Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Культура и искусство"


Развитие печатной гравюры 20-х годов 20 века

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПЕЧАТНОЙ ГРАВЮРЫ
1.1 История зарубежной гравюры
1.2 Становление и развитие отечественной гравюры
Глава 2. Сущность иклассификация гравюры
2.1 Понятие и сущность гравюры
2.2 Виды гравюры
Глава 3. Технологические ихудожественные особенности печатной гравюры 20-х гг. XX века
3.1 Художественные особенности печатной гравюры
3.2 Технологические особенности печатной гравюры
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Искусство — одно изважнейших и интереснейших явлений в жизни общества, неотъемлемая частьчеловеческой деятельности, играющая значительную роль в развитии не толькоотдельной личности, но и общества.
Суть искусстваопределяется тем, что оно представляет собой наиболее полную и действеннуюформу эстетического осознания окружающего мира. Само собой, искусство должно былопринять разнообразные формы чтобы воплотить все идеи, мысли, чувства людей не ввиде отвлеченных понятий, а во вполне конкретной форме. Существует огромноеколичество абсолютно разных видов искусства, при чём каждый их них обладаетсвоей спецификой, ставит собственные задачи и создает для их решения своисредства и приемы. Все искусства имеют свой собственный язык и определенноесвоеобразие художественных возможностей.
Актуальность курсовойработы заключается в том, что в настоящее время все больше исследователей иискусствоведов, а также художников обращают своё внимание на историческоеразвитие и становление гравюры, в частности печатной. Наибольший интерес кпечатной гравюре в наше время вызван развитием оформительской техники и бурнымсовершенствованием способов полиграфии.
Цель курсовой работы –раскрыть сущность развития печатной гравюры 20-х годов 20 века.
Задачи курсовой работыследующие:
Изучить историческиеэтапы становления искусства гравюры;
Раскрыть разновидностигравюры, их классификацию;
Показать технологическиеи художественные особенности развития печатной гравюры 20-х годов 20 века.
Несмотря на бурноеразвитие оформительского искусства и способов печати, гравюра остается одной изразновидностей графического искусства, отразившая художественную мысльнескольких веков и способная развиваться в современных условиях.

Глава 1. История печатной гравюры
 
1.1История зарубежной гравюры
История гравюры – сдревних времён до начала XXвека – это история продольной и торцовой гравюры на дереве, резцовой гравюры намеди, офорта со всеми его разновидностями, а позднее и гравюры в сложной,комбинационной технике. Нельзя не упомянуть здесь и литография. Без всей этойпредыстории не могла бы существовать и линогравюра. Линогравюра существует ещёне более ста лет. Что бы лучше «почувствовать» её, нужно знать и всю историюгравюры.
Первое упоминание огравюре встречается в VIвеке нашей эры в истории изобразительного искусства Китая, где гравюра имелаприкладное значение и существовала в виде клейм, печатей в буддийских храмах ив качестве трафаретов для цветных тканей.
В Европе уже с XV века существовали игральные карты,отпечатанные с деревянных досок. Первая гравюра на дереве была сделана вГермании в 1423 году. Во Франции, Италии, Фландрии и других странах онавозникла несколько позже, а в России – в 1464 году. Толчком к развитию гравюрыкак самостоятельного вида искусства послужило, как известно, развитие наук,культуры, просвещения, — тогда же возникла необходимость пропаганды этихдостижений, что и послужило основанием для изобретения типографского станка иразвития книгопечатания.
На ряду с книгами игравюрами религиозного содержания печатались географические карты, буквари,технические рисунки. Параллельно с гравюрой на дереве развивалась гравюра намеди и офорт, причём эти виды существовали также и как прикладное искусство ввиде орнамента на оружии и металлической посуде, в виде художественных шрифтовна надгробиях и т.д. Точной даты возникновения гравюры на металле нет, но еёотносят к середине XV века.
В России при оружейнойпалате был целый штаб граверов, работавших в прикладном искусстве, из которых впоследствии вышли первые художники – профессионалы.[14, С.123]
Самостоятельное значениеимеет и книжная гравюра, которая является преемницей книжной миниатюры. Самыедревние миниатюры делались на пергаменте. Они интересны по композиции и красивыпо краскам. Со временем, в XVIIвеке, рисунок миниатюр усложнился, линии в них становятся виртуозными, краскипестрее, ярче, вводится позолота.
В первопечатных гравюраххудожник вначале не брал сложных, многофигурных сцен, а исходил из упрощенныхкомпозиционных построениях, ограничивался изображением одной фигуры в центрелиста, помещая по краям красивый орнамент, а ниже заглавную буквицу и шрифт.Изображения строились в основном за счёт черных линий. Белым штрихом иногдаделали только орнамент. Изображения резались чрезвычайно тщательно и точно.Шрифт хорошо читался, так как в печати он был одной насыщенности. Титульныелисты у таких книг являлись подлинно художественными произведениями книжногоискусства. Заглавная буква часто печаталась красной краской и красивовыделялась на странице. Раньше в миниатюре художники от руки рисовали сложныепереплетения из округлых линий. В гравюре это делать нецелесообразно, а поэтомупоявляются рубленые прямоугольные формы. Так же как и в миниатюрах, буквы вгравюрах изображали животные, но формы их упростились, стали восприниматьсяболее чётко.
 С развитием техникигравюры в более поздний период усложняются композиции листов, изображения иорнаменты, появляются очень замысловатые заставки и виньетки, но все они хорошо«смотрятся» с текстом. В листе из книги «Житиё Исаакия чудотворца» начала XVIII века видно, что по-прежнему главноедействующее лицо изображается в центре, а по краям вместо орнамента делаетсяцелых шесть сцен на общую тематику. Это прием, применяющийся в иконе.
Лубок – это гравюра надереве в один цвет, выполненная, как правило, художником из народа. Лубок раскрашивалсяот руки акварельными красками. Это искусство возникло в Китае в VIII веке и получило широкоераспространение во многих странах. В России оно возникло в середине XV века и оказало влияние напоследующее развитие гравюры. Большинство исследователей — искусствоведовсчитает, что термин «лубок» происходит от лубяного короба, в котором продавцыносили для продажи эти гравюры. Сначала лубки изготовляли только в Москве, азатем они получили более широкое распространение, когда возникло несколькошкол: киевская, новгородская и другие. В середине XVI века лубок широко распространился в Западной Европе.
На Западе лубок неполучил столь широкого распространения, как в России. Часто в странах ЗападнойЕвропы заимствовали тематику и композиции русских лубков. Бывало и обратное,при этом менялся лишь текст. Не всегда лубок делался в технике обрезной гравюрына дереве: были лубки и в технике резцовой гравюры, меццо-тинто и в литографии.
Самостоятельное значениерусская гравюра приобрела в конце XVII и вначале XVIII веков, в эпоху Петра I. Широкое распространение у графиковполучила тема архитектуры Петербурга. [21, С.76]
В этот период в западнойЕвропе помимо живописи и рисунка развивается и гравюра. В немецкие мастера многовнимания уделяли обрезной и резцовой гравюре. Большое влияние на последующееразвитие искусства в Голландии и Фландрии оказал Лука Лейденский (1494-1533).Он, так же как и многие его современники работал в живописи и в гравюре.Переводил свои рисунки в технику резцовой гравюры на меди. Великий голландскийхудожник Рембрендт ван Рейн (1603-1669) был новатором и продолжал дальнейшиепути развития искусства. Он создавал шедевры как в живописи, так и в графике.Из всех техник он выбрал офорт, в котором можно идти от живописности, от пятнаи в тоже время от рисунка, от линии. Среди итальянских мастеров выделяетсябольшой знаток архитектуры Дж. Б. Пиранези (1720-1778), создавший несколько альбомовкрупных декоративных офортов. Офортная техника более свободная, чем гравюра намеди, позволила ему широко и живописно изображать натуру и архитектурныефантазии, сохраняя строгий линейный рисунок. В Англии один из выдающихсяхудожников — живописцев – Хогарт.У него есть множество гравюр с разнымисатирическими сюжетами. Мы ценим этого художника, как создателя критическогореализма. В области офорта работал великий испанский художник Гойя. Его офортывыполнены с применением акватинты, очень живописны.
Из граверов других странНеобходимо отметить француза Ж. Калло, крупнейшего рисовальщика и гравера XVI-XVII веков. А так же немецкого художника и гравера – Д.Ходовецкого.
Интерес людей к гравюре сXVIII начал затихать и большую роль ввозрождении гравюры как самостоятельного вида искусства сыграла техникарепродуцирования в конце XIX ив начале XX века сначала на западе, затем и вРоссии. Эта техника получила широкой развитие во многих странах. Это было времявозникновения ряда новых областей графики, в том числе и линогравюры. В конце XIX и начале XX века гравюра получила дальнейшее развитие, особенно во Франции.Для нас более интересен именно этот период, так как он связан с возникновениегравюры на линолеуме. [24, С.93]
Интересен тот факт, что вПариже существовало в то время множество обществ художников – граверов, а также любителей гравюры. Профессиональный уровень гравирования был довольно высок;художники в большинстве своём не ограничивались каким-либо одним видом гравюры,а пробовали свои силы и в смежных областях графики. Что касается возникновенияпервых линогравюр, то мы не располагаем точными сведениями о том кем и когдаони были сделаны. В истории искусства ещё не написано ни одного капитальноготруда по истории линогравюры, а имеющиеся о ней сведения как на русском, так ина иностранных языках крайне скупы и даются в общих сведениях с эстампами вобщих монографиях. Возникшая в это время гравюра н линолеуме не сразу получилараспространение. Это был период, когда фотомеханический способ печати сталвытеснять репродукционную гравюру. Ища новые пути в искусстве, художники пришлик необходимости возродить гравюру как самостоятельный вид графики. От сухойманеры, распространённой в те года в репродукционной штриховой гравюре, ониперешли к тональным сплошным покрытиям, к светотени. Первые работы в этойобласти делались в ксилографии.
1.2 Становление и развитие отечественной гравюры
Основные приемы ипринципы художественного оформления книги сформировались в глубокой древности.В книгописных мастерских сложился и стал почти каноническим художественныйоблик богослужебной книги. Уже первые дошедшие до нас славянские рукописи — Остромирово евангелие (1056-1057), Изборник Святослава 1073 года, Изборник 1076года — являются примерами высокой культуры книжного оформления, образцамикомпозиции, наглядности, соразмерности изобразительных элементов.
Первые печатные книги всвоем художественном оформлении копировали лучшие рукописные образцы: началукниги предшествовал фронтиспис — изображение легендарного автора произведения,текст набирался шрифтом, напоминавшим рукописный полуустав; начало страницы икаждый раздел текста предварялись заставками и инициалами и т.д. Однако в нихуже проявляются и специфические черты оформления, присущие книге как продуктуполиграфического производства (печатный шрифт, ксилографическая иллюстрация,тиражный формат и т.п.).
Выдающимся памятникомтипографского искусства всех времен и народов является первопечатный«Апостол» Ивана Федорова (1564), художественное убранство которогосостоит из фронтисписа, 48 заставок, отпечатанных с 20 досок (некоторые заставкиповторяются по несколько раз), 22 буквиц — с 5 досок, 54 рамок одинаковогорисунка, 24 строк вязи. Эта книга «такого же рода высокоценное и внутреннеединое создание русской национальной культуры, как храм Василия Блаженного,башни Кремля, как „парсуна“, „древнейший портрет“, — писалодин из крупнейших русских искусствоведов и историков книги А.А.Сидоров. [17]
Оформление изданий ИванаФедорова служило образцом для русских, белорусских, украинских печатников ещепочти двести лет.
Существенные изменения в оформлениирусской печатной книги произошли в XVII веке, они были связаны с появлениемпервых светских книг и применением углубленной гравюры для иллюстрированияизданий. Большая заслуга в этом принадлежит печатнику и издателю Московскогопечатного двора В.Ф.Бурцеву-Протопопову, одним из первых на Руси начавшемуиздавать книги светского содержания массовым для того времени тиражом. В 1634году им был выпущен первый в Москве „Букварь языка словенска…“,предназначенный „малым детям в научение и познание божественногописания“ и известный под названием „Азбука В.Ф.Бурцова“. Вовтором издании „Азбуки“ (1637) впервые в русской печатной книге былапомещена гравюра светского содержания (»Училище") с изображениемсцены наказания розгой провинившегося ученика.
В 1647-1649 годах вМоскве была выпущена первая русская печатная книга с иллюстрациями, сделаннымив технике резцовой гравюры на металле, — «Учение и хитрость ратногостроения пехотных людей», явившаяся и одним из первых в России изданий повоенному делу.
На рубеже XVII-XVIIIвеков появляются первые русские цельногравированные издания альбомного типа.Лучшим из них считается знаменитый «Лицевой букварь Кариона Истомина»(М., 1694) с гравюрами Леонтия Бунина.
Появление новых черт вхудожественно-полиграфическом оформлении книги тесно связано с петровскимиреформами начала XVIII века. Оформление книг этого времени соответствуетрациональному духу петровских преобразований: уменьшаются форматы, исчезаютроскошные переплеты, двухцветная печать, заставки, зато большое вниманиеуделяется рисунку шрифта, качеству печати, иллюстрации в собственном смыслеслова почти не встречаются, их заменяют технические рисунки, чертежи, схемы,таблицы, выполненные в технике гравюры на металле. Книги гуманитарногохарактера — исторические, по словесности и т.п. — обычно не иллюстрируются. Вкачестве элемента оформления широко применяются типографские наборные украшения(линейки, точки, звездочки).
При преемниках Петра I вРоссии начался выпуск особо роскошных изданий отдельных гравированных листов иизданий альбомного типа, посвященных придворным событиям, изготовление которыхосуществляла Гравировальная палата Академии наук. Одним из лучших изданийподобного рода считается «Обстоятельное описание торжественных порядковблагополучного шествия в царствующий град Москву и священнейшего коронованияимператрицы Елисавет Петровны еже бысть вшествия 28 февраля коронования 25апреля 1742 года» (СПб., 1744). [15. С.116]
Широкое распространение вкниге XVIII века получает виньетка (франц. vignette) — небольшое, композиционнозавершенное графическое изображение орнаментального, предметного илисюжетно-тематического характера (часто с символическим или аллегорическимзначением), помещаемое обычно на титульных элементах книги, ее начальных илипоследних страницах (например, в изданиях Петровского времени чаще всеговстречалась в разных вариантах виньетка с видом на Неву, Петропавловскуюкрепость и церковь Троицы). Однако главным элементом художественного оформлениякниги XVIII века, определяющим весь стиль издания, является титульный лист,который в зависимости от характера и способа украшения может быть шрифтовым или«виньеточным», наборным или целиком гравированным.
В конце XVIII векаширокое распространение получает раскрашивание гравюр от руки акварельными илигуашевыми красками.
В конце XVIII столетия вРоссии появляется двухцветная глубокая печать. Этим способом были выполненыиллюстрации к «Басням и сказкам» И.И.Хемницера (1799).
XIX век современникиназывали «веком иллюстрированной книги». На первое место в оформленииизданий постепенно выдвигается не декоративное убранство, а иллюстрация — реалистическая картинка, тесно связанная с текстом.
Стремление к удешевлениюиллюстраций и к выпуску более крупных тиражей выдвигает на первый планлитографию, расцвет которой наблюдается во второй половине века. Первоначальнов этой технике печатались многочисленные издания военной тематики, выполненныепо заказу правительства, нотные издания, географические карты, модные картинки.Начиная с 30-х годов вводится иллюстрирование обложек литографиями.
Одной из первыхиллюстраций, отпечатанных литографским способом, считается виньетка сизображением Минервы на титульном листе издания «Об общественном призрениив России» (СПб., 1818), нарисованная художником А.Г.Венециановым. Развитиюрусской литографии способствовало возникшее в 1821 году в Петербурге«Общество поощрения художников», видевшее свою основную цель вразвитии в народе «вкуса к изящному» и начавшее целенаправленныйвыпуск изданий по искусству. Первым по времени и одним из лучших изданийОбщества является альбом «Собрание видов Санкт-Петербурга и егоокрестностей» (СПб., 1821-1824). В числе известных русских художниковкниги, работавших в технике литографии, — В.Ф.Тимм, издатель «Русского художественноголистка» (1851-1862), почти сплошь иллюстрировавшегося литографиями,который по замыслу и превосходному исполнению не знал себе равных в Европе. Имже созданы рисунки к изданию «Очерки русских нравов» Ф.В.Булгарина(1843). В 1857 году в Петербурге вышел альбом рисунков русского живописца ирисовальщика П.А.Федотова «Сцены из повседневной жизни»,литографированный П.П.Семечкиным, а в 1858 году в Москве — альбом рисунковхудожника П.М.Боклевского «Галерея гоголевских типов», литографированныйВ.Пуговишниковым. В 1867 году вышел в свет «Альбом видов и сцен из русскойжизни. Автографы московских художников» с иллюстрациями А.К.Саврасова,В.Г.Перова, В.Е.Маковского. Большое количество литографий — иллюстраций кпроизведениям русской классики (М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.А.Некрасова и др.) — создал художник А.И.Лебедев. В технике литографии, черно-белой или раскрашеннойот руки, выпускались многочисленные альбомы, альманахи, детские книжки, журналы(особенно сатирические), народные лубочные картинки.
Во второй половине XIXвека в России получает распространение техника многоцветной литографии — хромолитография. Первым русским хромолитографическим изображением считаетсярепродукция книжной миниатюры из Изборника Святослава 1073 года (портрет князяСвятослава с семьей), изготовленная московским палеографом и художникомК.Я.Тромониным для «Трудов и летописей Общества истории и древностейроссийских» (1833). В последующие годы К.Я.Тромонин применилхромолитографию для иллюстрирования изданий «Достопамятности Москвы»(1842) и «Художественный литографический альбом» (1846), в который онпоместил тринадцатикрасочную литографию.
Начиная с 1870-х годовхромолитография с одинаковым успехом использовалась как для дорогих, роскошных,так и для самых дешевых изданий.
В 40-х годах XIX векаширокое распространение в русской книге получает торцовая гравюра, обладающаябогатейшими изобразительными возможностями передачи светотени, фактуры и штрихахудожественного оригинала независимо от техники его исполнения и дающаявозможность одновременно печатать текст и иллюстрации. Ее появление и развитиеспособствовали расцвету русской реалистической иллюстрации, связанной сдеятельностью выдающихся художников и граверов XIX века А.А.Агина, В.Ф.Тимма,П.А.Федотова, И.С.Щедровского, Е.Е.Бернардского и других, создавшихзамечательные произведения книжного искусства.
Одним из первых изданий,иллюстрации и другие элементы украшения которого были выполнены торцовойгравюрой, являются «Пестрые сказки» В.Ф. Одоевского (СПб., 1833).
Во второй половине XIX векаделаются попытки дифференцировать художественное оформление книги в зависимостиот вида и типа издания, его целевого и читательского назначения: складываютсяособенности переплета научной, учебной, художественной и детской книги,определяются основные способы воспроизведения иллюстративного материала. Так,например, для детских книжек, изданий альбомного характера, так называемыхизданий для народа применялись преимущественно литография и хромолитография;для изданий художественной литературы — торцовая ксилография. Научная и учебнаякнига этого периода часто вообще лишена иллюстраций.
В конце 80-х годов XIXвека получают распространение фотомеханические способы изготовленияиллюстрационных печатных форм, значительно ускорившие и удешевившие процессвоспроизведения иллюстрации. Вводятся фототипия, изобретение которойспособствовало получению репродукций, отличающихся особо высокой степеньюточности воспроизведения оригинала, автотипия, фотоцинкография и гелиогравюра,давшие возможность получать высококачественные тоновые изображения.
Выдающимся явлениемкнигоиздательского дела дореволюционной России по масштабу замысла и качествувоспроизведения стал выпуск фундаментального издания «Русских народныхкартинок» (СПб., 1881), предпринятого Д.А.Ровинским, известнымискусствоведом, собирателем и исследователем русского народного лубка игравюры.
Одним из первых русскихизданий, полностью изготовленных с помощью фотомеханических способов печатания,было юбилейное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова, подготовленное к изданиюхудожником П.П.Кончаловским в типографии И.Н.Кушнерева (Т. 1-3. М., 1891-1899).В издании использованы рисунки, акварели и картины И.К.Айвазовского,В.И.Сурикова, М.А.Врубеля, И.Е.Репина, В.А.Серова, К.А.Коровина,Л.О.Пастернака, воспроизведенные различными способами — автотипией,цинкографией, фототипией, элементы оформления из других изданий.
На рубеже XX века вкнижном производстве на смену фотолитографии приходит офсет, позволивший резкоувеличить тиражи книг и повысить качество репродуцирования, обеспечитьисключительную мягкость и точность в передаче полутонов и оттенков.

Глава 2. Сущность и классификация гравюры
 
2.1Понятие и сущность гравюры
Гравюра (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графическогоискусства, подразумевающий создание разными способами печатных форм — «досок»(так именуются и металлические печатные формы; в цветной гравюре, кьяроскуро —несколько досок) для тиражирования изображения путём печати (в том числе иручной, например, притиркой — с маленьких досок) с её рельефных поверхностей(см. — Высокая печать). Иногда трафаретную печать — этот вид прикладной графики(сериграфия, шелкография и т. п.), ошибочно относят к гравюре, котораясобственно является по определению видом станковой графики. Каждый оттиск спечатной формы считается авторским произведением (даже в тех случаях, когдадоску нарезал гравёр по рисунку художника). [21, С.53]
Во-первых, гравюраотносится к пространственным (пластическим) искусствам, то есть графическоехудожественное произведение имеет конкретный материальный носитель и ненуждается во временной компоненте как временные искусства, которые развиваютсяво времени (музыка, художественное слово).
Во-вторых, гравюраотносится к изобразительным искусствам, то есть она отражает действительность внаглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы самойдействительности и благодаря методом обобщения, типизации, воображениюхудожника получает возможность эстетически раскрывать временное развитиесобытий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощатьобщественные идеи (в отличии от архитектуры, которая не изображает окружающиймир, а создает мир собственный, не похожий на действительность, данную намприродой).
К изобразительнымискусствам кроме графики относятся также и живопись и скульптура. Но эти тривида изобразительных искусств имеют кроме общих черт огромное количестворазличий.
Как и все изобразительныеискусства, графика может быть подразделена на три вида:
монументальную — тесно связанную с архитектурнымансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настеннаяграфика, картоны;
станковую — выполняемую “на станке”, неимеющую связи с определенным интерьером, назначение и смысл произведенияполностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок);
декоративную — книжные иллюстрации, открытки,любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особеннойхудожественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета. Такжек декоративной графике относится флористика — композиции, созданные при помощипуха деревьев, соломок и других “живых” материалов.
Специфику искусстваграфики составляет рисунок. Рисунок (как художественно-выразительноесредство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но вграфике он является ведущим, определяющим началом и применяется в более чистомвиде. Поэтому можно считать рисунок главным средством графики (как пластику — вскульптуре, цвет — в живописи).
Само слово “графика”ведет свое начало от греческого grapho — пишу, рисую. Рисунокдемонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графикиоснован, главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна(иногда цветового), фона основы (обычно листа бумаги — белой или тонированной)с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотряна то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется все же болееограниченно, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще всегоизвлекая художественную выразительнось из сочетания двух цветов: белого (либодругого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящегопигмента).
Материалы и техникиграфики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет ифактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяютсявидом графики.
2.2 Виды гравюры
В зависимости от того,какие части доски покрываются краской при печати, различаются выпуклая иуглублённаягравюра. К гравюре относят и литографию («плоская гравюра»),создание которой не связано с процессами гравирования. Гравюрой также называют печатныйоттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которойвырезан рисунок Гравюра использует присущие графическим искусствам средствахудожественной выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, иногдатакже цвет) и применяется в характерных для графики целях — для выполненияиллюстраций, шрифта и украшений в книгах и др. печатных изданиях, альбомов,станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произведенийприкладного назначения и т. д.
Специфические особенностигравюры заключаются в её тиражности, т. е. в возможности получать значительноечисло равноценных оттисков, а также в её своеобразной стилистике, связанной сработой в более или менее твёрдых материалах. [2, С.113]
В выпуклой гравюре всесвободные от рисунка участки доски с помощью ножей, стамесок, долот или резцов(штихелей) углубляются на 2—5 мм. Рисунок возвышается над фоном, образуя рельефс плоской поверхностью. Краска на неё накладывается тампонами или накатываетсяваликом, после чего к доске вручную или прессом равномерно придавливаетсябумага, на которую переходит изображение. К выпуклой гравюре относятся гравюрана дереве (ксилография) и на линолеуме (линогравюра), а также применявшаяся доконца 15 в. рельефная гравюра на металле (пластины из меди, латуни, олова илисвинца обрабатывались штихелем). «Обрезной» ксилографии (где на доскахпродольного распила из мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаютсяножом, а дерево между ними выбирается долотом) присущи контрастные соотношениябелого и чёрного, обобщенность рисунка, зачастую приобретающего повышенноэмоциональное звучание. В «торцовой» ксилографии (где на досках поперечногораспила из твёрдых пород дерева прорезаются штихелем тонкие штрихи, выходящиебелыми в оттиске) комбинации штрихов позволяют создавать тон разнойнасыщенности, что часто использовалось для репродуцирования живописи итонального рисунка. Сходная по технике линогравюра обычно более контрастна ичасто имеет крупный неровный штрих.
В углублённой гравюрерисунок механический или химический (протравливание кислотой)средствами углубляется в металлической пластине (из меди, латуни, цинка,железа, стали); краска набивается тампонами в углубления, и доска, покрытаявлажной бумагой, прокатывается между валами печатного станка. Чёткую чистолинейную структуру имеет резцовая гравюра (прорезание штихелем линий вповерхности металла), причём направлением линий и их меняющейся толщинойвыразительно передаётся пластика изображаемого предмета. Свободная, живописнаяигра линий в офорте (процарапывание рисунка гравировальной иглой в покрывающемдоску кислотоупорном лаке с последующим травлением доски) и гравюра сухой иглой(процарапывание рисунка иглой прямо на доске) позволяет выразить движение,становление, тонкие свето-воздушные, эмоциональные, психологические нюансы;возможность непринуждённого выражения замысла привлекала к этим видам гравюрыживописцев, скульпторов, архитекторов.
Богатство тональныхоттенков достигается в гравюре — акватинтой (протравливание доски сквозь порыприлипшего к ней смолистого порошка), пунктирной манерой (комбинации точек,выбитых в доске пунсонами или же нанесённых сквозь лак иглами и рулетками изатем протравленных), лависом (рисование на доске кислотой, наносимой кистью),меццо-тинто (выглаживание гладилкой светлых мест изображения на доске, которойс помощью гранильника придана сплошная шероховатость).
Резцовая гравюра(Taille-douce)_ — разновидность углубленнойгравюры, исполненная резцом без применения техники офорт.
Техника выполнения резцовой гравюры требует большегомастерства: на ровной и тщательно отполированной металлической доске художник вырезалспециальным инструментом – резцом или штихелем. заранее нанесенный рисунок. Послеэтого в доску втиралась краска, снимались ее излишки, и можно было печататьлист.
Резцовая гравюра на металле появилась в середине XV века.Древнейшей резцовой гравюрой на меди считается «Бичевание Христа», выполненнаянеизвестным немецким мастером в 1446 году. А первым, хотя и анонимным, наиболеезаметным мастером резцовой гравюры является «Мастер игральных карт», работавшийв Базеле и в верховьях Рейна. Самым замечательным мастером XV столетия являетсянемецкий гравер Мартин Шонгауэр, работавший в Кольмаре и Брейзахе. Еготворчество, соединяющее в себе позднюю готику и ранний Ренессанс, оказализначительное влияние на немецких мастеров, в том числе Альбрехта Дюрера. Средимастеров I половины XVI века стоит отметить, кроме упомянутого А. Дюрера,замечательного голландца Луку Лейденского.В конце XIX века эта техника бывшаянекогда очень популярной почти исчезла.
Многие виды углублённойгравюры — отдельно или в различных сочетаниях с др. видами — часто служилирепродукционным целям. Прямо имитируют карандашный рисунок гравюры карандашнойманерой (разновидность пунктирной манеры) и мягким лаком (рисование карандашомна бумаге, положенной на покрытую жирным лаком доску; лак прилипает в местахрисунка к бумаге и снимается вместе с ней, обнажая для травления поверхностьдоски). Традиционные материалы в наше время часто заменяются новыми: дерево —пластиком, металл — оргстеклом и т. д.
Как выпуклая, так иуглублённая гравюра может быть цветной. Краски могут наноситься тампонами наразные участки одной доски. При другом способе каждая краска наносится наособую обработанную лишь в соответствующих частях доску, а изображениевозникает в результате последовательного оттискивания всех досок на одномлисте.
Фиксированная в оттискестадия работы гравёра над доской называется «состоянием». У некоторыххудожников известно до двух десятков состояний одной гравюры. [2, С.124]
Основные виды гравюры,различаемые по способу печати
выпуклая
плоская
углубленная
литография
альграфия
ксилография
линогравюра
различные виды гравюры наметалле (офорт, акватинта)
плоскаягравюра — рисунок и фон находятся на одном уровне;
выпуклая гравюра — краска покрываетповерхность рисунка — рисунок выше уровня фона;
углубленная гравюра — краска заполняетуглубления, рисунок ниже уровня фона.
В зависимости отматериала, из которого создается печатная форма различают разные виды гравюры:
Литография — печатной формой является поверхность камня(известняка). Камень очень гладко полируется и обезжиривается. Изображение налитографический камень наносится специальной жирной литографической тушью иликарандашом. Камень смачивается водой, далее накатывается краска, пристающаятолько к ранее нанесенному рисунку. Литография изобретена в 1798 году. В 19веке получает распространение в станковой и социально-критической журнальнойграфике. (Французский художник Оноре Домье: “Опустите занавес, фарс сыгран”1834г., “Улица Транснонен, 15 апреля 1834 года” 1834г., с 1837 по 1851г. — приблизительно 30 литографических серий — “Робер Манер”, “Парижские типы”,“Добропорядочный буржуа”, “Деятели правосудия”.)
Альграфия — плоская печать, техника исполнения аналогичналитографии, но вместо камня используется аллюминиевая пластина.
Ксилография — гравюра на дереве, вырезаетсяспециальным резцом. Краска накатывается на плоскость исходной доски. При печатина бумаге белыми остаются участки, вырезанные резцом. Оттиски представляютсобой контурный рисунок толстыми черными линиями. Ксилография появилась всредние века всвязи с необходимостью книгопечатания. (Германские художникиАльбрехт Дюрер: “Четыре всадника” 1498г. и Ганс Гольбейн Младший серия гравюр“Образы смерти” 1524-1525г.г. )
Линогравюра — гравюра на линолеуме. По техникеочень близка к ксилографии. Линолеум — недорогой, доступный материал. Линогравюрыболее просты в исполнении по сравнению с ксилографией из-за синтетическогопроисхождения используемого материала (однородность, овтсутствие мешающих резцуискусственных волокон).

Глава 3. Технологические и художественные особенности печатнойгравюры 20-х гг. XXвека
 
3.1Художественные особенности печатной гравюры
В начале XX века (около1907 года) в России получает распространение линогравюра (гравюра налинолеуме). Ее первыми мастерами были художники И.Н.Павлов, В.Д.Фалилеев,Н.А.Шевердяев. Заслуга применения линогравюры в книгоиздательском делепринадлежит И.Н.Павлову, который впервые использовал ее для оформления обложкии иллюстраций детской книги вместо цинкографии и литографии.
Большой вклад в созданиехудожественной формы русской книги тех лет внесли художники объединения«Мир искусства» А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, И.Я.Билибин,М.В.Добужинский и др., превратившие иллюстрацию и декоративное оформление книгив одну из ведущих областей русского изобразительного искусства.
Формирование современнойхудожественной формы книги в нашей стране завершается уже в советскую эпоху.Новые задачи, поставленные перед книгоизданием, способствовали поиску наиболееоптимальных выразительных средств их художественно-полиграфического оформленияи созданию новой по сути высокохудожественной формы книжных изданий. В этомнаправлении с первого дня своей деятельности работали многие издательства, втом числе Госиздат РСФСР, «Красная новь», «Земля ифабрика», Объединение научно-технических издательств (ОНТИ), «Молодаягвардия» и др. Взамен изданий, дифференцированных в царской России поклассовому признаку (роскошная книга для богатых библиофилов, простооформленная для городской бедноты, грубый лубок для полуграмотного крестьянинаи т.д.), были созданы книги, оформление которых определялось их типом, видом,целевым и читательским назначением.
В 20-е годы надоформлением советской книги работали лучшие представители дореволюционногокнижного искусства. Среди них Е.Е.Лансере, создавший рисунки к повестиЛ.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» (1916), Ю.П.Анненков — иллюстрации к поэмеА.Блока «Двенадцать» (1918), М.В.Добужинский — иллюстрации к повестиФ.М.Достоевского «Белые ночи» (1923), Д.Н.Кардовский — иллюстрации кпоэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» (1922). В 1918 годуЛитературно-издательский отдел (ЛИО) начал выпуск «Народнойбиблиотеки» — популярной в те годы серии книг русской классики, с 1919года продолженной Госиздатом. Усилиями целого ряда художников — А.Н.Бенуа,Г.С.Верейского, М.В.Добужинского, В.И.Конашевича, С.В.Чехонина, Д.И.Митрохина,П.А.Шиллинговского и др. — был создан тип дешевого, но художественнооформленного массового издания с рисованными и наборными обложками, явившегосяпервой массовой советской издательской серией.
Высоким качествомхудожественного оформления и полиграфического исполнения отличались книгииздательства «Аквилон» (1921-1924), выпускавшего изящныеиллюстрированные издания небольшими тиражами 500-1500 экземпляров. В числелучших книг издательства — «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина силлюстрациями М.В.Добужинского (1921), «Золотой жук» Э.По силлюстрациями Д.И.Митрохина (1922), «Шесть стихотворенийН.А.Некрасова», иллюстрированные Б.М.Кустодиевым (1922) и др. Последний поправу считается основоположником советской изобразительной обложки,отличающейся яркостью и убедительностью образов, лаконизмом композиции иминимумом изобразительных средств (одна-две краски). Только в период с 1919 по1927 год им было создано более семидесяти иллюстрированных обложек(преимущественно для Госиздата), в том числе к произведениям русскойклассической литературы в серии «Народная библиотека», современныхсоветских авторов, массовых брошюр для деревенских мастеров и др. В числелучших работ Кустодиева — обложки книг «Дело Артамоновых» М.Горького(1927), «После бала» Л.Н.Толстого (1926) и др.Кустодиеву-иллюстратору принадлежит и одна из лучших книг того времени — «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова (1930). [11]
В книжной графике этоговремени отразилась патетика революции, ее романтический накал, активно шлипоиски новых форм и стилей художественного выражения. В оформлении изданийпреобладали гиперболическая образность, известная условность, символика, однаколучшие книги отличались простотой и выразительностью оформления. Таково,например, графическое оформление серии Госиздата РСФСР «Классики мировойлитературы» (1922-1930) и первых изданий сочинений В.И.Ленина (1920-1926),К.Маркса и Ф.Энгельса (1928-1947).
На оформлении книгисказались и разного рода новаторские теории, в том числе конструктивизм,представители которого в книжном искусстве отстаивали идею «визуальнойкниги», основанной на разработке броских композиций, и в поисках новыххудожественных средств заменяли иллюстрации и другие изобразительные элементыфотомонтажами, комбинацией наборных материалов и шрифтов (Л.М.Лисицкий,А.М.Родченко, Г.Г.Клуцис и др.).
Большие успехи былидостигнуты в области шрифтовой обложки (художники И.Ф.Рерберг, А.Н.Лео и др.).
В непосредственномобщении с «потребителем» продолжали работать над созданием книги и еехудожественного облика футуристы, бросившие вызов эстетике «Мираискусства», в том числе поэты А.Е.Крученых, В.В.Хлебников, художникиН.С.Гончарова, М.Ф.Ларионов, О.В.Розанова, К.С.Малевич, Н.И.Кульбин и др. Их книжнаяпродукция издавалась, как правило, незначительными тиражами (100-150экземпляров), в небольших форматах, легких бумажных обложках, на серой дешевойбумаге и отличалась небрежностью брошюровки; текст и иллюстрации в нихвоспроизводились литографским способом. [9, С.76]
В начале 20-х годов всвязи с упадком репродукционной техники широкое развитие в русской книгеполучает ксилография, в области которой работали В.А.Фаворский, А.И.Кравченко,П.Я.Павлинов, Н.И.Пискарев, А.Д.Гончаров, И.Н.Павлов, П.А.Шиллинговский идругие художники, выдвинувшие деревянную гравюру на ведущее место в мировомискусстве. Благодаря их работам был создан новый тип изданий — одновременномассовых и художественных, иллюстрированных оригинальными гравюрами на дереве.
3.2 Технологические особенности печатной гравюры
Высо́каяпечать в полиграфии — способ печати, использующий формы,на которых печатающие элементы расположены выше пробельных. Историческиэтот способ, по-видимому, первым получил распространение в качестветехнологии тиражирования изображений (именно его, например, использовал ИоганнГутенберг, тот же принцип лежит в основе конторской печати).
В полиграфическойпромышленности к технологиям высокой печати относятся типографская (высокая,книжная) печать и флексография. Разница заключается как в печатных формах(формы высокой печати изготавливаются в частности, на базе линотипного имонотипного видов набора из достаточно твердого гартового сплава или посовременной технологии из водовымывных фотополимеров), так и в процессе печати.
В изобразительномискусстве данная концепция реализована в линогравюре, гравюре на дереве(ксилография) и т. п.
На печатной форме высокойпечати печатные элементы расположены выше пробельных. Краска наносится наповерхность выступающих печатных элементов. При соприкосновении с бумагой, дляполного перехода краски, необходимо давление. До изобретения печатных машин дляэтой цели использовали пресс. Для воспроизведения текста и штриховыхизображений, состоящих из отдельных штрихов и линий, изготовить печатную формудаже на доске несложно, так как все печатные элементы находятся на одномуровне. На них легко нанести краску тампоном или валиком, положить бумагу иприжать ее для перехода краски.
Простота печатногопроцесса, лёгкость изготовления печатной формы надолго сделали высокий способпечати доминирующим. Чёткие начертания букв, ровные штрихи и контуры оттисковвысокой печати до сих пор трудно достижимы другими способами печати. Однако ввысокой печати использовали долгое время тяжелые наборные металлическиепечатные формы из гартового сплава, содержащий вредный для здоровья иэкологически опасный свинец. Это, вместе с характерными недостатками высокойпечати (низкая разрешающая способность, перетискивание на обратную сторону ипр., привело к резкому уменьшению доли высокой печати, особенно после появленияофсетных форм на алюминиевой основе.
В последние десятилетияэтот способ утратил доминирующее положение в выпуске большинства видовиздательской продукции, но до сих пор используется для печати однокрасочныхгазет, книг, а также в упаковке (например, печать самоклеющихся этикеток игибкой упаковки). Такой значительный удельный вес высокой печати обусловлен ееуниверсальными репродукционными возможностями при воспроизведении оригиналовсамого различного характера: текстовых, иллюстрационных, смешанных, одно- имногокрасочных.
Оттиски характеризуютсябольшой чёткостью, резкостью, насыщенностью тона и цвета. Положительнаяособенность этого способа — стабильность качества изображения во всём тираже,которая обусловлена отсутствием таких нестабильных процессов, как увлажнениепечатных форм (в плоской офсетной печати) или удаление краски с пробельныхэлементов форм (при глубокой печати).
Поверхность печатных формвысокой печати из фотополимеров химически нейтральна и может воспринимать любойраствор. Следовательно, эти формы могут быть использованы для печати сприменением красок как на масляной основе, так и на базе водных и спиртовыхрастворителей (флексография).
Важным стимулом дляразвития и поддержания конкурентоспособности высокой печати явилось внедрениегибких полноформатных печатных форм из фотополимеров с малой (0,4-0,7 мм)глубиной пробельных элементов. Существенные изменения в технологию высокойпечати внесли фотополимерные печатные формы в сочетании с повышением жесткостиконструкций печатных машин и применением синтетических декелей из армированныхматериалов на пористой волокнистой основе. Они позволили значительно повыситьэффективность работы за счет уменьшения затрат времени на подготовку кпечатанию
Глубокая печать — способпечати с использованием печатной формы, на которой печатающие элементы утоплены(углублены) по отношению к пробельным.
В полиграфии глубокаяпечать традиционно использовалась для производства иллюстрированной продукции,упаковки, а также во многих случаях — для печати банкнот. Формы глубокой печатиизготовлялись методом травления, механической или лазерной гравировкиметаллической поверхности.
В печатных машинах дляглубокой печати краска подаётся на печатный цилиндр и попадает в углубления,соответствующие печатным элементам. С пробельных элементов она удаляется спомощью так называемого ракеля.
В силу этой особенностидля формирования всех печатающих элементов (в том числе, сплошных плашек) необходимоиспользовать специальный растр глубокой печати. [21, С.203]
Одной из особенностейданного вида полиграфического производства является высокая стоимостьизготовления печатных форм, что существенно ограничивает область егоприменения. На сегодняшний день способ глубокой печати является доминирующим нарынке производства упаковки, поскольку затраты на допечатную подготовкуоригинал-макета и изготовление форм окупаются благодаря значительнойтиражестойкости последних и большим тиражам продукции.
В художественной графикеметод глубокой печати применяется в отдельных видах гравюры, в частности вофорте.
Офсетная печать —технология печати, предусматривающая перенос краски с печатной формы назапечатываемый материал не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр.Соответственно, в отличие от прочих методов печати, изображение на печатнойформе делается не зеркальным, а прямым. Офсет применяется главным образом вплоской печати.
В традиционной офсетнойпечати краска попадает на бумагу, проходя как минимум два вала — один из нихназывается валом с формой, а другой — офсетным валом. Форма чаще всегопредставляет собой пластину из металла, покрытую светочувствительным слоем.Затем на форму наносится изображение.
После экспонирования ипроявки засвеченные части формы начинают притягивать воду и отталкивать любуюмаслянистую субстанцию, в частности краску. Такие части называютсягидрофильными и (реже) олиофобными. Оставшиеся (незасвеченные) части формначинают, наоброт, отталкивать воду и притягивать краску. Они, в свою очередь,называются гидрофобными или олиофильными.Таким образом краска попадает только иисключительно на гидрофобные части формы, формируя буквы и изображения.
При каждом повороте спомощью системы увлажняющих валиков вал с печатной формой омывается водой,затем через систему красочных валиков на его гидрофобные части наноситсякраска. Изображение переносится с вала с печатной формой на офсетный вал, аоттуда — на бумагу. Офсетный вал способствует меньшему износу форм и большейровности краски.
Существует несколькотехнологий переноса изображения на печатную форму. Среди них технологияcomputer-to-plate или CTP, с помощью которой изображение напрямую переноситсяна печатную форму с помощью плейтсеттера. В традиционной печати изображениепереносится с фотоформ, которые, в свою очередь, могут быть изготовленыцифровым способом, с помощью технологии computer-to-film или CTF, или вручную спомощью фотонабора.
С помощью описанной вышетехнологии можно получить изображение только одного цвета — цвета краски,используемой в красочных валиках. Есть несколько способов напечатать цветноеизображение, из которых следует упомянуть два наиболее распространённых. Этопечать в несколько прогонов и печать на многокрасочной печатной машине.
Оба этих способа основанына разложении любого цвета по нескольким цветовым компонентам. Для каждойстраницы цветного изображения изготавливается набор печатных форм, изображениена каждой из которых соответствует компоненту цветов изображения в системеCMYK.
Эти пластины либо устанавливаютсяпоочерёдно в машину с одним набором валов, либо одновременно в машину снесколькими наборами валов. В первом случае пропечатка одного компонента цветаназывается «прогоном». Машины с несколькими наборами валов называютсямногокрасочными. Наиболее распространённые виды многокрасочных машин имеютсобственные названия: двукрасочные, трёхкрасочные и так далее. Для обеспеченияточной цветопередачи при печати используются системы контроля, основанные наденситометрии, колориметрии, а также цветопроба.
Самым современным видомофсетной печати считается т. н. цифровой офсет. С помощью этой технологииизображение наносится на печатную форму, непосредственно установленную вмашину. Традиционную технологию, использующую фотоформы, сейчас называютфотоофсетом.
Помимо этого вводят такжеклассификацию по видам материалов — листовые (ротационные) и ролевые. Ролевыеофсетные печатные машины используют не отдельные листы бумаги, а ролы — бумагу,скатанную в огромный ролик.
Следует также отметить,что офсетная печать считается выгодной при больших тиражах печатной продукции.При малых тиражах практически повсеместно используются виды печати,объединяемые термином цифровая печать.
Гектограф — копировальныйаппарат. Гектография — получение копий при помощи гектографа. Изобретён вРоссии М. И. Алисовым в 1869 году, был вытеснен более совершеннымиконструкциями.
Приготовленная из 1 частижелатина, 2 частей глицерина и 1 части воды масса застывает в жестяных ящиках.Рукопись, написанную анилиновыми чернилами, плотно прикладывают к массе и черезнесколько минут на гектографе получается оттиск, который копируется наприкладываемых листах бумаги.
Гектограф дает до 100оттисков (отсюда и название его), но только первые 30-50 отчетливы. Мокройгубкой оттиск на массе смывается и гектограф вновь годен к употреблению. Завремя существования гектографы были значительно усовершенствованы ииспользовались в малой (оперативной) полиграфии для быстрого размноженияпечатной продукции с невысокими требованиями к качеству оттисков. [21, С.259]
Гильоширование —нанесение на бумагу специальным типографским станком орнаментального узора ввиде сетки или переплетающихся волнистых линий. Как фоновый рисунокгильоширование использовалось для защиты от фальсификации марок и денежныхзнаков, а также как элемент декоративного оформления как на гербовых маркахРоссии, так и на некоторых советских почтовых марках.
Гильошированием такженазывается процесс гравировки на поверхности металла сетки волнистых,закономерно переплетающихся линий при изготовлении печатных форм. Гравировкапроисходит на специальном гильошировальном станке, в котором стол, несущийматериал для печатной формы, и резец совершают одновременно сложное движение.
Гильоширование дляпочтовых марок в настоящее время применяется сравнительно редко. Оносохранилось, как одно из средств защиты от подделок, для печатания денежныхзнаков, облигаций, паспортов, акцизных марок и т. п.
Ирисовая печать (от гр.iris — радуга) — специальный вид печати, при котором наблюдаются плавныеизменения цвета при переходе от одной краски к другой. Чаще всего используетсяв качестве средств защиты банкнот и ценных бумаг. Также для этой технологииупотребимо название «Радужная печать».
Печать осуществляетсянесколькими красками одновременно из одного красочного ящика, разделенногоперегородками, с одной печатной формы при использовании раскатных валиков сфиксированным осевым перемещением. Ирисовый эффект может быть реализован толькопри использовании высоковязких красок, поэтому ирисовыми красочными аппаратамикомплектуются листовые офсетные машины.
Плоская печать вполиграфии — способ печати, использующий формы, на которых печатающие ипробельные элементы расположены в одной плоскости и различаются лишьфизико-химическими свойствами.
Основой для форм плоскойпечати, как правило, служат металлические листы (пластины) — однослойные вслучае монометаллических форм и многослойные в случае биметаллических форм. Дляизготовления формы пластина покрывается светочувствительным слоем изасвечивается через фотоформу, используемую в качестве шаблона.
Затем экспонированнуюпластину подвергают химическому или электролитическому травлению, в результатекоторого участки, играющие роль печатающих элементов, приобретают свойствогидрофобности (олеофильности), а участки, соответствующие пробельным элементам,становятся гидрофильными. При попадании на такую форму краска задерживаетсялишь на печатающих элементах.

Заключение
Гравюра — вид графическогоискусства, подразумевающий создание разными способами печатных форм — «досок»(так именуются и металлические печатные формы; в цветной гравюре, кьяроскуро —несколько досок) для тиражирования изображения путём печати (в том числе иручной, например, притиркой — с маленьких досок) с её рельефных поверхностей(см. — Высокая печать). Иногда трафаретную печать — этот вид прикладной графики(сериграфия, шелкография и т. п.), ошибочно относят к гравюре, котораясобственно является по определению видом станковой графики. Каждый оттиск спечатной формы считается авторским произведением (даже в тех случаях, когдадоску нарезал гравёр по рисунку художника).
С трансформациейизобразительного искусства появляются все новые и новые формы гравюры, которыенаходят свое применение в работах как зарубежных, так и отечественных граверов.
В зависимости отматериала формы графика делится на несколько видов — гравюра на металле, линогравюра,ксилография, гравюра на картоне, воске и т. п.
В зависимости от способаобработки (гравирования и травления) при нанесении рисунка, формы гравюра наметалле также подразделяется на виды: гравюра резцом на меди, стали, офорт, меццо-тинто,акватинта, сухая игла и др. Для создания рельефного рисунка с этой цельюиспользуется либо механический способ (нанесение на доску зеркальногоподразумеваемому в последующем оттиске изображения): процарапывание с помощьюиглы или другими специальными инструментами, в том числе — подобными штихелямдля торцовой игравюры, но несколько отличающимися от них формой (более крутымизгибом клинка и заточкой рабочей части) — так называемыми стиплями и т. п.), либохимический (травление кислотой или хлорным железом, пары которого менеетоксичны, нежели «лисий хвост» азотки).
Строго говоря,литографию, относимую в полиграфии к плоской печати, вообще нельзя назватьгравюрой (по определению), поскольку технологически на всех этапах (отподготовки формы до получения оттиска) этот способ создания эстампа в корнеотличается и от всех других — в станковой тиражной графике, подразумевающей высокуюи глубокую печать, исключением можно считать вообще не ассоциируемый с гравюройполиграфический метод офсетной печати.
Автогравюра (от греч.autos — сам и фр. gravure — гравюра) — гравюра, в которой печатная форма (изразных материалов — дерево, линолеум, металл) выполняется самим художником — автором композиции.
Наибольшее развитие получилапечатная гравюра, развитие и трансформация которой является актуальной и внастоящее время.

Список использованной литературы
1. Алямовская А.,В.В. Лазурский// Сборник Искусство книги, вып. 7, М., 1971.
2. Аронов В.Я.ЭльзевирыИскусство графики и художественных форм -М.: Книга, 1975.
3. Архивныематериалыпо истории книги и книжного дела в СССР: Указатель (1917-1977). Центральныеархивы / Гос. б-ка СССР им В.И. Ленина; Сост. Т.А. Подмазова. М., 1987.
4. Барсук А.И. Квопросу об универсальном определении понятия «оформление книги» // Книга:Исслед. и материалы. 1977. Сб. 34.
5. Беловицкая А.А.Основные этапы развития изобразительного искусства в СССР: Учеб. пособие. М.,1983.
6. Большаков М.В.Декор и орнамент в книге-М.1990-160 с.
7. Буров К.М.Записки художественного редактора-М.1987-272 с.
8. Варбанец Н.В.ИоханнГуттенберг и начало книгопечатания в Европе. М., 1980
9. Виппер Б. Р. «Статьиоб искусстве». Москва, 1970.
10. Водчиц С.С.Эстетика книжных пропорций-М.,1977-247с.
11. Герчук Ю.Я.Художественная структура книги – М., 1984- 208 с.
12. Гончарова Н.А.Композиция и архитектоника рисунка-М.,1977- 96 с.
13. Дмитриева Н. А.«Краткая История Искусств». Москва, «Искусство», 1989.
14. Добиаш-РождественскаяО.А. Искусство письма в средние века — М.: Книга,1987.
15. Добкин C.Ф.Оформление книги. Редактору и автору.-М., 1985- 208 с.
16. Ельников М.П.Феномен книги (теоретико-гносеологический аспект) // Книга. Исследования иматериалы. 1995.
17. Завадская Е.В.Японское искусство.- М.: Книга,1986.
18. Искусствографики: работы московских художников книги 1959-1974, М., 1977
19. Карцер Ю. М. «Рисуноки живопись». Москва, «Высшая школа», 1992.
20. Кисин Б.М.Графическое оформление книги-М.,1946 — 408с.
21. Краткоетеоретическое введение к курсу истории искусства, Москва, 1987
22. Обри Бердслей.Москва, «Игра-техника», 1992.
23. Пайчадзе С.А.Русская гравюра. СПб., 1995.
24. Семенников В.П. Литературнаяи книгопечатная деятельность в провинции в конце XVIII и в начале XX веков /Русский библиофил, 1911, №№ 6-8.
25. Шматов В.Ф.Искусство книги Франциска Скорины — М.: Книга, 1990


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.