Федеральноеагентство железнодорожного транспорта
Уральскийгосударственный университет путей сообщения
Кафедра Историиполитологии
Реферат
Натему: Развитие русской живописи
Проверил: Выполнил:
Преподавательстудент гр.219
Дмитриева Т.В.
Во второй половинеХVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм, для которого характерныстрогость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита,использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии. Своеобразие русскогоклассицизма заключалось в том, что его мастера обращались не только к античности,но и к родной истории, что они стремились к простоте, естественности и человечности.Классицизм как направление в русской художественной культуре безраздельно утвердилсяв конце XVIII — начале XIX веков. Этот период расцвета классицизма в русской историиживописи обыкновенно именуют высоким классицизмом. Характерным для живописцев этоговремени было романтическое утверждение красоты неповторимого, индивидуального, необычного,однако наивысшим достижением этой эпохи изобразительного искусства в России можносчитать не историческую живопись, а портрет (А. Аргунов, А. Антропов, Ф. Рокотов,Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский).
О.А.Кипренский(1782-1836) открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи.Каждый его портрет имеет свой особый живописный строй. Одни построены на резкомконтрасте света и тени. В других главным живописным средством оказывается тонкаяградация близких друг другу цветов. Для полотен К.П.Брюллова (1799-1852) характернысплав академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов, театральная эффектностьпластики и освещения, сложность композиции, блестящая виртуозность кисти. Широкойизвестностью пользовалась картина «Последний день Помпеи» (1830-1833).Возвышенная красота человека и неизбежность его гибели отражены в картине в трагическомпротиворечии. Романтический характер присущ и большинству портретов Брюллова. Крупнейшиммастером исторической картины был А.А. Иванов, придал своей живописи характер жертвенногослужения идее и сумел преодолеть многие шаблоны, свойственные академической технике.
В своих произведенияхон предвосхитил многие искания русской реалистической живописи следующих десятилетий.
Осознанный поворотновой русской живописи к демократическому реализму обозначился в конце 50-х годов,вместе с революционным просветительством Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина.9 ноября 1863 года 14 выпускников Академии художеств во главе с И. Крамским отказалисьписать дипломную картину на предложенный сюжет «Пир в Валгалле» и просилипредоставить им самим выбор сюжетов. Им было отказано, и они демонстративно вышлииз Академии, образовав независимую Артель художников. Второе событие — созданиев 1870 году «Товарищества передвижных выставок», душою которого стал тотже И.Крамской. Передвижники были едины в своем неприятии «академизма»его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Ведущее местов их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников»пользовалось крестьянство. В ту пору — в 60-70-е гг. XIX в. — идейная сторона искусстваценилась выше, чем эстетическая. Пожалуй, самую большую дань идейности отдал В.Г. Перов (1834-1882). Свидетельство этому — такие его картины, как «Приездстанового на следствие», «Чаепитие в Мытищах», «Тройка»,«Старики-родители на могиле сына». Кисти Перова принадлежит ряд портретовего знаменитых современников (Тургенева, Достоевского). В творчестве Крамского главноеместо занимала портретная живопись. Он писал Гончарова, Салтыкова-Щедрина. Ему принадлежитодин из лучших портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляетзрителя, с какой бы точки он ни смотрел на полотно.
Одно из наиболеесильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне».
Но нельзя сказать,чтобы Академия художеств не выдвигала талантов. Лучшие традиции академизма нашлиразвитие в грандиозных исторических полотнах Г. Семирадского, работах рано умершегоВ. Смирнова, («Смерть Нерона»), великолепных полотнах мариниста, представителяромантизма Ивана Айвазовского. Собственно из стен Академии вышли многие выдающиесяхудожники. Это и Репин, и Суриков, и Поленов, и Васнецов, а позже — Серов и Врубель.
«Передвижники»совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. А. К. Саврасов сумел показатькрасоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели»(1871) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу. Певцомрусского леса, эпической широты русской природы стал И. И. Шишкин (1832-1898). А.И. Куинджи (1841-1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Таинственныйсвет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат,косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшейдороге, — эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах.
Своей вершинырусская пейзажная живопись XIX века достигла в творчестве ученика Саврасова
И. И. Левитана(1860-1900). Левитан — мастер спокойных, тихих пейзажей Человек стеснительный иранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегосяпейзажа.
Заштатный городокПлес на верхней Волге прочно вошел в творчество Левитана. В этих краях он создалсвои полотна: «После дождя», «Хмурый день».
Там же были написаныумиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Золотойплес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».
На вторую половинуXIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.
И. Е. Репин (1844-1930)был очень разносторонним художником. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровыхполотен. Пожалуй, не менее грандиозно, чем «Бурлаки на Волге», — полотно«Крестный ход в Курской губернии». Яркое голубое небо, пронизанные солнцемоблака дорожной пыли, золотое сияние крестов и облачений, полиция, простой народи калеки — все уместилось на этом полотне: и величие, и сила, и немощь, и боль России.Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика («Отказ от исповеди»,«Не ждали», «Арест пропагандиста»). Ряд репинских полотен написанна исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы,сочиняющие письмо турецкому султану» и др.). Репин создал целую галерею портретов.Он написал портреты — ученых (Пирогова и Сеченова), — писателей Толстого, Тургеневаи Гаршина, — композиторов Глинки и Мусоргского, — художников Крамского и Сурикова.В начале XX в. он получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственногосовета». Художнику удалось не только композиционно разместить на полотне такоебольшое число присутствующих, но и дать психологическую характеристику многим ихних.
В. И. Суриков(1848-1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Расцвет его творчества приходитсяна 80-е гг., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утрострелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова».Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие психологическиехарактеристики. Кроме того, он был прекрасным колористом. Достаточно вспомнить ослепительносвежий, искрящийся снег в картине «Боярыня Морозова». Если же подойтик полотну поближе, снег как бы «рассыпается» на синие, голубые, розовыемазки. Этот живописный прием, когда два три разных мазка на расстоянии сливаютсяи дают нужный цвет, широко использовали французские импрессионисты.
В. А. Серов (1865-1911),сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральныйхудожник. Но славу ему принесли, прежде всего, портреты. В 1887 г. 22-летний Серовотдыхал в Абрамцеве, подмосковной даче мецената С. И. Мамонтова. Однажды после обедав столовой случайно задержались двое — Серов и 12-летняя Вера Мамонтова. Они сиделиза столом, на котором остались персики, и за разговором девочка не заметила, какхудожник начал набрасывать ее портрет. Работа растянулась на месяц. В начале сентября«Девочка с персиками» была закончена. Несмотря на небольшой размер, картина,написанная в розово золотистых тонах, казалась очень «просторной». В нейбыло много света и воздуха. Девочка, присевшая за стол как бы на минуту и остановившаясвой взор на зрителе, зачаровывала ясностью и одухотворенностью.
Да и все полотнобыло овеяно чисто детским восприятием повседневности, когда счастье себя не сознает,а впереди — целая жизнь. Время поставило «Девочку с персиками» в ряд лучшихпортретных работ в русской и мировой живописи.
Обращение к национальнымтемам привело к небывалому расцвету исторической и батальной живописи. Подлинныешедевры в этих жанрах создали В. Суриков, И. Репин, Н. Ге, В. Васнецов, В. Верещагин,Ф. Рубо. В эти годы открываются первые национальные художественные галереи; произведениярусских художников начинают регулярно появляться на международных выставках и взаграничных художественных салонах. Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Сероваи других передвижников попали в собрание Третьякова. П. М. Третьяков (1832-1898),представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком.Худой и высокий, с окладистой бородой и тихим голосом, он больше походил на святого,чем на купца. Собирать картины русских художников начал с 1856 г. Увлечение перерослов главное дело жизни. В начале 90-х гг. собрание достигло уровня музея, поглотивпочти все состояние собирателя. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Третьяковскаягалерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце (творение К. Росси) был открыт Русскиймузей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художестви некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижениярусской живописи XIX века. В конце 1890-х годов еще плодотворно работали ведущиемастера критического реализма — И. Е. Репин,
В. И. Суриков,В. М. Васнецов, В. Е. Маковский, но в это время в искусстве проявилась и иная тенденция.Многие художники стремились отыскать теперь в жизни прежде всего ее поэтическиестороны, поэтому даже в жанровые картины они включали пейзаж. Часто обращались ик древнерусской истории. Эти веяния в искусстве отчетливо прослеживаются в творчестветаких художников, как А. П. Рябушкин и М. В. Нестеров.
Крупный художникэтого времени — Б. М. Кустодиев (1878-1927) изображает ярмарки с разноцветными ложкамии грудами пестрых товаров, русские масленицы с ездой на тройках, сцены из купеческойжизни.
В раннем творчествеМ. В. Нестерова наиболее полно раскрылись лирические стороны его дарования. В егокартинах всегда большую роль играл пейзаж: художник стремился найти отрадное в тишиневечно прекрасной природы. Он любил изображать тонкоствольные березки, хрупкие стебелькитрав и луговых цветов. Его герои — худенькие отроки, обитатели монастырей, или добрыестарички, находящие мир и покой в природе. Глубоким сочувствием овеяны картины,посвященные судьбе русской женщины («На горах», 1896, «Великий постриг»,1897-1898).
Символизм, неоклассицизм,модерн оказывает заметное влияние на М.А. Врубеля, художников из «Мира искусства»(А. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева.)и «Голубой розы» (С. Судейкин, Н. Крымов, В. Борисов-Мусатов). Деятельностьэтих групп была очень разносторонней, художники издавали свой журнал «Мир искусства»,устраивали интересные художественные выставки с участием многих выдающихся мастеров.
В 1910-е гг. зарождаетсярусский авангард — как стремление перестроить основы искусства вплоть до отрицаниясамого искусства. Целый ряд художников и творческих объединений создают новые школыи направления, которые определяющим образом повлияли на развитие мирового изобразительногоискусства — супрематизм (К. Малевич), «импровизационный» стиль и абстракционизм(В. Кандинский), лучизм (Ларионов) и др. Всем течениям авангардистского искусствасвойственна подмена духовного содержания прагматизмом, эмоциональности — трезвымрасчетом, художественной образности — простой гармонизацией, эстетикой форм, композиции- конструкцией, больших идей — утилитарностью. Новое искусство покоряет безудержнойсвободой, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о деградации,разрушении целостности содержания и формы. Присущая некоторым течениям авангардногоискусства атмосфера иронии, игры, карнавальности, маскарада не столько маскирует,сколько раскрывает глубокий внутренний разлад в душе художника. В понятие «авангард»условно объединяются самые разные течения искусства ХХ в. (конструктивизм, кубизм,орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм, фовизм). Основные представители этоготечения в России — В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, Якулов, А.Экстер, Б. Эндер и лругие.
В 1910-е гг. такженаблюдается возрождение интереса к иконописи. Художественные принципы иконописитворчески применяли как отдельные русские (В. Васнецов, М. Нестеров, К.С. Петров-Водкин)и зарубежные (А. Матисс) художники, так и целые направления и школыаван гарда.
С конца 20-х годовв России утверждается принцип социалистического реализма. Идейность становится главнойопределяющей силой в художественном творчестве. Несмотря на сильное влияние идеологиисоздавались настоящие произведения искусства мирового уровня. Творчество пейзажистовС.В.Герасимова, В.Н. Бакшеева, А.А. Пластова, творчество П.Д. Корина, А.Н. Остроумомой-Лебедевой,И. Глазунова, К. Васильева, А. Шилова, А. Исачева — убедительное тому доказательство.С 1960-х гг. наступает возрождение русского авангарда. «Разрешенная»,но не официзная часть советского искусства в 1960-е гг. представлена работами мастеров«сурового стиля» (Т. Салахов, С. Попков). В 1970-1980-е гг. получило признаниетворчество советских художников — Р. Бичунаса, Р. Тордия, Д. Жилинского, А. Зверева,Э. Штейнберга, М. Ромадина, М. Лейса, В. Калинина и др., представителей не только«официально разрешенного искусства». Русский постмодернизм 90-х ХХ века- пример творчества группы «СВОИ» (Гипер-Пуппер- Кузнецов В., Вещев П.,Дудник Д., Котлин М., Макса-Максютина, Менус А., Носова С., Подобед А., Ткачев М.).Сам факт объединения разноплановых художников в единый живой организм, не ограниченныйконцептуальными или стилевыми рамками, наиболее точно соответствует основному принципупостмодернизма о параллелизме и равнозначности художественных тенденций.
искусствоклассицизм живопись