Реферат по предмету "Культура и искусство"


Особенности творчества И.К. Айвазовского

Уральскийгосударственный колледж
Им.И.И. Ползунова
Рефератна тему:
«Особенности творчества И.К. Айвазовского »
 
Студентка гр.PR-310
Филичкина А.Д.
Преподаватель:    
Скокова О.В.
Екатеринбург
2009

Содержание
Глава 1. Жизнь «поэта моря»
Глава 2. Графика И.К.Айвазовского
Глава 3. Основная экспозиция
Глава 4. История Феодосийскойгалереи
Глава 5. Краткое описаниенескольких картин художника:
5.1 «Десант Н.Н. Раевского уСубаши»
5.2 «Чёрное море»
5.3«Бриг «Меркурий»,атакованный двумя турецкими кораблями»
5.4 «Радуга»
5.5 «Девятый вал»
Глава 6. Наследие Айвазовского
Список использованнойлитературы
 

Глава 1.Жизнь «поэта моря»
Море сдетства вошло в жизнь Ованеса Гайвазовского, родившегося в Феодосии в семьенебогатого армянского торговца. Оно всегда манило мальчика, завораживалобескрайней ширью и неразгаданными тайнами, буйными переливами красок и вечнымдвижением. Но беззаботное детство с ловлей бычков и купанием до посинениябыстро кончилось. Уже в десять лет нужда заставила Ованеса пойти работать вкофейню. Тяжелый каждодневный труд без скидок на возраст закалил будущегоживописца, воспитал в нем упорство и целеустремленность. С волнением слушалмальчик рассказы собиравшихся в кофейни моряков о дальних странах, морскихсражениях и океанских штормах. Моряки привечали Ованеса. Им нравилось, что онза несколько минут может нарисовать на клочке бумаги любой корабль и неошибиться даже в мельчайших деталях такелажа. У молодого художника появилисьпервые заказчики, украшавшие его рисунками свои матросские сундучки.
В кофейневстретил Ованес человека, который круто изменил его жизнь. Архитектор Кох,разглядевший в юном художнике будущего мастера, забрал его из кофейни и сталучить рисованию. С его помощью Иван, так стали звать художника, перебирается вСимферополь, где получает первые уроки живописи. Богатые меценаты, а их всегдахватало в России, посылают его рисунки в Петербург в Академию художеств.Впоследствии живописец не раз говорил, что самым счастливым стал для него день,когда ему сообщили о приеме в академию на казенный пансион.
Гайвазовскомуповезло: в пропитанной духом классицизма Академии он попал в класс к профессоруМ. Воробьеву — прекрасному пейзажисту, знатоку природы, умеющему удивительнотонко и лирично писать водные просторы. Занятия в академических классах многодали молодому художнику. Но он стремился не только овладеть техникой живописи,но и досконально изучить морскую стихию, суровую и опасную жизнь моряков. Ещеучась в академии, он на боевых кораблях выходит в походы по Черному иБалтийскому морям, участвует в трех десантных операциях у берегов Кавказа.Судьба сводит его с выдающимися русскими флотоводцами: М. Лазаревым, П.Нахимовым, В. Корниловым, В. Истоминым, теплые чувства к которым он пронесетчерез всю жизнь.
Впечатленияот увиденного переполняют художника. Айвазовский (так он стал подписывать своиполотна) создает цикл картин, воспевающих красоту и величие моря. Картиныполучили высокую оценку совета Академии. Большая золотая медаль, полученная затри пейзажа с морскими видами, позволили ему уехать в пенсионерскуюкомандировку за рубеж для изучения классики.
Айвазовскийпосещает Рим, Неаполь, Флоренцию, с волнением вглядывается в картины старыхмастеров, много пишет сам. Его полотна, выставленные на римской выставке,привлекли к себе всеобщее внимание. Папа римский Григорий XVI приобретает длякартинной галереи Ватикана картину «Хаос». Гоголь шутил по этому поводу:«Пришел ты, меленький человек с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос вВатикане».
К мастеруприходит европейское признание, отзвуки которого доходят до далекой России. В1841 году «Художественная газета» писала: «В Риме и Неаполе все говорят окартинах Айвазовского. В Неаполе так полюбили нашего художника, что дом егоцелый день наполнен посетителями. Вельможи, поэты, ученые, художники и туристыпоочередно ласкают его, угощают и, воспевая в стихах, признают в нем гения».
Художникавосторженно принимают в европейских столицах. Он первым из русских живописцеввыставил свои картины на выставках в Лувре и был удостоен золотой медали.Амстердамская Академия художеств избирает его своим членом.
В 1844 годуувенчанный европейской славой художник возвращается в Петербург. Его причисляютк Главному морскому штабу в звании «первого живописца», Академия художествпринимает его в свои члены. Художника буквально «засыпают» заказами. Нообстановка светского Петербурга тяготит художника, ему не хватает простора,южного моря и соленого ветра. Айвазовский покидает столицу и поселяется вФеодосии. Здесь мастер начинает работу над большим циклом картин, посвященныхРоссийскому военному флоту. На полотнах живописца оживают героические подвигирусских моряков: «Чесменский бой», «Наваринский бой», «Бриг «Меркурий» послепобеды над двумя турецкими судами».
К подвигуэкипажа брига «Меркурий» художник возвращался и в последующем, посвятив емунесколько картин. Очень уж невероятным был бой двадцатипушечного корабля сдвумя линейными кораблями, превосходящими его по количеству орудий в десятьраз. Только беспримерная отвага и прекрасная выучка экипажа, умелые инестандартные действия капитана корабля А. Казарского позволили бригу с честьювыйти из четырехчасового боя. С этим подвигом связан любопытный геральдическийслучай. Все офицеры брига получили на свои дворянские гербы изображения пистолета,так как перед началом боя заряженный пистолет был установлен в пороховомпогребе, чтобы последние из оставшихся в живых взорвали корабль.
Особое местов творчестве Айвазовского заняла оборона Севастополя в 1854-1855 годах.Художник неоднократно приезжал в осажденный город, прямо на позициях писалэтюды, расспрашивал участников боев. В картинах «Синопский бой», «Гибельтурецкого флота у Балаклавы», «Малахов курган» он стремился запечатлеть самыедраматические и яркие страницы героической эпопеи.
Военно-морскойтеме художник был верен всю жизнь, но на большинстве его картин главным героемявляется море: штормовое или замершее в ожидании бури, с яркими солнечнымибликами на искрящихся брызгами волнах или с золотистой лунной дорожкой, ведущейв неведомое.
За свою жизньмастер написал более шести тысяч картин. А широко известной и, пожалуй, самойлюбимой зрителями стала одна — «Девятый вал». Громады волн вздымаются вокругнебольшого обломка мачты, на котором в отчаянной борьбе за жизнь нескольколюдей, потерпевших кораблекрушение. Их силы на исходе, но сквозь грозовые тучипробивается первый луч солнца — луч надежды на окончание бури, на спасение. Ещенеистовствует океан, но воля человека, его вера в спасение оказались сильнеестихии.
Мастер-маринистпрожил прекрасную творческую жизнь, стал основателем русского романтическогонаправления в морской пейзажной живописи, воспитал талантливых учеников, открылв Феодосии школу живописи, был любим и почитаем народом. Даже смерть неразлучила его с морем. Бронзовый художник с палитрой и кистью в руках устремилвзгляд в морскую даль. На пьедестале короткая надпись: «Феодосия Айвазовскому».
И сегодня,вглядываясь в картины Айвазовского, мы погружаемся в прекрасный и волнующий мирморя.

Глава 2.Графика И.К. Айвазовского
Говоряо творчестве Айвазовского, нельзя не остановиться на большом графическомнаследии, оставленном мастером. Его рисунки представляют широкий интерес как состороны артистического их выполнения, так и для уяснения творческого методахудожника.
Айвазовскийвсегда много и охотно рисовал. Среди карандашных рисунков выделяются своимзрелым мастерством работы, относящиеся к сороковым годам, ко времени егоакадемической командировки 1840-1844 годов и плавания у берегов Малой Азии иАрхипелага летом 1845 года. Рисунки этой поры гармоничны по композиционномураспределению масс и отличаются строгой проработкой деталей. Крупные размерылиста и графическая законченность говорят о большом значении, котороеАйвазовский придавал рисункам, сделанным с натуры. Это были в основномизображения прибрежных городов. Острым твердым графитом Айвазовский рисоваллепящиеся по уступам гор, уходящие вдаль городские постройки или отдельные,понравившиеся ему здания, вкомпоновывая их в пейзажи. Самыми простымиграфическими средствами — линией, почти не пользуясь светотенью, он достигалтончайших эффектов и точной передачи объема и пространства. Рисунки, сделанныеим во время путешествия, всегда помогали ему в творческой работе.
Вмолодости он часто пользовался рисунками для композиции картин без всякихизменений. Позднее он свободно перерабатывал их, и часто они служили ему толькопервым толчком для выполнения творческих замыслов. Ко второй половине жизниАйвазовского относится большое количество рисунков, выполненных в свободнойширокой манере. В последний период творчества, когда Айвазовский делал беглыепутевые зарисовки, он стал рисовать свободно, воспроизводя линией все изгибыформы, часто едва касаясь мягким карандашом бумаги. Его рисунки, утратив былуюграфическую строгость и отчетливость, приобрели новые живописные качества.
Помере того как выкристаллизовывался творческий метод Айвазовского инакапливались огромный творческий опыт и мастерство, в процессе работыхудожника произошел заметный сдвиг, сказавшийся на его подготовительныхрисунках. Теперь он создает набросок будущего произведения по воображению, а непо натурному рисунку, как он это делал в ранний период творчества. Не всегда,разумеется, Айвазовский сразу удовлетворялся найденным в эскизе решением.Имеются три варианта эскиза к последней его картине «Взрыв корабля».Он стремился к лучшему решению композиции даже в формате рисунка: два рисункасделаны в горизонтальном прямоугольнике и один в вертикальном. Все тривыполнены беглым штрихом, передающим схему композиции. Подобные рисунки как быиллюстрируют слова Айвазовского, относящиеся к методу его работы:«Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, япринимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей». ГрафикаАйвазовского обогащает и расширяет наше привычное представление о еготворчестве и о его своеобразном методе работы.
Дляграфических работ Айвазовский пользовался разнообразными материалами итехническими приемами.
Кшестидесятым годам относится ряд тонко написанных акварелей, сделанных однимцветом — сепией. Пользуясь обычно легкой заливкой неба сильно разжиженнойкраской, едва наметив облака, чуть тронув воду, Айвазовский широко, темнымтоном прокладывал передний план, прописывал горы второго плана и рисовал лодкуили корабль на воде глубоким тоном сепии. Такими простыми средствами он иногдапередавал всю прелесть яркого солнечного дня на море, накат прозрачной волны наберег, сияние легких облаков над глубокой морской далью. По высоте мастерства итонкости переданного состояния природы такие сепии Айвазовского далеко выходятза рамки обычного представления об акварельных эскизах.
В 1860 годуАйвазовский написал подобного рода прекрасную сепию «Море послебури». Этой акварелью Айвазовский был, видимо, удовлетворен, так какпослал ее в подарок П.М. Третьякову. Широко пользовался Айвазовский мелованнойбумагой, рисуя на которой он достиг виртуозного мастерства. К таким рисункамотносится «Буря», созданная в 1855 году. Рисунок сделан на бумаге,тонированной в верхней части теплым розовым, а в нижней — серо-стальным цветом.Различными приемами процарапывания тонированного мелового слоя Айвазовскийхорошо передал пену на гребнях волны и блики на воде.
 

Глава 3. Основнаяэкспозиция галереи
В настоящеевремя Феодосийская коллекция произведений мариниста насчитывает 417 работ. Онасоставлена так, что можно проследить эволюцию 63-летнего творческого путимастера.
Период учебыАйвазовского в Петербургской Академии художеств представлен картинами «Берегморя ночью. У маяка» (1837), где чувствуется влияние его учителя М.Воробьёва, «Ялта» (1838), созданная под впечатлением творчестваСильвестра Щедрина, «Старая Феодосия» (1839), в которой уже заметныпоиски своего живописного языка.
Во времяитальянской командировки были написаны работы «Неаполитанский залив влунную ночь» (1842), «Неаполитанский залив утром» (1843), «Кораблекрушение»(1843). В них художник глубоко чувствует состояние природы, улавливаеттончайшие нюансы в передаче цвета.
Во второйполовине 1840-х годов Айвазовский с подлинным артистизмом и мастерством создаетпервоклассные картины «Георгиевский монастырь» (1845), «Луннаяночь у взморья. Константинополь» (1847), «Вечер в Крыму. Ялта»(1848), «Венеция» (1849). Для них характерны продуманность изаконченность композиции, романтическая приподнятость и глубокая поэтичность образаморя, яркие эффекты лунного и солнечного света. Образ моря в картинах художникасозвучен поэзии А. С. Пушкина.
В лучшихромантических традициях в 1850-е годы созданы полотна «Неаполитанскийзалив в лунную ночь» (1850), «Марина. Мельница на берегу»(1851), «Малага» (1854), «Вико близ Неаполя в лунную ночь»(1856), «Утро на берегу залива» (1853), «Итальянский пейзаж.Вечер» (1858), «Башни на скале у Босфора» (1859). Среди работ,написанных в это время, особо следует отметить «Море. Коктебель»(1853) как одну из самых выразительных и совершенных по мастерству.
Новымдостижением в живописном искусстве явилась картина «Море. Симеиз»(1864). Она написана широко и свободно без излишней детализации, колорит ееболее холодный и естественный, он выдержан в единой цветовой гамме и поражаетбогатством тоновых переходов. С большой эмоциональностью создан грандиозный поразмерам и замыслу холст «Буря на Северном море» (1865). Здесь художниквдохновенно передает пафос борьбы человека с грозной морской стихией. В это жевремя он пишет первоклассные работы: «Восход солнца у берегов Ялты»,«Буря на океане», «Туманное утро в Италии» (все 1864).
Начиная с1870-х годов в творчестве Айвазовского последовательно и постоянно появляютсяреалистические черты и, в то же время, еще продолжают жить традицииромантического направления. Картины «Кораблекрушение» (1876),«Восход солнца» (1870-е) — это гимн красоте природы. Здесь художникмастерски использует богатство отношений цвета и света. В работах уживаютсяреалистические и романтические черты одновременно. В произведениях «Солнечныйдень» (1884), «Берег моря» (1886), «Группа облаков»(1889) еще более усиливаются реалистические тенденции. Здесь нет привычных дляпрежних работ световых и красочных эффектов, драматических сюжетов, онивыдержаны в серебристо-голубой или серебристо-серой цветовой гамме. Эти пейзажиправдивы, и в то же время, поэтичны.
Будучиживописцем Главного морского штаба И. К. Айвазовский написал замечательныеполотна, запечатлевшие все главные победы России на море. В экспозиции галереипредставлены «Бой в Хиосском проливе» и «Чесменский бой»(обе 1848), «Бриг „Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями“(1892), „Осада Севастополя“ (1850-е), „Малахов курган“(1893), „Приход русских войск в Феодосию в 1771 году“ (1871) идругие. Батальные сюжеты в этих картинах не вытесняют морской пейзаж, а,наоборот, оба жанра, соединяясь вместе, раскрывают главное содержаниепроизведений. Интересной страницей в искусстве Айвазовского стали работы,изображающие природу Украины. В картинах „Камыши на Днепре“ (1857),»Обоз чумаков" (1862), «Во время жатвы на Украине» (1897),«Свадьба на Украине» (1890-е) художник смело пишет яркие пылающиезакаты солнца, трепетно передает красоту природы, умело вводит в пейзажжанровые сцены.
Впечатляющиекартины живописца созданы на исторические, мифологические и библейские темы:«Приезд Екатерины II в Феодосию» (1883), «Наполеон на островеСвятой Елены» (1897), «Путешествие Посейдона по морю» (1894),«Встреча Венеры на Олимпе» (1895), «Переход израильтян черезЧермное море» (1873), «Хождение по водам» (1873). Сюжеты этихпроизведений стали поводом для создания картин с изображением моря.
1890-е годыдля Айвазовского были необычайно плодотворными несмотря на солидный возраст. В1892 году он отправляется в самое далекое путешествие в Америку. Послевозвращения в Феодосию, под впечатлением увиденного, пишет картину«Ниагарский водопад» (1893). В эти годы художник, как правило, создаетмонументальные по смыслу и размерам полотна «Прибой у крымскихберегов» (1892), «Остров Иския близ Неаполя» (1892), «КорабльМария во время шторма» (1892), «От штиля к урагану» (1895),«Восход луны» (1899). Они отличаются простотой композиции,отсутствием ярких внешних эффектов и сдержанностью красочной гаммы,вдохновенным реалистическим изображением моря.
В 1898 году,на восемьдесят первом году жизни, Айвазовский создает самое эмоциональное ивеличественное полотно «Среди волн». Это плод долгого неустанноготруда и поисков всей жизни мастера. Оно написано, как и большинство егопроизведений, свободным импровизационным методом. Картина полна движения иэкспрессии. Только большой художник мог так поразительно легко, буквально наодном дыхании, изобразить на полотне кипящий, движущийся и пенящийся водоворотволн. Живописная палитра состоит из серовато-голубовато-зеленоватого цвета стончайшими оттенками и нюансами. Луч солнца, проходящий по диагонали холста,усиливает цветовой строй настолько, что узкая полоса грозового неба не нарушаетобщего мажорного колорита. Мастерски прописанная белоснежная невесомаякружевная пена придает полотну особое состояние радости и приподнятости чувств.В душе художник до последних дней жизни оставался романтиком. Это полотно можноотнести к феноменальному явлению в изобразительном искусстве.
 

Глава 4.История Феодосийской галереи
… Моеискреннее желание, чтобы здание моей
картиннойгалереи в городе Феодосии со
всеми вней картинами, статуями и другими
произведениямиискусства, находящимися в этой
галерее,составляли полную собственность города
Феодосии,и в память обо мне, Айвазовском,
завещаюгалерею городу Феодосии, моему родному городу.
Иззавещания И.К.Айвазовского
В 1880 году ксвоей мастерской Айвазовский пристраивает картинную галерею, официальноеоткрытие которой было приурочено ко дню рождения художника и состоялось 29июля. Это была первая в России периферийная картинная галерея, пользовавшаясябольшой известностью еще при жизни мариниста. Собрание картин в ней постоянноменялось, так как работы художника отправлялись на выставки и уже невозвращались. Их место занимали новые, только что написанные. Здесь же, наспециально для этого построенной сцене, выступали многие музыканты и среди нихбыли знаменитый пианист А. Рубинштейн и композитор А. Спендиаров, актерыМариинского и Александрийского театров Санкт-Петербурга М. и Н. Фигнеры и К.Варламов, армянский артист-трагик Петрос Адамян и скрипач Ованес Налбандян.
Уже в товремя галерея Айвазовского была центром художественного, музыкального итеатрального искусства в городе. Эти традиции живут и по сей день.
После смертиИ. К. Айвазовского его картинная галерея становится собственностью города. В духовномзавещании живописца записано: "… Мое искреннее желание, чтобы здание моейкартинной галереи и городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями идругими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составлялиполную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаюгалерею городу Феодосии, моему родному городу...".
У главногофасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте котороголаконичная надпись: "'Феодосия — Айвазовскому".

Глава 5. Краткоеописание нескольких картин художника:5.1 «Десант Н.Н.Раевского у Субаши»
«ДесантРаевского у Субаши» была написана Айвазовским в 1839 году. Эта картинапоступила в Самарский музей из Ленинграда в 20-е годы 20-го века, изПушкинского Дома Академии наук России. На обороте есть надпись:«Принадлежит старшему в роде Раевских, без права продавать». Картинабыла написана в то время, когда Айвазовский был еще воспитанником Императорскойакадемии художеств. Можно сказать, что это первые шаги будущего большого мастера.Полотно имеет свою историю. Оно было создано Айвазовским во время поездки вКрым. Сохранился отчет художника об этой командировке, где он подробноописывает, как принимал участие в высадке десанта в долине реки Субаш наКавказе. Артиллерийский огонь создавал дымовую завесу, за которой удавалосьскрывать от неприятеля корабли, а солдаты в относительной безопасностивысаживались в шлюпки и отправлялись к берегу. Среди них был и молодойАйвазовский, как он сам писал — в одной руке он держал пистолет, а в другой — карандаш. Картина родилась как воспоминание об этом событии и была подаренахудожником Николаю Николаевичу Раевскому. Эта вещь очень характерна для раннегоАйвазовского, она пронизана столь присущим ему духом романтизма.
 
5.2 «Чёрноеморе»
 
За внешнимреализмом этого полотна скрывается глубочайшая метафизика. «Море» и«небо» — вот два главных его героя. Сюжет — их противоборство иединство. «Черное море» отличает какой-то неотменимый ритм,отвечающий вечному размеренному дыханию мира и внешне проявляющийся вритмически сменяющих друг друга волнах. Художник впервые показал картину (навыставке в Академии художеств) под несколько другим — повествовательным!-названием: «На Черном море начинает разыгрываться буря». Позже онисключил повествователъностъ, сократив название до точного и емкого«Черного моря» и подчеркнув тем самым стремление представить вкартине реалистический и вместе с тем предельно обобщенный образ морскойстихии. Большим поклонником этого произведения был И. Крамской — он даже включилего в собственную известную картину «Неутешное горе», поместив заспиной героини и сделав своеобразным «зеркалом» ее душевныхпереживаний. У Айвазовского, отмечал Крамской, «есть вещи феноменальные — например, „Море“. Это одна из самых грандиозных картин, какие ятолько знаю».
5.3 «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями»
«Меркурий»,русский 18-пушечный бриг Черноморского флота, отличившийся под командованиемкапитан-лейтенанта А. И. Казарского во время русско-турецкой войны 1828 — 29.14(26) мая 1829 «Меркурий», преследуемый турецкой эскадрой (6 линейныхкораблей, 2 фрегата, 2 корвета), вступил в неравный бой с линейными кораблями«Селимие» (110 орудий) и «Реал-бей» (74 орудия) околоБосфора, нанёс противнику серьёзные повреждения, вынудив его лечь в дрейф, асам ушёл от преследования. Корабль был награждён кормовым георгиевским флагом.В память о подвиге «Меркурия» название «Память Меркурия»присваивалось впоследствии ряду кораблей Черноморского флота. Этому событиюпосвящена ещё одна работа И.К.Айвазовского «Бриг «Меркурий» послепобеды над двумя турецкими судами».
5.4 «Радуга»
Начиная с1860-х годов, «импровизационная» манера письма Айвазовского, не«копировавшего» мир с натуры, а как бы вспоминавшего и дажесочинявшего его, вступила в противоречие с новейшими тенденциями в тогдашнейрусской живописи, выражением которых стала организация на рубеже 1860-70-хгодов Товарищества передвижных художественных выставок. Передвижникиисповедовали жесткий реализм, романтически-взволнованным полотнам предпочитаясоциально-значимые работы. В это же время критики громко заговорили о том, чтодарование Айвазовского иссякло, что он повторяет сам себя и, вообще, ничегокроме волн писать не может. Ответом на эти обвинения и явилась картина «Радуга»,обозначившая новый этап в творчестве художника. С одной стороны, перед намиочередное «кораблекрушение» Айвазовского. Но, с другой, оно совсем непохоже на прежние его «кораблекрушения» и «бури». Неотказываясь от собственных принципов, он в этой работе сильно модернизирует их- особенно заметно это в колористическом решении полотна. Прежние«утрированные» (по собственному слову живописца) краски уступаютместо более сдержанному и вместе с тем более тонко разработанному колориту.Меньшая «придуманность», педалированная «реалистичность» — это очевидная реплика художника в диалоге с современностью. Хотя романтическаянапряженность остается характерным признаком и этой работы.
5.5 «Девятыйвал»
В ряду раннихпроизведений художника выдающееся место принадлежит картине «Девятый вал»,которая представляет собою вершину первого, романтического периода в еготворчестве. Картина была написана в 1850 году, когда художнику было всего 33года и он находился в самом расцвете творческих сил. Картины его восторженновстречались широкими кругами зрителей, знатоками и ценителями искусства,критиками.
Девятый вал, 1850 г.
К этомувремени И.К. Айвазовский побывал уже и за границей, где в короткое время сталсамым знаменитым художником Италии. До него еще никто так верно и живо неизображал свет, воздух и воду. Папа Григорий XIV приобрел картину И.Айвазовского «Хаос» и поставил ее в Ватикане, куда удостаиваются бытьпомещенными только произведения первейших в мире художников. О его успехахписали все газеты, но, будучи скромным и благородным, он приписывал все этиуспехи не столько себе, сколько всему русскому искусству.
Выдающийсяанглийский маринист Дж. Тернер, посетивший Рим в 1842 году, был настолькопотрясен картинами И. Айвазовского («Штиль на море» и«Буря»), что посвятил ему стихотворение.
Простименя, великий художник, если я ошибся,
Принявтвою картину за действительность.
Но работатвоя очаровала меня,
И восторговладел мною.
Искусствотвое высоко и монументально,
Потомучто тебя вдохновляет гений.
Не только вИталии, но и в других европейских странах, где И. Айвазовский выставлял своикартины, его всегда сопровождал невиданный успех. Русский художник-гравер Ф.Иордан, тоже бывший в то время за границей, отмечал: «Его слава прогремелапо всей Европе… Даже самонадеянный Париж восхищался его картинами».
До И.Айвазовского море редко изображалось русскими художниками, а его ранниепроизведения отличаются пленительной тишиной. Восход или закат солнца, штиль,сияющая над морем луна — все изображалось художником с тонкой поэзией. Но ксередине XIX века, вместе с ростом реализма во всем русском искусстве, И.Айвазовский тоже расширил круг своих творческих интересов и тем. Словами поэтаА.И. Полежаева художник мог бы сказать и о себе:
Я виделморе, я измерил
Очамижадными его;
Я силыдуха моего
Передлицом его поверил.
Айвазовскийбыл художником одной темы. Всю свою жизнь он посвятил изображению моря; онсоздал и поднял на большую высоту особую область пейзажной живописи — марину,которая до Айвазовского почти не имела своих представителей в русскомискусстве. Его предшественники — Сильвестр Щедрин и Максим Воробьев — лишьмимоходом затрагивали морской пейзаж, а группа ближайших последователей — Боголюбов, Лагорио и Судковский — далеко уступала Айвазовскому по силедарования. Айвазовский является бесспорно центральной фигурой и крупнейшиммастером морского пейзажа в русском искусстве XIX века.
Положениеведущего мастера далось ему сразу. Широкое общественное признание сопутствовалоАйвазовскому с первых же шагов. Двадцатитрехлетним юношей он был уже знаменит.Не только соотечественники, но и иностранцы единодушно и восторженно призналиего превосходство в живописи марин. Английский художник Тернер, выдающийсямаринист, в стихотворном послании назвал Айвазовского гением. Персональнаявыставка его картин, показанная в 1843 году в Риме, Неаполе, Венеции, Париже,Лондоне и Амстердаме, принесла молодому художнику мировую славу.
Образ моря — «стихии вечной, свободной и могущественной» — играл значительную рольв искусстве и поэзии романтизма. К морю с вдохновенными строфами обращалсямолодой Пушкин, о море писали Байрон, Гюго, темы моря занимали и живописцевпервой половины XIX века. Изображая сокровенную жизнь человеческого сердца, егомятежные чувства и страстные порывы, романтики и в природе искали грандиозныхобразов, в которых могла бы найти отклик напряженная эмоциональностьромантического героя. Бурное море стало излюбленным мотивом пейзажа романтиков.Но лишь немногие из них сумели удержаться от ложного пафоса и не впасть входульную риторику.
Айвазовскийизобразил рассвет на море после штормовой ночи. По существующему поверью,каждый девятый вал во время шторма превосходит по силе все предшествующие.Огромные волны, подобные горам, поднимаются и бушуют на безграничном просторе,сливающемся с небом, по которому мчатся гонимые бешеным ветром облака. Солнце,едва поднявшееся над горизонтом, разрывает густую завесу туч и пронизываетзолотым сиянием волны, пену и повисшую в воздухе водяную пыль. А на первомплане картины, на обломке мачты разбитого бурей корабля, спасается маленькаягруппа людей. Гребни валов поднимаются над их головами. Они судорожноприжимаются друг к другу, надеясь во взаимной поддержке найти спасение отнависшей над ними гибели. Тема борьбы человека со слепым могуществом стихиичрезвычайно характерна для живописи романтизма. Ту же тему поставил и Брюллов в«Последнем дне Помпеи». Но для Брюллова эта тема являлась основной, иее решением определилось все содержание картины. У Айвазовского, напротив,трагический конфликт между людьми и природой играет сравнительно незначительнуюроль; все внимание художника сосредоточено на жизни самой стихии. В его картинедействительно бушует ветер и волнуется море. Могучим усилием воображения итворческой памяти он создал правдивый и впечатляющий образ разгневаннойприроды.
Противостояниелюдей и стихии — вот тема картины. Герои Девятого вала представлены единойсплоченной группой все еще верящих в себя людей. Они ни на минуту не усомнилисьв своем отчаянном мужестве, но они с честью выдержали испытание, постоянноподдерживая друг друга. Замечателен жест одного из героев, который, сам еле-еледержась за мачту, из последних сил поддерживает своего обессилевшего товарища,не давая ему соскользнуть в пучину. И вся группа держится вместе, чтобы в случаечего подбодрить друг друга в критической ситуации. Все это подтверждало, чтоесть смысл в борьбе, в воле человека к спасению, в его вере в то, что, проявляягероизм, своими собственными силами можно спастись, когда по всем законам имбыло суждено погибнуть.
Новзбесившаяся стихия в трактовке Айвазовского не только ужасает — она еще ивосторгает. Светящаяся на просвет грозовых всполохов вода переливается всемицветами радуги, брызги светятся, могучие волны тяжело перекатываются черезпогибающих людей, грозные скалы сулят гибель. Кажущийся перебор чувств, вдействительности соответствовал трагической ситуации. Такого реализма,проявившегося в картине Девятый вал, и других, никто в его время в изображенииморских стихий достичь не мог.
В картинесоединилось многое из виденного и испытанного самим художником. Особеннопамятна была ему буря, которую он пережил в Бискайском заливе в 1844 году.Шторм был столь сокрушителен, что судно сочли утонувшим, и в европейских ипетербургских газетах появилось сообщение о гибели молодого русского живописца,имя которого уже было хорошо известно. Спустя годы Айвазовский вспоминал:«Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранить в памятивпечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной».
Восходящеесолнце своим золотистым сиянием пронизывает водяную пыль, повисающую в воздухе,валы и пену, срываемую ветром с их гребней.
Красочноевеликолепие раннего солнечного утра над волнующимся еще морем передано И.Айвазовским с замечательной смелостью и силой. Он соединил в одно целоезолотистые, сиреневые, зеленые и синие тона. В картине все находится вдвижении, и зрителю порой кажется, что цвета эти сменяют друг друга вместе свздымающимися и рушащимися волнами. В смене тонов перед ним то проносится облачныйтуман, согреваемый солнечными лучами, то взлетает просвечивающий зеленый вал,то тяжело спадает темно-синяя волна, скрывающая под собой холодную и мрачнуюглубину.
Редкий инеобычный в живописи мотив, переданный к тому же романтически-воодушевленно, является,однако, вполне реальным. Писатель И.А. Гончаров, мастер изображения моря врусской литературе (вспоминавший в своем романе «Фрегат»Паллада" И.К. Айвазовского), писал о подобных же явлениях:«Бледно-зеленый, чудесный, фантастический колорит… Через минуту зеленыйцвет перешел в фиолетовый; в вышине несутся клочки бурых и палевых облаков, и,наконец, весь горизонт облит пурпуром и золотом».
Изображениемтолько нескольких волн и солнечного сияния И. Айвазовский позволяет зрителюпочувствовать мощь и красоту бушующего после урагана моря. Это было возможнотолько при действительно хорошем знании натуры. Сам художник говорил:«Движения живых струй неуловимы для кисти; писать молнию, порыв ветра,всплеск волны — немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запоминатьих».
Верхняя частькартины вся наполнена фиолетово-розовой мглой, пронизанной золотом низкостоящего солнца и расплывающихся, клубящихся, похожих на горящий туман облаков.Под ними хрустальное, зеленовато-синее море, высокие бурные гребни которогосверкают и переливаются всеми цветами радуги.
«Человек,не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может бытьотличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истиннымхудожником — никогда, — утверждал Айвазовский. — Движения живых стихийнеуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо снатуры. Для этого художник и должен запомнить их и этими случайностями, равнокак и эффектами света и теней, обставлять свою картину».
Этоутверждение перекликается с известным требованием романтической эстетики — изображать «не вымышленный, а избранный мир». Перерабатывая запаснепосредственных наблюдений, Айвазовский воссоздает романтически возвышенный,но в основе своей реальный образ.
Споразительной точностью уловлены в картине мотивы движения. Все в ней охваченостремительным порывом — и бегущие облака, и вспененные воды, и судорожноприжавшиеся к мачте фигуры людей. Это единство движения сообщает образу особуюзаконченность и цельность.
Смелым и новаторскимбыло цветовое решение картины. В сравнении с тонкой и сдержаннойколористической гаммой русских пейзажистов первой половины XIX века«Девятый вал» должен был поразить зрителей напряженной яркостью ибогатством цветовых сочетаний. Художник с изощренной зоркостью подметил ивоспроизвел зеленые, белые, сиреневые и синие оттенки морской воды и влажноговоздуха, объединив их золотистым тоном отблесков солнца. Для Айвазовского, каки для всех романтиков, цвет был средством художественного выражения чувства, иименно в колористическом строе «Девятого вала» с наибольшейотчетливостью воплощено романтически возвышенное мироощущение мастера.
Свою картинухудожник выставил в Москве, и она с самого начала стала шедевром. О нейскладывались легенды, и на «Девятый вал» приходили смотреть по многураз, как когда-то на «Последний день Помпеи». В истории русскойживописи это полотно блестит, как светлый луч, может быть, еще и потому, что И.Айвазовский выступил со своей «живой» любовью к природе в то время,когда мало кто из русских художников интересовался тем, что мы называем«душой» природы. Пейзажисты до И. Айвазовского писали главным образом«красивые виды», чтобы поразить зрителя чудесами и великолепиемзнаменитых живописных местностей. Об искренней любви к природе не было и речи,живой красоты ее не замечали, пейзажи писали порой без всякого вдохновения.Существовал даже особый шаблон пейзажной живописи, по которому и писалихудожники так называемой Воробьевской школы. И. Айвазовский тоже был в Академииучеником М.Н. Воробьева, но стоял несколько в стороне от всех остальных. Егоотношение к природе (в частности, к морю) может быть выражено словами поэта:
Не то, что мните вы,
Природа — Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
АлександрБенуа впоследствии говорил: "… лишь один Айвазовский, идя по пятамТернера и Мартина, зажигался на время их вдохновенным восторгом от великолепиякосмоса, являвшегося для них живым, органическим и даже разумнымсуществом".
Позднейшеетворчество Айвазовского, необычайно обильное (им создано около шести тысячпроизведений), знало не только удачи, но и срывы. Сам художник отмечал в концежизни: «Я должен признаться с сожалением, что слишком рано перестализучать природу с должной реальной строгостью, и, конечно, этому я обязан теминедостатками и погрешностями против безусловной художественной правды, закоторые мои критики совершенно основательно меня осуждают. Этого недостаткадаже не выкупает та искренность, с которой я передаю мои впечатления, и татехника, которую я приобрел пятидесятилетней неустанной работой».
айвазовскийискусство живопись
Глава 6. Наследие Айвазовского
НаследиеАйвазовского — целая изобразительная энциклопедия моря, запечатленного вразнообразнейших состояниях. 6000 картин, оставленных им, неравноценны. Срединих есть и шаблонные, и среднего качества, но есть и отличные, вродезнаменитого «Девятого вала» (1850), который волнует своей эффектнойромантичностью, или «Черного моря» (1881), решенного, напротив, с удивительнойсдержанностью. Кроме того, Айвазовский написал немало исторических батальныхкартин, повествующих о победных сражениях русского флота. Изображение моря былоединственным, что он умел и любил делать. Пытаясь писать обычные пейзажи, онполучал более скромные результаты, а изображая человека, обнаруживалбеспомощность.
Романтическинастроенный живописец, влюбленный в морскую стихию, Айвазовский был вместе стем художником нового на российской почве типа — умеющим разумно распорядитьсяталантом и полновесно пользоваться плодами неустанного труда. Он первым, еще доорганизации ТПХВ, начал устраивать свои выставки в крупных губернских городах.Благосостояние его росло, и значительную часть денег он тратил на общественныенужды, заботясь о родном городе: в 1865 г. открыл в Феодосии первую художественную школу, а в 1880-м — картинную галерею.
При жизниАйвазовского состоялось более 120 выставок его картин не только в России, но иво многих странах. В 1847 г. художник был удостоен звания профессора АкадемииХудожеств, с 1887 г. стал почетным членом Петербургской Академии Художеств. Он былтакже членом Штутгартской, Флорентийской, Римской и Амстердамской академий.Огромный успех, сопутствовавший ему чуть ли не с самого начала деятельности,надолго пережил его — Айвазовский и по сей день остается популярнейшим илюбимейшим многими художником.

Списокиспользуемой литературы:
1. http://see-art.ru/index.php
2. СокольниковаН.М. Учебник основы живописи.-Обнинск: Титул, 1998.
3. ХачатрянШ. «Айвазовский известный и неизвестный»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.