Реферат по предмету "Культура и искусство"


Риторика Средневековья

РИТОРИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Содержание
1. Возникновение и расцвет духовного красноречия в IV в.
2. Христианское проповедничество Европы (западная ветвь)
3. Восточная ветвь духовного красноречия(Византия)
4. Ораторское искусство Древней Руси
Список использованных источников
1. Возникновение и расцвет духовного красноречия в IVв.
Средние века — это тысячелетний период в истории европейскойкультуры между античностью и Возрождением. «Средними», т.е. «срединными»,«промежуточными», их назвали мыслители эпохи Возрождения, считавшие, чтопосле крушения Римской империи наступила полоса культурного одичания. Но сегодняк средневековью можно относиться как к эпохе утверждения и торжества христианскойверы. Именно она сделала человека лично ответственным за свою жизнь, за все мыслии деяния. Можно сказать, что христианство — это фундамент, на котором основываласьвся европейская средневековая цивилизация, и человек той эпохи, каким бы разнымна протяжении средневековой культуры ни был, к какому бы сословию ни принадлежал,прежде всего был христианином.
Но средневековый человек во многом еще оставался язычником. Христианскиеи варварские представления сосуществовали и боролись в его душе и мировосприятии.Поэтому христианская церковь, пытаясь утвердить свое господство, использовала дляэтой цели любые средства, и, прежде всего, религиозное проповедничество, котороев классический период античности отсутствовало. Проповедник в средние века и являетсянаиболее типичным оратором, а риторика становится «служанкой богословия».
«Золотым веком» духовного красноречия считается IVст. Именно в этот период христианство стало государственной религией Римской империи.Однако начало столетия не предвещало ничего хорошего приверженцам новой веры. Так,в 303-304 гг. один за другим последовали 4 указа императора Диоклетиана, объявлявшиехристианству настоящую «войну». Но уже в 311 г. за несколько дней до смерти император Галерий опубликовал эдикт, который предоставлял христианамсвободу вероисповедания при условии, что они будут молить своего Бога здоровье императора.Летом313 г. императоры западной и восточной империй совместно издали эдикт,признававший равные права христианства между другими религиями. Постепенно в периодс 313 по 324 гг. другие указы обеспечили христианской церкви привилегированное положение.Такая религиозная политика императорской власти в отношении данной религии имеладалеко идущие планы. Именно христианству предстояло стать новой официальной идеологией,способной объединить общество и воспрепятствовать распаду государства (при императореКонстантине (285-337) империя вновь стала единой). Церковь заняла положение духовногоблюстителя державы, издавна привыкшего жить, повинуясь ясным и четко сформулированнымзаконам. В связи с этим возникла необходимость внятно изложить основные принципысвоего вероучения, причем на языке, привычном интеллектуалам империи. С этойцелью стали организовыватьсярелигиозные диспуты, на которых ораторы-христианедолжны были доказывать истинность нового учения и тем самым окончательно поколебатьавторитет уходящего язычества.
Однако в ходе богословских споров разногласия возникали и в средесамих христианских проповедников. Причиной этому была борьба между традиционнымхристианством и различными ересями, и главным оружием в этой борьбе было слово.В IV в. наиболее принципиальная полемика разгорелась между приверженцами Никейскогосимвола веры (в 325 г. в г. Никое произошел «вселенский» собор епископов,на нем были сформулированы главные постулаты христианского учения) и сторонникамиепископа Ария (арианство — течение в христианстве и IV-VI вв.; ариане не принимали основной догматофициального христианства, согласно которому Бог-сын единосущен Богу-отцу). В разногласияцерковников все чаще вмешивалась светская власть: императоры поддерживали то одну,то другую сторону, довольно часто меняя свои пристрастия. В некоторые периоды временив этой полемике принимали участие не только церковники, но и простые гражданеимперии. Рынки, площади, перекрестки наполнились, по свидетельству очевидцев, спорящими.«Хочешь узнать о цене на хлеб — отвечают: „Отец больше Сына“; спрашиваешь,готовали баня, говорят: „Сын произошел из ничего“.
В 337 г. произошло событие, имевшее большое значение для будущегохристианства: империя снова была поделена на две части. Император, воцарившийсяна Востоке, стал активно поддерживать ариан. В этих условиях от прежних взглядовотреклось большинство епископов. К середине столетия ариане все больше укрепилисвои позиции, а многие епископы, исповедующие Никейский символ веры, были отправленыв изгнание (например, Афанасий Александрийский отправлялся в ссылку 15 раз). Невольнымспасителем православного христианства оказался император Юлиан Отступник. Он симпатизировалязычеству и уравнял в правах все религии. Борьба христианства с ересями его абсолютноне интересовала, поэтому все изгнанники получили возможность вернуться на свои прежниеместа.
Особенности исторического развития Западной и Восточной империйпостепенно начали приводить к расхождениям между христианскими церквями Запада иВостока. Эти процессы особенно усилились в V в. Римские папы претендовали на главенствующее положение в христианскоммире, в Византии им противостояли константинопольские патриархи. Соперничествомежду этими церковными организациями стало источником повой полемики по вопросамдогматики и культа. В результате этого духовное красноречие средних веков разделилосьна западное (европейское) и восточное (византийское).
 2. Христианское проповедничество Европы (западная ветвь)
Одним из самых выдающихся представителен западной ветви духовногокрасноречия был Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.). Он родился в г. Тагасте(Северная Африка). Иго мать — св. Моника — была христианкой и оказывала на сынаогромное духовное влияние, отец же оставался язычником, Августин в отрочестве училсяв Карфагене (столице римской Африки) главной науке того времени — риторике, безовладения которой невозможно было участвовать в общественной жизни, выступать всуде, торгуя, по словам Августина, „красивой ложью“ и „победоноснойболтливостью“. Там же в 374 г. он начал преподавать риторику и стал одним изсамых известных ораторов. В своей „Исповеди“ Августин вспоминает, чтоучаствовал в состязаниях драматических поэтов, но особую притягательность таил всебе форум, где, по его словам, он был бы осыпан похвалами тем больше, чем искуснееон врал. Через некоторое время Аврелий приезжает в Италию, где продолжает преподаватьриторику.
После десятилетнего пребывания в манихейской общине Августинпокинул ее и стал неоплатоником, а затем под влиянием проповеди епископа АмвросияМедиоланского, у которого он принял крещение в З87 г., — христианином. Тут стоитвспомнить, что еще в ранней юности, ознакомившись с Библией, Августин с высокомериемритора осудил ее за темноту суждений и косноязычие. Ему показалось, что истина неможет быть преподана столь некрасиво. Теперь же необработанность и безыскусностьПисания произвели на него совсем другое впечатление. Августин понял, что высшаяистина только выигрывает от простоты изложения. После этого он стал указывать наБиблию как источник и духовного, и светского знания, в частности риторики. Возвратившисьв Африку, Аврелий продал все свое имущество и обосновался с группой христиан в Тагасте,чтобы в бедности вести молитвенную жизнь.
В 391 г. епископ североафриканского города Гиппона, вняв просьбамверующих, рукоположил Августина в священническийсан, азатем доверили проповедь. Вскоре Августин стал его ближайшим полноправным помощником, а в 395 г. унаследовал епископскую кафедру. До самой смерти он вдохновенно проповедовал и яростно боролсяпротив еретических течений своего времени.
Предметом постоянных забот Августина Блаженного было обращениеязыческой мудрости, произведений древних авторов на утверждение и культурное обогащениехристианства. Августин не изжил до конца и не мог изжить в себе человека, воспитанногона лучших достижениях античности. Будучи прославленным своим благочестием и аскетизмомепископом Гиппона, в одном из своих писем он напишет любопытную вещь, рассуждаяоб апокрифическом Евангелии, в котором описывается вознесение Христа на небо в сопровожденииветхозаветных пророков и патриархов. К сонму вознесенных вместе Христом АвгустинБлаженный хотел бы приобщить Платона, Цицерона и Вергилия, которые предчувствовали,по его мнению, Бога-спасителя, „Не только среди ораторов и поэтов, которыепрезирали и выставляли на посмешище своих фальшивых богов и их деяния, были исповедовавшиеединого Бога. Но и среди тех, кто заблуждался относительно почитания Бога и воздавалхвалу мupу, а не его Создателю, были, без сомнения,люди, которые жили честно, подавали прекрасный пример чистоты, бескорыстия, воздержаниям.Обращает на себя внимание тот факт, что к числу этих “праведников»Августин причисляет и оратора Цицерона. Но это неудивительно, ведь епископ считал,что для религиозного образования и понимания достоинств христианской литературынеобходимо знакомство с грамматикой, риторикой, диалектикой, математическими науками,историей. Эти дисциплины не уводят от познания Священного Писания, но, напротив,приводят к нему. Таким oбpaзом,целью риторики является обязанность познания истины как постижения сути теоцентризма.
Главная заслуга Блаженного Августина в том, что он попытался,осуществить синтез античной культуры и христианства, без которого новая религияникогда бы не стала общеевропейской, а потом и мировой.
 
3. Восточная ветвь духовного красноречия (Византия)
Начало практического формирования византийского духовного красноречияотносится к IV в. У его истоков стоят такие знаменитые ораторыипроповедники,как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Назианзин и Григорий Нисский.
Подъем христианского ораторскогоискусства Византии можнообъяснить двумя причинами:
во-первых, обострением борьбы между язычеством и побеждавшимего христианством, которое постепенно стало оказывать всё большее влияние на политическуюи духовную жизни империи;
во-вторых, общим «падением» образованности, результатомкоторого стало снижение воспитательного значения литературы и театра; в связи сэтим особое значение приобрела живая речь с се приёмами прямого и эмоциональногообращения к человеку, массе.
Особое место в оформлении восточной ветви духовного красноречиязанимают«три великих каппадокийца» — Василий Кесарийский, прозванный«Великим», Григорий Назианзин и Григорий Нисский.
Именно во время их активной деятельности (70-90 гг. IV в.) приходитсяокончательное утверждение господства христианства (православия), последние его крупныестолкновения с язычеством, острая внутрицерковная борьба, стимулировавшая разработкудогматических вопросов, развитие жанра христианской проповеди.
На Каппадокию всегда смотрели как на достаточно дикую, отсталуюи малокультурную область Византии. Ее жителей считали людьми по-деревенски медлительными,замкнутыми, неразговорчивыми, от бедности завистливыми и жадными. Здесь редко появлялисьобразованные интеллектуалы, тем более такие, которые могли бы снискать себе сколько-нибудьзначительную известность на общеимперской арене. Каппадокийские риторы традиционнобыли предметом всеобщих насмешек за их косноязычие и плохое произношение. Но к серединеIV в. положение заметно изменилось. В городах Каппадокии сложилась немногочисленная,но весьма влиятельная культурная элита; распространение христианства лишь укрепилоее положение. Особенность мировоззрения этих людей заключалась в отсутствии сильнойсвязи с античными традициями и слепой привязанности к старому наследию. Это обстоятельствопозволило им более критично воспринимать предшествующие культурные достижения игибко приспосабливать их к насущным потребностям. Знаменитый «каппадокийскийкружок» состоял из церковных деятелей, родившихся в семьях убежденных христианс длительной традицией приверженности новой вере, которые с полной религиозной убежденностьюи высокой богословской подготовкой могли использовать для нужд церкви все необходимоеи пригодное из огромного античного наследия.
Фактическим главой кружка был Василий Кесарийский (329 — 379гг.) — крупнейший церковный деятель эпохи, во многом подготовивший и обеспечившийпобеду православия в Византийской империи. Он родился в богатой семье, образованнойи глубоко религиозной, подвергавшейся преследованиям еще при императоре Диоклетиане.Из четырех его братьев лишь один стал врачом, остальные, в том числе и Василий,- епископами. Будучи сыном ритора, он с детства готовился унаследовать ту же профессию.После школы своего отца Василий учился в Кесарии Палестинской, Константинополе,Афинах. Вскоре он стал одним из лучших мастеров риторики. Его отличали точностьи четкость стиля, выработанные при написании судебных речей, составлением которыхВасилий занимался по возвращении на родину. Его характер и вкус, умеренный и сдержанный,предрасполагали к восприятию традиций антиохийской школы с ее аттицизмом, требовавшимчеткости и ясности изложения.
В 60-е гг. Василий круто меняет свой образ жизни. Острый душевныйкризис стал причиной того, что он резко порвал со своим прошлым и стал аскетом.После посещения монашеских обителей Египта, Сирии и Палестины Василий по возвращениив Каппадокию создал свой тип общежительной обители. В 370 г. его избрали епископом Кесарии. Именно на этом посту проявились способности Василия как политикаи талантливого организатора, отличавшегося практическим умом, колоссальной работоспособностью,крепкой хозяйственной хваткой, твердостью и властностью характера. За нескольколет он завоевал авторитет больший, чем любой другой малоазийский епископ того времени.По существу, Василий стал главой православия на востоке и способствовал его утверждениюв Византии. За это он и получил прозвище «Великий».
Вклад Василия Kecaрийскoro в развитие византийского духовногокрасноречия велик: как систематизатор он жестко и определенно разделил христианскиеречи" наэкзегетические (толкование Писания), катехитические(морально-наставительные) ипанегирические.
К экзегетическим сочинениям Василия принадлежит знаменитый«Гексамерон» — «Шестоднев» (девять бесед на шесть дней творения),пользовавшийся огромной популярностью в средневековом мире — как в Западной Европе,так и на Руси. Именно это произведение знаменует собой новый этап в становлениихристианской мысли. Оно свидетельствует о способности Василия смело использоватьдля обоснования христианской доктрины огромное наследие античного естественнонаучногознания и умении опереться как на неоплатонические идеи, так и на традиционные теории(Аристотель), поставив при этом превыше всего веру. Уже в этих беседах проявляютсяхарактерные черты риторического стиля Василия Кесарийского: простота и серьезностьтона, расчленение материала, облегчающее его понимание (каждая беседа, кроме преамбулыи заключения, распадается на небольшие разделы; четко поставленные вопросы и ясныеотпеты). Остроумные житейские сравнения (из области домостроения, кораблестроенияили из жизни купцов, странников), антитезы, метод доказательства от противного- таковы приёмы, которыми блестяще владел Василий.
Значительная частькатехитических речей (морально-нравственныхпроповедей) посвящена изобличению человеческих пороков: гнева, зависти, пьянстваи др. Здесь образцово развивается ставшая традиционной тематика христианских назиданий- о преимуществах скромной жизни, призрачности богатства, о необходимости милосердияи т.п. В этих проповедях речь иногда грубовата, но доступна для понимания любомуслушателю. В центре внимания проповедника не внешняя красота слога, а смысл, постижениюкоторого только и должны служить риторические приемы. Василий писал: "Длянекоторых людей наслаждение цветами ограничивается разнообразием красок и приятностиюароматов, между тем как пчелы собирают с них мед. Так и здесь, кто преследует. однутолько внешнюю красоту и сладость, не сможет извлечь из них хотя бы небольшуюпользу для души".
В проповедях епископа отчетливо проявляются некоторые новые чертыи тенденции, характерные именно для христианского красноречия: стремление не выпячиватьсаму личность автора, что расценивалось как «языческое тщеславие». Величиесюжета и темы, ее самостоятельная значимость делали неуместным стремление демонстрироватьсвое ораторское искусство, ибо главной целью было дать слушатели духовную пищу идобиться, чтобы он ее усвоил. Поэтому Василий требовал, чтобы слушатели во времяпроповеди перебивали его, спрашивали, что им непонятно: "Вы сидите вокругменя как судьи, не как ученики". Проповеди Василия Великого написаны точными ясным языком. Он заблаговременно готовил их, но сознательно писал в такой манере,чтобы они производили впечатление импровизации.
Василию Кесарийскому принадлежит заслуга оформления жанра христианскогопанегирика, который обрел у него поэтическую возвышенность. Его знаменитое произведение«О 40 мучениках» стало своего рода гимном торжествующего христианства.
Другой крупной фигурой восточного духовного красноречия был ГригорийНазианзин, илиБогослов (ок.329-390 гг.). Близкий друг Василия Кесарийского,Григорий Богослов получил риторическое образование в школах Каппадокии, КесарииПалестинской, Александрии, завершив его десятилетним обучением в Афинах. ПокинувГрецию около 385 г., он вернулся в Назианз, где стал ритором. В отличие от Василия,строгого и организованного, внутренне собранного и дисциплинированного, Григорийбыл человеком впечатлительным, склонным к самоуглублению и рефлексии. Его долгоевремя мучил конфликт между «жизнью активной» и «жизнью созерцательной».В 361 г. он принял сан и стал руководить православной общиной Константинополя. В 381 г. на соборе его избрали епископом столицы.
Григорию Назианзину принадлежит 45 бесед, среди которых выделяютсябеседы и проповеди первых лет, константинопольские проповеди 379-381 гг. и панегирики.Он также автор 5 знаменитых теологических бесед в защиту православия против ариан,выдержанных в форме задушевной беседы, и двух обличительных речей против императораЮлиана Отступника.
Для стиля Григория характерно сознательное стремление к консервацииантичных языковых форм и использованиесветского языческого красноречия для"познания истины". Правда, он считал, что в проповедях "следует,насколько возможно, избегать книжного слога, но склоняться более к разговорному".
В отличие от Василия для Григория Богослова риторика была средствомне столько влиять на других, сколько выразить свои мысли и чувства. Его проповедидостигали большого эмоционального эффекта; глубокое личное чувство и искренностьсочетались у него с возвышенно-риторическим духом общих размышлений. Чувствительностьи воображение делали его проповеди, надгробные речи и панегирики, несмотря на многословие,поистине трогательными. Такова, например, его «Надгробная речь Василию Великому»,согретая лиризмом индивидуального чувства. Будучи поэтом, автором религиозных гимнов,Григорий Назианзин пытался сделать свою прозу также поэтично выразительной, музыкальной,подчеркивая тем самым интимность, личностность религиозного чувства. Именно в этом,а также в поэтизации страдания и внутреннего переживания заключается вклад ГригорияБогослова в византийскую риторику.
Третьим из «каппадокийских отцов» был младший братВасилия Григорий Нисский (ок.335 — 394). Он также получил блестящее философскоеи риторическое образование. Некоторое время был ритором. Под влиянием Василия вступилв клир и в 371 г. сделался епископом. Он был созерцательной натурой, «кабинетнымученым» и стал самым крупным представителем богословской мысли своего времени,широко использовавшим методы свободного, аллегорического толкования Библии. Егориторика — образец ученой христианской риторики. Стиль Григория Нисского тяжеловесен.Он не злоупотребляет цитатами, предпочитая все излагать своими словами. Несколькопышная торжественность стиля не мешает, однако, выразительности, даже самые отвлеченныемысли он формулирует с убедительной наглядностью.
Вершиной восточного духовного красноречия является творчествомладшего современника «великих каппадокийцев» ИоаннаЗлатоуста(ок.350 — 407 гг.), в произведениях которого усвоение традиций античной культурыхристианской церковью достигло полной классической завершенности.
Иоанн родился и вырос в сирийском городе Антиохия, крупном культурномцентре Византийской империи, где скрещивались традиции самых разных народов. МатьЗлатоуста, Анфуса, была просвещённейшей женщиной своей эпохи и дала сыну прекрасноедомашнее образование. Риторике Иоанн обучался в школе известного оратора Ливания(314-393 гг.). Недолгое время Златоуст пробыл адвокатом, что позволило ему в подробностяхизучить нравы и обычаи антиохийского света, в который он был вхож но роду своейдеятельности. Важным событием в жизни Иоанна стало крещение, принятое им от епископаАнтиохии Мелетия, который стал его учителем в христианском богословии. Затем онотправился в пустыню и провел 4 года в постах и молитвах. По возвращении в АнтиохиюИоанн принимает сан диакона и начинает выступать с проповедями, собирая обширнуюаудиторию. В 398 г. Златоуста назначают епископом Константинополя. Его обличительныепроповеди против развращенного высшего света и призыв к скромному образу жизни вызвалиненависть двора и состоятельных граждан. "Многие осуждают меня, — говорилон,— зато, что я нападаю на богачей, но зачем они несправедливык бедным? Обвиняю не богача, а хищника. Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель?Осуждаю тебя. И богачи, и бедняки — равно мои дети". Иоанн высказывалсяотрицательно и по отношению к широко распространенному тогда рабству, которое считалплодом насилия, войн и греха. Приняв обвинения Златоуста за личное оскорбление,императрица Евдоксиясозвала специальный собор, который осудил Иоанна и отправилего в ссылку. Однако вскоре Константинополь пострадал от сильного землетрясения.Увидев в природном катаклизме Божью кару за несправедливое осуждение проповедника,императрица с почестями возвратила Златоуста в столицу, но в 404 г. снова подвергла изгнанию — сначала в Армению, а затем в Питиунт (ныне Пицунда). По пути в последнююссылку Иоанн умер. Однако авторитет и слава Златоуста как христианского проповедникаодержали победу через 30 лет после его смерти. Родной внук гонительницы Иоанна былвынужден торжественно перенести его прах в константинопольский храм св. Апостолов.
В чем же своеобразие красноречия Иоанна Златоуста в сравнениис его предшественниками? Что нового он внес в формирование восточной ветви духовногокрасноречия?
Иоанн был не только блестящим, но и исключительно плодовитыморатором: ему принадлежит около 1000 проповедей. Но это вовсе не значит, что егоречи писались наспех. Наоборот, их отличала филигранная отделка формы и содержания.Что же было характерно для его риторической манеры? В ней слились в органичный сплавлучшие черты античной риторики и новые, типично христианские. Златоуст не отказываетсяот аттицизма, но после 387 г. он дополнил его пышностью и сочностью азианства. Егостиль отличается прозрачностью и легкостью, натуральностью изложения, четко расставленнымисмысловыми акцентами, большой точностью и емкостью примеров, тонкостью моралистическихнаблюдений,
Постоянный контакт со слушателями обеспечивала виртуозно разработаннаясистема использования примеров, вызывающих возражения, риторических вопросов какот себя, так и отлица слушателей, Многочисленные анафоры, восклицания, вопросы,прямые обращения к аудитории, совершенство прозаической ритмики, наконец, общаяпродуманность, выдержанность, последовательность тона придавали его речам потрясающуюэкспрессивность и эмоциональную выразительность. Прерывающийся ритм, отрывистыефразы — всё это делало манеру Иоанна страстной, нервной, захватывающей. Именно соединениепростоты и ясности речи с высокой степенью экспрессии, эмоционального воздействияи сделали его «Златоустом» христианского мира.
Речи Иоанна характеризуются соединением простоты и величия, котороестановилось все более необходимым для подтверждения авторитета церкви, возвеличенияее героев и подвижников, взволнованности и «евангельской нежности», чтоуглубляло и делало более интимным контакт с аудиторией. "Долго молчал я,- говорит он в проповеди после возвращения с переговоров с Гайной, предводителемвосставших готов, — и вот опять, после немалого времени, пришелквашей любви. Ибо я общий для вас всех отец, а забота моя не толькоо стоящих твердо, но и о падших, не только о тех, кого несет попутный ветер, нои о тех, кого захлестывают волны, не только о тех, кто защищен, но и о тех, комугрозит опасность". Характерно и его обращение к своей пастве по возвращениииз ссылки: "Вы мои братья; вы моя жизнь; вы моя слава!".
Слава его как проповедника не убывала на протяжении всего средневековьякак в Византии, так и на Западе. Прозвище Златоуст он получил уже в VI в. в Европе.В VIII в. оно (по-гречески Хрисостом) прочно закрепилось за ним в Византии. Иоаннстал одним из знаменитейших ораторов средневековья, сравнимым лишь с величайшимиораторами древности — Демосфеном и Цицероном. Уже с V в. его проповеди переводятна латинский, затем на сирийский, коптский, армянский языки, позже распространяютна Балканах и Руси.
Таким образом, начало оформления духовной прозы в IV в. связанос именами «великих каппадокийцев», которые детально разработали лишь отдельныеее элементы. Завершил этот процесс Иоанн Златоуст, создавший общий стиль восточнойветви духовного красноречия.
 4. Ораторское искусство Древней Руси
С ораторской прозой Русь познакомилась в конце Х — началеXI в. на примере лучших образцов византийского и южнославянского красноречия. Послетого как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь, в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран. Теориюкрасноречия древнерусские книжники заимствовали из Византии, где существовала целостнаяи стройная система ораторских жанров. Творчество таких замечательных византийскихораторов, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и других, оказало большое влияниена развитие южнославянского красноречия, на вдохновенные речи Константина Философа,Иоанна, экзарха Болгарского, Климента Охридского. Киевская Русь, по существу, явиласьнаследницей греко-славянской риторической традиции.
Время рождения древнерусского красноречия — IX в. И в первыхже оригинальных произведенияхораторской прозы отчетливо проявляются триеехарактерные черты:
во-первых, несмотря на имевшиеся в распоряжении древнерусскихкнижников переводные византийские и южнославянские образцы, несмотря на заимствованнуютематику и приемы оформления ораторских сочинений, древнерусские авторы стремятсяпо-своему осмыслить факты действительности, выйти за пределы традиционной тематики,стать ближе к современности, к истории своего народа;
во-вторых, в истории древнерусского ораторства как бы отсутствуетпериод ученичества. Сочинения первых русских риторов — митрополита Илариона, ФеодосияПечерского, Кирилла Туровского — поражают совершенством формы, глубиной и оригинальностьюидей, новизной поэтических находок;
в-третьих, поскольку на Руси практика устного публичного выступленияне получила широкого распространения (это ни в коей мере не означает, чтоораторы вообще не выступали перед публикой), то речи создавались прежде всего какписьменные памятники, рассчитанные не на сиюминутное произнесение, а на чтение идлительное размышление. Вот почему авторы так часто обращаются к «слушающими читающим».
Таким образом, древнерусское красноречие, оставаясь в общем руслевизантийско-славянской традиции, является при этом шагом вперед в литературном развитиистран, близких между собой в вопросах государственного устройства, идеологии, культуры.
В ораторской прозе Древней Руси можно выделить две разновидности:красноречие дидактическое (учительское) и панегирическое (торжественное). Каждомуиз них соответствуют свои тематика, язык, художественные средства. Дидактическоекрасноречие обычно преследовало цели морального наставления, информации, объясненияновых понятий. Ораторы, ориентируясь на нуждающихся в поучении простых людей, стремилисьговорить просто, безыскусно, почти не прибегая к цитированию авторитетных источников.В этих сочинениях содержались требования скромности, трудолюбия, заботы о семьеи родителях, стремления к знаниям, отвращения от пьянства и т.д. Таким образом,ораторы ставили перед собой серьёзные задачи воспитания высоких моральных качестви идеалов гражданского служения. Памятникипанегирического красноречия былиприурочены к знаменательным датам церковной истории или посвящались событиям государственногозначения — успешному походу против врага, строительству собора и т.д. В пределахизбранной темы древнерусские авторы зачастую затрагивали важные вопросы внутреннейи внешней политики, государственного устройства, церковной и светской власти. Этипроизведения обращены прежде всего к образованным людям, которые способны постичьглубину идеи, оценить искусство мастера в разработке темы, насладиться красотойстиля, торжественного и витиеватого. Это достигалось применением сложных тирад,синтаксических конструкций, ораторы часто прибегали к игре однокоренными словами,вопросно-ответной форме изложения, риторическим вопросам и восклицаниям, использованиемвсевозможных тропов.
Классификация жанров древнерусскою красноречия сложна, но наиболеераспространенными былипоучение (для дидактических сочинений) ислово(торжественное красноречие). Последнее характеризуется следующимижанровыми особенностями:
слово в своей основе публицистично, его главные функции — воздействоватьна общественное мнение, выражать и пояснять потребности, которыми было занято обществов тот период;
автор слова — своеобразный «печальник Русской земли»,понимающий огромную ответственность за судьбу родины; при всем осознании своих личных«малости», «худости», «недостоинства» — традиционнохристианского выражения скромности — не может молчать, видя «великие настроениявека сего» пытается активно вмешиваться в общественную жизнь и учит как простыхлюдей, так и «сильных мира сего»;
церковнославянский язык и культовая предназначенность часто оказываютсялишь внешней оболочкой слова, под которой скрывается светское, мирское содержание;так, именно в этой форме на Руси впервые были высказаны многие политические идеи,сделаны открытия в области философии, эстетики, литературы.
Наиболее выдающимися представителями древнерусского красноречиябылимитрополит Иларион, Лука Жидята и Кирилл Туровский.
О жизни и судьбемитрополита Илариона известно крайнемало. Он по праву считался лучшим церковным оратором Древней Руси, IX в. По свидетельству«Повести временных лет» в 1051 г, великий киевский князь Ярослав Мудрый и собор русских епископов поставили Илариона, «русского родом», вмитрополиты. Это решение можно считать первым шагом к освобождению Русской церквиот административного влияния церкви Византийской" до того регулярно присылавшейна Русь своих митрополитов. К этому времени уже было создано «Слово о Законеи Благодати» (не ранее 1037 и не позднее 1050 г.). Сведения о дальнейшем пребывании Илариона на кафедре митрополита скудны. Известно лишь, чтов 1055 г. на это место вновьназначен грек по имени Ефрем, о судьбе жеИлариона никогда и нигде более не говорится.
«Слово о Законе и Благодати» (торжественное красноречие)достойностать рядом с лучшими произведениями византийского ораторского искусства.Митрополит, следуя правилам греко-славянского красноречия в области формы, композиции,поэтических средств, показал себя оригинальным мыслителем. Его произведение — этосвоего рода политическая декларация, подчеркнуто полемическое прославление Русскойземли, это стройное развитие единой патриотической концепции — независимости Русиот Византии, ее равноправия со всеми христианскими странами. Например, рассказываяо принятии русским народом учения Христа, Иларион ни словом не упоминает о том,что было это сделано под непосредственным влиянием Византии. Наоборот, он утверждает,что Русь по собственному желанию стала христианской страной и не нуждается нив чьей религиозной опеке: "Все страны благой Бог наш помиловал и насне отверг. Возжелал — и спас нас, и в понимание истины привел".
В «Слове» воздается хвала Владимиру Святославовичу(«Радуйся, во владыках апостол, не мертвых телом воскресил, но нас,душою мертвых, от недуга идолослужения умерших, воскресил! С тобой приблизилиськ богу и Христа — жизнь вечную — познали»), его сыну — Ярославу Мудрому,продолжившему дело отца, его славным делам, благовествующим о будущем, ещебольшем величин Русской земли. В заключительной части «Слова» похвалапереносится на конкретно-историческое событие — завершение постройки оборонительныхсооружений вокруг Киева.
В «Слове о Законе и Благодати» можно найти, пожалуй,все приёмы красноречия, к которым прибегали выдающиеся ораторы древности (метафоры,антитезы, повторы, риторические восклицания и вопросы). Есть в «Слове»и примеры ритмической организации речи: «То, что слышал ты, досточтимый,не для молвы оставил сказанное, не делом свершил: просящим подавая, падших одевая,голодных и жаждущих насыщая, больных всячески утешая, должников выкупая.».Много в «Слове» цитат из Ветхого и Нового Заветов. Язык этого произведения- книжный. Как отмечал сам Иларион, произведение это не для несведущих, а для«насытившихся сладостями книжными».
Если митрополит Иларион мог позволить себе обращаться к слушателямсо словами «преизрядно украшенными», то у его современника новгородскогопроповедникаЛуки Жидяты была иная аудитория. Проповедовал он в Новгороде- северном крае, где всегда с подозрением относились к словесным изыскам, характернымдля Южной Руси. Летописные сведения о нем скупы. Доподлинно известно, что в 1034 г. Ярослав Мудрый возвел Луку на епископскую кафедру Новгорода, а 1034 г. по ложному доносу он был осужден преемником Илариона митрополитом Киевским Ефремоми тригода содержался в Киеве, после чего был оправдан. Умер Лука Жидята в 1060 г.
Единственное дошедшее до нас произведение этого оратора — «Поучение к братии» — первое собственно русское произведение дидактического(учительского) красноречия. Для него характерна простота языка, строгость образов:"Не ленитесь в церковь ходить к заутрене, и к обедне, и к вечерне; и в своейклети прежде Богу поклонитесь, а потом уже спать ложитесь. В церкви стойте со страхомБожиим, не разговаривайте, не думайте ни о чем другом, по молите Бога всею мыслию,да отдаст он вам грехи. Любовь имейте ко всякому человеку, и больше к братии, ине будь у вас одно на сердце, а другое на устах, не рой брату яму, чтобы Бог тебяне вверг в худшую". В «Поучении» нет места отвлеченным философскимвысказываниям, стилистическим красотам. Лука хорошо чувствовал своих слушателейи понимал, что утонченные обороты способны лишь затемнить для этих людей истинныйсмысл евангельских истин.
Временем настоящего расцвета русского красноречия стал XII в.Самым знаменитым его представителем былКирилл Туровский. Известно, что Кирилл,сын богатых родителей, рано став монахом-аскетом, всю жизнь занимался чтением итолкованием христианских книг. Слава о нем шла по всей Туровской земле. По предложениюкнязя и при поддержке народа Кирилл был поставлен епископом в Турове.
Со времени крещения Руси прошло более ста лет. "Властителимира сего и люди, погрязшие в житейских делах, прилежно требуют книжного поучениям,- писал Кирилл Туровский. В то время многих верующих уже не удовлетворяло простоетолкование текстов Священного Писания: они хотели получать от искусства проповедникаудовольствие. Хотели слушать проповеди, составленные по всем правилам ораторскогомастерства. И этим требованиям в полной мере отвечали речи Кирилла Туровского. КириллТуровский является автором «Притчи о душе и теле», «Повести о белоризцеи мнишестве», «Сказания о чернородском чине», восьми слов на церковныепраздники, тридцати молитв и двух канонов (песнопений в честь святых). Ритмичностьи плавность языка, слог, насыщенный витиеватыми оборотами и изысканными сравнениями,образы, красочные, абстрактные и одновременно зримые, почти реально осязаемые, риторическаяамплификация (тема словесно варьируется, развивается во всех своих смысловых и эмоциональныхоттенках до тех пор, пока ее содержание не будет полностью исчерпано, в результатеона приобретает форму замкнутого в стилистическом отношении фрагмента — риторическойтирады) — таковы стилистичские черты произведений Кирилла. Вот как, например, утверждалКирилл Туровский важность духовных ценностей: "Сладки медвяные соты, и сахар- доброе дело, но добрее обоих книжный разум, ибо это сокровище вечной жизни".Если золотая цепь, унизанная жемчугом и драгоценными камнями, радует глаз исердце видящих ее, то тем более приятна "духовная красота, праздники святые,веселящие верные сердца и души освещающие".
Замечено, что картины природы у Кирилла Туровского складываютсяв определенную систему символов: весеннее обновление — Воскресение Христово, ветры- греховные помыслы, песни — цветы, которые святую Церковь украшают. Таким образом,жизнь природы наполняется высоким духовным смыслом.
Обращает на себя внимание и такая особенность творчества Кирилла,как смелое объединение в одно художественное целое элементов двух культур — византийскойи русской народной; двух поэтических систем — высокой риторики и устного творчества;двух языковых стихий — церковнославянской и русской. Так, в «Слове об артосе»описание весны по жизнеутверждающим, оптимистическим мотивам, постоянным эпитетам(весна красная, холмы высокие, ветры буйные и т.д.) близко к народным«веснянкам». Сопоставление ветхозаветных и новозаветных образов напоминаетв «Словах» Кирилла фольклорный параллелизм, при котором толкование сложныххристианских понятий переводится на народно-поэтический язык. Туровский епископдобавляет новые подробности к жизни Христа — в духе народных сказок представляетего скользящим по морю, ступающим по воздуху. С трагическими нотами русских народныхпричитаний перекликается горестная лирика плача Богоматери в «Слове об Иосифе».
Таким образом, опираясь на византийскую и русскую народную традицию,Кирилл Туровский создал свой неповторимый и оригинальный стиль, эстетическая значимостькоторого сопоставима со «Словом о полку Игореве». Современники именовалиКирилла, «Златоустом, паче всех воссиявшим на Руси», Видимо, не позднееXII в. он был причислен к лику святых, и не последнюю роль в этом сыграло его ораторскоемастерство.
Итак, эпоха средневековья дала миру таких великих проповедников,как Аврелий Августин, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Туровский, Таланти мастерство этих представителей духовного красноречия дают право поставить их водин ряд с величайшими ораторами античности — Демосфеном и Цицероном.
Список использованных источников
1. Красноречие Древней Руси (IX — XVII вв.). М., 1987.
2. Риторика. Курс лекций / Под ред. Л.А. Муриной. — Мн., 2002.
3. Курбатов Л.Г. Риторика // Культура Византии (IV — первая половинаVII в.). М., 1984.
4. Памятники византийской литературы IV — IX веков. М., 1968.
5. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья(конец V — начала VIII века).М., 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.