Введение
КрещениеРуси стало поворотным пунктом в истории и культуре Руси. Вместе с новойрелигией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыкикаменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладногоискусства.
Именноэти аспекты православия более всего привлекали новокрещеную Русь и развивалисьс наибольшей активностью и самостоятельностью.
КрещениеРуси князем Владимиром (988 г.) является одним из самых значительных, поворотныхсобытий в русской культуре. Выбором греческого православия был во многомопределен путь развития России на много столетий вперед.
Христианство,развивавшееся в одном из самых культурных государств средневекового мира –Византии, вобрало в себя огромный потенциал, унаследовав достижения многихцивилизаций.
Послеэтого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетиявышедшей на высокий европейский уровень.
Цельисследования – Выявить роль христианства в развитии русской культуры.
Длядостижения цели выдвинут ряд задач:
1.Рассмотреть влияние христианства на становление русской школы иконописи
2.Выявить особенности становления архитектуры на Руси Х–XI вв.
3.Раскрыть христианские традиции в древнерусской литературе
1. Влияние христианства на становление русской школыиконописи
Христианствопришло на смену древнерусскому язычеству, типичному для родового общества. Вэтом язычестве гнездился страх перед могуществом природы, сознание бессилиячеловека перед стихийными силами. Христианство в своей богословской концепциимира ставило человека в центр природы, а природу воспринимало как служанкучеловека, открывало в природе „мудрость” мироустройства и божественнуюцелесообразность».
Первыеже произведения и памятники православной культуры Древней Руси наполненывосхищением перед миротворением и радостью от созерцания в мире и в человекеспасительной красоты-доброты как самого характерного мировоззренческогопризнака православия, воспринятого из Византии.
Однаиз величайших святынь Византии — древнейшая икона Божией Матери — в XII векебыла привезена из Византии на Русь. Ныне эта драгоценнейшая святыня Русскойземли известна во всем мире как Владимирская икона Божией Матери.
ИскусствоВизантии, аскетическое и суровое, торжественное и изысканное, не всегдадостигает той духовной высоты и чистоты, которые свойственны общему уровнюрусской иконописи. Оно выросло и сформировалось в борьбе, и эта борьба наложилана него свой отпечаток. Византия (хотя ею были восприняты и достижения римскойкультуры) — главным образом, плод античной культуры, богатое и разнообразноенаследие которой она была призвана воцерковить.
Наэтом пути, в связи с присущим ей даром глубокой, изощренной мысли и слова, онавоцерковила все, что касалось словесного языка Церкви. Она дала великихбогословов; она сыграла большую роль в догматической борьбе Церкви, в том числерешающую роль в борьбе за икону.
Однаков самом образе, несмотря на высоту художественного выражения, часто остаетсянекоторый налет не до конца изжитого античного наследия, которое дает себячувствовать в большей или меньшей степени в разных преломлениях, отражаясь надуховной чистоте образа.
Россия,которая не была связана всем комплексом античного наследия, и культура, которойне имела столь глубоких корней, достигла совершенно исключительной высоты ичистоты образа, которыми русская иконопись выделяется из всех разветвленийправославной иконописи.
ИменноРоссии дано было явить то совершенство художественного языка иконы, которое снаибольшей силой открыло глубину содержания литургического образа, егодуховность. Можно сказать, что если Византия дала миру по преимуществубогословие в слове, то богословие в образе дано было Россией. В этом смыслехарактерно, что вплоть до Петровского времени среди святых мало духовныхписателей; зато многие святые были иконописцами, начиная с простых монахов икончая митрополитами[1].
Русскаяикона — высшее выражение в искусстве богоподобного смирения. Поэтому, принеобычайной глубине ее содержания, она по-детски радостна и легка, полнабезмятежного покоя и теплоты. Соприкоснувшись через Византию с античнымитрадициями, главным образом в их эллинской основе (в римской их переработке), русскаяиконопись не поддалась обаянию этого античного наследия. Она пользуется им лишькак средством, до конца воцерковляет, преображает его, и красота античногоискусства обретает свой подлинный смысл в преображенном лике русской иконы.
Вместес христианством Россия получила от Византии в конце Х века уже установившийсяцерковный образ, формулированное о нем учение и зрелую, веками выработаннуютехнику. Ее первыми учителями были приезжие греки, мастера классической эпохивизантийского искусства, которые уже с самого начала в росписях первых храмов, как,например, Киевской Софии (1037- 1161/67), пользовались помощью русскиххудожников. К XI веку относится и деятельность учеников греков, первых известныхрусских святых иконописцев, монахов Киево-Печерского монастыря, преподобногоАлипия (Алимпия) (около 1114 г.) и его сотрудника преподобного Григория. Св.Алипий считается родоначальником русской иконописи[2].С детства начинавший заниматься иконописью с приезжими греческими мастерами, затемставший иеромонахом, он отличался неустанным трудолюбием, смирением, чистотой, терпением,постом и любовью к богомышлению. Это был один из подвижников-аскетов, прославившихКиево-Печерскую Лавру.
Влице свв. Алипия и Григория русское церковное искусство с самого начала своегосуществования направляется людьми, просвещенными непосредственным ведением Откровения,которых впоследствии так много имела русская иконопись.
ОКиевском периоде русского церковного искусства можно судить, главным образом, пофрескам и мозаикам. Монгольское нашествие, около середины XIII веказахлестнувшее большую часть России, не только уничтожило очень многое, но и взначительной мере подорвало написание новых икон. Сохранившиеся же до сих пороткрытые иконы этого периода, которых очень мало, относятся к концу XI, XII иXIII векам, причем почти все они с большей или меньшей достоверностьюприписываются Новгороду, истоки искусства которого также восходят к XI веку.
Иконамдомонгольского периода присуща исключительная монументальность, свойственнаястенной живописи, под воздействием которой русская иконопись находится еще и вXIV веке, и лаконизм художественного выражения, как в композиции, так и вфигурах, жестах, складках одежд и т. д. Колорит их, в котором преобладаюттемные тона, сдержан и сумрачен. Однако уже в XIII веке этот сумрачный колоритначинает сменяться характерно русскими цветистыми и яркими красками.
XIV,XV и первая половина XVI века представляют собой расцвет русской иконописи, совпадающийс расцветом святости, и именно преподобия, которое резко падает во второйполовине XVI века. Это время дает наибольшее количество прославленных святых, особенноXV век: с 1420 по 1500 г. число прославленных, скончавшихся за этот период, достигает50 человек[3].
Однаково второй половине XVI столетия величественная простота и державшаяся векамиклассическая мерность композиции начинают колебаться.
Утрачиваютсяширокие планы, чувство монументальности образа, классический ритм, античнаячистота и сила цвета. Появляется стремление к сложности, виртуозности иперегруженности деталями. Тона темнеют, тускнеют, и вместо прежних легких исветлых красок появляются плотные землистые оттенки, которые вместе с золотомсоздают впечатление пышной и несколько угрюмой торжественности. Это эпохаперелома в русской иконописи. Догматический смысл иконы перестает осознаватьсякак основной, и повествовательный момент часто приобретает доминирующеезначение.
2. Становление архитектуры на Руси Х–XI вв.
Большихвысот достигла в Х–XI вв. архитектура. Ее развитие также неразрывно связано сраспространением христианства. До принятия православия все постройки вдревнерусских городах возводились из дерева.
Вместес новой религией на Русь пришла каменная архитектура. Строительство былообусловлено нуждами церкви – строились, прежде всего, храмы. Самая перваякирпичная церковь Покрова Богородицы (Десятинная) была заложена княземВладимиром сразу после возвращения из Корсуни в 989 г.
Постепеннона Руси получает развитие культовая архитектура, представленная двумя типамипостроек — наземными и подземными. Те и другие являлись каменными, только однирукотворными, а другие природными. Те и другие назывались монастырями ихрамами.
Изподземных монастырей получили известность Киево-Печерский монастырь, Ильинскийподземный монастырь в Чернигове — уникальный историко-архитектурный памятник втолще Болдиной горы (1069), Печорский монастырь под Изборском Псковскойобласти. Подземные монастыри и комплексы распространены во многих культурахмира[4].
Первыеназемные каменные церкви строились в византийском стиле. Таков кафедральныйсобор Св. Софии в Киеве. Позже сформировался специфически русский стиль, лучшиеобразцы которого сохранились в храмах Владимира, недалеко от Москвы. Внутреннийдекор включал фрески и иконы. Основные концептуальные принципы, техническиеприемы и художественная манера были заимствованы из Византийской империи, котораяв тот момент, когда она начала влиять на Киевскую Русь, достигла наивысшегорасцвета.
Специалистыполагают, что русский самобытный стиль сложился благодаря неустаннымэкспериментам зодчих с таким важным элементом религиозного здания, как купол.Образцом для подражания при создании самобытного церковного купола византийскиемодели послужили русским архитекторам лишь отчасти. Более сильное влияниеоказала форма войлочного шатра, которая была распространена у скифов, сарматов,печенегов и других кочевников, с которыми русским приходилось постоянносоприкасаться. Таким образом, луковичная форма церковного купола пришла вРоссию, не из Византии[5].
Византийскийкрестово-купольный храм стал в Древней Руси основной архитектурной формой.Одним из первых каменных зданий Киева была Десятинная церковь (990—996 гг.), построеннаявизантийскими архитекторами. Внутри в соответствии с византийскими образцамихрамы украшались фресками и мозаиками. В апсиде традиционно изображалиБогоматерь Оранту (Молящуюся), причастие апостолов и фигуры святителей.Подкулольное пространство отводилось образу Вседержителя — Творца и ПовелителяВселенной. На стенах изображались библейские сцены и фигуры апостолов, пророков,святителей и мучеников, а также в традициях Византии — князья и их семьи[6].
Древниезодчие умели безошибочно выбирать места для храмов — по берегам водных путей, навозвышениях, чтобы они были хорошо видны. Русские церкви стали органичнойчастью сельского ландшафта, а в городах они превращались в центр всегоархитектурного ансамбля.
Ещевчера языческая, а ныне соперничающая с самой Византией в вопросах веры Русьостро нуждалась в монументальном подтверждении своего высокого статуса.Архитектурным убранством Киев стремился подражать Константинополю-Царьграду.При Ярославе Мудром по всей Руси разворачивается обширное храмовое игражданское строительство. Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольскиемастера. В Киеве возводится величественный Софийский собор (1037 г.). Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было многоглавие, Софию киевскую венчали13 куполов. Вслед за Киевом своими соборами обзавелись Новгород и Полоцк.По-видимому, строила эти соборы та же самая артель, которая возвела собор вКиеве: в них много сходных черт. Все три собора освящены в честь св. Софии.Название такое было выбрано не случайно – главный городской храм Константинополятоже Софийский. В Киеве, помимо храмов, строятся новые городские стены сбашнями, одна из которых, носившая название «Золотые ворота» (опять же попримеру Константинополя), служила торжественным въездом в город.
Храмыукрашались мозаиками и фресками. Византийская живописная традиция такназываемого комниновского периода (получившего свое название по правящей вКонстантинополе династии Комнинов), пришедшая на Русь вместе с христианством ихрамовым строительством, отличалась одухотворенностью и строгой каноничностью.Художественная система, созданная в Византии, наиболее четко соответствоваласредневековому мировосприятию.
3. Христианские традиции в древнерусской литературе
Русскаякультура формировалась под давлением именно христианской традиции, потомупервые русские произведения носят черты христианских поучений, житий и сказаний,однако, на основе греко-византийских сочинений Русь сформировала собственныетрадиции, которые Д.С. Лихачев обозначил как поиски смысла человеческого существования.
Золотымвеком древнерусской культуры киевского периода является время княжения ЯрославаМудрого. Именно его стараниями бы возведен на киевскую кафедру митрополитИларион. Ярослав организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при киевскомСофийском соборе первую русскую библиотеку. Большое внимание князь уделялразвитию православия на Руси. При нем были канонизированы первые русские святые– князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годымолодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное политическое значениедля своего времени: по мнению академика Д. С. Лихачева, он призван был укрепитьединство Руси. Кроме того, культ способствовал возвеличиванию и самого Ярослава,т. к. он приходился братом «невинно убиенным» князьям и выступал как мстительза них. С подачи и под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказаниео Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей. В «Сказании»воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьмараспространенные в общественном сознании Древней Руси.
Вкняжение Ярослава недалеко от Киева возникает Киево-Печерский монастырь, надолгое время ставший одним из главных духовных и культурных центров Русскойземли. Замечательным произведением древнерусской литературы является житие св.Феодосия Печерского, одного из первых и самых почитаемых игуменов, составленноев монастыре в конце XI в. Сам Феодосий тоже оставил след в литературе. Им былинаписаны многочисленные «Слова» богословского содержания: о смирении, о любви ипосте, о душевной пользе и т. д[7].
Однаиз характерных черт культуры Древней Руси – большой интерес к истории. Висторический контекст так или иначе вписывались сюжеты почти всех литературныхпроизведений. Большой популярностью на Руси пользовались переведенные сгреческого исторические сочинения: Хроника Георгия Амартола, Хроника ИоаннаМалалы и др., на основании которых в XI в. составляются своды всемирной истории,получившие названия хронографов. Записи исторического характера велись и наРуси. Предположительно самая первая летопись была создана уже в конце Х –начале XI в. За ней последовало еще несколько летописных сводов: Никоновскийсвод 1073 г. и Начальный свод 1095, ставший предтечей знаменитой Повестивременных лет (1113 г.). Значительная доля исторической информации сохраняласьв устных преданиях, часть из которых затем использовалась летописцами, а частьвошла в фольклорную традицию, став основой формирования русского героическогоэпоса – былин.
Бурныйрасцвет литературы при Ярославе во многом был обусловлен распространениемграмотности не только среди верхов, но и в широких массах общества. Началоэтому было заложено еще князем Владимиром, который после принятия христианстваначал «поимати» детей у «нарочитой чади» (знати) и насильно отдавать «на ученьекнижное». Ярослав в 1037 г. специально выделил некоторую сумму из своих доходовдля священников с тем, чтобы они обучали людей грамоте и письму. О широкомраспространении грамотности свидетельствуют найденные при археологическихраскопках берестяные грамоты, содержащие записи самого разного бытовогосодержания.
Книжноедело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться и воII половине XI в. Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней, считаетсяЕвангелие, созданное в 1056 г. в Киеве по заказу новгородского бояринаОстромира. Настоящим шедевром является Изборник Святослава 1073 г. Это сборник переводных нравоучительных рассуждений, написанный на больших листах пергамента ибогато украшенный. Производство книг в те времена было очень трудоемко, книгисчитались большой ценностью.
Вдальнейшем сила и влияние церкви, её авторитет усиливаются. Это находит своёвыражение в литературе, изменении её символики и метафорического языка. Если мысравним «Слово о полку Игореве» (1185-1188) с написанной спустя почтидвести лет «Задонщиной», то отметим, что она проникнута образами, сравнениями,мифологией, сложившимися в православии, здесь уже отсутствуют языческиесимволы. И это — закономерное отражение изменений в духовной культуреМосковской Руси. Господствующие позиции здесь занимает православие. Этосказалось на характере памятников, смысле культурных ценностей и оценок. Онивсё в большей степени задаются православием.
Заключение
Втечение целого ряда столетий Византия была могущественнейшей странойхристианского мира и распространительницей православной культуры. Ни одногосударство Европы и Азии не оказало на Русь столь глубокого и сильного влияния,как православная Византия. Воспринимая все полезное от Византии, Русь развиваласвою православную культуру.
Вцелом, несмотря на большое влияние Византии, русская культура уже с первых шаговсвоего развития обнаруживает заметные черты своеобразия, это проявилось идвоеверии – причудливом сплаве, который образовало греческое православие иславянское язычество, и в многоглавии первых русских соборов, и в эпосе, и всамом строе повседневной жизни, оставшемся неизменным у подавляющегобольшинства населения.
Глубокиетрадиции христианства, питавшие своими корнями зарождавшуюся культуру русскую, позволялитворчески преобразовывать перенимаемые достижения, закладывая тем самым основубудущего развития. Получили своё развитие православная литература, иконопись, храмовоестроительство, церковное пение и музыка.
Православиестало формой, вобравшей в себя все движение духовной культуры — философии, политическоймысли, вобрало в себя этические нормативы, подчинило своему авторитету поискхудожественных образов и приемов их отображения.
Список литературы
АничковЕ.В. Язычество и Древняя Русь. – М.: Политиздат, 1984. – 384 с.
БрайчевскийМ.Ю. Утверждение христианства на Руси. – Киев, 1989.
БычковВ.В. Византия // История эстетической мысли. Т. 1.– М., 1985.
ИльинИ.А. Основы христианской культуры. Санкт-Петербург: Шпиль, 2004.
КолпаковаГ.С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — М.: Азбука, 2007.
КравченкоА.И. Культурология. — М.: Академический проект, 2001.
ЛитавринГ. Византия и Русь // «Наше наследие», 1992, № 25, с. 3–5.
СоловьевС.М. Об истории древней России – М.: Просвещение, 1993. – 544 с.
ТокаревС.А. Религия в истории народов мира. — М.: Политиздат, 1986. — 576 с.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/