Реферат по предмету "Культура и искусство"


Развитие знаний о живой природе в период эллинизма

Федеральное агентство по образованию
Развитие знаний о живой природе в период эллинизма
Реферат
Саратов-2007

Содержание
Введение
1. Историческая справка
2. Мыслители периода эллинизма
2.1 Герофил
2.2 Эразистрат
3. Мыслители Древнего Рима       
3.1 Лукреций Кар
3.2 Гай Плиний Старший
3.3 Клавдий Гален
Заключение
Список литературы

Введение
римскийпамятник эллинизм мыслитель
Период от смертиАлександра Македонского до завоевания Греции и Ближнего Востока Римом принятоназывать периодом эллинизма. Этот период характеризуется установлениемгреческого господства на Ближнем Востоке и взаимодействием двух культур:греческой и восточной. Центром научной мысли сделался Египет, правителькоторого Птолемей II основал вАлександрии библиотеку и музе. Этот «александрийский период» в развитии наукипродолжался три последних столетия до н.э. Александрийская библиотека сгорела,и до нас дошли только небольшие фрагменты из произведений двух ученых тоговремени – Герофила и Эразистрата.
После этого первенство визучении живого мира переходит к Риму. В Риме в условиях обширного государства медицина получилазначительно большие возможности развития, чем в других восточныхрабовладельческих государствах с их более низким уровнем производительных сил,с их патриархальными пережитками и чем в Древней Греции, раздробленной на рядмелких городов государств. Кроме медицины в Древнем Риме активно развивались идругие прикладные аспекты биологии, например, сельское хозяйство искотоводство. Одними из крупнейших ученых того времени были Лукреций Кар,Плиний Старший и Гален.

1. Историческая справка
После его смерти. В 323г.Умирает Александр. После его смерти начинается жестокая междуусобная война междунаследниками Македонской монархии, во время которой множество греческих ученыхбежит в Египет, где упрочивается династия Птолемеев, царствовавшая в течение300 лет: с 301 г. до нашей эры — это год окончательного распада «Великоймакедонской империи» — по 29 год нашей эры. Первые три Птолемея – Лаги,Филадельф и Эвергет – продолжают завоевательную политику Александра: стремлениек экспансии, развитие внешней, по преимуществу морской, торговли и торговликараванной в пределах Африки и Аравии, занимают в этой политике первостепенноеместо. Но вместе с развитием экономики идет и развитие культуры какматериальной, так и духовной – особенно при первых трех Птолемеях, оказавших нетолько приют, но и покровительство представителям греческой философии, какнауки и искусства. Египет эллинизируется, а Александрия, как впоследствии Рим,становится на долгие годы главным центром распространения античной культуры навесь тогдашний цивилизованный мир: здесь были созданы две знаменитыебиблиотеки. Установка причинной взаимосвязи между явлениями природы, изучениеих закономерности рассматривается как основной постулат научного исследования.Естествознание направляет все свои усилия на изучение конктретных данных ивыводов, непосредственно вытекающих из этих данных. Исследование, носившее дотех пор по большей части случайных характер, направляется теперь поопределенному руслу в зависимости от той конкретной задачи, которую ставит себеисследователь. На помощь наблюдению для большей точности и для проверки егоприходят измерительные и иные инструменты, дающие возможность производить икое-какие эксперименты.
Александрия, столицаЕгипта, была основана в 332-331 до н.э. Динократом Родосским по приказуАлександра Македонского. Это был крупнейший город эллинистического мира. Впериод расцвета численность населения в нем достигала миллиона человек.Значительного развития достигло в Александрии изготовление книг, чемуспособствовала монополия Египта на папирус. В начале 3 века до н.э. ученикАристотеля Деметрий Фалерский основал в Александрии Музейон (храм муз) — одиниз главных научных и культурных центров античного мира. Это был древнейшийуниверситет, в котором обучалось одновременно несколько сот студентов. ВМузейоне работали ученые многих областей знания, приглашенные из различныхстран средиземноморья.
Там же былаАлександрийская библиотека – крупнейшая библиотека древности, насчитывавшая до700 тысяч томов. В библиотеке работали многочисленные переписчики. Кромепроизведений древнегреческой литературы и науки, составлявших ее основу,имелись и книги на восточных языках. В период Александрийской войны в 47 годудо н.э. библиотека пострадала от пожара, однако позднее она была восстановленаи пополнена за счет Пергамской библиотеки. В 391 году н.э. при императореФеодосии I большая часть Александрийскойбиблиотеки была уничтожена христианами-фанатиками. Последние ее остатки погибливо время завоевания Египта арабами.
В отличие от афинскогопериода развития науки, для которого характерно доминирование философии,александрийский период характеризуется развитием конкретных наук – математика,механика, астрономия.
После превращения Египтав Римскую провинцию Александрийская медицинская школа просуществовала несколькостолетий, но утратила свой прогрессивный характер. Известные успехи былидостигнуты лишь в области медицинской ботаники.
Рим – было грандиозное,мировое государство, простершее свою руку далеко на Запад и Восток и создавшеесвою территориальную мощь непрерывными войнами. Но ни эти непрерывные войны, нивосстания рабов не остановили роста латинской культуры, оплодотвореннойкультурой Эллады. Памятники научной литературы эпохи Римской республикинемногочисленны. Древних римлян мало интересовала философия, популярностьюпользовались труды, посвященные практическим вопросам. В биологии римлянинтересовали вопросы сельского характера и медицины. В ботанике римлян занимаетразведение растений, полезных в различных отраслях экономики, житейскогообихода и врачебного искусства. То же и в зоологии. Тут больше всего уделялосьместо животным, участвующим в цирковых представлениях и триумфальныхторжествах, а затем бойцовым и охотничьим птицам и наконец всякой съедобнойтвари, имеющей прямое отношение к поварскому искусству, — голубям, павлинам,фазанам, оленям и др.
Выдающиеся люди этойэпохи – Цицерон и Плиний Старшний – склонялись к стоицизму. А в числе крупныхпо уму и таланту эпикурейцев на самом видном месте надо поставить Лукреция,Горация и Плиния Младшего.

2. Мыслители периодаЭллинизма
2.1 Герофил
Герофил (ок. 300 до н.э.– неизв.) – врач Птолемея II. Герофилизучал строение человеческого тела и сравнивал анатомическое устройствочеловека и животных. Ему обязаны анатомия, а частью и физиология человека. Ондает название двенадцатиперстной кишке, отличает легочную вену от остальныхвен, именуя ее артериальной веной, открывает подъязычную кость, устанавливаетразницу между связками и сухожилиями, с одной стороны, и нервами – с другой,дает довольно подробное описание головного мозга и недурное для его времениисследование о глазе; он наконец отмечает синхроничность между биением сердца ипульсацией крупных артерий и, что особенно важно, высказывает предположение оспециальной функции нервов как аппаратов движения и ощущения. Особеннотщательно он изучал нервные центры и нервы, при чем последние подразделялись имна починенные воле и воле неподвластные. Герофил установил, что мозг являетсяцентром нервной системы, и рассматривал его как место сосредоточения умственныхспособностей. Герофил считается первым греком, который начал практиковатьвскрытие человеческих трупов.
2.2 Эразистрат
Наряду с Герофилом,ведущим представителем Александрийской медицинской школы был Эразистрат(304-250 до н.э.) – ученик Теофраста и, по свидетельству Плиния, потомокАристотеля. Эразистрат в своем понимании жизнедеятельности тела исходил изпредставления, что каждый орган является системой, состоящей из трех элементов– вен, артерий и нервов. В александрийскую эпоху и еще долго спустя считали,что нервы имеют вид трубок и что в их полости циркулирует некоторое вещество,гипотетический нервный флюид, подобно тому, как кровь циркулирует в артериях ивенах. Эразистрат установил различие между большим и малым мозгом (мозжечком).Он обратил внимание на извилины мозга человека и животных и связал их большуюсложность у человека с его более развитым интеллектом. Полагают, чтоЭразистрату было известно различие между передними и задними корешкамиспинно-мозговых нервов: связь передних корешков с работой мышц, а задних свосприятием ощущений. Ему же приписывают открытие трехстворчатого клапана. Онсчитал, что в организме имеются две системы сосудов: одна – венозная, «кровяная»,связанная с правой половиной сердца и заключающая в себе кровь, а другая –артериальная, «воздушная», несущая в себе воздух и пневму, которые поступают излегких в левую половину сердца. Подобно Герофилу, он производил вскрытиечеловеческих трупов, а также делал живосечения на преступниках (нередко вприсутствии сирийского царя, придворным врачом которого он долгое времяявлялся).
Труды анатомовАлександрийской школы не сохранились и известны лишь по изложению в трудахГалена и Целия Аврелиана.

3. Мыслители ДревнегоРима
3.1 Лукреций Кар
Блестящим представителемантичного материализма, не только пропагандировавшим, но и развивавшим идеиДемокрита, был римский поэт и философ Лукреций Кар (99-55 или 95-51 до н.э.).Он является автором поэмы «О природе вещей» (De rerum natura). Поэма состоит из шести книг; последняя из них незакончена.
 Созданная под тройнымвлиянием – Эмпедокла, Демокрита и Эпикура – философия Лукреция не можетсчитаться оригинальной; автор «О природе вещей» несмотря на выдающийся ум былне столько самобытным мыслителем, сколько блестящим и многостороннеобразованным популяризатором, что не мешало ему по целому ряду вопросов иметьмного своих собственных соображений.
В бессмертной поэме «Оприроде вещей» Лукреций утверждал бесконечность вселенной и допускалвозможность жизни на других, отдаленных от Земли мирах. Природа, по мыслиЛукреция, никем не создана и управляется присущими ей самой законами.
Если усвоил ты это,должна пред тобою природа
Вечно свободнойпредстать, не подвластной властителям гордым,
Движимой волей своей, отбогов независимой вовсе.
Мир материален, все телаприроды состоят из атомов («первичных телец») и повержены изменениям. Следуя заЭпикуром, Лукреций особенно подчеркивал и развивал мысль о спонтанномотклонении атомов друг с другом, что в свою очередь являлось источникомобразования новых тел природы.
Их естественное,самопроизвольное возникновение Лукреций распространял и на живые существа,которые по его мнению. Зарождаются из земли под влиянием влаги и солнечноготепла.
Краской зеленой цветущие всюду лугазаблистали.
Вслед же за этим назначено было различным деревьям
В воздух открытый расти,состязаясь усердно друг с другом.
Животные, согласноЭпикуру (учение которого развивал Лукреций), возникли из растений. В частности,он думал, что бабочки – это цветки, оторвавшиеся от стеблей и получившиеспособность летать по воздуху. Сходно с Демокритом и Эпикуром представлял себеЛукреций возникновение сначала бесчисленных уродливых, неприспособленных кжизни живых существ, и потому погибавших, а затем наряду с ними появлениетаких, которые могли нормально осуществлять необходимые для жизни функции –движение, питание, защиту от врагов и размножение.
Много диковин и чудищземля создала в этом роде.
Но понапрасну! Природаразвитие им преградила,
Сил не хватало у них,чтобы зрелости полной достигнуть,
Чтобы достать себе корм исходиться для дела Венеры.
Развитие организмаЛукреций представлял себе как результат смешения мужского и женского «семени»,причем это смешение обусловливает передачу потомству признаков, присущих отцу иматери.
Также случается часто,что дети походят на предков
Дальних и прадедоввоспроизводят черты родовые
В силу того, что вродительском теле бывает порою
В виде сокрытом большоеколичество телец первичных,
Кои к отцу от отцапереходят от первого предка.
Вот почему производитВенера различие в лицах
И придает иным голос,фигуру м волосы предков.
Лукреций представлялсебе, будто первые люди появились из выросших на земле «маток».
Выросли некие матки,корнями к земле прикрепившись,
Кои раскрылись, когда ихзародыши в зрелую пору
От мокроты захотелибежать и нуждались в дыханьи…
Психическую жизньчеловека Лукреций объяснял материалистически. Душа человека, по его мнению, каки все в мире, состоит из мельчайших и наиболее подвижных «первичных телец», онанеразрывно связана с телом и смертна, подобно последнему.
…Вместе с телом родитсядуша, как сказал я уже выше,
Вместе растет и подбременем старости вместе же гибнет.
Ощущения, по мыслиЛукреция, являются следствием отделения от воспринимаемых чувствами тел«первичных телец», достигающих органов чувств. Приятными или, наоборот,неприятными для глаза, уха, органов обоняния и вкуса ощущениями являются те,которые порождаются в первом случае нежными и гладкими, а во втором случае –грубыми тельцами. Так, на уровне современных ему представлений Лукреций пыталсяустановить закономерную связь между объективным миром вещей и субъективнымивосприятиями организма; пытался слить воедино оба эти мира, немыслимыераздельно, вне взаимозависимости .
Не удивительно, чточеловек с таким размахом мысли пользовался глубокой симпатией не только вкругах римской интеллигенции, но и в далеком потомстве.
3.2 Гай Плиний Старший
Гай Плиний Старший (23-79н.э.) Был свидетелем жизни и правления нескольких императоров. Занималсяобщественной и административной работой. Во время извержения Везувия в 79 году,когда погибли Помпея и Геркуланум, Плиний возглавлял флот, направлявшийся дляспасения жителей неаполитанского побережья. Вместе с командой он высадился наберег и погиб от ядовитых испарений вулкана.
Плиний Старший – автор 37томной «Естественной истории» (Naturalis historiae) –первой энциклопедии естествознания. Первый том энциклопедии включает в себясписок книг, вошедших в сочинение Плиния, от Анаксимандра до Колумеллы.
Зоология охватывает VII-XI книги этого труда. Животные группируются по случайнымпризнакам. Биологические сведения почти сплошь сводятся к описанию нравов иинстинктов различных животных. В IXкниге упоминается об организмах, которые по мысли автора занимают промежуточноеместо между растениями и животными. 16 книг (XII-XXVII)уделяется ботанике описательной и прикладной в частности сельскохозяйственной и«медицинской». В этих томах описывается более 1000 растений, излагаемыматериал, состоящий из практически нужных в житейском обиходе сведений. Вкнигах XXVIII-XXXII говорится о лечебных свойствах воды и различныхживотных и о болезнях (в том числе у самих животных), при которых применяютсяводолечение и различные лекарства животного происхождения.
Он первым рассматривалинстинкты как врожденные особенности животных, он пишет о борьбе засуществование у деревьев, высказывает догадку о наличии пола у растений.
Хотя критическое чутьеПлиния далеко уступало его трудолюбию и его сочинение было в сущности сборникомзанимательных и часто неправдоподобных рассказов, все же оно является важнымисточником для суждения об уровне знаний и представлений древних римлян оприроде.
3.3 Клавдий Гален
Последним великим ученымантичности был Клавдий Гален (129-201).Родился в Пергаме в Малой Азии. Его отецНикон был известным архитектором, математиком и философом. Сначала подруководством отца Гален изучал философию. После его смерти в 150 году онпредпринимает путешествие по Средиземноморью, длившееся около 6 лет, Во времякоторого начинает серьезно изучать медицину. В Смирне он изучает анатомию уПелопса и философию у Альбина, в Коринфе – естествознание и формакологию уНумезиана, в Александрии – анатомию у Гераклиона. Получив солидное по темвременам медицинское образование, Гален возвращается в Пергам и становитсяврачом в школе гладиаторов. Тут он, естественно, имел хорошую практику вобласти хирургии. В 164г. Гален переезжает в Рим, где вскоре становитсяпопулярен как врач и лектор. Прожив несколько лет в Риме, он вновь отправился впутешествие по Италии, а затем посетил Пергам и Смирну. Вернувшись в Рим, Галенстановится личным врачом императора Марка Аврелия, а затем – его сына ипреемника Коммода. Здесь он читает лекции по анатомии а храме Мира. В концежизни Гален вернулся в Пергам, где и умер.
Как великий врач, анатоми физиолог, Гален получил всеобщее признание еще при жизни, а его авторитет ввопросах медицины, анатомии и физиологии считался непререкаемым на протяженииполутора тысяч лет, вплоть до Везалия. Гален написал около 400 трудов помедицине и философии, из которых сохранилось немногим более 90. Наибольшийинтерес представляют «О назначении частей человеческого тела» (De usu partium corporis humani) и «Об анатомических отправлениях» (De anatomicis administ-rationibus). В основе – выдвинутая Аристотелемидея о целесообразности всего живого, в том числе – каждого органа.
Гален изучал анатомиюовец, быков, свиней, собак, медведей и многих других позвоночных животных. Онподметил сходство в строении тела человека и обезьяны. Маленькая обезьянка Inuus ecaudatus – единственный вид европейскихобезьян – во времена Галена была широко распространена на юго-западе Европы.Она послужила Галену основным объектом изучения мышечной системы, костей,суставов. Многие из наблюдений Галена, принятые за описание человеческого тела,в действительности сделаны на этой берберийской обезьянке. Гален подробноописал скелет, мускулатуру, нервную систему, легкие, гортань, органы чувств,пищеварительную систему.
Гален занимался такжефизиологией. В ее основу он положил учение Гиппократа о четырех первичныхжидкостях, входящих в состав всех частей организма. Детальному изучению Галенподвергнул центральную и периферическую нервную систему; в частности, онисследовал функции нервов спинного мозга и пытался определить способ ихдействия на дыхание и биение сердца. Одной из крупных ошибок, допущенных им идолго удерживавшейся в науке под влиянием его авторитета, было его убеждение втом, что воздух поступает непосредственно в сердце через дыхательные пути, акровь проходит из одного желудочка в другой посредством отверстия в перегородкемежду желудочками. Согласно его концепции кровеносная система являетсяоткрытой. Кровь постоянно синтезируется в печени из материала, всасывающегосяпосле приема пищи, и по венам поступает в правую половину сердца. Здесьблагодаря теплоте, рождаемо сердцем, необходимые части крови отделяются отнегодных, которые с частью крови поступают в легкие и там удаляются изорганизма при выдохе. Основная же часть крови поступает через отверстие вперегородке в левую половину сердца.
Гален выделил 3 группы нервов– идущие к мышцам, идущие к органам чувств и идущие к внутренним органам. Т.о.,мозг является сосредоточением движения, чувствительности и душевнойдеятельности.
В соответствии срелигиозными представлениями Гален развивал мысль, что каждый орган человекабыл создан богом в наиболее свершенной форме и в предвидении той цели, длядостижения которой этот орган предназначался. Это обстоятельство способствовалоупрочнению авторитета Галена в средневековой христианской Европе. Его работыпризнавались непогрешимыми. Ни одна из описанных Галеном деталей строения телане подлежала проверке, и все его ошибки повторялись в последующие века. Вплотьдо эпохи Возрождения анатомия и физиология представляли собой лишь слабое и всетускневшее отражение того, что было сделано Галеном. Все же действительнопрогрессивное в его работах оставалось без внимания и забывалось.

Заключение
До учений периодаэллинизма древними греками уже осознавались качественные различия биологическихявлений (учения ионийских материалистов и западных элеатов) и их количественныехарактеристики (Гиппократ), была уже открыта форма – пространственная характеристикаявлений (Платон, Аристотель, Теофраст). Далее был открыт новый, не изученныйвектор – исторический, в котором можно определить хронологический параметр времени,выставленный в вековых изменениях существ, и энергетический – динамики,приуроченный к повседневным жизненным процессам, долго остававшийся неучтенным.Хронологический параметр нашел свое отражение в учении Эпикура и поэме Лукреция«О природе вещей».
На следующем уровнепроводилось длительное, но все же незаконченно изучение динамики – физиологическойорганизации человека и более близких к нему существ – александрийцами Герофиломи Эразистратом, а также многими другими, особенно же Клавдием Галеном, анатомиякоторого сохранила свое непререкаемое значение на всем протяжении среднихвеков, вплоть до эпохи Возрождения.

Список литературы
1. История ДревнейГреции (Под ред. В.И. Кузищина). –М.: Высшая школа. – 1996.
2. Длусский Г.М.История и методология биологии. – М .: Анабасис. – 2006.
3. ДомбровскийБ.А. О закономерностях в развитии биологической мысли. – Алма-Ата. – 1965.
4. История биологии(Под ред. С.Р. Микулинского). – М.: Наука. – 1972
5. Лункевич В.В. ОтГераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии. – Т.1. Античный мир.Средневековье. Возрождение. – Москва-Ленинград: Государственное издательствоБиологической и медицинской литературы. – 1936.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат French And English Relations
Реферат 4 Интернет. Основные термины и понятия. Знакомство с программой Internet Explorer. Поиск информации по адресу сайта. Сохранение различных видов информации
Реферат Японская модель управления
Реферат Особливості розвитку романської архітектури західнословянських країн
Реферат Денежно-кредитное регулирование в условиях рыночной экономики
Реферат Разработка базы данных 3
Реферат Профилактика провонарушений среди несовершеннолетних
Реферат О верховенстве права и продвижении к правовой гармонии в Украине
Реферат Мастера Белоруссии
Реферат New York Times Vs US 1971 Essay
Реферат Монетарная политика и ее цели. Инструменты монетарной политики
Реферат Разработка операционных систем 2
Реферат Экономическая система А.Смита
Реферат Русская доктрина о некоторых аспектах либеральной критики
Реферат Сравнение Грозы и Бесприданницы А Н Островского