Реферат по предмету "Культура и искусство"


Промышленный дизайн

Общеобразовательноеучреждение
Лицей г. Сызрани
«Общеобразовательныйцентр»
Экзаменационнаяработа
по предметуискусство
Реферат
Промышленныйдизайн
Выполнила: ученица 9Б класса
Курникова Юлия Анатольевна
Проверил учитель Сясина А.Н
2011г.

Тезисы к реферату потеме: «Промышленный дизайн» ученицы Курниковой Юлии
Дизайн — это творческаядеятельность, целью которой является определение формальных качествпромышленных изделий.
Я всегда хотела статьдизайнером интерьера и хочу поближе ознакомиться с этим видом деятельности,этот реферат возможно поможет мне в выборе профессии в будущем.
Цель этой работы:изучение промышленного дизайна.
Задачи этой работы: какможно больше собрать, изучить и расширить свой кругозор по выбранной теме.
Дизайны могут быть разныхвидов:
· Промышленный дизайн подразделяется на дизайн орудий труда,бытовой техники, мебели
· Графический дизайн — широкое поле работы не только для самихдизайнеров, но и для художников и оформителей, которые в свое время сделали ставкуна изучение новейших технологий, а не на многовековой опыт мировой художественнойкультуры.
· Ландшафтный дизайн включает в себя работу специалиста какна компьютере, так и непосредственно на земле.
· Дизайнер одежды, обуви и аксессуаров — работник индустрии моды
· Веб-дизайн — отрасльвеб-разработки
Что же такое промышленныйдизайн
Словосочетание «промышленныйдизайн» сейчас у многих на слуху. Но, представление о том, что это такое всех совершенноразное.
Промышленный дизайн, такойже вид творческой деятельности, как и обыкновенный дизайн, но предметами промышленногодизайна чаще всего являются изделия бытового назначения промышленного изготовления.
Таким образом, промышленный дизайн это не только искусство сочетания дизайна стехнологиями, но и маркетинговый инструмент.
Возникновение дизайна, какособого вида проектно-художественной деятельности относят к концу ХIХ в., связываяего появление с промышленной революцией – повсеместным развитием массового машинногопроизводства и возникшим вследствие этого разделением труда. В условиях индустриальногопроизводства, товарного наполнения рынка внимание производителей все больше обращалосьна привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также напотребительские качества продукции, удобство ее эксплуатации. В результате возникланеобходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательныйвнешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя, форму изделия, но ихорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Тольков условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросов возможно,как показала практика, создавать конкурентоспособную продукцию.
Развитие дизайна в России,в отличие от мирового, имеет прерывистый, «пунктирный» вид, где подъемы художественноготворчества перемежаются с периодами его глубокого спада. История дизайна в Россиисодержит несколшько ярких моментов.
Первый относится к 20- м годампрошлого века, когда в Москве были созданы Высшие Государственные художественно- технические мастерские (ВХУТЕМАС), предназначенные для подготовки специалистов«производственного искусства» ( по современной терминологии — дизайна ) высшей квалификации.Перед ними ставилась задача создания радостных вещей, преображения предметов бытаи элементов среды как «часть чисто экономического прогресса, художественная частьхозяйственная» (А — В. Луначарский ). И хотя удручающая экономическая и техническаяотсталость страны не позволили в то время реализовать эти установки в натуре, многиеразработки той поры ( работы В. Татлина, А. Родченко, Л. Поповой и других) и сегоднясчитаются эталоном творческих достижений в графическом, предметном и средовомдизайне, оставивших запоминающийся след в дизайнерской культуре.
В настоящее время наметиласьтенденция активного возрождения дизайнерского дела в стране — на сцену выходят новыекадры художников — дизайнеров, подготовленные уже а в последние годы и умеющие работатьв новых условиях. Они хорошо знают: фундаментальная истина «западного» сообщества— ценность накопления — для нас не абсолютна. Зато «принцип соответствия» — вещи,образа жизни, характера труда, реальным обстоятельствам — свойственен российскомументалитету в высшей степени.
Это вомногом объясняет взлет идей русского дизайна в начале прошлого века: умение неожиданновписаться в новые обстоятельства счастливо совпало с неожиданным появлением этихобстоятельств.
Основныепроблемы промышленного дизайна в России сегодня:
* Начальныйэтап развития рыночных отношений в России, низкий уровень промышленности и международныйэкономический кризис;
* Отсутствиевысококвалифицированых специалистов;
*Невернаяоценка роли промышленного дизайна в производстве, у руководства предприятий;
*Малаязаинтересованность предприятий в развитии промдизайна на своем производстве.
Перспективыразвития промышленного дизайна в России:
*Повышениеуровня профессионального образования;
*Промышленныйдизайн как приоритет государственной промышленной политики;
Помощью,по налаживанию контактов и развитию отношений между дизайнерами и промышленностью,займутся специально учрежденные для этого Центры развития дизайна. Одним из первыхтаких центров станет Уральская государственная архитектурно-художественная академия(УралГАХА). Уральский центр развития дизайна призван обеспечить Восток страны молодымиспециалистами в сфере промышленного дизайна
В процессеработы я пришла к таким выводам: основными тенденциями развития промышленного дизайнав наше время стали такие качества, как массовость, общедоступность, стремление киндивидуальности.
Данный реферат можно использоватьдля дальнейшей работы по профориентации.

I. Вступление
Дизайн — это творческая деятельность,целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий.
Я всегда хотела стать дизайнероминтерьера и хочу поближе ознакомиться с этим видом деятельности, этот реферат возможнопоможет мне в выборе профессии в будущем.
Цель этой работы: изучениепромышленного дизайна.
Задачи этой работы: как можнобольше собрать, изучить и расширить свой кругозор по выбранной теме.
дизайнпромышленный художественный

II.Основная часть
Что такое дизайн
Диза́йн (англ. designинженер-конструктор, от лат. designare отмерять) это творческая деятельность, цельюкоторой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качествавключают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональныевзаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя,так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающейчеловека среды, которая обусловлена промышленным производством.
Человека, занимающегося художественно-техническойдеятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна называют в общем случае дизайнером(в том числе архитектора, проектировщика, иллюстратора, дизайнера плакатной и прочейрекламной графики, веб-дизайнера)
Виды дизайна
Промышленныйдизайн подразделяется на дизайн орудий труда, бытовой техники, мебели,транспортный дизайн и даже дизайн механизмов.(Автомобиль, пылесос)
Графическийдизайн — широкое поле работы не только для самих дизайнеров, но и дляхудожников и оформителей, которые в свое время сделали ставку на изучение новейшихтехнологий, а не на многовековой опыт мировой художественной культуры. Сегодня онина коне, о чем можно судить по уровню зарплат и развитию самой сферы графическогодизайна, к который относятся полиграфия, веб-дизайн, дизайн ТМ (торговые марки изнаки) и другие виды визуального дизайна с применением компьютерной графики.
3D-дизайн (выделился из графического дизайна в отдельноенаправление). Самые перспективные на сегодняшний день области «объемного» компьютерногодизайна, в которых уже можно работать и зарабатывать — это 3D-анимация, 3D-презентациии дизайн интерьеров (макетов). Многие специалисты считают эту область самой перспективной,так как она тесно сопряжена со сферой мульти-медиа, которая развивается семимильнымишагами. Не за горами «конвейер» по производству 4D- и 5D-продуктов.
Ландшафтныйдизайн включает в себя работу специалиста как на компьютере, так и непосредственнона земле. Основные сферы деятельности, где востребованы и переменяются знания дизайнеровландшафтов — это создание искусственных и живых, а также реконструкция разрушенныхландшафтов, декоративная дендрология, озеленение окружающей среды и жилых помещений,флористика.
Архитектурныйдизайн имеет большее отношение к работе инженера-архитектора, чем к работедизайнера. Квалификация архитектора требует больше знаний, чем дается при обучениепо специальности «Архитектурный дизайн». Поэтому при выборе профессии архитектурногодизайнера стоит оценить свои силы в качестве инженера. В случае, если вы в себене уверены, придется пройти курсы повышения квалификации или отучиться еще раз,но уже на архитектора. (дом)
Дизайнеродежды, обуви и аксессуаров — работник индустрии моды. Крайне востребованнаяспециальность, однако многие специалисты сталкиваются с тем, что найти топовую работув данной области очень сложно, а порой практически невозможно. Можно зарабатыватьнеплохие деньги, но слава скорее всего достанется владельцу бренда.
Веб-дизайн — отрасль веб-разработкии разновидность дизайна, в задачи которой входит проектирование пользовательскихвеб-интерфейсов для сайтов или веб-приложений.(Веб-сайт)

Что такое промышленный дизайн
Словосочетание«промышленный дизайн» сейчас у многих на слуху. Но, представление о том, что этотакое всех совершенно разное.
Промышленный дизайн, такой же вид творческой деятельности, как и обыкновенный дизайн,но предметами промышленного дизайна чаще всего являются изделия бытового назначенияпромышленного изготовления.
Компаниям-производителямсегодня приходится прибегать к различным ухищрениям, чтобы выдержать конкуренциюи достойно преподнести свой продукт на потребительский рынок. Интересный и качественныйдизайн промышленного изделия — действенный способ выделиться среди конкурентов изаинтересовать потребителя. Задачей промышленного дизайна является обозначить экстерьер,структурные и функциональные особенности предметов, на который направлены приемыпромышленного дизайна. К предметам промышленного дизайна можно отнести посуду ипрочую кухонную утварь, бытовые и промышленные приборы, мебель, оборудование, идаже высокотехнологичные и наукоёмкие изделия. К вариантам промышленного дизайнаотносятся популярный сегодня автомобильный и транспортный дизайн.
Таким образом, промышленный дизайн это не только искусство сочетания дизайна стехнологиями, но и маркетинговый инструмент.
Профессионал,создающий дизайн для промышленного изделия, должен быть одновременно и художником,и конструктором, и инженером-технологом. Ведь промышленный дизайн требует применитьсвое творческое воображение так, чтобы не был нарушен технологический смысл конечногопродукта.
Сам процесс художественногоконструирования состоит из 8 этапов:
Формирование основной идеи
Проработка концепции
Работа с набросками
Макетирование
Трехмерное моделирование
Визуализация
Инженерное проектирование
Создание опытного образца
Задача профессионалапровести объект промышленного дизайна через предварительные семь этапов так, чтобывосьмой производственный этап прошел без проволочек и выдал конечный результат согласноосновной идее.
Авторские правана дизайн-концепцию и основные идеи промышленного изделия принадлежат дизайнеру, за исключением случаев, оговоренных в контракте. Всоответствии со статьей 27 «Закона РФ об авторском праве и смежных правах №5351-И":авторское право действует в течение жизни и 70 лет после его смерти; авторское право,право на имя и защиту репутации сохраняются бессрочно. Кроме того, дизайнер имеетправо демонстрировать авторские работы в портфолио, с целью привлечения вниманияновых заказчиков.
Возникновениедизайна
Возникновениедизайна, как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу ХIХв., связывая его появление с промышленной революцией – повсеместным развитием массовогомашинного производства и возникшим вследствие этого разделением труда. В условияхиндустриального производства, товарного наполнения рынка внимание производителейвсе больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемыхизделий, а также на потребительские качества продукции, удобство ее эксплуатации.В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создаватьпривлекательный внешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя, формуизделия, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства.Только в условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросоввозможно, как показала практика, создавать конкурентоспособную продукцию.
Вся история индустриальногодизайна тесно связана с историей развития техники. Такие изобретения, как паровойкотел, двигатель внутреннего сгорания, электромотор, воздухоплавание создали нетолько новые области в машиностроении, но и стали историческими этапами в развитиидизайна.
XIX век был векомошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо приходило на смену другому; век,начавшийся дилижансами и гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой.За телеграфом последовал телефон, затем заработал “беспроволочный телеграф” – радио.Люди придумали способ делать точные изображения с натуры, обходясь без художника,записывать и сохранять на века человеческий голос, сделали первые попытки взлететьна аппарате, тяжелее воздуха, изобрели движущуюся фотографию – кино.
Труд ремесленника,процесс создания формы предмета непосредственно был связан с его изготовлением.С приходом века индустриализации стали создаваться прототипы изделий в форме чертежей,моделей и опытных образцов, которые затем производились в многочисленных тиражахс помощью машин уже другими людьми. Таким образом на рубеже столетий в процессепромышленного производства произошло разделение труда, дизайн выделился в обособленнуюформу проектно-художественной деятельности и стала формироваться новая профессия– дизайнер.
Дизайн как профессиясуществует около ста лет. Ее отсчет зачастую ведут с известного движения “За связьискусств и ремесел” в Англии конца XIX в., лидером которого был известный художники теоретик в области предметного творчества Уильям Моррис. Именно тогда были сформулированыосновные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направленияболее поздних лет. Иногда дату возникновения профессии дизайнера связывают с началомXX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получиливозможность формировать фирменный стиль предприятий, влияя на политику формообразованиявыпускаемой фирмами продукции. В качестве примеров приводятся фирменные стили немецкойэлектротехнической компании АЭГ и американской автомобильной фирмы Форд моторе.Существует также мнение, согласно которому о дизайне, как профессии, можно говоритьтолько тогда, когда сложились школы с методиками преподавания дизайна и появилисьпервые дипломированные специалисты по дизайну. Это 20-е годы нашего столетия, когдабыли открыты первые школы дизайна – Баухауз – в Германии и ВХУТЕМАС – в СоветскойРоссии. Существует также точка зрения, в соответствии с которой возникновение дизайнаотносят к периоду всемирного кризиса 1929 года, он описывается, прежде всего, какамериканский феномен.
Действительно,вплоть до кризиса 1929 года европейский дизайн оставался чисто локальным явлением,не оказывая заметного влияния на промышленное производство. И только с началом кризисаамериканский дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая постепеннов полном смысле этого слова массовый характер, возникает профессиональная индустриядизайна. Сформировавшееся в начале столетия в архитектуре Америки и ряда европейскихстран новое стилевое направление Функционализм стало своего рода теоретической базойи для развития принципов формообразования в дизайне. Его лидеры, видевшие красотухудожественной формы в ее функциональной целесообразности, стояли и у истоков машинногоформообразования дизайна. Среди них такие известные имена как Луис Салливен – одиниз основателей Чикагской архитектурной школы, известной своими зданиями “машиннойэпохи”; Фрэнк Ллойд Райт – патриарх американской архитектуры и дизайна; Петер Беренс– немецкий архитектор и художник, с чьим именем связывают целую эпоху в развитиидизайна и в частности появление «фирменного стиля»; Мис ван дер Роэ – один из лидеровизвестного германского производственного союза Веркбунда и основоположников рационалистическойархитектуры и дизайна в Германии; Вальтер Гропиус – основатель “Баухауз” -всемирноизвестной школы современной архитектуры и дизайна; Герит Томас Ритвельд – голландскийархитектор, его концептуальное «красно-синее кресло» стало скульптурным символомсовременного дизайна.
Среди пионеровдизайна были и пришедшие в промышленность архитекторы и художники-модернисты. Представителимодерна искали выход из тупика надоевшего подражания стилям прошлого, отрицали эклектику,резко критиковали украшательства и орнаментику, вели поиски в области рациональных,геометрических форм, особое внимание при этом обращалось на красоту исходного материала,выявление его. По сути эти взгляды были своеобразным шагом к философии индустриальногоформообразования. Среди них такие известные имена как Анри Ван де Вельде, с именемкоторого связано появление стиля “модерн”, Михаэль Тонет и его известный во всеммире «венский стул»; Чарлз Макинтош – шотландский архитектор, лидер стиля “Ар нуво”,дизайн которого считается одной из вершин европейского модерна и его мебель началавека воспроизводится по сей день; Рэймонд Лоуи – один из основателей профессиональногодизайна в США, его часто называют отцом промышленного дизайна; Камиллло Оливеттии Эрвин и Артур Брауны, с именами которых связывают целые стили в истории дизайна;Джованни Понти – итальянский архитектор – основатель самого известного журнала подизайну «Домус»; Алвар Аалто – основоположник современной финской архитектуры идизайна; а также наши соотечественники – К.Малевич, А.Родченко, В.Татлин, Л.Лисицкийи др., ставшие у истоков советского дизайна.
У нас в странедо последнего времени для обозначения понятия «дизайн» использовались термины: «художественноеконструирование» – процесс проектирования, «промышленное искусство», «техническаяэстетика» – сфера деятельности. И специалист-дизайнер именовался как «художник-конструктор»,ведущий институт дизайна – Всесоюзный научно-исследовательский институт техническойэстетики, а самый популярный в 60-80 гг. отечественный журнал по дизайну – «Техническаяэстетика».
Примеры развития промышленного дизайна в России
Развитиедизайна в России, в отличие от мирового, имеет прерывистый, «пунктирный» вид, гдеподъемы художественного творчества перемежаются с периодами его глубокого спада.История дизайна в России содержит два ярких момента.
Первыйотносится к 20- м годам прошлого века, когда в Москве были созданы Высшие Государственныехудожественно — технические мастерские (ВХУТЕМАС), предназначенные для подготовкиспециалистов «производственного искусства» ( по современной терминологии — дизайна) высшей квалификации. Перед ними ставилась задача создания радостных вещей, преображенияпредметов быта и элементов среды как «часть чисто экономического прогресса, художественнаячасть хозяйственная» ( А — В. Луначарский ). И хотя удручающая экономическая и техническаяотсталость страны не позволили в то время реализовать эти установки в натуре, многиеразработки той поры ( работы В. Татлина, А. Родченко, Л. Поповой и других ) и сегоднясчитаются эталоном творческих достижений в графическом, предметном и средовом дизайне.,оставивших запоминающийся след в дизайнерской культуре.
К сожалению, в 30- е годы XX века это направление развития отечественногодизайна — из — за переориентации страны на приобретение техники за рубежом — былозакрыто, хотя отдельные элементы дизайнерского подхода проникали в производственнуюсферу, особенно в оборонной промышленности.
Вынужденная изоляция России от мирового дизайнерского опыта и единичные успехихудожников — конструкторов после Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов выявилинеобходимость активного улучшения качества продукции машиностроения и товаров культурно- бытового назначения, в том числе за счет внедрения методов художественного конструирования.
В 70- е годы прошлого века перед отечественным дизайном был поставлен ряднепростых задач — создать в промышленности систему мест приложения дизайнерскоготруда, решить проблему подготовки для них высококвалифицированных кадров, но главное— разработать эффективнуюпрограмму внедрениядостижений дизайна в культуру производства и потребления в России.
В результате на предприятиях страны появились специальные художественно — конструкторские бюро, высшие учебные заведения начали готовить специалистов дизайнерскогопрофиля, была создана единая система научно — проектных организаций во главе с ВНИИТЭ( Всесоюзный научно — исследовательский институт технической эстетики ). Появилисьи начали реализовываться масштабные дизайн — программы совершенствования промышленнойпродукции в станкостроении и в сфере быта, нацеленные на комплексное формированиефункционально и эстетически осмысленной среды. Этот опыт организации дизайнерскойработы произвел большое впечатление на крупные корпорации и дизайнерские фирмы зарубежом, которые стали при бегать к долгосрочному дизайнпрог — раммированию в масштабныхпроектных разработках, вроде космических программ НАСА или комплексной организациисреды района Дефанс в Париже.
Однако на рубеже XX — XXI веков в связи с кризисом промышленности и проектногодела в нашей стране эта вполне перспективная линия развития российского дизайнарезко оборвалась, в настоящее время отечественный дизайн находится на распутье.С одной стороны, появляется множество единичных заказов, связанных с частными предпринимательскимиструктурами ( фирменный стиль, графический дизайн, интерьеры, индустрия моды ),с другой — почти исчезла государственная поддержка крупномасштабных проектов.
Правда, в настоящее время наметилась тенденция активного возрождения дизайнерскогодела в стране — на сцену выходят новые кадры художников — дизайнеров, подготовленныеуже а в последние годы и умеющие работать в новых условиях. Они хорошо знают: фундаментальнаяистина «западного» сообщества — ценность накопления — для нас не абсолютна. Зато«принцип соответствия» — вещи, образа жизни, характера труда, реальным обстоятельствам— свойственен российскому менталитету в высшей степени.
Это во многом объясняет взлет идей русского дизайна в начале прошлого века: умение неожиданно вписаться в новые обстоятельства счастливо совпало с неожиданнымпоявлением этих обстоятельств. И это же позволяет надеяться, что и нынешний поворотжизненных пертурбаций не обескуражит национальный дизайн. Тем более, что общая платформанашей проектно — промышленной культуры — формирование прекрасного из реального —находится в русле принципиальных концепций мирового дизайнерского творчества.
Разумеется, у отечественного дизайна масса проблем, но главная из них отнюдьне пресловутое «догнать и перегнать», чем многие сегодня вольно или невольно заняты.России снова предстоит сделать идейно — эстетический рывок, создать собственнуюидеологию и практику отечественного дизайна новой «региональной» ветви глобальногоствола идей и достижений мирового дизайнерского процесса.
Основные проблемыпромышленного дизайна в России сегодня
*Начальный этапразвития рыночных отношений в России, низкий уровень промышленности и международныйэкономический кризис;
*Оторванностьсистемы гуманитарного высшего образования, к которой относится сегодня дизайн, отпроизводства;
*Отсутствие высококвалифицированыхспециалистов;
*Неверная оценкароли промышленного дизайна в производстве, у руководства предприятий;
*Малая заинтересованностьпредприятий в развитии промдизайна на своем производстве.
Перспективы развитияпромышленного дизайна в России:
*Выделение в отдельноенаправление «Дизайн», в классифкации специальностей высшего профобразования из группы«Культура и искусство»;
*Повышение уровняпрофессионального образования;
*Промышленныйдизайн как приоритет государственной промышленной политики;
*Просветительскаяработа с промышленными предприятиям.
Помощью, по налаживаниюконтактов и развитию отношений между дизайнерами и промышленностью, займутся специальноучрежденные для этого Центры развития дизайна. Одним из первых таких центров станетУральская государственная архитектурно-художественная академия (УралГАХА). Уральскийцентр развития дизайна призван обеспечить Восток страны молодыми специалистами всфере промышленного дизайна.

III. Заключение
В процессе работы я пришлак таким выводам: основными тенденциями развития промышленного дизайна в наше времястали такие качества, как массовость, общедоступность, стремление к индивидуальности.
Данный реферат можно использоватьдля дальнейшей работы по профориентации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Теория стратификации: генезис, механизм, анализ
Реферат Андрей Миронов
Реферат Анализ стихотворения О доблестях о подвигах о славе АА Блока
Реферат Китайские церемонии
Реферат Гарри Браверман и его работа "Труд и монополистический капитал"
Реферат Атом и вещество часть 6 основные свойства физического вакуума
Реферат США экономическая география
Реферат Отчет о проведении учебно-ознакомительной практики в отделе по торговле аппарата Главы Админис
Реферат Реєстрація, розподіл, засвідчення документів. Контроль за їх виконанням
Реферат Астафьев в. п. - Рецензия на повесть в. п. астафьева пастух и пастушка
Реферат Особенности ведения бухгалтерского учета на ООО Дуплекс
Реферат Новели посвідчення правочинів зі змінами 09 01 09
Реферат Определение гидравлических потерь в трубе
Реферат 1. Сутність, призначення та роль бюджету держави
Реферат Базоий компонент дошкільної освіти