КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Культурология»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности формирования древнеегипетской цивилизации
Введение
Основная часть
Заключение
2. Теория локальных цивилизаций О.Шпенглера
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
1.Особенности формирования древнеегипетской цивилизации
Введение
Проблемы,связанные с формированием и распадом древних культур всегда будут актуальны длясовременного человека. Эти проблемы тесно связаны с коренными вопросамифилософии культуры: причины возникновения культуры, обусловленность ее формразличными факторами (социальными и природными). Человеческая деятельностьопределяет общность генезиса, функционирования и закономерного развития всеймировой культуры. Единство и взаимопроникновение, общение и обособление,взаимодействие и отталкивание, связи и противопоставления — все это характеризует противоречивое единство разных форм культурногобытия, присущих человечеству уже с первых шагов его развития. Испещренныеиероглифами грандиозные храмы и надгробные памятники Древнего Египта приводят визумление современного человека, которому не так просто понять их смысл и значение.Они представляют собой свидетельство особого мироощущения древних египтян,помогавшего им решать свои социальные проблемы. Понимание древнеегипетскойкультуры, оказавшей несомненное влияние на культуру античности, а через нее – ина современную западную культуру, актуально для любого современного человека,интересующегося историей и искусством
Цельюданной работы является исследование особенностей древнеегипетской культуры и факторов,предопределивших эти особенности. В связи с данной целью можно сформироватьследующие задачи: рассмотреть особенности древнеегипетской культуры;проанализировать религиозную составляющую этой культуры; рассмотреть ее влияниена современную культуру.
Основная часть
Длямышления древних египтян характерен дуализм в понимании мира, сводящем целое кединству и борьбе двух начал, которые отражаются и в двойственном характерецарской власти, и в противопоставлении черной земли и белого песка пустыни,Верхнего и Нижнего Египта. Это мышление подчиняется принципам магическогомироощущения, ибо исходит из того, что между предметом и его определениемимеется взаимосвязь, а именно: слова воплощают предметы и явления – отсюдазначение игры слов в историях о сотворении мира, — а речьупорядочивает их. Вместе с тем слова богов (иероглифическая система письма,составленная из картинок, срисованных с натуры, возникшая одновременно сграфическим искусством Древнего Египта) представляли собой отражениереальности. Изображение живого существа, непременно сопровождающееся егоименем, становится как бы сдвоенным. Почти маниакальная страсть заключатьреальность в рамки устойчивых вербальных и графических символов, дабы закрепитьее с помощью одной из высших форм волшебства — вот основная чертадревнеегипетской культуры времен фараонов, объясняющая природу ее удивительныхпамятников и надписей.
Именнов рамках этого мироощущения функционирует своеобразная картина мироздания:бесконечная водная пучина окружает твердь мироздания; на Земле эти водыпринимают форму морей, они наполняют небесный свод, по которому прокладываютсвой путь звезды, они питают русло подземной реки (по ночам солнце плавает поней с запада на восток) и каждый год заново омывают землю, разливаясь по нейпаводком Нила.
Вовремена фараонов деление всего сущего на мужское и женское начало считалосьнеотъемлемой чертой жизни. Творец создал две божественные четы, олицетворяющиефизическое устройство мира: это — воздух исвет-огонь, земля и небо. Боги следующего поколения, стоящие ближе к человеку,сами во многом напоминают людей своей борьбой за власть и смертью. Убитый СетомОсирис с помощью Исиды и Нефтиды обрел новую жизнь, восторжествовал над смертьюи стал победителем царства мертвых. Его сын Гор, рожденный после смерти отца,стал властелином Земли, победив родного дядю Сета.
Литератураотождествляет фараона с Гором — правит он землею так, как богправит небом, фараон является тем, который находится под покровительством Двухбогинь, охраняющих его власть, является владыкой Верхнего и Нижнего Египта,Золотым Гором, а также Гором — победителем бога Сета. Фараон,как наследник создателя и владыки мира (в конце Древнего царства), обладаетвластью над целым космосом. Именно этот монументальный аспект древнеегипетскойвласти выражается в статуях фараонов раннего периода, и прежде всего ввеличайшем шедевре среди них — пирамиде Хефрена. Властный,невозмутимый, с глазами, устремленными в далекий горизонт, где царствует егоотец Ра, фараон собственной особой сохраняет равновесие мира, которому каждыймомент грозит возврат хаоса.
Благополучиестраны обусловлено наличием фараона. В фараоне «воплощались здоровье изрелость» народа. Благодаря фараону Египет находился в том счастливомположении, что в любом аспекте, идет ли речь о природе или о деятельностичеловека, господствует регулярность и порядок. Такова теологическая теориявласти фараона, однако, на практике шла напряженная внутренняя борьба,обусловленная классовыми и социальными противоречиями древнеегипетскогообщества.
Неслучайно в произведении «Наука для фараона Мерикара», свидетельствующем овысоком уровне культуры политического мышления гераклиополитанской династии,фараон выступает, прежде всего, как человек. Фараон дает советы другомуфараону, своему сыну, причем пользуется рефлексией, знанием вещей и словом,основными факторами в политике. Примечательно, что фараоны дают советы своимпреемникам в управлении страной:
«Подражайсвоим отцам, своим предкам: Добились они власти (над своими подданными)благодаря обладанию знанием. Слова их остаются в их писаниях. Открой, почитай иследуй их мудрости. Прежде нужно учиться, потом приобретать опыт».
Царственныйавтор в своей «Науке» приводит ряд примечательных мыслей, например: «богатыйнарод не восстает», «не гневайся – хорошо самообладание», «создай себе памятниклюбовью (окружающих) тебя», «язык – это меч (царя); речь сильнее любого оружия»и т.д. Много внимания уделяется методам борьбы против заговорщиков имятежников. Царь указывает, как надо относиться к подданным, отделяя от ихосновной массы свое ближайшее окружение: «Почитай сановников, способствуйпреуспеянию народа твоего» и пр. Одним словом, власти фараона следует учитьсякак профессии; вот жесткий урок революций и восстаний, потрясавшихдревнеегипетскую цивилизацию. В одном из памятников литературы, описывающемстрашные последствия революции, положившие конец Древнему Царству, читаем:«Действительно, законы были выброшены из архивов. Топчутся по ним на публичныхплощадях».
Возникаетпроблема сохранения и упрочения существующего общественного порядка,преемственности в управлении Древним Египтом. Концепция власти фараона — это не просто набор рецептов сохранения власти и реализация методовсоциального управления, а обоснование, хотя и теолого-политическое, власти,объяснение сложившегося порядка вещей в обществе и предсказание того, чтопроизойдет при нарушении данного социума.
Этомонолитное общество, воспевающее в своих гимнах единство творения и тайнутворца, было в то же время крайне политеистическим и фантастичным в своемпоклонении богам. Древние египтяне признавали всех богов, с незапамятных временпочитавшихся разными местными традициями. У каждого из них были свое имя, свояистория, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде.Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, откоторого зависело их благоденствие. В то же время эти боги и богини считалисьродителями фараона и его покровителями, а он в свою очередь становилсяхранителем их культов.
Вотличие от других народов, населявших в древности Ближний Восток, жизнь египтянбыла на редкость «современной». Все люди были здесь: равны перед Создателем и,как правило, объясняли свои достижения мудрым выбором фараона. Междугосударством и отдельной личностью не стояли ни узаконенная аристократия, нипромежуточные инстанции. Человека определяло имя его родителей и титул,соответствовавший его месту в административной системе. Мужчина и женщина былиравны перед законом, хотя женщина обычно входила в дом мужа, где ей отводиласьпочетная роль «хозяйки дома», исполнение которой и становилось ее основнымзанятием. Египтяне ценили радости семейной жизни, что нашло отражение врисунках и надписях на стенах гробниц и в литературных памятниках. Детейзаводили охотно, о них заботились, причем не с целью продолжения рода, а просторади счастья, которое они приносили, и, памятуя о том, что когда-нибудь именноони смогут дать своим родителям новую жизнь, исполнив погребальные ритуалы.
Правиламаат предписывали имущим помогать неимущим, а книги древнеегипетских мудрецовза 3000 лет до н.э. говорили о милосердии и милостыни теми же словами, которыезазвучат позднее из уст потомков Авраама. Они приучали к культуре поведения,сдержанности и внешней скромности, к дисциплине, ярчайшим свидетельствомкоторой служат статуи и рисунки, изображающие фараонов. Правила маат ставилиопределенные границы сознанию собственной ценности индивида. Ведьсправедливость не одинока, за ней стоят боги, которые не признают нарушения еезаконов: «Не имей злых намерений к другим людям, ибо боги покарают тебя».Справедливость независима от человека, ибо «никогда не исполняются человеческиецели, но зато исполняются божественные приказы». Поэтому также необходимо уметьподчиняться законам, которые ориентируют, как поступать в той или инойситуации. Если человек умеет приспособиться к законам, то он будет счастливым.
Следуетподчеркнуть, что фундаментальным принципом древнеегипетской культуры являетсявера в вечную жизнь, индивидуальное бессмертие. Благодаря этому принципудревнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона, оставлялопростым людям возможность самовыражения, и они, призвав на помощь всюмагическую силу искусства, письма и обряда, старались увековечить свои мумии,имена, свою покидающую тело душу (каи) и свою жизненную силу (ка). Их ждалавечная жизнь, поистине царская (каждый превратится в Осириса) и поистинебожественная (каждый станет спутником Солнца). Со времен Среднего царствасчиталось, что достижение этого блаженства зависит от личных качеств человека.И если в храмах только фараон мог говорить от имени всего общества, зато каждыйегиптянин, в зависимости от своих средств и заслуг, мог выразить себя,воздвигнув собственную гробницу. Однако положение большинства египтян отнюдь небыло столь идиллическим. Привлекательная сторона жизни присуща дворцам фараонови богатым усадьбам знати, тогда как в домах простых смертных были своинепростые повседневные проблемы, достаточно вспомнить пристрастие к палочнымнаказаниям в долине Нила. Изучение жалких остатков бедных поселений позволяетисторикам взглянуть на повседневную жизнь древних египтян значительно объективнее,чем об этом говорят гробницы и храмы.
Весьмазначительные успехи гения древних египтян в области мумификации, которыеневозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе в физике,химии, медицине и хирургии. Например, они использовали знание химическиххарактеристик натрона для мумификации человеческого тела – практическоговыражения представления о продолжении жизни после смерти.
Древнеегипетскаякультура обусловила специфическую форму существования науки, которая являетсяособым видом ориентировочной деятельности человека для установления места его ичеловечества во вселенной. Эта специфика связана с тем, что интеллектуальнаяэлита жрецов облекала специализированное знание в одежды мистики и религии,чтобы сохранить свое господство. Уже в раннем периоде Древнего Египта (Древнеецарство) сформировалась и использовалась письменность, что было обусловленогосударственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств. Развитиеписьменности диктовалось также потребностью фиксировать разливы Нила, так как организацияоросительного дела давала возможность получения прибавочного продукта.Письменность нужна была для учета и контроля произведенного продукта, дляраспределения этого продукта, поэтому видное место занимает фигура писца. М.Коростовцев подчеркивает, что «многие египетские чиновники того времени былилюдьми грамотными». Высокого уровня в Древнем Египте достигли различные видыискусства, для них характерен необычайный расцвет. Раннее изобретение письменностиспособствовало развитию высокохудожественной словесности во всех ее основныхлитературных жанрах. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни,дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи,эпитафии, любовная лирика. С древности, прежде всего в связи с культовымидействиями и церемониями, развивались музыка, изобразительное искусство,скульптура и архитектура. Фараоны и высшие сановники окружали себяскульпторами, архитекторами, певцами, танцовщицами, музыкантами. В болеепоздний период развивается религиозная драма и появляется светский театр. Естьоснования предполагать, что в Древнем Египте существовали даже труппы бродячихактеров. Высокого художественного уровня достигли древнеегипетская живопись,скульптура и монументальная архитектура. До сих пор поражают зрителямастерством статуя писца Каи, скульптурные портреты царицы Хатшепсут, фараонаЭхнатона и удивительный своей одухотворенной красотой образ Нефертити,великолепные аллеи сфинксов и колоссальные храмы в Луксоре, Карнаке и другихместах.
Заключение
Основными особенностями египетской культуры являютсяее неизменность(на протяжении около 3-х тысячелетий), мифологичность,консервация обычаев, верований, норм искусства, усиливавшаяся с течениемистории, несмотря на серьезные внешние воздействия, культ мертвых. Этимиособенностями объясняются и основные черты древнеегипетского искусства: каноничность,монументальность, декоративность. Для египтян искусство играло важную рольименно с точки зрения загробного культа. Посредством искусства происходилоувековечивание человека, его образа, жизни и деяний.
Многиедостижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской культуры, втом числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе календаря,которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете, египетский календарь. Воснове европейской медицины лежит древнеегипетская медицина. Ряд мотивов лирикиДревнего Египта вошли в качестве извечных тем в мировую литературу. Большоевлияние на древние народы имела религия древних египтян: известен культегипетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее в Палестине ибыстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже всамом начале своего развития впитало в себя ряд моментов египетской религии исделало их своими органическими элементами.
/>2.Теория локальных цивилизацийО.Шпенглера
Введение
Книга О. Шпенглера «ЗакатЕвропы» является одним из самых поучительных событий в умственной жизнисовременной Германии. Огромный спрос на эту книгу (32 издания за 2 года); ееширочайшая популярность не только в говорильных «салонах», но и в средесерьезной, интенсивно работающей университетской молодежи; ряд кружков и научныхобществ, основанных с целью разрабатывать проблемы истории и культуры в духенового учения, наконец, внушительный поход против развратителя юношестваШпенглера, организованный во имя спасения «вечных ценностей» культуры немецкимипрофессорами и приват-доцентами, начиная маститым хранителем традиций, теологомГарнаком и кончая радикалом и фанатиком «полной социализации» Отто Нейратом, — все это заставляет думать, чтоШпенглеру лучше чем кому-либо другому удалось оформить идеологию современногокультурного кризиса. Таким образом, как симптом и символ переживаемой Западомкультурной катастрофы «Закат Европы» — бесспорно глубоко знаменательное и значительное явление.Актуальность исследования теории Шпенглера определяется, с одной стороны,необходимостью анализировать сегодняшнее состояние культуры, которое многиеопределяют как кризисное, с другой стороны – концепция циклов развитияцивилизаций в истории представляет большой интерес из прогностическихсоображений.
Целью данной работыявляется рассмотрение теории локальных цивилизаций О.Шпенглера. В связи с этимнеобходимо решить следующие задачи: определить соотношение понятий культуры ицивилизации в теории Шпенглера; проанализировать его концепцию цикла развития обществаот начальных стадий культуры до цивилизации.
Основная часть
Разработку своей концепции истории О.Шпенглерначинает с поиска решения проблемы метода. В нем он справедливовидит корень всякой серьезной рефлексии над миром и местомчеловека в нем.Уже первые шаги в указанном направлении наталкиваются на два принципиально разных образных ряда: мир какприрода и мир как история. Со временГалилея, замечает Шпенглер, стало общим место утверждать, что великая книга природы написана на языке математики (закона, пространства,причинно-следственной зависимости).На каком же языке написана книга истории? — задается вопросом немецкий мыслитель и отвечает: на языке аналогии(морфологического сродства, жизненной органики, времени, судьбы).По убеждению Шпенглера, язык аналогии в истории не знаетникаких исключений, он универсален, вездесущ, поистине тотален. «… Существуетглубокая общность форм между дифференциальным исчислением и династическимгосударственным принципом Людовика XIV, междугосударственным устройством античного полиса и Евклидовой геометрией,между пространственной перспективой западной масляной живописи и преодолениемпространства при помощи железных дорог, телефонов и дальнобойныхорудий, между контрапунктической инструментальной музыкой и экономической системой кредита».
Органическую совокупность всех этих формистории, форм «живого мира», душевно-духовной стихии человеческого бытия Шпенглерназывает культурой. За ней он прочно закрепляет статус прафеномена«всякой прошедшей и будущей мировой истории». Открывая передчитателем величественно-трагическую панораму западной культуры,будучи сам ее представителем, Шпенглер страстно выступает против того,что он называет «птолемеевской системой истории» — ситуации, когда все культуры мира «вертятся»вокруг одного произвольно установленного центра, культурыЕвропы, Запада. Птолемеевской, или западноцентристской, системе истории авторпротивопоставляет «коперниканское открытие» истории, согласнокоторому «не только античность и Западная Европа, но также Индия,Вавилон, Китай, Египет, арабская и мексиканская культуры рассматриваютсякак меняющиеся проявления и выражения единой, находящейся в центре всего жизни,и ни одно из них не занимает преимущественного положения: все этоотдельные миры становления, все они имеют одинаковое значение вобщей картине истории, притом нередко превышая эллиново величиемдуховной концепции и мощью подъема».
В основе каждой отдельной культуры, поШпенглеру, лежит своя собственная идеальная форма, свой первообраз,или чистый тип. Убеждение в самобытности и уникальностикультур у немецкого философа настолько глубоко, что он всерьезговорит, например, о разных (в разных культурах) математиках ифизиках. «Мы находим, — пишетШпенглер, — столько же математик,логик, физик, сколько существует больших культур». Более того,математика, по мнению Шпенглера, есть «исповедь души».
При всем этом Шпенглер ищет и типическое внеповторимой жизненной стихии культур как «больших индивидуумов». Ищет и, естественно,находит — в периодической структуречеловеческой истории, в том, что каждая культура проходит стадии, переживаетвозрасты детства, юности, возмужания и старости, развития,расцвета и увядания. Необходимым завершением, естественным исходом,неизбежным концом любой культуры является цивилизация. Какнеизбежная «судьба культуры» цивилизация — это победа или гегемония искусственного,механического над естественным, органическим, внешнего над внутренним;города над деревней, интеллекта над душой, космополитизма над любовьюк отечеству, научной аргументации над религией сердца, философиифактов над метафизически-спекулятивной мыслью и т.д.
Переход от культуры к цивилизации античностьсовершила в IV в. до н.э., Запад жевступил в него в XIX в. Внутренняя смертьантичного мира произошла в римскую эпоху, для Западного мира, помысли Шпенглера, она наступит около 2000 г.
Надо,впрочем, отметить, что из тех восьми культур, которые насчитывает Шпенглер,большинство затрагивается им лишь весьма поверхностно. Вавилонская, китайская ииндусская культуры характеризуются двумя-тремя штрихами, «магическая»христианско-магометанская культура первого тысячелетия нашей эры иллюстрированатакже весьма скупо: более детально обрисован стиль египетской культуры,которая, по Шпенглеру, имеет максимальное сродство с западно-европейской. Но иэта тема имеет для автора не самостоятельное, а побочное значение; аналогиямежду древним Египтом и современным Западом устанавливается в противовесгосподствующему взгляду, согласно которому наибольшая близость — и притом не только формальная, но исущественная, основанная на непосредственной преемственной связи — имеет место между античным миром итеперешней Европой. Разрушению этой теории, рассматривающей эллинско-римскиймир, как нашу собственную «древнюю историю», и посвящены главные усилия автора.Полярная противоположность античной или «аполлинической» культуры, с однойстороны, западно-европейской или «фаустовской», с другой, полнейшаясамостоятельность и взаимонепроницаемость их стилей, — таков лейтмотив «Заката Европы».
Согласно теории, разработанной Шпенглером, «культура суть организмы.История культуры — их биография».Иными словами, история любой культуры «представляет собою полную аналогию систорией отдельного человека, животного, дерева или цветка». Сама история, ее содержание есть не что иное, как следование друг за другом, соприкосновение,взаимное ограничение и подавлениекультур.
У каждой культуры свое собственноемирочувствование, собственные страсти, желания и надежды; она доступна ипонятна лишь тому, кто душой принадлежит этой культуре.Вживание, наблюдение, сравнение, непосредственная внутренняяуверенность, точная чувственная фантазия — таковы, по Шпенглеру, основные средства исторического исследования,исследования культур и их индивидуальных судеб.
Как и у каждого отдельного человека, у каждойкультуры есть своя душа. Вообще Шпенглер полагал, что «культуразарождается в тот момент, когда из первобытного душевного состояниявечно-детского человечества пробуждается и выделяется великаядуша...». Завершив свой жизненный цикл, осуществив всю«сумму своих возможностейв виде народов, языков, верований, искусств, государств и наук», культура умирает, вновь возвращаясь в «первичную душевную стихию».
Основнойчертой шпенглеровской историософии является последовательный, до концапроведенный исторический или социологический релятивизм.
Нетолько научные теории, эстетические, философские или религиозные построения, нои самые элементарные восприятия, лежащие в основе всякого опыта, каковывосприятия пространства и времени, а также основные приемы логическогомышления, одним словом, все то, что Кант считал «априорными», обязательными длякаждого разумного существа категориями или формами познания, — все это в действительности различноу представителей различных культур.
Этаосновная идея не доказывается Шпенглером, а показывается: демонстрируетсянаглядно, в ряде живых образов, воспроизводящих стиль наук и искусств, религийи философий, политических и экономических укладов, характерных для различныхкультурно-исторических типов. Такой художественно-интуитивный или «физиономический»метод Шпенглер считает единственно допустимым в истории и сознательнопротивополагает его научному, аналитическому или математическому методу,применимому лишь к внешней мертвой природе. Впрочем, и природа в ее целом естьпо Шпенглеру живой организм и может созерцаться изнутри, как созерцал ее Гете,презиравший математику с ее мертвыми схемами и рассматривавший природу «исторически»,в процессе живого становления. Но современный человек не только созерцатель, нои деятель, борец: механизируя природу, вгоняя ее в неподвижные категориинаучного познания, он тем самым подчиняет себе силы природы, заставляет ихслужить своим целям, осуществлять свою «волю к мощи».
Заключение
Натворчество О. Шпенглера оказала влияние теория исторического процесса Н.Я.Данилевского. Шпенглер вынес суровый приговор современной западной цивилизацииза ее голый техницизм и отсутствие животворящих органических начал. О. Шпенглерразличает возможную (как идею) и действительную (в виде тела идеи) культуру,доступную восприятию человека: поступки и настроения, религия и государство,искусство и науки, народи и города, экономические и общественные формы, языки,право, обычаи, характеры, черты лица и одежды. История, подобно жизни в еестановлении, является осуществлением возможной культуры: «Культуры суть организмы.История культуры — их биография… История культуры естьосуществление ее возможностей».
Применяя концепции цикличности истории к духовной жизни,к культуре Шпенглер предвидит, вслед за высшей точкой строго умственного творчества,угасание душевной творческой силы. Отсюда следует и гибель западнойцивилизации, подчеркивается ее обреченность. Однако не очень-то известно, что вконце своей жизни О. Шпенглер пересмотрел свои взгляды относительно исчезновениязападной цивилизации и пришел к выводу, что Запад возродится в будущем;буквально этот вывод звучит так: «Восход Европы». Свою концепциюистории Шпенглер считал очень полезной, даже благородной длябудущих поколений, поскольку она ясно указывает на внутренниевозможности, равно как и на ограниченности каждой историческойэпохи.
/>Список использованной литературы
1. Рубинштейн Р.И.Египетская мифология // Мифы народов мира. М., 2001. Т.1.
2. Васильев Л.С.История религий Востока. М., 1988.
3. ЕрасовБ.С.Социальнаякультурология: В 2-х ч. Ч.1 — М.: АО «Аспект Пресс», 2004. – 384 с.
4. Культурология.Курс лекций под ред. А.А. Родугина Изд. “Центр” Москва 2006 г.
5. Культурология/Под ред. А. Н. Марковой М., 2005г.
6. КультураДревнего Египта. М., 1976.
7. Очерки историиискусства. М„ 1987.
8. Поликарпов В.С.Время и культура. Харьков, 1987,
9. Шмелев И.П.Феномен Древнего Египта. Минск, 2003.
10. Юайотт Ж.Таинственный мир сынов Ра // Курьер ЮНЕСКО. 1988. Октябрь.