Реферат по предмету "Культура и искусство"


Русская живопись второй половины XVIII века

Русскаяживопись второй половины XVIII века

XVIII век вРоссии – это не только время взлета общественного самосознания, общественной ифилософской мысли, но и время расцвета искусства. Рядом с именами корифееврусской науки и литературы – Ломоносова, Фонвизина, Радищева, Державина стоятимена русских художников – Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко,Шибанова.
В XVIIIвеке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Героемискусства, носителем общественного и эстетического идеалов становится живой имыслящий человек. В это время формируются новые жанры живописи: исторический,пейзажный, бытовой. Разнообразие и полнота жанровой структуры получили развитиев последние десятилетия XVIII в. Живопись широко распространяется: обогащаютсяцарские собраний, складываются фамильные коллекции в столицах, провинциальныхгородах и усадьбах. Получают общественное признание амплуа живописца, поэта,артиста. С этим же временем связываются первые художественные выставки ипродажа произведений, роль профессионального мнения по вопросам искусства,первые эстетические трактаты.
Первой инаиболее крупной фигурой в области исторической живописи был Антон ПавловичЛосенко (1737-1773). Он написал всего несколько картин, среди которых«Владимир и Рогнеда» на сюжет русской истории и «ПрощаниеГектора с Андромахой на тему „Илиады“ Гомера. Обе картины сегоднякажутся во многом архаичными, но в свое время они пользовались большойизвестностью и стали первыми тематическими композициями в русском искусстве.
ФедорСтепанович Рокотов (1735-1808) – выдающийся мастер камерного портрета, т.е.погрудного изображения модели, где все внимание художника сосредоточено на лицепортретируемого. Главное для Рокотова – показать внутренние переживаниячеловека, его духовную исключительность. Рокотов был превосходным мастеромженского портрета. Женские образы художника преисполнены чувства внутреннегодостоинства и духовной красоты, они величественны и гуманны. Его творчествубыли присущи поэтичность образов, тонкость живописных отношений, легкость имягкость мазка. Его кисти принадлежат портреты Н.Е. и А.П. Струйских (1772,ГТГ), „Неизвестного в треуголке“ (начало 1770-х, ГТГ),»Неизвестной в розовом платье" (1770-е гг. ГТГ).
Во второйполовине XVIII века художники начинают уделять внимание изображению жизни ибыта крестьян. Крестьянской теме посвятил свои работы крепостной художник графаПотемкина Михаил Шибанов.
Средидругих художников XVIII века можно отметить творчество Владимира ЛукичаБоровиковского (1757-1825), который являлся третьим из ведущих мастеровпортрета второй половины восемнадцатого века. Его полотна выделяютсяподчеркнутой лиричностью, созерцательностью, вниманием к миру личныхпереживаний человека. Он написал такие картины, как «Екатерина II напрогулке в Царскосельском парке» (1794, ГТГ) и «Портрет Д.А. Державиной»(181З, ГТГ), как отечественный вариант английского «портрета –прогулки». Сентиментализмом проникнуты женские образы художника – портретыМ.И. Лопухиной (1797), Е.А. Нарышкиной (1799), Е.Г. Темкиной (1798, все в ГТГ).В композиции полотен большую роль художник отводил пейзажу.
Напортретную живопись восемнадцатого века значительное влияние оказал современникФ.С. Рокотова Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Именно в творчествеЛевицкого воплотилась самая суть российского века Просвещения, чей расцветприходится на екатерининское царствование.
ТворчествоЛевицкого демонстрирует, что Россия окончательно вошла в европейский круг.Просветительские идеалы достоинства, разума и естественности, актуальные длязападного культурного сознания, весьма для него значимы. По живописномумастерству его портреты не уступают работам лучших французских и английскихсовременников. Никто так сочно и осязательно не пишет вещественный мир,восхищаясь его драгоценностью и разнообразием: блеском бронзы, тяжестью ипереливами тканей.
Происходяиз рода малороссийских священников, Левицкий обрел вкус к рисованию еще сдетства. Его отец, Григорий Кириллович, в придачу к духовному званию, былизвестнейшим на Украине гравером, «справщиком» типографииКиево-Печерской Лавры. Просвещенный человек, поэт-любитель, он получилхудожественное образование на Западе. По семейной традиции, окончив семинарию иКиевскую духовную академию, сын помогал отцу в исполнении аллегорическихпрограмм для богословских диспутов. Его обучению «искусствам» сужденобыло продолжиться, когда для руководства живописными работами в строящемся попроекту Ф.Б. Растрелли Андреевском соборе в Киеве в 1752 году прибыл АлексейПетрович Антропов. Оба Левицких были у него «на подхвате». Оценив ихстарания, Антропов рекомендовал старшего на должность храмового ревизора –изымать иконы «неискусной резьбы», а младшего в 1758 году пригласил ксебе в ученики.
Антроповбыл портретист – тому и учил. У Левицкого появились первые заказы: ремесло нетолько доставляло удовольствие, но еще и обещало кормить, а это было важно,поскольку в семье подрастала дочь. Впоследствии Левицкий станет самым«модным» художником – он будет буквально завален частными заказами.Уже по собственной инициативе, для «шлифовки стиля», он берет несколькоуроков у мастеровитых иностранцев – Ж.-Л. Лагрене-старшего и Дж. Валериани. И в1770 году пришел настоящий успех – за «Портрет А.Ф. Кокоринова»(1769), показанный на выставке Академии художеств, не обучавшийся в нейхудожник получил звание академика, а еще через год был приглашен вестипортретный класс.
Левицкийписал портреты так, как того требовали эстетические и этические нормы эпохи.Модели непременно должны были быть представлены в наивыигрышном свете. Они нескрывают, что позируют художнику. Отсюда их горделивая осанка, условные жесты,снисходительные взгляды. Портретируемые изображались обычно в роскошной одежде,парадных мундирах, в звездах и орденских лентах. Однако сквозь эту феериюбогатства и парад чинов внимательный зритель может увидеть живые и полнокровныеобразы незаурядных людей.
Таков А.М.Голицын, портрет которого был создан Левицким в 1772 году. Государственныйдеятель, сановник, он изображен согласно законам парадного портрета. Для этогохудожник выбрал большой формат холста и точку зрения снизу, дал поколенный срезфигуры. Широким жестом вице-канцлер указывает на бюст императрицы, подчеркиваятем самым свое прямое отношение к событиям, способствовавшим вступлениюЕкатерины II на престол.
Левицкийвоспевает добродетели «просвещенной монархини» в композиции«Портрет Екатерины II в храме богини Правосудия» (1783). Аллегорияздесь столь сложна, что художнику пришлось предпослать портрету пространное егоописание: «Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы,жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя… В дали видно открытоеморе, и на развевающемся российском флаге изображенный на военном щитеМеркуриев жезл означает защищенную торговлю».
Ранний –условно скажем, барочный – Левицкий еще «многословен». Для рассказа очеловеке ему нужны «говорящие» атрибуты, дидактические жесты,освоенное вещами пространство. Среди портретов такого рода особенно интересен«Портрет П.А. Демидова» (1773)
Все этискрытые смыслы люди XVIII века прекрасно понимали. Было ясно, например, чтооблака, омрачившие небо в детском портрете, намекают на появление первыхстрастей; что цветок в руке или на корсаже есть примета поэтической натуры, ароза отличается по эмблематике от полевого букета. Жизнь в ту эпохуриторических жестов и театральной условности как бы уподоблялась сценическомудейству, и люди в своем бытовом поведении стремились соответствовать некойпостоянной роли. Разрыв между «позой» и «натурой» будетосознан позднее; пока же и взыскуемый просветителями «естественный человек»органично существует в системе условных знаков.
Оченьлюбопытной представляется серия из семи портретов «Смолянок»(1772-1776) – выпускниц Смольного института (Института благородных девиц),отличившихся в выпускных спектаклях. Левицкий написал эти 7 произведений такимобразом, что они воспринимаются как единое целое.
Перед намикостюмированные портреты, но маски как бы впору моделям. Ребенок – воплощение«естественного человека», и эти барышни еще почти дети. Один излучших в серии – двойной портрет Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. Одетые втеатральные костюмы юные актрисы играют в пасторали. Левицкий чутко улавливаетиндивидуальные особенности каждой из изображенных. Бойкая и шаловливая Хрущева,играющая кавалера, уверенно чувствует себя на сцене. Она с неподдельнымудовольствием, легко и естественно ведет свою партию. Вторая героиня портрета,Хованская, совсем иная. Ее высокая, по-детски угловатая фигура в пышномкринолине кажется неловкой. Она напряженно замерла в указанной ей позе, иникакие ухищрения не могут заставить Хованскую быть кокетливой и жеманной, кактого требует роль.
Левицкий,конечно, не был в полном смысле слова «человеком Просвещения». Этоневозможно для художника второй половины XVIII века: слишком еще великаиерархическая дистанция между ним и моделями, слишком зависимо его положение отмонарших милостей. При Екатерине Левицкий обласкан, при Павле, конечно,наоборот: ему приходится участвовать в унизительном разбирательстве по поводузаказанной императрицей серии портретов кавалеров ордена св. Владимира, которуюее преемник не желает востребовать и оплатить. Он пишет «слезницы» поинстанциям, «почтительнейше припадает к стопам», ведет себя согласнопридворному этикету – и в то же время добровольно уходит с государственнойслужбы в 1787 году (ссылки на плохое здоровье в прошении об отставкенеубедительны – Левицкому в это время 52 года, и ему предстоит дожить почти до90). Он вернется в Академию советником только в 1807 году при Александре I –точнее, его вернут, гуманно учитывая преклонный возраст, былые заслуги и нынешнююнеобходимость кормить внуков. Но оставить «хлебное место» – разве этоне жест, так же как отказ занять должность инспектора Академии, сулящуюматериальные выгоды? Левицкий может служить лишь тому, чему «всяк посвоему сердечному намерению, расположению или действованию принадлежит».Так что индивидуальное самосознание пробуждается и укрепляется в нем, – как и вего героях: в Н.И. Новикове, Н.А. Львове, И.И. Дмитриеве, И.В. Лопухине идругих.
Портреты«интеллигентов XVIII века» (название, конечно, не вполне историческикорректное – этот слой только зарождается) не образуют отдельного цикла втворчестве Левицкого. Но им запечатлен целый ряд людей, составивших славурусской и европейской культуры того времени – от идейного вдохновителяотечественной интеллектуальной элиты Дени Дидро (1773-1774) до«Неизвестного композитора» (1781). Возможно, с кем-то из них Левицкийсостоял в одной масонской ложе (предположение не вполне доказанное, новероятное), и причастность общему кругу идей определила трактовку образов,которая, как правило, предельно проста.
Никакогопостановочного размаха, никаких риторических жестов: даже парик и параднаяодежда не обязательны для философа. Но в лаконичных характеристиках Левицкийуже вплотную приближается к психологическим завоеваниям портрета следующегостолетия.
Вплотную, –но не совсем. По точному определению искусствоведа А.М. Эфроса, «Левицкийотнюдь не опережал своего времени, а шел в ногу с ним». Подобно Державинув поэзии, он воплотил в живописи самый дух противоречивой эпохи – еедекоративную пышность и тяготение к рационалистическим идеалам, веру впросвещение и плотское, «нутряное» ощущение жизни. В его наследииможно обнаружить и почти рембрандтовские предвидения«портрета-судьбы» («Портрет священника Г.К. Левицкого», 1779)и полуэтнографические опыты в духе пробуждающейся моды на национальное(«Портрет дочери Агаши в русском костюме», 1785); он умел бытьблестяще-светским («Портрет Анны Давиа», «Портрет УрсулыМнишек», оба 1782) и лирически-проникновенным, особенно в женскихизображениях («Портрет М.А. Дьяковой», 1778), опровергающих расхожеев то время представление о женщине, как о существе «веселонравном, любящемтолько смехи и забавы»; наконец, ему не было равных в портрете парадном, ввеликолепии композиционных постановок. И строки из дифирамба, написанного И.Ф.Богдановичем по поводу «Портрета Екатерины II в храме богиниПравосудия» – «Твоею кистью ты явил в Петровом граде бессмертныхкрасоту и смертных торжество» – можно отнести ко всему его творчеству.
Портретнаяи историческая живопись XVIII века была пронизана идеями гражданственности,патриотическим пафосом, чувством общественного долга. Эти идеи найдутдальнейшее развитие в искусстве последующего столетия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.