веке.
ВРоссию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I.Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народнойвышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры подназванием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобреталотам свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское,галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличиеот других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга.Коклюшки – дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.
Ещеодной особенностью кружева является его символика. На Руси принято былоиспользовать кружево как оберег, который защищал человека в самых уязвимых(открытых) местах: шея, голова, руки. Каждый узор и цвет имел свое значение.
Материалы и инструменты
Валик. Для изготовления валика приготовьтекусочек ткани 70´50см. Короткие стороны соедините вместе и прострочите на швейной машинке,длинные подогните на 2–3см и сшейте по лицевой (наружной) стороне с двухсторон. В получившуюся кулиску продерните шнурок (веревку) и с одной сторонызатяните его до упора. Внутрь чехла вложите картонный или фанерный кругдиаметром 20 см, закрывающий стянутое шнурком отверстие. Затем чехол поставьтена пол и набивайте опилками, до тех пор, пока он не будет набит максимальнотуго. Сверху на сено проложите второй круг такого же диаметра, как первый.Готовый валик обтяните белой хлопчатобумажной тканью и закрепите ее булавками.Это ткань предохраняет валик от загрязнения. Сшейте и верхние наволочки – ихпридется чаще менять, так как изготовление кружев требует исключительнойчистоты.
Валик кладется надеревянную подставку высотой около 75 см. Подушку с начатым кружевом вы потомбудете накрывать белой салфеткой.
Подставка для валика. Можно подобрать картонную коробкуподходящего размера, чтобы валик входил в нее туго и не крутился.
Коклюшки. Коклюшки – это деревянные палочки сголовкой на одном конце. Под головкой шейка, на шейку коклюшки наматываютсянити и плетут кружева, перекидывая одну коклюшку через другую. Длина коклюшки –170 мм, шейки – 40 мм, диаметр коклюшки – 10 мм, шейки – 5–6 мм.
Сколок (схема). Кружево плетут по определенномукартонному шаблону, который называется сколок. На бумагу в клетку наноситсярисунок. Цветными фломастерами отмечают направление ходовой нити. Бумагунаклеивают на картон. Основа рисунка – точки, куда нужно будет вколоть булавки.Точки соединены тонкими линиями, нанесенными тушью: они показывают расположениенитей. Если узор повторяется, в сколке достаточно показать его линиями одинраз, а остальной участок сколка обозначить только точками для булавок. Булавкижелательны латунные, но подойдут и обычные.
Булавки. Для плетения кружев используютбулавки с твердой головкой (похожие на гвоздики).
Нити. Для плетения кружев можноиспользовать мягкие хлопчатобумажные нити: ирис, штапельные нити, мулине.Учиться плести кружево желательно белыми хлопчатобумажными нитями № 10. до 80,в зависимости от назначения, размера и плотности изделия. Нитку наматывают надве коклюшки – сначала на одну, затем, не отрывая, на другую. Закрепляют ниткуна коклюшке петелькой так, чтобы во время работы нитка свободно сходила скоклюшки.
Основныеприемы кружевоплетения
Плетешок – это туго сплетенныйдвумя парами коклюшек шнурок. Он является одним из основных приемов вкружевоплетении, плетется плетешок только двумя парами коклюшек. Техникасостоит в многократном повторении двух приемов: поменяли, перевили. Обе пары поодному разу надо перевить и сплести, т.е. средние пары поменять местами, ещераз сделать по одному перевиву и опять средние пары поменять местами. Развестипары – одну вправо, другую влево, поставить булавку и т.д. (см. рисунок)
Плетешок выполняетсядвумя парами коклюшек и часто украшается отвивными петельками. Отвивнуюпетельку можно сделать парой коклюшек с помощью булавки. Булавку пропускают подкрайнюю нитку, захватывают ею вторую нитку и вытягивают петлю. Затем ставятбулавку в точку накола, после чего коклюшки осторожно утягивают и продолжаютплести дальше.
Полотнянка – плотное переплетение нитей, идущихстрого перпендикулярно друг другу. Полотнянка по структуре схожа с тканью полотняногопереплетения. Её плетут несколькими парами долевых коклюшек. Полотнянка имеетоснову и уток.
Нити, идущие вдоль всегоплетения, – это основа (долевые пары). Ходовая нить, проходящая поперек, – уток.
Приготовленный сколок прикрепляетсяк барабану. В верхние точки сколка поставьте восемь булавок и навесьте на нихвосемь пар коклюшек с заранее намотанными нитями. Это восемь долевых парпредназначены для плетения основы полотнянки.
Рядом с первой булавкойпоставьте еще одну и навесьте на нее ходовую пару коклюшек. Нити этой ходовойпары коклюшек поочередно сплетайте с нитями всех долевых пар поперекполотнянки.
Возьмите в левую рукуходовую пару, а в правую первую долевую пару., проплетите их нити в такойпоследовательности: поменяли, перевили, поменяли. долевую пару из левой рукиотложите. Ходовую пару возьмите в левую руку, а в правую – долевую пару2.проплетите все долевые пары, как и первую. Когда ходовая пара пройдет черезвсе нити всех восьми долевых пар, в конце ряда поставьте булавку. Сделайтенитями ходовой пары вокруг булавки два перевива и продолжайте плести в обратномпорядке.
Полотнянка с перевивомкрайних пар отличаетсяот полотнянки без перевива долевых пар ажурной каймой. Ее плетут по тому жесколу, что и простую полотнянку, тем же количеством пар коклюшек. Особенностьплетения этой полотнянки заключается в том, что перед сплетением нити ходовойпары с нитью крайней долевой пары делают по одному перевиву коклюшками ходовойи долевой пар и проплетают их одну через другую, затем ставят в край сколкабулавку. Нити ходовой пары перевиваются вокруг булавки два раза и сплетаются снитями крайней долевой пары. После сплетения нитей ходовой и долевой пар сноваперевиваются один раз, и продолжается плетение в обратном направлении.
Полотнянка с перевивомвсех пар выглядиткак ажурная тесьма. Она отличается от других полотнянок тем, что всеми парами(и ходовой, и долевыми) перед каждым переплетением делается один перевив напротяжении всего ряда.
Полотнянка с пришивнымкраем отличается отобычной полотнянки наличием двух ходовых пар. С одного края сколка навешиваютсядве ходовые нити на одну булавку. Первая пара служит ходовой, вторая долевой, иотделяется перевивом от остальных пар.
При повторном прохождениичерез долевую ходовая откладывается, перед долевой ставится булавка, долеваяперевивается и дальше проплетается как ходовая.
Полотнянка с двумяпришивными краями плетется,как и с одним пришивным краем, только ходовых пар три, и навешиваются 2 пары содной стороны, одна с другой.
Полотнянка с косичкой.В качествецентральной долевой пары, на одну булавку навешиваются сразу 2 пары. Когда кним подходит ходовая пара, то она проходит между ними не переплетаясь, однапара долевых идет сверху, другая снизу, при следующем прохождении меняютсяместами.
Полотнянка с плетешком. В качестве центральной долевой парыбудет идти плетешок. Когда к ним подходит ходовая пара, то она проходит междуними, переплетаясь один раз, пара долевых пропускает их между собой, однакоклюшка идет сверху, другая снизу, при следующем прохождении меняются местами
/>
Приемыкружевоплетения
Выводы
Плестикружева очень нелегко. Но при всей сложности плетеных узоров научиться делатькружева может каждый. Мы не только познакомились с кружевами, но и саминаучились плести.
В результате работы:
1. проведено ознакомление с одним извидов русского народного творчества – коклюшечным кружевом;
2. выявлены особенности русскогококлюшечного кружева;
3. освоены приемы кружевоплетения;
4. изготовлены образцы кружевныхизделий;
5. с результатами работы школьникизнакомятся при просмотре стенда в ГОУ СОШ №121 и на конференциях.
Списокиспользованной литературы
1. Стильные штучкииз кружева. Лукашева Р. А. – М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2005. – 144 с.
2. http://www.kruzhevo.ru/