Муниципальное Общеобразовательное Учреждение МОУ “ООШ” № 30
Роль музыки в жизни человека различных эпох
Выполнила: Гречушникова Н.В
Проверила: Чернушкина Е.И.
Магнитогорск 2011
Музыка — одно из условий духовной жизни человекаПервые звуки музыки
музыка музыкальная культура человек
То, что протяжный, долгий звук красивее и выразительнее короткого,отрывистого, человек понял уже очень давно. Очевидно, моля, заклиная о чём-то невидимыхдухов, он пробовал тянуть звук, старался делать свой голос певучим. Может быть,так всё это было, может быть иначе, однако самые древние песни, которые мы знаем,- это именно такие вот заклинания духов. В то время духов боялись, им старалисьугодить, поэтому и придумывали заклинания. Их трудно даже назвать песнями; мелодииих ещё очень просты и примитивны, но всё-таки это уже были первые песни.
Однако трудно представить себе, что заклинания были единственнымвидом музыкального творчества доисторических людей. Конечно, были тогда и другиепесни, связанные с повседневной жизнью. Из этих песен и выросло впоследствии всёмузыкальное искусство.
Если вы заглянете в сборники старинных народных песен, то найдётетам множество таких, которые посвящены самому главному в жизни человека — труду,работе. В них не только рассказывается о труде — многие из них и созданы для того,чтобы их петь во время работы. Это песни — помощники. Их мелодии, ритмы приспособленык движениям человека во время того или иного труда.
Идет человек по полю, медленно, не торопясь, зачерпывает из лукошказерно и широким плавным жестом рассеивает его по вспаханной земле. Одна песня.
Налились травы на лугах, пора косить. Идут друг за другом косари.Дружно, враз взмахивают косами: «раз-раз-раз» — шелестит трава под острымилезвиями. Тут уж не запоешь плавную, протяжную песню. Очевидно, она должна бытьэнергичнее, чётче.
Созрела рожь. Вышли на поля женщины с серпами — новая песня.
Молотят рожь на току — тоже поют.
Зима настала — и тут в долгие зимние вечера, за веретеном илипрялкой, не обойтись без песни. Шли на бой с врагом — пели песню боевую. А возвращалисьдомой с победой, приносили с охоты богатую добычу, собирали хороший урожай — в бурных,ликующих песнях выражали радость и торжество.
Песни — заклинания сохранились до нашего времени потому, чтоони изменялись очень медленно и мало. Ведь они были частью религиозного обряда,а религия всегда развивалась медленно, изменялась мало и очень отставала от жизни.
Народ верил в Бога, боялся стихийных сил природы. Чтобы выжить,надо было много трудиться. Труд подчас был невыносимым. И тогда душа восставала.Человеку хотелось выразить себя не только в физическом труде, но и в чем-то другом.На помощь приходила песня, то печальная протяжная, то задорная, веселая.
Сложнее становился труд, выше разум, глубже и тоньше переживаниячеловека… Это отражалось в песнях и танцах, в мелодиях, которые создавали люди.Новые инструменты рождали новые звуки. Музыка делалась богаче, разнообразнее. Пеладуша народа, пела и в горе, и в радости.
У каждого народа создавалось своё музыкальное искусство. Постепенноскладывались характерные только для данного народа созвучия, ритмы танцев, манерапения.
Так, например, в России сложился свой, особый склад русской песни- широкий, напевный. На протяжении русской истории рождались песни горестные и гневные,весёлые и комические, могучие и вольные.
Не было такого крупного события, которое не отразилось бы в русскойпесне. Народ создал песни о Емельяне Пугачеве, об Отечественной войне 1812 года,о Бородинском сражении.
В суровом 1941 году, когда на нашу Родину напали фашисты, в окопахпереднего края, в госпиталях и партизанских землянках, в бараках фашистских лагерейсмерти рождались новые песни — о героизме, стойкости, несокрушимом духе советскихлюдей.
Песня напоминала о доме, о семье, о совместных радостях в мирноевремя, а значит, помогала бойцам.
Песни создавались и создаются все время. Народ не перестает творитьсвоё искусство. Но из тысяч и сотен мелодий с годами народ отбирает самые лучшие.
«Народ, — говорил М.И. Калинин, — это все равно что золотоискатель,бриллиантоискатель: он выбирает, сохраняет и несет, шлифуя на протяжении многихдесятилетий, только самое ценное, самое гениальное».
Многим знакомы слова Михаила Ивановича Глинки о том, что создаетмузыку народ, а композиторы её обрабатывают. Это вовсе не значит, что композиторыпросто записывают народные песни, танцы и перекладывают их для фортепьяно, скрипкиили целого оркестра. Мысль Глинки гораздо глубже.
Веками выражал народ в музыке свои мысли, чувства, мечты. У творцамузыки нет выше цели, как глубоко и правдиво передать в своем искусстве жизнь своегонарода. А для этого композитор должен сам проникнуться мыслями и стремлениями народа,жить его духовной жизнью.
Вот почему композиторы не перестают в народном творчестве черпатьсвоё вдохновение.
Античная музыка и музыка древнего мира
Музыка сопутствовала человеку на всём протяжении истории. Нокакой она была в те времена? Целые тысячелетия существования древнейших цивилизаций- Шумеро-Вавилонии, Древнего Китая, Египта — погружены для нас в безмолвие. А ведьмузыка там звучала, о её участии в обрядах, в ритуальных драматических представленияхговорят сохранившиеся литературные памятники, археологические раскопки показывают,что, например, у древних вавилонян ещё в третьем тысячелетии до нашей эры были входу музыкальные инструменты: флейта, трёхструнная лира и другие. На фресках в египетскиххрамах мы видели группы музыкантов, играющих на лире, арфе, двойном гобое, аккомпанирующихпевцам, танцовщицам, акробатам. Мы знаем, что при дворе вавилонских властителейи египетских фараонов существовали хоры и ансамбли музыкантов, включавшие до 150участников. Но эта музыка давно и навсегда умолкла. Почему это произошло? Можнопредположить, что ее не записывали: нигде не обнаружено нотных знаков.
Почти неслышные отзвуки музыки далёких веков долетают к нам изДревней Греции. Её искусство сохранило на века, по словам К. Маркса, значение«нормы и недосягаемого образца».
Древнегреческая лирическая поэзия была неотрывна от музыки, исамо слово «лирика» в буквальном смысле означало пение в сопровождениилиры. Музыка была существенным элементом и греческой трагедии: диалоги декларировалисьнараспев, а хоры пелись. Хор, в сущности, был главным участником трагедии, его устамиразъяснялись суть и смысл происходящего действия. Это был как бы голос автора иодновременно голос народа. Именно хор давал оценку событиям. Вот почему, например,хор из «Антигоны» Софокла стал гимном Афинского государства. Слова егозвучат гордо:
В мире много сил великих,
Но сильнее человека Нет в природе ничего.
Музыка Древней Греции имела воспитательное значение. Она поднималадух людей, укрепляла силы.
Из Древней Греции дошло до нас и несколько отрывков самой музыки:мелодия оды (хвалебной песни) греческого поэта Пиндара, застольная песня, несколькогимнов. Но отрывков этих мало, и они удалены друг от друга на столетия. Гораздобольше мы знаем о музыкальной науке древних греков. Греческий учёный Пифагор положилначало музыкальной акустике, исследуя соотношение длины струн и высоты их звучания.Было подробно разработано учение о ладах (порядок и согласованность звуков музыкальногопроизведения). Греки стремились научно обосновать воздействие музыки на эмоции человекаи связывали это со строением лада (точнее, мелодии в этих ладах). Одни укрепляютмужество и стойкость, другие, наоборот, изнеживают.
Всё это говорит нам о том, что музыка в древнегреческой культурезанимала важное место, а сама музыка все же остается почти неизвестной. Но знаменательното, что умолкнувшая музыка породила необычайно гулкое эхо, звучащее до наших дней.Греческие мифы, греческие трагедии обрели вторую жизнь в музыкальном искусстве всехнародов. Композиторов привлекали и чисто художественная их сторона, и, главным образом,ясность выражения нравственного смыла, безоговорочное осуждение зла, возвеличениесилы человеческого духа, героизма, самоотверженности. Примером может быть миф обОрфее, прославляющий и великую силу искусства, и силу самоотверженной любви. ПевецОрфей, которого заслушивались даже дикие звери, бесстрашно проник в мрачный Аид- царство мёртвых, — чтобы найти там горячо любимую жену Эвридику, внезапно и безвременноумершую. Своим пением он пробудил сострадание в жестоких богах Аида, и те возвратилиему Эвридику. Но он потерял ее вторично, нарушив запрет ни разу по дороге не взглянутьна любимую. Сюжет этот (обычно с измененным, счастливым концом) был многократноиспользован в операх, с него и началась история этого жанра.
Нельзя не вспомнить и два произведения, созданные уже в XX веке: оперную трилогию С. Танеева«Орестея», заканчивающуюся гимном свету, разуму, справедливости, и симфоническуюпоэму Скрябина «Прометей», воссоздавшую античный образ титана, подарившеголюдям огонь и положившего начало развитию цивилизации.
Так из глубины веков доходит до нас голос далекого искусства,голос прекрасного детства и юности человечества.
Древнерусская музыка
Мы называем эпохой древнерусской музыки очень большой периодвремени. Он охватывает почти восемь столетий — от возникновения Русского государствав IX веке до реформ Петра I в конце XVII века. Все это долгое время русская музыка развивалась в двухобластях — народной и церковной музыке.
Вспомним особый слой профессиональных музыкантов, который выделилсяв народной среде в то далекое время, — скоморохов. Так называли на Руси бродячихмузыкантов, актеров, певцов и танцоров. Свои выступления скоморохи (их еще называли«потешниками») обычно сопровождали игрой на различных инструментах. Скоморохиходили от деревни к деревне, пели, играли, устраивали представления. Иногда онинанимались на службу к какому-нибудь князю, иногда в своих путешествиях становилиськупцами. К их числу принадлежит киевский сказитель Боян, воспетый Пушкиным в поэме«Руслан и Людмила» и Глинкой в одноименной опере.
Уже в наши дни археологи при раскопках в Новгороде нашли множествомузыкальных инструментов, принадлежавших когда-то скоморохам.
Церковная музыка в Древней Руси существовала в виде хоровогопения без инструментального сопровождения. Музыкальные инструменты в православнойцеркви были запрещены. Более того, инструментальная музыка считалась греховной,бесовской. В такое противопоставление был заложен духовный смысл. В те времена считали,что в православном зале должно звучать только ангелоподобное пение, которое являетсяотголоском небесной музыки. Такое пение воплощало в себе идеал красоты и дарилолюдям ощущение благодати, очищения, утешения, учило любить Бога и ближних. Исключениесоставляло только искусство игры на колоколах, получившее развитие в разнообразныхформах простого звона, перезвона, трезвона и т.д.
Церковное пение служило образцом высшего профессионализма, воплощалосьв самых различных формах в практической и теоретической системе, которая получиланазвание «система осмогласия», т.е. чередование групп напевов по периодамв восемь недель. Древнерусские песнопения — стихиры, тропари, кондаки — по вдохновению,профессионализму исполнения и силе художественного выражения не уступают ансамблямдревнерусского зодчества, фрескам Феофана Грека и Андрея Рублева.
Надо учитывать то, что у знаменитых песнопений не было конкретногоавтора. Человека, который их создавал, называли распевщиком. Он являлся интерпретатором,а не творцом новых песнопений. Они никогда не ставили своего имени. Ведь писалиони эту музыку для Бога, а Бог и так знал, кто они. Кроме того, эти гимны можносчитать плодом коллективного творчества. Каждый из них вносил в них какие-то изменения,дополнения, поправки. Как и в народных русских песнях.
Мы знаем, что народная музыка в те времена по традиции передаваласьот поколения к поколению устно, «из уст в уста». Культовая музыка в этуэпоху записывалась особыми знаками, получившими название знамен, из которых самымираспространенными были крюки. Поэтому древние музыкальные рукописи называют знаменными,или крюковыми. Их расшифровка в наши дни стала одной из сложных и интересных задачмузыкальной науки. Крюковые рукописи XI-XVI веков большей частью еще не расшифрованы.
В XVII веке музыкальнаякультура нашей страны, особенно хоровая, достигла очень высокого уровня. Это быловремя, когда наряду с традиционными жанрами музыкального искусства активно рождалисьновые жанры и формы. До этого хоровая музыка была одноголосной. Теперь ей на сменупришло многоголосие. А на смену крюкам пришла нотная запись, и возник стиль«партесного пения». Так тогда называли пение по нотам кантов и хоровыхконцертов. Эти концерты были важной переходной ступенькой от церковной к светскойпрофессиональной музыке.
Кантами в то время называли трехголосные куплетные песни (лат.cantus-пение, напев, песня). Содержание кантов было самымразнообразным: раздумья о жизни и смерти, картины природы, восхваление историческихличностей, выражение человеческих чувств. Пели их небольшие ансамбли.
Самой сложной формой русской музыки XVII века был хоровой «духовный концерт». Слово «концерт»означает «соревнование», или, как говорили тогда, «борение».Кто же «боролся» в этом пении? Иногда из общего числа певчих выделялсяансамбль солистов, которые пели попеременно с большим хором. А иногда одна хороваяпартия как бы вступала в спор с другой — альты с дискантами или тенора с басами.Но чаще всего композиторы той эпохи писали концерты, в которых состязались несколькохоров.
Но точнее будет сказать, что они не состязались, а разговаривалимежду собой. Духовный концерт представлял собой диалог, а не борьбу хоров. Оченьчасто создавался эффект эхо. Певцы «разговаривали» пением, музыкой. Этобыл особый разговор, душевный, идущий от сердца. Представьте, во время концертапевчие выстраивались похорно, один хор на небольшом расстоянии от другого. Получалсястереофонический эффект. Тогда это называлось антифонным пением (дословно«противозвук»). Причем в таком пении русские певчие достигли огромныхвершин. Композиторы писали концерты для трех и более четырехголосных хоров.
Из всего сказанного следует, что музыка в Древней Руси жила вовсех слоях населения: и бедных, и богатых. Русский человек всегда жил не столькоразумом, сколько душой. А душа «просила», «требовала»,«приказывала» петь, страдать, сопереживать.