МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт журналистики
Кафедра социологии журналистики
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА
Контрольная работа по дисциплине
«Основы литературно-художественного творчества»
Студентки 5 курса 4 гр.
Елены Барздыко
Минск 2008
Все в этоммире существует не просто так. Все связано между собой. Все имеет своепредназначение и объяснение.
Ручка пишет,ветер дует, солнце светит, снег идет. У любого предмета или явления есть своятак называемая миссия или, выражаясь простым и понятным языком, — функция. Преждечем что-то начнет действовать в полную силу, пройдет внутренняя аттестация: могули я это понять и использовать по назначению. Аттестация не видна постороннемуглазу, т.к проходит обычно внутри и мгновенно. Действие — это ее результат. Преждечем взять ручку, человек подумает: для чего я ее взял, что хочу написать. Всовременном, стремительно несущемся мире на такие мысли совсем не остаетсявремени, поэтому у человека есть долгосрочная память, которая выступаетпроводником в мире неизвестного, превращая его в уже проделанное и переносит вразряд «уже было». Опыт одним словом. И не одного поколения.
У всего естьпредназначение.
Если сконкретными предметами все вроде бы понятно, то, как обстоит дело сабстрактными?
Каково жепредназначение искусства?
Каждыйчеловек выбирает и вбирает от искусства то, что ему нужно в данный момент жизни.Кто-то черпает вдохновение, кто-то силу для дальнейших подвигов в обыденнойжизни. Искусство дает право выбора, которого жизнь не дает. В нем можно прожитьто, о чем можно только мечтать. Оно способно наполнить смыслом каждый день,каждый миг. Главное — поверить в его сверхъестественные способности.
Чтобыпонимать искусство, вовсе необязательно иметь специальное образование. Искусствоуниверсально: его каждый не поймет, но тот, кто поймет, поймет его по-своему. Итак будет с каждым, кто будет смотреть на произведение искусства и понимать его.Он поймет что-то свое, в силу своего возраста, профессии, жизненных ценностей. Оносознает, что жизнь приобрела новый цвет, новый фон. Искусство открывает новыймир, который до этого был за семью замками.
Искусствопробуждает в человеке новые качества, новые грани, новые сферы. Оно можетсделать человека новым.
Любыепроявления искусства, так или иначе, отражаются в сознании человека. Непроизвольноили намеренно он пропускает через себя импульсы, которые посылает произведение.Будь то рассказ, картина или опера. Все оставляет свой след в памяти человека ивоздействует на него определенным образом.
Задумываясьнад происхождением слова «искусство», прихожу к выводу, пусть совершеннонеобоснованному научно, что два слова могут быть производительным корнем — «искусный»и «искусственный».
С «искусным»все понятно и очевидно: искусность, мастерство, которые вызывают уважение иблагоговение. «Искусственный» наводит на мысль о какой-то ненатуральности,тому, что противопоставляется природному.
Действительно,искусство — это не настоящая жизнь. Чем больше искусство стремиться к жизни,настоящей, тем более условным оно выглядит: технические возможности сегодня навысоком уровне, компьютерная графика, имитация жизни. На самом деле,искусственность в искусстве, к сожалению, стало весьма распространеннымявлением. Каламбур в словах, каламбур в творчестве. Этот каламбур создаетчеловек. Искусство не может существовать без человека. Они неразрывно связаны. Ониедины. Человек — творение природы, произведение искусства (здесь слово «искусство»,хочется верить, происходит от слова «искусный»). Он совмещает в себедва противоположных начала, но при этом имеет одно предназначение — сочетать всебе природное и создавать что-то достойное, чтобы улучшить свое природноеначало.
Создаваяэтот мир, Кто-то свыше подумал, что у всего вместе с предназначением,однозначным по своей сути и многоликим по форме, должно быть и что-топротивоположное, чтобы стремиться к росту, искать новые пути реализации истремиться к идеалу. Ведь его никто не отменял.
Мы живем вмире противоположностей. У правой стены — это левая стена, у добра — зло, уженского начала — мужское. Существует расхожая фраза, что противоположности притягиваются.Может быть, они просто слишком связаны и зависимы друг от друга, поэтому искладывается впечатление, что есть притяжение. Предположу, чтопротивоположности произошли из одного корня. Каждый стремиться к свободе. Онине исключение. Поэтому теория притяжения противоположностей относительна.
Тем неменее, что есть противоположность для искусства?
Если мыспросить у людей, каким словом можно заменить слово «искусство»,большинство людей назовут слово «красота». Что же являетсяпротивоположностью красоты? Противоположностью красоты является уродство. Иесли предназначение искусства (красоты) есть создание идеальных образов,которые несут душевное и физическое здоровье, удовольствие и счастье, топредназначение уродства — создание идеальных образов, которые приводят кболезни, глупости, бедности. И именно здесь в этой негласной борьбе ярко проступаетотносительность притяжения. Если бы не было ничего уродливого, как бы мы моглиузнать, что в мире есть прекрасное, красивое? Красота и уродство всегда рядом. Уродствотянется к прекрасному (достаточно вспомнить «Собор Парижской Богоматери»Виктора Гюго), прекрасное на фоне уродливого выглядит выигрышно и в силу своегопревосходства позволяет находиться в своей тени. Тени, как известно, исчезают вполдень. Только одна остается — уродство. Мы всегда сравниваем. Поэтомупротивоположности нужны, чтобы меньше путаться и проще ориентироваться в жизненномпотоке.
У всего естьпредназначение.
Задумалась опредназначении искусства. Глубоко. Запуталась.
Если мыслитьглобально, за все человечество, то недоскажу или додумаю что-то несуществующее.Если только за себя, то могу упустить, что-то, на мой взгляд, несущественное,но впоследствии окажется, что именно в этом не совсем нужном сейчас и кроетсявся правда и истина в одном флаконе. Я это точно знаю. Из своего же опыта сужу.
«Искусство- это опыт того, что не случилось. Или того, что может случиться », — писалЮрий Лотман. Не могу с ним не согласиться. Искусство переносит нас в мир,параллельный нашему реальному, дает нам новые роли, которые позволяют нампосмотреть на себя со стороны, узнать себя лучше. Единственное, что не можетсделать искусство, — это позволить человеку жить ненастоящей жизнью,искусственной. Настоящее искусство направляет человека в настоящую жизнь.
Опираясь наопыт, можно многое написать, рассказать, донести. Тем более, если этот опытесть и присутствует не просто для галочки, а изредка или часто извлекается изглубинных просторов человеческого мозга, проветривается, используется.
Используяметод анкетирования (пригодился опыт журналистской профессии: когда не знаешь,как начать писать или совсем не представляешь, о чем — смело выходи в народ. Ондобрый и хороший, не откажет в помощи, подскажет, направит в нужное русло,откроет глаза на интересные моменты жизни), вышла в народ с одним простым, ноочень существенным и главным в этой работе вопросом: «Что для васискусство? » Ответы поражают многообразием красок, мнений. Не разучилисьдумать наши люди. И главное — находят для этого время.
Искусство — этотворчество, образность, романтика. Это составляющее моей личности. Я самапостоянно творю, что-то придумываю, экспериментирую. Поэтому мне интересно жить.Может быть, творческим людям сложнее удержаться в этом мире, но мне кажется,что такие люди ближе к истине. За творческим человеком — будущее.
Искусство — этотворение людей, которые способны донести до масс определённые характеры,эпизоды из жизни.
Искусство — эточто-то прекрасное, очень нужное. Я люблю читать, смотреть и спектакли, и кино. Предпочитаюбелорусский театр, народный. Но бываю редко, времени не хватает. Желание есть,возможности нет.
Искусство — эточто-то для души, для душевного отдыха. То, что приятно видеть, слышать. И когдаты что-то берёшь от него, то становишься лучше.
Искусство — понятиерастяжимое. Оно помогает видеть мир в удивительном свете, от чего становитсяприятно человеческой душе. Искусство должно работать для человека.
Искусство — этопрекрасное. Стараюсь хотя бы раз в месяц посещать театры или кинотеатры. Этоопределённый раздел в жизни, который сейчас занимает второе место после семьи.
Плюрализммнений присутствует. За все человечество я не в ответе. Тем более, человечествоуже ответило. Поэтому перейду к более близкому для себя уровню — локальному. Моемувнутреннему.
Что для менязначит искусство?
Я делю людейпо-гофмановски: на филистеров и художников. Не корректно, субъективно, невсегда справедливо. Но по-другому не умею.
Средихудожников у меня есть своя градация, своя шкала. Самое простое — те, ктосоздает, и те, кто воспринимает, созерцает, впитывает результаты создателей. Поэтому- это создатели и созерцатели. Среди последних также есть разделение — любителии гурманы искусства.
Любителилюбят (от этого слова и родилось определение) искусство. Всё. Почти без разбора.Если даже не понимают что-то, то оправдывают себя, что просто недоросли доэтого шедевра. Если когда-нибудь червячок сомнения закрадется в ум любителя: насамом ли деле я не понимаю это произведение искусства, или оно не является нипроизведением, ни искусства? Если такой вопрос прозвучит, то любитель вполнеможет претендовать на переход в другую (я ее называю кастой) среду — средугурманов искусства, которые знают толк в произведениях искусства и легко могутразличить подлинное от подделки, красивое от уродливого, снять маску ипредставить миру истинное лицо шедевра. Говорят, что шедевр — это плодмастерства и любви. Гурман искусства — это плод искры божьей и работы над собой.Чтобы что-то получилось, нужно возделывать свою внутреннюю почву, воспитывать всебе чувство истинно прекрасного.
Истинноеискусство имеет свой особый запах, аромат, если желаете.
Это как духикласса «А». Их мало и они только для избранных, которые в состоянии ихоценить. Искусство объединяет людей, которые способны его понять. Не простоповерхностно сказать: «Да, мне нравиться. Здесь динамика, краски так ипереливаются на солнце». Впечатление, что человек хочет говорить на языкеискусства, но выучил по разговорнику только несколько, самых необходимых фраз истремиться произвести впечатление сведущего в этом вопросе. Пабло Пикассокак-то сказал: «Всякий хочет понимать искусство. Почему не пробуют понятьпение птиц? » Потому что не всем дано понимать и осознанно подходить кэтому процессу. Истинный гурман не позволит себе реплик подобного рода, потомучто ответственно подходит к пониманию произведения искусства.
В английскомязыке фраза «смотреть на картину» звучит как «look in a picture»,где предлог «in» переводиться, как «в».Почему в английском все всматриваются в картину, пытаясь найти какую-то тайну,разгадать замысел автора, а в русском смотрят на картину, просматривают,пробегают глазами? На мой взгляд, легковесно. Может, легковесно и замечание вадрес языков. Но меня постоянно мучает это несоответствие.
Я художник,но пока любитель. Расту. Может, и стану гурманом искусства.
Начинатьвсегда сложно. Расти сложно. Жизнь сложна. Ничто настоящее в этом мире недостигается без определенных усилий. Нужно работать.
Начинатькаждое утро с чашки непонятно из чего приготовленного кипятка с плавающейтравой, гордо именуемой чаем, взгляда на бегающих от осадков людей, зеркала,которое в последнее время стало чем-то неотделимым от моего внутреннегосостояния: каждый день мастерю новое лицо, чтобы быть разной, кривляюсь, чтобыразбудить в себе все хорошее и нехорошее, мое, одним словом, показываю язык,когда возвращаюсь на полпути. Не мыслю уже своей жизни без зеркала. Иногдапосещает мысль, что зеркало- это я, что зеркало- это мое второе я, что зеркало-это мое сверхЪЯ… Но только… Это не я. Это отражение. В холодном стекле мое лицо.Холодное для руки, холодное для крови, ледяное для души.
Начинатькаждый день, ожидая звонка от кого-то неизвестного. Кто-то очень одинокийсказал: «Одиночество — это когда ждешь звонка, а звонит будильник». Имой каждый день неизменно начинается с…утра: будильник в 33 минутыкакого-нибудь часа, ожидания солнца сквозь ночные шторы и разгадывание снов. Впоследнее время по Фрейду…
Ждешьзвонка, но телефон молчит. Часы хотят помочь, но…
Наавтоответчике одно сообщение. Знакомый голос знакомого человека.
Иногдаизвестность и узнавание убивают надежду на …мгновение, но оно, кажется, длитсялишь 24 часа. А через сутки — новое утро и новое ожидание. Звонка, незнакомогоголоса на автоответчике.
Начинатькаждый вечер с разглядывания неоновых витрин и своего в нем отражения. Подниматьсянад суетой проспекта, час-пика и назойливых «строящихся» глаз. Вверх,туда, где умеют летать. Продолжать вечер, боясь прихода ночи. Боясь, что,выглядывая из-под одеяла своего внутреннего мира, не увидеть света. Тольконочь, темную-темную и одинокую луну на темном-темном небе. Продолжаю вечер ивстречаю утро. Мало суток, мало этих 24 часов для полного понимания, узнавания,осознания.
Продолжатьутро, встречая день, встречать вечер, провожая ночь и существуя ночью подпуховым одеялом.
А утром,глядя на людей через призму заплаканного еще от осени окна, делать несмелые,робкие попытки что-то изменить. По привычке ожидая звонка от неизвестного…
Звук где-тозадержался или потерялся. Кому-то он важнее и нужнее. Наверное, или может быть.
Наверное,для меня сейчас важна и нужна тишина. Не одиночество. А уединение. Единение сосвоим внутренним миром и вдохновением. Оно посещает меня, когда захочет. Может,по своему расписанию. Но с моим оно почему-то не совпадает. Поэтому обычнонастигает в неподходящих местах, застигает врасплох. Иногда я устаю его ждать ипопросту засыпаю. Тогда оно приходит во сне. В нем я создаю стихи, пою песнисобственного сочинения. А на утро уже ничего не помню. Обидно. Иногда жду вдохновениедолго-долго (как Деда Мороза в Новогоднюю ночь), не сплю, караулю. Не приходит.Занято.
А потомприходит и как ни в чем не бывало, спрашивает:
Что с твоимиглазами?
Они болеют.
Чем?
Одиночеством.
Что с твоимсердцем?
Сталокаменным.
Но почему?
Кругом ложь.
Что с твоейдушой?
А что с ней?
Она неулыбается.
Сняла маску.
Мы простодавно не встречались, не разговаривали, не делились друг с другом мыслями,самым сокровенным. Каждый раз, прощаясь, оно меня попросило никому непоказывать наши общие творения. «Пусть это будет нашей тайной», — говоритоно мне. И я не могу поступить по-другому. Не могу и не смогу быть предателем.
Вдохновениеприходит редко. Поэтому, чтобы заполнить душевный вакуум разгадываю вдохновениедругих. Смотрю на произведения, творения, шедевры, созданные кем-то, и тихорадуюсь: есть настоящее искусство, есть люди, которые с ним на «ты». Искусстводает выбор. Оно не настаивает на полном своем прочтении, познании и понимании. Онокак демократичный наставник — оставляет последнее слово за учеником — человеком.
Вдохновениемноголико. Оно разнообразно. Оно соратник искусства. Если хотите, синоним слова«искусства».
Еслирассматривать «искусство» как действие, то синонимом будет «творчество».Творить, создавать. Не производить, как на заводе количество. ., именно творить…качество. Настоящее, не искусственное. То, за что не будет стыдно перед собой,перед другими, если они прочтут или увидят то, что я творю (до сих порвдохновение не идет на сделку со своей и моей совестью).
Распознатьистинное искусство можно очень просто — эти творения несут людям здоровье, удовольствие,освобождение. Катарсис — высший пилотаж.
Воспринимаяпроизведение искусства, стоит задать вопрос: «Как это произведение влияетна мою жизнь или жизнь других людей? » Ответ появиться сам по себе,интуитивно. Именно он станет мерилом настоящего и ненастоящего, искусства иискусственности.
Искусство недолжно веселить и развлекать, а должно заставлять задумываться, направлять ксветлому и правильному. Оно способно помочь найти ответ. Помните как у РобертаРождественского: «Помогите мне, стихи! / Так случилось почему-то: на душетемно и смутно. / Помогите мне, стихи!» Способно открыть глаза на мир, вкотором не холод или грязь, а мир, где медленно падает на землю чистый и белый снег.
Задумаласьнад предназначением искусства. Глубоко. Появилось чувство, что поняла то, чегораньше не осознавала. Да и не задумывалась. Что открылась новая грань, новаясфера. Новые мысли. Новый взгляд.
Родилосьчто-то вроде манифеста моего создания и творения. Создание моего искусства. Периоды,которые проходит мое вдохновение, прежде чем я что-то создам. Прежде чем онодостучится до моего сердца. Прежде чем мы найдем друг друга. И поймем, чтодолжны быть вместе.
Засохлостьфраз и невозможность чувств.
Безмолвныйкрик и слезы под руками.
Оковы медныена нас, на сердце жгут
Сложился,сдался, сник подвиг зла, не знали,
Что — этоконец,
Что жизньвернется в нашу кровь.
Зачем? Извредности.
Но нет, непомогает холод.
Замерзлидуши, руки,
Но сердца…небьются, нет.
Они в агонии.
Но живы, неготовы умирать.
Нам не данопонять
Весь смыслпроисходящего и окружающего…
Мы слепы, мыкалеки.
Сердцазакрыты на засов,
Не скажутглавного
Молчат…
Стучат ввисках
Иждут…справедливости…
Подождемвместе.
Красное ибелое? Кровь с молоком.
Белое ичерное? Зефир в шоколаде.
Белое ибелое? Первый снег…
Надеждаумирает последней.
Дрожь дослепоты от прикосновения
Единственныхрук.
Черное ичерное? Так не бывает.
Если толькогорький шоколад,
Но и егогоречь поднимает настроение.
Красное икрасное? Любовь? Еще любовь?
Любви многоне бывает.
Удивление?
По часовойстрелке!
Посмотри,сколько любви вокруг!
Красное ичерное?
Это твойвыбор!
Независимость,невозможность,
Нехотение,несказанная новость.
Хватит «н»?Нет?
Тогда,наверное, нежность.
Неординарность,непохожесть.
Сновановость?
Что ж,информ. общество!
Пачуцці спрятаны in within.
«Я люблю», «Я кахаю», «I love», «Je t`ame».
Я люблю этотмир.
Я кахаю гэты свет.
I love this world.
J`aime ce monde.
Где разница?
Нет!
Мы — разные?
Нет!
Почему жеидет разделение?
На слои,
происхождение,
звание,
уровень.
Не все лиравно?
Мы равны! Мывсе — люди!
Скажи мне,ветер!
Почему унас, людей,
Крылья — этоатавизм.
Почему мы нелетаем
И ломаемкрылья другим
Пернатым.
А себезабиваем в сердце гвозди.
Тушим о душуокурки.
Смотрим намир без очков и линз!
Мы же ничегоне видим.
Бессмысленно?
Да!
Жить!
Существовать!
Всеобщийподъем!
Всплескэмоций!
И вперед — гор много,
И у каждойесть вершина!
Попробуем?
Только вверх!
Внизу мыбыли.
Кнеизведанному!
Мы — звезды!
Мы — детинеба!