Реферат по предмету "Культура и искусство"


Русская свадебная обрядность в контексте русской культуры: история и современность

Оглавление
 
Введение
1. Русская свадебная обрядность
1.1 Исторический обзор русскихсвадебных традиций
1.2 Свадебные обряды, обычаи,суеверия
1.3 Обряд венчания
2. Институт семьи и его значение дляобщества
Социальный аспект свадьбы и семьи
Заключение
Список литературы

Введение
Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиесяне только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стильжизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом междумногими поколениями. Сколько стран и народов – столько и различных обрядов,обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией,смысловым и эмоциональным содержанием. У русского народа существует множествотрадиций, которые насчитывают не одну сотню лет.
Свадьба – очень важный момент в жизни человека. Это ритуал,важное событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двухлюдей. Конечно, обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а также самой свадьбы, не всегда были одинаковыми. Постепенно идя из глубины веков,эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые из них и вовсе исчезли. Тоесть, они не представлены в современной культуре или же сохранились какотголоски тех далёких времён.
Бракосочетание – это универсальный ритуал. Он есть у всехнародов – африканских племен, эскимосов, американских индейцев – независимо отих географического положения и степени развития общества. У всех этих народовможно проследить множество схожих черт в брачной обрядности и традициях,несмотря на то, что их территории расселения находятся за тысячи километровдруг от друга.
Русская культура имеет обширный пласт свадебных обычаев иобрядов, которые получили свое разнообразие благодаря широкой областирасселения русских, следовательно, благодаря многочисленным региональнымвариациям у славянских племен. Свадьба окружена множеством обычаев, символов,обрядовых действий – фата у невесты, обсыпание молодоженов хмелем, зерном,обручальные кольца… Но современный человек едва ли знает, какой смысл кроетсяза этими обычаями и символикой. Знание истории ритуала бракосочетания помогаетлучше понять культуру своего народа и глубже вникнуть в ритуальные действия,совершать их осмысленно.
Несмотря на современнуюсвободу нравов в России, люди продолжают жениться и выходить замуж. Это неможет не внушать оптимизма, особенно на фоне неослабевающей популярностигражданского брака. Поэтому тема данной работы всегда актуальна, и, пожалуй,потеряет эту актуальность, лишь когда вымрет все человечество.
Цель работы – исследовать ритуал и обряд бракосочетания наРуси и в России, проследить его изменение с течением истории.
Задачи работы – проследитьисторию развития свадебного обряда, ритуальные действия, предшествующиебракосочетанию, непосредственно само бракосочетание; исследовать взаимосвязьмежду свадьбой и институтом семьи.
Объект исследования –бракосочетание как ритуал, знаковая система в контексте культуры.
Предмет – русскийсвадебный обряд и его традиции.
Для написания работыиспользовалась различная исследовательская литература. Ее можно разделить нанесколько групп: этнографические очерки (Костомаров Н.И., Бернштам Т.А.,Топорков А.Л.), исследования по истории русской культуры (Лихачев Д.С., РыбаковБ.А.), а также непосредственно литература, посвященная русским культурнымтрадициям.
Представленная работаможет быть применима на практике в области свадебной индустрии, так как даетширокое представление о русской свадебной обрядности.

1. Русскаясвадебная обрядность
1.1 Историческийобзор русских свадебных традиций
Свадьба – это, преждевсего, ритуал. Ритуал – это совокупность обрядов, символических действий,придающих определенным событиям в жизни человека религиозные значения и смыслы.Последовательность и способы поведения в ходе совершения ритуала инвариантны,воспроизводятся традиционно, в соответствии с обычаем или специальноразработанными «сценариями». Последние, как правило, со временем приобретаюттрадиционный характер. Важные моменты в жизни человека переживаются иотмечаются не только им самим, но и членами его семь, родственниками друзьями ит.д. Поэтому ритуалы представляют собой в большинстве случаев коллективныедействия. Обряды различны в разных религиях и культурах. На ранних стадияхистории ритуалы вплетены в магический комплекс (например, обряды инициации, тоесть, превращение подростка во взрослого), в развитых культурах и религиях –составляют компонент сложной культовой системы. Ритуалы возвышают надобыденностью, способствуют упрочению связи человека со своими близкими [6, стр.468].
Свадебный ритуал – важнейшеесобытие в жизни взрослого человека, его переход в новую стадию бытия –самостоятельную жизнь.
У русского народасуществует огромное количество свадебных традиций и обрядов, которые с течениемистории только обогащались. Поэтому для полного представления о русской свадьбепредставляется необходимым рассмотреть историю русского свадебного обряда.
Наиболее ранние сведенияо русской свадьбе содержатся в летописях, записках иностранцев, посещавшихРоссию, в дипломатических документах, гражданских и церковных источниках.Начало формирования общеславянской свадебной обрядности принято относить кVI-VII вв. н.э., то есть к периоду, когда патриархальная семья с присущим еймногобрачием (полигамией) переходила к единобрачию (моногамии).
Материалы летописейпозволяют предположить, что в древности существовало несколько архаичных формбрака. Автор «Повести временных лет» (XII в.) писал, что поляне «брачные обычаиимяху: не хожаше по невесту, но приводяху вечер, а завтра приношаху по ней, чтовдадуче». Иными словами, поляне пользовались формой «брака-приведения»,сочетавшейся с элементами договоренности. У остальных племен брака не было иони, говорит летописец, «живяху в скотстве». Вместе с тем известно, что удревлян, радимичей, вятичей и северян бытовало «умыкание» невест попредварительному сговору. Умыканию предшествовали игрища, пляски. Похищениеневест обычно происходило «у воды на праздниках в честь богини «женитьвы», – Лады,которые начинались ранней весной, на Красную горку, и продолжались до середины лета– дня Ивана Купалы [23]. Славянам разрешалось многоженство. Что же касается «куплижен», известной многим славянским народам, то об этом до сих пор нет единойточки зрения, так как термин «вено» толкуется по-разному. Традиционно русскаяисторико-юридическая литература рассматривает «вено» как плату (сумму выкупа)за невесту. В то же время существуют документы, позволяющие рассматривать «вено»как синоним «приданого», что исключает существование купли. Эти формы брака безсомнения сопровождались определенными обрядами и обычаями, которые отражалирелигиозные представления народа, социальные и юридические нормы, народноеискусство.
В Древней Руси пережиткиплеменных брачных обычаев сохранялись довольно долго. Даже в свадебных обрядахXI-XIII вв. «на простых людях» бытовали умыкание, вено, вождение вокруг дубаили ракиты, «плескание водою» (как способы закрепления брака), многоженство[17, с. 57].
В 991 году (конец Х века)на Русь пришло христианство. Оно оказало большое влияние на формированиесвадебного обряда. Христианство — письменная религия, приобщившая Русь квысокоразвитой мифологии, к истории европейских и малоазийских стран. Произошлосоединение с культурой Византии, наиболее передовой страны того времени. Причемэто произошло, когда византийская культура переживала пик своего расцвета IX—XIвеков [15, с. 128].
С этого времени церковныебраки постепенно становятся обязательными, и венчание входит в народныйсвадебный обряд как его составная часть. Правда, этот процесс занял нескольковеков, и лишь к XVII в. церкви удалось прочно ввести освященную религией формубрака. Под влиянием христианства постепенно стали исчезать и трансформировалисьстарые обычаи и обряды. Так же постепенно складывались нормы брачного права. Вих формировании участвовали две традиции: церковная, опиравшаяся навизантийское брачное право, и народная, основывающаяся на старых брачныхформах.
К сожалению, не многоизвестно о древнерусское свадебной обрядности. В русских памятниках,повествующих о событиях Х-ХIII вв., упоминаются лишь некоторые обряды,например, разувание жениха невестой (вспомним ответ Рогнеды на сватовство князяВладимира – «не хочю розути робичича»). В летописях ХI-ХIII вв. сохранилисьизвестия о княжеских свадьбах. В «Повести временных лет» под 1043г. описываютсяотдельные этапы предсвадебного периода, например, предварительный брачныйсговор, которому предшествовала своеобразная помолвка, сопровождаемая трапезой,во время которой ели пирог-каравай, кашу и сыр. Разрезание сыра символизировалозакрепление помолвки. После этого отказ жениха от невесты считался позорящимневесту и с него брали штраф – «за сыр гривну, а сором ей три гривны, и за чтопотеряно, за то ей отплатити...» Во время брачного сговора («ряды») родителидоговаривались («рядились») о размерах приданого и о дне свадьбы. Но прежденеобходимо было получить от жениха и невесты согласие на брак. К концу ХIII в.согласие сторон на брак стало закрепляться в брачном договоре («ряде»), которыйсоставляли сваты или родственники после сговора [23].
В XIV—XV вв. брачныйсговор завершался уже церковным обручением, которое подтверждалось грамотой.Есть основания предполагать, что к середине XIII в. древнерусский свадебныйобряд был уже достаточно развит, о чем свидетельствует встречающаяся вописаниях свадеб того времени привычная для нас свадебная терминология – женитьба,замужество, венчание, свадьба, жених, невеста, сваты и т.п.
Сохранились древниеминиатюры и рисунки, на которых изображены свадебные пиры и брачные обряды.Однако вплоть до XV в. нет достаточных сведений, чтобы составить целостноепредставление о свадебном обряде. Можно лишь предположить, что в XIV в. собразованием великорусской народности складывается и развивается национальныйсвадебный обряд, который постепенно становится нормой для русского народа.Вместе с тем этот обряд в разных местностях со временем приобретал свои отличияи особенности, т.е. существовал в разнообразных формах. Начиная с XV в.появляются более подробные описания княжеских свадеб, позволяющие точнееопределить основные черты великорусского свадебного обряда [16, с. 218].
Дошедшие до нас описанияXVI в. чинов царских и княжеских свадеб помогают составить довольно полноепредставление об обряде, бытовавшем на Руси в то время. Кроме того, становитсяочевидно, что этот обряд в основном сформировался уже к середине XIV в.
Однотипные указания насоблюдение старой традиции – «как истори уряжено», «как прежде велось» – постоянновстречаются и в описаниях других царских свадеб того времени. Помимо того, чтоэти данные помогают установить время формирования обряда, можно увидеть четковыраженное стремление русских государей строго соблюдать древний свадебный чин,которому следовали при заключении брака их предки. Ясно и то, что народныйобряд продолжал оставаться обязательной частью бракосочетания, в то время какправославная церковь настойчиво внедряла церковный брак, вводила в народныйобряд православную символику, атрибуты и элементы ритуала [9, с. 139]. Изучение«чинов» княжеских свадеб XVI в. (дочери Ивана III c князем В. Холмским. 1500 г., великого князя Василия Ивановича и Елены Глинской, 1526 г., князя Андрея, младшего брата Василия, 1533 г.) позволяет утверждать, что к XVI в. уже сложилась терминологиявеликорусского свадебного обряда, определилась номенклатура свадебных чинов иид функции, были приняты особая свадебная одежда, пища и атрибутика,определились основные обрядовые этапы свадьбы, существовал свадебный фольклор.
Особый интерес дляхарактеристики обряда XVI в. представляет «чин свадебный», обычносопровождающий текст «Домостроя», но не включенный в него.
Домострой – это, с однойстороны, оригинальный памятник древнерусской литературы, с другой – историческийдокумент, отражающий взгляды московского правительства времени Избранной рады.Он свидетельствовал о стремлении к упорядочению различных сторон частной жизнинарода, к созданию таких форм, которые соответствовали бы народным традициям ивместе с тем отвечали требованиям светской и духовной власти. Скорее всего,такие рекомендации не полностью отражали реально бытовавший свадебный обряд (очем можно судить из сравнения с описаниями, приводимыми в воспоминанияхиностранцев, посетивших Россию в XV-XVI вв.), но они дают представление осуществующих этапах брачного обряда, его атрибутике, составе свадебных чинов.Вместе с тем, они помогают понять соотношение древних традиционных элементовсвадебного обряда с обрядами, предписываемыми православной церковью [12, с. 98].
Во второй половине XVI – началеXVII в. народный обряд все еще оставался бытовой нормой. Он по-прежнемусодержал множество разнохарактерных в разновременных элементов. С одной стороны,в нем сохранялось много обычаев с дохристианского времени, с другой – в обрядеявно усилились церковные элементы. Так, Михаил Романов уже не стал разбиватьпосле венчания склянку, как это делали его предшественники, молодых чаще сталикропить «святой водой», перед расчесыванием волос и покрыванием невестыпротопоп читал специальную молитву и т.п.
Со второй половины XVIIв. церковь более настойчиво борется за введение церковного брака и вместе с темусиливает противодействие народному обряду. Эта тенденция просматривается вописаниях свадебного чина, сделанного приказным посольского приказа ГригориемКотошихиным. Он не упоминает некоторые древние магические элементы, известныепо более ранним записям и отмечаемые в более позднее время (обсыпание хмелем,разбивание стеклянного кубка во время венчания и др). Вместе с тем, отмечаетдетали, ранее не встречавшиеся в обряде, но связанные с официальной религией(например, родительское благословение). То же направление ощущается впроповедях митрополита Даниила. В них о народном свадебном обряде говорится сосуждением, так как он не соответствует церковному браку [22].
Во второй половине XVIIв. более резкой стала граница между господствующими классами и народом.Социальное расслоение сказалось и на отношении к старому свадебному обряду.Этот обряд, ранее распространенный во всех слоях общества, становится восновном привилегией простого народа. Первые специальные (с научными целями)записи народного свадебного обряда и фольклора русских были сделаны лишь в50-60 годах XIX в. Какой предстает традиционная русская (крестьянская) свадьбаХIХ–начала XX в. в этих записях? Прежде всего, она отличалась красотой имонументальностью, была сложна по композиции и состояла из множества различныхпо происхождению, характеру и функции элементов. Разнообразие этих элементовсвязано с региональными и социальными особенностями. Каждый уголок старойРоссии имел свой неповторимый бытовой уклад («что город, то норов, что деревня,то обычай») [14, с. 302], специфические черты культуры, устного поэтического иизобразительного творчества. В свадебном обряде того времени отчетливо просматривалисьне только «пространственные» различия, но и «временные» напластования,пережитки разновременных форм брака. В отдельных деталях свадебного обрядаможно усмотреть черты группового брака, пережитки «умыкания», «купли-продажи»(особенно при сватовстве) и т.д.
В обрядах причудливопереплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианскойрелигией. Вплоть до XIX–начала XX в. в свадебном ритуале сохранялись элементы,характерные для сознания человека, воспитанного на анимистических и магическихархетипах. К ним можно отнести, например, множество действий, оберегающихучастников свадьбы от враждебных сил или направленных на умиротворение предков(своих родовых и домашних духов). Эти действия должны были способствоватьблагополучию брачующихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве,приплоду скота и т.д. Во время отправки свадебного поезда (или приблагословении) нередко стреляли в воздух, расчищали перед молодыми дорогувеником, обметали свадебный поезд, а в определенные моменты громко кричали ишумели. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью,втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях илинакололась на иголки. Темные силы можно было еще и обмануть, поэтому в разговорахпользовались иносказаниями, намеками. Во время сватовства, например, с этой жецелью изменяли путь, совершали объезды, ехали окольными дорогами, молодыеподъезжали не с главного крыльца, а со двора, подменяли невесту и т.д. От порчии злых духов можно было уберечься с помощью воздержания от произнесения слов(молчание жениха и невесты), от еды (пост жениха и невесты до венца, запретесть во время общего пира), избегая «несчастных» дней и периодов при выборевремени для брака [2].
Из обрядов продуцирующей магии,прежде всего, следует указать на те, которые обеспечивали молодым многодетностьи богатство. К ним относятся обсыпание молодых зерном или хмелем, сажание нашубу, вывернутую вверх мехом (символ богатства и многодетства), расстилание еепод ноги, угощение яйцами или яичницей, раскидывание по полу соломы или сена, ит.д. Целая группа обрядов была направлена на укрепление связи молодых друг сдругом. К ним можно отнести смешение вина из стаканов молодых, совместную еду ипитье, отражение пары голубков на свадебном каравае, совместное глядениемолодых в зеркало, протягивание нити от дома невесты до дома жениха, угощениежениха пирогом, лежащим за пазухой у невесты, связывание рук жениха и невестыплатком, и т.п. Было бы не совсем верно полностью отождествлять содержаниедревних магических ритуалов и обрядов, бытовавших в XIX–начале XX в., так какмногие из них, сохраняя свое место в обряде, постепенно утратили первоначальныесмысл, выродившись в суеверия, или приобрели новое значение, например, вкачестве игры, развлечения.
Заметное влияние нанародный свадебный обряд оказало православие. С ним связаны многочисленныемоления с зажиганием свечей и лампад, особое отношение к благословениям,крестам и иконам, к участию в обряде священнослужителей. Христианские сюжетыпроникли и в свадебный фольклор.
Свадебный обряд сложилсякак развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры иприсказки, заговоры, игры и танцы. Многожанровый свадебный фольклор былорганичной и в значительной степени организующей частью свадебного ритуала. Онпредставлял собой одно из наиболее ярких и красочных явлений устнойнародно-поэтической традиции. Многие свадебные песни по художественнойвыразительности можно отнести к поэтическим шедеврам. Поражает их разнообразиеи количество (всего известно несколько тысяч текстов). В ряде эпизодовсвадебного обряда диалоги между действующими лицами велись в форме причитаний.Невеста с причетами обращалась то к отцу, то к матери, то к братьям и сестрам,то к своим подругам, прося заступиться за нее, не отдавать «в злы-чужи люди»,дать ей еще погулять на свободе «хоть одну зиму студеную, хоть одну веснукрасную, хоть одно лето теплое» [11, с. 313]. Так же в форме причетов невестапрощалась с родным домом, деревней, своим девичьим головным убором и девичьейкосой.
Как во всякомдраматическом произведении, в свадебном обряде был своя постоянный составдействующих лиц – «чинов», исполнявших определенные традицией роли. Ихповедение довольно четко регламентировалось, что не исключал импровизации врамках заданной роли. Основными, центральными фигурами были жених и невеста.Вокруг них в разворачивалось свадебное действо, хотя сами они чаще всего велисебя пассивно. Невеста должна была выражать покорность и благодарностьродителям за то. что они ее «вспоили, вскормили». С момента сватовства доотъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь в родительскомдоме и всячески выражала свое нерасположение к жениху – «чужому чужанину» и егородне – «злым чужим людям». Создаваемый невестой образ в течение свадьбыменялся. Эти изменения имели реальные основания. До отъезда со свадебнымпоездом к венцу невеста много плакала, ее «горе» достигало эмоциональнойкульминации во время девичника и при расставании с родным домом. С момента жеотъезда из дома невеста прекращала плакать. В Пермской губернии, например,отъезжая к венцу, она бросала через плечо платочек, которым утирала слезы,чтобы они остались дома.
Активными участникамисвадьбы были родители жениха и невесты (особенно жениха), ближайшиеродственники с обеих сторон, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, братневесты, дружка, девушки-подружки невесты (боярки) и др. Дружка (дружко) – представительжениха. Его свадебные функции обширны и разнообразны. Он был главным распорядителемна свадьбе (эту функцию он часто делил с тысяцким), следил за тем, чтобы обычайсоблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить ивеселить участников свадьбы. Постоянная импровизация требовала от дружки ума инаходчивости (существовало выражение: «выбирай такого дружку, чтобы загадкиразгадывал»). По народным представлениям, дружка был наделен магической силой.По значению в свадьбе и характеру роли близка к дружке сваха. В помощь дружкеизбирали подружье, в помощь тысяцкому–старшего боярина и т.д. В южнорусскомобряде назначались каравайницы, готовившие обрядовый каравай. В некоторыхрайонах (главным образом северных) обязательным персонажем свадьбы был колдун,разделявший с дружкой некоторые магические функции. Кроме того, активнымиучастниками ритуала были родственники с обеих сторон. Они участвовали всвадебной застолье и во многих обрядах, обменивались подарками, одаривалимолодых и их родителей и т.п. [10, с. 39].
Каждый персонаж свадьбыотличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее.Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки, цветы, зеленые ветки. Невестав дни, предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз менялаодежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии. Жених такжеименовался князем молодым и затем просто молодым. Он не менял одежды, но имелсвои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок,полотенце на плечах и т.д. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно ипо возможности во все новое.
1.2 Свадебныеобряды, обычаи, суеверия
Для крестьянина семьяимела исключительное значение. От нее зависело как его экономическое состояние,так и духовно-культурное. Поэтому создание семьи, вступление в брак было однимиз наиболее важных событий его жизни. Оно же во многом определяло поведение иотношения между молодежью. Тема брака постоянно присутствовала и проявлялась вжизни подрастающего поколения, особенно она усиливалась по мере приближения кбрачному возрасту. Мальчики приобщались к мужским работам, девочки – к заботамбудущей матери и хозяйки. По существу вся добрачная жизнь девушки былаподготовкой к замужеству. Отношение к дочери в крестьянской среде во многомопределялось по пословице: «дочь–чужая добыча, дочь отцу матери не корысть (некормилица)», она «ключница чужому отцу, ларешница чужой матери» [26]. Но всеэти соображения, конечно, не влияли на желание родителей получше выдать дочьзамуж и достойно сыграть свадьбу. Поэтому буквально с рождения дочери матьначинала готовить ей приданое. Хорошее приданое обеспечивало женщине некоторуюимущественную независимость и более престижное положение в семье мужа. Крометого, размеры приданого и его качество влияли и на общественное мнение. К 16-17годам девушка считалась невестой. Ее хозяйственные обязанности оставалисьпрежними, но менялось ее поведение, по-другому относились к ней в семье и вдеревенском обществе. Девушку-невесту «славили», т.е. старались создать иупрочить за ней лестную, похвальную репутацию. Она имела право одеваться лучшемладших сестер, получала большую свободу в поведении.
К возрасту невестыдевушка владела местным репертуаром хороводных и игровых песен, знала свадебныйобряд. Одной из важных и необходимых обязанностей невесты было умение плакать спричетом. К плачу она начинала готовиться заранее.
Важным моментом впредбрачной обрядности были общественные смотрины невест. Они помогали найтиподходящую невесту не только в своем селе (деревне), но и в соседних, выяснитьэкономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родителистарались подобрать «ровню» (достоинство крестьянина нередко заставлялоотказывать богатому жениху, чтобы их дочь не была в доме мужа служанкой).Смотры устраивали и в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая ихк престольным праздникам, на которые съезжались гости из соседних деревень.Нередко смотры проходили на Крещенье.
Обычно недели через двеили через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнююдочь, отправлялась сватать ту девушку, которую облюбовала на общественныхсмотрах. Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания озамужестве, апогей которых приходился на святки. С заключением брака былисвязаны и дни святых, особо почитаемых девушками и женщинами как помощников взамужестве, родах и женских работах.
Итак, весь добрачныйпериод был своеобразными университетами деревенской молодежи. За работами иувеселениями шел постоянный процесс передачи трудового и духовного опытасельского мира. Молодежь усваивала традиционные этические представления и нормыповедения, перенимала фольклор. Незаметно, но постоянно крестьянская общинаформировала своих будущих членов, готовила их к взрослой семейной иобщественной жизни.
По нормам обычного праваженитьба сына и выдача замуж дочери были обязанностью родителей или людей,заменяющих их. Они должны были подготовить детей к будущей самостоятельнойжизни, позаботиться об их браке, сыграть свадьбу.
К браку сельское обществоотносилось очень ответственно, всячески осуждая тех, кто не вступал в брак вустановленное обычаем время, считая таких людей безнравственными, нарушающимизаконы крестьянской жизни и обычаи предков.
Задумав женить сына,родители начинали искать ему невесту. Они советовались с родственниками идрузьями, узнавали у кого есть «девки на выданье», ездили наездники поокрестным деревням, посещали собрания молодежи, смотры невест, и конечно,особенно в конце XIX–начале XX вв., узнавали у сына, нет ли у него самогокакой-нибудь девушки на примете. Желание сына учитывалось, но не всегда онобыло решающим, так как девушка должна была отвечать требованиям родителей иродственников, поскольку свадьба – это, прежде всего, определенныйхозяйственный акт, прием в семью, в хозяйство работника и продолжателя рода.Для крестьянина главным в браке была экономическая сторона. Мотивы длявступления в брак по важности можно расположить в такой последовательности:
· необходимостьиметь больше рабочих рук в хозяйстве,
· боязньнравственного падения молодежи
· любовь
Возраст вступления в бракв большинстве губерний был примерно одинаковым: 18-19 лет для жениха, 16-17 летдля невесты. Иногда невесты бывали старше жениха. Считалось, что женихнепременно должен быть старше невесты на два или три года. Малолетних обычно незасватывали. Чаще придерживались мнения: «за старым жить – только век должить,за малым жить – только маяться, за ровней жить – тешиться» [16]. Как ужеговорилось, обычно в большинстве районов России при выдаче дочерей замужсоблюдалась очередь по старшинству, которая нарушалась, если старшаяпочему-либо отказывалась от брака или являлась «не способной». Засидевшихсядевушек (обычно в возрасте 23—25 лет) считали «перестарками», «вековухами» иженихи их избегали, думая, что они с «пороком». Такое же недоверие и презрениевызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, «перестарки»). При всемтрезвом подходе к выбору невесты и жениха в народе существовало убеждение, что «суженогои конем не объедешь», и что «всякая невеста для своего жениха родится» [13, с.202].
Первые браки обычнозаключались с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так жепраздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке.Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебнымиобрядами.
Воля родителей игралаважную роль при выборе невесты и жениха. К концу XIX – началу XX вв. с ростом вдеревнях отходничества характерной и достаточно распространенной была ситуация,когда родители, не спрашивая мнения сына, находящегося на стороне, готовили кего возвращению невесту. Так же не всегда спрашивали согласия девушки навступление в брак. В случае противодействия со стороны детей, родители нередкоприбегали к принуждению и угрозам. Как правило, отказов при обряде венчания вцеркви не было, так как воля родителей почиталась. Конечно, так было не всегдаи не везде. Часто молодым людям предоставлялась свобода выбора, и согласиежениха и невесты играло весьма важную роль. Бывали случаи, что парни вступали вбрак и не просили разрешения у родителей, но со стороны девушек такого почти небыло, так как они находились в большей материальной зависимости от родителей.Случаев принуждения к браку крестьянским обществом неизвестно. Браки безразрешения родителей всегда вызывали долгие толки в среде крестьян как явление исключительное.По глубокому убеждению православных, крестьян браки, заключенные без согласияродителей, противозаконные и в большинстве случаев кончаются для стороннесчастливо.
Сироты вступали в брак ссогласия большака или большухи в доме. При заключении брака круглых сиротпосаженного отца и посаженную мать выбирали из родственников, а если не былородственников, то из чужих. При отсутствии крестного отца или матери, выбиралипосаженного отца крестного и посаженную мать крестную. После брака между посаженнымиродителями и детьми никаких особых отношений не устанавливалось.
Время для свадеб урусских определялось земледельческим календарем: обычно свадьбы играли всвободный от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел ицерковный календарь, так как в посты свадьбы не играли. Большинство браковприходилось на осень, а также на зиму. В эти периоды браки шли «грудно», «кучно»и были богаче. К свадьбам, праздновавшимся в весенние и летние месяцыотносились с предубеждением. И все же весной и летом браки совершались, правда,гораздо реже – обычно женился многодетный вдовец, чтобы получить в дом хозяйкуи мать детям, или срочно выходила замуж девушка из-за нравственного падения.Такие свадьбы праздновались скромно.
Традиционный русскийсвадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный,собственно свадьбу и послесвадебный. Первый период начинался негласным семейнымсоветом – «сходом» в доме жениха. В нем участвовали родители и ближайшиеродственники жениха, в отдельных случаях приглашали особо уважаемых односельчанили соседей. Жених, как правило, в сходе участия не принимал. На сходеобсуждали имущественное положение родителей невесты, ее поведение и здоровье,родословную – нет ли у нее родства с женихом, трудолюбива ли ее семья, не былоли в родстве пьяниц или непутевых; разбирали также личные качества невесты, ееумение вести хозяйство, способность к женскому рукоделию. Особое вниманиеуделяли таким чертам характера, как кротость, уважительность, от которыхзависели добрые отношения в семье. К помощи сходов-советов прибегали и в техслучаях, когда приходилось брать невесту из зажиточного дома или из бедного,круглую сироту, а также выдавать в чужую деревню или женить рекрута. Обычнокрестьяне из чувства собственного достоинства старались взять ровню, считая,что «лучше на убогой жениться, чем с богатой браниться». Нередко уже на этихсоветах определяли свадебные расходы, решали какую сумму денег отдать заневесту, прикидывали размер ее приданого. В конце XIX — начале XX вв. семейныесоветы, хотя и имели уже только совещательное значение, но все же оказывалибольшое влияние на окончательное решение. Их деятельность красноречивосвидетельствовала о том, каким важным и ответственным событием была предстоящаясвадьба не только для двух семей, но и для всех родственников жениха и невестыи для деревенского общества.
Существовало несколькоспособов сватовства. Например, родители жениха ехали в дом невесты и начиналипереговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и ониспрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Иногда жених сампредупреждал невесту о том, что приедет свататься, и с разрешения ее родителейехал со своими родителями к ней в дом для смотра невесты.
Нередко сваты сначалаприезжали в деревню, где жила предполагаемая невеста, останавливались укакого-нибудь знакомого или родни и ждали, когда стемнеет, в это времярасспрашивали о невесте, ее родных, их материальном положении. В сумеркахпосылали спросить, можно ли прийти, и, получив разрешение, начинали сватовство.Бывало, что парень еще не сделал окончательного выбора, тогда он вместе сродителями приезжал в деревню, где жила невеста, расспрашивал о ней и взависимости от собранных сведений уезжал или начинал сватовство.
После того, как невестабыла одобрена, родители жениха приступали к выбору свата или свахи. Выборсватов был ответственным делом. Обычно ими были духовные родители жениха —крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.
Иногда сватом становилсяотец жениха или в роли сватов выступали оба родителя. Но более почетнымсчиталось посылать кого-нибудь из односельчан, обладающих красноречием, илисватью – ловкую, бойкую бабу, известную своим красноречием и умением устраиватьсвадебные дела.
В монастырских селах и вгородах прибегали к помощи профессиональных свах. Сватовство сопровождалосьособыми магическими действиями. Для сватовства выбирал легкие дни недели–воскресенье,вторник, четверг и субботу, избегая постных дней – понедельника, среды ипятницы. Наиболее подходящим временем суток считались вечер и даже ночь, носватали и днем. Обычно время выхода сватов и путь, по которому они ехали,держали в тайне. Чтобы быть незамеченными, выезжали «через зады» (задний двор иогороды) и ехали не прямо, а с объездами. Сватов редко спрашивали, куда ониедут, да они бы и не ответили. В Тверской губернии перед тем как ехать в домневесты, опутывали вожжами стол или печную трубу, чтобы удачно «опутать», то естьсклонить к согласию невесту. В Рязанской губернии перед отправкой свахисвязывали кушаком четыре ножки стола, чтобы лучше «вязалась» свадьба, а в спинууходящей свахи бросали специально приготовленный старый лапоть. Сватынаряжались в праздничную одежду, украшали лошадей хорошей сбруей. Свахи-женщинынередко покрывались большой шалью и независимо от времени года обували валенки,надевали шубу и подпоясывались кушаком. Во многих местах непременнойпринадлежностью свахи была палка, кочерга или сковородник. Эти атрибутысвидетельствовали, что она пришла с целью «выгрести девку». Иногда она брала ссобой кусок рыболовной сетки, «чтобы невеста была поймана как рыбка» [11].
Приход сватов в домневесты обставлялся множеством магических действий. Так, сваха, подъехав к дому,соскакивала с повозки и бегом направлялась в избу с тем, чтобы и родителиневесты так же скоро склонились бы на ее сватовство. Войдя во двор, свахаотыскивала ступу, в которой девушка толкла лен, и трижды оборачивала ее вокругсебя, чтобы хозяйка ступы так же трижды была обведена вокруг аналоя, то естьповенчана. Широко распространен был обычаи садиться свахе на длинную лавку. Внекоторых местах сваты, наоборот, не садились, а все переговоры велись стоя,чтобы невеста не засиделась в девках и быстро вышла замуж. Чтобы делосладилось, иные свахи выбирали мох, которым были проконопачены стены в доменевесты, и приносили его в дом жениха для «привлечения сердца невесты» к егодому. В Пермской губернии сваха, войдя в дом, ударяла пятою в порог, чтобыневеста «не попятилась», а иногда, ударяя, приговаривала: «Колотим о порог,чтобы не говорили с нами поперек».
Совершив необходимыедействия, помолясь Богу и поздоровавшись с хозяевами, сваты приступали кпереговорам. Иногда они прямо говорили о цели своего прихода, но чащепользовались традиционными иносказательными формулами типа: «у вас товар – унас купец» и т.п. Иногда они представлялись охотниками, которые идут по следузверя, (куницы, лисицы), рыбаками или людьми, ищущими потерявшуюся телку.Родители невесты просили сватов садиться, благодарили за честь: «Бог вас спасет,что и нас из людей не выкинули», и угощали их чаем или вином. Сватырасхваливали жениха и старались побольше узнать о невесте. Если жених былизвестен родителям и устраивал их, то они давали согласие на дальнейшиепереговоры. Если же жених не был известен, то сватов просили прийти еще раз,чтобы расспросить о нем. Сразу отдать дочь считалось неприличным. Если родителиневесты не хотели отдавать дочь за предложенного жениха, то, стараясь необидеть сватов, отговаривались.
Начальный период свадьбысостоял из сватовства, сговора (это название могли носить и акт, выражающийсогласие на брак, и акт, завершающий предсвадебный период), осмотра хозяйстважениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Каждый из этих этапов вразных местах имел свои названия.
Эти основные акты вразных уголках России прихотливо сочетались между собой и выстраивались вопределенной последовательности. В соответствии с местной традицией они моглименяться местами или несколько актов объединялись в одном. Например, в одиндень совершались сговор, рукобитье и богомолье, а для пропойки назначалиспециальный день. Однако часто для каждого акта отводился особый день, хотя этотребовало больших материальных затрат.
В конечном итоге все этидействия сводились к получению согласия на брак, выяснению экономическихотношений между двумя семьями и так сказать обрядовому и юридическому (пообычному праву) оформлению переговоров, а многочисленные сидения (застолья) ивзаимные гостевания способствовали знакомству сторон, привыканию невесты и женихак своему новому положению.
Говоря о русской свадьбе,нельзя не упомянуть о праздничном застолье. Деревенские свадьбы гуляют по 2-3дня, с размахом, весельем, песнями и драками. Именно особое, праздничноеповедение отделяет праздники от будней. Следует отметить наличие в российскойтрадиции связи понятия праздник с обильным употреблением алкогольных напитков.Последние явно считаются едва ли не обязательными атрибутами настоящегопраздника, что особенно ярко отразилось в русских пословицах («Без вина непраздник», «Кто празднику рад, тот до свету пьян», «Праздник любить, так ипивцо варить» и т.д.). Характерно, что существует несколько выражений,устойчиво связывающих празднование с пьянством («допраздновать до утра»,«пропраздновать всю ночь») [25]. Не понимая смысла такого неумеренногопотребления спиртного на праздник, некоторые этнографы пытались объяснить егопросто народной тягой к пьянству. Между тем, народная традиция предписывалаупотребление спиртных напитков только в определенных случаях: «Пиво и вино пьютдома только в храмовые праздники, во время свадеб, поминок, при заключениисделок», то есть в будни практически не пили [7, 8]. Таким образом, именносостояние опьянения отличало праздники от будней. Для праздника было характерноне только пьянство и веселье, но и драки: «Редкий праздник обходится безкрупных драк, что же касается мелких ссор, то таковые на праздник положительнообязательны» [25]. В наиболее общем случае этикетные правила и запреты образуюттот нейтральный фон, на котором ритуальное поведение воспринималось как особоотмеченное, выпадающее из нормы. Вне всякого сомнения, праздничное поведение застолом противостоит норме, то есть является ритуальным.
 
1.3 Обрядвенчания
 
Кульминацией свадьбыявляется обряд венчания. Венчание у славян в дохристианский период проводилосьобычно либо весной, либо осенью на фоне природы. Жених с невестой всопровождении молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышныевенки из цветов, водили хороводы вокруг украшенной лентами березы, пелиобрядовые песни и устраивали веселые игры. Сам обряд бракосочетания состоял втом, что жениха и невесту водили вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чеми говорит сохранившаяся до наших дней
поговорка: «обручается,вокруг ракитного куста венчается». А выражение «играть свадьбу» напоминает намо тех древних языческих играх.
С приходом христианстванародное венчание было заменено церковным – церемонией заключения брака пообряду православной церкви. Со времен Петра I.
до марта 1917 г. для всех православных жителей Российской империи считался действительным лишь брак,заключенный путем венчания. Венчание всегда проходило в храме. Венчание неможет иметь место во время поста, накануне постных дней и некоторых религиозныхпраздников. Обряд венчания состоит из обручения и собственно венчания. Во времяобручения священник при совершении установленных молитвословий спрашиваетбрачующихся об их добровольном согласии вступить в брак и надевает имосвященные кольца. Во время венчания звучат песнопения церковного хора,священник благословляет общую чашу, а затем молодые троекратно вкушают из нееразбавленное водой вино. Священный покров и венцы возлагаются на головы женихаи невесты, священник соединяет их руки и троекратно обводит вокруг аналоя,затем молодые обмениваются обручальными кольцами.
Итак, рассмотрев ианализировав русскую свадебную обрядность, можно прийти к следующим выводам.Обряд и ритуал бракосочетания является важнейшим событием и ритуалом в жизничеловека. В одном из древнейших письменных документов Руси – Повести временныхлет, датируемой IX веком нашейэры, содержатся сведения о множестве вариантов свадебных обрядов у разныхславянских племен.
В Х веке на Русь пришлохристианство. Его ввел князь Владимир, чтобы сплотить раздробленное феодальноегосударство. Язычество было крайне разнообразным, даже у разных сословий былисвои боги-покровители, не говоря уже о разных племенах. Первоначально Владимирсделал попытку государственным путем утвердить официальный языческий пантеон воглаве с Перуном, но его затея особого успеха не имела. Перун был далеко несамым главным богом в языческом пантеоне, и покровительствовал он довольномалочисленному сословию воинов-дружинников. В основном, славяне почитали Рода,Велеса, Макошь и других, не воинственных богов. Владимир выбрал христианство, исделал его государственной религией.
Разумеется, многовековыетрадиции язычества не могли быть мгновенно заменены на христианские. Так каккнязь Владимир вводил христианство мирно, оно постепенно переплеталось состарой верой, старым богам давало новые имена, но не меняло их сущность.Языческие обычаи самым причудливым образом переплелись с христианскими, и витоге на Руси вплоть до XV-XVI веков вполне мирно сосуществовалидве религии.
Что касается собственносвадебного обряда, то в деревнях вплоть до XVI века христианству не удалось полностью вытеснитьязычество. В городах ситуация была не такой резкой, однако языческие суевериябыли все еще прочно закреплены в памяти людей. Во второй половине XVI – началеXVII в. народный обряд все еще оставался бытовой нормой. Он по-прежнемусодержит множество разнохарактерных в разновременных элементов. С однойстороны, в нем сохранялось много обычаев с дохристианского времени, с другой –в обряде явно усилились церковные элементы. Лишь к XVII в. церкви удалосьпрочно ввести освященную религией форму брака. Под влиянием христианствапостепенно стали исчезать и трансформировались старые обычаи и обряды. Так жепостепенно складывались нормы брачного права.
Во второй половине XVIIв. более резкой стала граница между господствующими классами и народом.Социальное расслоение сказалось и на отношении к старому свадебному обряду.Этот обряд, ранее распространенный во всех слоях общества, становится восновном привилегией простого народа.
Деревенская свадьбаотличалась красотой и монументальностью, была сложна по композиции и состоялаиз множества различных по происхождению, характеру и функции элементов.Разнообразие этих элементов связано с региональными и социальнымиособенностями. В свадебном обряде того времени отчетливо просматривались нетолько «пространственные» различия, но и «временные» напластования, пережиткиразновременных форм брака. В обрядах причудливо переплетались действия,связанные с языческими верованиями и христианской религией.
Вплоть до XIX–начала XXв. в свадебном ритуале сохранялись элементы, характерные для сознания человека,воспитанного на анимистических и магических архетипах. К ним можно отнести,например, множество действий, оберегающих участников свадьбы от враждебных силили направленных на умиротворение предков (своих родовых и домашних духов).Например, на свадьбах нередко стреляли в воздух, расчищали перед молодымидорогу веником, обметали свадебный поезд, а в определенные моменты громкокричали и шумели. Также особо следует выделить обряды, направленные наобеспечение молодых многодетством и богатством. Это обсыпание молодых зерномили хмелем, сажание на шубу, вывернутую вверх мехом (символ богатства имногодетства), расстилание ее под ноги, угощение яйцами или яичницей,раскидывание по полу соломы или сена, и т.д. Целая группа обрядов быланаправлена на укрепление связи молодых друг с другом. К ним можно отнестисмешение вина из стаканов молодых, совместную еду и питье, отражение парыголубков на свадебном каравае, совместное глядение молодых в зеркало,протягивание нити от дома невесты до дома жениха, угощение жениха пирогом,лежащим за пазухой у невесты, связывание рук жениха и невесты платком, и т.п.Было бы не совсем верно полностью отождествлять содержание древних магическихритуалов и обрядов, бытовавших в XIX–начале XX в., так как многие из них,сохраняя свое место в обряде, постепенно утратили первоначальные смысл,выродившись в суеверия, или приобрели новое значение, например, в качествеигры, развлечения.
В свадебном обряде былсвоя постоянный состав действующих лиц – «чинов», исполнявших определенныетрадицией роли. Основными, центральными фигурами были жених и невеста, хотя самиони чаще всего вели себя пассивно. У невесты была своя роль — с моментасватовства до отъезда в церковь она горько оплакивала свою девичью жизнь вродительском доме и всячески выражала свое нерасположение к жениху (чужомучеловеку). Ее «горе» достигало эмоциональной кульминации во время девичника и прирасставании с родным домом. С момента же отъезда из дома невеста прекращалаплакать, как бы смирившись со своей новой жизнью.
Языческое венчаниепроисходило на лоне природы, молодые надевали венки и, держась за руки,обходили дуб или ракиту. С этого момента они считались мужем и женой.Православное венчание происходит в храме, молодых обручает священник(представляя в тот момент Бога), молодые трижды обмениваются освященнымикольцами, затем на них надевают венцы и священник трижды обводит пару вокруг алтаря.Это символизирует их совместное «хождение» в будущей жизни.
Свадьба имела функцию нетолько продолжения рода. Также это было важным экономическим событием для обоихсемей, так как происходило знакомство с новыми людьми, налаживание новыхконтактов, чему немало способствовал двух-трехдневный свадебный пир. К бракуобщество относилось очень ответственно, всячески осуждая тех, кто не вступал вбрак в установленное обычаем время, считая таких людей безнравственными,нарушающими законы крестьянской жизни и обычаи предков.
Таким образом, русскаясвадьба имеет богатейшие традиции, идущие из глубины языческого прошлого, исамым причудливым способом переплетенные с православными. Как мы увидим извторого раздела, такая ситуация все еще остается актуальной.

2. Институтсемьи и его значение для общества. Социальный аспект свадьбы и семьи
Институт семьи в Россиисерьезно пошатнулся после Октябрьской революции 1917 года. Борясь с религией(которая только укрепилась в сознании людей), большевики приняли декрет «О гражданскомбраке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Согласно этогодекрета, единственной формой брака для всех граждан России независимо отвероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах.Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождалправовых последствий. Тогда же был принят декрет «О расторжении брака». Наосновании этого декрета бракоразводные дела были изъяты из компетенциицерковных судов. Дела о разводе, возбужденные по одностороннему заявлениюсупруга, были переданы в ведение местных судов.
Фактически, принятие этихзаконодательных актов привело к значительному упадку института семьи в России.Процедура вступления в брак упростилась до крайности. Выйти замуж или женитьсястало возможно за 1 день. А развестись – и того проще. Если для полученияразрешения на расторжение церковного брака требовалось разрешение Синода, неговоря уже о том, что на того из разведенных супругов, кто признан виновным,накладывалось церковное покаяние и запрет на последующие браки, то после 1917года все стало намного проще.
У этого явления былобольше минусов, чем плюсов. Потому что в итоге такой пропаганды «свободнойлюбви» к институту брака отношение изменилось с серьезного на прямо противоположное.Тот факт, что развестись стало возможным легко и свободно, во многомнивелировал ответственность друг к другу людей, вступивших в брак. Также стоитучесть тот факт, что в основном новое брачное законодательство действовало вгородах. Город – не деревня, где все друг друга знают, и общественное мнение,ранее имевшее далеко не последнее значение для сельского человека, теперьперестало играть свою роль. Если в сельских общинах отношение к разводу былонегативным, то в городе просто некому было выражать это общественное мнение.
В деревнях сохранялисьтрадиционные церковные браки, но быстрыми темпами происходила урбанизация, исельского населения становилось с каждым годом все меньше. Оно массовопереселялось в города.
В 1925 году был принятновый кодекс законов о семье и браке. Наиболее существенным его нововведениембыло придание правового значения фактическим брачным отношениям. Регистрациябрака не была отменена, но фактические брачные отношения были во многомприравнены к зарегистрированному браку. Полного равенства между ними, однако,не было, но в дальнейшем судебная практика их уравняла. То есть, теперь сталововсе необязательно даже регистрироваться в ЗАГСе. Расторжение брака в судебыло отменено совсем. Брак расторгался в органах ЗАГСа, причем без вызовавторого супруга, ему только сообщалось о факте развода. Запись об отцевнебрачного ребенка производилась по заявлению матери, поданному после рожденияребенка. Никаких доказательств от нее не требовалось. Отцу лишь сообщалось отакой записи и предоставлялось право обжаловать ее в суде в течение одногогода.
Однако в 1944 г. правительство резко ужесточило семейный кодекс. Были приняты указы о запрещении установленияотцовства детей, рожденных вне брака, и о признании брака как существующеготолько у пар зарегистрированных, а не состоящих в фактическом браке, в связи счем таким парам требовалось немедленно зарегистрироваться.
Также была усложненапроцедура развода: брак отныне расторгался лишь в случае признания судом необходимостиего прекращения. Сама процедура расторжения брака стала более сложной.Заявление о разводе с указанием мотивов расторжения брака подавалось в народныйсуд. После этого в местной газете публиковалось объявление о возбуждении дела оразводе. Народный суд рассматривал дело и принимал меры к примирению супругов.То есть, брак становится социалистической ценностью, внебрачные отношения всреде обычных граждан комсомол и партия осуждают.
Институт семьи крайневажен для общества. Ведь именно в семье происходит зарождение и воспитание покамаленького, но будущего члена этого общества. Но о каком воспитании может идтиречь, если сегодня у него семья есть, а завтра нет? Каких детей сможет вбудущем воспитать он сам?
Разумеется, пресловутыйштамп в паспорте не может сохранить чувства между мужчиной и женщиной, еслитаковых больше не осталось. Однако, с другой стороны, процедура вступления взаконный (и тем более церковный) брак налагает определенную ответственность налюдей, заставляет их более внимательно и тщательно выбирать партнера длясовместной жизни. Возможно, в деревенских браках, где люди женятся один раз инавсегда, любовь тоже не длится вечно, но в этом случае у человека складываетсяиная психологическая установка. Человек нацелен на сохранение семьи ивоспитание детей, а к своему партнеру относится более терпимо и уважительно.
Последствия такогохалатного отношения государства к институту семьи мы можем наблюдать сегодня вовсей красе. В российском обществе намечена тенденция «игнорирования» зарегистрированныхбраков. Молодые люди, не состоявшие в браке, и более старшее поколение,побывавшее в браке, не спешат с узакониванием сложившихся фактических брачныхотношений. Каждый 10-й брак в России является незарегистрированным. Более того,лица, состоящие в зарегистрированном браке, допускают сожительство вне брака.Как следствие негативного отношения в обществе к семье и браку отмечаетсяснижение рождаемости. По результатам переписи 1989 г. на каждую женщину, достигшую репродуктивного возраста, приходилось 1,8 ребенка. В 2002 г. — приходилось 1,5 ребенка [26].
В настоящее времягосударство обеспокоено сложившейся ситуацией. Одним из приоритетныхнаправлений его деятельности является демографическая политика. Так, существуютсоциальные программы материнских выплат за второго ребенка по 250 тысяч рублей,программы «Жилье молодой семье», 2009 год был объявлен годом семьи.
Реализация же этихпроектов далеко не всегда соответствует действительности. Взять к примеруВладивосток. Мэром Пушкаревым И.С. был подписан указ о сокращениифинансирования государственной программы по обеспечению жильем молодых семей с26 до 9 млн. рублей, то есть почти в 3 раза. Налицо – отсутствие контроля врегионах со стороны государства.
Выплаты материнскогокапитала также сталкиваются со множеством трудностей. Для реализации всех этихсоциальных программ необходимо также принятие специальных нормативно-правовыхактов.
Несмотря на все это, невсе предпочитают неофициальный брак. Люди все же женятся и выходят замуж. ВРоссии (и, в частности, во Владивостоке) существует множество агентств,предлагающих услуги по организации свадеб. Это и выбор «стиля» свадьбы, идетальная разработка сценария (конкурсов, костюмов и т.д.), и приглашениеизвестных личностей в качестве гостей, предоставление услуг лимузина или другихэксклюзивных автомобилей, и аренда банкетного зала, и его украшение, оформлениецветами, воздушными шарами… Всего не перечислить. Справедливым будетутверждать, что в России, несмотря на не слишком благоприятную демографическуюобстановку, существует свадебная индустрия. Свадьбу обслуживает множество людейи учреждений. К уже вышеперечисленным можно также добавить изготовителейсвадебной одежды и аксессуаров, а также развитый рынок свадебных фотографов ивидео-операторов (без них уже не обходится ни одна свадьба). Раз вся этаиндустрия существует, следовательно, она окупает себя и приносит доход.Следовательно, рынок свадебных услуг востребован и имеет тенденции к развитию.
Также возрождается обрядвенчания. Если около 10 лет назад это было не более чем исключением и даньюмоде, то сейчас все больше пар заключает церковный брак. Причем часто этоделает не только молодожены, но и те супруги, которые уже какое-то время (иногдадовольно долгое) состоят в государственном браке.
Говоря о современномбракосочетании, необходимо отметить, что оно значительно отличается оттрадиционного русского обряда. Во-первых, язычество уже давно стало для людейлишь совокупностью суеверий, во-вторых, во многом разрушена традиция церковногобрака. Сейчас уже никто никого не сватает, мир стал совершенно другим, учеловека появилось больше свободы, поменялась система ценностей. Человек — самхозяин своей судьбы, и сам выбирает себе спутника в жизни.
В свадебном ритуале всеже остались некоторые устойчивые элементы. Это обручальные кольца, белое (илисветлое) платье невесты и фата. Также многие пары, не прибегая к помощиразличных праздничных агентств, организуют свои свадьбы сами. Очень частовоспроизводится сценарий выкупа или похищения невесты. На выходе из ЗАГСа илицеркви молодоженов часто осыпают рисом, монетами или конфетти. Свадебныйавтомобильный кортеж, оглушительно сигналя, непременно объезжает традиционныйсписок памятных мест в городе (изначально — элемент городской русской свадьбы,когда молодая семья объезжала всю свою родню). А вот бросание невестой своегобукета — западная традиция.
Справедливым будетзаметить, что в настоящее время в России наблюдается стремление к возрождениюдревних традиций, и то же мы можем видеть в свадебном обряде.

Заключение
Институт семьи являетсяважнейшей частью общества. Бракосочетание – это то обрядовое действие, черезкоторое создается новая семья. Обряд и ритуал бракосочетания является важнейшимсобытием и ритуалом в жизни человека. Формирование свадебной обрядностиизвестно у славян с VI века нашей эры.В Х веке на Русь пришло христианство. Его ввел князь Владимир, чтобы сплотитьраздробленное феодальное государство. Но разумеется, многовековые традиции язычестване могли быть мгновенно заменены на христианские. Так как князь Владимир вводилхристианство мирно, оно постепенно переплеталось со старой верой, старым богамдавало новые имена, но не меняло их сущность. Языческие обычаи самымпричудливым образом переплелись с христианскими, и в итоге на Руси вплоть до XV-XVI веков вполне мирно сосуществовали две религии.
Что касается собственносвадебного обряда, то в деревнях вплоть до XVI века христианству не удалось полностью вытеснитьязычество. Лишь к XVII в. церкви удалось прочно ввести освященную религиейформу брака. Под влиянием христианства постепенно стали исчезать итрансформировались старые обычаи и обряды. Так же постепенно складывались нормыбрачного права.
Во второй половине XVIIв. более резкой стала граница между господствующими классами и народом.Социальное расслоение сказалось и на отношении к старому свадебному обряду.Этот обряд, ранее распространенный во всех слоях общества, становится восновном привилегией простого народа.
Деревенская свадьбаотличалась красотой и монументальностью, была сложна по композиции и состоялаиз множества различных по происхождению, характеру и функции элементов.Разнообразие этих элементов связано с региональными и социальнымиособенностями. В свадебном обряде того времени отчетливо просматривались нетолько «пространственные» различия, но и «временные» напластования, пережиткиразновременных форм брака. В обрядах причудливо переплетались действия,связанные с языческими верованиями и христианской религией.
Вплоть до XIX–начала XXв. в свадебном ритуале сохранялись элементы, характерные для сознания человека,воспитанного на анимистических и магических архетипах. Это и обряды,направленные на улучшение плодовитости будущей матери, и действия на укреплениесвязи молодых друг с другом.
Многие из древнихязыческих обрядов, сохраняя свое место в ритуале, постепенно утратилипервоначальные смысл, выродившись в суеверия, или приобрели новое значение,например, в качестве игры, развлечения.
Языческое венчаниепроисходило на лоне природы, молодые надевали венки и, держась за руки,обходили дуб или ракиту. С этого момента они считались мужем и женой.Православное венчание происходит в храме, молодых обручает священник(представляя в тот момент Бога), молодые трижды обмениваются освященнымикольцами, затем на них надевают венцы и священник трижды обводит пару вокругалтаря. Это символизирует их совместное «хождение» в будущей жизни.
Свадьба имела функцию нетолько продолжения рода. Также это было важным экономическим событием для обеихсемей. К браку общество относилось очень ответственно, всячески осуждая тех,кто не вступал в брак в установленное обычаем время, считая таких людейбезнравственными, нарушающими законы крестьянской жизни и обычаи предков.
Институт брака и семьи сильноподкосила Октябрьская революция 1917 года. В пылу борьбы с религией большевикипрактически разрушили традицию церковных браков, заменив их гражданскими(государственными). Также они значительно упростили процедуру вступления в браки его расторжения, что не могло не сказаться на мировоззрении молодых советскихлюдей и на их моральных установках. Однако в 1944 году семейный кодекс былзначительно ужесточен, так как правительство поняло, что создание новыхстабильных крепких семей — в его интересах. Изменилось также и отношениекомсомола к незарегистрированным отношениям.
В настоящее время вРоссии наблюдается преобладание незарегистрированных семейных отношений.Молодежь положительно относится к такому положению вещей и не торопитсясвязывать себя узами брака. Повышается возраст вступления в брак.
Правительство Россиипытается как-то исправить демографическую ситуацию, пытается поощрить молодежьжениться и рожать детей. Но из-за несовершенства правовой и экономической базыправительство пока в этом не слишком преуспело.
Несмотря на все это, людив России продолжают жениться и выходить замуж. Существует развивающийся рыноксвадебной индустрии; многовековые традиции русской свадьбы, хоть ипереосмысленные и измененные, все же продолжают жить.

Списоклитературы
Учебная и справочная литература
1. Аверинцев С. С.Христианство: Энциклопедический словарь / С. С. Аверинцев. – М.: БольшаяРоссийская энциклопедия, 1993. – 863с.
2. Быт великорусскихкрестьян-землепашцев: описание материалов этнографического бюро князя В.Н.Тенишева (на примере Владимирской губернии) / Сост. Фирсов, Б.М., Киселева,И.Г. – СПб.: 1993. – 179 с.
3. Религия, свободасовести, государственно-церковные отношения в России: Справочник. – М.: РАГС,1996. – 160 с.
4. Славянскаямифология: энциклопедический словарь. А-Я / Отв. ред. С. М. Толстая; — М.,1995. — 414 с.
5. Хуан ЭдуардоКерлот. Словарь символов. — М.: REFL-book, 1994 – 608 с.
6. Яблоков И.Н.Религиоведение: учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению /И.Н. Яблоков. – М.: – Гардарики. – 2002. – 536 с.
Статьи из журналов
7. Бернштам Т.А.Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX — начало XX века) // Этнические стереотипы поведения. – 1985. – №3.
8. Топорков А.Л.Происхождение элементов застольного этикета у славян // Этнические стереотипыповедения. – 1985. – №3.
Монографии
9. Балашов Д. М.,Марченко Ю. И. Русская свадьба / Д. М. Балашов, Ю. И. Марченко. – М.; –Современник. – 1985. – 390 с.
10. Жирнова Г. В.Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем / Г.В. Жирнова.; М.: –Наука, 1980. – 148 с.
11. Забияко А.П.История древнерусской культуры / А.П. Забияко.; М.: – 1990. – 260 с.
12. Карташов А.В.Очерки по истории русской церкви / А.В. Карташов; М.; – 1992. – 328 с.
13. Костомаров Н.И.Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Н.И. Костомаров. – М.:Экономика. – 1993. – 400 с.
14. Костомаров Н.И.,Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа / Костомаров Н.И., ЗабелинИ.Е. – М.: – Просвещение. – 1996. – 575 с.
15. Лихачев Д.С.Русская культура: монография / Д.С. Лихачев. – СПб.: — Искусство. – 2003. – 440с.
16. Русские. – М.: – РАН.– 1998. – 800 с.
17. Рыбаков Б.А.Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков. – М.: – Наука. – 1981. – 608 с.
18. Токарев С.А.Религии в истории народов мира / С.А. Токарев. – М.: Республика. – 2005. – 576с.
19. Фрезер Дж.Фольклор в Ветхом завете / Дж. Фрезер. – М.; – АСТ. – 2003. – 650 с.
Электронные ресурсы удаленногодоступа
20. ВоскресенскийВ.А. Из быта и поэзии крестьян Новгородской губернии // Живая старина. – 1905.– Вып. 1. [Электронный ресурс]. / Государственный республиканский центррусского фольклора. – Режим доступа: crf.gohome.ru/
21. Домострой[Электронный ресурс]. / Хронос – всемирная история в Интернете. – Режимдоступа: www.hrono.ru/>
22. О России вцарствование Алексея Михайловича. Сочинение Григория Котошихина [Электронныйресурс]. / Сайт исторического факультета Московского ГосударственногоУниверситета. – Режим доступа: www.hist.msu.ru
23. Повесть временныхлет [Электронный ресурс]. / Древнерусская литература. Антология.Историко-литературный сайт. – Режим доступа: old-rus.narod.ru/
24. Праздничныетрапезы [Электронный ресурс]. / Фольклор и постфольклор: структура, типология,семиотика. – Режим доступа: www.ruthenia.ru/
25. Трофименко А.А.Философия праздника: семантика и синтаксис // Феноменология социального знания:о человеке, обществе, духовности. – Армавир, 2004. – Вып. 2. [Электронныйресурс]. / Армавирская школа культурной антропологии. – Режим доступа: armavirsca.narod.ru/
26. Федеральнаяслужба государственной статистики [Электронный ресурс]. / Всероссийскаяперепись населения 2002 года. – Режим доступа: www.perepis2002.ru
27. Янович В.М.Пермяки // Живая старина. – 1903. – Вып. 1. [Электронный ресурс]. / Государственныйреспубликанский центр русского фольклора. – Режим доступа: crf.gohome.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.