Реферат по предмету "Культура и искусство"


Отечественная культура конца 19-го - начала 20 вв. Основные тенденции развития и вклад в мировую культуру

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОСИБИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – НИНХ
ИнститутМеждународных отношений и права
КафедраМеждународных отношений
РЕФЕРАТ
По теме«Отечественная культура конца 19-го — начала20 вв. Основные тенденции развития и вклад в мировую культуру»
Новосибирск,2009

Введение
В России конца 19 — начала 20 вв. в период «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей»,научно-технического прогресса и острых политических катаклизмов, произошлиглубокие и серьезные изменения в искусстве, определившие новые и уникальныепути его развития.
С одной стороны,искусство того времени – это отказ от старых художественных традиций, попыткатворчески переосмыслить наследие прошлого. Никогда прежде художник не был таксвободен в своем творчестве – создавая картину мира, он получал реальнуювозможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия.
Культура конца 19 –начала 20 столетий многогранна. Порой она представляется сплошным нагромождениемстилей, направлений, течений и школ, одновременно взаимодействующих ипротивоборствующих между собой. Пережитые потрясения, войны, перемены всоциальной структуре, веяния новых ценностей и стремлений Запада, все большаязаинтересованность общества в науках и искусстве – все это сильно повлияло наразвитие культуры того времени. Прилив творческой энергии, появление новыхжанров, изменение и усложнение тем произведений стали началом новой эпохи,которую называют Серебряным Веком.
Данный период до сих порпредставляет огромный интерес как для профессионалов, так и для обычныхлюбителей искусства. Моя цель – по возможности подробно рассмотреть литературу,изобразительное искусство, архитектуру и театральное искусство той эпохи, таккак эти направления культуры дают наиболее точное понимания сути Серебряноговека. Я бы хотела рассмотреть и классифицировать основные течения, выделить изних специфические жанры и описать их наиболее яркие черты. Также моей задачейявляется перечислить основных культурных деятелей, внесших вклад в развитиетого или иного вида искусства.

Литература конца19-начала 20 веков
1) Символизм
Начало эпохе Серебряноговека было положено символистами; символизм стал первым значительным модернистскимтечением в России. Все изменения в литературе, новые школы и течения отчастинаходятся под его влиянием, даже те, которые созданы в противоречие ему. Врусском символизме нет единства концепций, он не имел ни единой школы, ниединого стиля, выражался он в обилии способов самовыражения. А объединялосимволистов недоверие к обыденному и банальному, желание выражать свои мысличерез символы и аллегории, будь то изобразительное искусство или литература;желание предать своему творению еще более туманную, неоднозначную окраску.
Изначально, русскийсимволизм имеет те же корни, что и западный – «кризис позитивного мировоззренияи морали». Стремление заменить мораль и логику эстетикой, положение о том, что«красота спасет мир» стали основным принципом ранних русских символистов, впротивовес идеологии народничества. В конце 19 столетия интеллигенция и богема,с некоторой тревогой взиравшие в будущее, не сулившее ничего хорошего,восприняли символизм как глоток свежего воздуха. Он становился все популярней ипопулярней, вовлекая все больше и больше талантливых людей, которые, каждыйобладая своим неповторимым взглядом на вещи, и сделали символизм такиммноголиким. Символисты стали выражением тоски по духовной свободе, трагическимпредчувствием грядущих перемен, символом доверия к проверенным многовековымценностям. Чувство неблагополучия и неустойчивости, боязни перемен инеизвестности объединяли таких разных по философии и отношению к жизни людей.Символизм – это удивительная коллекция многих индивидуальностей, характеров,интимных переживаний и впечатлений, которые хранятся глубоко в душе поэта,писателя или художника. Лишь только чувство упадка, ностальгические настроения,меланхолия объединяют множество лиц в одно.
У истоков символизма вПетербурге стояли Дмитрий Мережковский и его супруга Зинаида Гиппиус, в Москве– Валерий Брюсов. Мотивы трагической замкнутости, отрешенности от мира,волевого самоутверждения личности прослеживаются в произведениях Гиппиус;общественная направленность, религиозные и мифологические сюжеты – уМережковского; баланс противоположного, борьба за жизнь и смирение передсмертью пронизывают творчество Брюсова. Очень популярными становятся стихиКонстантина Бальмонта, который заявил о свойственном символистам «поискесоответствий» между звуком, смыслом и цветом. Увлечение Бальмонта звукописью,красочными прилагательными, вытесняющими глаголы, приводит к созданию почти«бессмысленных», по мнению недоброжелателей, текстов, но это явление позжеприводит к возникновению новых поэтических концепций.
Чуть позднее развиваетсятечение младших символистов, создававших романтически окрашенные кружки, вкоторых, обмениваясь опытом и идеями, они оттачивали свое мастерство. А. Блок,А. Белый, В. Иванов и многие другие уделяли большое вниманиенравственно-этическим идеалам, пытаясь совместить интересы общества со своимисобственными.
Литература и искусство вэто время переживали бурный подъем, старые стили перерождались, появлялисьновые, и нельзя точно определить, где заканчивался один и начинался другой,границы были эфирными и туманными, все витало в воздухе.
История символизма весьматрагична, как впрочем, и история многих других жанров. Поначалу символизм былвстречен более чем холодно – неадаптированные к русскому обществу, не имеющиеотношения к земле и народу произведения были непонятны широким массам, ипрактически подняты на смех. После недолгого периода расцвета в пикусимволистам начинают формироваться новаторские течения с более приземленными ижесткими принципами. В последнее десятилетие перед революцией символизмпереживал кризис и упадок. Часть символистов не приняли революцию 1917 года ибыли вынуждены иммигрировать из страны. Многие продолжали писать, однакосимволизм неумолимо угасал. Тех, кто остался в стране, ждало переосмыслениепрежних ценностей. Символисту нечем было заработать на жизнь впослереволюционной России.
В начале 20-ых годовобразовалось несколько центров русской эмиграции, в том числе в Париже, Праге,Берлине, Харбине, Софии. С учетом условий той или иной страны здесьформировались основы культурной жизни русской диаспоры. Культура российскойэмиграции базировалась на традициях классической культуры. Своей задачей этилюди считали сохранение и развитие русской культуры. В налаживании духовнойжизни эмиграции заметную роль играли русские газеты, их издавалось около сотни.В таких странах, как Чехословакия, Болгария открылись учебные заведения русскойдиаспоры. В Берлине сложились хорошие условия для издания произведенийэмигрантских авторов. В среде зарубежной интеллигенции возникали различныеидейно-политические течения, в которых отражались поиски путей возрожденияРоссии и ее культуры, одно из таких течений – евразийство.
Осложнение международнойобстановки в 30-ых годах способствовало возобновлению в среде эмигрантов спорово судьбе России и возможности возвращения на Родину. Вернулись в СССР писательА. Куприн, поэтесса М. Цветаева. Но укреплявшаяся тоталитарная системазаставляла многих отказаться от мысли возвращения домой.
2) Акмеизм
Своеобразным «антонимом»символизма стал акмеизм – возникшее в начале 20 века литературное течение,главным идеологом которого был Николай Гумилев. Акмеисты провозглашали материальность,предметность тематики и образов, точность и прямоту слова, в противовесзапутанным и туманным знакам символизма. Акмеизм связывают с деятельностью«Цеха поэтов» — нескольких творческих объединений в разных городах России иЕвропы, центральной фигурой которых и являлся Гумилев. Он, О. Мандельштам, С. Городецкий,В. Нарбут и А. Ахматова стояли у истоков акмеизма.
Акмеисты уклонялись от социальнойтематики в своих произведениях, ставя выше всего стремление к «мужественнотвердому и ясному взгляду на жизнь», рисуя идеал поведения. Акмеизм – вкакой-то степени жанр смирения. Он уже не ожидает перемен с тревогой, что можновстретить в символизме, но с готовностью воспринимает мир таким, какой он есть,не возвышая его и не идеализируя. Поэзия акмеизма отличалась повышеннойсклонностью к культурным ассоциациям, она вступала в перекличку с минувшимилитературными эпохами. О. Мандельштам определил ее как «тоску по мировойкультуре». В его произведениях прослеживается влияние античности, мотивы инастроения «экзотического романа» и «железного стиха» характерны для Гумилева,идеи натурфилософии у Зенкевича.
Особое место в поэзииакмеизма занимает творчество Анны Ахматовой. Критика сразу же отметила отличительныечерты ее поэзии: сдержанность интонаций, камерность, психологизм. Своей любовьюк человеку, верой в его духовные силы Ахматова явно отходила от идеи акмеистово животном начале человека, о близости человека современного к Адаму.Творчество Ахматовой становится своеобразным мостиком от культурыдореволюционной к культуре советского периода, хотя, по сути, Анна не являласьчастью ни той, ни другой. Анне Андреевне удалось стать поэтессой, стоящей встороне от школ и течений, избежать классификаций и определений. Может быть,причина в ее тяжелой судьбе: идеология погубила ее семью, сама Анна пережилатяжелые времена травли, став поэтом без ярлыка, без направления, что иувековечило в памяти людей.

3) Футуризм
Параллельно с этими двумятечениями развивалось бунтарская культура футуризма. Она характеризовалосьпрезрением к искусству прошлого, стремлением создать свое собственное, новое, ивовлечь в него широкие массы, говорить от их лица. Одной из основных ее чертбыло желание эпатировать, шокировать публику, отрицание идеалов прошлого, курсна будущее, и как следствие этого, культ техники, урбанизации, индустриальныхгородов. Футуристы провозгласили себя противниками буржуазного общества,«уродующего личность», они отметали любые литературные традиции, в первуюочередь – классическое наследие, утверждая, что оно безнадежно устарело. В этомих основное (помимо стилистических) отличие от акмеистов, которые, хотя исчитались противниками символистов, но все же многое заимствовали у них.Футуризм – это искусство нового, переделанного мира, безжалостное по отношениюк прошедшим векам и с оптимизмом борющееся во имя будущего.
Характерныестилистические отличия футуризма от других течений – эксперименты со словами, срифмой и ритмикой; бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация напроизносимый стих, лозунг, плакат. В некоторых случаях русская речь практическизаменялась набором бессмысленных слов.
Родоначальниками русскогофутуризма считаются « будетляне» (термин образован от глагола «будет»), членыСанкт-Петербургской группы «Гилея» ( Владимир Хлебников, Алексей Крученых,Владимир Маяковский и Давид Бурлюк) в декабре 1912 года выпустившие манифест«Пощечина общественному вкусу». Этот манифест призывал «Бросить Пушкина,Достоевского, Толстого и проч. и проч. с корабля современности» и формулировал4 права поэтов:
1. На увеличениесловаря поэта в его объеме произвольными и производными словами
2. Непреодолимуюненависть к существовавшему до них языку
3. С ужасомотстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовойславы
4. Стоять на глыбеслова «мы» среди моря свиста и негодования
Как и другиемодернистские течения, футуризм имел внутренние противоречия. В наиболеезначительную футуристическую группировку, впоследствии получившую названиекобофутуризма, входили Д. Бурлюк, В. Хлебников, А. Крученых, В. Каменский, В.Маяковский и другие. С другой стороны была группировка эгофутуристов, лидеромкоторой был И. Северянин. Для эгофутуризма, помимо прочих черт, была характернанекая рафинированность ощущений, использование новых иноязычных слов и показнойсебялюбие.
Футуризм оказалсятворчески продуктивным – важным следствием исследований футуристов сталоосознание того, что непонимание или не полное понимание в искусстве – не всегдапроблема, а порой необходимое условие для полного восприятия. Приобщение кискусству воспринимается как труд, сотворчество, зритель или читатель больше непассивен, он не потребляет искусство, а активно осмысливает его и добавляетчто-то новое.
4) Имажинизм
От футуризма произошлотак же течение имажинизма, представители которого утверждали, что цельтворчества состоит в создании образа. Основное выразительное средствоимажинистов – метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различныеэлементы двух образов — прямого и переносного. Для творчества имажинистовхарактерны эпатаж и анархические мотивы.
Как поэтическое движениеимажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов».Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футуристВадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов СергейЕсенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннемтворчестве Шершеневича и Есенина, а Мариенгоф организовал литературную группуимажинистов ещё в родном городе. Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30января 1919 г. в воронежском журнале «Сирена», кроме них подписали поэт РюрикИвнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. К имажинизму также примкнулипоэты Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман.
В 1919—1925 гг. имажинизмбыл наиболее организованным поэтическим движением в Москве. Устраивалисьпопулярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множествоавторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих впрекрасном» (1922—1924), для чего были созданы издательства «Имажинисты»,«Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А. Кусиков). Рядпоэтов выступил с теоретическими трактатами («Ключи Марии» Есенина,«Буян-остров» Мариенгофа, «2х2=5» Шершеневича, «Имажинизма основное»Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своимиэпатажными выходками.
Организационно имажинизмфактически распался к 1925 году: в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков, в 1924году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другиеимажинисты отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу.Летом 1927 года было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов».Взаимоотношения и акции имажинистов были затем подробно описаны в воспоминанияхМариенгофа, Шершеневича, Ройзмана.
К последователямимажинистов, или «младшим имажинистам», относилась поэтесса Надежда Вольпин,известная также как переводчица и мемуарист.

5) Сатирическая поэзия
На стыке веков, во время«революционных преобразований» сатирико-поэтической области тоже происходилиесли и не революционные, то все же изменения. Модернистские веяния, о которых яговорила выше, не только формировали новые течения, но и оказывали существенноевлияние на уже сложившиеся.
1 апреля 1908 года сталосимволичной датой. В этот день в Петербурге вышел в свет первый номер новогоеженедельного журнала «Сатирикон», который затем целое десятилетие оказывалзаметное влияние на общественное сознание. Первым главным редактором журналастал художник Алексей Александрович Радаков, а с девятого номера этот постперешел к писателю-сатирику, драматургу и журналисту Аркадию ТимофеевичуАверченко.
«Сатирикон» был изданиемвеселым и едким, саркастическим и злым; в нем остроумный текст соседствовал сязвительными карикатурами, забавные анекдоты сменялись политическим шаржем. Вто же время журнал отличался от множества других юмористических изданий тех летсвоим социальным содержанием: здесь, не выходя за рамки приличий,бескомпромиссно высмеивались представители власти, черносотенцы. «Сатирикон»привлекал читателей тем, что его авторы практически отказались от обличенияконкретных высокопоставленных лиц. Ведь глупость везде остается глупостью,пошлость — пошлостью, а потому на первый план выдвигается стремление показатьчеловеку такие ситуации, когда он сам бывает смешон. На смену объективнойсатире приходят «сатира лирическая», самоирония, позволяющие раскрыть характер«изнутри». Особенно ярко это проявлялось в поэзии, где объектом сатирическогоили юмористического изображения является лирический герой.

Изобразительное искусство
Пришедший из Европымодернизм в России получил множество ответвлений и интерпретаций. Одни жанрыполучили широкое распространение, история развития других содержит всегонесколько фамилий художников. Тем не менее, изобразительное искусство тоговремени, как и литература, изобилует новыми методами и формами.
1) Импрессионизм
Невероятно популярное вЕвропе и сегодня, течение, подарившее мировой культуре столько великих имен, необошло стороной и Россию. Влияние импрессионизма испытали Константин Коровин,Валентин Серов и Игорь Грабарь и многие менее известные художники. «Русскийимпрессионизм» имеет ярко выраженную национальную окраску, что так отличает егоот традиционного французского импрессионизма. Многие советские художникиобращались к импрессионизму, несмотря на то, что он был признан«формалистическим течением» и говорить об этом методе в творчестве кого-либохудожника означало нанести ему оскорбление или даже обличить в жуткой ереси.
Черты «впечатления» вработах русских художников, которых искусствоведы относят к импрессионизму,увидеть сложнее, чем в работах их «коллег» из других стран. Полотна европейцев ярче,провокационней и свежее; полотна же русских художников сдержанней, однакогармоничней. Они чаще всего перенимают у западных художников метод нанесениямазков, искажение и усложнение композиций и новаторство цвета, однако используютэто в более мягкой форме.

2) Авангард
В русской художественнойкритике слово «авангард» впервые употребил Александр Бенуа в 1910 г. в статье о выставке «Союза русских художников», где осудил «авангардистов». К нему можноотнести различные новаторские направления в российском искусстве,обозначавшиеся терминами «модернизм», «новое искусство», «футуризм», «кубофутуризм»и др. Я уже упоминала эти термины, говоря о литературе. Существует несколькоавангардистских направлений:
а) Абстракционизм. Этонаправление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого кдействительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целейабстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовыхсочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразныеассоциации. В живописи России XX века главными представителями абстракционизмабыли: Василий Кандинский (работавший в Германии, где и создал первыеабстрактные композиции), Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, основавшие в 1910—1912гг. «лучизм», и, считавший себя основоположником нового типа творчества супрематизмаКазимир Малевич, создатель знаменитого «Чёрного квадрата».
б) Лучизм
Относится к абстрактномуискусству, основан на вмещении световых спектров и светопередаче. В лучизмеработали Михаил Лё-Дантю и другие художники «Ослиного хвоста»(художественноеобъединение, организованное Ларионовым и Гончаровой, по названию одной изкартин на выставке в Париже, написанной хвостом осла). Особое развитие лучизмполучил в творчестве С.М. Романовича, который колористические идеи лучизмасделал основой «пространственности» красочного слоя фигуративной картины.

в) Конструктивизм
Более поздний видавангарда, относится к советскому периоду. Характеризуется строгостью, геометризмом,лаконичностью форм. Возник после Октябрьской революции в качестве одного изнаправлений нового, авангардного, пролетарского искусства. В условияхнепрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого»,новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусстводолжно было служить производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул ктечению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственногоискусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» имечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем вблагоустроенном городе.
г) Супрематизм
Направление, основанное в1-й половине 1910-х гг. в России К.С. Малевичем, одна из разновидностейабстракционизма. Супрематизм выражался в лишённых изобразительного смыслакомбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (вгеометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника).Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанныевнутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означалдоминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Вбеспредметных полотнах краска, по мысли К.С. Малевича, была впервые освобожденаот подсобной роли, от служения другим целям, — супрематические картины сталипервым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силучеловека и Природы (Бога).
Супрематизм стал одним изцентральных явлений русского авангарда. В 1919 г. Малевичем и его ученикамибыла создана группа УНОВИС (Утвердители нового искусства), развивавшая идеисупрематизма. В дальнейшем, даже в условиях гонений на авангардное искусство в СССР,эти идеи нашли свое воплощение в архитектуре, дизайне, сценографии.
д) Футуризм
В отличие от итальянскогофутуризма, русский футуризм проявлялся в основном в литературе. Изобразительноеже искусство этого жанра представлено уже упоминавшимися мною МихаиломЛарионовым, Натальей Гончаровой и Казимиром Малевичем. Трудно сказать, что этихудожники принадлежали к какому-то конкретному течению авангардного искусства,так как границы между этими течениями весьма неоднозначны. Интересным примеромсовместной работы поэтов и художников в жанре футуризма является опера «Победанад солнцем», либретто которой написал Алексей Крученых, а декорации оформилКазимир Малевич.
е) Примитивизм
Зародился в XIX веке,вмещал в себя обдуманное упрощение картины, делая её формы примитивными, кактворчество ребенка или рисунки первобытных времен. Примитивизм следует отличатьот подлинного наивного искусства. В этом жанре работали грузинский художникНико Пиросманишвили, украинские художницы Екатерина Белокур и Мария Примаченко.
Понятия абстракционизма,экспрессионизма связаны с именем Василия Кандинского, русского живописца,графика и теоретика изобразительного искусства. Этот художник считаетсяосновоположником русского абстрактного искусства, на его идеи повлияли оченьмногие направления, от немецкого экспрессионизма до французского фовизма. Онхотел сосредоточить все средства живописи на передаче сложной системы чувств иощущений, которые живут в потаённых глубинах души художника и не зависят отматериального мира. Создавая абстрактные композиции, Кандинский фактическиизменил природу живописи — искусства, тесно связанного с повествованием, — иприблизил её к музыке, которая призвана не изображать, а выражать наиболеесложные душевные состояния.

3) Передвижники
Товарищество передвижныххудожественных выставок — творческое объединение российских художников,существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участникиТоварищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себяпредставителям официального академизма (т.е. стиля, возникшего в периодвозникновения в Европе академий художеств, основой которого был классицизм).Основателями общества были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге и В.Г. Перов.В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества.Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности,организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативныхначалах. Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870—1880-егоды. В состав передвижников в разное время входили И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.К.Саврасов, И.И. Шишкин, A.M. и В.М. Васнецовы, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко,И.И. Левитан, В.А. Серов, А.Е. Архипов и др.
Для картин передвижниковбыли характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность,высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический вцелом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижниковбыли импрессионизм и реализм.
4) «Мир искусства»
Такназывалось художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х.Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 г. членами группы.Основателями «Мира искусств» стали художник А.Н. Бенуа и театральный деятель С.П.Дягилев. Ядро объединения составили выпускники гимназии К.И. Мая в Петербурге.Громко о себе заявило, организовав «Выставку русских и финляндских художников»в 1898 году в Музее центрального училища техники рисования барона А.Л. Штиглица.
Художественнаяориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовесидеям передвижников художники «Мира искусства» провозгласили приоритетэстетического начала в искусстве. Члены «Мира искусства» утверждали, чтоискусство — прежде всего выражение личности художника. В одном из первыхномеров журнала С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само посебе, а лишь как выражение личности творца». Полагая, что современнаяцивилизация противоречит культуре, «мирискусники» искали идеал в искусствепрошлого. Художники и писатели в своих картинах и на журнальных страницахоткрыли российскому обществу тогда мало оцененную красоту средневековойархитектуры и русской древней иконописи, изящество классического Петербурга иокружающих его дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древнихцивилизаций и заново оценить собственное художественное и литературноенаследие.

Архитектура
Промышленныйпрогресс на рубеже веков повлек за собой существенные изменения в архитектуре.Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) исовершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные ихудожественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждениюстиля модерн.
Модерн
Этот стильполучил распространение в связи с художественным стилем модерн. Архитектурумодерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных,«природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Как и ряддругих стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданиюодновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое вниманиеуделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательнопрорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы —художественно обрабатывались. Архитектура модерна разнообразна. Стиль этотвобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могутнапоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, вотличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались отпрямого копирования форм ренессанса и барокко. С развитием стиля выделилосьнесколько направлений:
а)Неоромантизм. Используются элементы романского стиля, готики, ренессанса и др.Католический собор французского посольства в Петербурге (элемент романскогостиля)
б)Неоклассицизм. Присуще обращение к традициям искусства античности, Возрожденияили классицизма. Обращение к архитектуре прошлых лет, стремление к полнойреконструкции старого стиля, к иллюзии старины. Музей имени Пушкина в Москве,Азовско-Донской банк в Петербурге.
в)Рационализм. Преобладание более простых форм, их лаконичность ифункциональность. Термин обычно применяют не к модерну, а к более позднему стилю- авангарду. Жилой комплекс на Шаболовке.
В отдельныхкрупных городах и регионах модерн имел свои отличительные черты. Так появилисьтермины: модерн венский, берлинский, парижский, в России, — московский,петербургский, рижский, провинциальный и т.д. В Скандинавии сложилосьнаправление, которое там называют «национальный романтизм». В России онизвестен как северный модерн, или финский.
Культураскандинавских стран вызывала огромный интерес. Дягилевым была организованавыставка скандинавских художников, знакомство с которыми оказало огромноевлияние на русских художников. Общение русского художника Николая Рериха сфинским коллегой Аксели Гален-Калеллой вылилось в большую дружбу, о сходстве ихживописи и взглядов на искусство неоднократно отмечалось. Финский зодчийГоттлиб Сааринен (архитектор вокзала в Хельсинки), основоположник стиля«национального романтизма» часто посещал Петербург, был знаком со многимивидными деятелями русской культуры. В результате сформировалось два частовзаимодействовавших направления. Одно из них — «Русский стиль». В поискахмонументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода иПскова. Другое — собственно «Русский северный модерн», очень близкий кпостройкам Стокгольма и Гельсинфорса.
Главныевнешние приметы архитектуры «Северного модерна» — с большим искусствомподобранные сочетания естественных и искусственных отделочных материалов,каждый из которых выигрывает от соседства с другим. В элементы отделки введены орнаменты,вдохновленные северным фольклором, образами северной флоры и фауны. Контрастныесочетания фактур, форм, разнообразие оконных проемов и их сочетания спростенками — всё это превращает фасады в полном смысле слова в ожившуюсеверную поэму.

Музыка. Театр
Конец 19начало 20 столетия стал не менее богатым в музыкальном плане периодом, чемпредыдущие, а так же стал чуть более сложным. Особого перелома в этом видеискусства не было, продолжали деятельность композиторы 19 века, их традициипродолжали более молодые авторы, обладавшие более свежим взглядом на вещи.Произошли жанровые изменения: опера, занимавшая главное место в русской музыкеболее 100 лет отошла на второй план, а балет, наоборот, возвысился. Дело П.И. Чайковского– создание прекрасных балетов продолжил Александр Константинович Глазунов –автор “Раймонды” “Барышни-крестьянки”. Широкое развитие получили симфоническиеи камерные жанры. Глазунов создал восемь симфоний и симфоническую поэму “СтепанРазин”. Сергей Иванович Танеев сочиняет симфонии, фортепианные трио и квинтеты.Среди молодого поколения музыкантов были композиторы нового типа. Они писалимузыку по-новому, иногда даже резко. К ним относятся Скрябин, чья музыкапокоряла своей силой одних, и пугала своей новизной других, и Стравинский, чьибалеты, поставленные во время “Русских сезонов” в Париже, привлекали вниманиевсей Европы. В годы 1-й мировой войны на русском горизонте восходит еще одназвезда — С.Прокофьев. Через музыку, как и через все русское искусство, проходиттема ожидания великих перемен, которые происходили и влияли на культуру.
Особое местов мировой культуре заняли русские музыканты и певцы, находившиеся в эмиграции.С неизменным успехом в странах Европы и Америки проходили гастроли композитораи пианиста Рахманинова, виртуозно исполнявшего собственные произведения ипроизведения западных композиторов. Ф.Шаляпин, выдающийся русский бас, удачносочетающий в себе дар певца и драматического актера, выступая на сценах лучшихтеатров мира пропагандировал русское искусство и творчество Мусоргского,Римского-Корсакова, Глинки, Рубинштейна.
Серебряныйвек – не только время взлета поэзии, но и эпоха художественных открытий втеатральном искусстве. В конце 19 века сценическое искусство переживало кризис,проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носилразвлекательный характер, он не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеровне отличалась многообразием приемов. Необходимы были глубокие перемены втеатре, и они стали возможны с появлением пьес А.П. Чехова и М. Горького. В1898 году открылся Московский Художественно-общедоступный театр (с 1903г.-Московский Художественный театр), основателями которого были К.С. Станиславскийи В.И. Немирович-Данченко, новаторы театрального искусства.
Перестроитьвсю жизнь русского театра, убрать всю «казенщину», увлечь общностью интересоввсе художественные силы – так были определены задачи нового театра.Станиславский и Немирович- Данченко, используя отечественный и мировой опыттеатра, утверждали искусство нового типа, отвечающего духу времени. Врепертуаре театра ведущее положение заняли пьесы Чехова («Чайка», «Дядя Ваня»,«Три сестры»), затем Горького («Мещане», «На дне»). Лучшими спектаклями сталипостановки «Горе от ума» Грибоедова, «Месяц в деревне» Тургенева, «Синяя птица»Метерлинка, «Гамлет» Шекспира. Этот репертуар требовал талантливыхисполнителей. К. Станиславский разработал систему актерской игры и режиссуры,выступив против дилетантства, добиваясь воспитания актера-гражданина, игракоторого вела бы к созданию органического процесса по продуманной логикехарактера сценического героя, актер должен был стать первенствующей фигуройтеатра. Художественный театр очень скоро стал ведущим, передовым театромРоссии, что было прежде всего обусловлено его демократической сущностью.
Новые веяниятакже затронули балетную сцену. Они связаны с именем балетмейстера Фокина.Одним из создателей «Мира искусства» Дягилевым были организованы Русские сезоныв Париже – выступления артистов русского балета (1909-1911гг) Эти выступлениястали триумфом русского хореографического искусства. Артисты доказали, чтоклассический балет может быть современным, волновать зрителя, если танец соответствующимитанцевальными средствами несет смысловую нагрузку, органически сливается смузыкой и живописью. Успех Русских сезонов связывают с именем М. Фокина –балетмейстера и художественного руководителя труппы. Его лучшими постановкамибыли «Петрушка», «Жар-птица», «Шехерезада», «Умирающий лебедь».
В 1904г.талантливая русская актриса В. Комиссаржевская организовала в Санкт-Петербургесвой театр, в репертуаре которого была современная драматургия – пьесыГорького, Ибсена, Метерлинка.
Выдающуюсяроль в развитии русской национальной культуры продолжали играть Малый театр вМоскве, Александринский в Петербурге. К концу 19 века на Украине имелосьнесколько профессиональных передвижных трупп, в начале 20 века сценическоеискусство развивалось в Азербайджане и Эстонии, возникли белорусский итатарский театры.

Заключение
Делая вывод о культурерубежа 19 и 20 веков, я бы хотела еще раз подчеркнуть огромное разнообразиеметодов, видов, течений и мнений. Серебряный век – одна из самых насыщенныхкультурных эпох нашей страны. И хотя первопричина возникновения всех этихтечений практически одна – смена веков, чувство больших перемен, необходимостьотобразить свое отношение к этому – многообразие взглядов на эту первопричинуошеломляет. Говорят, сколько людей – столько и мнений. Эта фраза очень точнохарактеризует этот период русской культуры.
Серебряный век стал векомтесного переплетения русской культуры с культурами других стран. Влияниезападных деятелей культуры, прежде всего, итальянских и французских, вдохновиларусских на создание собственного самобытного восприятия; Российская же культурастала новшеством, быстро вошедшим в моду в Европе. Недаром таким уважением испросом пользовались русские поэты и художники-эмигранты, которые, даже покинувРоссию, оставались ярчайшими представителями ее особого культурного фонда. Этоне могло не повлиять на взаимоотношения между странами. Войны сеяли раздор,культура заново собирала вместе разорванный на лагеря мир. Художник – человек,не принадлежащей конкретной стране, но целому миру, поэтому достижения русскиххудожников того периода были шагом вперед не только для нашей страны, но и длявсего мира.
Русская культура внесларазнообразие на улицы Европы, идеи русского искусства стали развивать в другихстранах, рождая еще более совершенные идеи – это как бесконечный круговоротмысли и формы, который то уничтожает старое, то вновь возрождает его.
Серебряный век был ничутьне менее плодотворен, чем так называемый «Золотой век» русской культуры. В этуэпоху произошло столько изменений, и незначительных, и переломных; эти годыотмечены жизнью действительно неординарных людей, избравших борьбу за новое,или скорбящих по старому. Стирая рамки времени и места, стирая условности,каноны, совершая эксперимент над всем, приходит к какому-то пониманию себяхудожник того периода. Несмотря на скорое появление тоталитарного строя,художник на стыке столетий был свободен в своем творчестве увековечить себя, ане человека, сидящего перед ним. И это принципиально новый подход к творчеству– гораздо больше полагаться на собственные мысли, чем на чей-то заказ и шаблон.
Нельзя не отметитьторжество субъективности, личности, человечности в любом понимании. Будь точеловек-зверь, человек – часть общества или человек- символ чего-то большего, онвсе больше проявляется отовсюду, заговаривая со зрителем, читателем илислушателем. Постепенно уходят некоторые рамки приличия, люди становятся чутьраскрепощенный и поэтому ближе друг другу, и в этом заслуга искусства. Торжествоинтеллекта; новых, более «изящных» тем, отличных от прежних, национальных илиисторических мотивов, также дает некоторое ощущение свободы. Может, именноиз-за этого полета фантазии Серебряный век стал таким значительным и популярнымсреди не только русских, но и иностранных ценителей искусства.

Список использованнойлитературы (ресурсов интернета):
1) Сайт Википедия (ru.wikipedia.org)
2) Учебник МировойХудожественной Культуры, 11 кл. Даниловой Г.И. Дрофа 2007.
3) «Культурология.История мировой культуры». Под редакцией А.Н. Марковой. Москва 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.