Реферат по предмету "Культура и искусство"


Понятие культуры, ее структура и функции

Белорусскийгосударственный университет
Историческийфакультет
Кафедранового и новейшего времени
Реферат натему:
Понятиекультуры, ее структура и функции
Подготовил:
Студент 4 курса, 3 группы
Сидоренко В.
Минск, 2009

СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятиекультуры
2. Онтология культуры
3. Видыискусства
4. Функциикультуры
5. Основныеэпохи в развитии культуры

1. Понятие культуры
 
Термин «культура» входит вактивный категориальный аппарат общественных и гуманитарных наук в начале XX в.
Первоначально понятие«культура» обозначал обработку земли, возделывание почвы, занятиеземледелием (лат. сultura – возделывание, обработка, уход, улучшение), сам термин впервые встречается у Цицерона.А этим человек начал заниматься со времени неолитической революции (переход отприсваивающей экономики к добывающей – около 10 тыс. лет до н.э.). Расширениесферы человеческой деятельности за пределы занятий охотой, скотоводством,земледелием обусловило рост направлений культурного прогресса. Культура – этовсе то, что связывается с активной, преобразующей деятельностью человека.Постепенно это понятие в большей степени стало связываться с воспитанием,просвещением, образованностью человека. Это вторичная, духовная сферачеловеческой деятельности, духовная культура, но будучи относительносамостоятельной, всегда связана с материальной культурой. Между культурой ума икультурой труда, культурой поведения и культурой речи всегда существуеткоррелятивная связь.
Из отмеченного выше явствует, чтоважной особенностью культуры является ее человеческое начало, связь культуры счеловеком и его деятельностью. Культура представляет собой как бы вторуюприроду, созданную человеком, мир его материальных и духовных ценностей.
Несмотря на то, что к настоящемувремени определены основные сферы культуры, по-прежнему не прекращаются спорыпо поводу определения понятия «культура». Так, в Англии терминкультура заменяется "цивилизацией". Для американскихкультурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхонаосновным элементом культуры выступают общезначимые ценности. Для Ницше– культура это жизненная активность, подчиненная двум императивам –поддержанию жизни и утверждению ценности. Для П. Сорокина – это язык,наука, искусство, религия, этика.Для Маргарет Мид – исходнымэлементом выступает семья. Иногда вместо термина «культура»употребимы понятия "культурная система", "мироваякультура", "социокультурная система".Вообще же в англо-американской литературе наиболее употребимо определение,данное Э. Тэйлором: "Культура или цивилизация в широкомэтнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства,нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек,усвоенных человеком как членом общества".
Определенная традиция в данномвопросе сложилась и у российских исследователей. Подавляющее большинствоисходили из марксистской концепции и придерживались так называемого деятельногоподхода (Злобин, В. Межуев, В. Давидович, Ю. Жданов).
В тоже время, Эдуард Маркарян,признавая человеческую деятельность основой для существования культуры, засистемообразующий принцип принимает отличие человеческого существования отбиологического. М.С. Каган за основу принимает творческуюдеятельность человека. Интересная трактовка культуры дана М. Петровым,им за основу берется семиотическая сущность. Наиболее обобщенноеопределение культуры дано А. Швейцером. Он определяет ее как "совокупностьпрогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии,что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессупрогрессов".
В широком философском смыслетрактуется культура у Н. Рериха. Им выделяется 2 части: «культ»– поклонение, почитание, «ур» (с санскрита) – «Свет».Получается «поклонение Свету», под которым понимается все доброе,высокое, прекрасное ибожественное.
Разноплановость и неоднозначность вподходе к дефиниции «культура» приводит к тому, появляются дажеисследования, направленные на рассмотрения этого вопроса в социологическомаспекте. Так, в 1952 г. подобный опыт был предпринят А. Кребером и К. Клакханом,по их подсчетам с 1871 по 1919 г. существовало только 7 определений культуры(отсчет они начинают от определения Э. Тэйлора), с 1920 по 1950 г. – 157. А. Моль в «Социодинамикакультуры» отмечает, что к 1969 г. их уже более 250. А в настоящее времяоколо 1000.
Наиболее распространенным являетсяпонятие культуры как совокупного результата человеческой деятельности. Вкультуру включают и саму деятельность, а также гамму общественных отношениймежду людьми, возникающих в процессе этой деятельности (экономические,политические, моральные и др.), то есть человек наряду с материальными идуховными ценностями создает и культуру отношений.
Для понимания сущности культурынеобходимо рассмотрение этого явления одновременно в следующих аспектах:
1. Культура –процесс активной деятельности человека направленный на освоение, познание ипреобразование мира. Отражение представлений мире в чувствах, идеях людей, в ихиндивидуальном и общественном сознании представляет гносеологический аспект.
2. В аксиологическомаспекте культура – совокупность достигнутых, в процессе освоения мира,материальных и духовных ценностей. Эти ценности отражают уровень достиженийчеловечества в освоении мира, и сами выступают как специфические аспектыосвоения.
3. В гуманистическом аспектекультура – это важнейший фактор духовного развития человека, его творческихспособностей.
4. В социологическом аспектекультура – это деятельности конкретного исторического социального субъекта.
Эти все аспекты связаны неразрывно, иразделить их можно только в процессе теоретического анализа.

2. Онтология культуры
 
Широко распространенным да недавнеговремени считалось деление культуры на 2 составляющие: материальную идуховную. Данная установка сформировалась под воздействиеммарксистской теории и необходимо отметить, что достаточно прочно утвердилась вмассовом сознании. Разделение культуры просто на материальную и духовную необозначает, что первая является только материальным образованием, а вторая –только духовным. В действительности продукты духовной культуры материализованы,так как иначе бы они просто не смогли существовать, а в материальной культуревыражаются духовные цели, планы.
Нельзя однозначно утверждать, чтотакой подход является неправомерным, в данном случае фиксируются самыесодержательные, существенные, принципиальные различия между двумя типамидеятельности – материальной и духовной.
В тоже время ряд исследователей – Ц.Арзаканьян, М. Каган – углубляют структурирование культуры, имивводится понятие "слои культуры". В соответствии сданной трактовкой в культуре выделяется 3 основных морфологических слоя: материальный,духовный ихудожественный.
Материальная культура охватывает сферыматериально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудиятруда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т.д. Однако материальная культура существует не только в предметной форме, но и ввиде реальных способностей, навыков, знаний практически действующего человека,осуществляющего процесс производства. Составным элементом материальной культурыявляется и культура физического развития человека. В целом материальнаякультура связана с преобразовательной и коммуникативной деятельностью.
Обращаясь к следующему культурномуслою, духовной культуре, следует отметить, что сферы еераспространения шире предыдущего, она включает преобразовательную,познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную деятельности.Т. е духовная культура охватывает сферы духовного производства, по иному сферыобщественного сознания – науку, нравственность, воспитание и просвещение,право, философию, религию, фольклор и т. д. Сюда же следует отнести иотношения людей друг к другу, к самим себе, к природе, которые складываются впроцессе материальной и духовной деятельности. В духовную культуру включается итакой важный компонент духовной жизни как язык. Духовной культуреприсуща и нормативность, которая включает в себя обычаи, обряды, традиции.
Третий морфологический слой культурыпредставлен художественной культурой, которая частоотождествляется с миром искусства. Но это не совсем так, искусство составляетоснову художественной культуры, но не все ее содержание. Точнее будетопределить ее как мир искусства, взятый во взаимодействии с обществом и другимислоями культуры. Т. е. художественную культуру можно определитькак совокупный способ и продукт художественной деятельности людей.Художественная культура связана с функционированием и развитием всех областейискусства – литературы, живописи, музыки, театра и т.п. В каждую эпоху междуними существует прочная внутренняя связь, определенная общим характером даннойкультуры. Исходя из этого, художественная жизнь общества выступает как единыйорганизм, а не простое соединение отдельных форм искусства. Кроме этогохудожественная культура включает в себя все процессы, протекающие «вокруг»искусства, – созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучениехудожественных произведений, а также процессы, обеспечивающие еефункционирование, – воспитание художников, публики, искусствоведов. Т. е.художественная культура включает в себя 4 составляющих: художественноепроизводство, потребление произведений искусства (зрителями), художественнаякритика, искусствоведческие науки. Все эти четыре составляющих формируютсявокруг порождающего их центра – искусства.
3. Виды искусства
 
Художественная культура представленаопределенными видами искусства, которые представляют формы художественно-творческойдеятельности. Между собой они отличаются, прежде всего, способом материальноговоплощения художественного содержания (слово – для литературы, звук – длямузыки и т.п.). С эмоциональной точки зрения все виды искусства равноценны и необходимы.
Различные виды искусстваподразделяются на пространственные, илипластические(которые существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, ивоспринимаются зрением); временные(где преимущественноезначение приобретает развертывающаяся во времени композиция) и пространственно-временные(которые называют также синтетическими или зрелищными).
I. Пространственные (пластические)искусства включают: изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика),архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, художественнаяфотография. II. Временные искусства –художественную литературу, музыку. III. Пространственно-временные (синтетические) искусства – театр, танец,киноискусство, эстрадно-цирковое искусство.
I. Пластические искусства.
1) Изобразительноеискусство– это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни вих видовом предметном облике.
Различают следующие видыизобразительных искусств:
Живопись– вид искусства, специфика которогозаключается в представлении при помощи красок, нанесенных на какую-нибудьповерхность (основу), образов действительности. Само слово «живопись»обозначает живописать, т. е. писать жизнь. Искусство живописи было известно ещев древности. Однако живописцы писали по-разному. Это зависело от избраннойживописной манеры, мировоззрения эпохи, способности видения и ощущения красотыокружающего мира. В то же время произведения каждой из эпох уникальны и ценныпо своему содержанию. Существуют две основные разновидности живописи – станковаяи монументальная.
Станковая живопись– в ее материальной основе лежитпрочный и плотный материал (натянутый на подрамник холст, деревянная доска,лист картона, металла и т.п., обычно прикрытые специальным грунтом),позволяющий свободно перемещать произведения, развешивать на стенах и т.д. Какправило, произведения станковой живописи предназначены для показа и восприятияв интерьерах. Рама – важный атрибут станковой живописи, придающий живописномуобразу завершенность и позволяющий при восприятии четко ограничить живописноеиллюзорное пространство от реального окружения картины – пространстваинтерьера. Станковая живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж, натюрморт, портрет,исторический жанр, анималистический жанр, мифологический жанр, батальный жанр.
Монументальная живопись– материальной основой являетсянеподвижная архитектурная основа (стена, свод, опора здания) или специальнаяконструкция. Произведения монументальной живописи нельзя отделить от ее основы(стены, несущей конструкции). Важная задача монументального искусства –достижение синтеза искусств – гармоничного единства, логической связи,стилевого и однообразного единства монументальной живописи и архитектуры. Кмонументальной живописи относятся: стенная роспись, фреска, витраж, мозаика,панно.
Особыми видами живописи являются иконопись,миниатюра, декорационная живопись (декорация театральная и кинодекорация),диорама, панорама.
Скульптура – один из древнейших видовизобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный,предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Слово«скульптура» произошло от латинского слова «sсиlро», означающего «высекать».Скульптуру называют также пластикой, ваянием. Скульптура, как и архитектура,существует реально, в реальном пространстве. Она говорит на языке пластикиобъемов. Она сама реальна и объемна. Главный объект скульптуры – человек(голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа); изображения животного мирасоставляют анималистический жанр. В XX в. возникла неизобразительная,абстрактная скульптура, использующая нетрадиционные методы и материалы(скульптура из проволоки, надувные фигуры и т.д.) В мифологии сохраниласьинтересная легенда о скульпторе по имени Пигмалион, жившим когда-то очень давнов Древней Греции. Он сторонился всех и целыми днями работал у себя вмастерской. Долгие годы он создавал статую девушки, которую назвал Галатея.Статуя получилась такой необычайной красоты, что скульптор влюбился в нее. Онстрастно хотел, чтобы мраморная Галатея ожила. Афродита (богиня любви икрасоты) сжалилась над ним и осуществила его мечту, оживила статую.
Существуют различные формыизображения скульптуры:
а)круглая т.е.трехмерная, допускающая обход и восприятие со всех сторон, имеет измерение повысоте, ширине, толщине;
б)рельеф – скульптурана плоскости, выполненная с применением перспективных сокращений ирассматривается только спереди.
В свою очередь первая изизобразительных форм скульптуры имеет следующие разновидности: статуя (изображениеотдельной фигуры, иногда с введением элементов сюжетной обстановки), бюст (погрудноеизображение человека), скульптурная группа (объединение в однойкомпозиции нескольких фигур, связанных общим сюжетом и общим характеромпластики), скульптура малых форм (скульптура небольших размеров,выполненная из мрамора, камня, дерева, бронзы, кости и т.д. Как правило, втакой скульптуре применяется цвет).
Графика– вид изобразительного искусства,связанный с изображением на плоскости. Рисунок или отпечаток наносятся на плоскость,при этом в качестве несущей изображения плоскости в графике как правиловыступает лист бумаги (изредка картон, в древности – папирус, пергамен.Основной «несущий» материал графики – бумага. Язык графики болеескупой и лаконичный. Это линия и сочетание черных и белых пятен. Цвет в графикеиграет второстепенную роль. Материалами графики являются карандаш, тушь, перо,уголь, кисть, мелки, бумага, картон, акварель, гуашь.
Известны две основные разновидностиграфики – рисунок и печатная графика.
Рисунок – входит в область уникальнойграфики (в отличие от печатной), может быть выполнен в любой технике –карандаш, фломастер, уголь, соус (материал, состоящий из очень мелкого имягкого черного порошка с примесью клея); пастель – цветные мелки, тушь,перо или кисть, гуашь; монотипия – вид графики, в котором краски от руки наносятся на гладкуюповерхность металлической доски и отпечатываются на бумаге под давлением настанке; коллапс – техника, состоящая в применении различных наклеек изплоских или объемных материалов (фрагменты газет, обоев, тканей); аппликация-изображение,получаемое путем наклеивания на бумагу разноцветных кусочков каких-либоматериалов и любые другие способы создания композиции с помощью различныхматериалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный,неповторимый образец.
Печатная графика дает возможность получитьопределенный тираж равноценных, идентичных художественных произведений –оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другойосновы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению коттиску). Способность печатной графики – быстро и оперативно откликаться насобытия, возможность – воздействовать циклами, сериями изображений.
Разновидности печатной графики – эстамп,книжная иллюстрация, плакат, почтовые марки, афиши, образцы промышленнойграфики (дорожные знаки, товарная упаковка и т.д.) Основным видомпечатной графикиявляетсягравюра. К ее разновидностямотносятся:
а) выпуклая гравюра – ксилография(гравюра на дереве), линография (гравюра на линолеуме);
6)углубленная гравюра – резцоваягравюра, офорт, сухая игла (гравюра на металлической пластинке);
в) плоская гравюра – литография(гравюра на особом литографическом камне);
г) цветные гравюры – печатаниес нескольких досок.
2)Архитектура (зодчество)– это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду жизни идеятельности людей. Архитектура окружает человека повсюду и в течение всейжизни: это и жилище, и место работы и отдыха. Это среда, в которой человексуществует. Эта искусственно созданная среда противостоит природе.
Понятия «архитектор», «архитектура»имеют греческое происхождение. В древнегреческом языке слово «архи» –«старший» и «тект» – «строитель». Из этих словродилось третье: «архитектон» – начальник строительных работ. Древниепеределали его в «архитектор». Следовательно, архитектура – этоискусство строить, а архитектор – главный строитель. Понятие же «зодчий»имеет славянское происхождение.
Архитектура непосредственно участвуетв формировании предметной среды. «Архитектура – искусство неизобразительное, а созидательное: оно не изображает предметы, а создает их».Архитектура создает реальное пространство. В этом ее главная особенность. Еслив живописи главное – цвет, в графике – линия, в скульптуре – объем, то вархитектуре – пространство. Пространство является языком архитектуры.
Выделяетсятри основных видаархитектуры:
а) архитектура объемных сооружений(жилые дома, общественные здания, промышленные сооружения);
б) ландшафтная архитектура (этогородские скверы, бульвары, парки с беседками, мостиками, фонтанами,лестницами);
в) градостроительство(охватывает создание новых городов, поселков, реконструкцию старых городскихрайонов).
3)Декоративно-прикладноеискусство.
Прикладное искусство. Человеку свойственностремление к красоте в окружающем его предметном мире, поэтому мы стараемсяокружить себя предметами не только полезными, нужными, но и красивыми. Узор,украшение как бы «прикладывается» к предмету, делает его не толькоутилитарным, но и богатым, нарядным, красивым. Такой предмет ценится уже не зато, что просто полезен, но и за мастерство украшения. Позднее эту областьхудожественного освоения предметного мира определили как «прикладноеискусство». Предметы прикладного искусства в первую очередь служатпрактическим целям и одновременно украшают наш быт, создают праздничноенастроение. Красота и польза в них уравновешены и гармонически дополняют другдруга.
Декоративное искусство зародилосьочень давно. Еще при родовом строе человек украшал себя браслетами, кольцами,подвесками и т. д. Позднее появились предметы украшения одежды, а затем ижилища. Изделия декоративного искусства существуют только для украшенияпомещения, одежды, человека. Искусство создавать красивые вещи стали называтьдекоративным (от франц., декор, украшение). Видами декоративно-прикладногоискусства являются: керамика – изделия из обожженной глины (фарфор,фаянс, майолика, терракота); резьба и роспись по дереву; ткачество, вышивка,кружево; вязание; ковры и ткани (гобелены, ручная набивка ткани); художественнаяобработка металла – узорочье; резьба по камню; резьба по кости; изделияиз стекла; ювелирное искусство.
4) Дизайн (англ. design – чертеж, проект, замысел) –особый метод проектирования, при котором объекту, кроме его основногопредназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышеннойфункциональности, физиологического и психологического удобства, четкойсоциальной ориентации.
II. Временные искусства.
1)Художественная литература– вид искусства, в котором носителем образности является речь. Данный видискусства в отличие от изобразительных искусств лишен зрительной достоверности(наглядности). Слово раскрывает уникальные познавательные перспективы:
2)Музыка – видискусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков. Звуккак основа музыкальной образности и выразительности лишен смысловойконкретности слова, не воспроизводит видимых картин мира, как в живописи.Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационную природу.
Музыка может передавать как эмоции,чувства, присущие каждому человеку, так и национальные черты разных народов.Это выражается в интонационном, мелодическом, ритмическом строе.
Данный вид искусства фиксируется спомощью нотной записи. Музыкальные произведения по способу исполнения разделяютна две большие группы: вокальные (для исполнения голосом – пением), инструментальные(исполняемые на музыкальных инструментах).
Известны такие виды музыки, как симфоническая,оперная, камерная и т. д Жанрами этого вида искусства является песня,соната, симфония, сюита.
III.Пространственно-временные искусства.
1)Театр – этосинтетический вид искусства, где образное отражение действительности проходит вформах драматического действия, сценической игры, представления, осуществляемогоучастниками спектакля перед зрителями. Театр является коллективным искусством,в которое вовлечены актеры, сценографы, композиторы, хореографы, художники посвету, гримеры и режиссеры.
Этот вид искусства проявляется в видетрагедии или комедии: раскрывается в балете, опере, оперетте,пантомиме, импровизации.
2)Танец – видискусства, материалом которого являются позы и движения человеческого тела,поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющиеединую художественную систему. Танец тесно связан с музыкой. Танецподразделяется на бытовой (народный, бальный) и сценический.
4. Функции культуры
 
1) Культура направлена на удовлетворениефизиологических потребностей человека (это касается и еды, сна, укрепленияздоровья, продолжения рода).
2) Преобразование окружающегосвета, приспособление его для человеческого существования. Преобразованиелюдьми света особенно наглядно на примере архитектуры. Стремление к творческомупреобразованию окружающего отразилась и в преобразовании собственно природы.Пример – появления садов (висячие сады Семирамиды, японские сады, Версальскийпарк).
3)Коммуникативная функция.
4) Накопление и хранениеинформации.
5) Нормативная. Культуравырабатывает нормы, способствующие регулированию поведения людей. Нормыподдерживают устойчивость традиций, институтов и личных взаимоотношений,сплоченность общества, позволяют оценивать поступки, указывают на наиболееприемлемые формы поведения. Нормативность распространяется на этикет, традиции.
5. Этапы развития культуры
 
В настоящее время историками выделяютсяследующие основные этапы исторического развития:
– архаика (IV – I тыс. до н.э.)
– классика (V в. до н. э. – V в.н. э.)
– средневековье (V – XVвв.)
– новое время (XVI – начало XX в.)
– новейшее время (с начала XX в.)
Культурологами внутри каждого из этихэтапов выделяют еще и культурные эпохи.
– В рамках архаики – эпохавеликих восточных цивилизаций (Египет, Индия, Персия, Китай), мегалитическаякультура Европы.
– В рамках классики – эпохаантичности (греческая и римская), эпоха великих империй Востока (Ашоки,Цынь, Хань и т.д.), эпоха эллинизма.
– В рамках средневековья– средневековье, Проторенессанс и эпоха Возрождения.
– В рамках нового времени– отдельно выделяется так называемая переходная эпоха – эпоха барокко (XVII в.,), эпоха Просвещения (XVIII в.), культурная эпоха XIX в.: рамки ее шире календарных с 1789по 1914 гг.
– В рамках новейшего времени– современная эпоха с начала ХХ в.

Литература
 
Баткин Л.М.Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. 1969. № 9. С.99–109.
Гуревич П. С.Культурология. М., 1996.
ДавидовичВ.Э., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Р/на/Д, 1977. С. 29–69, 181–212.
Категории ипонятия теории культуры. М., 1985.
Коган Л.Н.Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
Культурология/ Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1995.
Очерки теориии истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели, И.А. Громова. Спб., 1992.
Петров М.К.Язык, знак, культура. М., 1991.
Соколов Э.В.Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Международная организация уголовной полиции (Интерпол)
Реферат Осада Данцига 1734
Реферат Edenic Myth In The Great Gatsb Essay
Реферат 1: «Механизмы участия нко в принятии решений. Возможны ли партнерские отношения нко и власти? Доверие или противостояние?»
Реферат 3. биогеохимия биоты в природных ландшафтах и зоне геотехногенеза
Реферат Candide Essay Research Paper Candide by Voltaire 2
Реферат Проектирование связного радиопередатчика с частотной модуляцией
Реферат Анализ деятельности хозяйства по вопросам послеуборочной обработки и хранения капусты белокочанной
Реферат Базовое значение личной собственности в контексте парадигмального видения сущности института собственности
Реферат Інформаційні знаки та їхня комунікативна роль
Реферат Внешняя политика Китая в конце 70-х гг. XXв. - начале XXIв.
Реферат Проведение аудита и расчет НДС по ПО "Октябрь"
Реферат Матричная игра
Реферат Whiskey Rebellion Essay Research Paper WHISKEY REBELLION
Реферат Vi международная научно-практическая конференция