Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
«КалининградскийГосударственный Технический Университет»
Контрольнаяработа по дисциплине
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
ТЕМА:«Развлекательная культура России»
Работувыполнила:
Студенткагруппы 07 з «БУ»
Петрова А.А.
Калининград
2007г.
Содержание
Введение
1 Русская музыка вконтексте ритуалов и церемоний, празднеств и развлечений
2 Занимательная литература;искусство факиров; «штрихи к портрету»; обеды «к случаю», бал в культуре и т. д.
Заключение
Список используемойлитературы
ВВЕДЕНИЕ
В данной теме мне бы хотелось показать:
1. Каким образом развивалась «Развлекательная культура Руси –России»;
2. Как она проникла в наше время;
3. Что на это могло повлиять, какие факторы;
4. Какую роль играет человек в развитии культуры;
1Русская музыка в контексте ритуалов и церемоний, празднеств и развлечений
Музыка как средство смысловой организации звука составляетнеотъемлемую сторону обрядов ритуальных богослужений.
Согласно мифами легендам многих народов музыка имеет божественноепроисхождение. Слово «музыка» в европейских языках происходит от названиягреческих богинь – муз, ответственных за воспитание высших, божественных началв человеке, которые всегда мыслились как начала разумные.
Музыкальная культура имеет богатую и древнюю историю. Историческиепамятники, наскальные рисунки, музыкальные инструменты, найденные прираскопках, свидетельствуют о том, что музыка была неотъемлемой частью жизнинародов еще в глубокой древности. Творцом и бережливым хранителем музыкальныхценностей был народ. Он донес до наших дней древнейшие образы песен, танцев,инструментальных пьес.
Музыкальный гений народа проявлял себя не только в фольклоре, но ив развитии музыки церковной и светской.
Особенно процветало хоровое пение. Великолепные хоры безсопровождения звучали не только в церквах, они исполнялись и в светскихконцертах.
Успешному развитию музыкальной культуры могла препятствовать политикасоциального и национального угнетения, которая проводилась правительствомцарской России. Но никакие трудности не могли погасить такое сильное стремлениенародов к созданию своего национального искусства.
Язык национального искусства – это, прежде всего мелодии,интонации, ритмы, которые веками шлифовали народные творцы.
Иерархия проникала во внутрь произведений изобразительногоискусства, организовывала его художественное пространство, одним фигурамотводила передний план, другим – центральный, а другим совсем отдалённый(иногда даже фоновый). Лица фигур их позы и жесты, их одежды и символическиепредметы, которые их окружали, — всё это указывало на принцип их иерархическогоположения и соподчинения.
История народа, его сказания, предания, легенды, страницыгероической борьбы за свободу и независимость оживали в первых классическихобразах профессиональной музыки.
От сюда можно сделать вывод что, все в большей степени, музыкагордо выступала на передний план.
«Вместе с тем её функция оставалась неизменной и в глазах тоговремени ни сколько не снижала её престижности. Таким образом, качество любойкатегории можно познать только по её отношению к категории более высокогопорядка. И так, ступень за ступенью вплоть до неощутимого прикосновения кмистическому понятию Бога (мысль И.Канта)».[1]
«Объективными проекциями такого восхождения в церковной жизни былритуал, а в придворной светской жизни – церемониал. Всубъективно-психологическом плане каждый духовный шаг наверх воспринимался какиндивидуальный или же общественный праздник». [2]
Возникновение у общества праздничного настроения вызывало к жизнифункции и формы увеселения и развлечения.
В музыкальном искусстве России XVIII века музыкальные жанрыфункционировали в различных контекстах: в церковном православном ритуале, впридворном и мелкопоместным церемониале, в обстоятельствах интимно-личного,узкосемейного или же всенародно-общественного праздника, в условиях изысканных увеселенийили же суетно-грубоватых развлечений.
Можно сказать о том, как в очень значительной понятийнойустойчивости, так и в изумляющей разум функциональной изменчивости кардинальныхдля нашего очерка категорий возникает – «церемониал» и «праздник». Например,спонтанно возникший праздник порой становился традиционным из-за многократностиего повторений, он обрастал ритуальными атрибутами, затем был признан иузаконен Высочайшим повелением или вводился в состав какого-то церемониала илисам превращался в церемониал. И наоборот – широко известный и распространенныйповсюду церемониал начинал влиять на саму структуру человеческого мышления исразу отображался в деталях самого интимного праздника, самого мелкогоразвлечения.
Неотъемлемым качеством музыки, являлось с гордостью выраженноечувство подданного великой Империи. И подобная «имперкость» мышления выражаласьпо разному. [3]
В ценностно-эстетической плоскости приоритет без всяких сомнений оставалсяза музыкой духовной. Традиция православного пения а acapella, насчитывавшая к XVIII веку несколько столетийсвоего существования, открыто объединилась в самом начале царствованияЕкатерины II с традициями западноевропейских певческих школ, что не смогло невызвать редкостного по силе подъема русского хорового искусства. Стоитзаметить, что ближе к XVII-XVIII веку появляются такие знаменитые музыкальныекомпозиторы, как Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт и т.д., а к XIX веку широкую известностьполучили хоры таких композиторов, как Шебалина, Тормиса, Свиридова и т.д.
Следующим по значимости после хорового нужно назвать жанровыйпласт сочинений для музыкального театра, в числе которых выделился жанр русскойкомической оперы.
Общее число театров Российской империи второй половины XVIII века, в которыхставились комические оперы, превышало 500. Среди этих театров были любительские,императорские, публично-коммерческие, а больше всего усадебно – крепостные.
Помимо категории «праздника» русская комическая опера также быланеразрывно связана со знакомыми нам уже понятиями «ритуала» и «церемониала», нотолько уже по-новому.
Ритуал привносился в неё вместе со свадьбами, циклами девишника,гаданиями, циклами подлинных народных песен, гуляний в день Троицы и в ночьИвана Купала.
Черты самобытности национальной оперной драматургии и многиеконкретные драматургические идеи прямым образом восходят к народному ритуалу,который проникал в оперу с народными песнями как бы изнутри, а церемониал, всвою очередь, будто обволакивал оперу снаружи.
Чем ближе к императорскому двору находился театр по своемуиерархическому положению, тем сильнее были выражены в его художественнойпрактике и театральных обычаях тенденции церемониала.
Концертная жизнь в российских столицах практически не былаотделена от театральной. Концерты не составляли самостоятельного годовогосезона и давались преимущественно в дни Великого поста со сцен тех же театров.
Следующий по значимости вид музыкального искусства связан с личнойжизнью купцов, дворян, мещан эпохи Просвещения – с жанрами салонного илидомашнего музицирования в кругу друзей из горожан или же в обществе соседей поокрестным поместьям.
Русская крестьянская песня постепенно входила в дворянский быт, азападноевропейская оперная ария еще более уверенно утверждалась в мещанской икупеческой среде.
Застольных песен было очень много по их жанровым разновидностям.Они были галантными, уличными и духовно-возвышенными, о мужской дружбе и о любвик женщинам, да и вообще о чем угодно. Застольные песни при всей их внешнейпростоте, содержали в себе несколько примечательных качеств драматургическогоплана, которые обеспечивали очень большую популярность и поразительную силувнутреннего эмоционального воздействия.
В завершении, можно сказать о том, что музыка включает в себятакие элементы как: ритм, мелодию, гармонию, тембр, жанры. Именно из этого искладывается язык музыки. Она окружает человека с детства, и с ранних лет онпривыкает связывать музыкальные впечатления с определёнными явлениямидействительности. Колыбельная песня связывается с представлением о ночной тишинеи покое, марш – с шествием, парадом, танец – с весёлым праздником. Вот так изакрепляются в нашем сознании первые, самые элементарные образы.
2Занимательная литература; искусство факиров; «штрихи к портрету»; обеды «кслучаю», бал в культуре и т.д
Занимательность для русской литературы явление довольно типичное.Русский писатель – это традиционно человек обстоятельный и идейный, который стремитсяприйти к читателю с важной проблемой. Поэтому занимательность – это опора насюжетные ходы и композиционные приемы, поддерживающие в напряжении внимание читателяпри изложении проблем, но это являлось достаточно редким явление в произведенииписателей России вплоть до конца XVIII века.
Но существуют некоторые исключения. Например, в эпоху Петра I был всплеск общественнойжизни. Именно тогда начали появляться первые элементы занимательногоповествования, которыми насыщены популярные в то время произведения ободаренном и энергичном молодом человеке, который преодолевает множествосословных и других предрассудков, чтобы завоевать свое место под солнцем вновой российской действительности.
Пройдет петровское время, и исчезнут все занимательные истории, аписатель станет прежним серьезным «грудником слова».
Понадобится почти век, пока изменится это положение. Русскийписатель XVIII века — это, прежде всего придворный, который зарабатывает себе нажизнь переводами и получает за свой оригинальный авторский труд лишь табакеркии перстни. Их собственные произведения, по существу, — это заказ влиятельныхмеценатов на какой-то торжественный случай, православная проповедь или подробноеизложение тех или иных поучительных историй. С этим связаны и названия жанров: жития,поучения, сказания, летописи — они во многом отражают эту ситуацию.
Писатель—это учитель, серьезный и ответственный; философ; пророкистин дековых, и т.д.
Ситуация заметно меняется к концу XVIII века, когда
сентиментализм в лице Н. Карамзина выдвинул на первый план повествование осокровенных чувствах личности, важности ее переживаний. С легкой руки Н.Карамзина в обществе возникает интерес к проблемам индивидуальной жизни.
Первое десятилетие XIX века — это время господства переводного романаприключений, «готического романа тайн и ужасов» и исторического романа, гдеистория подается, говоря пушкинскими словами, «домашним образом». Это времямедленно прокладывающего себе дорогу романтизма с его культом творческойличности, которая противостоит инертной действительности, это период брожения вобществе различных идей, неистовых споров вокруг традиционных форм и новыхувлечений.
В России XIX века появляется массовый требовательныйчитатель, который создан эпохой Просвещения. В тоже время появляется ииздатель, заинтересованный в реализации своей книжной продукции Литературныекружки и просто светские вечера и салоны сократили расстояние между читателем иписателем, они утвердили авторитет словесного творчества и интерес к нему.
Но ни занимательная переводная литература, ни новая общественнаяситуация, ни новый взгляд на человека и писателя, который начинает считать свойтруд профессией, которая способна обеспечить достаток, — никто не можетуничтожить сложившихся вековых традиций дидактической подчиненностихудожественной литературы практическим целям государственной жизни.Занимательность как принцип используется очень поверхностно и практично, и лишьсо временем появляется оригинальная русская занимательная художественнаялитература. Особенно заметно это проявляется в историческом романе, созданномна основе детально выписано нравоописательности, соединенной с авантюрнымповествованием. При этом авантюрные ситуации, положения чаще всего становятсясредством доведения до читателя той или иной этической задачи, которая имеетдидактическую цель.
Пионером в этой занимательно – дидактической литературе в Россиистал В. Нарежный, который заслужил титул «первого русского романиста». Он шелнепроторенной дорогой, создавая на основе популярной переводной литературыавантюрно-исторические произведения. Для возбуждения читательского интереса В.Нарежныйиспользует чисто авантюрные элементы повествования, случайные встречи иперестрелки, драматическое положение героя, который находится между двумя противоборствующимиисторическими силами.
Интерес к истории отражают также и исторические романы И.Лажечникова,занимавшие внимание читателей в 30-е годы.
Вместе с авантюрными романами исторического жанра в русскойромантической литературе появляются новые жанры — рассказы и повести. В основеих сюжетов — таинственные, иногда мистические загадки жизни людей,фантастическое закулисье обыденной действительности. Между этими пластамирусской литературы в 30-е годы XIX века начинается процесс взаимодействия.
Так, если И. Лажечников во многом сближается с романтизмом визображении исторических личностей, то такой популярный представительромантизма, как А. Погорельский, по конечным целям сближается с дидактичностью историческогоромана.
Вторая половина XIX века становится настоящим водоразделом историизанимательной литературы. Писатель первой половины столетия во многомповерхностно использовал те элементы занимательности, которые пришли к немувместе с переводной литературой «готического», исторического и _ица_описательногороманов, вместе с новыми вкусами, модой, литературными требованиями. Онпользовался часто неуклюже – подражательно. Теперь же писатель стремилсяорганично вплести эти элементы в свою художественную канву.
В 50-е годы это новое качество проявилось в творчестве ровесника М.Лермонтова — В. Вонлярлярского, смертельная болезнь которого парадоксальнопробудила в нем литературный талант «занимательного писателя», она заставилавзяться за перо и на одном дыхании написать несколько примечательных романов, которыезавоевали огромную популярность. В его произведениях действие развиваетсядовольно медленно, но автор в него помещает элементы, которые должны былиобязательно привлечь читательское внимание.
Романы и повести Ф. Достоевского-это сочетание сложной формы,значительности замысла и непременной занимательности интриги.
Стиль его, необычный и лихорадочный, порой сбивчивый, насыщенныйотголосками реальных событий, почерпнутых из современной журнальной хроники,необработанных, порой натуралистических, помогает создавать атмосферу достоверностипроисходящего.
ИСКУССТВО ФАКИРОВ
В Европе издавна было принято называть всех фокусников, которыеприходят с Востока, дервишами или факирами. В переводе с персидского «дервиш»обозначает «бедный» и относится к нищенствующим мусульманским монахам. «Факир» впереводе с арабского – «нищий» и относится к монахам-фанатикам, которые ведутаскетический образ жизни и скитаются по дорогам Индии.
Искусство дервишей и факиров основывается на способности управлятьскрытой психической энергией, которая дремлет в подсознании человека. Крометого, придерживаясь учения Йогов, проповедуя самопознание и самоуглубление,позволяющие проникнуть в таинственные сферы мироздания, с помощью длительных иизнурительных тренировок эти удивительные люди нередко достигают феноменальныхумений.
История факирского искусства, лениво бродившая тысячелетия пожарким каменистым дорогам восточных стран, в XIX веке неожиданно оказаласьв поле зрения европейских путешественников, исследователей, ученых, артистов. С этого времени появляютсяномера факиров и гипнотизеров, с каждым годом завоевывая все большую популярностьу зрителей.
Во второй половине XIX века в Европе факирское искусство обретаетвторую жизнь. Этому во многом способствует деятельность Елены Блаватской,создательницы религиозно-философского учения «теософия». В возрасте 17 лет Еленаотправилась в скитания по Турции, Египту, Европе и Америке. Она была героинеймногочисленных романов, и в том числе с известным в те годы медиумом Юмом,выступала цирковой фокусницей и наездницей. В своих путешествиях Блаватскаяпознакомилась с искусством факиров. В 1870 году она основала в Каиреспиритический кружок и рассказывала о том, что провела семь лет в недоступныхместах Гималаев у таинственных старцев, которые способны читать мысли ивызывать видения на каком угодно расстоянии. При этом Блаватская выдавала себяза ученицу этих мудрых старцев, якобы посланную им, чтобы возвестить «учениепосвященных». Подтверждая истинность своих слов, она показывала различныечудеса. В 1873 году Блаватская познакомилась с полковником Генри Олькоттом,увлекавшимся гипнозом. Вместе они организовали «Теософическое общество». В 1877году Блаватская издает двухтомное сочинение «Разоблаченная Изида». Здесьописываются чудесные явления, связанные с удивительными способностями индийскихфакиров.
Самой колоритной фигурой среди европейских факиров был «загадочныйи таинственный факир, и дервиш Димитриус Лон-Го». Его судьба была поразительна,а жизнь полна горечи и обид. Его творчество совпало с периодом взлета и гибелифакирского искусства на российской сцене и манежах.
Артист Лон-Го выделялся из всех факиров и дервишей европейскогопроисхождения не только выдающимся артистизмом, мастерством, мудростью, но иглубоким проникновением в сокровищницу восточной культуры. Он в совершенствевладел многими восточными языками, увлекался литературой, превосходноразбирался в живописи и сам рисовал, был тончайшим знатоком антиквариата иювелирного мастерства.
Необходимо указать на то, что физические и психологическиенагрузки, испытываемые цирковыми факирами, несколько больше чем, у бродячихдервишей во время выступлений. Это объясняется тем, что в Европе факиры, какправило, гастролировали в одиночку или с ассистентами, но при этом вся нагрузкаложилась на плечи одного ведущего исполнителя. У себя на родине факиры обычнообъединяются в группы, демонстрируя перед публикой целые представления.
Исходя из всего выше сказанного, хотелось бы отметить то, чтоцирковые факиры, дервиши для того, чтобы облегчить себе ежедневное исполнение различныхтрюков, применяли различные хитрости. И в этих случаях от артистов требовалосьумение в нужный момент волевым усилием мобилизовать скрытые защитные системыорганизма, что им и удавалось делать.
«ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ»
Король, император, царь и тому подобное, оказывает влияние наэстетические вкусы своей страны в данную эпоху.
Вместе с тем вкусы, пристрастия, привычки государя, как бытовые,так и эстетические и прочие во многом формируются под воздействием общей, существующейна этикет, на мнение о репрезентативности того или иного явления и так далее.
Однако некоторые привычки и пристрастия правителей закладываютсяеще в ранние годы их жизни, и затем они становятся яркой отличительной чертойих личности, бросая отсвет на многое, происходящее вокруг них. Значит, чтобылучше понять определенные явления, и частности, культурно-эстетической жизниинтересующей нас эпохи и страны, нужно пристальнее рассмотреть одного иззаконодателей «эталонов», то есть правителя.
С именем Анны Иоанновны связывается ощущение мрачного времени,чего-то очень гнетущего, атмосферы душевной черствости и жестокости. И это,естественно, должно было сказаться и на культурно-эстетическом климате и вовсей стране, и, конечно, непосредственно вокруг самой императрицы.
Царствования Анны Иоанновны, имело огромное значение особенно дляразвития русской культуры. Именно в это десятилетие произошел на Русиорганичный синтез «восточного» и «западного», совершилась ассимиляция новыхвеяний, начавшаяся задолго до этого, еще в конце XVII века. Но долгие годымногие явления и веяния культуры, которые приходили с Запада, не прививалисьсовершенно, «соскальзывали» с еще «гладкой» поверхности самобытной планеты «Руси»,хотя, несомненно, они оставляли следы, которые все углублялись.
Росла и формировалась Анна Иоанновна в атмосфере необычнодвойственной. С одной стороны, ее мать, царица Прасковья Федоровна,приверженная русской допетровской старине; она, живя с дочерьми в основном иселе Измайлово, развлекалась по старинке рассказами сказателей, пением япляской простонародной бандурщины хороводами местных сельских девок, выходками юродивыхи нищих, содержавшихся при ней целыми толпами.
В 1710 году Петр I выдал свою племянницу Анну за герцога Курляндского, прожить скоторым ей довелось считанные месяцы. Однако, овдовев, она осталась жить вКурляндии, в Митаве, при маленьком, но все-таки европейском дворе, окруженнаярусскими и иностранными придворными, до 1730 года.
С легкой руки Петра ей привилась любовь к неженским: развлечениям:она увлекалась охотой и вообще стрельбой, достигнув в ней известного искусства;любила игру на бильярде; обожала военные экзерциции, знала в них толк иобъявила себя «полковником» трех лейб-гвардейских полков, из которых Измайловскийучредила сама.
Анна Иоанновна, вероятно, не случайно в нашей истории — последняяистинно русская царица. Она не только императрица этого десятилетия России, тоесть 1730-х годов, она — его символ.
Сквозь западноевропейский лоск проглядывают черты диковатые,простонародные, совсем нецивилизованные. Она действительно царица-баба: любит посплетничать,посудачить, в этом, безмерном желании ее не смущают расстояния — она шлетписьма-сплетни, сплетни-запросы в Москву своему родственнику С. А. Салтыкову,который спешит угодить государыне-кумушке. Она по-бабьи любит вмешиваться в чужуюличную жизнь и делает это с бестактнейшим удовольствием, даже злорадством.
«Играючи» устраивать чужую личную жизнь, «тешась» распоряжатьсячеловеческими судьбами, «забавляясь» решать важнейшие вопросы – все этипристрастия Анны Иоанновны, нуждались в средствах их исполнения, и она окружаласебя подходящими для этого людьми и очень благоволила к шутам.
Наличие шутов не являлось новшеством в придворном быту, ониисстари находились и при западноевропейских, и при русских дворах.
Диапазон шутовского репертуара при Анне Иоанновне необычайно широк:от самых диких и неизменных выходок, которые напоминали далекую «варварскую»старину, до галантно-изощренных театрализованных проделок шутов-поэтов и шутов-музыкантов.
Различая две линии, два направления в шутовских пристрастиях и вшутовском окружении императрицы Анны Иоанновны — старую и новую, «восточную» и«западную», «варварскую», низменную, и галантную, изысканную, нужно сказать чтоони, существуя раздельно, все-таки часто смешивались, смещались одна в сторонудругой; происходила ассимиляция этих двух. Полюсов и образовывалось нечтосовсем новое, как и во многом другом в культурно-эстетической жизни этого времени.
ОБЕДЫ «К СЛУЧАЮ»
В 1788 году, за год до Великой Революции, в Париже открылся первыйроскошный ресторан. Его держателем был легендарный повар принца Конде — месьеРоберт. Это событие можно тоже назвать революцией, которая ознаменовала начало принципиальныхперемен во взглядах на торжественный обед. Раньше даже в иных богатых домахоткрытые обеды давались, как правило, раз в неделю, в фиксированный день иявлялись частью установленного, житейского уклада.
Одной из наиболее ярких примет этих, перемен была унификациясервировки парадного стола. Именно появлению ресторанов мы обязаны столовымэтикетом, доставляющим неискушенным столько хлопот на разнообразныхторжественных приемах. Как бы парадоксально это не казалось на первый взгляд,но столовый этикет, устанавливающий порядок смены тарелок, правилаиспользования приборов, сосудов для напитков и прочее, который теперь воспринимаетсякак дань старинным ритуальным условностям, появился не более полутора веканазад, и именно вследствие разрушения ритуала обеда.
Вряд ли удастся установить точную дату появления настольныхукрашений в России. Достоверно можно говорить лишь о том, что во второйполовине XVII века они использовались за царским столом. Об этомсвидетельствуют не только описания нескольких трапез с «сахарными садами иптицами» царя Алексея Михайловича в Коломенском, приведенные Н. И. Костомаровыми И.Е Забелиным, но и серебряные аугсбургские настольные фонтаны той поры,сохранившиеся до настоящего времени в Оружейной палате московского Кремля.
Но, так или иначе, к началу XVIII столетия настольныеукрашения уже вошли в российский быт вне всякой связи с петровскимипреобразованиями.
В то же время появление некоторого регламента в сервировкезаставило русский двор заинтересоваться престижными и новомодными предметами,требуемыми для «учреждения стола».
К середине XVIII века настольные композиции перестают бытьпрерогативой двора и ближайших вельмож. Даже средний по состоятельностидворянский дом стремится обзавестись своим кондитером.
Уникальный десерт Шувалова имел довольно известный прецедент. В 1719году в Дрездене был выпущен альбом гравюр, запечатлевших обручение сына АвгустаII, будущего короля Августа III. Главным украшением свадебногобанкета стала фигуративная композиция из саксонского горного хрусталя и траганта,изображающая деятельность горняков.
Изготовление настольных украшений из фарфора приняло такие масштабы, чтосамым решающим образом сказалось на развитии фарфоровой пластинки как видаискусства.
Можно сказать, что три четверти европейских фарфоровых статуэток XVIII века были созданы дляукрашения стола, во всяком случае, они использовались, так или иначе, для этойцели.
В елизаветинское время саксонские фигуративные настольныеукрашения при русском дворе уже были в порядке вещей.
Естественно, что подобное искусство уже не могло существовать напраздничном столе, который мыслился не как единичный, а как постоянный, закоторым можно было оказаться всегда. Такой «континуальный» и был созданкультурой ресторанов. А постоянный праздник подразумевает жесткую атрибутику,благодаря которой он может быть узнаваем как праздник.
БАЛ В КУЛЬТУРЕ РОССИИ
Балы относятся к числу импортированных элементов западной культуры.В России они впервые появились в XVII века при Лжедмитрии I и охватили лишь узкийслой лиц, непосредственно причастных к Кремлю и включенных в новомодные царскиезабавы.
Бал, охватывая лиц с различным социальным достоинством,существенно уменьшал сословную дистанцию и делал минимальной внутрисословнуюдистанцию.
В петровские времена бал являлся откровенным мучением длябольшинства участников. Новая непривычная одежда, масса совершенно незнакомыхлиц – выходцев из разных сословий, крайне непривычные движения, наконец,присутствие государя и прямой контроль царственной особы за качеством выученноготанца – такие источники не положительных эмоций можно еще множить и множить.
На балу была возможность танцевать даже с членами царствующегодома. Бал использовался как место для обсуждения деловых вопросов, когда ихрешение в обычной должностной обстановке по тем или иным причинам оказывалосьзатруднительным. Он был местом встречи чиновников, разделенных должностнойиерархией, которая не позволяла обращаться непосредственно к вышестоящемуначальству.
Однако бал являлся не только местом для встречи мужчин и женщин,танцующих танцы, но и уникальным местом демонстрации инициативного выбораженщиной мужчины.
Эмансипация бала в российской культуре изменение его функций изакрепление в коммуникативной практике различных сословий, не означалиисчезновения «черного пятна», отрицательной области в его культурной семантике.
Во второй половине XIX века бал незаметно смещается на периферию культурной жизни.Великосветские балы, продолжаются, но массовым их вариантом становятся танцевальныевечера, «рауты с танцами», имеющие совершенно другую лексику и далекиекакой-либо церемонности. Новая обиходная реальность, впитав в себя основныепринципы бальной культуры, породила новую танцевальную практику, котораяпостепенно становилась все более массовой, но при этом опиралась напрофессиональный фундамент, имевший мало общего со школой профессиональногобалетного театра. Произошла автономизация бытового танца, который вошел вкачестве самостоятельного элемента в формирующуюся развлекательную культуру России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
XVIII век в России – это время взлета общественного самосознаниярусского народа, общественной и философской мысли.
Развлекательная культура Руси-России прошлых времен сохранилась идо сих пор, только немного в ином ее отражении. Ведь это все являетсярезультатом исторического развития того, что человек произвел и передал отпоколения к поколению. Все ритуалы и церемонии, празднества и развлеченияпереходили и переходят к нам из прошлых веков в наше время. До сих порсоблюдаются ритуалы, обряды, которые появлялись в то время и это говорит нам инаводит нас на, то каким образом сохранились человеческие ценности и идеалы.
Именно в то время у человека формируются такие качества человекакак: воображение, память, способность к творчеству и общество начинаетстремиться к современному миру, к абсолютной гармонии и возникает – искусство,которое делает свое отражение в литературе, изобразительном искусстве, манереобщения с окружающими и т.д. Вся культура того времени показывает эмоциональноеи духовное состояние общества в целом.
Осваивая культуру, общество обобщает, сохраняет в знании прежнийопыт, осмысливает достигнутое и прорывается в новые сферы того, чего еще неповедал и начинает реализовывать на новом уровне свои возможности творения,которое преобразуется при помощи разума и творческих способностей.
Списокиспользуемой литературы
1. Бондаренко Т.О.«Праздники христианской Руси». М., 1995г.
2. Кондаков И.В. «Введение в историю русской культуры». М., 1997г.
3. Панченко А. « Орусской истории и культуре». С-Пб., 2000г.
4. Панкеев И. « Обычаи итрадиции русского народа». М., 1999г.
5. Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян». М., 1997г.
6. Семенова М. « Быт иверование древних славян». С-П., 2001г.
7. Развлекательнаякультура России XVIII – XIX в.в. М., 2001г., С-П. Редактор составитель Е.В. Дуков.