Реферат по предмету "Культура и искусство"


Парки как социально-культурный институт

Содержание
Введение …………………………………………………………………....3
Глава I Социально-культурные институты – понятие и типология …..5
§ 1 Сущностьсоциально-культурных институтов …………………..….5
§ 2 Типологиясоциально-культурных институтов …………………..…8
Глава II Парки как один из социально-культурных институтов …..…12
§ 1 Социально-культурнаядеятельность национальных парков …..…13
§ 2 Социально-культурнаядеятельность природных парков ……...….20
§ 3 Деятельность парковкультуры и отдыха ……………………..……25
Заключение……………………………………………………….………33
Список использованныхисточников …………………………………..37

Введение
В современных условияхобщественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ееформ и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводиттрадиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющиеповедение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяютсясовременные медиа-формы (телевидение, кино, печать, реклама), что усиливаетформирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры,современного стиля жизни.
В этом контекстеопределяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит вформировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальнойсамоорганизации. Все проекты социально-экономического развития должны включатьв себя гуманитарную составляющую, способствовать развитию духовных сил издоровья человека, осознанию им высокого смысла своего существования.
В 1928 году в Москве былзаложен ЦПКиО, таким образом, было положено начало созданию новых учрежденийкультуры – парков Культуры и Отдыха. После ВОВ ПКиО, как и другие учреждениякультуры, значительно расширили сферу своей деятельности, все чаще включаясь впроведение массовых праздников.
В современных условияхроль парков как традиционного демократического места массового отдыха будетвозрастать. Для многих жителей города отдых в парках становится зачастуюединственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие вмассовых развлечениях. Для улучшения деятельности парков культуры и отдыха необходимопровести, поэтапную модернизацию устаревшего паркового хозяйства, оснащение ихсовременной аттракционной техникой, подключение всех инженерных сетей ккоммуникациям. В новых условиях следует пересмотреть традиционные направлениядеятельности парков.
Цель данной работы –рассмотрение парков как социально-культурных институтов.
Из данной цели вытекаютследующие задачи:
1. рассмотретьсущность и типологию социально-культурных институтов;
2. рассмотретьсоциально-культурную деятельность национальных и природных парков;
3. рассмотретьдеятельность парков культуры и отдыха;
4. сделать выводы потеме исследования.
Объектом исследованияявляются социально-культурные институты. Предмет исследования деятельностьпарков.

Глава IСоциально-культурные институты –понятие и типология
 
§ 1 Сущностьсоциально-культурных институтов
Социально-культурныеинституты — одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). Всамом широком смысле оно распространяется на сферы общественной исоциально-культурной практики, а также относится любому из многочисленныхсубъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.
Социально-культурныминститутам присуща определенная направленность их общественной практики и социальныхотношений, характерная взаимосогласованная система целесообразноориентированных стандартов деятельности, общения и поведения. Их возникновениеи группировка в систему зависят от содержания задач, решаемых каждым отдельновзятым социально-культурным институтом.
Среди отличающихся другот друга содержанием деятельности и функциональными качествами экономических, политических,бытовых и других социальных институтов категория социально-культурныхинститутов обладает целым рядом специфических черт.
Прежде всего, необходимоподчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Онохватывает многочисленную сеть социальных институтов, обеспечивающих культурнуюдеятельность, процессы сохранения, создания, распространения и освоениякультурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную дляних субкультуру.
В современной литературесуществуют различные подходы к построению типологии социально-культурных институтов.Проблема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого назначения,характера и содержания их деятельности выбрать правильный критерий для ихклассификации. В качестве такового может фигурировать функционально-целеваянаправленность социально-культурных институтов, преобладающий характер содержанияих работы, их структура в системе общественных отношений.
С точки зренияфункционально-целевой направленности Киселева и Красильников выделяют двауровня понимания сущности социально-культурных институтов[[1]].Соответственно мы имеем дело с двумя их крупными разновидностями.
Первый уровень — нормативный. В данном случае социально-культурный институт рассматривается какнормативное явление, как исторически сложившаяся в обществе совокупность определенныхкультурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, обычаев,традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности,потребности.
К социально-культурныминститутам нормативного типа правомерно отнести, в первую очередь, институтсемьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство идругие институты, не ограничивающиеся освоением и последующим воспроизводствомкультурных и социальных ценностей или включением человека в определеннуюсубкультуру. По отношению к личности и отдельным общностям они выполняют целыйряд крайне существенных функций: социализирующую (социализацию ребенка,подростка, взрослого человека), ориентирующую (утверждение императивныхобщечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения),санкционирующую (социальную регуляцию поведения и защиту определенных норм иценностей на основе юридических и административных актов, правил ипредписаний), церемониально-ситуационную (регламентацию порядка и способов взаимногоповедения, передачи и обмена информацией, приветствий, обращений, регламентациюсобраний, совещаний, конференций, деятельности объединений и т.д.).
Второй уровень — учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типаотносится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций,прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающихконкретным административным, социальным статусом и определенным общественнымназначением в своей отрасли, В эту группу входят непосредственно учреждениякультуры, образования, искусства, досуга, спорта (социально-культурное,досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предприятия иорганизации (материально-техническое обеспечение социально-культурной сферы);административно-управленческие органы и структуры в области культуры, включаяорганы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские инаучно-методические учреждения отрасли.
Так, государственные и муниципальные(местные), региональные органы власти занимают одно из ведущих мест в структуресоциально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработкии проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурнойполитики, эффективных программ социально-культурного развития отдельныхреспублик, краев и областей.
В широком смыслесоциально-культурный институт представляет собой активно действующего субъектанормативного или учрежденческого типа, обладающего определенными формальнымиили неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами(финансовыми, материальными, кадровыми и т.д.) и выполняющего в обществе соответствующуюсоциально-культурную функцию.
Любойсоциально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон – внешней(статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрениякаждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурнойдеятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых,финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций,предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурныйинститут представляет собой совокупность целесообразно ориентированныхстандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц вконкретных социально-культурных ситуациях.
Например, такойсоциально-культурный институт нормативного типа, как искусство, с внешней(статусной) точки зрения может быть охарактеризован как совокупность лиц,учреждений и материальных средств, осуществляющих творческий процесс посозданию художественных ценностей. В то же время по своему внутреннему(содержательному) характеру искусство представляет собой процесс творчества,обеспечивающий одну из важнейших социальных функций в обществе. Стандарты деятельности,общения и поведения творческих деятелей, их роли и функции определяются иконкретизируются в зависимости от жанра искусства.
Социально-культурныеинституты придают деятельности людей качественную определенность, значимость,как для отдельной личности, так и для социальных, возрастных, профессиональных,этнических, конфессиональных групп, для общества в целом. Следует иметь в виду,что любой из этих институтов не только самоценный и самодостаточный субъект, а,прежде всего, субъект воспитания и образования человека.
Каждый изсоциально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболеехарактерную для него содержательную функцию, направленную на удовлетворение техсоциально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.

§ 2 Типологиясоциально-культурных институтов
Широкая сетьсоциально-культурных институтов обладает различными формами внутреннейградации. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например,система общего образования, система специального, профессиональногообразования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговыхучреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабахвсего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие не учреждаютсяспециально, а складываются постепенно в процессе длительной совместнойсоциально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху.К ним, например, относятся возникающие на групповом, локальном уровнемногочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники,обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы.Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами:детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.
Социально-культурныеинституты классифицируются в зависимости от их ролевой функции по отношению кпотребителям культурных благ, ценностей и услуг в лице многотысячной детской ивзрослой аудитории пользователей: зрителей, слушателей, читателей, а также потенциальныхзаказчиков, производителей, покупателей обширной социально-культурнойпродукции. В этом случае среди огромного множества социально-культурныхинститутов нормативного и учрежденского типа выделяются следующие категории[[2]].
Первая группа –социально-культурные институты, преимущественно занимающиеся производством, духовныхценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука,церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык,литература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническоетворчество, художественная самодеятельность, коллекционирование.
Вторая группа –социально-культурные институты, преимущественно занятые коммуникацией,трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной,социальной, научно-технической информации: пресса, радио, телевидение,издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы ибиблиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, конференции,презентации и т.д.
Третья группа – социально-культурныеинституты, преимущественно проявляющие себя в организации различных видовнеформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковыеучреждения, фольклор, народное творчество и обычаи, обряды, массовые праздники,карнавалы, гулянья, инициативные культурозащитные общества и движения.
В теории и практике СКДчасто используются и многие другие основания для типологии социально-культурныхинститутов:
1. по обслуживаемомуконтингенту населения:
a.  массовый потребитель (общедоступные);
b.  отдельные социальные группы(специализированные);
c.  дети, юношество (детско-юношеские);
2. по формамсобственности:
a.  государственные;
b.  общественные;
c.  акционерные;
d.  частные;
3. по экономическомустатусу:
a.  некоммерческие;
b.  полукоммерческие;
c.  коммерческие;
4. по масштабамдействия и охвата аудитории:
a.  международные;
b.  национальные (федеральные);
c.  региональные;
d.  местные (локальные).
Однако уровень взаимосвязейразличных социально-культурных институтов в федеральном и региональноммасштабах далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показателейэтого уровня: связи прочны и постоянны; связи содержательны и предметны;контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнерыработают вообще обособленно.
Причинами эпизодичностиконтактов между социально-культурными институтами региона являются, какправило, отсутствие ясного представления о содержании и формах совместнойработы. Малый опыт этого сотрудничества, отсутствие четкой программы, несогласованностьпланов, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов и т.д.
В современном процессе развитияи укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структурсоциально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждыйсоциально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера, стремитсямаксимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие икоммерческие возможности. С другой — для этой группы субъектов вполнеестественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные,согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функцийсоциально-культурной деятельности.

Глава IIПарки как один изсоциально-культурных институтов
Парки относятся к такомутипу социально-культурных институтов, главными функциями которых являютсярекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительнойи физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайшихжилых массивов.
По функциональномуназначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальныепарки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники, ботанические парки изоопарки, спортивные парки, аква- и гидропарки, парки-выставки, зоны отдыха.Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон исекторов: площадку для массовых мероприятий с открытыми эстрадами, зеленыйтеатр, выставочные павильоны, зону аттракционов, детский городок, игровуюплощадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооружения(эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танцевальный зал, зал игровыхавтоматов и др.), зеленый парковый и лесной массивы, водоемы, торговыепавильоны и службы питания, подсобные помещения.
В процессе социально-культурногопроектирования принимаются во внимание многие характерные, присущие именнопарку специфические особенности, в первую очередь рельеф, наличие зеленыхмассивов, водоемов, место расположения, оцениваемые с позиций наиболееэффективного отдыха, оздоровления человека
Основные направлениядеятельности парка:
- Проведениетрадиционных (и национальных) праздников совместно с городскими центрамикультуры (в т.ч. национальными).
- Проведениемузыкальных и песенных фестивалей.
- Проведениетворческих встреч с деятелями искусств.
- Проведениеспектаклей и концертов с участием творческих коллективов города.
- Проведениетеатрализованных праздников, народных гуляний, ярмарок (Масленица, День Города,День Нептуна и др. – с привлечением творческих, торговых организаций).
- Проведениесемейных дней отдыха.
- Проведениепознавательно-игровых и музыкальных программ для детей младшего и среднегошкольного возраста и для подростков, молодежных дискотек.
- Проведениемероприятий для людей среднего и старшего возраста с учетом их творческихинтересов (любительские объединения, вечера «Для тех, кому за…).
- Оказание платныхуслуг населению (аттракционы, прокат костюмов, фонограммы, услугихудожника-оформителя).
§ 1 Социально-культурнаядеятельность национальных парков
Национальные природныепарки Российской Федерации (далее именуются – национальные природные парки)являются природоохранительными учреждениями, территории (акватории) которыхвключают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую,историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования вприродоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях[[3]].
Национальные паркиявляются одной из важнейших категорий особо охраняемых природных территорий (ООПТ)и основных организационных форм охраны культурных ландшафтов в России.Культурные ландшафты российских национальных парков, зачастую занимающихнаиболее ценные в природном и историко-культурном плане территории страны,являют собой пример уникальных природно-культурных территорий и представляютнесомненную ценность для развития регулируемого туризма (в основном в формеэкологического и эколого-культурного туризма[[4]]).
К особенностям российскихнациональных парков следует отнести то, что:
- предоставленныеим земли являются федеральной собственностью и относятся к землямприродно-заповедного фонда;
- их территориимогут включать в себя земли других собственников и пользователей, не изъятые изхозяйственного использования;
- они управляютсяфедеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета, имеют свойштат;
- территориякаждого национального парка делится на функциональные зоны с характерными дляних режимами охраны и использования природных ресурсов;
- каждыйнациональный парк имеет положение, утверждаемое на федеральном уровне,определяющее его конкретные цели, задачи, режим, территориально-административнуюструктуру;
- режимиспользования земель, не изъятых из хозяйственного использования, определяетсяотдельным положением, утверждаемым на федеральном уровне по согласованию с региональнымиорганами власти;
- с национальнымипарками согласовываются проекты развития населенных пунктов, находящихся в егограницах;
- в границахнациональных парков запрещена приватизация земельных участков, национальныепарки пользуются приоритетным правом их приобретения;
- национальныепарки, являясь некоммерческими организациями, осуществляют приносящую доходыхозяйственную и иную деятельность, не противоречащую возложенным на них задачам[[5]].
Основная долянациональных парков сконцентрирована в европейской части России, самым западнымявляется «Куршская коса» — в Калининградской области. В Сибири кнастоящему моменту создано 6 национальных парков, половина из которыхсосредоточена в Байкальском регионе, а на Дальнем Востоке в настоящий момент действуетодин национальный парк.
Следует отметить и ещеодну географическую особенность национальных парков. Между национальнымипарками, созданными в удаленных и малонаселенных регионах России, и парками,организованными в хорошо освоенных регионах, существуют определенные различия.Основной функцией национальных парков, расположенных в удаленных уголкахстраны, является сохранение природных комплексов и объектов в естественномсостоянии, в то время как парки, действующие в освоенных регионах, в целомуделяют большее внимание задачам управления культурными ландшафтами, созданиюусловий для рекреации и участию в социально-экономическом развитии региона.
Таким образом,национальные парки играют особую роль в системе охраняемых природных территорийобщероссийского значения. В отличие от заповедников они наделены не только природоохранной,но и рекреационной функцией, так как располагают природными иисторико-культурными ресурсами. Подобная «двойственность» накладываетопределенные ограничения на условия отдыха в национальных парках, способствуетразвитию экотуризма. Для жителей Европы и Америки отдых в национальных паркахявляется одним из самых популярных. В России туристы пока мало представляют,чем экотуризм отличается от обычного отдыха на природе. Период становлениянациональных парков в России настолько мал, что лишь единицы могут похвастатьсяразнообразием познавательных маршрутов; в ряде парков сфера обслуживания туристов,в том числе информационного, до сих пор находится в стадии формирования[[6]].
На национальные природныепарки возлагаются следующие основные задачи:
1. сохранениеэталонных и уникальных природных комплексов и объектов, а также памятниковистории, культуры и других объектов культурного наследия;
2. создание условийдля регулируемого туризма и отдыха в природных условиях;
3. разработка ивнедрение научных методов сохранения природных комплексов в условияхрекреационного использования;
4. восстановлениенарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;
5. организацияэкологического просвещения населения;
6. ведениеэкологического мониторинга.
Просветительскаядеятельность национальных природных парков включает выпуск буклетов,фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции,организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройствоучебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств,прохождение учебной и производственной практики студентами высших и среднихспециальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельностинациональных природных парков в средствах массовой информации и иные формы иметоды социально-экологического воспитания, образования и пропагандыэкологических знаний.
Историко-культурноенаследие в границах национальных парков в большинстве случаев представлено нетолько отдельными объектами, но и целостными территориальными комплексами, чтоопределяет приоритетную роль этих ООПТ как организационной формы охраны исбережения ценных историко-культурных территорий. Для многих национальныхпарков характерно сочетание природной и историко-культурной исключительности ицелостности природно-культурной среды, взаимосвязи природного и культурного разнообразия,что свидетельствует об особом значении российских национальных парков в мировойсистеме гуманитарных ценностей.
Историко-культурныераритеты и феномены, непосредственно связанные с природными условиями,ресурсами и достоинствами, должны рассматриваться как единое целое в системекультурного ландшафта. Культурный ландшафт должен стать единым объектом охраныи управления, а тактика работы с отдельными его фрагментами и структурамидолжна подчиняться целям его комплексного сохранения[[7]].
Сохранение ииспользование историко-культурного наследия на территории национальных парковдолжно исходить из следующих принципов:
- признаниянеразрывности и целостности природного и культурного наследия, учета всего многообразиясмешанных форм наследия, сочетающих природные и культурные ценности;
- приоритетакультурного ландшафта в сфере управления историко-культурным наследием,подчинения тактики работы с его отдельными фрагментами и структурами целям егокомплексного сохранения;
- признаниякоренного местного населения в качестве неотъемлемой составляющейисторико-культурной среды, а его участия в воссоздании и воспроизводствекультурных ценностей территории – обязательным условием политики управления;
- дифференцированногоподхода к различным типам культурного наследия, специфика и особенности которыхопределяют выбор стратегии действий и меры охраны;
- теснойвзаимосвязи с государственными органами охраны объектов культурного наследия.
Традицииприродопользования, художественные промыслы, народные ремесла, особенностиобустройства жизненного пространства, обрядовые обычаи, фольклор относятся ксфере историко-культурного наследия, именуемой «живой традиционнойкультурой», которая воспроизводится и хранится населением, проживающим натерритории национального парка.
Включение живойтрадиционной культуры в систему объектов (ресурсов) культурного наследиятребует принципиального изменения отношения национального парка как учрежденияк местному населению. Эти отношения должны быть основаны на сотрудничестве ивзаимопомощи, особенно с теми этнокультурными группами, которые храняткультурные традиции и являются носителями исторической памяти. Культурноенаследие, заключенное в живой культуре, рассматривается преимущественно какобъект исследования и изучения, но не как объект сохранения и возрождения. Вэтом деле национальные парки могут сыграть важную роль, включив в системуобъектов управления действительно целостные территориальные комплексы с ихприродой, населением, формами культурной жизни и культурным ландшафтом[[8]].
Нетронутая природа, атакже памятники истории и культуры, расположенные в границах национальныхпарков, являются общенациональным достоянием. Туризм и отдых дают возможностьпосетителям этих территорий получать удовольствие от общения с природой,поправлять свое здоровье и восстанавливать свои силы, расширять кругозор,ознакомиться с историей и культурой, особенностями местной флоры и фауны,учиться гармоничным отношениям с окружающей средой. Задача администрациинациональных парков состоит в том, чтобы организовать регулируемый доступтуристов и отдыхающих на территорию парка (как собственными силами, так ипосредством привлечения частного сектора к данной деятельности), обеспечив приэтом сохранность природных комплексов и объектов культурного наследия.
Под регулируемым туризмоми отдыхом понимаются ограниченные парком (при помощи различных регулирующихмеханизмов и мероприятий) перемещения туристов, а также сфера обслуживанияпосетителей парка на его территории и близ его границ, соответствующиедопустимым антропогенным нагрузкам и не наносящие ущерба окружающей среде иисторико-культурным объектам.
По ряду причин тольконациональные парки обладают потенциалом, необходимым для развития устойчивого иэкологического туризма. А именно:
1. Сеть национальныхпарков охватывает многие уникальные и примечательные ландшафты и экосистемы, ненарушенные деятельностью человека.
2. Развитиеэкологического туризма — это не просто бизнес, и получение максимальной прибылине является его самоцелью.
3. В большинстве случаевООПТ являются единственными в регионах структурами, способными взять на себяфункции планирования, управления и мониторинга туристской деятельности, чтоявляется непременным условием развития экотуризма.
4. Национальные парки,заповедники и их отделы представляют собой сеть научно-исследовательскихучреждений, охватывающую все природные зоны. Это обусловливает их высокуюперспективность для организации туризма, студенческих практик, волонтерскихпрограмм.
5. Сочетаниеэколого-просветительской и экотуристской деятельности на базе национальныхпарков значительно повысит эффективность экологического образования и позволитпривлечь внимание широкой общественности к вопросам охраны природы.
6. Мировой опытпоказывает, что эффективность экологического туризма наиболее высока на местноми региональном уровнях. Поэтому ООПТ могут стать источником рабочих мест идоходов в местную экономику[[9]].
Также были выделеныосновные проблемы, затрудняющие развитие экологического туризма в национальныхпарках России, такие как отсутствие:
- единых методовопределения рекреационных нагрузок и мониторинга, а также четкого правовогообеспечения рекреации;
- или низкаякомфортность инфраструктуры;
- подробнойинформации о районах проведения эколого-познавательных программ и туров, атакже специализированной информации;
- маршрутов ипрограмм, разработанных для разных категорий туристов, а также турпродукта,соответствующего стандартам международного рынка;
- у персонала ООПТопыта и знаний, необходимых для успешной организации туризма;
- достаточногоразнообразия платных услуг и продукции и единых цивилизованных стандартовформирования цен на услуги, предоставляемые туристам;
- качественных рекламно-информационныхматериалов и возможностей выхода на международный рынок экотуризма;
- механизмов, прикоторых часть финансовых поступлений от экотуризма направлялась бы на нуждыместных жителей, а также недооценка необходимости участия местного населения вразвитии экотуризма[[10]].
§ 2 Социально-культурнаядеятельность природных парков
СКД природных парковрассматривается автором на примере природных парков Хабаровского края «Вяземский» и «Хосо»(Комсомольский район), природных парков Республики Башкортостан и природногопарка «Волго-Ахтубинская пойма».
В 2006 году ПравительствоХабаровского края в целяхсохранения ивосстановления природных комплексов, биологического и ландшафтного разнообразия,улучшения охраны и воспроизводства хозяйственно ценных, редких и исчезающих видовживотных и растений, сохранения их среды обитания,развития туризма и рекреации постановило образовать в Хабаровском крае на землях лесного фонда в Вяземском районе природный парк «Вяземский» площадью 33,0 тыс. гектаров, в Комсомольскомрайоне природный парк «Хосо» площадью 123,1 тыс. гектаров[[11]].
Были определены основныезадачи данных природных парков:
1. сохранениеприродной среды, природных ландшафтов;
2. сохранение редкихи исчезающих видов животных и растений, в том числе амурского тигра;
3. экологическоепросвещение населения;
4. создание условий длярегулируемого туризма и отдыха, сохранение рекреационных ресурсов;
5. ведение экологическиадаптированной хозяйственной деятельности;
6. разработка ивнедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического балансав условиях рекреационного использования территории природного парка;
7. осуществлениеэкологического мониторинга;
8. восстановлениенарушенных природных комплексов и объектов;
9. охрана ивоспроизводство охотничьих видов животных;
10. обеспечение занятостинаселения с учетом его социальных и экологических интересов.
Деятельность данныхприродных парков направлена на обеспечение охраны природных объектов,выполнение мероприятий по их сохранению и восстановлению, а также на организациюрегулируемого туризма и отдыха.
Просветительская,научно-исследовательская и рекреационная деятельность в природном паркенаправлена на повышение уровня экологического образования и воспитания населения,сбор и максимально эффективное использование информации о природном парке, егокультурных и историко-культурных объектах, процессах и явлениях, происходящих вего экосистемах. Для этих целей проводится работа по созданию и обустройству экологическихэкскурсионных троп и маршрутов, центра посещения, организация и проведениеэкскурсий, выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалови иной печатной продукции, освещение деятельности природного парка в средствахмассовой информации, разработка и внедрение научных методов сохранениябиологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов иобъектов в условиях рекреационного использования, оценка и прогнозэкологической обстановки в регионе.
Согласно Положению о природных парках вРеспублике Башкортостан на природные парки возлагаются следующие задачи:
- сохранениеприродных комплексов, уникальных природных участков и объектов, видовогоразнообразия в них, а также историко-культурных объектов;
- создание условийдля отдыха (за исключением массового, регулируемого туризма) и сохранениерекреационных ресурсов;
- разработка ивнедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологическогобаланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.
Просветительскаядеятельность природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов,путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организациюмузеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство экскурсионныхтроп и маршрутов, организацию специальных учебных центров, школьных лесничестви детских экологических лагерей, прохождение учебной и производственнойпрактики студентами высших и средних специальных учебных заведений, освещениедеятельности природных парков в средствах массовой информации и иные формы иметоды социально-экологического воспитания, образования и пропагандыэкологических знаний.
Широкая просветительскаядеятельность Природного парка «Волго-Ахтубинской поймы» осуществляется с тем,чтобы:
- поддержать идеи природоохраннойдеятельности широкими слоями населения как необходимого условия выполненияПарком своих природоохранных функций;
- содействоватьрешению региональных экологических проблем;
- участвовать вформировании экологического сознания и краеведческой культуры населения
Эколого-просветительскаядеятельность Природного парка, в первую очередь, направлена на то, чтобысформировать у разных слоев населения, в особенности у молодежи, понимание ролиПарка как особого вида ООПТ в деле сохранения биологического и ландшафтногоразнообразия Волго-Ахтубинской поймы (не только на региональном, но и набиосферном уровне); уяснить его место в социально-экономическом развитииВолгоградско-Волжской агломерации. Это поможет обеспечить действеннуюобщественную поддержку Парка.
Государственноеучреждение «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» осуществляетпросветительскую деятельность в форме дополнительного экологического икраеведческого образования, занимая свою особую нишу в ряду другихгосударственных и общественных организаций соответствующего профиля.
Эта работа ориентируется,прежде всего, на:
1. формированиепрестижа особо охраняемых территорий в глазах населения;
2. углублениеэкологических, природоохранных, краеведческих знаний;
3. ознакомление сместным биологическим и ландшафтным разнообразием;
4. широкоенепосредственное участие разных слоев населения (местных жителей и посетителей,сельского и городского населения, детей и взрослых, ответственных работниковорганов власти, управления, сферы бизнеса и т.д.) в сохранении и восстановленииживой природы Волго-Ахтубинской поймы.
Эколого-просветительскаяи краеведческая деятельность Природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» даетощутимый результат, так как носит долговременный, целенаправленный, системный икомплексный характер, оказывает влияние, как на интеллектуальную, так и наэмоциональную сферу личности, развивает соответствующие практические умения инавыки людей, строится на современной методической и материальной базе.
Для реализации целей природнымпарком выполняются следующие задачи:
- целенаправленнаясистематическая работа с разными группами населения; администраций районов,входящих в территорию Парка;
- систематическаяработа с посетителями Парка;
- тесноесотрудничество с образовательными учреждениями Среднеахтубинского, Ленинского иСветлоярского районов, городов Волгограда и Волжского, с органамизаконодательной и исполнительной власти области, а также местногосамоуправления, со средствами массовой информации, с общественными и другимизаинтересованными организациями;
- оказание всемзаинтересованным лицам методической помощи;
- профессиональнаяподготовка штатных специалистов соответствующего профиля, привлечение ученых ивысококвалифицированных педагогов и специалистов других учреждений;
- участие всоздании единого информационного пространства, обеспечивающего обменэколого-просветительской информацией, как на региональном, так на российском имеждународном уровнях;
- формированиенеобходимой организационно-материальной базы эколого-просветительской икраеведческой деятельности: создание специальных структурных подразделений;организация визит-центров, выставок, музеев и музейных экспозиций; разработка,трассировка и оснащение экологических троп; организация экскурсий и изданиебуклетов; выпуск информационной продукции и т.д.;
- систематическоеразвитие и укрепление методической базы эффективной просветительской работы насовременном уровне, аккумулируя соответствующий отечественный и зарубежныйопыт, а также создавая свои собственные методические материалы.

§ 3 Деятельностьпарков культуры и отдыха
Парк культуры и отдыха –природный и культурно-просветительский комплекс, который по размерам,размещению в плане населенного пункта и экологическим характеристикам позволяетобеспечивать наилучшие условия для отдыха населения и проведенияпросветительских, культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий,организации игр и развлечений, создание условий для занятий художественнымлюбительским творчеством.
В современном городе парк- это самое демократичное и самое экологически чистое учреждение культуры идосуга.
Например, в городе Уфедействуют 5 муниципальных, 2 частных парков культуры и отдыха и 1 Сад культурыи отдыха: МУП «Центральный парк культуры и отдыха имени Мажита Гафури», МУП Парккультуры и отдыха Демского района, МУП Парк культуры и отдыха нефтехимиков, МУППарк культуры и отдыха «Первомайский», МУП Парк культуры и отдыха «Кашкадан»,ООО Парки культуры и отдыха имени И. Якутова и «Волшебный мир», МУП Садкультуры и отдыха имени С.Т. Аксакова. Общая площадь муниципальных парков 158 га[[12]].
В настоящее время паркикультуры и отдыха находятся на первом месте по посещаемости среди учрежденийкультуры. Немалую роль здесь играет бесплатный открытый вход и сравнительнонебольшая плата за пользование аттракционами. Также, необходимо учитывать, чтопосетителям парка предлагаются бесплатные концерты творческих коллективов(художественной самодеятельности и профессиональных артистов), конкурсные иигровые программы для всех возрастных категорий, организация различныхпраздников, зрелищ, мероприятий и народных гуляний с вручением призов,организация кружков, спортивных секций, предоставление спортивных площадок и т.д., оплачиваемых за счет средств парка.
Средства, зарабатываемыепарками в весенне-летний период, идут на оплату труда работников парка, оплатукоммунальных услуг, налогов, проведение культурно-массовой работы.
Экономическиепреобразования не нашли своевременного отражения в хозяйственно-правовоммеханизме деятельности парков, а лишь обнажили и усилили главные проблемы(налогообложения, финансирования, социального предназначения, взаимоотношения сгосударственными и муниципальными органами).
Совершенствованиефинансовой политики парков требует соответствующей нормативно-правовой базы.Вопрос о статусе стал принципиальным, определяющим меру государственнойподдержки.
Крайне необходимосохранить муниципальные источники финансирования расходов на текущее содержаниепарков: охрану, озеленение и благоустройство природных комплексов и объектов,оплату коммунальных услуг, приобретение аттракционов и механизированныхтранспортных средств, проведение социальных «открытых» программ для детей,молодежи и пожилых людей. Необходима разработка социально-культурного заказаадминистрациями города и районов, что позволит паркам содержатьукомплектованный штат культпросветработников в течение года и использоватьвыделенные средства не только на организацию праздников, но и на развитиематериально-технической базы. А также позволит упорядочить бухгалтерский иналоговый учет бюджетных средств.
Парки — общегосударственная экологическая и культурная ценность, это «легкие» городов,центры рекреации и культуры, объединяющие интересы государства и населения.Необходимо открытие таких зон в Ленинском районе города.
Парки имеют общиепроблемы и направления деятельности, определяемые современными тенденциямиразвития общества:
- экологизациейобщественного сознания, дефицитом общения с природой, экологическими кризисами.Возрастает ценность парков, как общедоступных природных территорий срекреативной зоной. Природный комплекс парков (земля, зеленая зона) находитсясегодня в катастрофическом состоянии и этому необходимо уделить особоевнимание.
- Демократизациейкультурной политики. Программы, разрабатываемые непосредственно в парках,предоставляют возможность для организованного массового отдыха и развлечений,культурно — игровой активности населения.
- Социальнымрасслоением общества. Потенциально все население, является контингентом парка,в том числе социально не защищенные группы: дети, молодежь, пенсионеры,безработные и т. д. Парки становятся одним из базовых досуговых объектов, гдепроводятся социальные (открытые) программы и акции.
- Реформированиемэкономики и системы государственного управления.
В целях защиты иприумножения природных и культурных ресурсов общества необходима выработкагосударственной стратегии поддержки парков:
- защита ивосстановление природной среды парков;
- инновационно-техническоеоснащение;
- развитие парков,как открытых социально-культурных организаций.
В Стратегии развития отдельныхсоциально-экономических и хозяйственных комплексов Волгограда на период до 2025года указывается, что в современныхусловиях роль парков как традиционного демократического места массового отдыхабудет возрастать. Для многих жителей города отдых в парках становится зачастуюединственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие вмассовых развлечениях. Для улучшения деятельности парков культуры и отдыханеобходимо провести, поэтапную модернизацию устаревшего паркового хозяйства,оснащение их современной аттракционной техникой, подключение всех инженерныхсетей к коммуникациям. В новых условиях следует пересмотреть традиционныенаправления деятельности парков, в частности усилить ориентацию на удовлетворениекультурных потребностей детей и посетителей старших возрастов. Целесообразно организоватьдетские летние лагеря на базе массовых парков, активнее проводить работу поэстетическому воспитанию, техническому творчеству молодежи, обеспечить условия длязанятий физкультурой и спортом, создавать на территории парковфизкультурно-оздоровительные комплексы круглосуточного пользования, развиватьновые ландшафтно-художественные зоны, формировать парковый ландшафт как музейокультуренной природы, проводить регулярно на базе парков разнообразныемероприятия национально-культурного характера, развивать специализированнуюдеятельность парков, направленную на пропаганду народного творчества ифольклора, любительского движения и др.
Повышение общегокультурного уровня жителей города Волгограда, возрождение интереса к культурнымформам организации досуга предполагает решение следующих задач:
1. Разработка иосуществление комплекса мер по сохранению социально-этнического облика городакак национального, исторического, культурного и политического субъекта РФ.
2. Разработкаконцепции и создание общегородской системы эстетического воспитания населения,в первую очередь, детей и подростков.
3. Обеспечениеадресной направленности работы учреждений культуры, переход от массовых к индивидуальнымформам с учетом изменившихся условий жизни населения и приоритетов.
4. Осуществлениепротекционистской политики по отношению к государственным культурно-досуговымучреждениям, создание благоприятных условий для адаптации в новойсоциально-экономической обстановке, обеспечение льгот и преимуществ длякоммерческих организаций, работающих в этой сфере.
 Обеспечение доступностикультурных благ для жителей Волгограда, предполагает решение следующих задач:
1. Повышение территориальнойдоступности культурных благ для жителей города, приближение культурных услуг кместу их потребления за счет более рационального размещения сети учрежденийкультуры, а также выездной и гастрольной деятельности.
2. Обеспечениефинансовой доступности культуры для всех категорий населения.
3. Развитие информационнойдеятельности – внедрение современной рекламы, маркетинга, представляющих собой эффективныеинструменты расширения аудитории.
4. Обеспечениехудожественно-эстетической доступности, заключающейся в соответствующей подготовкечеловека к восприятию духовных ценностей, формировании у него культурныхпотребностей.
5. Обеспечениеэтнокультурной доступности, т.е. предоставление равных возможностейбеспрепятственного освоения, развития национальных культур.
6. Обеспечениеисторической доступности духовных благ, сохранение культурного наследия,исторического ландшафта и среды города.
7. Привлечениедополнительных материально-финансовых ресурсов в сферу культуры, в том числеиспользование в работе достижений научно-технического прогресса, средствкоммерческих структур и других внебюджетных средств.
8. Сохранение иразвитие сети муниципальных учреждений культуры, поддержка государственных ичастных учреждений культуры.
Согласно Методическимуказаниям Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ по реализациивопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельскихпоселений, муниципальных районов (приложение № 9 «Примерное положение омуниципальном парке культуры и отдыха муниципального района»), муниципальный Парк культуры и отдыха(далее – Парк) является муниципальным учреждением культуры, основнаядеятельность которого направлена на оказание населению разносторонних услуг в сферекультуры и досуга.
Парк как муниципальноеучреждение культуры создается для достижения целей:
1. формирования благоприятныхусловий для наиболее полного удовлетворения духовных и эстетических запросов населения,культурного досуга и отдыха, укрепления здоровья жителей района, развития ихсоциальной и творческой активности;
2. обеспечениятерриториальной целостности природного комплекса как естественного градостроительногорубежа, создающего психологически и экологически комфортное пространство для жителейприлегающих районов, сбережения и восстановления природных экосистем,растительного и животного мира;
3. сохранения и реконструкциисадово-парковой среды, лесопарковых угодий, реставрации памятников истории, совершенствованияландшафтной архитектуры.
Парк осуществляет следующиевиды деятельности:
- создание художественныхпрограмм, включающих проведение массовых праздников, театрализованных представлений,народных гуляний, музыкальных, литературных и танцевальных салонов,направленных на популяризацию лучших достижений мировой и отечественнойкультуры;
- организация фестивалейискусств, концертов, театров малых форм с привлечением гастрольно-концертныхгрупп профессиональных и самодеятельных коллективов, встреч с представителями средствмассовой информации, специалистами права, здравоохранения, экологии,международных отношений;
- использование игровыхподвижных форм общения людей с природой, искусством на основе старинныхроссийских традиций;
- устройство районных,областных, российских и международных тематических выставок;
- сооружениетеатрально-зрелищных, досуговых, развлекательных и других объектовкультурно-массового назначения;
- организацияклубов, кружков и секций, творческих объединений и художественных коллективов;
- проведение спортивныхпраздников, кроссов, эстафет, соревнований для вовлечения населения, молодежи иподростков в массовые занятия физкультурой и спортом;
- создание физкультурно-оздоровительныхи спортивно-массовых объектов (бильярдный зал, теннисные корты, спортивные секциина самоокупаемости);
- предоставление разнообразныхплатных услуг, связанных со сферой культуры, отдыха и спорта;
- издание информационно-рекламныхматериалов об опыте и методологии работы Парка, каталогов и буклетов, пропагандирующихкультуру и искусство;
- изготовление копийзвукозаписей, фонограмм концертов, спектаклей, музыкальных произведений изфонотеки Парка;
- пропаганда природоохранных,историко-культурных и краеведческих знаний;
- проведениеорганизационно-технических мероприятий по снижению действующих на природный комплексотрицательных антропогенных факторов;
- осуществление действий,направленных на сохранение и восстановление конкретных природных сообществ, увеличениеразнообразия местных видов растений.
Парк может вести и иную,не противоречащую законодательству Российской Федерации и принципам охраны природыдеятельность, предусмотренную его уставом и направленную на повышение качества обслуживанияпосетителей (создание платных стоянок автотранспорта, организация точекпитания, сувенирной, книжной торговли и т.п.).

Заключение
В ходе работы над темойкурсового исследования автор пришел к следующим выводам:
1.  социально-культурные институты — одноиз ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). В самом широкомсмысле оно распространяется на сферы общественной и социально-культурнойпрактики, а также относится любому из многочисленных субъектов,взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.
2.  В современной литературе существуютразличные подходы к построению типологии социально-культурных институтов. Проблемазаключается в том, чтобы в зависимости от целевого назначения, характера исодержания их деятельности выбрать правильный критерий для их классификации.
3.  Любой социально-культурный институтследует рассматривать с двух сторон – внешней (статусной) и внутренней(содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институтхарактеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающийсовокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов,необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней(содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собойсовокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности,общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.
4.  Каждый из социально-культурныхинститутов выполняет по преимуществу свою, наиболее характерную для негосодержательную функцию, направленную на удовлетворение тех социально-культурныхпотребностей, ради которых он сформирован и существует.
5.  В современном процессе развития иукрепления сотрудничества многочисленных общностей и структурсоциально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны,каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера,стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческиеи коммерческие возможности. С другой — для этой группы субъектов вполнеестественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные,согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функцийсоциально-культурной деятельности.
6.  Парки относятся к такому типусоциально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация,организация массового отдыха и развлечений, проведениеинформационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы срединаселения города, района, ближайших жилых массивов.
7.  Национальные парки играют особую рольв системе охраняемых природных территорий общероссийского значения. В отличиеот заповедников они наделены не только природоохранной, но и рекреационнойфункцией, так как располагают природными и историко-культурными ресурсами.Подобная «двойственность» накладывает определенные ограничения наусловия отдыха в национальных парках, способствует развитию экотуризма. Дляжителей Европы и Америки отдых в национальных парках является одним из самыхпопулярных. В России туристы пока мало представляют, чем экотуризм отличаетсяот обычного отдыха на природе. Период становления национальных парков в Россиинастолько мал, что лишь единицы могут похвастаться разнообразием познавательныхмаршрутов; в ряде парков сфера обслуживания туристов, в том числеинформационного, до сих пор находится в стадии формирования.
8.  Просветительская деятельностьнациональных природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов,путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организациюмузеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебныхэкскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождениеучебной и производственной практики студентами высших и средних специальныхучебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национальныхприродных парков в средствах массовой информации и иные формы и методысоциально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологическихзнаний.
9.  Просветительская,научно-исследовательская и рекреационная деятельность в природном паркенаправлена на повышение уровня экологического образования и воспитаниянаселения, сбор и максимально эффективное использование информации о природномпарке, его культурных и историко-культурных объектах, процессах и явлениях,происходящих в его экосистемах. Для этих целей проводится работа по созданию иобустройству экологических экскурсионных троп и маршрутов, центра посещения,организация и проведение экскурсий, выпуск буклетов, фотоальбомов,путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, освещениедеятельности природного парка в средствах массовой информации, разработка ивнедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных иисторико-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационногоиспользования, оценка и прогноз экологической обстановки в регионе.
10. Парк культуры иотдыха – природный и культурно-просветительский комплекс, который по размерам,размещению в плане населенного пункта и экологическим характеристикам позволяетобеспечивать наилучшие условия для отдыха населения и проведенияпросветительских, культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий,организации игр и развлечений, создание условий для занятий художественнымлюбительским творчеством.
11. В настоящее времяпарки культуры и отдыха находятся на первом месте по посещаемости средиучреждений культуры. Немалую роль здесь играет бесплатный открытый вход исравнительно небольшая плата за пользование аттракционами.
12. Крайне необходимосохранить муниципальные источники финансирования расходов на текущее содержаниепарков: охрану, озеленение и благоустройство природных комплексов и объектов,оплату коммунальных услуг, приобретение аттракционов и механизированныхтранспортных средств, проведение социальных «открытых» программ для детей,молодежи и пожилых людей. Необходима разработка социально-культурного заказаадминистрациями города и районов, что позволит паркам содержатьукомплектованный штат культпросветработников в течение года и использоватьвыделенные средства не только на организацию праздников, но и на развитиематериально-технической базы. А также позволит упорядочить бухгалтерский иналоговый учет бюджетных средств.
13. В новых условияхследует пересмотреть традиционные направления деятельности парков, в частностиусилить ориентацию на удовлетворение культурных потребностей детей и посетителейстарших возрастов. Целесообразно организовать детские летние лагеря на баземассовых парков, активнее проводить работу по эстетическому воспитанию,техническому творчеству молодежи, обеспечить условия для занятий физкультурой испортом, создавать на территории парков физкультурно-оздоровительные комплексыкруглосуточного пользования, развивать новые ландшафтно-художественные зоны, формироватьпарковый ландшафт как музей окультуренной природы, проводить регулярно на базепарков разнообразные мероприятия национально-культурного характера, развиватьспециализированную деятельность парков, направленную на пропаганду народноготворчества и фольклора, любительского движения и др.
Таким образом, авторсчитает, что поставленные задачи выполнены и цель курсовой работы достигнута.

Списокиспользованных источников
1. Федеральный Закон№ 33-ФЗ от 15.02.1995 «Об особо охраняемых природных территориях».
2. Положение о национальныхприродных парках Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 10 августа 1993 г. N 769)
3. Положение оприродных парках в Республике Башкортостан (утв. постановлением КабинетаМинистров Республики Башкортостан от 26 февраля 1999 г. № 48)
4. ПостановлениеПравительства Хабаровского Края от 30.06.2006 N 105-ПР «Об образованииприродных парков «Вяеский» и «Хосо»
5. Методическиеуказания по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских исельских поселений, муниципальных районов (утв. Приказом Министерства культурыи массовых коммуникаций РФ от 25 мая 2006 г. № 229)
6. КомплекснаяПрограмма развития культуры и искусства в городском округе город Уфа РеспубликиБашкортостан на 2007-2010 годы (утв. постановлением главы Администрациигородского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05 октября 2007 г. №6201)
7. Стратегияразвития отдельных социально-экономических и хозяйственных комплексовВолгограда на период до 2025 года – www/infovolgograd.ru
8. Арсеньева Е. И.,Кусков А. С. Культурные ландшафты и традиционная живая культура как ресурсэкотуристского развития территорий Русского Севера.//Региональные исследования.Смоленск, 2005. № 3.
9. Богатырева Т.Отдых в национальных парках России.//Туризм и отдых, 2004. № 27.
10. Киселева Т.Г.,Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. — М.: МГУК, 1995
11. Киселева Т.Г.,Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретическиеосновы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. — М.: МГУКИ, 2001
12. Кусков А.С.,Листвина Е.В. Национальные парки в культурном пространстве России: потенциал,ресурсы, направления туристскго использования. – сайт «Все о туризме –туристическая библиотека»
13. Моралева Н. В.,Ледовских Е. Ю. Экологический туризм в России.//Охрана дикой природы, 2001, № 3(22).
14. Концептуальныеосновы управления туризмом в национальных парках. М.: ЦОДП, 2002.
15. Стратегииуправления национальными парками России. М.: ЦОДП, 2000.
16. Управлениекультурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия внациональных парках. М.: ЦОДП, 1999.
17. Экологическийтуризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежныйопыт.//Ред.-сост. Е.Ю. Ледовских, Н.В. Моралева, А.В. Дроздов. Тула, 2002
18. http://www.eco-lab.ru
19. www.mozilla-europe.org.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.