Факультет Моделированияи конструирования одежды
Курс 2007 год набора
Беляева ИринаВладимировна
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА № 1
Дисциплина: Культурология
Тема: «Религиякак феномен культуры»
Л.А. Закс
(Ф. И. О. преподавателя)
Датасдачи__________________________________
Результатк/р_______________________________ ______________
(дата возврата)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯИ ЕЕ ЦЕННОСТИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ КУЛЬТУРЫ
ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНЫЕВЕРОВАНИЯ В ПРОЦЕССАХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ
2.1 Религия икультура древних цивилизаций
2.2 Культура и особенности мировых религий
2.3 Христианство и культура
2.4 Религия и современная культура
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Религия всегда играла важную роль в духовной жизни человечества.
В отношении к культуре религию, веру рассматривают по-разному. Существуетатеистическая позиция, согласно которой религия – это мракобесие, “опиумнарода”, результат слабости человека, его невежества.
Так, Б. Рассел,утверждал, что нормальному культурному современному человеку не нужна вера вбога, сохранил бы из религии кое-что полезное для введения в рамки поведениялюдей [8, с.27].
Другая позиция состоит втом, что без религиозной веры, нет и не может быть настоящей культуры. Так, И. Ильинписал, что возможна нехристианская культура, но совершенно невозможна культурабезбожная, ибо: “… культура творится не сознанием, не рассудком и непроизволом, а целостным, длительным и вдохновенным напряжением всегочеловеческого существа, отыскивающего прекрасную форму для глубокогосодержания...” [3, с.34]. А это возможно, только когда инстинкт человека“приобщен к духовности в порядке любви и веры. Вера есть духовный языкинстинкта”. Ж. Маритен отмечал, что культура есть произведение духа и свободы,присоединяющих свое усилие к природному, и “Поскольку это развитие не только материально,но и принципиально морально, само собой разумеется, религиозный момент играетздесь главную роль...” [5, с.114].
Такая религиозная верасуществует прежде всего как вера в Бога. Именно Бог выступает как высшаяценность: как абсолютная истина, абсолютное добро, абсолютная красота, каксмысл человечности и человеческой свободы и, в то же время, как ее высшийпредел. Религия, вера в Бога оказывается при этом выражением живогочеловеческого чувства, возможности и необходимости единения людей, основанногона идеалах святости, справедливости, любви, милосердия. Только в отношении кэтой наивысшей ценности являются ценностями все остальные блага жизни икультуры.
Актуальность данной темысвязана с тем, что в последние десятилетия в нашей стране на всех уровняхнаблюдается движение к возрождению религиозной веры и ее ценностей. И такоевозрождение начало казаться чуть ли не панацеей от массового нравственногооскудения.
И вот уже появились первые симптомы активного насаждения религиозности.Это и введение Закона Божьего в некоторых школах, и попытка (в том числе ичерез средства массовой информации) установить тесную связь религии инравственности как прямую зависимость, в том смысле, что религиозность влияетна нравственность именно и только положительно, а отказ от веры в Бога якобынеизбежно ведет к безнравственности.
В данной работе рассматриваютсяследующие вопросы:
· сравниваются два уровня религиозной культуры со своимиспецифическими особенностями;
· рассматривается становление основных мировых религий какважной ступени развития культуры и цивилизации.
ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯИ ЕЕ ЦЕННОСТИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ КУЛЬТУРЫ
Любая религия обычновыражена в определенных обрядах и осуществляется через посредников: шаманов,пророков, священнослужителей. Связь эта воплощена в определенных ценностях –святынях, которым поклоняются верующие, а также в священных символах.
В любом религиозномсообществе существуют представления и предписания, касающиеся того, как долженверующий вести себя в его взаимодействиях с миром, с другими людьми. При этомрелигиозные моменты жизни так или иначе связаны с существующей эстетической ихудожественной культурой (в том, что касается форм выражения и воплощениярелигиозности в религиозных сооружениях, действиях, текстах), а также сморалью, нравственностью (в том, что имеет отношение к нормам поведения, оценкеи самооценке намерений и действий).
Все эти опосредования исвязи достаточно прозрачны и просты тогда, когда речь идет о родоплеменныхбожествах. В первоначальных моментах существования и культуры, и религии – почтинет зазора между внешним и внутренним, внутренним содержанием и его внешнимвыражением.
Все многократноусложняется, когда происходит оформление в отдельности религии, морали, науки иискусства и когда становится возможным их противопоставление друг другу:разрывы между красотой и верой, верой и нравственным чувством, верой и знанием.Когда Божество, с одной стороны, обретает более личностный характер и образ, ас другой стороны – все в большей мере становится Богом не этого малогосообщества, а в отношении к большим группам населения или даже ко всем людям.
Поэтому очень трудноговорить о культурном смысле религии вообще. Проще это сделать применительно книзшему уровню культуры. На этом уровне любая религиозная вера прежде всегополезна, удобна, выгодна для человека. Она необходима для комфортности егожизни, престижна в его кругу, может способствовать его успеху. Человек будет,скажем, ходить в церковь, молиться, выполнять религиозные обряды и даже вестисебя в соответствии с божественными заповедями потому, что ему от этого лучше живется.Но в тех случаях, когда религиозные предписания начнут мешать его делам, егокомфортному бытию, они легко могут быть отринуты, проигнорированы.
На втором уровнерелигиозная вера выступает как раз в её самоценности. Человек испытываетпотребность в Боге, в вере в него, безотносительно к жизненным благам. Бог длянего – действительно высшая ценность, а религиозные ценности – приоритетны вотношении ко всем другим. Религиозная вера во всех ее проявлениях выступает какнормальное бытие. Религиозные обряды, ритуалы выполняются в соответствии сэтим. Религиозные заповеди, предписания воспринимаются в качестве обязательныхдля выполнения, ибо это ведет к спасению души, которое более ценно, чемудовольствия или практический успех.
На этом уровне возможнадействительная истовость веры, которая может доходить до фанатизма. Вера наэтом уровне требует всего человека.
Именно на этом уровнерелигиозная мораль и религиозное искусство считаются высшими в сравнении слюбыми светскими проявлениями нравственной и эстетической культуры. И вообще,для людей этого уровня весь смысл жизни и культуры сосредоточивается в Боге ивере в него.
На этом уровне вера какдолг, как норма, как осознаваемая высшая ценность может входить и входит впротиворечие с чувствами, желаниями, стремлениями человека, которыеистолковываются другими или же им самим как грешные, ведущие к ослаблению веры.И эти желания, стремления, чувства оказывается необходимо подавить во имя веры.Точно так же в этом случае оценивается человеком отношение других людей к Богуи к вере.
На высшем уровне культуры религиозная вера индивидуализована, глубокосодержательна и духовно высока. Бог на этом уровне – это возвышенный идеал исамая глубокая доминантная ценность человека. Вера выявляется прежде всего какчувство осмысленности жизни, ее продолженности в вечность. Речь идет обосмысленности жизни вообще и, в частности, собственной жизни, направленной кБогу. Направленной не потому, что так удобно человеку, не потому, что такованорма его бытия, а потому, что таково его искреннее желание, внутреннеестремление. И эта направленность к Богу обща, но не абстрактна. Дляхристианина, например, она выражена в любви к людям. Идеал веры на таком уровневоплощен в образе Иисуса Христа, Богочеловека.
Для такого уровнярелигиозной культуры характерна внутренняя устремленность человека к единению сБогом, к слиянию с ним. Но, во-первых, такого уровня, если и достигают, тонемногие. Во-вторых, и у этих немногих возникают сложные и порой трагичныепроблемы. Люди, хотя бы приближающиеся к такому уровню культуры, часто вступаютв противоречие с официальной религиозностью, с церковью, религиозной традицией.
Человек описываемого уровня культуры остается как быодин на один с Богом, без посредников-священнослужителей. Но стремление слитьсяс Богом и жить по-божески в небожеском мире трагично во всех отношниях. Оченьостро это чувствовали датский мистик XIX века Серен Кьеркегор, а е, в ХХ веке,немецкий философ Мартин Хайдеггер. Невозможность слиться с Богом, невозможностьжить в этом земном мире по истине мира другого, приводит к порывам отчаяния, кглубокой, хотя и мудрой скорби.
ГЛАВА2. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ В ПРОЦЕССАХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ
В самую древнейшую эпоху,когда человек еще становился человеком, уже существовали некие предметы,объекты, которые трудно назвать божествами в более поздних смыслах, но которыебыли значимы для жизни людей ничуть не менее, чем боги, и которые являлисьпредметами веры и поклонения, хотя и не безусловного (тотемы, фетиши,талисманы, обереги, амулеты и т.д.).
Появление веры в такназываемые “потусторонние”, сверхъестественные силы нередко пытались позжеобъяснить слабостью человека перед силами природы, его зависимостью от них,страхом, невежеством. Что-то от истины в такого рода объяснениях есть, ноименно что-то и не более. Дело в том, что первичные верования вовсе не являлисьверой в потустороннее и сверхъестественное. Древнейший человек характеризовалсяочень слабой выделенностью из природы, слабой противопоставленностью ей.Фундаментальное различие в отношении современного и древнего человека к окружающемумиру состоит в том, что для современного – мир явлений (именно окружающий!)есть в первую очередь “Оно”, а для примитивного, древнего человека он есть“Ты”.
Современный человекразличает мир одушевленный и неодушевленный, живой и неживой. А для древнегочеловека – неодушевленного мира не существовало. Жизнь была везде: в человеке,звере, растении, камне, в ударе грома, блеске молнии, шуме ветра.
Родоплеменная организацияжизни людей постепенно, по мере своего развития, несколько изменила характерверований. Возникли устойчивые культы и ритуалы. Причем при закреплении ихзакреплялись отличия в культах и ритуалах одних групп людей от других. Развитиеверы в единых для рода или племени животных или растительных предков, с однойстороны, отразило возникшую социальную организацию, а с другой, само явилось социальноорганизующим и цивилизующим моментом. То же можно сказать и о культе вождей и овыделении жрецов (шаманов, колдунов), как особых людей, общающихся с предками идухами. Шло постепенное относительное отделение мира людей от другого,окружающего их мира, а также мира этих людей от мира людей других. Появилисьпредставления о своих и чужих предках, божках, духах и об их возможныхстолкновениях, о большем или меньшем их могуществе.
2.1 Религия и культура древних цивилизаций
Это было время, когдалюди начинали осознавать свою выделенность из природы и отдельность от другихлюдей. Древние египтяне преобразовали, окультурили долину Нила, и ужеразличали, с одной стороны, “людей”, а с другой не только животный ирастительный мир, но и ливийцев, азиатов, африканцев. Люди отличались и отбогов, ибо людьми считались те, кто жил в Египте, одевался и вел себяпо-египетски.
В то же время отдревности долго оставалось представление о том, что люди, боги и другиеэлементы вселенной – единосущностны. Небо могло мыслиться и как корова и какженщина. Бог мог предстать в виде сокола, крокодила. Все явления природы былиразными, но имели как бы одну основу и могли переходить из одного состояния вдругое. И мерки человеческого поведения становились точкой отсчета дляпонимания внечеловеческих явлений лишь потому, что они были известнее, ближе,понятнее. И боги вели себя, как люди, бывая то благосклонными, то враждебными,то равнодушными.
Верования помогали житьлюдям, свободным от инстинктивных программ поведения. Они помогаливзаимодействовать с окружающей средой и упорядочивать отношения между людьмивнутри сообществ. Они задевали ориентиры поведения и формировали саму жизньсообщества и жизнь индивида в сообществе.
Таким образом, верованиястали элементом устойчивости человеческих отношений с миром и, в то же время,формами (ритуальными, культовыми) цивилизованной жизни, отличной отживотно-растительного существования и, все более, от первобытнодикого. И в этомсмысле процессы цивилизации и окультуривания жизни в общем совпадали, т. е.верования были моментом становления и цивилизации и культуры.
Высший же уровенькультуры, т. е. собственно культура (в том понимании, о котором шла речь выше),даже в древних цивилизациях, уже не говоря о более ранних периодах, становитсявозможным не сразу, далеко не для всех и далеко не полностью.
Ведь выход на этотуровень, во-первых, предполагает появление ценностей, не замкнутых наполезности, практически не сводимых к норме, к должному и, тем не менее,выражающих то, чего страстно желает, к чему стремится отдельный человек, чтостановится его идеалом. Во-вторых, уровень полноценной культуры предполагаетналичие высокой (не утилитарной) ценности отдельного человека в обществе, вкотором человек мог бы выступать в качестве высшей ценности для другогочеловека.
Но языческие верования,даже самые прекрасные (типа греческой олимпийской религии), были, в общем,неустойчивы в отношении к очеловечиванию человека. Дело не в том, что онисохраняли возможность человеческих жертвоприношений, не в грозности,неумолимости и порой жестокости многих языческих божеств. В языческихверованиях не было устойчивых представлений об идеальной жизни, как о жизнипрежде всего духовной. Древнеязыческие религиозные верования все же былиориентированы на более или менее прагматичное бытие. О спасении души верующего,а тем более всех верующих, не было и речи, так же, как и о духовном единениилюдей, в этом мире или в ином. В языческих верованиях не было заложено представленийо смысле человеческой жизни, как о жизни приобщенной к вечному духовному бытию.
2.2 Культура и особенности мировых религий
религиякультура цивилизация
Монотеизм, т. е. религии,основанные на вере в единого Бога, появляется в истории человечества вслед заполитеизмом, многобожием. В разных регионах земли развиваются разные вариантымонотеистических верований, среди которых наиболее широкое распространениеполучили буддизм, ислам и христианство. Во всех этих религиях утверждаетсявозможность обретения человеком блаженного состояния, приобщения его квечности, к истинной жизни. При этом земное существование человека видится какнекий переходный момент, значимость которого оценена по-разному в каждой из указанныхрелигий и даже внутри каждой из них в разные исторические периоды.
Так, для буддизмаисходным стало то, что жизнь в мире полна страданий. Источник страданий – этосамо рождение человека, а смысл и характер каждого нового рождения определяютсяпоступками, совершенными в прошлой жизни. Тяга к земным благам осложняетсуществование, ведет к недостойным поступкам и, таким образом, предопределяетнесовершенство новых воплощений человека, цепь которых непрерывна. Надоразорвать эту цепь, уяснив иллюзорность этой жизни, и достичь истинного знания,истинного существования, освободившись от земной суеты.
Состояния нирваны достичьтрудно. И от простого буддиста требуется меньше: быть правдивым, щедрым,заботиться о монахах и учителях, стараться не делать зла, не иметь злых помыслов.Тогда он будет лучше жить на земле и получит надежду на блаженство в грядущем.
В целом можно говорить,что буддизм (в сравнении с языческими религиями) проявил в себе изменениеотношения “человек – бог”, воплотил тенденцию к духовному единению людей черезодну веру, к обретению ими единого смысла жизни, единых норм человечности,единых ценностей бытия. И буддизм стал важным моментом культуры огромногорегиона.
То же самое, хотя и подругому, выразилось в развитии ислама и христианства. Разница между религиямиоказалась существенной, ибо в ней сказалось различие между людьми Юго-ВосточнойАзии, Ближнего Востока и средиземноморско-европейских областей.
Различие определилосьразной природной средой и разной историей, разницей в типах развивавшихся культур.Общества Средиземноморья, Европы, даже славянского мира и Арабского Востокаоказались более динамичными, подвижными. Юго-Восток Азии был болеетрадиционным, консервативным, с очень медленным развитием производства, основойкоторого было примитивное сельское хозяйство в условиях, требовавшихпостоянного кропотливого труда для обеспечения жизни. По-видимому,представления о круговоротах, циклах, перерождениях, о том, что всеповторяется, а в сущности, все есть одно, шли от видения круговоротов в природе,природной цикличности, столь важной для такого сельского хозяйства. И этипредставления проецировались на все бытие, в том числе и на человеческую жизнь.
Тяжесть труда и быта, ихнеизменность, продуцировали мысли о самоограничении, о стойком покое, покое какблаженстве. Юго-азиатскому Востоку были присущи: относительно недвижнаяэкономика, четко фиксированная сословность, ритуальность, церемониальностьповедения, созерцательно-мистичное отношение к миру, сочетавшееся с мелочнойрегламентацией жизни.
Однако на цивилизацииБлижнего Востока с определенного момента начали больше влиять именно культурысредиземноморского бассейна и его окружения. Ислам как мировая религия развилсяне без воздействия христианства, но и на основе местных ближневосточных религиозныхкультов, повлиявших еще ранее на культуру Древней Индии и на появлениехристианства (зороастризм, иудаизм).
Родоначальник исламапророк Мухаммед пришел к убеждению, что все в мире суета, кроме единого Бога.Пророк понял и необходимость внесения крупных изменений в нравственную иправовую сторону жизни арабов. Бог являлся ему и во сне и наяву. Бог самсообщил ему, что он пророк. От Бога пророк получил возможность дать людям Коран(Чтение). Аллах оказался богом более единым, чем у христиан (нет Троицы). УАллаха исходно не было человеческих черт. И человек, согласно исламу, несотворен по образу и подобию Бога. Человек зависим от Бога во всем и не можетвлиять на него: ни рассердить, ни обидеть.
Исламский Бог –абсолютная ценность, которая выше всего, в том числе и всякой нравственности.Хорошо то, что предписано Богом; плохо то, что им запрещено. Воля Аллаха – этои есть единственное добро. Нравственные законы и нормы провозглашаются какбожественные заповеди и становятся, таким образом, обязательными для всехправоверных. Добродетель может быть вознаграждена, ибо и это в воле Аллаха. Ипосле смерти, по его воле, оказывалась возможной новая жизнь: блаженная дляодних и невыносимо ужасная для других, злых и порочных.
При всех различиях вразных вариантах Ислама (шииты, сунниты и др.) для него характерно изначальноеединство религии и права, оформленных норм поведения. Законы провозглашаются отимени Аллаха, но следят за их исполнением правители. Ислам регламентирует жизньлюдей. Известно, как надо судить, как наследовать, как торговать, как вступатьв брак и т. д. При этом существуют разные толкования Корана и, в общем, естьислам как бы для избранных и его бытовые варианты.
Поведение в обыденнойжизни регулируется Шариатом – комплекс религиозно-юридических норм, принципов иправил, соблюдение которых означает праведную жизнь, угодную Аллаху. В массовомсознании Шариат воспринимается и как Божественный Закон, и как образ жизнимусульманина.
Симптоматично и то, чтони в одной из этих религий нет богочеловека.
2.3 Христианство и культура
Христианство, третья израссматриваемых мировых религий, отличается именно верой в Иисуса Христа, некак в пророка, а как в Богочеловека. Как известно, христианская Троицапредставляет собой единство Бога Отца (Вседержителя, творящего, судии и т. д.),Бога Духа Святого (от Отца исходящего) и, наконец, Бога Сына, Иисуса Христа,единосущного с Богом Отцом и Богом Духом Святым, и, в то же время, являющегосявоплощением божеского в человеческом. Последнее очень важно. Ведь христианствонедаром называется по имени Христа. Христос – это Богочеловек, побеждающийсмерть, воплощающий надежды на коренное изменение мира, на преодоление его язв.
Для христианства историяесть направленное движение. Христианская история есть однократный,неповторимый, определенный в конечном счете Богом процесс, который имеет четкоеначало (сотворение), а также конечную цель – приход Мессии, Страшный Суд.Содержание же этого процесса – драма человека, отпавшего от Бога, впавшего вгрех, которому потустороннее вечное блаженство может дать лишь милость Божия.
А эта милость может бытьдарована только, если имеешь веру в Спасителя, а также в Церковь как носителяверы. И судьба каждого человека, таким образом, является моментом судьбычеловечества.
При всех отличияхразличных направлений христианства (католичества, православия, протестантизма)– незыблемой остается вера в единого Бога, вера в Спасителя. Христианский Бог –единый, всемогущий, всеблагой – дает надежду на спасение любому человеку: иуниженным, бедным, несчастным, и знатным, могущественным. И не толькоправедникам, но и грешникам, Условие одно: вера в Христа Спасителя, и длясогрешившего – искреннее раскаяние, покаяние. Христианский Бог – не простотворец и владыка всего, отстоящий от людей, но Бог, ставший Богочеловеком,пострадавший за грешных людей, и своей болью, своей смертью спасающий каждого.Всем страждущим он дает надежду и утешение. Каждая душа соотносится с Богомчерез веру, посредством молитвы. И в то же время жизни людей придается всеобщийсмысл. Земная жизнь становится моментом небесной истории, вечногосуществования. Люди, их души обретают бессмертие. И именно в связи друг сдругом. Ибо спасение души обеспечивается на земле не только через внутреннююверу, молитву, но и через действенное отношение человека к другим людям, черезповедение.
Христианствомутверждаются всеобщие нормы нравственности, которые надо соблюдать. И если вМоисеевых ветхозаветных заповедях нормы эти в основном запретительногохарактера (не убивай, не прелюбодействуй, не кради и т. д.), то в Новом Заветеони дополняются. Человеку предписывается, не творя зла и не противясь злусилой, – любить даже врагов, прощать, не судить других людей, творитьмилостыню, быть милосердным, и вообще стремиться быть совершенным, каксовершенен Отец Небесный.
В христианскоммировоззрении держится убеждение, что Бог будет судить о человеке по делам его.Зло будет наказано, за него воздастся. Но и добро будет оценено. Даже если былиотступления от идеала христианского поведения, всегда возможно искупление,можно заслужить прощение, если не на земле, то на Небе. Промысел Божийсуществует для людей вообще. Но каждый в каждом случае имеет-таки возможностьвыбрать – путь греха или путь спасения.
В земной жизни, вусловиях физического и социального неравенства людей, живущих в мире полномлжи, несправедливости, горя и зла, мировые религии утверждают, что все людиисходно равны, что у каждого есть возможность иной, более совершенной жизни. Вусловиях причинно- следственных и социальных зависимостей, человеческогорабства и буддизм, и ислам, и христианство по-разному провозглашают иотстаивают свободу духа. Свобода эта – не своеволие, не произвол индивида.
2.4 Религия и современная культура
Неоднозначность оценокрелигии в качестве явления культуры на сегодняшний день совершенно очевидна.Обожествленный разум человека как бы исчерпал веру в конкретного Бога.
В ХХ веке для многих изтех, кто хотел бы сохранить религию, возродить религиозность, божество как быустраняется, или становится просто безличным воплощением высших духовныхценностей, необходимых для обеспечения гармонии в обществе.
Мыслителями ХХ века былпроизнесен приговор традиционной религии. Но это был приговор и традиционнойкультуре в целом, старой морали, прежним эстетическим представлениям. При этомпонимание религии, то вроде бы кардинально изменяется, и она начинаетописываться как “осознанная до конца вера в идеальные ценности” (С. Франк). Итогда она фактически отождествляется со вполне светской культурой на ее высшемуровне. То утверждается, что в наше время вся человеческая культура должнаслужить задаче строительства дома Божьего [10, с.81].
Но и в том и в другомслучае сохранение человеческой культуры, ее смысл, ее развитие ставятся взависимость от веры.
К ХХ веку, быладостигнута высокая степень абстракции ценностей жизни, определяющих ее смысл:абстракции Бога (будь то Христос, Будда или Бог мусульман), абстракцииидеального типа общества (будь это коммунизм или Всеединство Вл.Соловьева),абстракции идеального Человека (или группы, слоя, класса). И именно в этотисторический момент появилось странное представление о том, что Бог умер. Ф.Ницше, ярче всех выразивший эту странность, был, по-видимому, более прав, чемдаже сам предполагал.
Если это так, то выбормежду верой и неверием должен быть сделан обязательно и конечно, в пользу верыв Бога.
Но, во-первых, вера вБога так же, как и вера в коммунизм, вовсе не гарантия нравственногосовершенства, а неверие вовсе не непременный признак безнравственности. Самаяискренняя вера в ценности абсолютного порядка как раз и вела чаще всего кстрашным результатам в жизни общества.
Нужна ли в перспективечеловечеству вера в единого Бога? О перспективе говорится не за тем, чтобыпогадать: так будет или этак. А затем, чтобы думая о сегодняшних шагах, которыепредпринимаются обществом через государственные или иные организации, незабывали о будущем, том будущем, при котором в едином человечестве сохранятсяочень и очень разные люди и даже разные их группы. Что же в качестве идеаламожет их объединять, какие ценности могут быть основой разнообразного, богатогоединства, к чему-то направленного и осмысленного? Таким идеалом, такой высшейценностью и мерой может быть только отдельный человек. Его жизнь, еготворчество, его свобода – это и есть смысл жизни, творчества и свободычеловечества.
Признание ценностиличности, ее прав, свобод сверхприоритетными характерно для конца ХХ века. Нохарактерно и то, что оно имеет в основном, так сказать, теоретико-утопическийсмысл, смысл благого пожелания. Мы все еще не в состоянии обеспечить уровенькультуры общества, достаточно высокий для того, чтобы отдельный человек,воспитываясь, выходил на такой уровень. Это относится и к нравственной, и кэстетической культуре.
Естественно, что оченьмногое зависит от того, каким становится человек в процессе воспитания, чтопробуждается в нем, что становится устойчивым. Что ставится на место ценностейпрежних поколений, на место прежних богов, прежних идолов. Как отмечал Э.Фромм: “Идолами бывают не только изображения в камне и дереве. Идолами могутстать слова, машины, вожди, государство, власть и политические группы. Наука имнение ближних тоже могут быть идолами; для многих идолом стал сам бог” [11,с.217]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку вера в Бога (покрайней мере в мировых религиях) видится в качестве осмысляющей,облагораживающей, одухотворяющей силы, то кажется очевидным, что религия непросто феномен культуры, а необходимый элемент ее высшего уровня. Но этаочевидность – только следствие того, что религия рассматривается в качествеидеала, при отбрасывании всех внутрирелигиозных противоречий, при забвениитого, как каждая из религий реализуется в неидеальном мире, при отвлечении отвопросов об основании веры и о различиях между религией как идеальной верой ирелигией как верой социально-организованной и оформленной в конкретной церкви,в конкретных культах, в окостеневающих формах, в попытках консервации духа(вместо его развития).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большаков В. П. Культура как формачеловечности. Учебное пособие. – М., 1996.
2. В преддверии философии. – М.: Наука,1984. Ильин И. Собр. соч. – М.: Русская книга, 1993. – Т.1. –
3. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. –М.: Прогресс, 1983.
4. Маритен Ж. Философ в мире. – М.:Высшая школа, 1994.
5. Планк М. Религия и естествознание //Вопросы философии. – 1990. – № 8.
6. Православие и новая духовность. –Рига: Центр. Совет Древнеправославной Померанской Церкви Латвии 1992.
7. Рассел Б. Почему я не христианин? –М.: Политиздат, 1987.
8. Суждения и афоризмы. – М.:Политиздат, 1990.
9. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. – М.:Республика, 1994.
10. Франк С.Культура и религия // Философские науки. – 1991. – № 7.
11. Фромм Э.Психоанализ и религия. В кн.: Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1987. – С. 217.