Пейзажв русской поэзии и живописи второй половины XIXвека
Особенностикультуры XIX века
Втораяполовина XIX века — это время подъема общественного движения, расцветареализма, бурного развития научно-технической мысли.
Развитиекультуры в этот период в значительной степени определялось оживлением общественно-политическойжизни России. Грандиозные перемены, происшедшие в экономическом иобщественно-политическом укладе России в эпоху Великих реформ, мощно повлиялина культурное развитие страны.
Превращениемиллионов крепостных в полноправных граждан, становление местногосамоуправления и местного суда, бурное развитие капитализма обострили спрос наобразование, стали могучим стимулом научного и технического прогресса.
Именносо второй половины XIX века люди, профессионально занимавшиеся умственнымтрудом, стали восприниматься в России как особый общественный слой — интеллигенция. Интеллигенцию сформировали выходцы из различных сословий (преждевсего — из дворянства и духовенства), которых официальная терминология XIX в.именовала «разночинцами».
Социальныеконтрасты России, культурный разрыв между образованными классами и народом,отчужденность русского общества в условиях самодержавия от политической жизниформировали в интеллигентской среде особую мораль и мировоззрение.
Большинствоинтеллигентов болезненно переживали свой отрыв от народа, стремилось помочьему, придерживалось атеистического и материалистического мировоззрения,тяготело к крайним мерам, было враждебно настроено по отношению к церкви игосударству.
Всеэто отложило отпечаток на искусство и литературу того времени.
Пейзажв русской живописи
Айвазовский
Родилсяв семье торговца Константина (Геворг) Гайвазовского. 17 июля 1817 года в книгурождений и крещений местной армянской церкви была внесена запись о том, чтородился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Отцу мальчика, на попечениикоторого были две дочери и три сына, после постигшей Феодосию в 1812 годуэпидемии чумы жилось тяжело. Содержать семью помогала ему жена Рипсиме,искусная вышивальщица.
МаленькийОванес проявил исключительные способности к рисованию и музыке, хорошо играл наскрипке. Он, в частности, с увлечением копировал гравюры из книги о борьбегреков против османского владычества.
Начальноеобразование юный Айвазовский получил в армянской приходской школе, а затемокончил Симферопольскую гимназию. В 1833 году при содействии феодосийскогоградоначальника А. Казначеева он отправился в Петербург и поступил в Академиюхудожеств, где учился у известного пейзажиста Максима Воробьева, у А.Зауервейда, у мариниста Ф. Таннера.
МастерствоАйвазовского росло чрезвычайно быстро. Работы, выставленные в годы учебы,возбудили всеобщий интерес. С одобрением отозвался о них Пушкин, встреча скоторым на одной из академических выставок произвела неизгладимое впечатлениена молодого художника. В 1837 году, окончив курс обучения с золотой медальюпервой степени, Айвазовский получил право на поездку за границу в качествепенсионера академии. Однако первоначально молодого художника командировали вКрым писать виды приморских городов. Поручение академии было с успехомвыполнено.
В1840 году Айвазовский уехал в Италию. Там он сблизился с яркими деятелями русскойлитературы, искусства, науки — Гоголем, Александром Ивановым, Боткиным,Панаевым.
Айвазовскийработал в Италии с огромным воодушевлением и создал здесь около пятидесятикрупных картин. Выставлявшиеся в Неаполе и Риме, они вызвали настоящий ажиотаж ипрославили молодого живописца. Критики писали, что никто прежде не изображалсвет, воздух и воду столь живо и достоверно. «Хаос» Айвазовскогоудостоился чести войти в постоянную экспозицию Ватиканского музея. ПапаГригорий XVI наградил художника золотой медалью. Английский маринист УильямТернер посвятил Айвазовскому стихи, в которых назвал его гением.
Большойуспех ожидал Айвазовского также в Венеции, а затем Париже, Лондоне, Амстердаме.Как единственный представитель русского искусства он участвовал в международнойвыставке, организованной в Лувре.
Такимобразом, уехав из России на усовершенствование, Айвазовский вернулся на родинупрославленным художником, членом нескольких академий.
Далееон жил в Феодосии на берегу моря в доме-студии.
Воснову творчества Айвазовского положена идея безграничности природы, ее могучейсозидательной силы. Более половины его работ — это виды штормового моря. И, какправило, изображая разбушевавшуюся стихию, художник изображал и борющихся сэтой стихией, помогающих друг другу людей. Человек не сдается, человек победит- в этом девизе художника отразились народный оптимизм и жизнестойкость. Основаромантики Айвазовского — это великая вера человека, «пылинкивселенной», в природу и жизнь, неизбывная вера в родной народ, который вполитических штормах XIX столетия упорно боролся за самоутверждение. Нельзязабывать, что в творчестве художника весьма заметную роль играетиносказательность.
Чарующаясветовая атмосфера полотен Айвазовского помогает воспринять мечтательность иэмоциональность его искусства. Художник видит в человеке неотъемлемую частицуприроды. Человек на его картинах изображен то на фоне спокойного, прозрачногоморя, то одиноко шагающим по берегу или сидящим в лодке, устремив вдаль, ксвету, мечтательный взгляд. В этих вымышленных романтических героях нетруднораспознать автопортретные черты.
Светкак идея играет в творчестве Айвазовского значительную роль. Внимательныйзритель почувствует, что, изображая море, облака и воздушное пространство,художник фактически изображает свет. Свет в его искусстве — символ жизни,надежды и веры, символ вечности. Это не что иное, как по-своему переосмысленнаяидея созидающего света, света познания, имеющая давнюю устойчивую традицию вармянской культуре и получившая блестящее воплощение у позднейших армянскихмастеров.
Айвазовскомуприсуща совершенно самобытная система живописного мышления, выводящая егоискусство за рамки принятых в то время канонов. Эта особенность сказалась вотмеченных иногда чрезвычайной условностью, даже абстрактностью цветовыхрешениях его картин.
Отискусства Айвазовского неотделима его общественная и благотворительная деятельностьи гражданский образ. Мало кому известно, что Айвазовский был первым русскимхудожником, начавшим устраивать персональные выставки. Причины, побудившие егок этому, носили сугубо материальный характер. Жившему весьма скромно,Айвазовскому были нужны большие деньги, чтобы помогать соотечественникам исогражданам; он считал это своим долгом и почти ежегодно устраивал выставки вкрупных городах России и Европы. Неустанное служение Айвазовского родномународу и слава, сопутствовавшая его имени, постепенно сделали его образ вглазах армян живой легендой и символом национального просветительства.Благодаря ему у армянской молодежи резко усилился интерес к живописи. О нем свосторгом и благоговением говорили как художники, так и писатели.
Всамом конце жизни, организовав в Петербурге последнюю свою выставку, художникрешил поехать в Италию: «Мое начало озарено этой страной, и теперь я сновахочу встретиться со своей молодостью».
Мечтевеликого мариниста не суждено было сбыться. Но он успел создать картину, котораяперекликается с его молодыми надеждами. Это «Приезд Байрона на остров св.Лазаря». Здесь исполины армянской мысли разных эпох, объединенные в своегорода могучую кучку, приветствуют в «маленькой Армении» певцасвободы...
Согласноволе Айвазовского его погребли в Феодосии, во дворе церкви Сурб Саргис, где онбыл крещен и где венчался. Надгробная надпись — высеченные по-древнеармянскислова историка V века Мовсесе Хоренаци — гласит: «Родился смертным,оставил по себе бессмертную память».
Картины,написанные Айвазовским:
Бриг«Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, 1892. Кавказ. Вид на море.1899. «Мария» в шторм, 1892. Шторм, 1872. Акрополь в Афинах в лунную ночь,1881. «Чесменский бой» (1848). «Девятый вал» (1850).«Радуга» (1873). «Среди волн» (1898)
Рассмотримнесколько картин из его творчества.
В1898 году Айвазовский написал картину «Среди волн», которая сталавершиной его творчества.
Художникизобразил бушующую стихию — грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, какбы кипящими в столкновении одна с другой. Он отказался от обычных в своихкартинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся вбезбрежном морском просторе. Он знал много способов драматизировать сюжетысвоих картин, но не прибег ни к одному из них, работая над этим произведением.«Среди волн» как бы продолжает раскрывать во времени содержаниекартины «Черное море»: если в одном случае изображено взволнованноеморе, в другом — уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морскойстихии. Мастерство картины «Среди волн» — плод долгого и упорноготруда всей жизни художника. Работа над ней протекала у него быстро и легко.Послушная руке художника кисть лепила именно ту форму, какую хотел художник, иклала краску на холст так, как это подсказывал ему опыт мастерства и чутьебольшого художника, не исправлявшего раз положенного мазка. Видимо, самАйвазовский сознавал, что картина «Среди волн» значительно выше поисполнению всех предшествующих работ последних лет. Несмотря на то, что послеее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений вМоскве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместес другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городуФеодосии.
Нокартина «Среди волн» не исчерпала творческих возможностейАйвазовского. В последующее время им было создано еще несколько картин,прекрасных по исполнению и содержанию.
В1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину «Радуга». В сюжетеэтой картины — буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, — нетничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма,живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописисемидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он самнаходится среди бушующих волн. Ураганный ветер срывает водяную пыль с ихгребней. Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля инеясные очертания скалистого берега. Тучи на небе растворились в прозрачнойвлажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугойна воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картинанаписана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этимиже тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едвауловимым миражем. От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистотуцвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина«Радуга» была новой, более высокой ступенью в творчествеАйвазовского.
Поповоду одной из таких картин Айвазовского Ф.М. Достоевский писал: «Буря…г. Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер — безсоперников… В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражаетзрителя в живой, настоящей буре...»
АлексейКондратьевич Саврасов
Родился24 мая 1830 года в семье московского купца третьей гильдии.
Вранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи.Вопреки желанию отца, который мечтал «приспособить сына к коммерческимделам», Саврасов в 1844 году поступает в Московское училище живописи иваяния. В 1848 году в отчетах Совета Московского художественного обществаупоминается об успехах лучшего ученика перспективного и пейзажного класса А.К.Саврасова, которым руководит известный московский «видописец» К.И.Рабус.
Насредства И.В. Лихачева, мецената, члена Совета Московского художественногообщества, Саврасов в числе учащихся летом 1849 года едет на юг России и пишетвиды Одессы и Малороссии. За программные работы этого года художника награждаютпохвальным листом, а 25 сентября 1850 года он заканчивает Училище и получаетзвание неклассного художника за картины «Вид Московского Кремля прилуне» и «Камень у маленького ручья»
Летом1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом. На осеннейвыставке в Академии художеств (6 октября 1854 года) привлекли внимание две егокартины: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег вокрестностях Ораниенбаума», за которые художнику присваивается званиеакадемика.
ВМоскве Саврасов снова участвует в выставках Училища живописи и ваяния, а послесмерти своего учителя в 1857 году становится руководителем пейзажного класса.Преподавание идет успешно, Саврасова окружают любящие друзья и ученики.
Втом же году он женится на Софье Карловне Герц, сестре известного археолога иисторика искусства. В их доме собираются художники, деятели искусства, меценаты(в том числе и Третьяков), читаются литературные новинки, ведутся оживленныебеседы, споры по вопросам, волновавшим в то время русское общество.
Весной1862 года по предложению Общества любителей художеств А.К. Саврасов выехал заграницу, посетил Всемирную художественную выставку в Лондоне, побывал вКопенгагене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Париже, Мюнхене, прожил два месяца вгорной Швейцарии. Английские и немецкие мастера привлекли внимание художника«стремлением к правде и самостоятельности».
Наиболеезначительным произведением Саврасова 1860-х годов была картина «Лосиныйостров» (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе МосковскогоОбщества любителей художеств. Отмечая эту удачу, один из современников писал обумении художника «поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из насклочок природы из окрестностей Москвы». Величавый и торжественный сосновыйбор стоит, как страж раскинувшихся далей. Ясный летний день. На лугах мирнопасется стадо. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья,трава на поляне. Здесь художник раскрывает значительность обычного иповседневного в природе. Картина «Лосиный остров» относится ковремени расцвета творчества художника. Последующие годы ознаменованы созданиемлучших его произведений.
Вдекабре 1870 года А.К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Он живет вЯрославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце.
«Тихаяжизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством», — пишет художник П.М. Третьякову. Одна за другой появляются картины «Волгапод Юрьевцем» (1871, местонахождение неизвестно), «Разлив Волги подЯрославлем» (1871, ГРМ) и, наконец, «Грачи прилетели» (1871,ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми.
Многиепроизведения художника, которые появлялись на выставках передвижников, былинаписаны в Поволжье. Саврасов бывал под Нижним Новгородом и под Казанью, нобольше всего любил места между Ярославлем и Костромой. Его картины многообразныпо передаче состояния природы, диапазону чувств. В пейзаже «Разлив Волгипод Ярославлем» (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, «разливырек, подобные морям».
В1870-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а тои острая тоска: «Лунная ночь. Болото» (1870, ГТГ), «Закат надболотом» (1871, ГРМ).
Вконце 1870-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны чертыупадка. Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения, исреди них — «Рожь» (1881, ГТГ), «Зимний пейзаж» (частноесобрание), «Северная деревня», «Весна. Огороды» (1883,Пермская гос. художественная галерея).
Нелегкимиоказались для художника последние десятилетия. Известны прошения Саврасова оденежных ссудах, о казенной квартире: эти годы А.К. Саврасов провел в глубокойнужде и умер 26 сентября 1897 года (старый стиль) в Москве.
Некоторыекартины, написанные Саврасовым:
«ВКунцеве», «Вид в Ораниенбауме», «Лосиный остров в Сокольниках», «Лесная дорогав Сокольниках», «Печерский монастырь в Нижнем Новгороде», «К концу лета, на Волге»,«Жатва», «Вечер», «Близ Сухаревой башни».
Однойиз лучших его картин и наиболее известной является знаменитое полотно «Грачиприлетели»
«Грачиприлетели» — знаменитая, чудная, нежная, до боли любимая, знакомая всем сдетства картина, ставшая самым популярным русским пейзажем, своего рода,живописным символом природы средней полосы России. Даже в творчестве ИсаакаЛевитана сложно найти такое произведение, которое бы так полно, глубоко иправдиво отображало бы самую суть России. В «Грачах...» — в этой скромнойи серой картинке — больше России, больше самой сути России, нежели во всемШишкине или Клодте. Подготовительная работа над будущей картиной шла в марте1871 года, в деревне Молвитино. Талый серый снег, суетливые грачи на березках,серо-голубое, блеклое небо, какое и бывает только ранней весною, мутная талаявода с отражением небес и деревьев, мокрые избы и старая колокольня на фонедалеких лугов и перелесков, — все это слилось в удивительно проникновенном илирическом образе… Живописный строй картины вызывает в памяти лучшиестихотворения о Родине, написанные Лермонтовым, Блоком, Есениным… И самакартина Саврасова прочно вошла в нашу жизнь наравне со стихотворениями этихпрославленных поэтов. Из воспоминаний художника Константина АлексеевичаКоровина, ученика Саврасова: «Большого роста, с сильной и мощной фигурой,этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческойискренности и доброты. Он, как многие русские, любил своих учеников всемсердцем и душой — его мастерская была свободнейшим учреждением всей Школы, онбыл контрастом строгих классов, фигурного и натурного, преподавателей которыхсильно побаивались… Саврасов, этот был отдельно. Часто я его видел вканцелярии, где собирались все преподаватели. Сидит Алексей Кондратьевич, такойбольшой, похож на доброго доктора — такие бывают. Сидит, сложив как-то робко,неуклюже свои огромные руки, и молчит, а если и скажет что-то — все как-то непро то — про фиалки, которые уже распустились, про то, что вот уже голуби изМосквы в Сокольники летают...»
Мотив,который после перелился на картину, возник в творчестве Саврасова раньше, в1880 году. Молодой художник исполнил для альбома «Баян» большой рисунок кстихотворению Алексея Кольцова «Урожай». В рисунке, а затем и в картиненаглядно проявилась присущая Саврасову связь с мотивами русской поэзии инародной песенности. Складывается такое впечатление, что картина как – будтоприглашает зрителей в зал, где художник точно и чутко передает чувство шири,раздолья полей спеющей ржи, ее золотистый цвет, ощущение того, как ветерок поней плывет — лоснится, золотой волной разбегается.
Довольночасто можно услышать сравнение данного полотна с работой Ивана Шишкина (1878).Становится очевидным родство, различие дарований этих художников: большаяэпичность, своеобразная монументальность шишкинского взгляда на природу инесравненная музыкальность, тонкость «нервной системы» искусства Саврасова.
ИванИванович Шишкин
Родилсяв январе 1832 года в провинциальном городе Елабуге. Отец его, небогатый купец,был большим ревнителем старины. Стремясь привить и сыну интерес к истории, онпривлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства наВолге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К.И. Невоструеву. В1844 году отец отдал мальчика в казанскую гимназию, там будущий художник нашелсебе несколько товарищей, с которыми «мог рисовать и рассуждать» обискусстве. Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал егостремлениям и наклонностям, и он после летних каникул 1848 года не вернулся вгимназию, «чтобы не стать чиновником». Строки автобиографии,написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина,получившего свободу от «гимназии с ее узкой формалистикой».
В1852 году Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния, получает хорошуюподготовку под руководством А. Н. Мокрицкого. В 1856-1860 годах он продолжаетобучение в Петербургской Академии художеств у С.М. Воробьева. Успехи молодогохудожника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв егопрежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию:«Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем современем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься вАкадемии». Стремление к «верности, сходству, портретностиизображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид вокрестностях Петербурга» (1856, Государственный Русский музей).
В1858-1859 годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природакоторого ассоциировалась у юноши с природой родного Приуралья.
В1860 году за два валаамских пейзажа Шишкин получает Большую золотую медаль иправо на заграничную командировку. Однако он не спешит за границу и весной 1861года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, «от которойтолько может быть существенная польза для пейзажиста».
Заграницу Шишкин едет только в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на негоособого впечатления: сказывалась и тоска по родине («отчего я не в России,которую так люблю»). Оживился Шишкин лишь в Праге, где «встретился сомногими чехами; народ все прекрасный и охотно говорят по-русски». Он восхищаетсярисунками «славянских типов» крупного чешского реалиста 60-х годовXIX века — Йозефа Манеса. В 1863 году в Цюрихе Шишкин посещает мастерскуюживописца и гравера Р. Коллера, где знакомится с техникой офорта.
Горныепейзажи Швейцарии оставили художника равнодушным; вскоре вместе с воспитанникамиАкадемии Л.Л. Каменевым и Е.Э. Дюккерком Шишкин начинает работать в Тевтобургскомлесу близ Дюссельдорфа. Исполненные пером рисунки привлекли вниманиемногочисленных ценителей искусства. Сам художник вспоминал об этом: «Где икуда ни пойдешь, везде показывают — пошел вот этот русский, даже в магазинахспрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует».
В1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностяхДюссельдорфа» (1865, Государственный Русский музей) получает звание академика.Шишкин быстро входит в круг интересов отечественной художественной жизни,бывает на четвергах Артели художников. «Громче всех, — вспоминает Репин, — раздавался голос богатыря И.И. Шишкина; как зеленый могучий лес он заражал всехздоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Немалонарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Публика, бывало,ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми отработы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунокточно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходитвсе изящней и блистательней».
ПроизведенияИвана Ивановича «Рубка леса» (1867, Государственная Третьяковскаягалерея), «При закате» (1869, Государственный Русский музей),«Полдень в окрестностях Москвы» (1869, Государственная Третьяковскаягалерея), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечалинаправлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижныххудожественных выставок. Вместе с Крамским, Перовым, Мясоедовым, Саврасовым, Геи другими в 1870 году он становится членом-учредителем Товарищества. И.Н.Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того,что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной«Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, эта картина под названием«Сосновый бор» находится в Государственной Третьяковской галерее),писал о достоинствах Шишкина: «Шишкин нас просто изумляет своимипознаниями… И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел,и ловок, и не задумывается, как, что и почему… тут он все знает, я думаю, чтоэто единственный у нас человек, который знает природу ученым образом… Шишкин- это верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа».
НаВторую выставку передвижников Шишкин представил картину «В леснойглуши» (Государственный Русский музей), за которую в 1873 году получаетзвание профессора. Пространственно строя композицию (где-то в глубине, средичахлых деревьев виден слабый солнечный просвет) от затененного переднего плана,он дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника,проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущейглухоманью. И, напротив, полна приволья, солнца, света, воздуха его известнаякартина «Рожь» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Картинаэпична: она словно синтезирует черты национального характера русской природы,то родное, значительное, что видел в ней Шишкин: «Раздолье. Простор.Угодье, рожь. Божия благодать. Русское богатство...»
Поэтическимчувством проникнуто полотно «Среди долины ровныя» (1883, Государственныймузей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика.Названием картины стали строки из стихотворения А.Ф. Мерзлякова, известные какнародная песня. Но картина не является иллюстрацией стихов. Ощущение русскогораздолья рождает образный строй самого полотна.
Что-торадостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именнотакое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), вчередовании освещенных и затемненных пространств, в засохших стеблях, словностелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин.
Несмотряна успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовалиему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачусветовоздушной среды. Да и сама жизнь требовала этого. Достаточно вспомнитьколористические достоинства известных к тому времени произведений Репина иСурикова. Потому в картинах Шишкина «Туманное утро» (1885, Горьковскийгосударственный художественный музей) и «Сосны, освещенные солнцем»(1886,Государственная Третьяковская галерея) привлекает не столько линейнаякомпозиция, сколько гармония светотени и цвета. Это же свойственно пейзажам«Дубы»(1887, Государственный Русский музей), «Золотаяосень» (1888, Пермская государственная художественная галерея) и другим.
Хорошопередана жизнь леса в широко известной картине «Утро в сосновом лесу»(1889, Государственная Третьяковская галерея), написанной Шишкиным вместе сК.А. Савицким, и холсте «Дождь в дубовом лесу» (1891, ГосударственнаяТретьяковская галерея).
Нарядус живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике.Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Его рисунок претерпелтакую же эволюцию, как и живопись. Рисунки 80-х годов, которые художниквыполнил углем и мелом, гораздо более живописны, нежели рисунки пером,относящиеся к 60-м годам. В 1891 году в Академии было выставлено более шестисотэтюдов и гравюр Шишкина. Выставка давала представление об огромном трудехудожника, глубоко чувствовавшего и стремящегося передать красоту и богатырскуюсилу российской природы.
Творческаядеятельность Ивана Ивановича Шишкина была завершена величественной композицией«Корабельная роща» (1898, Государственный Русский музей), в которойопыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. Наполотне, написанном незадолго до смерти, изображена афанасовская корабельнаяроща близ Елабуги. В картине — то знакомое сочетание большого и малого,могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, чтознал и любил и так искренне воспел своей кистью «русской, простой,бесхитростной».
8марта 1898 года художника не стало.
Картины,написанные Шишкиным:
«Ручейв берёзовом лесу», 1883, «Дубовая роща», 1887 «Река Кама вдали», 1884«На опушкесоснового леса», 1882, «Полесье», 1884, «Рожь», 1878,«Дождь в дубовом лесу»,1891, «На севере диком...», 1891, «Опушка леса», 1882, «Сосна на песке», 1884, «Утров сосновом лесу», 1886, «Берёзовый лес», 1871,«Вечер», 1882, «После шторма вМери-Хови», 1891, «Сторожка в лесу», 1870 и т.д.
Наполотне представлен типично русский лесной пейзаж с поднявшейся могучей стенойгустого хвойного бора. Опушка его буквально купается в лучах благодатного летнегосолнца. Его ослепительный свет не только позолотил кроны деревьев, но и,зажигая трепетное сияние бликов, проник вглубь леса. Впечатление от картины узрителя создается такое, будто он наяву вдыхает терпкий запах нагретого солнцемсоснового бора. Прогретой до самого дна кажется и вода железистого ручья,вытекающего из-за деревьев. Пронизана светом и каждая песчинка обнажившейсяпочвы его русла.
Казалось,в этой картине нет особенно ярких красок, как нет их в сосновом лесу в действительности– с его однообразной окраской зеленого убора деревьев и их стволов. Нет вкартине и разнообразия растительных форм, как не встречается это и в сосновомбору, где царит только одна порода деревьев. Много еще чего нет, казалось бы...
Амежду тем картина сразу покоряет зрителя национальными особенностями русскогопейзажа – величавой своей красотой, силой и крепостью. Конкретные земные силыприроды у И. Шишкина кажутся по неземному мощными, поглощающими все случайное,низменное и мелкое.
Первоевпечатление от картины – это величавое спокойствие и невозмутимость. И. Шишкиннаписал ее, не ища тех переменчивых эффектов – утра, дождя, тумана, какие былиу него раньше. Это полотно как будто напоминает и «Сосновый бор», норазница между ними очень многозначительна. Если деревья в «Сосновомбору» изображались целиком – полностью с небом над ними, то в«Корабельной роще» кусты и деревья слева полотна исчезли, а другиенадвинулись на зрителя и заняли весь холст. Строй сосен выровнялся, и контрастблизкого и удаленного отсутствует. Взамен прежней детализации И. Шишкин находитдругой прием привлечь внимание зрителя, противопоставляя то сходные, торазнородные мотивы.
Вцентре картины он выделяет несколько сосен, освещенных солнцем. Левее сосныуходят вглубь рощи, то появляясь на свету, то скрываясь в тени. По другуюсторону полотна показан сплошной массив зелени. Рядом с могучими деревьями,живущими уже сотни лет, И. Шишкин изображает молодую поросль, идущую на сменустарым великанам – тянутся кверху, говоря о молодой жизни, тонкие сосенки.Вершины огромных деревьев скрываются за рамой картины, как будто им не хватаетместа на полотне, и наш взор не может охватить их целиком. Тут же на первомплане тонкие жердочки переброшены через мелкий ручеек, растекающийся по пескуслоем прозрачной воды.
«Корабельнаяроща» была написана художником под впечатлением природы родных мест,памятных И. Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись:«Афанософская Корабельная роща близ Елабуги», и этим полотном ИванШишкин завершил свой творческий путь.
Картина«Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) –как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующейбогатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как этопроизведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился вполном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался.
Ширьбезбрежная. От края до края золотятся хлеба. Сосны — великаны как бы застыли настраже, охраняя покой этой доброй хлебородной земли. С детства знакомая картинародной природы. Полотно Ивана Шишкина «Рожь» одно из классическихпроизведений русской реалистической пейзажной живописи. На эскизе картиныхудожник сделал надпись: «Раздолье, простор, угодье, рожь, Божьяблагодать, русское богатство”. Тезисно перечислил все, что хотел передать своейкартиной. И ему это отлично удалось. „Рожь“ — одна из удачнейшихвещей Шишкина вообще», — писал И. Н. Крамской Илье Репину. Благодаряширокой линейной перспективе и цветовому обобщению в передаче поля спелой ржи ипочти безжизненной воздушной среды, живописец достигает монументальностиповествования. Пейзаж намеренно статичен, словно запечатлен художником длявечности. Это ощущение не перебивают даже ласточки, скользящие над дорогой воржи. Шишкин восхищается величием и мощью русских просторов и передает свойвосторг нам. Верный себе, он даже сосны выбрал для этой картины (как, впрочем,и для многих других) не случайно. Ему хотелось показать богатырей-долгожителей- вечнозеленые хвойные деревья, а не трепещущие на ветру березы. И композиционноеи чисто живописное решение картины под чинены одному — воспеванию силы ибогатства родной природы.
ИсаакИльич Левитан
ИсаакИльич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве, в местечке КибартыКовенской губернии. Его отец служил кассиром на железнодорожной станции. Семьябыла большой и бедной. В надежде поправить дела семья переезжает в Москву, нонеожиданно умирает мать, затем отец.
Тринадцатилет Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.Испытывая голод, постоянную нужду, часто оставаясь без крова, он упорно учится.В сентябре 1876 года Левитан попадает в пейзажную мастерскую Саврасова, а позжестановится учеником Поленова.
Несмотряна успехи, Совет училища отказывает ему в присуждении Большой серебряной медалии предлагает выдать диплом неклассного художника, дававший лишь право бытьучителем рисования. Левитан покидает училище, куда вернется уже известнымхудожником в качестве руководителя пейзажной мастерской.
Хотяэти работы не лишены недостатков: заметны некоторая наивность, перегруженностькомпозиции деталями, — они пронизаны светлым юношеским чувством любви кприроде. С ученической выставки 1880 года Третьяков приобретает картинудевятнадцатилетнего художника «Осенний день. Сокольники» (ГосударственнаяТретьяковская галерея). Это было первым признанием его таланта. Левитан создаетпроизведение, созвучное настроению человека в печальное ненастье осени. Однакопопытка работать в новой манере, широко и обобщенно, была во многомученической. Молодому художнику еще предстоял долгий путь изучения природы,овладения новыми средствами живописи.
1885году в имении Киселевых в Бабкине Левитан знакомится с А.П. Чеховым, дружба скоторым продолжалась всю жизнь.
Толькок середине 80-х годов улучшилось материальное положение художника. Однакоголодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье — унего резко обострилась болезнь сердца. Поездка в Крым укрепила силы. Повозвращении Левитан организовывает выставку шестидесяти пейзажей.
В1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу.Волжский период творчества Исаака Ильича Левитана продолжается до 1890 года.
Левитан- один из самых больших поэтов Волги. Волжская природа с ее бесконечнымипросторами, чередованием лесов, равнин, полей, больших городов и маленькихдеревень вдохновила художника на новые пейзажные сюжеты.
ПейзажиВолги, созданные Левитаном, многообразны… Торжественной тишиной, величавымпокоем веет от полотен: «Вечер на Волге» (1888, ГосударственнаяТретьяковская галерея) и «Вечер. Золотой Плёс» (1889, ГосударственнаяТретьяковская галерея).
Исовсем иной эмоциональный настрой заключен в картине «После дождя.Плёс» (1889, Государственная Третьяковская галерея). В ней нет покоя;ветер гонит облака, вода покрыта рябью… Голубовато-серебристая гамма смногочисленными оттенками создает ощущение движения света, зыбкого воздуха.Особого внимания заслуживают картины «Золотая осень. Слободка» (1889,Государственный Русский музей) и «Березовая роща» (1889,Государственная Третьяковская галерея). В них Левитан передаетнепосредственность восприятия разных состояний природы.
«Яне могу быть хоть немного счастлив, спокоен ну словом, не понимаю себя внеживописи. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней», — писал в эти годы художник А.П. Чехову.
Вмарте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок.С.Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую.
1895год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы,сопровождалась приступами боли, удушьем… Меланхолия и личные неурядицы поройдоводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь кприроде и искусству явилась той живительной силой, которая не только помоглапреодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям.
ПриездЛевитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открываетпоследний период творчества художника.
Впоследние годы жизни пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной. Ониотражают стремление художника «изощрить» свое искусство так, чтобы«слышать трав прозябанье». Он все чаще обращается к воплощениюнеуловимых моментов в природе, стремится к предельному лаконизму изображения .
В1898 году Левитану присваивают звание академика пейзажной живописи. Онпреподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его пейзажипоявляются на Всероссийских выставках, на выставках в Мюнхене и с успехомэкспонируются на Всемирной выставке в Париже. Приходит всеобщее признание,известность. Однако здоровье художника резко ухудшается, болезнь сердцанеумолимо прогрессирует. Лечение за границей помогает на короткий срок.
«Озеро»- обобщенный образ прекрасной и светлой русской природы. Русь, Родина — последниемысли и чувства художника. Он не сумел закончить картину, как хотел. 22 июля(по старому стилю) 1900 года Левитана не стало.
Произведения:
«Тихаяобитель», «У омута», «Над вечным покоем»,«Осенний день. Сокольники», «Туман», «На Волге»,«Осень», «После дождя», «Вечер», «Луннаяночь», «Владимирка», «Над вечным покоем», «Летнийвечер», «Март», «Свежий ветер», «Весна, большаявода», «У ручья» ….
КартинаЛевитана «Март» своими торжествующе-радостными красками снискала себе широкуюизвестность: это произведение может быть названо одним из самых поэтичныхрусских пейзажей конца XIX в. Создавая эту картину, Левитан подстерег особеннотрогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун переднаступлением весны. В лесу, среди деревьев, еще лежит глубокий снег, воздух ещестынет от мороза, деревья еще голы, даже первые весенние гости, грачи искворцы, еще не заявились в наших краях. Но уже солнышко пригревает, снегослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голыхсучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки, в воздухе чувствуетсяприближение теплых дней все предвещает весну: вся природа, все предметы всепронизано ожиданием. Это состояние по-своему выражает и смирная деревенская лошадкас санями, которая стоит, не шелохнувшись, на пригреве у крыльца и терпеливодожидается своего хозяина.
Левитандавно уже отказался в своих пейзажах от развлекательно-бытовых фигурок. Нолошадка его в «Марте» составляет средоточие всего пейзажа: убрать ее из картинынельзя, как нельзя вытащить сердце из живого тела. Здесь ничего и непроисходит, да и не может произойти; мы всего лишь стоим вместе с этойдеревенской лошадкой, стоим и ждем, и в состоянии часами любоваться этой первойулыбкой пробуждающейся весны.
Недосказанностьповышает поэтическую прелесть этого пейзажа: пустая скворечня на высоких ещеголых ветвях тополя напоминает, что скоро должны вернуться ее обитатели, незакрытаядверь служит приметой того, что здесь только что был человек. Построение«Марта» отличается исключительной простотой, ясностью и точностью. Крайдеревянного дома с его уходящими в глубь картины досками, а также широкаяполоса оттаявшей дороги вовлекают жителя в картину, помогают ему мысленно в неевойти, но от большинства других пейзажей Левитана «Март» отличается болеезамкнутым, уютным характером; движение вглубь несколько ослабляется созвучнымис очертаниями дороги линиями стройно изогнутых, расходящихся веером белыхстволов, которые, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темнойхвойной зелени. Горизонтальный край снежного поля делит картину на две разныечасти и вносит в нее нотку спокойствия. Эти простые соотношения линий ненавязчивы: все кажется простым, естественным и даже незамысловатым, и все жевыделение этих композиционных линий придает скромному уголку и законченность, изавершенность. К этому пейзажу Левитана нельзя ничего прибавить, от него нельзяничего отнять. В отличие от более ранних пейзажистов, которые стремилисьпоказать весь предмет, уместить в пределах картины все дерево, весь дом,Левитан складывает свою картину как бы из отдельных отрывков, срезанных рамой,но все эти части, фрагменты образуют законченное целое, составляют своеобразноеединство. Никогда еще прежде он не находил в природе такой счастливойзавершенности, как около этого деревенского дома, на опушке леса.
«Надвечным покоем» (Исаак Левитан)
Одноиз самых философски насыщенных произведений Левитана. Лето 1894 Левитан и С. Кувшинниковапроводили в тверской губернии, близ озера Удомли. На этом озере художник изадумал свой шедевр. Древняя деревянная церковь перекочевала с одного из этюдовсделанным Левитаном еще в Плесе. Картина представляет зрителю оппозициювечности торжественной жизни природы и бренности человеческого существования.Полотно стоит особняком в ряду пейзажей Левитана, для которых характерна именнопронзительность человеческих переживаний – здесь природа выступает совершеносамостоятельным целым («божественное нечто» как назвал ее сам Левитан), рядом скоторым все человеческие страсти выглядят смешными и ненужными. «В ней я весьсо всей своей психикой, со всем моим содержанием», — писал о картине художникТретьякову, купившему и этот шедевр. Любопытно: во время работы над картинойЛевитан все время просил Кувшинникову играть ему Героическую симфониюБетховена.
Пейзажв русской поэзии
Тургенев
Однимиз лучших пейзажистов мировой литературы, по праву считается Иван СергеевичТургенев. Он родился в средней полосе России — одном из красивейших мест нашейнеобъятной родины, свое детство писатель провел в усадьбе Спасское — ЛутовиновоМценского уезда Орловской губернии. Имение Тургеневых располагалось в березовойроще на пологом холме. Вокруг просторного двухэтажного господского дома сколоннами, к которому примыкали полукруглые галереи, был разбит громадный паркс липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками. Парк был удивительнокрасив. Могучие дубы росли в нем рядом со столетними елями, высокими соснами,стройными тополями, каштанами и осинами. У подножия холма, на котором стоялаусадьба, были вырыты пруды, служившие естественной границей парка. А дальше,насколько хватило глаз, простирались поля и луга, изредка перемежаемыенебольшими холмами и рощами. Сад и парк в Спасском, окрестные поля и леса — первые страницы книги Природы, которую Тургенев не устает читать все жизнь.Вместе с крепостными наставниками он уходил по тропам, дорогам, ведущими вполя, туда, где летом тихо зыблется рожь, откуда видны почти затерявшиеся вхлевах деревушки. Именно в Спасском он научился глубоко любить и чувствоватьприроду. В одном из писем к Полине Виардо Тургенев говорит о том веселомволнении, которое вызывает у него созерцание хрупкой зеленой веточки на фонеголубого далекого неба. Тургенев поражает контраст между тоненькой веточкой, вкоторой трепетно бьется живая жизнь, и холодной бесконечностью равнодушного кней неба. “Я не выношу неба, — говорит он, — но жизнь, действительность, еекапризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту… все это я обожаю”.В письме открывается характерная особенность писательского облика Тургенева:чем острее он воспринимает мир в индивидуальной неповторимости переходящихявлений, тем тревожнее и трагичнее становиться ее любовь к жизни, к ее мимолетнойкрасоте. Тургенев — непревзойденный мастер пейзажа. Картины природы в егопроизведениях отличаются конкретностью, реальностью, зримостью.
Авторописывает природу не как бесстрастный наблюдатель; он четко и ясно выражаетсвое отношение к ней.
Вописании природы Тургенев стремиться передать тончайшие отметки. Недаром в Тургеневскихпейзажах Проспер Мериме находил “Ювелирное искусство описаний”. И достигалосьоно главным образом, с помощью сложных определений: ”бледно — ясная лазурь”,“бледно — золотые пятна света”, “бледно — изумрудное небо”, “шумливо сухаятрава”. Вслушайтесь в эти строки! Автор передавал природу простыми и точнымимазками, но как ярки сочны были эти краски. Следуя традициями устногопоэтического творчества народа, писатель, черпая большинство метафор исравнений из природы, окружающих человека: ”дворовые мальчишки бегали задолтуром, как собачонки”, ”люди, что деревья в лесу”, “сын — отрезанныйломоть”, “гордость поднялась на дыбы”. Природа средней полосы России впроизведениях Тургенева пленит нас своей красотой. Читатель не только видитбескрайние просторы полей, густые леса, перелески, изрезанные оврагами, нословно слышит шелест березовых листьев, звонкое многоголосья пернатыхобитателей леса, вдыхает аромат цветущих лугов и медовый запах гречихи.Писатель философски размышляет то о гармонии в природе, то о равнодушии поотношении к человеку. А его герои очень тонко чувствуют природу, умеют пониматьее вещий язык, и она становится как бы соучастницей их переживаний.
Природав произведениях Тургенева всегда поэтизирована. Она окрашена чувством глубокоголиризма. Эту черту Иван Сергеевич унаследовал у Пушкина, эту удивительную способностьизвлекать поэзию из любого прозаического явления и факта; все то, что на первыйвзгляд может показаться серым и банальным, под пером Тургенева приобретаетлирическую окраску и живописность.
МастерствоТургенева — пейзажиста с особой силой выражено в его поэтическом шедевре «Бежинлуг», «Отцы и дети» также не лишены прекрасных описаний природы «Вечерело;солнце скрылось за небольшую осиновую рощу; лежавшую в пол версте от сада: теньот нее без конца тянулась через неподвижные поля. Мужичек ехал рысцой на белойлошадке по темной узкой дорожке вдоль самой рощи, он весь был ясно виден, весь,до заплаты на плече, дороги, что ехал в тени; приятно — отчетливо мелькали ногиу лошадки. Солнечные лучи со своей стороны забирались в рощу и, пробиваясьсквозь чащу, обливали стволы сосен, а листва их почти синела, и над неюподнималось бледно — голубое небо, чуть обрушенное зарей. Ласточки леталивысоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветахсирени; мошки толклись столбом над одинокою протянутою веткой.
Дляавтора природа — источник истинного вдохновения.
Списоклитературы
1.Айвазовский. Документы и материалы. — Ереван, 1967.
2.Барсамов Н.С. И.К. Айвазовский. 1817—1900. — М., 1962.
3.В.А. Прытков. «Левитан». — М., 1959
4.А.А.Фёдоров-Давыдов. «И. И. Левитан. Жизнь и творчество». — М., 1960
5.И. Шувалова. Иван Иванович Шишкин. СПб.: Художники России, 1993
6.Ф. Мальцева. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. М.: Искусство,1999