Реферат по предмету "Культура и искусство"


Ромео и Джульетта в театральных постановках

«Занавесподнялся, и представление началось. Ромео играл тучный пожилой мужчина снаведенными жженой пробкой бровями и хриплым трагическим голосом. Фигурой оннапоминал пивной бочонок. Меркуцио был немногим лучше-Но Джульетта! Первый разв жизни я видел такую дивную красоту!»
ОскарУайльд «Портрет Дориана Грея»
Нескольковеков пьеса Шекспира не сходит с театральных подмостков. Уже первые постановкиее, начиная с 1595 года, были необыкновенно популярны в Англии. Спектакли шлинепрерывно до того, как в 1642 году были запрещены пуританским парламентом. В1660 году спектакли возобновились с грандиозным успехом, вызывая большое количествоподражаний и переделок пьесы (пример — драма Томаса Отвея «КаиусМариус» 1680 г., где действие перенесено в древний Рим). По-разному вразные времена постановщики преподносили зрителю знаменитую историю. Бывало,что в Ромео и Джульетте стремились найти идеальную сущность, не созданную длянашего мира. А бывало, что их видели справедливыми жертвами собственныхчувственных страстей в назидание тем, кто шел против воли старших. Это,конечно, две крайние позиции в объяснении образов шекспировских влюбленных, ноони существовали долгое время. Еще одним камнем преткновения для многихпостановщиков стало, по мнению шекспироведов, определение правильногосоотношения комедийных и лирических элементов в пьесе, а также достижениесинтеза линии вражды и линии любви.
 В20 веке все более настойчивым становится реалистический взгляд на Ромео иДжульетту. Постановки, не противопоставляющие героев людям, сидящим в зале,пользуются успехом у публики, но не всегда у критики. Алиса Коонен, в 1921 годуигравшая роль Джульетты в спектакле Александра Таирова в Московском Камерномтеатре, так говорит о своей роли: «Мы были в Вероне и видели домикДжульетты, маленький, весь заросший зеленью. Это посещение Италии еще большеубедило меня в том, что Ромео и Джульетта — живые, полнокровные, реальныелюди.»
Всамой Вероне постановкой 1948 года, осуществленной Ренато Симони вдревнеримском театре Романо, открывается череда регулярных Шекспировскихфестивалей. Пьеса играется даже на городской площади Данте, в натуральномобрамлении. Интересно отметить и более ранний спектакль, запомнившийся веронцамблагодаря участию в нем тогда еще очень юной, а в будущем великой, итальянскойактрисы Элеоноры Дузе. В 1873 году в возрасте 14 лет, с букетом белых роз,купленным ею перед спектаклем на улице, Элеонора играла Джульетту на сценедревней веронской Арены. Она настолько прониклась образом героини и атмосферойгорода, что чувствовала себя поистине Джульеттой. В тот вечер зрителивосторженно говорили: сегодня в Вероне воскресла Джульетта! Этот знаменательныйэпизод описан в романе Габриэля Д`Аннунцио «Огонь» (1900г.)
ВАнглии в 1882 году на сцене лондонского театра Лицеум пьеса была с большимразмахом поставлена Генри Ирвингом (он же сыграл роль Ромео): роскошныедекорации, фасад дома Капулетти скопирован с настоящего веронского палаццо,образ Джульетты (Эллен Терри) в духе прерафаэлитской Мадонны, Хор в обликеДанте. Спустя два года роль Джульетты в этом спектакле исполняла СтеллаКэмпбелл.
ВХХ веке выдающимся исполнителем роли Ромео стал А.Моисси в постановке 1907года, осуществленной М.Рейнгардтом. В 1929 году Джон Гилгуд и и Адель Диксонучаствовали в постановках трагедии на английской сцене. В 1935 году в театреОлд Вик знаменитые актеры шекспировского репертуара Лоуренс Оливье и ДжонГилгуд, чередуясь, играли роли Ромео и Меркуцио в постановке Гилгуда (с ПэггиЭшкрофт — Джульеттой).
Гилгудвпоследствии писал по поводу их дублирования роли Ромео: «Большоепреимущество Лорри надо мной заключалось в его могучей жизненности истрастности. В роли Ромео любовные сцены получались у него правдивыми инежными, трагическое дарование его глубоко трогало. У меня было преимуществонад ним в привычном умении обращаться со стихом и в том обстоятельстве, чтопостановка была моя.»
В1940 году в Америке Лоуренс Оливье выступал в «Ромео и Джульетте»вместе со своей будущей супругой Вивьен Ли. Оливье, к тому же, был режиссеромэтих спектаклей и вложил в постановку все сбережения. Критика быланеблагоприятной, и спектакли почти не имели успеха, хотя визуально быликрасивы, и внешний облик Вивьен Ли, как отмечалось, соответствовал образугероини.
Известнойисполнительницей роли Джульетты на западной сцене в 60-х годах была ДоротиТьютин. Постановщики второй половины 20 века все смелее старались найти живой,свежий взгляд на героев шекспировской трагедии и дать возможность зрителюугадать за историческими костюмами и декорациями мысли и чувства сегодняшнегодня.
Пример:спектакль Шекспировского Мемориального театра в постановке Глена Байем-Шоу,продемонстрированный в Москве в 1958 году. Также Франко Дзеффирелли со своейзнаменательной постановкой 1960 года в лондонском театре Олд Вик (Джон Страйд — Ромео, Джуди Денч — Джульетта), имевшей сенсационный успех. В 1964 году тот жеспектакль был поставлен Дзеффирелли в Италии (в Вероне, затем в Риме), а в 1966году был показан на московской сцене. В этой постановке уже видны черты будущейзнаменитой экранизации, сделанной режиссером в 1968 году.
Переместимсятеперь в нашу страну…
Существуетнесколько русских переводов трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».Первый — И. Расковшенко 1839 г.; затем — Н. Грекова 1862 г.; А. Радловой 1865г.; Б. Пастернака 1943 г.; Т.Щепкиной-Куперник 1957 г. и, безусловно, есть еще(например, недавний — Е.Савич).
Впоследнее время в театральных постановках и фильмах все чаще стали использоватьперевод Бориса Пастернака. Считается, что этот текст ближе всего к сегодняшнейречи, и громкое имя переводчика, видимо, имеет значение.
Ужев 19 веке пьеса Шекспира ставилась во многих городах России. В ролях веронскихвлюбленных выступали когда-то: Мочалов (Малый театр,1824 г.), Федотова,Ермолова, Ленский (1881 г.) и Остужев (1900 г.)- артисты, ставшие гордостьюроссийского театра. Из многих спектаклей советского периода отметим наиболеезнаменитые.
Этапныйспектакль театра Революции (ныне театр Маяковского), поставленный АлексеемПоповым в 1935 году с Михаилом Астанговым и Марией Бабановой в главных ролях.Пьеса шла в переводе Радловой. Отметая «романтические штампы», А. Д.Попов писал: «Ромео и Джульетта погибают, как бы не имея своегоисторического будущего.» Спектакль был задуман им как социальная трагедия.Для выявления ее сути Попов старался как можно больше обострить конфликты впьесе, и это временами заслоняло тему любви. Отмечалось, что Астангов в своемисполнении сближал Ромео с Гамлетом, играя одухотворенного интеллектуала подгнетом безысходности. Бабанова не стремилась осовременить образ Джульетты. Еегероиня v поэтичное, пленительное и умное дитя с упорным характером. Отмечено,что декорации И. Ю. Шлепянова к спектаклю были впечатляющи.
Вспектакле театра имени Ленсовета 1937 года (постановка С. Э. Радлова) образРомео, воплощенный Б.Смирновым, в противоположность астанговскому был полонрадости, молодости, жизни и лишен чувства обреченности.
В1955 году трагедия была поставлена в Риге#, в Латвийском художественном театреим. Я. Райниса. Режиссер — Эдуард Смильгис. Спектакль в стиле романтическойдрамы: много музыки, пения, танцев, комических сцен. Ромео играл Эдуард Павул.Джульеттой была Вия Артмане — та самая, знаменитая по фильму «Театр».Ее хрупкая и изящная Джульетта, покоряющая обаянием шаловливого подросткавначале, затем вырастала в героиню.
В1956 году в театре им. Вахтангова спектакль «Ромео и Джульетта» былпоставлен режиссером И. Рапопортом. Роль Джульетты в нем исполняли ГалинаПашкова и Людмила Целиковская. Ромео играли Юрий Любимов и Вячеслав Дугин. Вспектакле звучала музыка Д. Кабалевского. Художник — В. Рындин.
1964год — постановка Игоря Владимирова в театре Ленсовета. Перевод Радловой. Ромео- Барков, Лоренцо vЖженов, Бенволио — Равикович, Джульетта — Алиса Фрейндлих.Авторы спектакля отказываются от традиционных декораций. Вместо этогоиспользуются символические детали: металлические витражи, стрельчатыесветильники, чаши с огнем, напоминающие об эпохе. Музыка Андрея Петровадополняет атмосферу спектакля. Добиваясь естественности, персонажи действуют вподчеркнуто простой и непринужденной манере. Своеобразна игра Алисы Фрейндлих.Ее Джульетта решительна, насмешлива и погружена в размышления. В минутыдушевного напряжения она не восклицает, а как бы цепенеет от охватившего еечувства. Спектакль по-своему отвечал требованию времени, настойчивым поискамнового в классике.
Вотчто пишет в книге своих воспоминаний режиссер Эфрос: «Я репетировал Ромеои Джульетту в общей сложности более 10 лет. Вышло за это время несколькоспектаклей, и появился итальянский фильм (Дзеффирелли- прим.авт.сайта)-Хотелось чего-то более серьезного- Это не романтическая поэма, а протест противненависти и насилия- Любовь Ромео и Джульетты, если так можно выразиться,сознательная- Они не витали в облаках, они стояли на земле, они умели драться иненавидеть, но они были цветом нации, и поэтому им в той Вероне былотрудно.»
Такзадумывал героев в своем спектакле Анатолий Эфрос. В 1970 году его Джульеттувоплотила в театре На Малой Бронной Ольга Яковлева. До сих пор мы писали опостановках, которых не могли видеть сами, сведения о них почерпнуты нами изШекспировских сборников разных лет. Спектакль же, поставленный Эфросом в 1982году на телевидении, мы внимательно смотрели. В ролях: Ромео — АлександрМихайлов (Алеша из «Формулы любви»), Лоренцо — Александр Трофимов(Ришелье из «Трех мушкетеров»), Джульетта — Ольга Сирина, запомнившаясянам как Гретхен в телепостановке М.Казакова «Сцены из Фауста».
Когдасмотришь «Ромео и Джульетту» Дзеффирелли, то становишься как бысоучастником действия, и это тебя активизирует как зрителя. Впечатление таково,будто все, что видишь, совершается здесь и сейчас — в твоем присутствии, иможет кончиться так, а может — иначе. Другое ощущение вызвал спектакль Эфроса.Здесь мы явно отделены от происходящего, и чувствуем себя словно поставленнымиперед фактом. Кажется, будто не сама история Ромео и Джульетты разворачиваетсяперед глазами, а чей-то рассказ о ней как об уже свершившемся трагическомсобытии. Все идет как бы сквозь дымку, раздумчиво и предопределенно. И с самогоначала нет у героев настоящей радости и восторга. Джульетта, только-тольковстретившая Ромео, уже роняет первые капли слез: «Что я пожну, когда такстрашно сею?» Во всяком случае это очень авторская постановка, ичувствуется, что режиссер много раздумывал о судьбах героев. Впрочем, этотспектакль Вы тоже можете как-нибудь увидеть на телеэкране и сделать свой собственныйвывод.
Ив заключение несколько слов о постановках «Ромео и Джульетты»Шекспира и спектаклях по мотивам шекспировского сюжета, которые идут сейчас вмосковских театрах. Их несколько, и все они стараются раскрыть образы героев сточки зрения сегодняшнего дня. Посетив их, Вы сможете сами составить своемнение.
Театр«Сатирикон». Шекспир, «Ромео и Джульетта». ПереводПастернака. Постановка Константина Райкина. Очень энергичное действие, яркиекостюмы и декорации. В спектакле звучит музыка Верди, Сен-Санса, Ревербери иМеркури. Ромео — А. Корученков Джульетта — Н. Вдовина, Меркуцио — В.Большов,Лоренцо — Ф.Добронравов, Бенволио — К.Мугайских, леди Капулетти — А.Варганова идр.
Театр«У Никитских ворот». Шекспир, «Ромео и Джульетта».Постановка Марка Розовского. Ромео — А.Милосердов, Джульетта — К.Транская, вролях: Н.Троицкая, А.Масалов, Г.Борисова, Н.Седых, В.Юматов, П.Татарицкий идр. В спектакле звучит старинная английская мелодия.
Театр«На Юго-Западе». Шекспир, «Ромео и Джульетта». ПостановкаВалерия Беляковича. Ромео — Г.Дронов, Джульетта — К. Дымонт, в ролях: О.Леушин,А.Задохин, В.Афанасьев, Н.Сивилькаева, А.Горшков, С.Белякович, В.Борисов,О.Иванова, Г.Галкина, В.Долженков, И.Китаев и др.
Московскийэкспериментальный театр п/р В. Спесивцева. Шекспир, «Ромео иДжульетта». Перевод Пастернака. Постановка Вячеслава Спесивцева.Современные мелодии и костюмы. Актеры (студенты РАТИ и студийцы театра)исполняют роли в спектакле, чередуясь по ходу действия.
РоссийскийМолодежный театр. Шекспир, «Ромео и Джульетта». Постановка 1999 года.Ромео — И. Ильин, Джульетта — В. Чепуркова. В спектакле много пластики.
МХАТим.Чехова. Постановка 1999 года. Клим, «Джульетта и ее Ромео» — трагикомедия в двух действиях. Современная версия старинного трагическогосюжета. Первая работа студийной группы МХАТ. Режиссер — В. Берзин. Ромео — А.Салминов, Джульетта — Е. Галахова, Хор — А.Семчев и др. В спектакле звучитмузыка Моцарта.
Театрим. В. Маяковского. "… Чума на оба ваши дома" — трагикомедия попьесе Григория Горина. Постановка Т.Ахрамковой. Вскоре после смерти Ромео иДжульетты похожая трагическая история происходит в Вероне с другой парой.Предсмертное проклятие Меркуцио сбывается ("… чума на оба вашидома!"), но давняя ненависть оказывается даже страшнее чумы. Антонио — А.Лобоцкий, Розалина — А.Ардова, синьор Монтекки — А.Лазарев и Э.Виторган, герцогБартоломео Делла Скала — Е.Байковский и Н.Волков, синьор Капулетти — А.Ильин,синьора Капулетти — С.Немоляева, Бенволио — В.Оамер, Лоренцо — А.Шаврин, кормилица- Л.Иванилова и др. В спектакле звучат баллады на стихи поэтов Возрождения,композитор — А.Мисин.
Театр«Сфера». «Вестсайдская история» — Л. Леман, Л. Бернстайн.Знаменитый мюзикл Леонарда Бернстайна по либретто Артура Лоренца с текстамипесен Стивена Сондхайма впервые был поставлен на Бродвее в 1957 году. Героимюзикла Тони и Мария — Ромео и Джульетта 20 века, живущие в Америке, где воюютмолодежные группировки. Постановщик музыкального спектакля (1999 г.) — Е.Еланская… Балетмейстер — А.Лещинский. В ролях: Мария — Т.Филатова, Тони — Д.Новиков, Анита — Т.Шитова, Бернардо — М.Фоменко и др.
Театрим. Моссовета. «Черная невеста, или Ромео и Жанетта» постановка 2000года по пьесе Жана Ануя «Ромео и Жанетта» (1945 г.). Фредерик влюбленв Юлию. Но вот он знакомится с ее сестрой — и невеста тут же забыта. Словнолишенные внутренних тормозов, они отдаются испепеляющему чувству, отвергаякакой бы то ни было компромисс, и гибнут во имя своих этических принципов.Режиссер-постановщик — А.Житинкин. художник — А.Шаров. В ролях: Фредерик-Д.Щербина, Жанетта — Е.Крюкова, Юлия — В.Каншина, отец — Н.Прокопович, мать — Т.Бестаева, Люсьен — А.Ильин, почтальон — Н.Лебедев, ангел — С.Мухин.
Московскийтеатр юного зрителя. Э.Ростан, «Романтики» — комедия в двухдействиях. Спектакль о милых влюбленных, мечтающих о славе Ромео и Джульетты исвязанных с нею страстях, страданиях, тайной вражде. Мудрые папаши играют всмертельную ненависть, возводя между домами каменную стену как символ преградыдля любящих. Но некстати открываются папашины тайны, и тут для«романтиков» наступает главное испытание — проверка на подлинностьчувств. Режиссер — А.Дрознин. В ролях: Сильветта — Ю.Свежакова, Персине — Н.Качура, Бергамен — В.Платонов, Паскино — А.Салимоненко и В.Долгоруков, Страфорель- П.Поймалов и др.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Раскол в Русской Церкви Житие протопопа Аввакума
Реферат Анна Гавальда: «Мне бы хотелось, чтоб меня кто нибудь где нибудь ждал»
Реферат Любовная лирика Пушкина
Реферат Эстетика и религия
Реферат Имущественные права авторов
Реферат Элементы систем регулирования цифровых радиопередатчиков
Реферат Деятельность органов внутренних дел по обеспечению режима чрезвычайного положения
Реферат Виртуальные экскурсии
Реферат Об идентификации понятия "фитнесс"
Реферат American Revolution Essay Research Paper Among the
Реферат Традиции Преступления и наказания ФМ Достоевского в повести РЛ Стивенсона Маркхейм
Реферат The Time Essay Research Paper CHAPTER 1
Реферат Жемчужниковы дворянские роды
Реферат Анализ реализация федеральной целевой программы Родовые сертификаты
Реферат Влияние на человека опасных вредных факторов производственной среды