Реферат по предмету "Культура и искусство"


Природа – Общество - Культура

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
культурология
На тему: «Природа– Общество — Культура»

ПЛАН
1. Введение
2.1 Понятие культуры
2.2 Структура культуры (материальнаяи духовная)
2.3 Основные функции культуры
3. Природа и человек на раннем этапечеловеческого развития
4. Человек как субъект культурногопроцесса; среда обитания, формирующая человеческую сущность
5. Цивилизация как переход человекаиз первобытности в цивилизованное состояние
6. Заключение
7. Список используемой литературы

1. Введение
Сегодня, как и раньше,вопрос культуры, «культурности» является главным в процессе развития нашейцивилизации. Приумножая интеллектуальный, нравственный потенциал всей культурынарода, мы развиваемся, образовываемся. Такое образование включает в себядуховное, нравственное, эстетическое, этическое развитие. Наступила эпоха XXIвека это новый этап научно – технической революции. В настоящее время требуютсяуже новые технологии соприкосновения человека с природой. Это становиться непросто жизненной необходимостью, но и главным условием применения этойтехнологии. Культура является нашей надеждой и опорой. Каждый из нас вовлечен вкультурное творчество.

2.1 Понятие культуры
Слово «культура» являетсяодним из наиболее употребляемых в современном языке. Термин «культура» появилсяв Древнем Риме и применялся лишь для обозначения целенаправленного воздействиячеловека на окружающую его природу: возделывание почвы, обработка земли и т. п.Со временем его значение расширилось, и связано оно уже не только с природой,но и с внутренним миром человека. В античное время переводилось, как пайдея – «пай»- мальчик, «дейе» — создай. Древние греки термином «пайдейе» обозначаливоспитанность и образованность человека.
В ХVIII веке термин«культура» получил широкое распространение и обрел статус самостоятельногопонятия. Он включал не только жизненные блага и ценности, созданные человеком врезультате преобразования им природы, но и те достижения в совершенствованиичеловеческого духа, которые являются плодом процесса образования и просвещения.
В русской научнойтрадиции понятие «культура» впервые появилось в середине ХIХ века. В «Карманномсловаре иностранных слов» выделяют два аспекта трактовки этого слова:
1. Культура связывается спреобразованием объекта.
2. Культура выступаеткритерием нравственного поведения человека и его интеллектуальных способностей.
Культура – это не толькоразличные области действительности, но и сама действительность человека в этихобластях. Все, чем мы пользуемся в области культуры, было когда–то открыто,осмыслено и введено в человеческую повседневность. Другое дело, что существуютразные национальные традиции, переплетенные в современном облике культуры, которыеопределяют содержание наших представлений о культуре.
С течением времени,накоплением знаний, развитие человека и общества меняется, углубляется ирасширяется научное представление о культуре. Но во все времена исследователисталкивались с огромными трудностями в познании самой сущности культуры иопределении ее границ. Иногда то, что на ранних стадиях развития человека иобщества было культурой, позднее перестало быть ею. К примеру, изобретениеколеса было выдающимся явлением культуры. Теперь же, когда человек поставил напоток производство колес – это перестало быть фактом культуры. И сегодня то,что творит человек, культурой не является. Так, когда изобрели письмо и с егопомощью люди стали передавать информацию – это стало великим культурным событием.Сегодня современный человек, пишущий на заборе или на стене учебной аудиторииматерные слова, создает все, что угодно, но только не культуру.
В современномпредставлении культура обычно отождествляется с художественной культурой, суровнем образованности и воспитанности человека. Этот термин применяется и втаких смысловых выражениях, как «культура общения», «культура поведения»,«культура производства», «культура потребления», «культура быта» и т.п.Современная наука вкладывает в понятие культуры неоднозначный смысл. Даже прибеглом знакомстве со специальной литературой можно обнаружить множествоопределений этого понятия (их насчитывают около 300).
2.2 Структура культуры(материальная и духовная)
Такое большое количествоопределений объясняется тем, что структура культуры сложна, многофункциональнаи многогранна, так как включает в себя систему образования, науку, литературу,искусство, религию и т.д.
Культурный процесс – этонакопление обществом материальных и духовных ценностей, наслоение эпох, времени народов, сплавленных воедино. Это человеческая деятельность, опирающаяся наоставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающаяэто наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.
Культуру можно поделитьна два основных вида – материальную и духовную, которые тесно взаимосвязаны.
К материальной культуре относятся:культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса,т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения ксобственному телу; физическая культура. Духовная культура включает в себяпознавательную (интеллектуальную) культуру; нравственную; художественную;правовую; педагогическую. Не стоит забывать и о том, что к духовной культуреотносится еще и поклонение, почитание, почет, культ. Прежде всего — религиозныйкульт. В древности человек постоянно находился в окружении богов: встречался сними в поле и в роще, в зелени дерев, в тенистых гротах и речных заводях, нобоги жили и в городе, и в доме человека, они оберегали городские законы ибезопасность граждан.
Материальная культураудовлетворяет потребности людей своим вещественным наполнением, а духовная нетолько удовлетворяет плоть, но и развивает способности. Из этого следует, чточем больше человек развивается духовно, тем больше он изменяет материальнуюкультуру.
Человеку свойственноукрашать свой быт, и потому предметы материальной культуры в большинствеслучаев эстетически оформлены и не только помогают существовать нашемуорганизму, но, и радуют душу. Например, можно пить воду прямо из под крана, аможно из хрустального фужера. А это значит, что духовная сторона всегдаприсутствует в произведениях человека. Предметы культуры могут принадлежатьматериальной и духовной культуре одновременно. Например, в произведениях архитектуры,декоративно – прикладного искусства. И дом, и дворец служат жильем, а храм вразличные исторические отрезки времени был не только местом проведениярелигиозных обрядов, но и местом проведения собраний, хранилищем ценностей идаже учебной аудиторией.
Другой важный моментсостоит в том, что предметы культуры могут в процессе существования менять своеглавное назначение. К примеру, по мебели и одежде, ставшими музейнымиэкспонатами, можно изучать быт и нравы определенной эпохи.
В свою очередь каждаясоставляющая духовной культуры может быть структурирована. Например, религия –католическая, православная, протестантская и т.д.; наука – гуманитарная итехническая, которые тоже можно более подробно структурировать; искусство –декоративное, пластическое, станковое и т.д.
2.3 Основные функциикультуры
Культура выполняетмножество функций: образовательная, социальная, воспитательная и т. д. Выделяюттри основные функции, позволяющие обществу существовать длительный историческийпериод, войти в современный век — это познавательная, информативная,коммуникативная.
Первая – познавательнаяфункция – это познание мира, страны, общества, или какого–то явления, самопознание(образование, воспитание). Такая функция концентрирует в себе опыт множествапоколений людей, способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самымсоздавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно сказать,что общество интеллектуально настолько, насколько используются знания вкультурном генофонде человечества. Все типы общества, живущие сегодня на земле,различаются, прежде всего, по этому типу. Одни из них демонстрируютудивительную способность посредством культуры взять все самое лучшее, чтонакоплено людьми и поставить себе на службу. Например, Япония проявляетогромные способности во многих сферах науки, техники, производства. Другие жедо сих пор живут племенами и не способны использовать познавательные функциикультуры, обрекая себя на социальную анемию и отсталость.
Вторая — информативная — это накопление, сохранение и передача культурной информации из поколения кпоколению, от одной страны к другой, от цивилизации к цивилизации, выступая вроли социальной памяти человека. Поэтому важно не только сохранить культурныеценности, но и передать их.
Третья — коммуникативная– средства передачи культурной информации, дистанционное познание. Культурапредставляет собой знаковую систему, которую необходимо понимать или уметьрасшифровывать. Это значит, что без понимания специфики языка мира музыки,живописи, скульптуры, архитектуры, театра, философии и т.д. невозможно понятьих содержания. Это же относиться и к языку физики, химии, математики и другихестественных наук, которые располагают собственными знаковыми системами.

3. Природа и человек нараннем этапе человеческого развития
Первое значение термина«культура» — это возделывание, обработка, уход в первую очередь земли. Поэтомукультура на раннем этапе понималась как возделывание полей, обработка сада иуход за растениями и животными, т. е. земледелие и сельское хозяйство.
Наиболее древниесвидетельства существования человеческой культуры найдены в Восточной Африке,их возраст – 2,7 млн. лет. Это примитивные орудия, изготовленные из кремния. Споявлением человека и первых созданных им предметов начинается самый длительныйпериод истории – каменный век. Он делится на палеолит (древний каменный век),мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век).
В эпоху палеолитапоявился человек, внешне почти неотличимый от нынешнего. Его мозг увеличился,передняя часть черепа укоротилась и превратилась в лицо, зубы уменьшились,держаться он стал прямее, чем двуногие обезьяны. Обитали люди мелкими группами,поедали съедобные растения и охотились на небольших животных. Постепенно ихпреимущества расширялись. Они стали лучше, чем обезьяны манипулироватьпредметами, дальше передвигались, звуковые сигналы стали точнее иразнообразнее. Во время палеолита человек овладел огнем, научился изготавливатьдесятки типов каменных, костяных и деревянных орудий, строить искусственныежилища, стал прикрывать тело шкурами животных – появилась примитивная одежда. Вконце периода, около 40 тыс. лет назад, появились украшения из кости и рога.Был изобретен копьеметательный снаряд, рыболовный крючок, игла, нож и жировойсветильник с фитилем. Люди научились сооружать довольно сложные жилища –обтягивать шкурами деревянный каркас, в качестве строительного материалаиспользовали кости крупных животных (мамонтов). Шили меховую одежду типакомбинезона. Начало палеолита совпадает с появлением на земле древнейшихобезьяноподобных людей.
В среднем каменном веке –мезолите – условия существования человека изменились. В связи с тем, что ледникоткатился к северу и затопил Европу своими водами, исчезла фауна приледниковойзоны, а это значит, что исчезли стада северных оленей, мамонтов, исоответственно охотничья культура. Повышают свое значение рыболовство исобирательство, земледелие и животноводство, приручение диких животных. Людиеще не вполне оседают на одном месте, но и не уходят так далеко, как раньше.Они собирают водоросли, ракушки, рыбу на берегах морей и водоемов. В периодмезолита человек начал шлифовать и сверлить камни, изготавливать топоры срукояткой, сани, весло, лодку, лук и стрелы. Этой эпохе принадлежит рядинноваций, среди которых посуда из обожженной глины (керамика), прядение иткачество из шерсти, конопли, крапивы и льна. Появились кремнедобывающие шахты,что свидетельствует о начале горного дела. Строительным материалом уже сталслужить кирпич – сырец, глина для обмазки, дерево. Появились землянки.
В период неолита кремневыеизделия достигли совершенства. Изготавливались мелкие и крупные орудия из камняи кости, шлифовальные топоры, долота, тесла, а также мотыги и зернотерки.Особенным достижением этого времени были прекрасно отшлифованные каменныетопоры. С их помощью первобытный человек мог быстро срубить дерево, построитьжилище, выдолбить лодку. Начали изготавливаться мелкие изделия из самородноймеди и других металлов. В это же время были изобретены колеса, паруса,гончарный круг, лошадиная сбруя. Развивается охота на морских выдр, тюленей,даже китов, а в прибрежных лесах охота на горных баранов, коз, оленей. Изшерсти диких баранов и коз ткали плащи – накидки, рубахи. Сражения вели впанцирях из деревянных пластинок деревянных шлемах в форме масок.
Из этих примеров следует,что уже в глубокой древности человек в целях выживания не толькоприспосабливался к среде обитания, но и, в отличие от животного, приспосабливалпоследнюю к своим нуждам, желаниям, к возрастающим потребностям. Одновременно спреобразованием первозданной природы развивался процесс культурного развитиясамого человека, в результате которого его руки оказались способными выполнятьболее сложные операции, чем передние конечности животного. Хотя глаз человека иуступает по зоркости глазу орла, а его ухо не в состоянии услышать те звуки,которые улавливает слух некоторых животных, тем не менее, человеческое ухо иглаз становятся «умными» органами и начинают по человечески воспринимать мир.
 Не последнее место в жизнипервобытного человека занимает жилище. Оно защищало от холода, ветра, солнца,служило местом отдыха и восстановление сил. Наиболее ранние жилища – пещеры свыстланным полом (мхом, шкурами, ветками). Затем создаются искусственныежилища, прежде всего там, где отсутствуют естественные укрытия. Позжепоявляются жилища из настланных бревен, свайные постройки, полуземлянки.

4. Человек как субъекткультурного процесса; среда обитания, формирующая человеческую сущность
Человек, как разумноесущество живет в двух средах. Первичная – необходимая для всего живого илиприродная (воздух, солнце). Природная среда существует помимо человека, но длячеловека разумного нужна еще и другая среда – культурная, она существует там,где есть человек. Слишком много природы – и мы превращаемся в животных, слишкоммного цивилизации – и начинает сокращаться и усыхать наша плоть. На протяжениимногих тысячелетий человек творил, создавал путем познания определенную среду.И этот культурный процесс бесконечен, он замкнутый.
В представлениипервобытного человека о мире отразилось, прежде всего, его отношение к природе,стихии, которые противостояли человеку и его освоенному пространству. Дикиеживотные стали объектом поклонения.
Природе противостоял самчеловек, который был основой упорядоченного и невраждебного мира (космоса).Отсюда и человеческое жертвоприношение богам, которое иногда сопровождалоськаннибализмом. Древний человек был уверен в успехе лишь того дела, за котороеприносил самый ценный дар – человеческую жизнь. Например, без человеческойжертвы нельзя было построить дом. Память о первобытной жизни сохранилась внекоторых современных представлениях и обрядах.
Тот мир, в котором живутсегодня люди, — результат преобразования ими природы. Растения и животные напротяжении миллиардов лет выживали, адаптируя себя, свое тело к новым условиям.И только человек, изменив тем самым тип эволюции, стал преобразовывать природу,изменяя ее по своим нуждам. Человек заставляет одни тела природы воздействоватьна другие, извлекая из такого взаимодействия пользу для себя. А это означает,что в мире культуры действуют такие же природные законы, но в таких условиях,когда они поставлены на службу человеку и управляются им.
Человек универсален всилу многообразия способностей и по характеру своей деятельности. Это значит,что человек способен преобразовывать мир, исходя не только из своихпотребностей, но и из потребностей других существ, живущих рядом. Универсальнаямера самого человека позволяет ему становиться на позицию любого другогосущества. Всякое открытие является новым по отношению к уже созданному, и чемзначительнее это открытие, тем активнее его будут осваивать, а значитпревращать в традицию.
Уже в глубокой древностичеловек научился «управлять» огнем, в результате чего появились домашние очаги,затем спички, зажигалки и т.п. Каждый современный человек с зажигалкой вкармане – хозяин «управляемого» пожара. А огонек зажигалки – это окультуреннаясила огня, или огонь, превращенный в элемент культуры. В результате человекможет использовать укрощенную силу огня самым необычным способом, какого невстретишь в природе. Огнем не только освещают путь, обогреваются и обрабатываютпищу. Человек превратил огонь в предмет религиозного культа, и тогда с нимстали совершать магические действия, поклоняться ему и воспевать впроизведениях искусства.
Любое техническоеустройство есть результат освоения природных процессов и их моделирования вискусственных условиях. К примеру, в паровой машине тепловая энергия переходитв механическое движение, за счет этого движется паровоз, плывет пароход иделаются другие полезные дела.
В деятельности человекаприсутствует стремление очистить природу от случайного и второстепенного,выделить основные качества. Те, кто делают мебель, строят дома, разбивают парки,исходят из правильных геометрических форм, таких как окружность, треугольник,квадрат и т.п. В этой упорядоченности и есть существенное отличие средыобитания человека от дикой природы. То есть не только обучение, но и разумноорганизованная среда обитания формирует у человека чувство меры и гармонии.
Итак, границы миракультуры подвижны, поскольку человечество все активнее преобразует природу, всеглубже проникает в ее строение и вовлекает эти уровни природного бытия всоздание технических устройств.

5. Цивилизация какпереход человека из первобытности в цивилизованное состояние
Цивилизация – в переводес латинского «Civilis» – общественный гражданский.Цивилизация – это гражданское общество с определенным уровнем развития культурына конкретном историческом этапе. Например: древняя цивилизация – этообъединение людей для выживания в природе, античная – высокоразвитая вкультурном обществе цивилизация, а современная — это технократичнаяцивилизация.
Разделяют два типацивилизации:
— крестьянский, т.е. тот,который основан на возделывании, когда природа и человек сливаются в единоецелое. Для этой цивилизации природа выше человека, а человек вживается вприроду не нарушая ее естественной гармонии. Сила этой цивилизации в том, чтоона сохраняет ее первичную среду обитания. Слабость в том, что она неспособствует прогрессированию.
— техногенный тип. Втаких цивилизациях человек приспосабливает природу к своей жизнедеятельности,но происходит нарушение гармонии с природой. Вследствие этого происходит уничтожениепервичной среды обитания, а значит и самоуничтожение. Сила такой цивилизации втом, что она способствует прогрессу.
Многообразиеисторического развития связано с особенностями и различиями возникновенияобщественной жизни в разных регионах земли. На ее возникновения повлияликлиматические и географические условия, положение регионов. Различная скоростьразвития привела к неравномерности формирования разных народов. Первобытноеобщество – первая стадия исторического развития человеческого общества.
На раннем этапеформирования человеческой сущности люди жили племенами. Племя составлял одинрод с неупорядоченными половыми отношениями. Такая форма обществапрогрессировала и напоминала стадо: равенство всех мужчин и женщин в половыхотношениях вело к устранению конфликтов, к сплочению общества. Однако этопривело к кровосмешению, а затем и к биологическому вырождению и исчезновениювида. Другим недостатком была культурная замкнутость племени. На этом уровнеразвития у человека и общества уже появилось культовое сознание. Самая древняяего форма – фетишизм, поклонение предметам труда, растениям, животным, камням,огню, которые играли важную роль в первобытной жизнедеятельности. Становлениепервичного племени – рода, осознание своего единства через кровное родствопослужило превращению фетиша в тотемы, которые первобытные люди воспринималикак своих первопредков, прародителей. Природе противостоял сам человек, которыйбыл основой упорядоченного и невраждебного мира (космоса). Отсюда ичеловеческое жертвоприношение богам, которое иногда сопровождалоськаннибализмом.
Древний человек былуверен в успехе лишь того дела, за которое приносил самый ценный дар –человеческую жизнь. Например, без человеческой жертвы нельзя было построитьдом. Память о первобытной жизни сохранилась в некоторых современныхпредставлениях и обрядах.
 Начав трудиться, шелпроцесс накопления знаний. Уже, в какой то степени делались прогнозы: когдаделать запасы, как и сколько их хранить, когда ими можно пользоваться, т.е.появилось планирование и организация трудовой деятельности, распределениепродуктов и орудий труда. Учет потребовал ведения записей. Так появились первыезарубки, насечки.
Современный человекпоявился в результате соединения племен из двух родов, когда мужчины одного племенибрали в жены женщин из другого племени. Это изменение было связано с запретомна половые отношения внутри общины в период охоты, полевых работ и т. п. дляповышения работоспособности. Число запретов со временем возрастало, но они некасались представителей других общин. Отношения между членами соседних общинэволюционировали: от похищения женщин до «узаконенных» отношений. В это времявозникли парные семьи, которые были неустойчивыми и не имели постоянногожилища. А в результате возрастания роли мужчин в хозяйственной деятельностипроисходит переход от матриархальных отношений к патриархальным. Начинаетсяпереустройство уклада жизни, появление новых традиций, норм, ценностей. Эпохапатриархата – это время разложения первобытного общества.
Разделения труда в общинеспособствовало развитию товарообмена, имущественному неравенству, частнойсобственности. В связи с этим наемный и рабский труд, расслоение общества,возникновение классов. Хозяйственная деятельность человека переходит отприсваивающей к добывающей экономике.
Вместе с деятельностьюразвивалось и мышление. Человек начал совершенствовать орудия труда –монтировал каменные орудия в роговые, костяные, деревянные рукоятки, — находилрациональную форму, — увеличивал до предела их вес или уменьшал до граммов.Развитие техники проявлялось в увеличении количества операций и действий присоздании орудий труда, усложнялась их конструкция, более разнообразнымистановились составляющие их компоненты: детали делались из дерева, кожи,костей, камня.
Для развития культурыбольшое значение имел огонь. Применение огня способствовало преобразованиюживотной психики в направлении интеллекта, разрыв с условиями и привычкамистадной жизни, становлению хозяйства. Огонь был теплом, светом, средствомзащиты и приготовления пищи. Так, шаг за шагом, из первобытности человек шел кцивилизации. Сам того не осознавая, он изменял окружение вокруг себя.Постепенно накапливал знания, передавал их своим потомкам.
Первые цивилизациивозникли в V – IV тысячелетиях до нашей эры на юго-востоке Азии, т.к. тамтепло, благоприятные природные условия и плодородные земли. Такими являются –древний Египет, Месопотамия, Шумерия (на территории современного Ирака). Вконце III тысячелетия до нашей эры возникла индийская цивилизация в устье рекиИнд. Во II тысячелетии на реке Хуанхэ возникла китайская цивилизация. Именноэти две цивилизации прошли тысячелетний путь развития и существуют до сих пор,т.к. сохранили свою аутентичность (первооснову), не растеряли обычаи.

6. Заключение
Культура позволяет внестив мир человеческое значение. Это среда, где человек формирует свою сущность,вбирает в себя то, что накоплено. Культура немыслима без человека: он еесоздал. Быть культурным – это «уметь». Уметь пользоваться множеством вещей,представлять в себе и через себя то, что создано веками, и то, что актуальносегодня. В то же время, без изучения прошлого трудно понять настоящее ипрогнозировать будущее.
Современному человекукажется, что ему если не все, то многое известно о своем прошлом. Лишь историячеловечества в целом может помочь осмыслить то, что происходит сегодня.
Деятельность человекаочень разнообразна. В одном случае она порождает культуру, в другом –цивилизацию. Создание полезных для человека приспособлений приобретаюткультурный смысл тогда, когда человек вкладывает свою «душевную жизнь». Сутьпалки, молота, пилы, насоса не видна. Но даже в таких предметах можетпроявиться творческая сторона. Смысл нашей деятельности в том, что мы пытаемсяпридать культурный смысл окружающим нас вещам.
В современном мире ценното, что было впервые придумано (новаторство). Повтор и копирование нами уже нецениться. Истинный художник или ученый – это всегда создатель нового, поэтомукаждая культурная ценность носит неповторимый уникальный характер. Мы гонимсяза всем новым, что дает нам огромный скачок в развитии. Но даже в настоящеевремя есть общества, не имеющие контакта с окружающим миром. Такое положениеведет к застою.
На мой взгляд, культура –это наша надежда и опора.

7. Список используемойлитературы
1. Веремьев А.А. Введение вкультурологию – Брянск, 2000.
2. Драч Г.В. Культурология – Ростов –на – Дону, 1996.
3. Драч Г.В. Культурология – Москва,2003.
4. Малюга Ю.А. Культурология. Учебноепособие для вузов – Москва, 1998.
5. Мареева Е.В. Культурология. Теориякультуры – Москва, 2003.
6. Пигалев А.И. Культурология –Волгоград, 1999.
7. Сапрыкина В.А. Введение вкультурологию – Москва, 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.