Оглавление
Введение
Глава 1. Краткая характеристика творчества Павла Андреевича
Глава 2. Федотовская традиция в 1850-1860х годах позапрошлоговека
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В конце XVIII и первой половине XIX столетия русский бытовой жанрформируется как самостоятельный вид изобразительного искусства. Определяютсяего идейные концепции и художественный язык. Идет становление типовой жанровойкартины, приемов раскрытия бытовой темы, наконец, появляются художники,полностью посвящающие свое творчество жанровой живописи. Именно по этому пути в1860-80х годах пойдут поиски лучших живописцев, изображающих современную имжизнь.
Во второй половине XIX века складывается собственножанровая картина. В 20х годах у Александра Гавриловича Венецианова последняястатична, немноголюдна, содержит простой сюжет.
Крупнейшим русскимжанристом, «корифеем русского бытового жанра» этого времени сталПавел Андреевич Федотов. Именно он ввел в русский бытовой жанр критическийанализ окружавшей его общественной действительности, стремясь раскрытьпротиворечия и пороки, раздиравшие русское общество того времени.
Павел Андреевич явилсяродоначальником, предтечей нового направления в искусстве. Он был единственнымживописцем второй половины XIXвека, открывшим новый метод, которому суждено было лечь в основу творчествахудожников последующих поколений.
Однако само положениеФедотова в истории русской живописи было довольно сложным. Павел Андреевич,обличитель и аналитик, давший жизнь критическому реализму в русскомизобразительном искусстве, не боявшийся поучать, выступает в своем позднемтворчестве романтиком, находящим красоту в реальном мире. Тем самым живописецопределял одну из последних вспышек романтизма в русской живописи. Подобнаядвойственность творчества Павла Андреевича определила дальнейшую жизнь творческогонаследия живописца.
Именно творческуютрадицию 1850-60х годов XIXвека, а точнее ее анализ, автор ставит целью данной работы.
Насколько сильным быловлияние П. А. Федотова на художников следующего поколения? В чем онопроявлялось? Кто именно наследовал, и как это отражалось в работахпоследователя? Какие методы, идеи, сюжеты Павла Андреевича были востребованы?
Вопрос о традицияхФедотова в русской живописи XIXвека в российской историографии достаточно подробно изучен. Этой проблемеуделяли внимание многие исследователи, начиная с современников художника. Однимиз авторов, освятившим данный вопрос, является Галина Константиновна Леонтьева.В первой части своей работы «Павел Андреевич Федотов. Основные проблемытворчества», вышедшей в свет в 1962 году, Галина Константиновнаанализирует само творчество художника, а во второй – влияние последнего нарусскую живопись, журналистику, общественную мысль в 1850-60х годах XIX века.
Дмитрий ВладимировичСарабьянов, автор великолепной монографии «Павел Федотов», в своейработе «П. А. Федотов и русская художественная культура 40х годов XIX века» затрагивает вопрос опоследователях Федотова во второй половине XIX века.
Также существуютИнтернет-сайты, посвященные творчеству Павла Андреевича Федотова; но ценнойинформации в них мало, и чаще она неполная, разрозненная и не всегдадостоверная.
Работа состоит из двухглав. В первой главе автор хотел бы кратко осветить основные этапы творчестваП. А. Федотова, давая небольшой анализ последних. Эта часть работыпредставляется автору необходимой, т.к. проанализировать влияние творчествахудожника на последующие тенденции русской живописи без освещения творчествасамого художника довольно трудно.
Вторая глава посвященакраткой характеристике работ отдельных русских живописцев 1850-1860х гг, в которыхнаиболее ярко проявляются черты творчества Павла Андреевича Федотова.
Глава 1. Краткаяхарактеристика творчества Павла Андреевича
Павел Андреевич Федотовпришел в искусство уже взрослым человеком: решив полностью посвятить себяживописи, он подает в отставку, тем самым завершая свою военную карьеру.
Первые попытки рисоватьПавел Андреевич осуществляет в середине 1830х годов: он пробует неумелой ещерукой запечатлевать все, что видит вокруг себя ежедневно – лица товарищей послужбе, жизненные сцены из своих будней, тем самым начиная свой творческий путьс непосредственного наблюдения жизни.
Основная тема творчестваФедотова – «судьба маленького человека». Сюжеты своих произведений онберет из окружавшей его действительности, рисуя портреты и бытовые сцены изжизни купцов, мелких чиновников, военных (т. к. сам служил), мещан. РаботыФедотова — кусочек настоящей, непарадной жизни обычного человека, живущего вРоссии в середине XIX века. Человекасо своими пороками и слабостями, что художник, разумеется, не преминулподчеркнуть. Павел Андреевич обличал, порицал, иронизировал над окружающими еголюдьми, умея, самое главное, достоверно показать, раскрыть образы, типажи этихлюдей.
В 1840х годах ПавелАндреевич задумывает и выполняет серию нравственно – критических сепий: «Первоеутро обманутого молодого» (1842-1844), «Мышеловка» (1846), «БолезньФидельки», «Смерть Фидельки» (1844) и др.
Прежде чем приступить кработе над композицией, П. А. Федотов тщательно представляет себе топространство, в котором будут жить и действовать его герои. В процессеподготовительной работы художник неоднократно меняет композицию, распланировкусепии. Он старается четко и логично скомпоновать фигуры людей, предметы,добираясь до каждой мелкой детали и тщательно продумывая положение последней.
Уже в ранних работахПавел Андреевич особое внимание уделяет композиции движения. Он добиваетсяисключительной связности движения рук, слаженности поз, точности поворотовфигур – движение вырисовывается в четкий и слаженный узор отдельных элементов.
Для П. А. Федотова всегерои его работ одинаково важны: смысловая нагрузка сюжета распределяетсяпримерно одинаково между всеми персонажами. Тщательное, особое внимание ккаждому герою – важная черта творчества Павла Андреевича. Так, например, фигуремальчика, просящего мать купить ему игрушку (сепия «Модный магазин»,1844-1846), казалось бы, персонажа второстепенного, Федотов делает околополутора десятков набросков.
В неустанных поискахнатуры, в бесконечном множестве набросков Павел Андреевич шлифует образы своихгероев. В сепиях он делает первые попытки психологической и социальнойхарактеристики своих персонажей, с огромным упорством ища способы выражениявнутреннего состояния и общественного положения людей в их мимике, позах,одежде, которую они носят, обстановке, которая их окружает. Всё, всё, каждаямелкая деталь имеет свое значение, дополняет и углубляет сюжет картины.
В своих сепиях художник,исходя из натуры, идет к откровенному шаржу, сознательному усилению иподчеркиванию, карикатуре неприятных черт своих персонажей.
Одни из наиболеезначительных работ Павла Андреевича, три картины маслом — «Свежий кавалер»(1846), «Разборчивая невеста» (1847), «Сватовство майора»(1848) – были представлены на академической выставке 1849 года.
В этих картинах, как ивсегда, Павел Андреевич придает большое значение детали. Его герои обыденны,они живут в узком житейском кругу, и мир вещей – домашняя обстановка, одеждагероев, предметы быта – имеет первостепенное значение в их характеристике. В «Сватовствемайора» все детали интерьера настоящие, действительно существовавшие вещи.Даже бутылку шампанского и кулебяку, определенные, а не какие-нибудь, художникспециально приобретает для своей картины.
Созданию картинпредшествовала огромная подготовительная работа. Десятки набросков, в которыхживописец ищет композицию сцены, образы главных героев, выверяет позыпоследних, их состояние, место на поверхности холста. Чтобы найти подходящиенатуры, Павел Андреевич много гулял по городу, толкался на рынках, заходил вразнообразные служебные конторы. Он неоднократно меняет жесты рук, мимику лица,наклоны головы своих персонажей.
В своих произведенияхПавел Андреевич добивается обобщенной характеристики образов, поэтому критикаперсонажей в его картинах выливается в критику социального строя, ихпородившего, выработавшего их характер, обусловившего их психологию. Поистинепоразительно умение Павла Андреевича в единичном, как бы случайном, выразитьобщее, закономерное, типичное.
В произведениях,созданных Федотовым в последний период его творчества, задачи искусства, идеи,сюжеты самих картин меняются. Теперь для художника становится более важным необличение частных случаев общественных пороков людей, но «созданиеостротрагедийных образов, обнажающих уродливое состояние социального строя вцелом» в императорской России.
Последние произведенияПавла Андреевича отличаются особенной глубиной постижения человеческогохарактера; духовной насыщенностью образов. Обыденные, казалось бы, жизненныеявления глубоко осмыслены, философски обобщены. В последних картинах художникявно тяготеет к однофигурной композиции, соответственно, возрастает глубинапсихологической характеристики героя. А вместе с тем усложняется и процессработы над образом персонажа. Центральные работы этого периода — «Анкор,еще, анкор!» (1850-1851), «Игроки» (1852), «Вдовушка»(1851). В последних работах Федотова хорошо видно, что художник в совершенствеовладел живописным мастерством, цвет в его произведениях помогает раскрытиюзамысла, активно участвует в восприятии зрителем изображаемого. Особенно важнуюэмоциональную роль играет колорит в картине «Анкор, еще, анкор!».Тревожная, напряженная цветовая гамма – сочетание теплых красновато-коричневыхтонов интерьера и холодного ярко-синего квадратика неба в окне замечательнопомогает передать характер замысла произведения. В любой работе ПавлаАндреевича, будь то рисунок с оригинала, набросок натуры или любая детальинтерьера в картине есть печать строгой требовательности художника к себе, еготщательности. Одна из самых важных особенностей творческого метода Федотова –огромная роль наблюдения в творческом процессе.
Павел Андреевич,посвятивший свое творчество бытовому жанру, являлся одним из первых русскиххудожников, глубоко отражавших действительность в русском искусстве. Используядостижения в области бытового жанра Венецианова и его школы, он создает бытовойжанр критической направленности. Взяв от Академии навыки профессиональногомастерства, Федотов, тем не менее, становится в оппозицию официальномуакадемическому искусству. В зрелых работах живописца намечался переход откритики отдельных лиц к обличению социальных причин тех явлений, о которых онповествует. Идейной глубиной, жизненностью, силой художественнойвыразительности своих произведений П. А. Федотов открыл новую страницу врусском изобразительном искусстве – критический реализм.
Глава 2. Федотовскаятрадиция в 1850-1860х годах позапрошлого века
Жанристы второй половины XIX века могли с полным основаниемискать истоки своего творчества в работах П… А. Федотова. Сам Павел Андреевичбыл одинок в своей борьбе за новое направление в русском искусстве. Техудожники, которые его окружали, школы не составили. В 1850е годы федотовскаятрадиция с трудом «пробивалась», временами практически сходя на нет.В 1860х годах, с наступлением нового времени и появлением новых художников, еготрадиция воскресла, оживилась, расцвела во всем своем великолепии. ЖивописьПавла Андреевича являлась закономерной для общего развития русскойхудожественной культуры в целом в тот период. Федотов внезапно оказался уистоков целого большого периода истории русской живописи.
Одним из примеровразвития темы федотовской «Вдовушки» является картина В. Смирнова «Продажаимущества» (1850е): молодая, скромно одетая женщина продает татарину-старьевщикусвои наряды, оставшиеся от ее прежней, обеспеченной жизни.
Чрезвычайно близкимипроизведениям Павла Андреевича; почти повторяющими по сюжету, типажам иразвитию ситуации сепию Федотова «Мышеловка», являются работы НиколаяГуставовича Шильдера «Насильный брак» и, особенно, «Искушение»(1857). И там и здесь отвратительная, развязная, наглая сводня обольщаетподарками молодую, бедно одетую девушку – единственную опору больной матери.Как и у Федотова, действие происходит в подвале, а в открытую дверь в полутьмевидна фигура соблазнителя.
Ранние произведения Л.Ф.Чернышева «Прощание отъезжающего офицера с семейством» (1850) и «Благословениежениха и невесты» (1851) восходят к Федотову, но очень сильно уступают емув глубине, остроте трактовки сюжета. Свободная, непринужденная компоновкаперсонажей Чернышева является следствием федотовского влияния. В «Благословениижениха и невесты» есть целый ряд композиционных особенностей, характерныхдля Павла Андреевича. План – большая полутемная комната, освещенная со сторонызрителя, в центре – главные персонажи, освещенные более других (отец, жених иневеста), по сторонам — остальные действующие лица, развивающие сюжет. Вглубине – открытая дверь в более светлую комнату, где видны приготовления кпоздравлению обрученных – слуги несут шампанское и бокалы. В итоге буквальновсе в композиции этого произведения напоминает «Сватовство майора».
Следует добавить, чтоЧернышев, продолжая федотовское направление, не углубляет его, как ибольшинство жанристов 50х годов XIXвека. «Это таланты неизмеримо меньшие по масштабу, они не поднимаются дофедотовской глубины анализа действительности», до его художественногомастерства.
Тем не менее, уступаяостроте сатиры, глубинному понимаю Павла Андреевича сущности жизни, русскаяреалистическая живопись 1850х годов сохраняет и накапливает опыт правдивогоизображения действительности.
Многое из федотовскогонаследия было по праву оценено и воспринято «шестидесятниками».Василий Григорьевич Перов, подобно Павлу Андреевичу, большое внимание уделялотдельным деталям картины. В его ранних произведениях вещи помогают передатьзрителю каждодневность и обыденность живописуемых сцен, погрузить нас ватмосферу того дома, той семьи, той жизни, которые являются объектамиповествования.
Нелепая, самодовольнаяфигура сына дьячка, впервые примеряющего чиновничий мундир ( «Первый чин»,1860) заставляет вспомнить героя картины Павла Андреевича «Утро чиновника,получившего первый крест». Здесь так же умело обыграны детали, помогающиераскрыть биографию «героя». Этот персонаж как будто родственникфедотовскому «кавалеру». Однако образ будущего чинуши у Перова болеесоциально обобщен.
Василий Григорьевичсчитается продолжателем федотовской традиции. С произведениями Федотова егороднит сатирическая заостренность, обличительная направленность творчества,художественный прием развернутого повествования. Картины Перова большейсоциальной остротой (например, в таких работах как «Проповедь на селе»1861ого года или «Приезд гувернантки в купеческий дом» 1866ого года.Отметим, что сюжет «Приезда гувернантки в купеческий дом» опять жевозвращает нас к федотовскому «Сватовству майора»), в то время какхудожественное качество его работ не столь ярко, как у Павла Андреевича.
В дальнейшем Перов, как иФедотов, от подробного повествования перейдет к эмоциональному, образномураскрытию темы трагической судьбы «маленького человека».
Другого живописца 60хгодов XIX века, А. Л. Юшанова, также читаютпродолжателем федотовской традиции. Сюжет его картины «Проводы начальника»(1864) близок к замыслу ранней федотовской сепии «Передняя частногопристава накануне большого праздника» (1840е гг.), и представляет собойописание жизни и быта чиновника средней руки. В чиновниках «Проводов…»явно обнаруживается сходство с героями произведений Павла Андреевича, а сюжеттак же раскрывается путем контрастного противопоставления образов начальника иподчиненных. Сходство видно и в изящном рисунке Юшанова, и в приеме передачисвета более яркой краской, и в мотиве открытых дверей, использованных длярасширения действия, показа его одномоментности. Художник являлся несомненнымпродолжателем федотовской традиции жанрово-сатирических картин.
В картине «Торг»(1866) Н. В. Неврева ярко ощутимы федотовские мотивы, что проявилось и в выборесюжета, и в подробности повествования, и в особенной значительностиаксессуаров, и в приеме разбивки композиции на отдельные группы, каждая изкоторых развивает определенную сюжетную линию.
П. М. Шмельков начинал сподражания Федотову. Его произведение «Сборы в театр» было создано вгод федотовской выставки (1850), оно ясно говорит о том, что художник следовалфедотовским сепиям 1840х гг.
Заключение
Имя Павла АндреевичаФедотова осталось навеки одним из самых славных имен в истории русскогоискусства. Он открыл новую, ещё никем до него не тронутую в нашей живописи жилунациональности и сатиры, первый из всех художников показал пример удачной еёразработки и оставил её в наследство возникшим после него талантам.
В 50х годах XIX века художники-жанристы, тесно соприкасаясьс Павлом Андреевичем выбором тем, общей творческой тенденцией, все же недотягивали до федотовского уровня осмысления жизни, аналитического видения еетрагедии или порочности. Их моральные метания несколько наивны (но искренни), восновном это «сочувственные зарисовки из бытовой жизни средних слоевнаселения».
Начиная с 60х годов XIX столетия, Федотовская традициястановится чем-то само собой разумеющимся. Жанровая картина с сложным иразветвленным сюжетом окончательно утверждается в правах. Разумеется, она всевремя менялась, но сам ее тип был устойчивым; и восходил он к творчеству П. А.Федотова.
При этом, «шестидесятники»,а затем и передвижники восприняли Федотова несколько односторонне. Онииспользовали лишь критически – аналитическую тенденцию его творчества,игнорируя поздний «романтический» этап развития творчества художника.
Список использованнойлитературы
1. Русская жанровая живопись XIX – начала XX века. Очерки / под ред. Т. Н. Гориной. – М., 1964. – 384 с.
2. Ацаркина Э. Н. Павел Андреевич Федотов / Э. Н. Ацаркина //История русского искусства. Том 8. Кн. 2. – М., 1964. – 467 с.
3. Кузнецов Э. Павел Федотов / Э. Кузнецов. — СПб, 1990. –407 с.
4. Леонтьева Г. К. Павел Андреевич Федотов. Основные проблемытворчества / Г. К. Леонтьева. – Л.-М., 1962. – 197с.
5. Сарабьянов Д. В. Павел Федотов / Д. В. Сарабьянов. – М.,1969. — 296 с.
6. Сарабьянов Д. В. П. А. Федотов и русская художественнаякультура 40х годов XIX века / Д. В.Сарабьянов. – М., 1973. – 228 с.
7. Картины и биография Павла Федотова [Электронный ресурс]. –Режим доступа: smallbay.ru/fedotov.html, свободный.