Реферат по предмету "Культура и искусство"


Роль сексуальной культуры в сохранении здоровья человека

РЕФЕРАТ
по дисциплине«Культурология»
по теме:«Роль сексуальной культуры в сохранении здоровья человека»

Оглавление
Введение
1. Секс сточки зрения медицины и культуры
2.Яд илекарство
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Культура может влиять на здоровье различными путями.Культура влияет на отношение к здравоохранению и лечению, представления о причинахздоровья и болезни, доступность здравоохранения, поведение, связанное собращением за медицинской помощью, и на многие другие аспекты здоровья иболезни. Только сейчас мы начинаем осознавать важность учета социокультурныхразличий при создании программ медицинской и психологической помощи.
Итак, как же культура влияет на физическое здоровьеи заболевания? Мы знаем, что культура влияет на уровень потребления алкоголя итабака, на занятия физическими упражнениями и на уровень физической активности.Каждый из этих показателей влияет в свою очередь на здоровье и на возникновениеболезней. Исследования также говорят о влиянии на здоровье стиля жизни иповедения. Особое значение для здоровья и благополучия имеют стресс и эмоции, ито, как мы справляемся с ними.
Мы также знаем о влиянии на здоровье психологическихфакторов, таких как представления и верования о различных болезнях, их причинахи лечении, готовность обратиться за помощью. И, наконец, мы не можем игнорироватьроль окружающей среды и доступности медицинской помощи для сохранения здоровьяи благополучия.
Сексуальная культура также влияет на здоровьечеловека. Однако по поводу характера этого влияния существует несколько точекзрения. Первая гласит, что утвердившаяся во многих культурах этика секса, построеннаяна жесткой регламентации сексуальных отношений и табуировании внебрачныхсексуальных связей основана на биологии человека, благотворна: предотвращаетраспространение заболеваний, способствует – количественно и качественно –деторождению. С другой точки зрения, распространение сексуальной свободы иснятие табу на секс необходимо в современной культуре, т.к. регулярный и дажечастый секс необходим для здоровья человека, а проблемы, связываемые ссексуальной свободой, существовали и в патриархальной культуре, но поддавлением системы табу подавлялись, замалчивались, и, следовательно, нерешались.
Обе позиции спорны, каждая содержит и здравое зерно,и очевидный предлог для спекуляций. Рассмотрим доводы «за» и «против» каждой източек зрения.

1. Секс с точки зрения медицины и культуры
Все множество видовсуществующих культурных норм составляет нормативную систему культуры. Онаявляется не хаотичной суммой разрозненных элементов, а подвижной целостностью,все части которой связаны друг с другом и выполняют определенные функции,позволяющие менять элементы в зависимости от изменившейся ситуации,переиначивать содержание оставшихся и делать многое другое, что позволяетсохранять устойчивость на протяжении столетий и тысячелетий.
Человеческое обществоустроено таким образом, что в каждый период времени в обществе нормы,регулирующие поведение людей в разных сферах жизни, дополняют друг друга,находятся в соответствии. К примеру, в традиционном обществе господствовалинормы патриархальной семьи с безраздельным правом мужчины – главы семейства.Окончательное решение по всем вопросам принадлежало ему. На уровне государстваправа главы семейства усиливались еще больше: в некоторых странах он мог дажепродавать в рабство детей и получать за это прибыль, мог лишить права на наследованиелюбого члена семьи.
Частью этой нормативнойсистемы выступали стандарты сексуального поведения. Для женщины непререкаемойнормой поведения являлись целомудрие до свадьбы и верность мужу после нее. Бракпредставлялся завершением длительного периода романтического ухаживания. В немсливались два начала – секс и любовь. Правда, неверность женщины наказываласьгораздо строже, чем неверность мужчины. Ученым это дало повод говорить о двойныхстандартах морали в традиционном обществе.
Закономерность построенияобщества такова: совокупность ценностей должна соответствовать совокупностинорм. Если в обществе провозглашаются ценности индивидуальной ответственности,то должны существовать нормы свободного выбора брачного партнера, как длямужчины, так и для женщины. К сожалению, в традиционном обществе, где непровозглашалось такой ценности, мужчина по своему усмотрению выбирал невесту, аженщина безропотно соглашалась. Посредниками принудительного брака чаще всеговыступали родители, и, прежде всего, глава семьи.
Но если в современномобществе провозглашается право выбора, равное для мужчины и женщины, то иответственность за счастливый брак они несут поровну. В традиционном обществевсю ответственность, как и свободу выбора, брал на себя мужчина. Поэтому чащевсего он женился лишь после того, как вставал на ноги и приобреталэкономическую самостоятельность.
В нынешнем обществе запровозглашенной свободой заключения брака для мужчины и женщины последовалатакая же широкая свобода его расторжения. Без этого невозможно реализоватьиндивидуальные права и ценности. Статистика свидетельствует, что в XX векерезко увеличилось число разводов, причем по инициативе женщины. Представитьсебе такое в традиционном обществе было невозможно. Характерен и другой фактуровень разводов вначале рос в развитых странах, а затем и в слаборазвитых, помере того как они переходили от традиционного уклада жизни к повсеместнойиндустриализации и урбанизации.
Современное общество икультура модернити предполагают широкие и открытые международные контакты, азначит, свободное перетекание ценностей и норм с запада на восток. Сегодняотмечается странная закономерность: молодежь в традиционных обществах непридерживается заветов и ценностей отцов, а перенимает ценностный мир своих подростковиз других, более развитых стран. На том и основан феномен вестернизациикультуры. И вот уже люди отказываются от пуританских норм добрачного поведения,обсуждают права женщины на свободный выбор добрачной модели сексуальногоповедения, дискутируют о проблемах феминизма и контроля над рождаемостью.Некоторые культурологи, в частности Айра Рейсе, выдвигают программу новогокультурного кода добрачного поведения, согласно которому более моральным надосчитать не целомудрие подростков, если оно осуществляется принудительно, асвободный добрачный секс, если он основан на взаимной любви. Таким образом,теория современной культуры – за свободную любовь.
Медицинские данные тоже,вроде бы, подтверждают ценность свободной модели отношений. В 70-е годы ХХ векабыла проведена целая серия исследований, свидетельствующих о том, что у мужчинчастота полового акта влияет на продолжительность жизни: чем чаще мужчиназанимается любовью с женщиной, тем дольше он живёт. Всё то же самое касается иженщины. Исследования, проведённые шведскими учёными, подтверждают зависимостьдолголетия от активной половой жизни. По данным шведского исследования мужчинызатворники живут меньше. Исследование 1976 года выявило, что сексуальнаянеудовлетворённость является фактором риска сердечных приступов у женщин.Совсем недавно английские учёные провели широкомасштабное исследование овлиянии секса на продолжительность жизни у мужчин. Наблюдались мужчины ввозрасте от 45 до 59 лет. Уровень смертности в группе сексуально не активныхмужчин был в 1,6 раз выше, чем в группе активных мужчин (секс не реже двух разв неделю). Кстати, именно такой режим, секс два раза в неделю, считаетсяоптимальным для здоровья и активного долголетия.
Исследователямдавно известно, что продолжительность жизни у людей, состоящих в браке (илиимеющих постоянного спутника жизни) значительно выше, чем у одиноких.Полноценная сексуальная жизнь способствует продлению молодости. Механизмы этойвзаимосвязи многообразны. Например, секс стимулирует систему желез внутреннейсекреции и работу системы кровообращения, положительно влияет даже на составкрови.
Немецкиеученые уверены, что полноценная половая жизнь – замечательное средство отголовной боли. Потому что во время секса выделяются гормоны адреналин икортизон, стимулирующие работу мозга и предупреждающие мигрени. ПрофессорГамбургского института сексологии Вернер Хабермель заявляет, что секс «повышаетнаши способности сосредоточиться, стимулирует внимание и творческое мышление».По его словам, «это своего рода физическая и психологическая тренировки,которые дают возможность сохранять прекрасную форму».
Отдельнаятема многих научных работ – влияние секса на иммунную систему. Недавно былипроведены исследования, которые подтвердили: у людей, регулярно занимающихсясексом (один-два раза в неделю), вырабатывается на 29 процентов большеиммуноглобулина А, который играет большую роль в борьбе с вирусными инфекциями.И, в целом секс, активизирует работу иммунной системы.
Ну и,наконец, можно упомянуть о прочих «мелочах», подтверждающих положительноевлияние на здоровье полноценных половых отношений. Многочисленные научныеработы подтверждают, что секс – замечательное средство для похудения. Во времяполового акта, отмечается в одном из исследований, сгорает от 150 до 300калорий (чтобы достичь такого эффекта с помощью спорта придется 40 минутзаниматься аэробикой или целый час кататься на коньках). Секс придает блескволосам и укрепляет ногти, это тоже связано с повышением уровня гормонов.
В последние десятилетиямного ученых и исследователей изучают значение эротики в религиозных ученияхВостока, сексуальные секреты, передающиеся из поколения в поколение, частозашифрованные в древних легендах и мифах. Подробно рассматриваются йога,гигиена, гимнастика, система питания, этнические и культурные традиции Индии,Китая, Тибета, Японии. Тщательно анализируется учение Тантризма – одного изтечений Шиваизма, провозгласившего путь к божеству через эротический экстаз.
Анализ мистических основгармонизации супружеских отношений, изложенных в древних восточных учениях,стал своего рода историко-медицинскими исследованиями, в которыхрассматривается влияние секса на здоровье и психологическое состояниепартнеров.
Эротическое чувство –могущественное «семя» мистицизма. Оно – начальное волнение любви, эмоция,которая вызывает страсть, зажигает чувство и пробуждает энергию в сексуальномцентре. Эротическое чувство вызывается через восхитительный контакт чувств сокружающим миром. Утонченный эротизм ведет к переживанию трансцендентности иэкстаза. По тантрической традиции эротическое чувство созвучно с испытаниемсладострастия.
Эротизм пробуждает пламялюбви во всех ее видах. В древних текстах приводятся четыре различных видалюбви: обычная, мнимая, естественная и чувственная. Конечно, такая классификацияявляется упрощенной, поскольку чаще всего любовь существует в смешанном виде.
Все древние культурывоспевают сексуально активную, инициирующую силу женщины. Египет, Греция,Индия, Тибет и Китай разделяли эту веру. Женщина считалась воплощениемчувственности и хранительницей созидательных сил. Каждый человек рождаетсячерез женщину, каждый мужчина старается вернуться в царство женственности черезсексуальный контакт.
Сократ учился искусствулюбви от Диотимы. Просвещая его, она подчеркивала значение красоты подруги длястимулирования и возвышения страсти от плотской к духовной. Тантрические ученияимеют сходную точку зрения. Хотя физическая красота имеет огромное значение,она недостаточна сама по себе. Сила и значение душевной красоты превосходиткрасоту внешнюю.
В таких индийских текстахразличные типы женщин и мужчин классифицированы в соответствии с физическими,эмоциональными и интеллектуальными характеристиками. Так, женщина, с которойжелают учиться искусству любви, должна быть совершенством красоты и иметь вравной степени прекрасные тело и ум. Ее внезапное появление должно открыватьдвери эмоциям и пленять разум. Другой текст поэтически повествует, что женщинадолжна быть в цветении юности, с глазами, подобными быстрым стрелам любви,губами, хранящими нектар, и телом, сходным со змеей.
В Китайской традицииженщина хранит и передает сексуальные секреты. Даосизм описывает три типавозбуждающих женщин: Светлая Девушка, Темная Девушка и Изысканная Девушка.Наиболее полные и популярные эротические книги Китая написаны в форме диалога,в котором женщина посвящает мужчину в тайны секса. Нельзя не отметить, что этидревние памятники эротической культуры неразрывно связывали духовную ифизическую близость.
2.Яд и лекарство
Конечно, нелепопредставлять себе эволюцию человека только как путь совершенствования тогоначала, которое можно назвать этическим. Во многих ситуациях избирательновыживал и оставлял больше потомства тот, в ком довлел инстинкт самосохранения,чистый эгоизм. Борьба внутри стаи или племени за добычу, за самкусопровождалась отбором на хищнические инстинкты; например, вождь в современномюжноамериканском племени оставляет в 4-5 раз больше детей, чем рядовой охотник.Однако племя, лишенное этических инстинктов, имело, может быть, столь же малошансов оставить потомство, как племя одноногих, одноруких или одноглазых. Иесли в ходе эволюции, направляемой по каналу церебрализации, неизбежно возрасталдо гигантских размеров резервуар памяти, то столь же неизбежно и быстро рослата система инстинктов и эмоций, которую мы называем совестью.
Например, на первыйвзгляд может показаться, что естественный отбор среди самцов, мужчин должен былидти по признаку максимальной сексуальности. Но так ли это? Отбор идет поплодовитости, а не по сексу. Порхающий Дон Жуан оставлял гораздо меньше детей,чем домовитый крестьянин. Сексуальные излишества весьма вредны для здоровья, адля плодовитости – убийственны. Поэтому победителями с эволюционной точкизрения, то есть распространителями своих генов, оказываются народы или группы,устойчиво плодовитые. Поэтому стоит задаться вопросом, является ли элементарно-приличноеповедение мужчины по отношению к женщинам и детям лишь результатом воспитанияили пережитком, а не проявлением запрограммированных естественным отбором инстинктов.
Не менее интересныесведения можно получить из источника древней мудрости – Аюрведы. Аюрведаговорит, что период до 25 лет у мужчин и женщин это период формирования тканейтела. В течение этого периода ткани тела достигают совершенства. Таким образом,этот период предназначен для формирования и построения тканей, а не для ихрасходования. Если в этот период тело не будет построено соответствующимобразом в последствии человек не будет способен переносить все трудности жизни,и будет постоянно болеть.
После 25 лет человекможет вступить в брак и заниматься сексом для зачатия детей. Аюрведа строгозапрещает не контролируемую сексуальную жизнь и дает подробное описаниявредного влияния секса для здоровья, как мужчины, так и женщины. Во многихместах древних Аюрведических текстов говорится, чем меньше секса, тем лучшездоровье.
Есть еще довольно вескийаргумент против сексуальной вседозволенности и предписываемой современномучеловеку высокой и разнообразной сексуальной активности, как идеала здоровья. Впоследнее время заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП, или STD – sexualtransmitted diseases), стали распространяться с угрожающей быстротой. Термин «заболевания,передающиеся половым путем» предложен ВОЗ в 1982 году. В эту группу включеныклинически неоднородные болезни, которые, прежде всего, объединяетпреимущественно половой путь передачи инфекции (прямой контакт), а такжевысокая социальная опасность. Таким образом, ЗППП объединены поэпидемиологическим критериям. ЗППП включают в себя и венерические болезни. Ихделение чисто социальное. Для венерических болезней половой путь передачиявляется основным. Кроме того, венерические болезни обладают высокойконтагиозностью и требуют применения особых мер общественной профилактики.
К группе ЗППП ВОЗ относитболее 20 нозологических форм, в том числе классические венерические болезни –сифилис, гонорея, шанкроид (мягкий шанкр), венерическая лимфогранулема (4-явенерическая болезнь) и паховая гранулема (донованоз, или 5-я венерическаяболезнь), а также ВИЧ-инфекция, урогенитальные инфекционные процессы(хламидиоз, трихомониаз, микоплазмоз, кандидоз, гарднереллез,цитомегаловирусный и герпетический уретрит и т.д.), простой герпес,остроконечные кондиломы, контагиозный моллюск, эрозивный цирцинарныйбаланопостит, первичный туберкулез кожи, кандидоз, паховая эпидермофития,чесотка, лобковый педикулез, тропические трепонематозы (фрамбезия, пинта,беджель), синдром Рейтера, вирусный гепатит, шигеллез, амебиаз, лямблиоз.
Какими бы не былисимптомы ЗППП, только лабораторная диагностика позволяет подтвердить диагноз.Особую роль играет серологическое обследование, в частности реакция Вассермана.Последняя показана всем больным, находящимся в стационаре, а, учитываятенденцию к увеличению заболеваемости сифилисом, ее следует чаще проводить иамбулаторным больным. Известно много примеров, когда больные с сифилитическимиширокими кондиломами наблюдались у проктолога по поводу «геморроя», а больные ссифилитической ангиной получали терапию у терапевта.
Ежегодно в мире около 180млн. человек заболевают трихомониазом, около 90 млн. – урогенитальнымхламидиозом, более 250 млн. – гонореей, до 50 млн. – сифилисом. После11-летнего снижения заболеваемости в России с 1990 г. зарегистрирован очередной подъем заболеваемости венерическими и другими ЗППП. Так, посравнению с 1990 г. заболеваемость сифилисом выросла с 5,4 до 85,5 случаев на100000 населения, гонореей – со 122 до 199 на 100000 населения. Рост жераспространенности «новых» ЗППП превосходит рост частоты классическихвенерических инфекций. В частности хламидийная инфекция среди пациентовдерматовенерологических учреждений встречается в 2–3 раза чаще гонореи, а такжесопутствует примерно трети случаев гонококковой инфекции. В Москве, как и вовсей стране, сложилась сложная эпидемиологическая обстановка, характеризующаясянарастанием темпа роста частоты ЗППП. Так, в 1993 г. зарегистрировано 5230 больных сифилисом, а в 1995 – уже 12446. Интенсивные показателизаболеваемости гонореей возросли со 172,1 на 100000 населения в 1991 г. до 262,1 и 300,9 случаев в 1992 и 1993 гг. соответственно. Причин столь значительного ростараспространенности ЗППП несколько.
Колебания инфекционнойзаболеваемости хорошо изучены и закономерны, причем в отдельные годы размахзаболеваемости довольно значителен. Последние пики заболеваемости венерическимиболезнями наблюдались в России в 1972 и 1979 гг. Можно предполагать, что,прежде всего, имеет место очередной (естественный) подъем заболеваемости.Однако в отличие от предыдущих лет, он совпал с действием целого ряда крайненеблагоприятных социально-экономических факторов, которые привели к социальномурасслоению населения, повлияли на поведение людей, их отношение к собственномуздоровью, вызвали рост наркомании, проституции, алкоголизма, миграциинаселения. Лечением больных венерическими заболеваниями помимо специалистовстали заниматься недостаточно квалифицированные или неквалифицированные в этойобласти частнопрактикующие врачи, которые и не думают об эпидемиологическом контроле.
Практически все ЗПППизлечимы, исключение составляет лишь ВИЧ-инфекция. Методы терапии постоянносовершенствуются. Профилактических мероприятий индивидуального характера,дающих полную гарантию, нет. Ведь некоторые ЗППП могут передаватьсявоздушно-капельным путем и при тесном бытовом контакте. Что касаетсявенерических болезней, где половой путь передачи является основным, то самымнадежным методом остается барьерная контрацепция, т.е. использованиепрезерватива.
К вышесказанному можнотакже добавить, что барьерная контрацепция не может предохранить от зараженияпри оральном и кожном контакте. Лечение же всех ЗППП (сильнодействующиеантибиотики) наносит гомеостазу организма такой вред, по сравнению с которымвред от воздержания просто смехотворен. Но это не единственная опасность,поджидающая человека на пути освобождения от сексуальных табу.
Сексвне брака опасен для жизни – считают специалисты – медики. Такой вывод следуетиз недавнего доклада британского кардиолога Грэма Джексона. Результаты егоисследований, которые проводились в одной из лондонских больниц, подтвердили:супружеские пары менее всего рискуют получить осложнения на сердце во времязанятий любовными утехами. И, наоборот, 75 процентов случаев остановки сердца вмомент интимной близости связаны с внебрачными связями.
Особенночасто инфаркты случаются тогда, когда у партнеров велика разница в возрасте.Грэм Джексон сообщил также, что занятия сексом по интенсивности нагрузок наорганизм сопоставимы с 20-минутной быстрой ходьбой.
Другойанглийский ученый Р. Хьюз подтвердил опасность внебрачного секса весьмапохожими данными длительных исследований: по его наблюдениям, 75 процентовумерших от инфаркта мужчин имели любовниц. Объясняются эти научные открытиядостаточно просто и логично. В сущности, медицинская статистика всего лишьподкрепляет вековую народную мудрость о том, что «все болезни – от нервов».Сердце человека вряд ли «озабочено» наличием штампа о браке в паспортах людей,которые оказались в одной постели. Суть в другом: интимная близость становитсясмертельной, если она омрачена мучительными сомнениями или страхом бытьпойманным «на месте преступления». Внебрачные отношения, измены очень частосвязаны с необходимостью вести двойную жизнь, обманывать, бояться разоблачения.И тогда даже секс, который должен приносить радость, становится непосильнойнагрузкой для сердца.
В целом жесекс, наверное, необходим человеку не меньше, чем дыхание, питание илидвижение, – это такая же естественная и могучая потребность организма. А потомуего влияние на здоровье огромно и разнообразно. Американский ученый Эд Свастформулирует это так: «Медицинская общественность начинает, хотя и медленно,приходить к пониманию того, что люди со здоровой половой жизнью живут дольше.Наконец-то возникает понимание прямой связи между эмоциональным счастьем,сильной иммунной системой и здоровым сердцем».
В последниегоды в разных странах появляется множество исследований, которые подтверждаюттеснейшую связь здоровья и самой сокровенной сферы человеческихвзаимоотношений. «Нежность и любовь – лучшие стимулы для поддержания формы, –считает доктор медицинских наук Галина Бабаджанова. – Ведь ласка прикосновенийи объятий «поступает» прямо под кожу: в организме образуется важнейший гормон –окситоцин. Он защищает иммунную систему, бережет от стресса и простуд,облегчает любые боли, делает нас счастливыми».
Японскиемедики утверждают, что секс защищает от инфаркта миокарда. Они объясняют, что«любовные утехи» – это активная тренировка сердечного кровообращения, так как впериод до и после оргазма сосуды вначале расширяются, а затем снова сужаются.Но и в этих исследованиях есть оговорка: секс вне брака не обладает таким жепозитивным эффектом. Причины все те же: страхи, напряжение, эмоциональныйдискомфорт «сводят на нет» всю пользу от интимной близости партнеров.
Даже памятникиклассической эротической литературы воспевают близость не только физическую, нои духовную. Утонченная эротика, высота и гармония чувств – вот идеал древнейсексуальной культуры. Если же этих чувств нет, любовь исчезает и остаетсяразврат – погоня за количеством наслаждений в ущерб качеству.

Заключение
Таким образом, проблемасексуальной культуры и здорового образа жизни представляет общий взгляд на ролькультуры и других социальных факторов в сохранении физического здоровья.Включение культурных, экологических, социальных и психологических факторов в многомерноепонятие «здоровье» – сложная задача, но именно с ней необходимо справиться, чтобыполучить ясное и целостное представление о здоровье.
Психологи ипсихотерапевты вносят свою лепту в исследования влияния секса на здоровьечеловека. Они убеждены, что на сексуальных проблемах основана львиная доляневрозов. И, напротив, гармоничные сексуальные отношения – лучшее лекарствопротив депрессии. Не секрет, что полноценные интимные отношения снимаютнапряжение и усталость, снижают агрессивность. Доказано, что длительное половоевоздержание, наоборот, активизирует агрессивное начало в человеке. Нобезудержное, незрелое отношение к сексу, превращение его в спорт не принесетфизическому и духовному здоровью пользы, скорее подорвет его.
Выводнапрашивается сам собой. Сексуальная культура – это не только и не столькопроблема того, как заниматься сексом, сколько раз и как получить от этогомаксимум удовольствия. Это, прежде всего, вопрос эмоциональных взаимоотношений,сексуальной гармонии, духовного роста личности. Секс может быть и лекарством, иядом. Как использовать этот удивительный дар природы, зависит от человека, отего внутренней культуры, заботы о своем здоровье – физическом и нравственном.

Список использованной литературы
 
1. артюхин а.а. Андрологические аспекты в охране здоровья. // Медицинатруда и промышленная экология. — 1999. — №3. –С.16-19
2. Габриэлян Н. М.Пол. Культура. Религия // Общественные науки и современность. 1996. № 6
3. Гачев Г.Д.Национальный Эрос в культуре // Общественные науки и современность. 1996. № 6
4. Голод И.С. ХХ веки тенденции сексуальных отношений в России. СПб.: Алетейя, 1996. – 191с.
5. Жаров Л.В.Человеческая телесность: философский анализ. – Ростов н/Д:Рос.университ.изд-во, 1988.-128с.
6. Женщина, брак,семья до начала нового времени. Демографический и социокультурный аспекты. –М.: Наука, 1993. – 154с.
7. Кравченко А.И.Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академическийпроект, 2001.
8. Резер Т.М. Медико-социальныеподходы к организации полового воспитания и сексуального образования. //Социологические исследования. – 2003. – №1. – С.102-108.
9. Саноцкий И.В. генеративноездоровье и социальные гарантии // Медицина труда и промышленная экология. –1999. – № 3. С.6-9


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.