Реферат по предмету "Культура и искусство"


Первые контакты с кельтами

Первые контакты с кельтами
В середине I тыс. до н.э., в период так называемого второгожелезного века, Европу охватило нашествие кельтов. Мы сейчас не будемуглубляться в различные версии прародины этого загадочного народа, в причины ихнеожиданного движения — нам важно, что именно в это время они захватилинебывало обширные территории: Галлию и Богемию, Англию и Ирландию, СевернуюИталию и средний Дунай. По словам Н.С. Широковой: «С 390 по 207 годы до н.э.почти каждый год кельты совершали походы в южные страны Европы, наводя ужас наобитателей античного юга грабежами, неустрашимостью и презрением к смерти. РазграбивГрецию, пройдя через Фракию, кельты переправились в Малую Азию, гдеорганизовали быстро эллинизировавшееся Галатское государство. Некоторые отрядыкельтов достигли Дакии, Силезии, Украины. На протяжении второй половины I тыс. дон.э. кельты представляли один из самых важных военных факторов древней Европы».И не только. Вместе с военной экспансией кельты несли свою удивительнуюкультуру. Культуру настолько загадочную, что о ее происхождении идут постоянныеспоры.
Академик О.Н. Трубачев отмечает: «С середины I тысячелетиядо н.э. для славян, как и для других племен, живших в Дунайской котловине,возникла кризисная ситуация в связи с экспансией кельтов. На территорию Чехии иПодунавья проникли бои и вольки-тектосаги. Последние, выйдя из Галлии идвигаясь на восток вдоль южных границ тогдашнего германского ареала, приобрелиизвестность под германизированным именем. Экспансии кельтов сопутствовал ихкультурный подъем в гальштатское и позднее — в латенское время IV-III вв. до н.э.В Чехии, Моравии и Паннонии возник симбиоз местного населения с кельтами. Сэтого момента начался контакт славян с волохами, как назвала кельтов начальнаярусская летопись, отразив германскую форму». Впоследствии этот контактперерастет в самые тесные связи.
О том, что волохи — это кельты, писал еще классик славистикиП.И. Шафарик. Словенский исследователь Йожко Шавли считает, что «влахами»называли воспринявших кельтскую культуру славян с территории Польши, которыхсоседние народы до сих пор называют «лехи». Не будем к тому жезабывать и знаменитых волхвов — языческих жрецов Древней Руси, чье названиетакже указывает на кельтское происхождение. Нельзя исключать того факта, чтокельты могли быть и религиозными учителями славян.
Академик О.Н. Трубачев считает, что помимо культурноговлияния кельтов в условиях мирного симбиоза, не обошлось и без военного нажима,в результате чего, значительная часть славян была оттеснена на север. Запомнимэту важную мысль, к которой мы не раз будем возвращаться.
Славяно-кельтские контакты, вылившиеся в своеобразный симбиозэтих двух народов, сыграли далеко не последнюю роль в развитии Европы, а чтокасается ее центральной части, то здесь смело можно говорить об определяющейроли этого симбиоза, давшего в дальнейшем значительные культурные импульсы насевер и на восток.
Данные этнолингвистики подтверждают и материалыархеологических раскопок, проведенных на территории Центральной и ВосточнойЕвропы.
Огромный интерес для выяснения кельтско-славянских связейпредставляет так называемая пшеворская культура II в. до н.э. — начала V в. н.э.,которая является одной из наиболее ярких археологических культур ЦентральнойЕвропы, возникновение которой напрямую связывают с кельтами. Видный польскийученый Й. Костшевский, опираясь на лингвистические работы Т. Лер-Сплавинского иК. Тыменецкого, разработал теорию непрерывного процесса развития славянскойкультуры на территории Польши. Он небезуспешно попытался выявить генетическиесвязи между пшеворской культурой и культурой раннего средневековья, а такжемежду пшеворскими и позднелужицкими памятниками. Эти данные подтверждают ироссийские археологи. «На основе подробной типологии керамики, сделаннойпо единой схеме, и корреляции ее в комплексе с вещевыми находками, основамипогребального обряда и деталями домостроительства И.П. Русанова выделила группыархеологических комплексов, которые, по ее мнению, отражают наличие впшеворской культуре славянского, кельтского и германского компонентов. При этомподчеркивается, что разноэтничные комплексы располагаются часто на одних и техже памятниках, что обусловлено передвижением населения и его смешением. Пшеворскиекомплексы, сохраняющие традиции предшествующей им подклешевой культуры иимеющие продолжение в раннесредневековых древностях, связываются автором сославянским этносом». Эта этническая чересполосица пшеворской культурывместе с тем несла в себе самый сильный культурный элемент — именно кельтский! Иименно этот культурный импульс сказался впоследствии и на развитии западных ивосточных славян. И, более того, оказался определяющим.
Археологические материалы о славяно-кельтских связяхобобщены в монографии В.В. Седова «Славяне». «В начале III в. дон.э. часть кельтов пересекла Судеты и, оторвавшись от основного их массива,поселилась на плодородных землях Силезии. Во II в. до н.э. другая группакельтов преодолела Карпаты и разделилась на две части. Часть кельтовпродвинулась в Силезию и осела среди ранее пришедшего сюда кельтскогонаселения, другая группа их расселилась в верхнем течении Вислы, средипроживающего здесь славянского населения, представленного культурой подклешевыхпогребений. Так начался период активного кельто-славянского взаимодействия,оставившего заметный след в истории, культуре и языке славян».
Кельты были не обычными завоевателями — подобно древнимгрекам они несли свою удивительную цивилизацию другим народам. Можно безпреувеличения сказать, что на протяжении двух столетий под кельтское духовноевлияние попала огромная территория — от Испании до Северного Причерноморья и МалойАзии. И создай кельты свою государственность раньше римлян, имея к тому жетакого мощного союзника как славянские племена, вряд ли рациональный Рим смогбы их завоевать.
Подобным стремительным восхождением тысячелетием позже былиотмечены, пожалуй, только славянские народы, так же неожиданно возникшие наевропейской арене и происхождение которых столь же загадочно, а появление также неожиданно, как и появление кельтов. Вместе с тем история этих двух народовоказалась настолько тесно взаимосвязана, что эти народы постоянно путали, какантичные, так и средневековые историки. И к этому есть свои предпосылки,позволяющие говорить об их глубокой связи, если не прямом родстве. Подробныйанализ славянских и кельтских этнонимов будет сделан в следующей главе.
Славяне, отступившие к северу, на Вислу, увлекли за собой икельтов. В южной Польше, по данным археологии, существовало сильное кельтскоевлияние, особенно в металлургии, где отмечены следы сосуществования кельтов сославянами. Отмечена также топонимия кельтского происхождения: например,название гор Pieniny, занесенное кельтами иэтимологически тождественное названию гор Pennine вАнглии от кельтского pennos — голова. Вместе с темпо-словенски реп — вершина горы и данный топоним мог быть как привнесенкельтами, так и воспринят ими от славян.
Славяно-кельтские контакты не ограничились регионом верхнейВислы. Очень скоро между отдельными кельтскими племенами и славянаминалаживаются довольно тесные взаимоотношения. На территорию культурыподклешевых погребений, которая считается многими археологами славянской,поступают многочисленные кельтские изделия: фибулы, браслеты, различные поясныеукрашения, наконечники копий латенского облика, топорики, а также золотые исеребряные кельтские монеты.
«Наиболее мощное кельтское воздействие на развитиекультуры подклешевых погребений приходится на II в. до н.э. Постепенно оноактивизируется, и к концу этого столетия культура трансформируется в новую,получившую наименование пшеворской… Постепенно пшеворская культурараспространилась по всему ареалу культуры подклешевых погребений, а затем ивышла за ее пределы. На западе в территорию этой культуры вошли области потечению Одера, где прежде проживали кельты, а в последнем столетии до н.э. и вверхнем течении Вислы. К концу II в. до н.э. перестают функционировать собственнокельтские поселения и могильники в Силезии, в конце I в. до н.э. и на остальнойчасти Польши. Таким образом, кельты, расселившиеся в землях севернее Карпат,были полностью ассимилированы славянами. В Малопольше известен целый ряд кельтско-пшеворскихпамятников, отражающих этап ассимиляции кельтского населения».
Но не только кельты воздействовали на славян — было ивлияние славян на кельтов, да еще в столь сакральной традиции, как захоронениепокойников. «Кельты в процессе ассимиляции и метисации сменили обрядтрупоположения, свойственный им, на славянский. В могильниках пшеворскойкультуры Силезии и междуречья Варты и Вислы лишь изредка встречаютсязахоронения по обряду ингумации, сопоставимые по всем деталям с собственнокельтскими».
Таким образом, можно смело утверждать, что пшеворскаякультура, возникшая на территории современной Польши и отражающая культурный иэтнический симбиоз местного славянского населения и пришлого кельтского, началаотсюда свое победное шествие по Центральной, а затем и Восточной Европе,разнося все дальше и дальше среди славян культурные и духовные достижениякельтской цивилизации. С этого момента, с периода становления и развитияпшеворской культуры, и возникли те славянские племена, которые вышлинесколькими столетиями позже на мировую арену под именами склавен и антов.
Об активном проникновении кельтов в славянскую среду говоряти разнообразные и многочисленные находки, среди которых хочется выделитькультовую кельтскую палочку из могильника Весулки, кельтские бусы с личиной изДомановиц, фибулу со звериной головкой из Кацице. В могильниках Спицымеж иВымыслово найдены глиняные изображения голов быка — священного животного укельтов и славян. В больших количествах найдены также латенские фибулы, скороставшие обязательной принадлежностью пшеворского костюма. Производство фибулбыло налажено здесь по кельтским образцам.
Археологи связывают непосредственно с кельтами наблюдаемый впогребениях пшеворской культуры обычай сгибать загробные дары и прежде всегооружие — мечи. Основываясь на этих данных, О.Н. Трубачев вспоминает лексическуюгруппу славянского «гибнуть» и «гибель» из первоначального«сгибать» и «сгибание». Подобный обычай мог попасть кславянам именно от кельтов и оказать влияние на такое сакраментальное понятиекак смерть в бою. Хотя немало исследователей придерживается мысли, что этотобряд, особенно на севере Древней Руси, пришел из Скандинавии. Учитывая, что игерманские племена были подвержены сильнейшему кельтскому воздействию, можнопредположить, что этот обряд был общим и у славян и у скандинавов. Немалоследов кельтского пребывания и восточнее — на территории правобережной Украины.Одни украинские топонимы, да еще такие значимые, как — Галич, Галиция,происходящие, видимо, от названия племени галатов или галлов, говорят о многом.Уж куда кажется теснее связь, если западный форпост Древней Руси Галицкое ивпоследствии Галицко-Волынское княжество называется почти так же, как самоекрупное кельтское образование Галлия! Может быть, не зря только в этомзакарпатском княжестве именно в отечественных средневековых источниках князяименовали королем. Тем более, что в настоящее время только на территорииЗакарпатья известно более сорока поселений латенской культуры, представленныеселищами открытого типа, то есть не имеющих оборонительных сооружений — можетбыть и потому, что обороняться было не от кого, поскольку жили кельты средисоюзников, если не сказать больше — родичей. На этой территории археологаминайдено несколько мест, где занимались железодобычей. Может быть, и двигалиськельтские племена на север и на восток Европы в поисках железа, сырья стольнеобходимого для развития кельтской цивилизации, тем более все, что былосвязано с добычей и производством железа, носило у этих племен сакральныйхарактер.
«Исключительный вклад был внесен кельтами в европейскуюметаллургию и металлообработку. Эти отрасли латенской культуры, по существу,стали основой развития всей последующей металлургии Центральной Европы. Раскопкамиоткрыты крупные производственные комплексы кельтов, в которых былососредоточено множество сыродутных железоделательных горнов. В их оппидиумахкузнечный инструментарий насчитывает более 70 видов». Поскольку развитойотраслью кельтского ремесла было производство оружия — оно широкораспространялось по всей Центральной и, частично, Восточной Европе.
Не менее ярким примером сохранения кельтских традиций инавыков в области металлургии в иной культурной среде служат центры попроизводству железа, исследуемые не только на территории Польши, но и наУкраине, в районе Умени. Ареал кельтской культуры дотянулся и сюда.
Хоронили кельты своих покойников здесь практически так же,как и славяне, сжигая их в полном убранстве, о чем свидетельствуют побывавшие вогне вещи, такие как фибулы, гривны, поясные цепи и так далее, после чегоостанки собирали в сосуд, чаще всего местной лепной керамики, над которымнасыпался курган. Бывали и безурновые сожжения тел, а также сожжения настороне, с последующей насыпкой кургана в другом месте.
Во всем мире кельты славились как умелые металлурги. В связис этим неудивительно, что славянское кузнечное ремесло I тыс. н.э., по даннымметаллографических изысканий и изучению технологической структуры, ближе всегок металлообрабатывающему ремеслу кельтов и провинций Римской империи, гдепродолжали развиваться традиции металлообработки кельтов — главных кузнецов илитейщиков Европы. Причем это касается не только Висло-Одерского региона, но иславянского населения Восточно-Европейской равнины. И что удивительно, техникаобработки железа в этом регионе не базировалась на скифских традициях, какдумали ранее, а имела предшественницей именно кельтскую традицию.
«В ареале пшеворской культуры открыты и исследовалисьраскопками крупные производственные пункты, специализировавшиеся на добыче иобработке железа и гончарной посуды. Металлургических центра известно четыре: регионСвентокшицких гор, окрестности Новой Гуты — Кракова, округа Тархалиц иГрошовиц, Фаленты близ Варшавы.
В самом крупном таком центре — Свентокшицком — археологическимиизысканиями 1955-1966 гг. выявлено 95 металлургических комплексов,насчитывающих более четырех тысяч сыродутных горнов. Польский археолог К. Белении,производивший исследования Свентокшицкого центра, считает, что в целом в немколичество комплексов достигало 4000, с общим числом железоплавильных печей до300 тысяч. Объем их продукции составлял около четырех тысяч тонн железарыночного качества».
Подобный объем производства в это время не с чем сравнивать!Если представить себе, что воинское вооружение на одного человека весило быдаже 10 кг, то из этого металла можно было бы изготовить оружия начетырехсоттысячную армию — причем в течение года! Недаром этот металлургическийцентр, основанный кельтами эпохи позднего латена, и в котором в III-IV вв. изготовление железа достигло небывалого по темвременам производственного размаха, снабжало своей продукцией не толькопшеворское, но и многие римские провинции.
Гончарное производство пшеворской культуры также былонаследием кельтской культуры, о чем свидетельствуют исследованные во времяраскопок в Малопольше десятки горнов для обжига глиняной посуды
Немало своего умения кельты внесли и в ювелирное дело. Особеннобольших успехов они добились в технике бронзолитейного дела. Кельты умелисоставлять многие сплавы цветных металлов, знали совершенные приемы литья иковки Они также повсеместно применяли различные методы инкрустации, позолоты исеребрения. Из драгоценного золота они делали диадемы, налобные венчики,браслеты и многое другое. Наибольшего мастерства они достигли в изготовлениифибул, особенно, когда во II в. до н. э наступил расцвет эмальерного делаКрасная эмаль становится излюбленным элементом кельтских изделий
Не менее развито было и стеклоделие. В период раннего латенанаибольшее распространение получили желтые стеклянные бусы с круглыми белыми исиними глазками Позднее в моду вошли синие бусы с белыми глазками* Любопытно,что подобные глазчатые бусы схожих цветов и композиций производили в СтаройЛадоге в VIII-IX вв Правда, считается, что технология изготовления этих бусбыла арабской
Здесь уместно будет вспомнить, что на древнерусском языкеглаз — это око. Вместе с тем один из русских летописцев Нестор называл ихименно «глазками».
«Егда бедеть туча велика и находть дъти наши глазкыстекляныи и малый великыи провертаны, а дрыя подлъ Волхвъ беруть ежевыполаскывает вода».
Вместе с тем, по-английски, стекло — это glass.Нельзя исключать кельтского происхождения этого слова, тем более, что вдревнеирландском языке слово glas в качествеприлагательного используется для передачи цвета именно глаз — от серых изеленых, до голубых или блестящих.
Любопытно, что монеты, найденные в Закарпатье латенскоговремени, являются, если можно так выразиться, говоря о столь далеких временах,подделкой македонских тетрадрахм IV-III вв. до н. э либо монет ионийского царяАудолеона. Это связано с тем, что в данный период в кельтской среде было широкораспространено наемничество. «Практически почти все эллинистическиединастии Средиземноморья содержали на службе отряды кельтских воинов. Они служилидаже в Египте фараонам династии Птолемеев. В качестве платы наемники болеевсего предпочитали деньги Филиппа и Александра. Именно эти монеты началиимитировать в Кельтике и делали это на протяжении нескольких веков». Идалее: «Имитация греческих монет чеканилась, вероятно, в Закарпатье, о чемсвидетельствуют находки в Галиш-Ловачке формочек для отливки серебряныхкружочков, заготовок для монетного чекана».
Как тут не вспомнить первую встречу кельтов с АлександромМакедонским, описанную у Арриана «Пришли послы и от кельтов, живущих уИонийского залива. Кельты народ рослый и мнения о себе высокого. Все сказали,что они пришли искать дружбы с Александром, все они заключили с ним союзКельтов он еще спросил, чего в мире они больше всего боятся Он надеялся, чтоего громкое имя дошло до кельтов и еще дальше, и они скажут, что больше всегобоятся они именно его. Ответ кельтов не соответствовал его надеждам. Жили онидалеко от
Александра, в местах непроходимых, видели, что ему не доних, и ответили, что боятся, как бы не упало на них небо. К Александру ониотправили послов потому, что восхищаются им, но не из боязни или ради выгоды. Александрназвал их друзьями, заключил с ними союз и отослал их обратно, заметив только,что кельты хвастуны». Видимо, кельты видели определенный магический знак втом, что в качестве платы за собственную доблесть получали монеты самогодоблестного полководца античных времен.
Кстати, у этого античного биографа Александра Великого естьодин интересный пассаж, связанный с военными действиями на Дунае, заселенном поего же замечанию "… самыми воинственными племенами. Большинство из нихплемена кельтские". А именно: «Он сам сел на корабль, велел набитьсеном меха, из которых делали палатки, и собрал тут же челноки, выдолбленные изодного дерева. Их было великое множество, потому что береговое население ловитна Истре рыбу с этих челноков, ездит на них по реке друг к другу, и многие наних же занимаются разбоем. Как это напоминает описание ладей однодревок, накоторых древние русы спускались грабить византийские земли. Об этом намизвестно со слов византийского императора Константина Багрянородного: „Дабудет известно, что приходящие из внешней России в Константинополь моноксилыявляются одни из Немограда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонтаРоссии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, из Чернигоги и из Вусеграда.Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся к крепости Киоава, называемойСамватас. Славяне же, их пак-тиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочиеславинии — рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, снаступлением весны, когда растает лед, вводят в находившиеся по соседствуводоемы. Так как эти водоемы впадают в реку Днепр, то они из тамошних мествходят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для оснастки ипродают росам. Росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старыемоноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство… снаряжаютих“. Это вполне соотносится с археологическими данными, показывающими, чтопервые контакты населения Закарпатья с кельтами могли происходить еще в V-IV вв. до н.э., однако основноепроникновение кельтов в эти места началось лишь в III в. до н.э. Вопрос в том — кто кого научил делать однодревки. Йожко Шавли относит ладьи-однодревки кдоисторическим временам, как один из важнейших элементов древнейшей славянскойкультуры, что подтвердилось раскопками в Люблянском Барье.
Во П-1П вв. в Верхнем Поднестровье произошел притокпшеворского населения, а в конце II в. н.э. оно пересекает Карпатские горы ирасселяется в землях Северной Словакии.
На территории распространения пшеворской культурыпреобладала кучевая бессистемная застройка поселений, которая столь широко былараспространена в славянском мире. На Руси она господствовала вплоть до XVI в.
Первое место среди возделывания зерновых культур в средепшеворского населения занимала рожь, что является одним из показателейславянской принадлежности населения этой культуре. Более того, только сославянским расселением эта культура распространилась по Европе.
Надеюсь, меня не осудят за небольшой экскурс в современность.Путешествуя по Бретани, по местам, где жили венеты во времена Юлия Цезаря, ябыл немало удивлен широким применением ржаной муки современными бретонцами. Многиеместные блюда подавались на большом ржаном блине, а широко распространенный вэтих местах круглый ржаной хлеб удивительно напоминал наш. Но вернемся кархеологии.
Материалы пшеворской культуры говорят о том, что это былодостаточно пестрое и сложное культурное образование, в котором переплеталисьместные славянские, кельтские и германские элементы.
»Подводя итоги рассмотренному, можно утверждать, чтоосновным этносом в пшеворском ареале были славяне земледельцы — потомкинаселения культуры подклешевых погребений. На их территорию, особенно взападные земли, неоднократно вторгались различные племена германцев. Ихпроживание фиксируется не только археологическими материалами, но отмечено иантичными авторами. Пришлому населению, которое в большей степени, чем аборигены,было военизированным, в ряде местностей удавалось подчинить своей властиместных землепашцев. И все население таких регионов римскими авторами,очевидно, именовалось этонимами господствующего племени, то есть бургундами,вандалами и другими, поскольку сведения о ситуации за пределами Империипоступали в Рим от германских информаторов".
Конец пшеворской культуры приходится на время великогопереселения народов. Германцы покидают эти земли, а производственные центры прекращаютсвое существование. В это время в Висло-Одерском регионе происходит культурныйрегресс.
Вполне очевидно, что столь тесное взаимодействие кельтов иславян не могло не оставить заметного следа в языках обоих народов. Ксожалению, о кельтских языках Центральной Европы почти ничего не известно, асохранившиеся кельтские диалекты периферийной зоны этого огромного прежде мира даютслишком мало данных для изучения языковых контактов славян с кельтами.
В свое время А.А. Шахматов, считая, что кельты былинепосредственными соседями славян, привел немало кельтских лексем, проникших вславянский язык; особенно это касалось терминов, относящихся как кхозяйственной деятельности, так и к военным и общественным отношениям. «Целыйряд кельтско-славянских лексических схождений и некоторые грамматическиепараллели между древнеирландским и славянским были отмечены X. Педерсеном. Ю.Г.Покорный, приводя эти схождения, объяснял их не непосредственными контактамиславян с кельтами, а через посредство иллирийцев. Последнее не получилопризнания в науке, но значительный перечень праславянских лексем, хорошоэтимологизируемых на основе кельтских языков, остается несомненным. К.Г. Треймернасчитывал не менее четырех десятков слов, заимствованных славянами изкельтских языков, которые касаются социальной, сельскохозяйственной иботанической терминологии, а также затрагивают область материальной культуры».
С.Б. Бернштейн считал, что кельтское влияние напраславянский, судя по лексическим изысканиям, было более глубоким, чемказалось до недавнего времени.
Основываясь на анализе этнонимии древних европейскихэтносов, О.Н. Трубачев утверждает, что славянская этнонимия в планесловообразовательной типологии весьма далека от типа германских и балтскихимен, но близка к кельтской, иллирийской и фракийской. «У кельтов, как и уславян, бросается в глаза наличие „речных“ этнонимов… У кельтовэтнонимия заметно более словообразовательная по своему характеру, что сближаетее, скорее, со славянской этнонимией. При этом намечаются любопытные сходствапрефиксальных и суффиксальных моделей… У кельтов, как и у славян, есть общийэтноним для всей совокупности кельтских племен». На основании этогопассажа В.В. Седов делает вывод, что кельтско-славянские схождения в областиэтнонимии следует объяснять контактами этих этносов, в том числе региональными.О.Н. Трубачев также показывает, что ряд славянских слов имеет кельтскоепроисхождение, в частности: «кельт, carvos 'олень'- праслав. *korva 'корова'. Еще одним возможным случаемэтого рода является праслав. *копь 'конь, лошадь', до сих пор не имеющееудовлетворительной этимологии… Кажется более перспективным привлечь кельт, *kankos/*konkos 'лошадь',сохранившееся в остаточных формах и антропоморфных...»
Хронологически пшеворская культура, вызвавшая культурнуюэволюцию праславянского населения, соответствует среднему этапу эволюции праславянскогоязыка, согласно периодизации, разработанной Ф.П. Филином. «Онхарактеризуется серьезными преобразованиями славянской языковой системы. Измененияв фонетике проявляются в двух существенных трансформациях: первой палатализациии „законе“ открытых слогов. Языковые преобразования славян на этомэтапе затронули и грамматику. Одновременно славянская лексика пополниласьнемалым числом германизмов».
«Время действия закона первой палатализациизаднеязычных коррелируется с лексическими заимствованиями из германских языков.Поступившие в праславянский из восточногерманских языков такие лексемы, какмеч, шлем и некоторые другие, отражают этот фонетический процесс. Историческаяситуация, имевшая место в ареале пшеворской культуры, как она восстанавливаетсяпо археологическим материалам, указывает на то, что серьезные преобразованияславянской языковой системы первых четырех веков нашей эры были обусловленывнутрирегиональными контактами славян с кельтами и восточногерманскимиплеменами».
Словенский исследователь Й. Шавли пошел дальше всехисследователей в своих изысканиях: «Кроме того, нельзя совершенноисключать возможность того, что кельты по языку могли быть близки венетам, есливообще не являлись той самой группой венетских этносов, которая двинулась пособственному пути развития: создала мощную военную организацию, заняласьдобычей руд и выплавкой металлов, а также торговлей. Ведь характерно, что междудревнейшими венетами и более поздними кельтами не велись войны и, напротив, всеговорит о мирном сосуществовании и взаимодействии, например, в Винделии ».Надо отметить, что под венетами автор понимает древнейших прародителей елавян. Исходяиз его теории, кельты и славяне — ближайшие родственники, выросшие из венетскогоплемени, доминирующего в Центральной Европе во II тыс. до н.э. Но к проблемевенетов мы вернемся в следующей главе.
Любопытные данные по сравнению ирландской и славянскойпоэзии с древнеиндийской привели М. Диллон и Н.К. Чедвик: «Метры Ригведы,самые ранние известные формы индоевропейского стиха, основаны на строке сфиксированным числом слогов, первая половина которых была свободна в отношениидолготы, а каденция фиксирована в форме давно продемонстрировал идентичноепроисхождение греческой метрики, а сравнительно недавно Роман Якобсон проследилего в современном славянском стихосложении. Калверт Уоткинс убедительно, понашему мнению, показал, что древнеирландская гептасиллабическая строфапроисходит из этой индоевропейской формы и что другие ирландские метры являютсяее вариантами, тем самым подтвердив древность кельтской традиции и общностьнаследия друидов и брахманов*.
Интересную особенность славенской народной музыки, имеющуюсвоеобразный ритм в народных песнях, отмечает Й. Шавли. Этот ритм кромесловенцев, сербов, лужицких сербов и частично русских не знает никто изславянских народов и вместе с тем он широко распространен во Франции и имеетскорее всего кельтскую основу.
Все вышесказанное показывает глубинные и древнейшие связидвух важнейших народов Европы — кельтов и славян. Более того, формированиеславянского этноса первой половины I тыс. н.э. происходило при непосредственномучастии кельтской цивилизации, что дает право считать славян их прямыминаследниками.
На самом деле, какую археологическую культуру Центральной идаже Северной Европы ни возьми, в ней обязательно найдется кельтский компонент,который, как правило, наслаивается на более ранний, местный. Феномен кельтскойцивилизации в том, что во время колонизации или завоевания аборигенногонаселения кельтское влияние становилось доминирующим не только благодаря болеевысокому культурному развитию кельтов. Они еще являлись своеобразныминосителями индоевропейской „духовной памяти“ для тех народов, которыеосновательно подзабыли духовные и религиозные корни своих предков. Срединаиболее архаичных индоевропейских народов Европы, таких как славяне, балты игерманцы и, естественно, кельты, последние были еще самыми высокоразвитыми. Кельтыдля этих народов послужили своеобразным импульсом и для развития собственныхкосмогонических представлений о мире. Кельты словно „пробуждали“ индоевропейскуюпамять у других народов, являясь своеобразным катализатором их дальнейшегоразвития.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.