Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Культура и искусство"


Особенности документального фильма "Пассажир поезда №12"

АГЕНТСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Костромскойгосударственный университет имени Н. А. Некрасова»
Курсоваяработа по дисциплине «Теория кино»
«Особенностидокументального фильма «Пассажир поезда №12»

Выполнила:
студентка 4-го курса
филологического факультета
отделения журналистики
Шашина Вера Александровна
Научный руководитель:
Елманов Виктор Сергеевич
Кострома 2010

Оглавление
Введение
Глава 1. Документалистика – направлениекинематографии
1.1 История документального кино
1.2 Особенности документального кино
Глава 2. Особенности документального фильма«Пассажир поезда №12»
2.1 Видео и форма фильма «Пассажирпоезда №12»
2.2 Звуковые эффекты в фильме«Пассажир поезда №12»
2.3 Выразительные средства в фильме«Пассажир поезда №12»
Заключение
Список литературы

Введение
Кинематограф – это великоепроизведение человечества. Кино – самый молодой вид искусства. С моментарождения «синематографа» прошло чуть больше века. Кино доступно большинству.Его любят и с удовольствием смотрят. Особое место в этом виде искусствазанимает документалистика.
Документальное кино – неотъемлемаячасть жизни современного человека. Порою, для ответа на интересующий вопрос,достаточно посмотреть документальный фильм, а не штудировать десятки книг. Документальноекино «обнажает» перед зрителем истину. Здесь нет места фантазии, вымыслу иигре. Жизнь на киноленте такая, какая она на самом деле. «В Россиисинематограф должен запечатлевать исключительно русскую жизнь в самыхразнообразных ее проявлениях, причем так, как она есть, — не следует гонятьсяза выдуманными сюжетами», — так отозвался о роли кинематографа Лев НиколаевичТолстой.
У современного зрителя естьуникальная возможность окунуться в прошлое, разобраться в какой-либо проблеме,познакомиться с интересными персонами. Все это благодаря документалистике.Каждый документальный фильм обладает своими уникальными особенностями,придающими фильму яркость и неповторимость.
Актуальность данного исследования в том, что внаш современный век на людей обрушивается огромная масса документальныхфильмов. Задача каждого из них — ввести зрителя в курс дела. Правильно липотребитель воспримет информацию, зависит от грамотного построения материала,формы изложения, звуковых эффектов и других особенностей.
В 2010 году исполняется ровно сто летсо дня смерти Льва Толстого. Фильм «Пассажир поезда №12» один из самых лучшихфильмов о последних днях жизни писателя. В год столетия с момента ухода изжизни графа Толстого, фильм вновь приобретет актуальность, а, следовательно, ипопулярность среди зрителей.
Новизна исследования заключается в том, чтовпервые подробно рассматриваются особенности киноленты «Пассажир поезда №12».
Цель данной курсовой работы — определитьосновные особенности документального фильма «Пассажир поезда №12».
Для достижения намеченной целиставились задачи:
· Дать определениепонятию – «документальное кино»;
· Определитьособенности документального фильма;
· Проанализироватьособенности киноленты «Пассажир поезда №12»;
Объектом исследования являетсядокументальный фильм «Пассажир поезда №12», вышедший на экран в 1999 году.
Данная работа состоит из введения,двух глав и заключения. Во введении — заявлены цель и задачи работы, определеныновизна и актуальность исследования. В первой главе, состоящей из двухпараграфов, дается краткая историческая справка о документальном кино, а такжерассматриваются основные особенности этого вида кинематографа. Во второй главена примере документального фильма «Пассажир поезда №12», подробнопроанализированы особенности данного кино: видеоряд, звуковые эффекты,выразительные средства. В заключении работы дано определение понятию«документальное кино» и выделены особенности исследуемой киноленты.
Данная исследовательская работа можетприменяться на занятиях по дисциплинам «Документальное кино» и «Основытворческой деятельности журналиста», а также может послужить базой длянаписания других исследовательских работ.

Глава 1. Документалистика – направлениекинематографии
 
«Документальное кино — это вид кинематографа. Документальнымназывается фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц». [17] Не принято считать документальным кино реконструкциюподлинных событий. Документалисты во все временапытались запечатлеть на пленку какие-либо интересные события, выдающихся людей.
Неигровоекино – другое название этого вида кинематографа,в противоположность игровому, то есть художественному, как его чаще всегоназывают. Это название представляется более точным, поскольку, что очевидно,«документальное» кино вполне может быть художественным, то есть явлениемискусства, а «художественное» – антихудожественным, малохудожественным илихудожественным лишь по названию. Однако и такое определение не учитывает целогоряда случаев. Мы нередко сталкиваемся с тем, что и «неигровое» кино включает всебя игру, когда автор либо провоцирует реальных героев на те или иныечеловеческие проявления (радость, гнев, обнажение характера), либо делает этуигру средством восстановления документированных событий, имевших место впрошлом.
 «Документалисту, в отличие отмастера игрового кино, нет нужды придумывать сюжеты и характеры, писатьдиалоги, ему, как правило, не нужны актеры, гримы и декорации: его материал –сама жизнь. И жизнь эта дарит мгновения, способные поражать, потрясать,выражать большие идеи и чувства – надо только суметь дождаться этого мгновения,увидеть его и вовремя «схватить» камерой». [10, с. 7]
1.1История документального кино
 
Датойрождения документального кино во всем мире считается 28 декабря 1895 года.Именно тогда братья Люмьер продемонстрировали зрителям новоедо селе не известное искусство — кино. Оператор запечатлел прибытие поезда настанцию Ла Сиота.
Основнаязадача документального кино заключается в том, что бы показать зрителю то, чтосам он увидеть не сможет. Так, например, не удалось бы обывателю воочию увидетьпроцедуру коронации Николая II. Камилл Серф в1896 году сумел запечатлеть это событие и продемонстрировать аудитории.Окунуться в быт усадьбы Ясная Поляна Льва Толстого так же было нереально длязрителя до тех пор, пока Александр Дранков в 1908 году не снял сюжет ожизнедеятельности графа и его семьи. Именно с этого момента принято вестиотсчет истории русского кино.
/>Основоположниками документального кино во всем мире принятосчитать Дзигу Вертова и Роберта Флаэрти.
РобертФлаэрти — горный инженер. В 1910 годуон исследовал Канадское Заполярье. В одну из экспедиций инженер захватилс собой киноаппарат. Флаэрти сумел запечатлеть жизнь эскимосов на пленку.Однако, по неосторожности – Флаэрти обронил на пленку сигарету – весь негативпогиб. Через девять лет экспедиция повторилась. Инженер вновь взял с собойкиноаппарат. Так начались съемки будущегодокументального фильма «Нанук».
Все эпизодыфильма теперь объединяла фигура главного героя – эскимоса, ведущего суровуюборьбу за жизнь с враждебной природой. Фильм «Нанук с Севера»,вышедший на экран в 1922 году, имел потрясающий зрительский успех. Кинолента приковывала внимание зрителя экзотикой севера,любовью к герою, особой философией. «Но, может быть, еще более важно идругое: здесь впервые представители малой народности были показаны не так, каких хотели бы видеть колонизаторы, а так, как они сами себя видят». [14,с. 42] Это был первый в мире опытдокументальных съемок путем длительного наблюдения.
«Тема «человек в мире природы» так иосталась главной в творчестве Флаэрти. Наиболее мощно она прозвучалавпоследствии в другом его шедевре – «Человекеиз Арана» (1934), рассказе о жизни обитателеймаленького острова, добывающих пропитание охотой на акул». [14,с. 44] Флаэртиза всю свою жизнь снял не более десяти фильмов. Триумфом стала «Луизианская история»,представленная аудитории после Второй Мировой войны. Этот фильм он назвал «фантазией», а историки кино называютностальгической элегией: «над девственной природой и над беспомощными ееобитателями нависла смертельная опасность, которая ощущается между строк, междукадрами, между эпизодами». В своих картинахФлаэрти снимал героев в обычных для них обстоятельствах, благодаря этомуповедение их оставалось совершенно естественным: таков был главный принципработы этого великого художника.
Творческоенаследие российского классика документального кино Дзиги Вертова не простоизвестно и признано в мире. Справедливо считается, что он один из основоположниковдокументалистики как одного из основных направлений современногокинематографического искусства.
Изучениечеловеческой души и психологии (он учился в петроградском Психоневрологическоминституте), видимо, привело Вертова к поискам средств воздействия на массовуюаудиторию: творчество Вертова было глубоко идеологичным. Вот, например, какписал он о задачах документального кино: «Видеть и слышать жизнь, подмечать ееизгибы и переломы, улавливать хруст старых костей быта под прессом Революции,следить за ростом молодого советского организма, фиксировать и организовыватьотдельные характерные жизненные явления в целое, в экстракт, в вывод – вот нашаближайшая задача. Это задача колоссального и далеко не одного толькоэкспериментального значения. Это проверка всего нашего переходного времени вцелом и в то же время проверка на месте, в массах каждого отдельного декретаили постановления».
В числесозданных им лент – такие новаторские произведения как «Шестая часть мира»(1926) – поэтический рассказ о народах Советского Союза; «Человек с киноаппаратом»(1929) – гимн кинокамере, повсюду проникающей своим «кинооком», рождающейновый, понятный всему миру киноязык; «СимфонияДонбасса» («Энтузиазм») – первый звуковой документальный фильм; «Три песни о Ленине» (1934);«Колыбельная» (1937) – ода во славу Сталина. Художественные открытияВертова (новые возможности монтажа, идея «жизни врасплох», метод наблюдения),его творческие приемы, поиски, намного опередившие свое время, его предвиденияоказались востребованы спустя десятилетия и стали мощным стимулом развитиядокументального кино.
«Вертова и Флаэрти нередкорассматривают как антиподов, идеологов двух совершенно разных направленийдокументального кино: Флаэрти следует правде жизни, Вертов конструирует жизнь вугоду пропагандистской идее. Это и верно, и неверно: в творчестве каждого изних в разной мере присутствуют оба этих полярных, но и взаимодополняющихначала. Приверженный жизненной правде, Флаэрти не обошелся без«конструирования» образа Нанука, превратив холостяка-охотника, каким Нанук былна деле, в человека, обремененного женой и детьми. А «идеолог» Вертов оставилнам замечательные человеческие характеры – бетонщицу Марию Белик в «Трех песнях о Ленине»,парашютистку в «Колыбельной»: обе рассказывают в синхронных интервью (первые в мировомкино опыты этого рода) о своих переживаниях, своих надеждах». [14,с. 54]
Важнымоткрытием, сделанным на исходе 1920-х стало то, что некогда снятые ранеедокументальные кадры, будучи поставлены в иной контекст, обретают новый смысл имогут стать эффективным идеологическим инструментом. Открытие это сделалаЭсфирь Шуб (1894–1959), положившая начало развитию в киноисторико-документального метода, автор фильмов «Падение династии Романовых»(1927), «Россия Николая II» и «Лев Толстой» (1928). «Сталкивая,скажем, в первой из названных картин кадры, где высшая аристократия «до поту»танцует на балу, с кадрами, где крестьяне, «до поту» (эта надпись повторялась втитрах) трудятся в поле, режиссер приводила зрителей к несложным выводам обантагонизме классов и, как следствие, справедливости революционного взрыва». [14,с. 57]
Опыты Шуботкрыли собой многочисленный ряд монтажных фильмов, создававшихся в разноевремя и в разных странах на основе переосмысления хроникального киноматериала.А кроме того, применяя разработанные ею же или «подсмотренные» у другихмастеров приемы монтажа, режиссер доказала возможность и чисто эмоциональноговоздействия старой хроники.
Некоторые изисследователей, Пол Рота, в частности, причисляли к документалистам и Сергея Эйзенштейна. Более того, в некоторых каталогах фильм «Броненосец «Потемкин» долгое время числился как«шедевр советского документального кино». Основанием было то, что лентыЭйзенштейна как бы хроникально реконструируют подлинные события, в них нет нитрадиционной сюжетной истории, ни главного героя, вокруг которого строитсядействие. Кадрыиз фильмов позднее не раз использовалисьмонтажерами в качестве подлинной хроники. Вопросо принадлежности произведения к игровому кино или к неигровому не прост.Документалисты нередко воссоздают события, имевшие место в прошлом, используядля этого и реальных жизненных персонажей, и непрофессиональных исполнителей, идаже артистов. «При всей спорности и эстетическойсомнительности постановочных методов, в целом ряде случаев они даютвпечатляющий художественный результат, что зависит и от мастерства творцовфильмов, и от их этического чувства. Все-таки этика документального кино – это,прежде всего, верность правде». [14, с. 63] СамЭйзенштейн прямо ответил тем, кто причислял его фильм «Броненосец «Потемкин» к кинодокументалистике, разъяснением:«Фильм действует, как драма, но построен, как хроника».
 
1.2 Особенности документального кино
 
Документального кино — это сложный жанр, подготовка иработа над которым занимает длительное время: отбирается жизненный идокументальный материал, на основе которого создается сценарий. Структурадокументального фильма многообразна: используются как постановочная, так ирепортажная съемка, натурные и интерьерные съемки, архивные видео и фотоматериалы.
Перед режиссером всегда встает вопрос: как представитьсобранный материал зрителю. Другими словами, режиссер ищет форму подачи своегобудущего фильма. Форма может быть различной: рассказ героя, дневниковые записи,история одного дня и т.д..
Основной упор авторы фильмов делают на видео и звук. Первыйзвуковой фильм «Певец джаза» был продемонстрирован зрителю в 1927 году. С тогомомента прошло много времени. Практика подвергла классификации все возможные варианты использования звука на экране. У каждого вариантаесть свое зафиксированное название. Принято разделять звуки на три категории:слово, музыка, шум. Каждая из этих категорий имеет свою классификацию.Например, слово имеет четыре основных аспекта: диалог, авторский текст,закадровый монолог или диалог, внутренний монолог.
«В практике создания фильмов и передач не всегдав чистом виде применяется тот или другой прием. Иногда можно встать на путь ихсовмещения. Диалог сочетать с авторским комментарием, внутренний монолог с прямымирепликами и т.д. в зависимости от режиссерского замысла». [8, с. 47]
Музыку принято делить на два вида: музыка в кадреи закадровая музыка. В любых вариантах, когда мы видим источник, причинузвучания музыки на экране, она попадает в категорию «музыки в кадре». Это можетбыть оркестр, который играет в данный момент в кадре, радиоприемник и даженаушники плеера.
Закадроваямузыка всегда обусловленаавторским решением и может выполнять различные функции. Она может бытьавторской — выражать отношение автора к происходящему действию. Может бытьвыражением чувств героя. Может создавать у зрителя определенное настроение иможет выполнять еще добрый десяток режиссерских задач.
Все музыкальные композиции можно разделить на триосновных вида: иллюстративная, настроенческая, драматургическая.
Иллюстративной обычно называют музыку, которая всвоем характере, ритме и содержании повторяет изобразительный ряд.Настроенческой ту, которая привносит на экран эмоциональное, чувственноеотношение автора к описываемым событиям. Драматургической по функциональнойроли чаще всего называют музыку, которая дополняет своим содержанием действие визображении и тексты, произносимые в кадре и за кадром, или меняет пониманиесодержания кадров и слов зрителем.
«Как в изобразительном ряду может идти рассказили от автора или от имени персонажа, так и в музыке на экране, в еефункциональных возможностях существуют две позиции: позиция автора и позицияперсонажа, объективное или субъективное выражение чувств, настроения, отношенияк событию или к другому персонажу. Выбрать позицию — одна из первых задач длярежиссера, звукорежиссера, композитора или компилятора. Конечно, чаще всего вэкранном творчестве музыка выражает авторское начало». [8, с. 81]
Следующий звуковой эффект, который широкоприменяется режиссерами — шумы. Они подразделяются на две простые категории:синхронные и фоновые.
Синхронные шумы. Само название этого видашумов уже говорит об их главной особенности. Но их можно характеризовать исовсем иначе. Чаще всего к ним относят все шумы, имеющие единичное илиповторяющееся, но отрывочное звучание. Стук дверцы автомобиля, шаги человека,удары волн о набережную, стук молотка и т.д. Но при этом зритель обязательновидит источник звука.
Фоновые шумы.Этим термином обычно именуютзвуки, имеющие непрерывное или продолжительное звучание без отчетливовыраженных всплесков. Если даже при наличии источника в кадре оказываетсяневозможно связать звук с конкретным действием этого источника, то такие шумытоже относят к разряду фоновых.
По мнению Соколова, шумы — это свидетельствотого, что на экране сама жизнь, подлинная, без прикрас, без обмана, без ложкидегтя и без ложки меда. Так чаще всего трактует зритель происходящее действие,когда оно развивается только в сопровождении шумов. Шумы вравной степени — элемент формы и элемент содержания произведения, егодраматургическая составляющая.
Шумы в кинематографии способны выполнятьразличные функции, с их помощью решаются самые разнообразные художественныезадачи. Выделяют следующие функции.
1. Создание реальной звуковой атмосферы экранногодействия. Когда мы видим на экране говорящего человека и слышимсинхронно произносимые им слова, то мы говорим, что это — прямой синхрон. Нечтоподобное подразумевается и в данном случае: что видим, то и слышим.
2. Создание звукового образа. Эта функциональнаязадача принципиально сложней первой. Шумы в этом случае должны не простосоответствовать характеру изобразительного материала, а еще впитать в себявыражение чего-то дополнительного, большего, чем отражение состояния природы,окружающей среды или источника звука.
3. Функция создания определенного настроения.Шумы способны не только передавать реалистичность состояния действия в кадре,но и вводить зрителя в эмоциональное переживание и даже сопереживание с героемили собственным авторским размышлением.
4. Драматургическая функция шумов. Вмистических фильмах и фильмах ужасов многократно использовались различныезвуки, которые задавали и определяли поступки всех персонажей произведения.
5.      Функция символизации события. Перед любымрежиссером рано стоит задача – подчеркнуть то или иное ключевое событие вфильме. Выполнить поставленную задачу призваны шумы. При помощи них авторподчеркивает различные события, происходящие на экране.
 «Шумы — не придаток звуковых фонограмм, незатычка для звуковых дыр и провалов, а богатое самостоятельное выразительноесредство. Нужно только творчески и умело им пользоваться. Иногда шумы и звукинужно выдумывать, конструировать и сочинять, как сочиняют настоящую музыку». [8, с. 92]
Специалисты выделяют еще несколько звуковыхэффектов: пауза и интершум. Как ни странно, пауза — это тоже звук, это —записанная через микрофон тишина. Такой звуковой эффект применяется в фильмах сцелью выделить какую-либо деталь, или момент. Интершум — шум, записанный вовремя видеосъемки одновременно с изображением. Чаще всего такой вид звукаприменяется звукорежиссерами для того, чтобы передать подлинную атмосферу, вкоторой находится персонаж.
Видео – это основа любого фильма. Есть нескольковидов видео: черно-белое, сепия, негатив, цветное и другие. Все они широкоприменяются в документалистике и несут свою особую эмоциональную составляющую.
Не последнее место в процессеподготовки документального фильма занимает монтаж. Видеомонтаж – это переработкаили реструктурирование изначального материала, в результате чего получаетсяиной целевой материал. Грамотный монтаж способен придать фильму нужный ритм иатмосферу. Специалисты выделяют два типа монтажа: внутрикадровый и межкадровый.
Другое название внутрикадровогомонтажа – комбинированные съёмки. Очень часто применяется в кино. Привнутрикадровом монтаже в одном кадре компонуется несколько разноплановыхобъектов. Такой способ широко применялся в кинематографе прошлого столетия.
Межкадровый монтаж представляет собойпоследовательность кадров, которая раскрывает замысел автора, следующимобразом. Имеется сплошной видеоряд, который разбивается другими кусочкамивидео. Его просто разрезают в монтажной программе и вставляют нужные фрагментымежду основным действием.
Различают несколько видов монтажа документального кино.
1. Последовательныймонтаж. При использовании последовательного монтажа эпизоды, сцены и кадры,показывающие последовательное развитие событий, выстраивают друг за другом вхронологическом порядке. Такой монтаж является простым и интуитивно понятнымзрителю.
2.Параллельный монтаж. Чередуя фрагменты сцен с одновременно происходящими вразных местах событиями, можно подчеркнуть их взаимосвязь, сопоставить илипротивопоставить героев и явления, сделать анализ событий, то есть отделитьпричину от следствия, предысторию от результата. С помощью этого методазначительно сокращается общая длительность сцен и эпизодов, а фильм в целомстановится динамичнее, так как появляется возможность исключить рутинные ималоинтересные действия героев, не вызывая скачков в развитии действия.
3.Строящийся монтаж. Специально подобранным чередованием кадров можно натолкнутьзрителя на мысль о причинно-следственных отношениях между событиями, возможно,независимыми на самом деле. Последовательность показанных действий влияет навывод зрителя о действиях героев и обо всем происходящем по схеме: «после того— значит по причине того».
4.Сравнительный монтаж. Сравнительный монтаж применяют для придания сценамэмоциональной окрашенности, а всему фильму — определенного настроения. С егопомощью можно подчеркнуть авторскую точку зрения на представленные события.
5.Ассоциативный монтаж. Чередующиеся сцены должны вызывать у зрителя мысль оподобии, взаимосвязи, аналогии показанных образов или событий. Например, этомогут быть метафоры: человек-монумент, человек-птица, человек-чайник. Такоймонтаж подходит для навязывания зрителю мнения о взаимообусловленности событийи явлений, символичности происходящего на экране.
6.Интеллектуальный монтаж. Целью интеллектуального монтажа является отображениемыслей, воспоминаний, устремлений человека. Часто сцену начинают и заканчиваютнаплывом кадров, отображающих реальные и мыслимые объекты.
Для придания фильму экспрессии, выразительности и яркостирежиссер использует выразительные средства: контрапункт, метафору.
Контрапункт могут создавать изображение и шум, изображение имузыка. Особенно ярким является контрапункт, в котором один смысловой пласт(изображение) контрастирует с другим (звук).
Сергей Эйзенштейн пишет, что контрапункт может бытьиспользован и внутри самой музыки, и в этом качестве музыка способна привнестина экран дополнительный смысл.
Соотнесение музыки с изображаемыми событиями по принципувыражения противоположного специалисты называют авторской оценкой. «Такое творческоезвукозрительное решение может нести в себе моральный, философский илииронический подтекст, но вовсех случаях это будет драматургическаямузыка, ибо она раскрывает некую часть общего смысла сцены или эпизода, которыйрежиссер намеревался выразить и передать зрителям». [8, с. 121]
Другое не менее выразительное, чем контрапункт, средство — метафора. Как говорит литературный словарь, метафора – это вид тропа, в основекоторого лежит ассоциация по сходству или по аналогии.
Метафора – это язык образов. Данное выразительное средствоприменяется не только в художественном, но и в документальном кино. Метафора вдокументалистике, как правило, обращена к бытовому сознанию зрителя. В силутого, что сложные и замысловатые метафоры могут быть непонятны аудитории,авторы используют в своих работах устоявшиеся, привычные зрителю метафоры.Глаза — душа человека, черные тучи – опасность, часы – ускользающее время.
Выделяют две группы метафор: видео метафоры и звуковыеметафоры. Видео метафоры в свою очередь можно разделить на типы: повторяющиеся,развивающиеся, завершающие и метафоры-противопоставления. Более подробновыразительные средства будут рассмотрены во второй главе.
особенностьдокументальное кино кинематограф

Глава 2. Особенности документального фильма «Пассажир поезда №12»
 
Документальныйфильм «Пассажир поезда №12» был продемонстрирован зрителю в 1998 году. Авторамиленты выступают два выдающихся режиссера – Марк Осепьян и Владимир Македонский.Сценарий к фильму был написан Марком Волоцким. Написанием и подбором музыки к «Пассажиру поезда№12» занимался композитор Виктор Луняков.Голос за кадром принадлежит профессиональному актеру Борису Плотникову.
Через годпосле выхода фильма в свет, лента завоевывает главный приз на кинофестивале неигрового кино «Россия-99» в Екатеринбурге. Многие кинокритики признали картину «Пассажир поезда №12»качественной и достойной.
2.1 Видео и формафильма «Пассажир поезда №12»
 
В основуфильма легли уникальные архивные кинокадры из жизни Льва Николаевича Толстого,снятые основоположниками российского кино Александром Дранковым, Жозефом Мейером, ТомасомТапселем, Иваном Фроловым. Материал был отснят в начале прошлого века — 1908 – 1910 годах. Вфильме использованы воспоминания членов семьи Толстого, его друзей и единомышленников.
Захватывающая картина «Пассажирпоезда № 12» – этоистория не только о гениальном русском писателе Льве Толстом, но и о его эпохе,о людях, которые виделиживого гения, говорили с ним, сопровождали его в последний путь до станцииАстапово, где оборвалась его жизнь.
Дранков – один из операторов, бывший петербургский фотограф, всего лишь увлекался кино. Однако,сумел прославитьсясенсационными съемками «царствующих особ» и крупных российских чиновников.
АлександрДранков хитростью проникв Ясную Поляну и снял там Льва Николаевича Толстогометодом «скрытой камеры».Оператор сумел войти вдоверие к писателю и получил разрешениефиксировать на пленку его жизнь. Фильм «День80-летия графа Л.Н.Толстого», смонтированныйиз кадров этой толстовской кинохроники, произвел настоящий фурор. Позже съемки Дранкова — любителялягут в основу кино Марка Осепьяна и Владимира Македонского.
Сценаристфильма «Пассажир поезда №12» — Марк Волоцкий — выбрал для изложения материаланеобычную, интересную форму. О жизни графа Толстого рассказывает некий В.Коненко пассажир экспресс-поезда, движущегося из Парижа в Берлин. Рассказчикуоднажды посчастливилось сопровождать группу операторов, снимавших ЛьваНиколаевича в его имении Ясная Поляна. Коненко – бывший корреспондент российскогожурнала «Сине-фоно» рассказывает и о себе, о том, как покинул Россию в годыкровавой революции. Рассказ пассажира экспресс-поезда о жизни Толстого начинаетсяс 1908 года и так, постепенно, рассказчик охватывает все последние годы жизниграфа.
В фильмеавторы используют и собственные съемки. Неожиданно для зрителя в черно-белуюкинохронику вклиниваются цветные кадры, на которых изображен кабинет ЛьваТолстого. Это съемки наших дней. С момента смерти писателя-гения прошло 90 лет,а вещи в его кабинете остались на своих местах. Режиссер показывает то место, гдежил и работал Лев Николаевич.
Однако, этицветные кадры «бьют по глазам» зрителя. На мой взгляд, использование цветноговидео в монохромном фильме «Пассажир поезда №12» не уместно.
 Используют режиссерыв фильме еще один вид видео – сепия. Сепия – это коричневая окраска монохромного снимка, придающаяему вид старой фотографии.За счет использования подобного эффекта у зрителя создается впечатлениетаинственности и древности материала.
Сложно однозначноотнести монтаж фильма «Пассажир поезда №12» к какому-то определенному виду. Вчистом виде не используется ни один из известных видов монтажа. Можно отметитькак последовательный монтаж, так и интеллектуальный.
Посколькурежиссер последовательно год за годом рассказывает зрителям о жизни графаТолстого, то монтаж фильма можно отнести к разряду последовательного. Однако,встречаются в киноленте моменты, смонтированные по принципу интеллектуальногомонтажа. Так, например, смонтированы эпизоды, в которых Борис Плотников (голосза кадром) озвучивает мысли Льва Николаевича, записанные в его дневнике. В этомслучае видеоряд строится на отвлеченных кадрах.
Встречается вкиноленте также построение видеоряда по принципу сравнительного монтажа. Чередуякадры, режиссер демонстрирует зрителю холеных, разряженных графских внуков, позирующихоператору и неопрятных, грязных крестьянских детей. Подобный вид монтажасоздает особое эмоциональное состояние у зрителя. Наверняка, этого и добивалсярежиссер в данном случае.
2.2 Звуковые эффекты вфильме «Пассажир поезда №12»
 
Кадрыкинохроники были беззвучны. Звукорежиссер фильма «Пассажир поезда №12» сумеложивить черно-белую картинку при помощи искусственного наложения звука. Вкиноленте авторы использовали музыкальные произведения Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Георгия Свиридова. Широко применяются в картинеразличные звуковые эффекты: музыка и шумы различных видов. Каждый звуковойэффект в фильме выполняет свою функцию.
Музыка,используемая в этом фильме, относится к закадровой, поскольку мы не видим, непосредственно,на экране сам источник музыки. Всего в «Пассажире поезда №12» можно встретитьодин момент, в котором встречается музыка из категории «в кадре». Это — народные гуляния. Толпа женщин и мужчин хором поют народные песни подаккомпонимент гармони, которую можно увидеть при более детальном рассмотренииэпизода.
В киноленте«Пассажир поезда №12» используются все категории музыки, то естьиллюстративная, настроенческая, драматургическая.
Все же вфильме преобладает настроенческая музыка. Звукорежиссер не просто ставит фономк видеоряду какую-либо музыкальную композицию, он тщательно подбираетмузыкальное произведение к каждой монтажной фразе. Музыка должна подходить какпо ритму, так и по эмоциональной составляющей.
Музыка изкатегории «настроенческая» должна выполнять функцию по созданию определенногоэмоционального состояния у зрителя. Рассмотрим подробно, в каких моментахВиктор Луняков – звукорежиссер фильма — использует настроенческую музыку. Всамом начале «Пассажира поезда №12» рассказ героя сопровождается спокойноймелодичной музыкой, которая задает темп повествования и создает спокойноеэмоциональное состояние.
Другойнаиболее яркий пример, использования настроенческой музыки, можно увидеть в концедевятой минуты фильма. Место действия – Москва, 24 мая 1913 года. ЦарскаяРоссия празднует 300-летие Дома Романовых. Торжественность мероприятиязвукорежиссер подчеркнул грамотно выбранной музыкальной композицией. В этоммоменте настроенческая музыка полностью выполняет свои функции. У зрителя засчет фоновой музыки создается ощущение торжественности и значимости события.
Еще однимудачным и поэтому запоминающимся является эпизод, в котором герой рассказывает одумах Льва Николаевича Толстого. Смысл слов подчеркнут интригующей изавораживающей музыкальной композицией, заставляющей зрителя вместе с писателемпоразмышлять о настоящем и будущем России.
Разлад всемье графа Толстого Луняков также подчеркивает настроенческой музыкой. Примененнаяв этом случае музыка навевает на зрителя грусть и отчаяние.
Второе место по объему использования в фильме «Пассажирпоезда №12» занимает музыка из категории «драматургическая». Музыкальныепроизведения этого вида призваны дополнять закадровые тексты и действие в видеоизображении.
Подобное музыкальное сопровождение встречается в фильме внескольких эпизодах. Например, музыка с драматургическими нотами звучит, когдарассказчик повествует о распаде или, как говорится в фильме, «исходе» крестьяниз деревень. Герой делится со зрителями мыслями Льва Николаевича Толстого поэтому поводу: «Исход русских деревень влечет за собой распад всего государства».Драматизм этих слов усиливает настороженная музыка.
В киноленте есть еще несколько ключевых кадров, на которыхзритель заостряет свое внимание, благодаря драматургической музыке. Отношениеграфа Толстого к расстрелу людей, виновных в гибели царя, также подчеркнутодраматической музыкой.
Звучит драматургическая музыка и тогда, когда перед зрителемвстают картины «настоящей» жизни русского народа. Операторами были снятыголодные и грязные дети, их нищие и пьяные родители. Само видео уже драматично,а в купе с музыкой достигается необходимое эмоциональное состояние, то естьжалость, сострадание.
Присутствует в «Пассажире поезда №12» и музыка из разряда«иллюстративная». Музыкальные произведения этого вида обычно призваныотображать то действие, которое происходит на экране. Луняков употребляет этотвид музыки в момент семейной прогулки. Музыка неторопливая, легкая и непринужденная,как и запечатленная на кинопленке прогулка семьи Льва Толстого.
Бурная, кипящая столичная жизнь подчеркнута веселой, ритмичноймузыкой, то есть той, которая иллюстрирует видеоряд. Музыка рассматриваемоговида звучит и в конце фильма. Поезд прибывает в фашистскую Германию, на перронев него садятся люди в военной форме, на рукаве которой повязки с изображением фашистскойсвастики. Этот фрагмент иллюстрируется характерной немецкой музыкой,ассоциирующейся у российского зрителя с временами фашизма.
Оживить немые кадры кинохроники режиссерам помогла не толькомузыка, но и шумы. Такой звуковой эффект как шумы в киноленте «Пассажир поезда№12» распространены достаточно широко. Например, шаги героев, визг пилы, звон колоколов, гудокпоезда, щебетание птиц. В документальном фильме о жизни графа Льва Толстогоиспользуются обе категории шумов, то есть синхронные и фоновые.
Ксинхронным шумам в фильме можно отнести: скрип телеги, хруст снега под ногами, лай собаки, бой часов, удары топораи многие другие. Авторы постарались наделить звуком каждое действо на экране.Вряд ли рядовой зритель заметит искусственность шумов.
Фоновыхшумов в анализируемом фильме также достаточно. Это – щебетание птиц в саду,молебен, шум процессии, шум толпы. Эти звуковые эффекты довольно четко передаюткартину происходящего. Фоновые шумы в кино «Пассажир поезда №12» выполняютосновную функцию этого звукового эффекта. Они призваны создавать реальнуюзвуковую атмосферу, в которой происходит действие. Примером служит моментпрогулки Толстого в саду. Звукорежиссер сопроводил видеоряд не толькоиллюстративной музыкой, но еще добавил и щебет птиц. Этот же фоновый шум –щебетание птиц выполняет еще две функции. Во-первых, создает настроение, аво-вторых, передает состояние окружающей среды.
Распространеныв киноленте «Пассажир поезда №12» и синхронные шумы. Каждое движение в кадреЛуняков сопроводил звуком. Зритель отчетливо слышит топот копыт лошади, накоторой прогуливается Толстой, шаги героев фильма, лязг пилы и стук топора.Каждый звук в киноленте выполняет свою функцию.
Рассмотримподробнее функции синхронных шумов изучаемого кинофильма. Первая – созданиереальной звуковой атмосферы. Эта функция отчетливо просматривается в моменте,когда крестьяне занимаются уборкой льна. Зритель слышит как серпом срезаютсястебли растений, шелест уже подсохшего льна, который теребят женщины. Посмотревэтот отрывок фильма, аудитория реально воспринимает атмосферу, в которойпроисходит действие.
Следующаяфункция – создание звукового образа. Рассмотрим эту функцию на примере шаговЛьва Толстого. Звукорежиссер «Пассажира поезда №12» подобрал характерныйшаркающий звук шагам Льва Николаевича. Зритель воспринимает главного героя сопределенной точки зрения, то есть, благодаря звуку шагов, у аудитории формируется свойзвуковой образ. Если внимательно прислушаться к шагам Толстого, то можноподумать, что у него была «шаркающая» походка.
Другаяфункция шумов –символизация события. Она встречается в анализируемойкиноленте редко. Ярким примером данной функции может служить следующий шум.Когда родные, близкие и крестьяне прощаются с умершим графом, в саду ЯснойПоляны мы слышим карканье ворон. Ворон – символ смерти. Таким образом, скорбныймомент был подчеркнут символичным звуком.
Драматургическуюфункцию шумов в фильме выполняет периодически повторяющийся бойчасов-маятника. Этот звук придает видеоряду драматический смысл, подчеркиваетзначимость видео и закадрового текста. Звуком маятника Луняков подчеркнулключевые моменты фильма.
Ещеодна функция шумов – создание настроения. В анализируемом кинофильме даннаяфункция не распространена. Однако, к ней можно отнести синхронный шум бубенцовна тройке лошадей. Этот звук неоднократно появляется на протяжении ленты.Задорный звон бубенцов создает у зрителя позитивное настроение.
Звуковыеэффекты – музыка и различного рода шумы в данном фильме звукорежиссеромподобраны грамотно. При помощи них зритель может оценить не только окружающуюобстановку, но и почувствовать эмоции, переживаемые героями киноленты.Звукорежиссеру Виктору Лунякову удалось оживить немые кадры черно-белойкинохроники.
2.3Выразительные средства в фильме «Пассажир поезда №12»
 
В анализируемой киноленте режиссер использует достаточномного выразительных средств, которые придают ей экспрессию и выразительность.
Наиболее распространена в «Пассажире поезда №12» визуальная(видео) метафора.
 Особое место занимает повторяющиеся визуальные метафоры,встречающиеся на протяжении всего фильма. Например, часы-маятник — символвремени, ценности времени. Этот образ режиссеры заявляют уже с первых минут«Пассажира поезда №12». Стрелки на циферблате исправно отмеряют время, амаятник отсчитывает минуты бесценной жизни. Эта визуальная метафора проходитчерез весь фильм. Часы живут вместе с Львом Николаевичем. В те моменты, когданеобходимо подчеркнуть, выделить какой-либо эпизод или слова на экранепоявляются часы, которые словно напоминают об ответственности за каждоедействие. В конце фильма маятник останавливается, как останавливается жизньЛьва Николаевича Толстого.
Под этот же вид попадает метафора – детские глаза.Выразительный взгляд девочки, также как и маятник, появляется тогда, когданужно привлечь внимание зрителя.
К повторяющимся видео метафорам также относится движущийсяпоезд, который словно напоминает зрителю фразу, произнесенную в начале фильма:«Все пассажиры в этой жизни».
Употребляет режиссер в киноленте завершающиеся визуальныеметафоры. Примером может послужить часы, стрелки которых останавливаются в деньсмерти графа Толстого, отмеряя точное время гибели – 6 часов 5 минут. К этомувиду можно отнести метафору отдаляющейся от нас фигуры Толстого. Этим приемом,наверняка, авторы фильма хотели подчеркнуть уход гения из земной жизни.
Встречаются вфильме и метафоры-противопоставления, яркие и содержательные. Автор фильмапутем специального вида монтажа, о котором говорилось выше, сравнивает богатыхи бедных детей. Таким же приемом режиссер противопоставляет обезумевший народ иумиротворенных людей «высшего света».
В кинолентевстречаются звуковые метафоры. Через весь фильм проходит мелодия вальса. Этовыразительное средство можно отнести к разряду – повторяющаяся звуковаяметафора.

Заключение
Фильм«Пассажир поезда №12» продемонстрирован зрителю в 1999 году. В Екатеринбурге накинофестивале неигрового кино «Россия-99» кинолента Марка Осепьяна и ВладимираМакедонского завоевывает главный приз.
У этогофильма много особенностей. Во-первых, он целиком построен на архивных съемках,запечатленных вначале прошлого века первыми русскими кинооператорами Александром Дранковым,Жозефом Мейером, Томасом Тапселем, Иваном Фроловым. Во-вторых, авторыприменили необычную форму изложения материала. О Льве Толстом рассказываетрусский эмигрант, когда-то сопровождавший съемочную группу, работавшую в ЯснойПоляне.
Хронометражфильма составляет 52 минуты. 47 из них – это черно-белые кадры кинохроники.Авторам пришлось приложить немало усилий, что бы восстановить пленку сизображением Льва Толстого. В фильме используется и прием сепии, а такжецветные видеокадры.
Моменты,запечатленные в 1908 – 1910 годах, были беззвучны. Звукорежиссер Виктор Луняков проявил смекалку инаходчивость, чтобы «оживить», то есть озвучить немые кадры кинопленки.
Вфильме использованы различные звуковые эффекты: речь, музыка, шумы. Голос закадром принадлежит профессиональному актеру Борису Плотникову. Музыка вкинофильме «Пассажир поезда №12» едва ли не основная эмоциональнаясоставляющая. Музыка,используемая фильме, относится к закадровой. Онавыполняет в исследуемой киноленте ряд функций: создает настроение, подчеркиваетдраматургию происходящего на экране, иллюстрирует видеоряд.
Оживить немыекадры кинохроники помогла не только музыка, но и шумы. В «Пассажире поезда №12»звукорежиссером использованы и синхронные, и фоновые виды шумов. При помощишума создается реальная звуковая атмосфера, звуковой образ, настроение. Шумывыполняют драматургическую функцию, символизируют событие.
Экспрессию и эмоциональностьфильму придают выразительные средства. В фильме «Пассажир поезда №12»распространена визуальная (видео) метафора.
Кино«Пассажир поезда №12» — это уникальная возможность заглянуть на сто лет назад,прочувствовать настроение царской России, окунуться в мир великого русскогогения и писателя – Льва Николаевича Толстого.
Фильм«Пассажир поезда №12» необычен. Он интригует и завораживает. Недаром в 1999году кинолента была признана лучшей на одном из самых престижных кинофестивалейРоссии.

Списоклитературы
1. Баскаков В.Е. «Фильм – движениеэпохи». – М., 1989.
2. Беляев И. «Спектакль без актера».М., 1982
3. Бондаренко Е.А. «Путешествие в мирКино» – М., 2003.
4. Голдовская М. «Женщина скиноаппаратом». М., 2002
5. Садуль Ж. «Всеобщая история кино».- М., 1958.
6. Клер Р. «Кино вчера, кино сегодня»- М., 1981.
7. Пажитнова Л. «Кадр… и всяжизнь». — М., 1988
8. Соколов «Монтаж: телевидение,кино, видео». – М., 2001
9. Сычев С. В. «Кинодокументалистика20 века». — М., 2005
10. Теплиц Е. «История киноискусства»1928-1933. – М., 1971.
11. Фрейлих С. И. «Теория кино: отЭйзенштейна до Тарковского».- М., 1992.
12. Ханжонков А. «Первые годы русскойкинематографии».- М., 1937.
13. Эйзенштейн С. Избранныепроизведения в 6-ти томах // www.lib.ru
14. Юренев Р. «Краткая историяКиноискусства».- М., 1997.
15. Сайт «Студия экспериментальногокино», www. Mydirekt. Ru
16. Сайт «Кинодокумент»,www. Kinodocument


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Изменения функций семьи в XX веке
Реферат Стимулирование труда работников фирмы
Реферат Понятие и краткая характеристика химического оружия
Реферат Supernatural In Shakespeare Plays Essay Research Paper
Реферат Особенности конькобежного спорта
Реферат Web-Дизайн и программы для создания web-страниц
Реферат Учреждения: организационно-правовой аспект
Реферат Пардамент Финляндии
Реферат Терминология теории систем. Классификация систем. Закономерности систем
Реферат Указ про затвердження Плану
Реферат Десять целей организации
Реферат Кислотно-основное состояние черноземов выщелоченных при длительном использовании в пашне северной лесостепи южного Зауралья
Реферат Маркетинг та його вплив на фінансовий результат на прикладі ТОВ Велетень Глухівського району
Реферат Анализ мотивации персонала на предприятии общественного питания ООО Городок Печки Лавочкиq
Реферат Убийцы мнимые и истинные в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"