Реферат по предмету "Культура и искусство"


Прошлое и будущее: экспозиционная деятельность в музеях (современное состояние в Украине)

Міністерствоосвіти і науки України
Одеськийнаціональний політехнічний університет
Гуманітарнийфакультет
Кафедракультурології
 
Курсоваробота на тему:Минуле та майбутнє: експозиційна діяльністьу музеях (сучасний стан в Україні)
Виконала:
студенткагрупи ИК-042
Суранова О.
Перевірила:Л.В. КрупенiнаОдеса, 2008

План
1. Введение
2. Возникновение иосновные этапы развития музейной экспозиции
3. Современный этапразвития музейной экспозиции в Украине
4. Заключение
5. Литература

1. Введение
Музей представляет собой сложный имногоплановый феномен. В западноевропейской культуре музей не только выполняетфункции по собиранию и хранению артефактов, но и является отражениемопределенной социокультурной ситуации во всем многообразии ее научных,эстетических, педагогических, идеологических, рекреационных, экономическихаспектов. Во второй половине XX века проблема музея приобретает особую остроту,что связано, в первую очередь, с тем, что его традиционные формы, окончательносложившиеся в конце XIX – начале XX вв., перестали соответствовать изменившейсякультурной ситуации, что привело к переосмыслению основных принципов музейнойработы и поискам ее новых форм. Результатом данного процесса явилосьвозникновение в современном музееведении ряда новых теоретических концепций,пересматривающих многие ключевые моменты музейной практики. Современныетенденции развития музейного дела характеризуются, в первую очередь, отказом отпредставления о музее как научно-исследовательском и образовательном учреждениии стремлением к универсализации, что находит отражение в новых принципахмузейной работы, таких как развитие форм «мягкой» музеефикации (так называемые«экомузеи»), расширение тематики экспозиций, изменение состава и профиля,работающих в музее специалистов, привлечение общественности к проблемамповседневной деятельности музея. О кризисной ситуации свидетельствует также ито, что во второй половине XX века музей все чаще подвергается критике как состороны деятелей культуры (прежде всего авангардной), так и со стороныпредставителей общественных движений (прежде всего, радикальных) за элитарностьи отсутствие очевидной пользы для широких слоев населения при высоких затратахна содержание и развитие музейных учреждений. Однако, именно в этот периодотмечается увеличение числа музеев, а также значительный рост их посещаемости.Очевидно, что причины кризиса традиционных музеев при одновременном росте ихпопулярности нуждаются в осмыслении, невозможном без уяснения роли и местамузея в системе культуры. Учитывая вышеизложенное, мы оказываемся переднеобходимостью анализа феномена музейной экспозиции и музея как такового сточки зрения его существования, начиная с протомузеев Античности и заканчиваясовременными, оснащенными компьютерными, видео- и аудио — системамимузеями-комплексами.
Проблемы данной темы: скудноеколичество литературы на данную тему; кратковременность существования многихэкспозиций и прежде всего выставок не дает достаточное время для их фиксации ианализа с целью осмысления и закрепления достигнутого результата, нередко являющегосязначительным событием музейной практики (что уж говорить о временах, когда небыло ни видео-, ни фотоаппаратуры, которая сохраняет временную экспозицию навидео- или фотоносительях и дает возможность анализа в то время, когда самойэкспозиции уже нету).
Объект исследования: экспозиционноедело как определенная структура, состоящая из ряда элементов в их временном ипространственном развитии, их возникновение и деятельность в качествеисторико-культурного и историко-социального феномена.
Цель работы: комплексное изучениеглавных этапов развития экспозиционного дела в мире.

2. Возникновениеи основные этапы развития музейной экспозиции
Для того, чтобы приступить к теме,необходимо об означить что из себя представляет музейная экспозиция. Как гласитСловарь музейных терминов «Экспозиция – происходит от латинского«expositio» – выставлять и означает в широком смысле любуюсовокупность предметов, специально выставленных для обозрения. Наиболее раннееопределение музейной экспозиции – часть музейного собрания, выставленная дляобозрения. Современное музееведение под музейной экспозицией понимает целостнуюпредметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другиеэкспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным)замыслом. Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации. Музейныеэкспозиции принято подразделять на постоянные (стационарные) и временные;временные экспозиции называются выставки.
Само становление музея было связано соткрытием собранных коллекций для общества, с их экспонированием[1].Элементы древнейших «протоэкспозиций» музееведы находят в интерьерах древнегреческиххрамов, в которых вативные предметы можно в современном смысле воспринимать какзачатки экспозиции; в выставках товаров на продажу, церемониях военных триумфовДревнего Рима, когда вслед за колесницей триумфатора несли, а затем оставлялина некоторое время для всеобщего обозрения военные трофеи, произведенияискусства, захваченные у противника и т.п. Репрезентативные«выставки» драгоценной утвари устраивали правители в дни приемаважных гостей для демонстрации своего богатства и значительности. Этот этапможно назвать этапом «протоэкспозиций». Разнообразные собрания хранились ввизантийских соборах и монастырях, а затем (с 13 в.) в средневековых соборах Франции,Италии, Германии и др. стран (предметы, принадлежность которых приписывалась«священным лицам» нового христианского пантеона, церковная утварь, иконы,рукописи и т. п.). К эпохе Возрождения относится появление в Европе музеи, которым были уже присущинекоторые научные функции, что было связано, в частности, с Великими географическимиоткрытиями, а также с потребностями развивающихся наук и производства. Многиепутешественники, ученые, поэты и художники становятся коллекционерами,собирателями медалей, монет, гемм, камей, скульптуры, картин, рукописей идругих предметов античной культуры. Вслед за частными лицами коллекционерствомзанялись тогда и представители знати — короли и папы. Коллекционировалисьобразцы животного и растительного мира, минералы, геодезические иастрономические инструменты («философские инструменты»), предметы,представляющие этнографический интерес. Большую популярность приобреталидворцовые собрания — кунсткамеры, мюнц-кабинеты, натуралиен-кабинеты, в которыхсосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественныередкости. Появились и первые описания Музеи, а также музеологическиетеоретические сочинения. К этому же времени относятся собрания памятниковантичного искусства во Флоренции (Л. Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи,16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др. В эту эпоху и позднее вXVII-XVIII вв. происходит постепенное становление экспозиции как формысуществования музея. Это этап «зарождения необходимости продуманого подхода кразмещению предметов». В «универсальных» музеях этого времени собиралисьвоедино всевозможные диковины и реликвии, «удивительные произведенияприроды и человека», но, как понятно, ни о какой научной концепциивыставки тут речи не идет. Можно привести ярчайший пример – 1581 Франческо IМедичи, страстный коллекционер и настоящий знаток, приказал перенести в Уффицинаиболее ценные предметы семейной коллекции из дворцов и вилл, а расположенныена втором этаже административные службы удалить[2]. С этого времени зданиеУффици стало музеем, в связи с чем были произведены значительные перестройки.Впервые в истории музейного дела были созданы специальные выставочныепомещения. Одной из первых была создана «галерея статуй» (первый коридор), дляоформления которой пригласили группу флорентийских художников. Перекрытияпотолка были расписаны причудливыми орнаментами, т.н. «гротесками», созданнымипо античным образцам, стены украшены шпалерами. Открытая терраса в Уффици былазастеклена и также приспособлена для показа произведений искусства.
В 17—18 вв. формируютсямногочисленные частные коллекции — исторические, археологические,естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых частично в 18 в., аглавным образом в 19 в. легли в основу государственных национальных музеев.
Так, возникновение первых выставок ив нашем понимании слова экспозийций произошло в Европе в 18 веке (Просвещение)[3].На этих первых выставках демонстрируются произведения искусства дляаристократии. В то же время формируется новая концепция музея – идея публичногомузея. В музеях долгое время не существовало разделения на «фонды» и«экспозицию». Только к концу XIX века в процессе роста и расширениямузейных собраний происходит выделение из них «демонстрационныхколлекций», т. е экспозиций (временних или постоянных). Одним из примеровосознанного и целенаправленного формирования экспозиции является «Венскаяимператорская галерея». Императрица Терезия и ее сын Йосиф 2 в 1770 году решилисоздать картинную галерею. Купили дворец принца Евгения. В 1781 году галереяоткрылась. Что же дает нам право говорить о музейной экспозиции в этом случае?А вот что – картины были развешены по хронологии создания, по национальнымшколам, а не по декоративным качествам.
Конец XVIII — начало XIX вв.выдвигает на первый план научный аспект экспозиции. Предмет интересуетсоздателей музеев в контексте научного знания[4]. Складываютсясистематические экспозиции. Можно сказать, что еще одним этапом, которыйприходится на 18 век становится изучение экспоната как самоценного объекта. Обэтом свидетельствуют популярные на то время в Европе Кунсткамеры, самойвпечатляющей из которых стала Кунсткамера Петербурга. Она уже в то времяпредвосхитила все западные музеи в плане систематизации и научного подхода кэкспонированию. Этот музей считается одним из первых музеев в России,занимавшимся естественной наукой. Петр в этой области считается новатором. Ведьранее в России ценились только предметы старины и художественные картины. Петрже на всеобщее обозрение представил чучела редких животных, экзотическиерастения, оружие и технические новинки, этнографический ценности и, конечно же,анатомические аномалии. Кабинет редкостей был создан в 1714 году и разместилсясначала в Летней резиденции царя. В 1717 году царь Петр решил купить собраниеанатомических экспонатов, состоящее из более девятисот препаратов, у ФредерикаРюйша. Посланцы Петра путешествовали по Европе и покупали самые редкостныеэкземпляры, необходимые для собрания кунсткамеры. Музей постоянно пополнялсяновыми экспонатами, и вскоре большое количество экземпляров просто сталоневозможно поместить в комнатах дворца.
19 век продолжает традиции 18го. Впериод правления Наполеона Лувр называется Музеем Наполеона. Формируетсяколекция в соответствии с принципом полноты. На первом этаже находится галереяАнтичного искусства, включающая 12 залов. Произведения искусства распологаютсяпо тематическому принципу: зал выдающихся мужей, зал римлян, зал времен года ит.д. В России на тот момент представителем передовых тенденций был Эрмитаж.Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того как вБерлине она приобрела коллекцию из 225 голландских и фламандских художников.Большинство картин размещалось в тихих и уединённых апартаментах дворца,получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения). Эрмитажбыл открыт для избранной публики в 1852. Уже тогда он насчитывал богатейшиеколлекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной исредневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических ихудожественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков.
В начале 20го века усиливаютсяобъективные потребности в развитии музея, росте музейной сети собразовательно-воспитательными и научными функциями. Наиболее развитой сетьюмузеев в мире располагают (на начало 1970): США (около 2000 Музеи), Италия(свыше 1200), Франция (около 1000), Великобритания (свыше 900), ФРГ (свыше800).
В России музеи имеют многовековую историю. Висточниках 12—17 вв. содержатся многочисленные сведения о хранении историческихи художественных ценностей в соборах и монастырях во Владимире, Киеве,Новгороде. В течение 2-й половины 18—19 вв. возникли первые местные музеи в Иркутске (1782), Барнауле(1827), Оренбурге (1831), Астрахани (1836); коллекции Артиллерийскогоисторического музеи(1756) и Эрмитажа (1764) в Петербурге; собрания, непосредственно связанные спроизводством (модель-камеры, натуральные кабинеты Вольного экономическогообщества, превратившиеся в начале 19 в. в музеи); создавались историко-археологические музеи в Николаеве (1806), Одессе(1825), Петербурге (Румянцевский музеи,1831) и др.
Музеи в СССР возникали при статистическихкомитетах, земствах, учёных архивных комиссиях, научных обществах,университетах. Развитие сельского хозяйства и промышленности вызвало появлениеСельскохозяйственного музея в Петербурге (1859)[5], Политехнического музея вМоскве (1872), кустарных отделов в местных музеях. Рост национального самосознания, развитиеискусства, науки нашли отражение в создании Третьяковской галереи (1856),Российского исторического музея (1872), Русского музея (1898) и др. Всего коктябрю 1917 функционировало свыше 150 Музеев(без войсковых, церковно-археологических). Многие музейные ценности находилисьв частных собраниях, малодоступных даже для учёных и специалистов.Ведомственная разобщённость, отсутствие единого музейного законодательства,разнобой в научно-методической области тормозили развитие музейного дела.
Советское государство превратиломузеи во всенародное достояние. Правительственными распоряжениями, декретами,постановлениями СНК РСФСР 1917—18 были национализированы крупнейшие частныеМузеи, установлен порядок охраны музеи и памятников, регистрации и принятия ихна государственный учёт, запрещен вывоз произведений искусства за рубеж (декретот 19 сентября 1918). В ноябре 1917 в Наркомпросе РСФСР была созданаВсероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников, в мае 1918 —Музейный отдел (в 1921 вошёл в состав Главнауки), в ведение которого перешливсе музеи. На местах были созданы губернские подотделы по делам музеев. Кнаучному руководству музеев были привлечены АН, Социалистическая академияматериальной культуры. 3-й съезд Советов в январе 1918 принял постановление оразвитии музейного дела в стране. В соответствии с ленинской концепциейкультурной революции в постановлении подчёркивались значение сохранениякультурного наследия, необходимость превратить культурные ценности «в музеи дляобщенародного пользования и сделать их источником воспитания». В программе,принятой на 8-м съезде РКП (б) в марте 1919, записано: «Открыть и сделать доступнымидля трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации ихтруда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров».Создание единой государственной музейной сети сопровождалось быстрым ростомчисла музеев, появлением музеев новых профилей, прежде всегоисторико-революционных. Уже в 1920 насчитывалось 394 музеев. В советское время все музеифинансировались только за счет государства. За скромную зарплату настоящиеэнтузиасты, специалисты высочайшего класса, занимались кропотливой работой,восстанавливая по маленьким деталям утраченные интерьеры.
Сотрудники музеев проводили серьезнуюисследовательскую работу: открывали новые экспозиции, отыскивали в запасникахранее неизвестные работы художников прошлого, печатали научные труды,монографии, альбомы по искусству. Нередко музейные фонды пополнялисьбезвозмездно или за небольшое вознаграждение частными коллекционерами. Музеипревращались в идеологическую школу. Музей становится политико-просветительскимзаведением. Даже если по профилю музей совершенно не относился к политике илиистории, все равно работники музея обязаны были каким либо образомпроиллюстрировать советскую идеологию в экспозиции. Появился даже специальныйтермин «вещевизм» — предмет без идеи, главная задача которого показсоциально-экономических достижений.
Тематический метод – ведущий метод с30тых годов, поход против «дегенеративного искусства» (против Гогена, Пикассо,Ван Гога). Тематическая экспозиция преобладала в советский период (несколькотем, экспонаты, связанные по содержанию, объединялись под определенным угломзрения).
В 60-е резко возросло количествовыставок. Да и каких! В 1965 году в Эрмитаже открылась крупнейшая выставка изсобрания Лувра. Впервые в Ленинград привезли такую большую коллекциюпроизведений Эль Греко, Тициана, Эдуарда Мане.
Важнейшей формой работы спосетителями советского музеяявлялось проведение экскурсий. В 1972 только в государственных музеях страны число посещенийсоставило свыше 115 млн. (в 1913 — 5 млн.).
В начале 70-х гг. в миренасчитывалось свыше 12 тыс. музеев. Музеимира объединяются международными организациями. В составе ЮНЕСКО имеетсяМеждународный совет музеев (ИКОМ). Советские музеи стремились наглядноотобразить достижения социалистической культуры и популярно представить — приусловии наличия соответствующих экспонатов — диалектике — материалистическуюоснову естественно-исторических наук. Музейная экспозиция, вызывая рядопределенных наглядных представлений, одновременно создавала и определеннуюсистему понятий, способствует формированию мировоззрения. Экспозиция всоветском музее стремится дать строго научное объяснение закономерностейприроды и общественных явлений. Экспозиция в передовых музеях СССР вполнеотвечала этим задачам: вместо аполитичного показа мертвых предметов ипамятников она дает в конечном результате живую и яркую демонстрацию идеисоциализма, идей советской эпохи.
В конце 20го века складываютсяпредпосылки для переосмысления принципов экспозиционного построения. Этомуспособствует в первую очередь: изменение восприятия экспозиции зрителем;современная музееведческая концепция экспоната; большая выставочная практика,имеющаяся на это время. Стандарты и нормы музейного дела, воспитанные СССР ужене подходят.
3.Современный этап развития музейной экспозиции в Украине
В наш рациональный век стремительногоразвития новых информационных технологий человек становится обладателемзначительного количества знаний и средств коммуникации. По подсчетам ученых, запоследние 30 лет информационное поле увеличилось так же, как за предыдущие 5000лет. Объем информации удваивается каждые 5 лет. Новые аудио-, видео-,компьютерные технологии в тысячи раз увеличивая познавательные возможностичеловечества, с безжалостной активностью внедряются во внутренний мир человека.Все больше постигая виртуальную реальность, удовлетворяя через нее своиэстетические потребности и потребность в общении, наш современник все дальшеуходит от самого себя. Актуальная модель сознания современного человекаперестает включать такие понятия, как «созерцание», «погружение»,«вчувствование». Современный зритель (читатель, посетитель и т.д.) разбалован ипереборчив. И тут у владельцев музеев возникает колосальная проблема: какпривлечь людей в музеи? Как заставить прийти в наши музеи человека, которыйлегко может посмотреть «виртуальную начинку» музея по Интернету? (пока что нашиукраинские музеи не столь интерактивны, но все же сайты у всех свои уже есть.Тут речь идет об европейских, американских, японских и т.д.).
Ответ на первый взгляд прост:создание современной экспозиции требует новаторского подхода, отличного от всехранее используемых и их критической переоценки и переосмысления, эксперимента,свободы в средствах выражения. Благодаря вовлечению в творческий процессхудожественно-выразительных средств, экспозиция приобретает новое качество,становится самостоятельным художественным жанром экспозиционного дизайна. Крометого, художественная экспозиция (музейная или галерейная, большая или камерная,групповая или персональная, ретроспективная или тематическая и т.д.) – одно изнемногих мест, где в наше время возможен непосредственный контакт междухудожником, его произведением и зрителем. Любые другие средства коммуникации(телевидение, мультимедиа, художественные галереи в системе Интернета,художественные полиграфические издания и т.д.) предназначены одновременно дляогромного числа людей и ни к кому не адресованы личностно, они показываютпроизведение опосредованным, пользуясь определенным языком интерпретации,присущим им[6]. Поэтому сотрудники музея,работая над привлечением посетителей, так же должны понимать, что своимидействиями они воспитывают посетителя музея, «окультуривают» его, даютвозможность прикоснуться к произведениями человеческого гения не опосредованно,а в реальности.
Но, если вдуматься, воплотитьжелаемые качества современной экспозиции в реальность колоссально сложно. Этотребует от автора научного обоснования, выявления закономерностей взаимныхотношений объектов показа, конечно же, недюжинных знаний в областиэкспонирования, фантазии, творческого и «влюбленного» в свое дело подхода (дажене стоит упоминать о материальных вложениях). И тут становится особенноактуально содержание этой работы, потому что для того чтобы автору создатьчто-то революционно новое или просто качественный продукт необходимо понимать,что такое само по себе музейное экспонирование, откуда берет оно свое начало,какими приемами пользовались на протяжении своего существования авторыэкспозиций, как рационально выстроить предметы экспозиции, чтобы они привлекли,запомнились, произвели впечатление на музейного посетителя. Осмыслению процессаистории экспозиционного дела, облегчению выявления внутренних закономерностей ивозможности научного обобщения помогает его периодизация. Кроме того, возможныслучаи, когда, например, экспозицию стилизуют под научные кабинеты иликунсткамеры конца 19 века – тут знания в этой области просто необходимы.
Период 80-90хх гг. явился дляискусства музейной экспозиции в известной мере периодом стабилизации,осмысления и совершенствования. В этот период значительно активизировался поискновых путей развития экспозиции, осмысление процесса их создания во всехаспектах. Встал вопрос определения новых подходов в понимании экспозиции какискусства в общем контексте современной культуры[7].
Искусство музейной экспозиции, запоследние годы окончательно утвердившееся в статусе самостоятельного исамоценного жанра творчества, обусловлено многими современными эстетическими иобщекультурными предпосылками. Оно в значительной мере определилосьобщекультурной ситуацией, изменением социокультурного заказа общества и преждевсего общими художественными и архитектурными концепциями.
Экспозиционное творчество являетсяничем иным, как средовым творчеством. В его задачу входит комплексное создание„концептуально” обусловленной среды, органически включающей в себя определенноесоотношение ряда компонентов – тематики, архитектуры, декорирования,дидактического материала. Этот ряд компонентов, объединенный единым замысломнесет большое количество информации и является одним из главных каналовмузейной коммуникации. Все вместе и является современным понятием музейнойэкспозиции (а это труд музейного работника, художника-экспозиционера и т.д.).
Если экспозиции прошлых лет (конце20го века) тяготели к статическому типа, то последние годы привнесли в музейдинамику, выразившуюся не столько в привлечении современных техническихсредств, сколько в динамизме авторской интерпритации показываемой темы. Крометого, экспозиция наших дней все больше приобретает черты игры.
Попытаемся проанализировать этуситуацию с точки зрения эволюции организации музейной экспозиции. Все началосьс Античного периода: по многим признакам музей близок к храму (именно тудадревние греки и римляне приносили подношения своим богам, которые в последствиистали основой комнат редкостей, галерей и т.д). Таким образом, первоначальнопредмет был включен в определенный визуально-концептуальный ряд (предметы однойстилистики, однородных материалов, посвященные одному и тому же). В дальнейшемконцепция экспозиции зависела от типа культуры, от господствовавших в том времяэстетических критериев, моды, интересов. Как мы уже знаем, с эпохой Ренессансасвязано появление первых музеев и развитие искусства организации экспозиции. Вплотьдо 20 века экспозиция создавалась на принципах созерцательности,описательности, иллюстративности.
20 век стал новатором и создателемогромного количества вещей и изобретений, это так же наложило свой отпечаток ина характер экспозиции, на характер восприятия зрителем экспонатов, вообще натематику самих выставок и собраний. Появляются труды по выставочнойдеятельности, систематизирующие накопленный опыт, дающие представление о трудемузееведов из других стран. Все это делает работу музееведа 20века болеесложной, но и более интересной.
В наше время появляются новыевозможности для людей, которые занимаются экспонированием. Тут на помощьприходит техника: фото-, кино, аудио-, компьютерная. Все, что можно сделать вмузее с помощью этих видов техники общедоступно, общепонятно (так как являетсяязыками-интеграторами массовой культуры). Эти „языки-интеграторы” меняют и самусуть экспозиции, ведь меняется форма передачи информации. Меняется формапередачи информации, меняется и темп построения визуально-вербального ряда (убыстряется,становится более динамичным), увеличивается количество информации, котороеинтересует зрителя, но и то, что он может воспринять.
Кроме того, современная экспозицияотличается масштабностью: экспозиция может распологаться на большихпространствах, включать в себя архитектурные комплексы, так же может включать всебя определенный театральный сюжет, сценарий, т.е. тяготеет к театру, фильму,сюжетному действию. В этой ситуации экспонат, имевший на протяжении ужедвух-трех веков главное значение, приобретает глобальное значение, включаясь вразличные уровни понимания смысла экспозиции. Кроме того, в современныхэкспозициях также используются приемы современного изобразительного искусства –коллаж, ассамбляжа в рамках постмодернизма.
Таким образом, современные тенденциивыражены в стремлении к синтезу видов и жанров искусства, к соединению всегоэтого разнообразия, которое предлагает современная культура в экспозицию.Экспозицию, которая будет удовлетворять взыскательный вкус современногопосетителя, выросшего на телевидении и Интернете.
Если начать описывать современноеположение западных музеев, то тут следует упомянуть использование новейших технологийв создании музейной экспозиции, совершенствование уровня дизайна экспозиции.Это все привело к перенасыщению музейной экспозиции технологиями, чтопревратило музей в некий такой же функциональный, технически не живой объект,как автомобиль или новейший интерьер (например, экспозиция искусства ДревнегоЕгипта музея Метрополитен в Нью-Йорке, экспозиция Музея прикладного искусства вПраге и т.д.)
Что же касается современныхотечественных музеев, то тут несколько иная специфика в силу давлеющего грузатрадиций Советского союза. Наш музей лишен того максимума технологий, которымисвободно пользуются на Западе. В этих стесненных условиях музееведы старались истараются всеми доступными способами привлечь посетителя и составить наиболеепривлекательную и интересную коллекцию. />
В Украине действуетболее 4 тысяч музеев разного статуса и специализации. По количеству и качествумузейных коллекций наша страна потенциально является одним из мощнейшихмузейных государств Европы и может стать центром мирового культурного туризма.Тем не менее, музейная система Украины сейчас переживает глубокий кризис,вызванный целым комплексом проблем. Среди главных – отсутствие стабильногофинансирования, проблема кадров, неумение музеев адекватно реагировать навызовы современности, отсутствие общения между музейными специалистами и т.д.
Наиболее высокие показатели посещаемости музеев отмечаются в г. Киеве,Автономной Республики Крым, Винницкой и Львовской областей. В подтверждениевысокого уровня востребованности музеев свидетельствуют и основные показателиих деятельности[8]. По итогам 2002 годапроведено 52,5 тыс. экскурсий, создана 304 новая выставка, возросло количествопосетителей более 2 млн. человек. А доходы составили 5.36 млн. грн. Наибольшеечисло музеев, конечно, представлено в областных центрах и крупных городахУкраины. Удивительно, но большое количество музеев открылось в конце 90-х — начале 2000ых в селах: «Музей на колесах — музей історії міста Ясинувата»(Донецкая обл), «Музей космонавтики ім. С.П. Корольова» (Житомирская обл.),«Кузня-музей «Гамора»» (Закарпатская обл.), «Музей ткацтва» (Закарпатскаяобл.), «Музей экологии гор» (Закарпатская обл.), Музей «Писанка» (Ивано-Фр.обл), Музей «Пидгородецкий замок» (Львовская обл.) и т.д. и т.п. Судя по направленностимузеев областей Украины большинство творческих, требующих фантазии и выдумки музеевнаходится в Западных областях, Восточные и Южные могут похвастаться обилиемкраеведческих музеев. За последние годы частные музеи в Украине начали растикак грибы после дождя. Многие делают на этом бизнес, но то, что всеколлекционеры влюблены в свое дело — не вызывает сомнений. Больше всего«домашних» музеев там, где бывает много туристов, желающих посмотреть надиковинные экспонаты — в Западной Украине, Крыму, Одессе, Киеве[9].
Например, семьякрымчан Лопаковых открыла необычный музей «Морские курьезы» в селе ШтормовоеСакского района. Экспонаты — поднятые во время шторма со дна моря и выброшенныена берег коряги, бутылки, обувь, игрушки и другие предметы, которые оброслимоллюсками и водорослями. Все это семья демонстрирует посетителям, чтобыпривлечь внимание к проблемам загрязнения Черного моря. А всевозможныеперсонажи из песка, водорослей, коряг помогают рассказывать о Крыме.
Полуостров богат идругими, не менее занятными музеями: в Евпатории открыли Музей денег. Аподводный Музей советских вождей на мысе Тарханкут уже известен на всю страну. Любителиоружия могут смело отправляться в Запорожье — там коллекционеры открыли Музейистории оружия. По их словам, это одна из самых полных коллекций напостсоветском пространстве. Тут собрано оружие разных стран, народов и рас,различных периодов — от древних времен до середины ХХ века.
Но на этом фантазиянаших отечественных коллекционеров не заканчивается. Предприниматель из ГадячаПолтавской области уже совсем скоро собирается открыть музей «Молоток», гдеобещает собрать всевозможные вариации этого, на первый взгляд, обычногоинструмента. А вот директор одного из комбинатов Докучаевска Донецкой областипланирует открыть «Музей вандализма» в городском парке. Экспонатами тут будутслужить разбитые лавочки и другие «покалеченные» местными вандалами предметы. Радует,что помимо традиционных и классических видов музеев открываютсяэкспериментальные, интересные, несомненно, по тематике для посетителей, там,где можно не только посмотреть, но и попробовать, музеи: Музей пивоварения (г.Львов, с экскурсией), Музей-аптека (Киев, Львов, Крым), Аквариум-музейинститута биологии южных морей (Севастополь), Музей хлеба (Одесса) и т.д.[10].Как видим, полета творческой фантазии организаторам украинских музеев незанимать. Музей свадеб, музей пива или многочисленные музеи-аптеки имеют шансстать такими же «звездами» туристических троп, как их знаменитые «родственники»- музей человеческого тела в Нидерландах, музей бензопил в Финляндии или музейинструментов средневековых пыток в Чехии. Зачастую экспонаты и экспозиция украинскиханалогов не уступают в древности и интересности зарубежным коллекциям. «Любаявыставка является интересной, но проблема в том, что часто проекты остаютсянезамеченными из-за неправильного позиционирования», — пояснил причину такогоположения дел заместитель председателя правления «Украинского центра развитиямузейного дела» Владислав Пиоро. С ним согласен и директор Музея одной улицы ДмитрийШлемский. По его мнению, для успешного существования музея необходимо проводитьежедневные выставки, придумывать своеобразные праздники и оригинальныеэкспозиции – посетитель требует зрелищ. «У нас же, как на кладбище, – все спокойно»,- отметил он. Еще одна проблема украинских «малых» музеев – помещение и прочаякоммуналка. Из-за бытовых неурядиц прекратили существование Музей почтовойстанции и Музей восковых фигур. К сожалению, музей в Украине – большой илималенький – не может быть прибыльным заведением. И, к сожалению, музейныймаркетинг и менеджмент – для нас достаточно редкое явление. Единственнаявозможность существовать – обзавестись покровителем (например, музейСовременного искусства в Одессе был создан под патронатом и на основанииколлекции Приват банка) или же брать тематику, которая дает возможностьпродегустировать \получить материальные артефакты.
Хочется сделать обзор музеев иэкспозиций, на которые стоит равняться и одесским, и всем украинским музеям.Это современные, продуманные, вовлекающие зрителя в игру с музеем и егоэкспонатами экспозиции.
Отметим первоначально фанатов своегодела – музееведов музея Булгакова в Киеве на Андреевском спуске. Вся экспозиция– это не просто набор предметов, которые когда-то окружали и которыми когда-топользовался великий писатель. Научные сотрудники подошли к выполнению задачи сфантазией, любовью и теперь все им вернулось сторицей. Музей посвящен«киевскому Булгакову». Все то, что принадлежало Булгаковым, представлено всвоем истинном, натуральном виде. Жанр экспозиции определен как «Портрет авторасо своими героями в интерьере дома». Посетители попадают в святую святыхписателя – момент рождения замысла. Интерьер музея – не реконструкция, невоссоздание, а рождение новой художественной среды, где мемориальные илитературные предметы организованы в пространстве в иных связях, не пожизненным, а по театральным законам, близким мировидению Булгакова. Экспозицияобращается к памяти, к давно забытым чувствам. Она построена на ассоциативноммышлении и соответствует пониманию глубинной сути Булгакова. Все вокругвовлекает посетителя в размышление о жизни, театре, медицине, религии,искусстве и культуре, о человеческой судьбе[11].
Чудо, ожиданием которого проникнутывсе произведения Булгакова, совершается именно здесь, в этом доме, названномодним из героев «богоспасаемым». Именно оно раздвигает границы пространства до«пятого измерения»: шкаф странным образом становится дверью квартиры № 50 («Мастери Маргарита»). Открывая эту дверь, посетители попадают … в киевскую квартиру…вкомнату, где жил тот, кто придумал все эти игры с пространством и всевозможныечудеса. В комнату Михаила Булгакова…
В финале экспозиции музей впускает вдом тему Города, разрушая реальное пространство, чтобы еще раз, уже накосмическом уровне, продемонстрировать «пятое измерение». К этой частиэкспозиции относится комната, где умирал Алексей Турбин. Ее видно из столовой«сквозь зеркало». В комнате валит снег – «крупный и ласковый». Проступаютзвезды на «занавесе Бога». Мятущиеся сполохи невиданных пожаров лижут языкамилежащие на столе бумаги, которые, однако, не загораются. И все это – огромноенебо, крупно несущийся снег и языки пламени – врывается в спокойный теплый дом,подхватывая Алексея и героев булгаковских романов, смешивая все и всех в единоецелое… Хотелось бы, чтобы с такой же фантазией относились все научныесотрудники к своим «подопечным».
Еще один интересный украинский музей– Киевский Музей одной улицы. Был создан общественной организацией творческимобъединением «Мастер» в 1991 году[12]. Этот музей не являетсяисторическим в обычном понимании, его можно назвать — музеем киевской старины ион посвящен обитателям Андреевского спуска. Музейная коллекция ТО «Мастер»насчитывает более 5000 уникальных экспонатов: предметов быта, редких украинскихстаропечатных книг, мемориальных комплексов знаменитых жителей Андреевскогоспуска, произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.Создатели музея хотели на конкретном примере истории одной улицы показать — безкаких-либо идеологических предпочтений историю района, города и страны в целом.Способствует этому и особое художественное решение экспозиции, в которомпредметы и события различных эпох как бы «оправлены в раму» стиля модерн,который у большинства посетителей ассоциируется со временем бабушек и дедушеки, тем самым, вносит в восприятие экспозиции свой личный аспект. Чрезвычайнаянасыщенность экспозиции помогает посетителю погрузиться в атмосферу прошлыхлет. Таким образом, наш музей продолжает традицию жизни музеев, прерваннуюболее восьмидесяти лет назад революционным хаосом.
Музей «Чернобыль» стоит того, чтобызанести его в своеобразный список музеев-примеров: над входом в музейпосетителей встречают слова «Est dolendi modus, non est timendi» (Есть предел упечали, но нет его у тревоги). Далее посетители видят шлагбаум с тревожномигающими огоньками, он открывает вход на чернобыльскую дорогу. СимволическаяЧернобыльская дорога это лестница, ведущая к главному залу музея, вдоль которойнад головами посетителей висят дорожные указатели с названиями 76 городов и селУкраины из зоны отселения, которые стерты с лица земли радиацией. С Чернобыльскойдороги посетители попадают в первый зал экспозиции, пол в нем сделан в видеплиты биологической защиты главного реакторного зала. В центре зала установлениконостас, фрагменты которого были привезены научными сотрудниками музея изВоскресенского храма находящегося в Зоне отчуждения. Под покровом иконостасавместо купели качается полесская лодка — символ Ноева ковчега, а в ней детскиеигрушки оставленные посетителями музея. Рядом с иконостасом стоят 3 фигурыликвидаторов в защитных костюмах и респираторах. Над иконостасом распростерлисвои крылья два ангела: белый и черный, добро и зло. Под крыльями белогоангела, будто под его защитой — портреты детей, родившихся после катастрофы, накрыльях черного — фотографии из новейшей истории последних 70 лет. Потолок залавыполнен в виде символической карты мира, на которой тревожными огонькамимигают атомные электростанции, расположенные на всех континентах Земли. Настенах зала выставка социальных плакатов посвященных ядерной тематике[13].В музее можно посмотреть уникальные видеоматериалы о катастрофе и еепоследствиях, увидеть действующий макет энергоблока ЧАЭС, работающуютрехфазовую диораму «Чернобыльская АЭС до, во время и после аварии» — показанокак происходил взрыв, разрушения атомной станции в его следствии, и постройкасаркофага над разрушенным блоком.
Пожалуй, по силе экспозиции равныхкиевским можно выделить пару музеев Львова. К сожалению, экспозиции других городов,хотя являются обширными, обладают редкими экспонатами, но современныйпосетитель требует не просто обзора тысяч экземпляров, выставленных вхронологическом порядке, а новых впечатлений, информационной наполненности,эмоций, игры (и в прямом и в переносном смысле) с экспонатами. Хотелось бывыделить наш, одесский Археологический музей. Но, при всем при том, что музейпредставлен в Интернете, ведет активную издательскую деятельность, медленно, нооткрывает новые залы, как и большинство музеев, экспозиция заключается вэкспонировании предметов. Возможно, учредители и научные сотрудники не видятнеобходимости и возможности внедрения компьютеров, проекторов и т.д., ноисторические музеи, как и естественно-научные жизненно нуждаются в «оживлении»,добавлении, доработке антуража и стилизации. Для того, чтобы зритель,приученный понимать все визуально, как можно больше погружался в тематикумузея.
В Украине действует большоеколичество музеев. По характеру музейных экспонатов, силе экспозиции Украинаявляется одним из богатейших государств в Европе. Но, к сожалению, музейнаясистема нашей страны сейчас переживает глубокий кризис (как экономика,социальная система и т.д.). Те музеи, которые хотят жить, а не выживатьразрабатывают концепции привлечения посетителей, инвесторов, спонсоров. Главнымусловием привлечения является современная, интересная, грамотно составленнаяэкспозиция. Такие музеи появляются. Да, их пока мало! Но мир не стоит на местеи вскоре музеям традиционного типа придется задуматься над проблемамипривлечения большого количества посетителей.

4. Заключение
Во второй половине работы я решилавзять 3 музея, которые, по моему мнению, должны быть примером для остальныхукраинских музеев. Это: Музей Булгакова на Андреевском спуске, Музей однойулицы на Андреевском спуске и музей «Чернобыль». Мы рассмотрели в работеэкспозиционный опыт, начиная с Ренессанса (в принципе, можно сказать, что и сАнтичности): до 20 века охарактеризовать такую деятельность можно как«выкладывание экспонатов в хронологическом порядке». Сейчас же у нас естьтехнические средства, кроме того, у нас есть очень капризный, очень«развращенный» Интернетом и ТВ зритель. Поэтому, на мой взгляд, сейчасиспользуемый и поныне упоминавшийся выше метод не актуален. Для привлеченияпосетителя необходимо сделать музей интересным. Зритель видит шкаф, легкимдвижением превращающийся в дверь в № 50 из «Мастера и Маргариты», в музееЧернобыля при входе в главный зал, по всей протяженности тоннеля висят табличкис перечеркнутыми красными полосами названиями городов, которые включены в Зонуотчуждения. Все эти приемы направлены на то, чтобы повлиять на эмоциипосетителя. Сделать так, чтобы человек хотел вернуться в музейное пространство,ощутить еще раз эмоции и тут нам могут помочь не только технические средства,но и «игры» с посетителем, попытка увлечь его темой. Это можно сделать и простограмотно составленной экспозицией. Например, как в Музее одной улицы с егохудожественным решением экспозиции, в которой предметы и события различных эпохкак бы «оправлены в раму» стиля модерн, который у большинства посетителейассоциируется со временем бабушек и дедушек и, тем самым, вносит в восприятиеэкспозиции свой личный аспект. Чрезвычайная насыщенность экспозиции помогаетпосетителю погрузиться в атмосферу прошлых лет. Да, возможно ущемляется познавательнаясущность. Но сейчас, в данный момент, необходимо предоставлять посетителюмаксимум развлекательности, а под этим «соусом» предлагать знания и информацию.Скорее всего, очень большие музеи перестанут пользоваться популярностью. Естьмножество свидетельств тому, что в последние годы люди предпочитают маленькие,более специализированные музеи, музеи «с воображением», которые могут бытьосмотрены и осознаны за одно посещение. В последнее время музеи вынужденытратить неоправданно большую часть своих средств на содержание зданий. Этопрактически не оставляет денег на должное содержание музейных коллекций идостаточное финансирование новых направлений деятельности и исследований.Появилось стремление к тому, чтобы каждый музей был самостоятельным независимымобразованием, законодательно свободным распоряжаться своими финансами иформированием внутренней политики, как в области финансов, так и в сференаучно-практического развития. Правительства последовательно подходят кготовности передать музеям права, которые сделали бы возможным для музеевполучение статуса «общественных культурных учреждений».
Вообще то, в Украине есть всенеобходимое для развития музейного дело, просто к этому необходимо приложитьусилия, привлечь спонсоров, приложить умение и фантазию, которой зачастую нехватает нынешним работникам музеев.
Цель моей работы состояла в том,чтобы выделить основные этапы в развитии музейной экспозиции. В этой работебыли выделены основные этапы и описано современное положение украинских музеев.Я выделила 3, наиболее подходящие, по моему мнению, украинских музея,экспозиция которых достойна внимания, составлена с учетом мировых тенденцийэкспозиционного дела. На их примере показала, на что стоит ориентироватьсянашим музеям, чтобы быть не только местом культурного отдыха и досуга, выполняяпросветительскую функцию, но и получать достойные деньги за свой труд.

5. Литература
1.«Музейная экспозиция (теория ипрактика, искусство экспозиции, нове сценарии и концепции) под редакцией М.Т.Майстровской, М.: 1997.        
2. www.museum.ru
3. Федоров-Давыдов Л.А. Принципыстроительства художественных музеев. // Федоров-Давыдов Л.А. Русское исоветское искусство. — М.: Искусство, 1975.
4. Т.П. Полякова «Как делать музей?»(о методах проекирования музейной экспозиции). – М.: 1997.
5. www.krugosvet.ru/articles/115/1011550/1011550a1.htm
6. Поляков Т. Образно-сюжетный методв контексте традиционных методов построения музейной экспозиции. //Музееведение: проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. – М.,1989.
7. www.prostir.museum/
8. misto.odessa.ua/index.php?u=otdyh/muzei/muz-shw,11
9. bulgakov-kiev.tripod.com/about.html
10. novaya.com.ua/archive/86/p05.pdf
11. community.livejournal.com/interesniy_kiev/16602.html
12. www.mykiev.info/block/1/80/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.