Понятие«цивилизация» (от латинского civilis — гражданский, государственный) всовременной общественной мысли служит синонимом следующих понятий; культура,прогресс культуры; социальный организм; локальная культура; классовое общество,то, что идет после варварства; материальная культура, в противовес духовной;гражданское общество; этап «распредметчивания культуры»; формальная структуракультурного (мыслительного) пространства; социальная организация общества;человечество в противоположность другим мирам; религиозная общность людей.
Каквидим, термин «цивилизация» чрезвычайно многозначен. И, в зависимости от того,какое содержание в него вкладывается, по-разному можно судить об историичеловеческого общества, истории и теории культуры.
Культурологипо-разному подходят к соотношению культуры и цивилизации, считают, что:
1.цивилизация — прогресс культуры (Гегель, марксизм, Ростоу, Белл, Арон);
2.цивилизация — регресс культуры (Руссо, Тойнби, Шпенглер);
3.культуры развиваются циклично: рождаются, расцветают, гибнут в рамкахотдельного типа (Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин);
Внастоящее время в идеолог – многих государств используется все чаще концепция«общего дома» — попытка рассмотреть жизнь современного человека с точки зренияобщемировых масштабов, а множество существующих в современном мифе культур спозиций единой мировой цивилизации.
Определениепонятия «цивилизация» очень важно сейчас, когда делается попытка вотечественной общественной мысли переосмысления формационного ицивилизационного аспектов социального развития, соотношения понятий «культура»и «цивилизация».
Рассмотрим,как соотношение культуры и цивилизации анализировалось на протяжении трехпоследних столетий. Понятие «цивилизация» утверждается в середине ХVIП века.Идея цивилизации как высшей стадии общественною развития человечества быласформулирована уже Дж. Вико в 1725 году.
Наиболеесистематически просветительский взгляд на становление культуры изложенфранцузским социологом, математиком и общественным деятелем, членом французскойАкадемии наук Мари Жаном де Кондорсе (1743 — 1794). Кондорса в своем «Эскизеисторической картины прогресса человеческого разума» (1794) впервые попыталсяпроследить значимость различных форм хозяйства, технических изобретений,научных и философских открытий, элементов морали и этикета для общего духовногоразвития человеческого рода. Он обратил внимание на взаимосвязьматериально-хозяйственных, социальных и интеллектуально — моральных явлений,образующих особого рода систему, которую мы сегодня называем культурой.Кондорсе видел основу и источник развития этой системы в развития коллективногоразума и поставил целью проследить этапы его становления.
Прогрессразума необратим и ведет к равномерному развитию всех сторон культуры, ко всеболее рациональному, управляемому, гуманному обществу. Но в силу сложностиразума, консерватизма человеческой природы и всякого рода пристрастий, влияющихна направление мысли, прогресс разума протекает неравномерно и противоречиво.Кондорсе различает два вида прогресса: быстрый и медленный. Быстрый прогресспроисходит за счет особенно важных открытий и изобретений: алфавита,письменности, пороха, магнитной стрелки, колеса. Медленный — осуществляется впроцессе каждодневного, рутинного труда, повторения одних и тех же действий,которые «оттачиваются», совершенствуются и обрастают новыми полезными приемами.Так развиваются ремесла и искусства. Кондорсе твердо верит, что никакоеразвитие ума и знания не может помешать прогрессу и счастью. Задержкипрогресса, в конечном счете, объясняются невежеством, заблуждениями или прямымобманом.
Прослеживаяход культурной истории, Кондорсе выделяет в ней десять основных эпох, своегорода культурных формаций или цивилизационных стадий. Каждая из них базируетсяна определенной ступени развития разума. Однако, в отличие от Гегеля илиМаркса, Кондорсе дает строгую логическую схему. История закономерна, но высшаястадия не выводится непосредственно из низшей. Переход к каждой последующейстадии связан с каким-то творческим актом, включением в исторический процесснового фактора, которого не было на предыдущей стадии. Таковы, скажем, земледелие,изобретение письма, возникновение религии, книгопечатания, открытие Декартомпринципа автономии мышления. Кондорсе ограничивается описанием историиевропейской культуры, лишь изредка ссылаясь на сходные или контрастирующиепримеры восточных культур. Смысл первой культурной эпохи, которая, как иостальные, точно не датируется, состоит в образовании племенных сообществ.Основой племени является семья, возникающая в силу необходимости ухода задетьми и растущей привязанности мужа и жены друг к другу.
Сущностьвторой эпохи — переход к оседлому образу жизни, пастушеству и земледелию. Наэтой стадии возрастает плотность населения, увеличивается богатство общества,усиливается имущественное расслоение.
Третьяэпоха охватывает весь период развития оседлого земледельческого общества изавершается изобретением письменности. Кондорсе указывает на развитие мощныхгосударственных образования — факт, характерный для данной эпохи. Четвертаяэпоха включает в себя беспрецедентный расцвет науки и искусства в Древней Греции.Здесь, благодаря защищенности от набегов варваров, талантливости народа,выгодным сношениям с Востоком, откуда были почерпнуты основы ремесел, наук,азбука и религия, возникли условия для интенсивной умственной жизни.
Пятаяэпоха охватывает период развития наук в Греции и Риме до их упадка иутверждения христианства. Упадок наук, философии, морали привел в конце концовк тому, что духовный «вакуум» был заполнен христианством. В Европе наступилаэпоха «темного Средневековья».
Шестаяэпоха охватывает период от упадка просвещения в позднем Риме до его возрожденияво времена крестовых походов. Как и другие философы — просветители, Кондорсенизко оценивает христианское просвещение и считает Средние века «провалом» вистории культуры. В период крестовых походов европейцы познакомились с арабскиммиром. Этим был дан толчок европейскому Возрождению. К началу Возрожденияпровозглашенные христианством принципы духовной свободы, братства и единствадостаточно укрепились в умах для того, чтобы стать фундаментом новой философиии нового гражданского сознания. Они подготовили переворот в судьбечеловеческого рода. Седьмая эпоха начинается возрождением наук в Европе изавершается изобретением книгопечатания. Возрождение было обусловлено каквнешним — восточными влияниями, так и развитием сознания самих европейцев.
Содержаниемвосьмой эпохи явился духовный переворот, обусловленный изобретениемкнигопечатания, но подготовлявшийся подспудно много столетий. Блага, даваемыекнигопечатанием, многочисленны и велики. Книга явилась новым связующимэлементом, можно сказать, фокусом новой культуры Нового времени. Книга являласьновой трибуной, которая давала власть над разумом и была независима от грубойсилы.
Девятаяэпоха — от Декарта до образования Французской республики — разбивает цепиэкономического, политического и духовного рабства. Духовный поворот сделан. Ночтобы новые идеи проникли в массы, чтобы общественные порядки были приведены всоответствие с требованием разума — нужно время. Философы создают правильныетеории, но умственный уровень общества, руководителей страны — недостаточен,чтобы им следовать. Философам и публицистам приходится прилагать много усилийдля того, чтобы истина становилась мнением большинства.
Каковыже общие истины, «исповедания» разума девятой завершающей эпохи, современникомкоторой считал себя Кондорсе?
Во-первых,утверждение в умах идеи «естественного права», т.е. системы принципов и норм,которые вытекают из правильно понятых интересов человека, отражают существеннуюсторону его «природы».
Второедостижение девятой эпохи — изменение в нравах, морали, состоящее в разоблачениивсяческой лжи, лицемерия, фанатизма и в ориентации на справедливость, гуманизм,счастье человека.
Главнымизадачами десятой эпохи должны стать уничтожение неравенства между нациями,достижения равенства и солидарности общественных классов, совершенствованиечеловека. Последние особенно важно.
Кондорсеверит в культурную миссию Европы. До сих пор европейцы показали другим народампример жадности и вероломства. Но просвещение неизбежно заставит всех уважатьчужую независимость, гуманно относиться к слабейшим, бедным, непросвещеннымнародам.
Европейскоепросвещение будет распространятся по всей земле без насилия. Дикие племена,говорит Кондорсе, «ждут нас и зовут как братьев и освободителей». Война естьпреступление и величайшая глупость. Сближение народов приведет к тому, чтокаждый народ добровольно призовет к себе иноземцев и предложит им разделить сним те блага, которыми он обязан природе или своему искусству. Причины взаимнойненависти исчезнут и установится вечный мир.
Теорияцивилизации как прогресса культуры, представленная просветителями, имеетпротиворечивый характер. Отравным идеальным пунктом в построении ее была идея«естественного состояния» человека, неотчуждаемыми принципами которого являетсяправо на жизнь, свободу и собственность.
Идеяпрогресса цивилизации в системе западной идеологии получила конкретно — историческое завершение: в трудах французских историков 20 — 30-х годовпрошлого века — Ф. Гизо, Ф. Минье, О. Тьерри. Жан-Жак Руссо (1712-1778)противопоставил идее прогресса буржуазной цивилизации альтернативный вариант,закрепившийся в истории философско-культурологической мысли в парадигмеруссоизма. Руссо увидел в успехах цивилизации признак неотвратимой катастрофы,которая постигла Египет, Рим, Китай, а теперь угрожает просвещенной Европе.Руссо сомневается в том, что состояние общественной гармонии может бытьобретено в границах эмансипированного общества, порвавшего с природой вграницах цивилизации.
Оченьжизненной — особенно в свете новейших тенденций мирового развития — представляется идеи Шпенглера о цивилизации как неизбежной, предсмертной стадииразвития культуры. Старческий период культуры, переход ее к небытию, природномусостоянию, Шненглер называет «цивилизацией». Главный признак цивилизации в том,что на смену деревне и небольшому городу приходят мировые столицы. Культурабыла прикреплена к земле, черпала силы из тучного «крестьянского чернозема»,т.е. из стихийно — инстинктивной народной жизни. Поэтому в доцивилизационныйпериод в каждой деревеньке, в каждом захолустном городе был свой очагкультурной жизни. В эпоху цивилизации мировые столицы впитывают в себя всютворческую энергию общества и перерабатывают ее в жесткие окостеневшие формы.Машины, военные орудия, имперские политические учреждения оттесняют поэзию,миф, индивидуальное ремесло.
Империализм,по Шпенглеру — высшее творение цивилизации Вместо мира — один город. Вместоздорового, сросшегося с землей народа — скопище индивидов, разрозненных,потерявших связь с традицией. Это утратившие веру новые кочевники, презирающиекрестьянский труд. В период цивилизации космополитизм вытесняет любовь кродине, а деньги становятся краеугольным камнем общественной организации.Культура становится эклектической, теряет формы. Искусство умирает, равно как ифилософия. Наука превращается в служанку политики и экономики. Искусствомассовизируется и приобретает какой-то спортивный оттенок. Художественныеновшества принимают форму сенсации или скандала. Империализм, утвердившись,перерождается в социализм, ставящий своей целью всеобщую сытость и уравнивание.Предсказывая в недалеком будущем войны и приход к власти «сильной личности».Шпенглер уподобляет ситуацию в Европе начала XX века эпохе кона Древнего Рима.
Хотямногие пророчества Шпенглера сбылись и его анализ цивилизации оказался близкимк действительности, но культуры, возможно, не погибну г, подобно одинокимстарикам, брошенным на произвол судьбы, а имеют тенденцию к сближению ивзаимодействию, формированию мирового сообщества.
Интереснойявляется постановка проблемы «культура-цивилизация» в работах известногоамериканского социолога Льюиса Мэмфорда, у которого дана «критико-гуманитарнаяпанорама проблемы». Согласно Мэмфорду, цивилизация не отрицает культуру, но еевзаимоотношения с культурой не неоднозначны, это зависит от фазы, на которойнаходится развивающаяся историческая цивилизация, отношения с культурой либообостряются, либо становятся комфортными. Отмечая, что переход от одной фазыцивилизации к другой, как правило, сопровождается прогрессирующимсовершенствованием и расширением уровня механизации, Мэмфорд одновременнотребует, во избежании диспропорции социально-культурного развития, параллельносовершенствования «органов общественной деятельности и общественного контроля».Творческая жизнь, согласно Мэмфорду, во всех своих проявлениях являетсясоциальным продуктом, поэтому первостепенную задачу рациональной хозяйственнойполитики он видит в создании такого состояния, при котором «творчество станетповсеместным явлением во всех сферах опыта». Оптимистическое восприятиепроцесса цивилизации приводит к тому, что идеальные аспекты, которые некогдапринадлежали прошлому, начинают ассоциироваться с будущим. В это уверовали дажепоэты викторианской веры — Теннисон, Лонгфелло и др. В книге О. Тофлера «Третьяволна» отмечается, что исторический процесс развития цивилизации проходит рядэтапов, которые подобно волнам, накатываются, сталкиваются друг с другом,порождая противоречия и социальные трудности.
«Перваяволна» — это исторический тип аграрной цивилизаций, когда основой всейжизнедеятельности была обработка земли до ХУП-ХУШ вв. Медленное развитие науки,техники, безграмотность населения, отсутствие культурных контактов сводилась ктрадиционной народной культуре. Близость к природе, устойчивость родственныхсвязей, создавалась стабильность человеческих отношений.
«Втораяволна» — это индустриальная цивилизация, начинается с возникновениемпромышленной революции и продолжается до сих пор, охватывая большинство странмира. «У меня вызывают отвращение способы. с помощью которых индустриализмразрушал первую волну и подавлял первобытного человека. Не могу забыть, как онпредал войне массовый характер, породил Освенцим, высвободил энергию атома,чтобы испепелить Хиросиму, мне стыдно за высокомерие, проявленное им вкультуре, за его хищническое отношение к остальной части мира. Мне больновидеть, сколько человеческой энергии, воображения, духовных сил пропадаетпонапрасну в наших гетто и трущобах. Возникла угроза информативного заражения,звездных войн в космосе, генетической фильтрации, искусственных землетрясений,климатических ураганов. Стремление человека потреблять как можно большетоваров, «быть, как все», способствовало развитию потребительской психологии».Искать в жизни особенное, неповторимое, уникальное, не быть, как все, астремиться к творческому самовыражению — таковы, по Тофлеру, перспективаизменения культуры общества и личности. «Третья волна» — это новый типцивилизации, это эра индустриального гуманизма, когда преимущества техническогопрогресса соединяются с возрастанием роли человека, его интересов ипотребностей. Электронные устройства будут располагать огромным запасом памятидля удовлетворения запросов специалистов. В центр научных исследований будутпоставлены проблемы освоения космоса и мирового океана, генной инженерии ибиотехники, будут использованы гибкие графики, надомный труд по заданию фирмы,выполняемый всей семьей с применением ЭВМ. Это изменит взаимоотношения в семье.Люди получат широкие возможности для раскрытия творческих возможностей. Новыеценностные ориентиры будут способствовать увеличению роли личности ииндивидуальности.
Ортега-и-Гассет,не противопоставляя культуру и цивилизацию, отвергает шпенглеровскую концепцию«заката Европы». Ортега доказывает, что ощущение заката, охватившее в начале XXв. широкие круги европейской интеллигенции, не случайно возникло лишь в самойЕвропе, а не у других континентов. Это ощущение — показатель переживаемогоЕвропой реального кризиса, но этот кризис отнюдь не означает конец европейскойкультурной традиции. Все культурные достижения, накопленные европейскиминародами в прошлом, должны быть сохранены в настоящем и будущем. История вообщене знает эпох» когда ценные традиции прошлого навсегда и безвозвратноутрачивались: преемственность в развитии культуры и цивилизации являетсяуниверсальным законом истории. А потому рожденные XIX в. политическаядемократия, парламентские учреждения, право на существования в них оппозиции,свобода личности, возникнув однажды, не могут и не должны исчезнуть. Их нужносохранить и преобразовать соответственно потребностям будущего, более высокогоэтапа европейского и общечеловеческого развития.
Всовременной отечественной культурологии можно выделить две основные трактовкивопроса о соотношении понятий «культура» и «цивилизация». Так, Э.С. Маркарян,исходя из определения культуры как специфического способа человеческойдеятельности, определяет цивилизацию как стадию развития культуры, характернымичертами которой являются: образование классов, государства, процессыурбанизации, возникновение письменности.
Такимобразом, не всякую культуру называют цивилизацией. Слаборазвитую культурупервобытных народов не принято называть цивилизацией. Какие же культурыназывают цивилизациями?
1.Очевидно, что цивилизациями можно считать только те культуры, те народы,которые имеют государственность. Не случайно в самом первичном значении этогослова содержится этот признак. Государства в истолковании Гегеля, есть царстворазума на земле.
2.Цивилизацией можно назвать культуру только такого народа, который сталсубъектом исторического творчества, стал носителем духа, творцом истории. Народполучает возможность использовать достижения других культур, включается процесссоздания общечеловеческих ценностей, причем одни цивилизации двигают один видкультуры, другие — другой, а на уровне мировой цивилизации народ становитсясубъектом всемирной истории.
3.Культуры конкретных народов можно назвать также цивилизациями потому, что онитворят общечеловеческую историю, хотя правильнее, на наш взгляд, назвать их нецивилизациями, а частями мировой цивилизации.
Большинствоучастников дискуссий по проблемам формационного и цивилизационного подходовсогласилось в целесообразности сочетания формального и цивилизованногоподходов, остается проблема — как это сделать. С нашей точки зрения, нужноучитывать то обстоятельство, что формационный подход — это анализ социально — экономически процессов, это социологическая категория, а цивилизованный подход — это культурологический подход, где за основу берется духовное производство,развитие творческих возможностей и способностей личности. В будущем, когдабольшинство людей будет вытеснено из сферы материального производства и услуг,не будет идти речи о смене способов производства, а будет история развитиямировой цивилизации в контексте различных культур. И подход к изучению мировойистории и культуре будет один — цивилизованный.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта linguistic.ru/