Реферат по предмету "Культура и искусство"


Отражение развития физической культуры в искусстве древних от 15000 лет до н.э. до 400 г. н.э.

ТАВРИЧЕСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Н. ВЕРНАДСКОГО
РЕФЕРАТ
ПОКУЛЬТУРОЛОГИИ
НА ТЕМУ:
Отражениеразвития физической культуры
в искусстведревних от 15000лет до н.э до 400г н.э
Выполнила: Студентка IV курса
Левицкая Екатерина
Владимировна
Севастополь2005

План
Введение
1. Отражение развитияфизической культуры в искусстве древних в период от 15000 лет до н.э. до IV века н.э.
1.1 Археологическиенаходки, подтверждающие развитие физической культуры до V тысячелетия до н.э.
1.2 Археологическиенаходки, подтверждающие развитие физической культуры с IV тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока
1.3 Археологическиенаходки, подтверждающие развитие физической культуры со II тысячелетия до н.э. в Античной Греции
1.4 Археологические находки,подтверждающие развитие физической культуры с VI века до н.э. в Древнем Риме
Заключение
Литература

Введение
Данныйреферат посвящён изучению культуры человека далёкой древности. Общееопределение культуры таково:
КУЛЬТУРА(от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие,почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сили способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни идеятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых имиматериальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляетсядля характеристики определенных исторических эпох (античная культура),конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфическихсфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура,художественная культура); в более узком смысле — сфера духовной жизни людей.Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения,результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), атакже человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания,умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития,мировоззрение, способы и формы общения людей).
Историяи происхождение человека начинается в далёком прошлом. Период первобытностидлился много сотен тысяч лет. Самые древние орудия труда датируются 2,5миллионами лет тому назад. Однако «…человек стал человеком не только в ходеразвития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования человеческоготела, организма человека, как главной производительной силы.»[1]
Цельюданного реферата является выявить среди археологических находок те вещественныеисточники, которые подтверждали бы не только развитие культуры и искусства вдревности и античности, но и конкретно указывали бы на развитие физическойкультуры в период от 15000 лет до н.э. до VI века н.э.

1.Отражение развития физической культуры в искусстве древних в период от 15000лет до н.э. до VIвека н.э.
 
1.1Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры до Vтысячелетия до н.э.
/>
Рис.1.Наскальноеизображение в пещере Труа Фрер.
Приисследовании связи культуры и физической культуры по вещественным источникамсделан вывод, что создание физической культуры, как специфической формыобщественной деятельности, обособленной от добывания материальных благ,необходимых для существования произошло в период 80000-8000 гг. до н.э.[2] Вэто время главным источником существования стала охота на крупных животных.Человек обладал жизненно необходимыми навыками движения. Человек производилбег, прыжки, танцевальные и метательные движения. Большое значение приобреталоизображение знаков, магическая деятельность абстрактного мышления. С этой цельюрисовали раненых копьём и стрелой зубров.
/>
Рис.2.Настенныйрисунок в пещере Пеш-Мерль
Настенныйрисунок в пещере Труа Фрер во Франции (рис.1) датируется временем около 15000года до н.э. На нём изображён магический танец в маске животного.
Настенныйрисунок в пещере Пеш-Мерль датируется 20-15000 гг. до н.э. На нём изображенадикая лошадь со следами от копья. Кисть руки означает завладение трофеем.
Наступившийв конце этой эпохи скачок в развитии человечества был вызван изобретение лукаприблизительно в 12000г. до н.э. На пещерных рисунках, ранее изображавшихтолько сцены охоты, стали появляться изображения борющихся между собой людей. Варсенал движений, которым обучалась молодёжь, стала входить военная подготовка.Смысл магии древних заключался в том, что если человек на рисунке или барельефе,изображающем схватку, связал и победил преследуемое животное или своего врага,то, значит, он якобы в действительности одержал над ним верх.
Вэпоху мезолита и неолита (8000-3000гг до н.э.) – главным источникомсуществования стали земледелие и животноводство. В физической культуре потерялисвою жизненную важность бег, прыжки, метание и преследование дичи. На переднийплан выдвинулись верховая езда и облавная охота верхом на лошадях, борьба иподнятие тяжестей, а также танцы и медитации типа йоги, основывавшиеся наверованиях, связанных с плодородием. Церемонии посвящения имели формы движений,характерные для боевой подготовки.
/>
Рис.3.Бронзовоеведро из Куфферна около VIтысячелетия до н.э.
Споявлением частной собственности большое значение приобрела военная подготовка.Возникли постоянные центры проведения церемоний посвящения (Карнак, Марас,Пампас, Олимпия, Рёггёй, Куфферн, Вас, Стоунхендж). Бронзовое ведро из Куффернаподтверждает, что там находился магический центр проведения состязаний посвященияу кельтов около VI тысячелетия дон.э.
Вэпоху перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу возникэстетический идеал наделённого сверхъестественными телесными и духовнымиспособностями легендарного героя.
Например,Озирис у египтян, Геракл, Прометей и Ахиллес у греков, Зигфрид у германцев. Всеони были непобедимыми мастерами борьбы. Нет охотников более ловких, лучших, чемони, бегунов, метателей диска, камня или копья.
Найденныев Васе и Куфферне медные изделия гончаров изображены на рисунке 4. На бронзовомкотле и бронзовом ведре, относящимся к V тысячелетию до н.э., руками мастера изображены упражнения сотягощениями, состязания на колесницах и скачки.
/>
Рис.4.Изображения упражнений с отягощениями, состязаний на колесницах и скачек на бронзовомкотле из васа и бронзовом ведре из Куфферна (V тысячелетие до н.э.)
1.2Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры с IVтысячелетия до н.э. в странахДревнего Востока
 
Первыеизвестные нам следы физической культуры древнего мира были обнаружены вМесопотамии. Почти 5 тысяч лет назад в долинах рек Тигра и Евфрата зародилосьискусство письма. Начиная с того времени, Месопотамия в течение почти половинытысячелетия была главным центром мировой культуры. В начале II тысячелетия до н.э. была изобретеналёгкая (с применением оси) и быстрая боевая повозка (колесница). На рисунке 5 приведёнскальный рисунок, на котором изображены сцены конных соревнований исоревнований на колесницах. Массовое использование лошадей не только привело кпреобразованию военного искусства и физической культуры, но и улучшилотранспортное сообщение, ускорило обмен культурными ценностями. Об этом свидетельствует,например, «Книга тренинга» митаннийца Киккули, которая является самым древнимиз известных методических пособий по тренингу лошадей. (До нас дошёл перевод нахеттский язык, датируемый 1360 г. до н.э.)
/>
Рис.5.Скальный рисунок,II тысячелетие дон.э.
ВБагдадском музее выставлен самый древний памятник культа борьбы на поясах, воснове которой лежали боевые приёмы пленения противника,- бронзовая статуя,изготовленная примерно в 2800 году до н.э. (рисунок 6.)
/>
Рис.6.Бронзовая скульптура из Месопотамии, увековечившая борьбу на поясах (начало II тысячелетия до н.э.)
Вавиловянеусвоили и расширили научные звания, выработанные жителями древнейших городовМеждуречья. Археологами найдены 40 клинописных таблиц, на которых увековеченсправочник по медицине. О развитии физической культуры Вавилона свидетельствуюттерракотовые изображения охоты, загона животных, стрельбы из лука, кулачногобоя и состязаний на колесницах.
/>
Рис.7.Первоеизображение плавания стилем кроль.
В VIII-VII веках до н.э. самым могущественным государствомПередней Азии стала Ассирия. От ассирийского государства до нас дошло рельефноеизображение плывущих воинов, движения которых напоминают стиль «кроль»(приблизительно 1200 г. до н.э.) (рисунок7), а из более поздних времён — изображения властителей знати, охотящихся на колесницах Согласно другим находкам,ассирийцы организовали обучение фехтованию на мечах и метанию копья.
Вотношении персов, помимо свидетельств памятников материальной культуры, до насдошли также записки древнегреческих историографов Геродота и Ксенофонта, изкоторых ясно, что они обучали своих детей в возрасте 7-16 лет в «воспитательныхдомах», действовавших при дворах сатрапов, борьбе, бегу, верховой езде, метаниюкопья, стрельбе из лука и правдивости. Дальнейшей подготовке юношей служилиобязательные охотничьи испытания на смелость, состязания по конному поло (чауган),возникшие на основе «игры в мяч с битой» и развивавшие скорость и ловкость, и,наконец, получившая известность под названием «шатранг шахматнах» играиндийского происхождения, воспитывавшая способность к стратегическому мышлению.
/>
Рис.8.Изображениена стене гробницы, середина IIIтысячелетия до н.э.
Сопозданием примерно на полтысячи лет в долине Нила развернулся такой же процессразвития, как в Месопотамии. Наиболее ранний памятник с изображением борьбы,бега, игры в салки, акробатики и охоты относится к середине III тысячелетия до н.э. На рисунке 8рисунок на стене гробницы фараона Фиоххотена в Саккаре.
/>
Рис.9.Изображение древнеегипетских парных игр с мячом
Различныерельефы, рисунки и скульптурные фигуры изображают игроков в мяч, в основном женщин.
Донаших дней дошли рельефы различных эпох, надгробные камни, настенныеизображения в гробницах фараонов и предметы, помещённые рядом с мумиями.
/>
Рис.10.Самоедревнее изображение йоги (III тысячелетиедо н.э.) солнцестояния –свидетельствуют о магическом предназначении пластины
Коренноенаселение древней Индии располагало ценными традициями в области ритуальнойоздоровительной гимнастики, танца и самообороны. Советы по снятию в различныхчастях тела с помощью нажимов и растирания свидетельствуют о развитом искусствемассажа. Проводимые в древности медитации и экстаз шаманских танцев приводили корганическим и психическим изменениям в организме, вызываемым путёмрегулирования дыхания. Это легло в основу йоги. В ходе археологических раскопокв окрестностях Гараппы в Пенджабе была найдена каменная пластина- печатка,изготовленная в III тысячелетии дон.э., в центральной части которой изображена фигура человека, сидящего строго всоответствии с позой «лотос».
1.3Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры со IIтысячелетия до н.э. в Античной Греции
/>
Рис.11.Настенная роспись(II тысячелетие до н.э.)
Общественным идеалом угреков была независимость, свобода, стремление к высшим достижениям во всехобластях жизни. Со II тысячелетия дон.э. общие турниры в честь посвящения стали приобретать спортивно-зрелищныйхарактер. Степень трудности образцов движений, изображённых древнимихудожниками свидетельствует о специальной подготовке исполнителей. На рисунке11фрагмент настенной росписи в Кносе, где изображены несколько фаз акробатическойигры с быком. Важным историческим источником о далёком прошлом Греции являютсядревние мифы и песни. Древней Греции мы обязаны появлением гимнасий, театров,великолепных храмов. Скульптуры в храмах изображали и богов, и героев, и своихсовременников красивыми людьми со стройным телом. Скульпторы стремилисьпередать не только красоту человека, но и его мужество, готовность к подвигу.Древнегреческие скульптуры изображали борцов (всемирно известна работа Мирона- «Дискобол»,работа Поликлета «Копьеносец»). Из письменныхисточников известно, что упоминание об Олимпийских играх было намного раньше,чем общепринятые первые Oлимпийскиеигры. Уже 900 лет до н.э. некоторые города объединялись для проведения культовыхигрищ, выбирая обычно какое-либо священное место. Согласно легендепредставитель Элиды, Пизы и Спарты объявили Олимпию священным местом, а месяцпроведения состязаний обязательным периодом мира. Олимпия давно была местомпроведения обрядов и была связана с культом Зевса.
Греки вели счёт игр отпервых Олимпийских игр, которые по преданию были в 776 году до н.э.
Из археологическихраскопок известно, что в Олимпии было построено 5 стадионов. Наряду сОлимпийскими играми официальное признание получили — под знаком общегреческогосамосознания и устремлений: Истмийские игры (586 год до н.э.) Пифийскиеигры(582 г. до н.э.) Немейские игры (473 г. до н.э.) панафинейские (565 г. до н.э.)делосские игры в честь Дионисия элефтерийские игры (отмечавшие изгнанияперсов). После победоносного завершения двух войн с персами в обстановкеликования, охватившего всю Грецию, был построен Олимпийский храм Зевса.Олимпиада классического периода была великим общегреческим съездом. Здесьзрители устраивали демонстрации протеста против олигархов, гордящихся своейроскошью, здесь заключались важные договора, торговцы вступали в сделки сприбывшими с дальних колоний, военачальники участием в олимпиадах поднималисвой престиж, богачи делали пожертвования и хвалились своей щедростью.Историки, философы, ораторы и драматурги считали главным показателем успеха втворчестве победу в «соревновании умов» на Олимпиаде.
1.4Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры с VIвека до н.э. в Древнем Риме
По преданию Рим былоснован в середине 8 века до н.э. С превращением римского государства вогромную державу Рим стал крупнейшим город Средиземноморья. Римляне, не толькобогачи, но и народ, любили зрелища, особенно бои гладиаторов и гонки колесниц.Они имели огромные масштабы и пышность. На одном из праздников, который длилсяболее 100 дней на арену было выпущено 11 тысяч зверей, 10тыс гладиаторовсражались друг с другом и с дикими зверями. Римский ипподром, на которомпроводились скачки и соревнования колесниц, запряжённых 4-ками лошадей, вмещалдесятки тысяч зрителей, здесь были роскошные ложи для императора и вельмож.Именно в Риме при рабовладельческом строе была лучшим образом подготовленная вфизическом отношении армия. Подготовка юношей 16-17 лет т. е. до армии былазадачей семьи. В Риме не было организовано школьного физвоспитания. Физическитрудную работу выполняли рабы, а рабовладельцы считали позорным качать мышцы,считая главной своей привилегией умение грамотно мыслить и управлять. В период,когда Рим захватил Грецию, римлянам понравилось устраивать зрелища, подобныегреческим Олимпийским играм. Они даже хотели перенести Олимпийские игры в Рим,но это не увенчалось успехом. Однако их не интересовали регулярные тренировкиспортсменов, их нарастающие успехи, Римлянам нравился сиюминутный успех узрителей, пышность и красочность проводимых мероприятий. Рабовладельцы, да имногие небогатые Римляне считали глупостью для образованного человекатренировать тело и мышцы. Возрос спрос на способных атлетов. Действовавшие пригимнасиях залы были превращены в институты по подготовке спортсменов. Игры всёбольше стали приспосабливаться к условиям Римской империи. В их рамках сталипроводиться бои зверей, состязания гладиаторов. В некоторых местах средиучастников появились женщины. Отдельно надо сказать о представителях знати. Вчисло этических норм у многих богачей входили тренировки по бегу, прыжкам,гантелям, плаванию и упражнения с мячом. Рядом с дворцами патрициев строилисьсферистериумы — специально для упражнений с мячом. Многие представители знати иизвестные граждане, например Цицерон посещали гимнасии и гимнастические залы,построенные о примеру греческих. В амфитеатрах проводились бои гладиаторов. Боигладиаторов времён республики были намного более жестокими, чем в последующиевремена империи. Когда власть консулов и сенаторов ослабла и уже не моглауправлять народом, рабами и войском, то управление государством перешло в рукиимператоров. Самыми известными личностями являются Юлий Цезарь, Антоний,который женился на Клеопатре и жил в Египте, Октавиан, Траян. Рядом сослепительной роскошью в Риме была жалкая нищета. Чтобы не допустить волненияголодной бедноты от имени императоров раздавался хлеб, работали бесплатные банис бассейнами. Рабов было настолько много, что они делали практически всю работу.Не только рабовладельцы, но и бедняки считали труд делом рабов. Они требовалиот императоров «хлеба и зрелищ». Получилось, чтоименно императоры стали заботится о развитии физкультуры. Они строили громадныекупальни, посередине которых под открытым небом размещалась площадка дляпосетителей. Помимо плавания здесь каждый выполнял приятные для него упражнения:танцевали, делали пробежки, боролись, поднимали тяжести, играли в мяч илинастольные игры, делали массаж. Для удовлетворения потребностей народа вразвлечениях были построены огромные театры. Колизей вмещал 50тыс зрителей,цирк Максимус — 350тыс зрителей. Арены крупнейших амфитеатров переоборудовалисьв бассейны, которые можно было заполнять водой и устраивать всевозможныепоединки на воде. Хорошо обученные всадники на колесницах и гладиаторыпользовались огромной популярностью. Римляне, не только богачи, но и народ,любили зрелища, особенно бои гладиаторов и гонки колесниц. Они имели огромныемасштабы и пышность. На одном из праздников, который длился более 100 дней, наарену было выпущено 11 тысяч зверей, 10тыс гладиаторов сражались друг с другоми с дикими зверями. Римский ипподром, на котором проводились скачки исоревнования колесниц, запряжённых 4-ками лошадей, вмещал десятки тысячзрителей, здесь были роскошные ложи для императора и вельмож. Всадников игладиаторов прославляли, их изображения были на мозаиках и вазах. Поэтомумногие представители знати сами желали готовиться и участвовать не только влюбительских гонках на колесницах, но и в гладиаторских боях. В смешанных парахвместе с мужчинами в поединках выступали и женщины-амазонки. Несмотря на всёэто бои и скачки были очень бесчеловечны. Многие гибли под копытами лошадей иколёсами, раненых гладиаторов почти всегда убивали под крики и одобрение толпы.В конце эпохи римской империи обострилась классовая борьба. Стадионы и циркибыли местом, где начинались народные восстания. На состязаниях наездников иколесниц болельщики разных городов одевали разноцветную одежду: белую, красную,синюю, зелёную, иногда случались массовые стычки болельщиков, которым не мешалипредставители императоров, боясь выступлений против властей. И всё-таки настадионах началась целая серия восстаний против власти. Юстиниан, чтобыпредотвратить дальнейшее распространение волнений закрыл все древние учрежденияфизкультуры, гимнасии (преподаватели были вынуждены бежать), оставил тольковизантийский ипподром. Кроме того, повсеместно стало распространятьсяхристианство, которое считало физкультуру греховной телесностью. В конце 4 векав Римской империи были запрещены все религии, кроме христианской. Императорзапретил даже Олимпийские игры, посвящённые Зевсу.

Заключение
КУЛЬТУРА — определённыйуровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный втипах и формах, в организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемыхими материальных и духовных благах.
В масштабах общей культурымы трактуем физическую культуру как творческую деятельность человечества,находящуюся в тесной взаимосвязи с историей общества.
Физкультура зарождаласькак ритуальные упражнения, служила средством организации сильного войска,средством сплочения народа. Народные зрелища помогали созданию культаимператоров, но именно на стадионах люди подняли первые восстания, которые вконечном итоге привели к гибели рабовладельческого строя и установлениюфеодального, на то время более прогрессивного.
История рассматриваетфизическую культуру и спорт как органическую часть всей человеческой культуры,воспитания и образования людей, подготовке их к трудовой и военнойдеятельности. Физическая культура оказывает влияние на многие стороныобщественной жизни: медицину, педагогику, науку, военное дело, искусство.
Физическая культура испорт способствуют воспитанию гармонически развитой личности.

Литература
1. Н.И. Пономарёв. Возникновение ипервоначальное развитие физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1970.-220с.
2. Л. Кун. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982-398с.
3. Коровкин В.П. История древнегомира: Учебн. — М.: Просвещение,1990.-254с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.