Реферат по предмету "Культура и искусство"


Оправдание детства как феномена культуры

Реферат
на тему: Оправдание детства как феномена культуры
2009 г.

Содержание
Введение
1.Детство как самостоятельный аспект культуры
2.Общекультурологическое значение детства
3.Межкультурное исследование детства (направления и предметные области)
Заключение

Введение
Человек целостен, единв совокупности всех своих возрастов, однако философская антропология обычноисследует взрослого человека, что искусственно сужает рамки самой реалии — человек. Детство представляет собой начало человека, его понимание лежитв основе решения всех антропологических проблем. Современная гносеологическаяконцепция предполагает взрослого, познающего субъекта, в то время как познаниемира ребёнком является целостным процессом, определяющим познание миравзрослым. Без понимания детства как начала познающего человека не может бытьпонимания человека как целостности. Понимание сущности детства даёт возможностьвыхода антропологии, гносеологии и культуре из тупика непознаваемости иневыразимости.
Философское осмысление феноменадетства приобретает чрезвычайную актуальность в контексте кризисногосостояния современной действительности.
Антропный кризис,процессы глобализации, модернизационные процессы в мире в социальной икультурной сферах, в политике, экономике, а также системные трансформациимирового сообщества, — всё это требует философского осмысления сущности детствас позиций понимания настоящего и прогнозирования будущего. Детство определяетпотенциал будущности, возможность её воплощения, поэтому осмысление сущностидетства способствует разрешению противоречий настоящего с позиций наиболееконструктивного проектирования будущего.
Философское осмыслениефеномена детства актуально в аспекте переосмысления культурных процессов:детство и ребёнок не просто детерминированы типом культуры, но являются еёреальным фундаментом. Осознание философских оснований процесса укорененияребёнка в культуре открывает новые возможности осмысления и реконструкциифундамента самой культуры.
Проблема философскогоисследования феномена детства актуальна и в свете кризисных явлений в процессахэкономического и политического реформирования России и их неоднозначноговлияния на духовно-нравственное и правовое воспитание молодого поколения.Очевидность социального деструктива, определяемого имущественной и социальнойполяризацией, находит выражение в наркомании, бродяжничестве, безнадзорности,беспризорноси, детской смертности, геометрической прогрессии роста числадетей-сирот и отсутствии полноценной государственной заботы о них, ростедетской и подростковой преступности, тупиках общественного и семейноговоспитания. Всё это подталкивает к философскому осмыслению феномена детства васпекте исторических, социальных, духовных традиций с прагматической цельюпреодоления деструктивных явлений в развитии Российского общества. Проблемы социальной,культурной, национальной, тендерной идентичности в воспитании новой толерантнойличности могут быть успешно решены только в связи с решением проблем детства иребёнка.
Модернизационныепроцессы в Российском образовании, протекающие в условиях кризиса школьного,общественного, семейного воспитания, разрушения образовательно-воспитательнойпарадигмы прошлого столетия и ещё не сложившейся новой педагогической парадигмытакже делают необходимым философское осмысление детства и ребёнка. Основаниясовременной педагогической парадигмы целесообразно искать, прежде всего, вфилософском понимании феномена детства. Обоснование и апробация профильнойшколы, теоретические разработки проблемы самоопределения и практикаформирования самоопределяющейся, отвечающей за свой выбор личности, ксожалению, не разрешают остроты проблемы социализации: занятости, полученияобразования, гарантирующего востребованного специалиста, имеющего возможностьреализовать себя как личность в своей родной стране. Необходимость формированияличности, умеющей найти опору в себе самой, актуализирует детство какметафизическое начало человека.
В настоящее время темадетства находится на стыке различных исследований, имеющих антропологическую игуманитарную направленность: психологии, педагогики, психиатрии и психоанализа,этнографии, лингвистики, художественного творчества и искусствознания,исторической науки, права, философии, философской антропологии, социологии.Однако целостного философского осмысления феномена детства в истоковых вербальныхформах его репрезентации (в философии, мифе, фольклоре, художественнойлитературе) до настоящего времени не было.
Детство представлено вантичных философских текстах (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Платон, Аристотель,Эпикур, Сенека, Плутарх); в текстах средних веков и Возрождения (Н. Кузанский,Августин, Э. Роттердамский, М. Монтень); в западной философии Нового времени(Ф. Бэкон, Д. Локк, Р. Декарт, Д. Беркли, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, А.Шопенгауэр, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Ф. Ницше, Г. Честертон, Ж. Батай, М, Бубер,Э. Тоффлер, Э. Фромм, К. Лоренц); в русской философии (Л.Н. Толстой, Ф. М.Достоевский, Н.Ф. Фёдоров, В.В. Розанов, СИ. Гессен, П.А. Флоренский, В.В.Зень-ковский, Н. А. Бердяев, С.Л. Франк).
Образам детствапосвящаются выставки произведений изобразительного искусства, полноценноразвивается литература (в том числе, и детская), дающая наиболее целостноепредставление о мире детства. Формируется субкультура детства, развиваетсядетское творчество. Дети являются субъектами мира моды. Всё это вносит вклад восмысление сущности детства.
Основная проблемаисследования заключается в философском осмыслении феномена. Основная цель — осмыслить содержание основных генетических форм репрезентации феномена детствав философских и художественных текстах. Выявить состав феномена, философскиеоснования его репрезентации, раскрыть содержание детства как сущего.

1.Детство как самостоятельный аспект культуры
 
ДЕТСТВО каксамостоятельный аспект культуры было выделено в качестве «некоего мира,обладающего некоторой автономией и психологической ценностью», вромантическо-просветительской литературе. Значительную роль в восприятии этогофеномена сыграло произведение Ж. Ж. Руссо «О воспитании» (1762).Долгое время в XIX в. детство было предметом детального анализа именно вхудожественных произведениях классиков литературы. Образы детства, частоавтобиографические, однако имевшие и историко-культурную ценность, создали Л.Н. Толстой, Ч. Диккенс и М. Твен.
В культурологическихисследованиях детство стало самостоятельным объектом анализа под влияниемраспространения психоаналитического подхода, в котором оно является одной изцентральных тем изучения. С 30-х годов XX в. детство становится важнейшейфункциональной частью в исследовании культурных систем самых различных народов.
Бесспорным лидером вэтой области исследования культур было направление«Культура-и-личность» (психологическая антропология). Детстворассматривалось в качестве феномена, изучая который в упрощенном виде, но со специфическимикультурными особенностями, можно было увидеть мир «взрослой»культуры. Особенности процессов, происходящих в детстве, имеют фундаментальноезначение для воспроизводства культур.
В то же время детство — это особый мир, своеобразная культура в культуре, область, полная загадок инепознанных явлений. Это мир со своими правилами поведения, мир фантазии и игр,воспринимаемый как реальность. Ребенок одушевляет окружающий его мир, вносит внего эмоциональную окраску. Он преобразует в своем воображении предметыдействительности, например, палка становится у него самолетом или лошадкой, авзаимодействия со сверстниками драматизируются. Таким образом, преобразуяокружающую действительность, ребенок тем самым формирует и воспроизводитважнейшее культурное качество человека в создании идеальных сущностей.
Изучая процессы,происходящие в детстве в самых различных формах, мы каждый раз присутствуем прииндивидуальном акте рождения культуры. Ученые имеют возможность непосредственнонаблюдать этот процесс, но тем не менее до сих пор не ясно, как же ребеноковладевает речью, почему дети обладают громадным творческим потенциалом и чемвызвано угасание способностей человека впоследствии. Детство представляетсобой, если использовать теорию А.Крёбера, своеобразный культурный взрыв,период бурного роста и овладения культурными навыками, приносящийнепосредственную радость маленькому человеку, входящему в безбрежный миркультуры.
Нередко факт из жизниребенка объяснить труднее, чем совершить очередной этап технологическойреволюции. Вот один пример, касающийся «детских обычаев»,особенностей их игр. Абсолютное большинство детей, принадлежащих к самымразнообразным культурам, играют в секреты, тайники, в которые закапывают«сокровища» в виде цветных стеклышек, камешков и других предметов.Каким-то образом эта игра или обряд воспроизводится в бесконечной цепипоколений, причем как в традиционных культурах, так и в современныхиндустриально-урбанизированных. Единственное, весьма посредственное объяснениеэтого явления состоит в уподоблении действий детей действиям животных,запасающих пищу впрок.
Детство, в первуюочередь раннее, в условиях различных культур исследовали такие ученые, какР.Бенедикт, М.Мид, К.Дюбуа, Дж. и Б. Уайтинги. Они изучали особенностикормления детей, пеленания, приучения к горшку, чередования периодов сна иактивности. Безусловно, этим объекты их исследования не исчерпывались.Ученых-антропологов интересовало отношение к личности ребенка в раннем детствев различных культурах, взаимоотношения типа «ребенок-ребенок»,«ребенок-взрослые», система поощрений и наказаний, распространенная вданной культуре. Европейцев удивляло отсутствие наказаний детей в однихкультурах и, наоборот, существование наказаний вплоть до 20 лет — в других.Важное значение в изучении «образа детства» играют обряды и ритуалы,связанные с рождением ребенка, наречением его и инициациями — посвящениями вовзрослое состояние. Определенное воздействие на исследования оказывалипсихоаналитические понятия, описывающие коренные качества ребенка: желаниебыть любимым, потребность в общении (с рождения!), в нежности и избеганиетревоги.
Особую область образуетэтологическое изучение детства, акцент в котором делается на анализеэмоционально-психологических состояний (радость, печаль, агрессивность, любовь,привязанность). Ключевое понятие здесь — «привязанность»(attachment), выражающее формирование особого качества, возникающего в тесномконтакте между ребенком и взрослым на ранних этапах младенчества. Оно естьоснова социального взаимодействия в культурах, и возникает оно аналогичноимпринтингу (запечатлеванию) у животных. Благодаря импринтингу образуютсяродственные чувства к детенышам не своего вида (утята у курицы и т. д.).Интересным аспектом в изучении детства как феномена культуры является отношениек незнакомому и отражение его в этнокультурных стереотипах поведения.
Существенное, дажеопределяющее, значение для культурологической концепции в целом является то,как понимается воспроизводство культуры. Этот аспект изучения детства анализируетсяс двух позиций. Одна заключается в том, что становление культурного человекасостоит лишь в развертывании генетической программы, созревании (подобноплодам) навыков, умений и проявлении их в определенные периоды или в связи ссоответствующей жизненной ситуацией, или благодаря каким-нибудь пусковымсобытиям. Такой взгляд на детство получил название «нативизм».Подобные воззрения связаны с пониманием культуры лишь как формы существованиягенетических задатков индивидов.
Другой подход, болеераспространенный и более обоснованный, рассматривает детство как форму усвоениякультурных стереотипов, подчеркивая существенную роль внешних воздействий. Вособенностях детства проявляется влияние культурной традиции, навыкиформируются в процессе деятельности. Эта позиция в интерпретации детства каккультурного феномена получила название «эмпиризм». Значительноевлияние, в том числе и на межкультурное изучение детства, оказалакультурно-историческая теория российского психолога Л. С. Выготского. Рассматриваяпроцессы, происходящие в детстве, он отмечал их особенность в том, что«врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет собой единыйсплав с процессами его органического» развития. «Культурное развитиеприобретает совершенно своеобразный характер, поскольку носителем его являетсярастущий, изменяющийся организм ребенка». Само культурное развитие ребенкаосуществляется, согласно Л. С. Выготскому, “путем врастания речевых формобщения людей во внутренний план индивидуального сознания и превращения их черезпромежуточную форму «общения с самим собой» в собственно человеческиеформы психической деятельности”. Культурно-историческая концепция Л. С.Выготского и его гипотеза интериоризации культуры (внесение в индивидуальноесознание) использовались в качестве интерпретирующей теории в межкультурномизучении детства.
В структурном планеизучение детства как феномена культуры состоит из общекультурологическихконцепций и разнообразных направлений исследований, выделяемых на основании какметода, так и объекта изучения. 2. Общекультурологическоезначение детства
СУЩЕСТВУЕТ несколькообщекультурологических концепций детства. Объектами нашего анализа будутпсихокультурная теория детства Л. Демоза и типология культур в связи сособенностями детства М.Мид.
Создателем«психогенной» теории истории, согласно которой причины культурногоразвития коренятся во взаимоотношениях детей и родителей, является Л. Демоз. «Центральнаясила исторического изменения, — пишет он, -не техника и экономика, а психогенныеизменения в личности, происходящие вследствие взаимодействий сменяющих другдруга поколений родителей и детей». Эволюция типов взаимодействиймежду родителями и детьми — независимый источник развития. История детства,согласно Демозу, представляет собой последовательный ряд все более тесныхотношений между ребенком и родителями. Типы воспитания, распространенные вобществе, являются не просто одной из его особенностей, а главным условиемвоспроизводства и развития всех прочих элементов культуры. Л. Демоз высказалинтересное предположение о связи содержания детских переживаний ссоответствующими элементами культуры.
Всю предшествующуюисторию в зависимости от стиля воспитания Л. Демоз делит на шесть периодов.Первый период (с древности до IV в. н.э.) характеризуется инфантицидным стилемпо отношению к ребенку, т.е. убийство ребенка не наказывалось и дажепрактиковалось в этот период. Второй период (с IV в. до XIII в.) отмеченбросающим стилем, иначе говоря, стремлением сбыть ребенка кормилице, в монастырьили не замечать его присутствия и дома. Амбивалентное (двойственное) отношениек ребенку характерно для периода с XIV по XVII в. Ребенку уже не отказывали вовнимании, но не разрешали самостоятельно духовно развиваться. Педагогическийобраз эпохи — лепка характера из податливого материала. В четвертый период(XVIII в.) преобладал навязчивый стиль — стремление контролировать не толькоповедение ребенка, но и его внутренний мир, что усиливало конфликты отцов идетей. Период с XIX до середины XX в. отличается социализирующим стилем, цельювоспитания становится подготовка ребенка к будущей жизни. И наконец, во второйполовине XX в. утвердился помогающий стиль, согласно которому ребенок лучшеродителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни.
Как и во всякойсхеме-классификации, в периодизации Л. Демоза можно найти недостатки. К нимотносятся субъективизм при определении содержания периодов, несоответствие вряде случаев историческим фактам, игнорирование экономических обстоятельств иэкологических условий и т. д. Тем не менее подход к членению истории напериоды, основанные на культуре детства, представляет интерес длякультурологии. Концепция Л. Демоза — это оригинальный способ показать эволюциюкультуры (правда, только европейской) через модели детства.
Под иным углом зренияподходила к типологии культуры в соответствии с особенностями детства М.Мид.Она выделяла три типа культур: «постфигуративный, где дети прежде всегоучатся у своих предшественников, кофигуративный, где и дети и взрослые учатся усверстников, и префигуративный, где взрослые учатся также и у своих детей».
Постфигуративнаякультура — это классический вариант традиционного общества. Каждое изменениепротекает в ней настолько медленно и незаметно, что «деды, держа вруках новорожденных внуков, не могут представить для них никакого иногобудущего, отличного от их собственного прошлого». Прошлое взрослых — схема будущего для их детей. Без письменных и иных форм фиксации прошлого людипостфигуративных культур были вынуждены включать всякое изменение культуры всвое сознание и хранить его в памяти вместе с различными формами действий.Определяющую роль в таких культурах играло старшее поколение. Оно служилозаконченным образцом жизни, символом культуры. Данный тип культуры основан нареальном присутствии в обществе представителей трех поколений, на чувствевневременности всепобеждающего обычая и предполагает успешную передачу изпоколения в поколение неистребимых штампов определенных культурных форм.
Кофигуративнойназывается культура, в которой преобладающей моделью поведения для людейоказывается поведение их современников. Идеалом для подражания становится ужене прошлое, а настоящее. Кофигурация предполагает непосредственную передачузнаний, научений от представителей актуально действующего поколения. В самомпростейшем виде кофигуративная культура — это общество, в котором отсутствуеттретье поколение (деды и бабушки). Они не проживают совместно с внуками, ипоэтому нет преемственности поколений. Более того, становится частью культурыустановка на то, что дети, повзрослев, вне влияния родителей самостоятельновыработают свой стиль жизни. Кофигуративная культура предполагает изменения вобразе жизни и не исключает изменения места жительства, в том числе в новомкультурном окружении. Задача выработки моделей поведения и стиля становитсяфункцией средств массовой информации. Для кофигуративной культуры характерныконтркультура и субкультура молодежи (тинэйджеры).
По мнению М.Мид, в 60-егоды родилась новая культура, которую она назвала префигуративной. Особенностьтакой культуры — неизвестность будущего ввиду ускоренного развития общества.Разница в форме передачи культурных знаний будет настолько велика даже в рамкахдвух поколений, что не исключено, что дети будут передавать полученные знания родителям.М.Мид была не только создателем учения о трех типах культур, она участвовала вразнообразных исследованиях, посвященных анализу различных аспектов детства какфеномена культуры. 3. Межкультурноеисследование детства (направления и предметные области)
ВСЕ МНОГООБРАЗИЕ ванализе детства в условиях различных культур можно подразделить на две части:подходы, методы изучения детства и объекты исследования (труд, обучение, игры,сенсомоторная активность в раннем детстве). Особое место занимает изучениераннего детства и отношения к незнакомому. Всю совокупность знаний о детствекак феномене культуры можно назвать «этнология детства». На примересамых разнообразных исследований детства охарактеризуем эту область изучениякультур.
Первоначальноостановимся на изучении эмоциональных отношений родителей и детейсоциологическим путем (методом опроса и интервью).
Путем стандартногокросс-культурного кода Мёрдока и Уайта (1969) Р. П. Рохнер и некоторые другиеученые проанализировали отношения между детьми и родителями в 186 обществах.Эти исследования, посвященные анализу взаимоотношений родителей и детей,получили большую известность и стали в определенной степени самостоятельными. “«Теорияродительского разрешения-запрещения» (PART), — пишет Р. П. Рохнер, — этотеория социализации, которая пытается объяснить и предсказать основныеследствия родительского разрешения-запрещения для поведенческого,познавательного и эмоционального развития ребенка ..". Таким образом,общей задачей является изучение того, как влияют отношения родителей к ребенкуна его формирование как личности в различных культурах. Своеобразным итогомрассматриваемой проблемы стала статья Р. П. и Е. К. Рохнеров «Родительскоеразрешение-родительский контроль: кросс-культурные коды», опубликованная вжурнале «Этнолоджи» в 1981 г. Как изучаются взаимоотношения детей иродителей? Какова общая структура кода? В указанной статье конкретно решается,как создать формализованную картину этнически обусловленного отношения детей иродителей. Выделяются четыре основных типа отношения к ребенку: 1) родительскоепонимание — теплое отношение и любовь; 2) родительские враждебность и агрессия;3) родительские индифферентность и отрицание; 4) родительский контроль. Почастоте применения основные типы делятся на четыре рубрики: редко(исключительно), иногда, часто, всегда (почти всегда). Это не касаетсяродительского контроля, который подразделяется на: отсутствие контроля, слабый,следящий, ограничивающий автономию контроль. После формализации все полученныеданные попадают в сводную таблицу. Отдельно исследуются отношения отцов иматерей к детям. В заключение анализируется количественное выражениевзаимоотношений между детьми и родителями и сравниваются разные показатели.Статья Р. П. и Е. К. Рохнеров дает представление о социологическом подходе визучении детства, являющемся соединением определенного метода конкретногоисследования с попытками создания эмпирической теории, описывающей отдельныйаспект развития детей в различных этнокультурных условиях.
Но все же центральнымявляется психологическое изучение детства, осуществляемое в соответствии стремя типами психологической теории — с психологическим, психоаналитическим иэтологическим подходами в этнологии детства. Психоаналитическое изучениедетства ввиду своей разноплановости, сложности структуры, создающихзначительные трудности для анализа, нами не затрагивается. Лишь отметим, чтообщим для всех подходов с психологической компонентой является вопрос одетерминантах детства, представляющий собой попытки понять механизмы и причиныформирования человека различных культур. Психологический подход основан наэкспериментальных исследованиях поведения детей, хотя и не сводится только кним. Исследования, проводимые в его рамках, испытывают значительное влияниебихевиоризма. Это проявляется прежде всего в выборе основного предмета изучения- различных форм приобретенных навыков, умений ребенка и самого процессанаучения, трактуемого максимально широко. Таким образом, представители этогонаправления акцентируют свое внимание на становлении приобретенных формвзаимодействия в процессе научения.
Охарактеризуемпсихологический подход в этнологии детства. Большое место в нем отводитсяизучению познавательной деятельности ребенка, межкультурному анализу способностик научению в интеллектуально-абстрактной, предметно-наглядной идвигательно-стереотипной форме. К нему тесно примыкают исследованиясенсомоторного развития детей различных этносов, а также анализ особенностейпамяти, внимания и других психологических характеристик человека. Важнымаспектом рассматриваемого подхода является анализ генезиса и формированияспецифики восприятия ребенком действительности в различных этнокультурныхобщностях. Наиболее известны особенности восприятия детьми цвета и звука,пространства (предпочтение определенных геометрических форм), сохраняющиеся и увзрослых, что получило отражение в народном творчестве в его различных сферах.Пристальное внимание исследователей привлекает развитие эмоциональной сферы(любовь и ненависть, страх и удивление, улыбка и плач) детей различных культур.
Одним из первыхэтнопсихологических исследований было изучение способов ухода за ребенком ивлияния их на формирование личности. В 70-80-х годах XX в. такому аспектуанализа уделялось минимальное значение, на первый план выдвигалась проблемаобщения с детьми, особенно раннего возраста, до овладения ими членораздельнойречью. Это предполагало изучение отношений типа мать-ребенок, родители-ребенок,незнакомые-ребенок, ребенок-ребенок. В качестве иллюстрации того, чтопредставляет собой исследование, например, отношений родители-дети, затронемодин из аспектов этого сложного взаимодействия — значение детского плача икрика.
Плач есть первоепроявление эмоций человеческого существа, начальная фаза формирующейсякоммуникативной деятельности, доминирующей в младенчестве. Крик (плач) младенцапри рождении — в определенном смысле специфическая особенность человека. Помнению Гегеля, высшая натура человека проявляется и здесь. «В то время,как животное немо и выражает свою боль стонами, ребенок выражает ощущение своихпотребностей криком». Реакция на столь привычное явление, как плачребенка, во многом определяется этнокультурными стереотипами поведения,сложившимися в той или иной общности. Отношение к плачущим или кричащим детямварьируется от полного игнорирования до отклика на любой призыв младенца.Исторически так сложилось, что одинаковое или сходное отношение к плачу и крикуможно встретить и в традиционных обществах Африки, и в развитых странах ЗападнойЕвропы. И наоборот, в этнических общностях, стоящих близко друг к другу всоциальном развитии, могут быть диаметрально противоположные отношения к этомуявлению. Плач в этнологических исследованиях определяется как сильно выраженнаявокализация, сопровождающаяся слезами. Крик — это такая же вокализация, но безслез.
Плач и крик относят косновным формам коммуникации в младенчестве. Доминирующее значение приобъяснении этих явлений в этнологии детства играет бихевиористская схема«стимул-реакция» (с-р). В большинстве исследований плач и криксчитаются лишь ответной реакцией ребенка на внешние раздражители илисвидетельством какого-либо дискомфорта. Часто не учитывается, что даже вмладенчестве ребенок активно взаимодействует со средой. Порой ему просто скучноодному, хочется видеть родителей и «поговорить» с ними доступными емуспособами. В принципе, конечно, и такую активность ребенка можно истолковать посхеме «стимул-реакция», например, нежелание быть одному как реакциюна отсутствие внешних положительных раздражителей. В этом случае надо выделятьразличные качественные типы реакций ребенка, хотя, строго говоря, схема с-рпредполагает пассивное следование объекта, в данном случае ребенка,раздражителям.
Исследование плача икрика в этнологии имеет многообразную направленность. Предметом изучения обычноявляются два или более этноса при учете социально-классовой структуры общества.Кроме этого, важен возраст ребенка и его поведение в различных ситуациях.Например, рассматриваются период жизни от двух до одиннадцати месяцев вразличных этносоциальных условиях и ряд ситуаций, в которых ребенок плачет иликричит: в отсутствии родителей, в присутствии незнакомых людей, в отсутствиилюдей вообще, в присутствии других детей и т. д. Все указанные этносоциокультурныеаспекты исследования детского плача (крика) дают в совокупности целостноепредставление об этом явлении.
Этологическое изучениедетства состоит прежде всего в тщательном исследовании различных формвзаимодействий детей в естественных для них условиях и ситуациях, а не в рамкахспециально продуманных экспериментов. В отличие от бихевиористов этологизначительную роль отводят изучению наследственных стереотипов поведения уребенка, сравнительному анализу действий детей и животных. Их в большей степениинтересует реализация врожденных механизмов поведения и формирование на ихоснове культурных моделей деятельности в детстве.
Специфической областьюисследования для этологического подхода является изучение невербальнойкоммуникации, способа взаимодействия, общего для человека и животных.Исследование невербальной коммуникации в детстве в условиях различных культур — это изучение внесловесных, жестовых эмоциональных форм общения, используемыхребенком. При этом рассматривается и формирование эмоций у детей, в особенностижестов, мимики, форм проявления чувств в различных культурах. Важным подспорьемв решении этой задачи является тщательная разработка системы терминов длядетального описания эмоциональных состояний детей. Так, например, висследовании английских этологов Ч. Р. Браннигана и Д. А. Хамфриза приведенсписок из 136 (!) терминологических сочетаний для описания разнообразныхэмоциональных состояний детей, встречающихся в процессе эмпирическихисследований. Только улыбки авторы выделяют десять видов.
Важную роль вэмоциональной выразительности играют глаза ребенка. Взаимные взгляды ребенка иродителей представляют собой важнейший способ коммуникации для детей вмладенчестве. Взгляд ребенка становится осмысленным в довольно раннем возрасте(4-6 недель). При достаточном внимании к ребенку в его глазах можно прочитатьмассу оттенков и значений, ответы на все вопросы, поставленные родителями, атакже просьбы и эмоциональную оценку наличной ситуации: одобрение, несогласие,радость, печаль, удивление, внимание и т. д. Сложнейшей формой вопроса и ответана него является улыбка ребенка, одна из первых форм эмоционального общения,чистая и непосредственная. Ребенок улыбается всем лицом, и особенно глазами.Улыбка — важнейшая форма эмоционального и невербального общения детей совзрослыми.
Более сложная формаповедения и эмоционального состояния, формирующаяся в самый ранний период жизниребенка, — привязанность. Одним из проявлений ее становится «комплексоживления» — радость младенца при виде своих родителей. Привязанность — это комплексная форма поведения ребенка, состоящая в выражении радости,одобрении улыбкой, издаваемыми звуками, определенными движениями при наличиилюдей, окружающих его с рождения: мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка, ив выражении грусти, призыва плачем при отсутствии близких ему людей.Привязанность отражает необходимость общения младенца со взрослыми и составляетодно из фундаментальных оснований социального взаимодействия. В процессеизучения привязанности было выявлено несколько ее видов. М. Айнсворт выделяеттри ее вида: устойчивая, неустойчивая и отсутствие привязанности. Такаяклассификация привязанности была проведена на основании трех аспектов отношенияматери к ребенку: обобщенный объем внимания к ребенку, удовольствие от кормлениягрудью, объем знаний о своем ребенке. Один из важнейших аспектов изученияпривязанности — анализ формирования избирательности, направленности наопределенный объект, отношение к незнакомым.
Отношение к незнакомым,иностранцам — интереснейшая тема этнографии, тесным образом связанная снародными сказками, фольклором, религиозными верованиями. Оказалось, что этотвопрос не менее интересен и в аспекте детской психологии. На реакцию детей нанезнакомых людей, которая трудно предсказуема и субъективно избирательна,накладывают отпечаток этнокультурные особенности. Имеется в виду, например,традиция не допускать к ребенку в ранний период его жизни незнакомых людей илипрятать его от посторонних глаз. Отношение к незнакомым людям и эмоциональнаяреакция на них тесно связаны с проблемой коммуникации и коммуникабельности,т.е. вхождения в группу людей, налаживания связей с отдельным человеком.Конечно, общительность — свойство, встречающееся в любой культуре, но все же,хотя и условно, считается, что в одних культурах оно более распространено иярче выражено, а в других — менее. Это объясняется, в первую очередь,особенностями формирования и становления эмоций, поведенческими стереотипами,принятыми в данном обществе.
По отношению кнезнакомым людям человек, как взрослый, так и ребенок, испытываетпротиворечивые чувства. С одной стороны, интерес, с другой — настороженность.Известный западногерманский это-лог И.Эйбл-Эйбесфельдт отмечает, что уже вшесть-восемь месяцев ребенок начинает отличать «своих» от «чужих».Он полагает, что беспокойство, страх перед незнакомыми — врожденная чертачеловека, поскольку она проявляется у детей, не имевших отрицательного опытаобщения с «чужими». «Очевидно, — пишет он, — существуюткакие-то исходящие от человека сигналы, одни из которых вызываютнастороженность, а другие настраивают человека на дружеский лад. Личноезнакомство в значительной степени блокирует механизм тревожности… Посколькупри постоянных личных контактах человек принимает уже знакомые сигналы, люди,живущие среди родственников и друзей, не испытывают напряжения».
Ученый затронулмалоисследованную и при этом существенную для формирования ребенка проблему,причем сделал это в интересной форме. Но все же он не учитывает тогообстоятельства, что некоторые дети боятся не всех незнакомых, и именно здесьзаключена загадка коммуникации в невербальных формах как среди детей, так исреди взрослых. Как происходит отбор «хороших» незнакомых от«плохих», вот в чем вопрос. Что это за таинственные сигналы, в какойформе они передаются? В этой же плоскости лежит анализ взаимоотношения человекаи животных. Почему на одних людей у животного положительная реакция, а надругих — отрицательная? И наконец, в два-три месяца дети, по крайней меренекоторые, улыбаются любому человеку, а в шесть-восемь месяцев уже формируетсяизбирательное отношение к людям. В чем смысл этого процесса? К сожалению,И.Эйбл-Эйбесфельдт мало внимания уделил потребности в общении, стремлению кновому, которое также формируется в раннем детстве. Он отразил наше желаниежить в кругу знакомых, но не исследовал того, как и почему появляются новыезнакомые, как они из незнакомых превращаются в знакомых.
При анализекоммуникации людей все же нельзя забывать, что чаще всего она осуществляетсяодновременно и в вербальной и в невербальной формах. Словесное общение играетзначительную роль в жизни людей, особенно если учитывать его влияние в неявныхформах, неосознаваемых субъектом, результатом чего является внушение(суггестия), подкрепляемое невербальными формами коммуникации. Вовзаимоотношениях между взрослыми, знакомыми и незнакомыми и ребенком происходитобщение на различных уровнях. Со стороны ребенка до овладения языком — невербальная коммуникация, со стороны взрослых — оба указанных типа общения.Это обстоятельство необходимо учитывать при изучении становления формкоммуникации у детей. Можно согласиться с гипотезой о существовании каких-тосигналов на невербальном уровне, возникающих у людей в процессе общения. Нопочему же не предположить, что и сами слова выполняют аналогичные функции — настраивают на дружеский или на враждебный лад. Следует отметить также, чточленораздельная речь — исключительно достояние человека, и она существенновлияет на развитие ребенка.
Изучение привязанности,страха, отношения к незнакомым, формирование первичных форм социальноговзаимодействия — все это составляющие общей проблемы исследования воздействияраннего детства на более позднее развитие. Ранний опыт был предметом изучения в30-40-х годах, он был так же актуален и в 70-80-х годах. В поле зрения этологовпопадают ныне не только особенности, характерные для данной этнокультурнойсистемы, но и общечеловеческие характеристики раннего детства. В соответствии сэтим рассматриваются два уровня воздействия: общий на уровне этнокультурной системыи особенный на уровне индивида. Первый связан с влиянием принятых вэтнокультурной системе стереотипов воспитания детей на характеристики всехвзрослых членов общества, второй касается соотношения раннего опыта отдельногочеловека и его индивидуальных отличий в зрелом состоянии. Таким образом, раннийопыт анализируется в двух аспектах: его влияние на различия внутри общностей имежду общностями. В современном изучении этой проблемы выделяют четыре основныхнаправления исследований: экспериментальные исследования раннего опыта;экстраполяция данных, полученных при изучении животных; разработка методологии;анализ взаимодействия дети-дети, дети-взрослые. Важнейшую роль в анализевоздействия раннего опыта на более позднее развитие личности играют исследованияпериода наибольшей взаимной чувствительности матери и ребенка. За нимзакрепилось название «сензитивный период», предложенное М. Клаусом иДж. Кенне-лом. В ходе исследований, проведенных в США и Гватемале, выяснилось,что дети, имеющие более тесный и частый контакт с матерью, показывают болеевысокие результаты по шкале коэффициента интеллекта, лучше решают задания напонимание, чем те, кто лишены полноценного общения, т.е. взаимодействия слюдьми в вербальной и невербальной формах (разговор, эмоциональноевзаимодействие, игра и т. д.). Отсутствие человеческого общения, лишь кормлениеи уход за ребенком могут привести к умственной отсталости. Недостаточноевнимание к ребенку, «госпитализм», по выражению М. Клауса иДж. Кеннела, может быть причиной ряда болезней.
Часть этнологическихисследований посвящена последствиям травматических ситуаций, происшедших враннем детстве. События такого рода накладывают отпечаток не только наособенности характера, но иногда приводят к душевным расстройствам. Например,исследования показали, что девочки, потерявшие мать в раннем возрасте, сбольшей вероятностью могут заболеть депрессией, чем остальные. Очень важноезначение для индивидуального становления ребенка в первые месяцы жизни имеетустановка родителей на желаемый ими образ его поведения. Этой проблемепосвящены несколько исследований, в которых анализируется, как представляютсебе родители США и Японии «нормального» ребенка. В США, например,ребенок с рождения считается личностью со своими потребностями и желаниями,которые должны быть поняты и, по возможности, удовлетворены. В Японии жемладенец — часть матери, лишенный психологической самостоятельности. «Оназнает, что лучше для ребенка, и нет необходимости с его стороны заявлять ей освоих потребностях». С таким пониманием развития ребенка увязан и желаемыйстереотип поведения младенца, прямо противоположный в США и Японии. В США«мама желает видеть его радостным, лепечущим, активным и исследующим мирвокруг себя, а в Японии она хочет, чтобы он был тихий, неактивный изамкнутый». Уже в три-четыре месяца младенцы двух различных культурприучены вести себя в соответствии с моделями, принятыми в этих культурах. “Такимобразом, — делает вывод У. Каудилл, — культура может «врасти»в индивида уже трех месяцев от роду”.
Особое значение дляисследования проблемы раннего опыта имеют общетеоретические вопросы:соотношение культурного и природного, понимание процесса развития и т. д.Исследователи раннего детства пытаются конструктивно решить эти вопросы. Онитакже ставят вопрос об интерпретации явлений, противоречащих положениямконцепции раннего опыта. В качестве таковых крупнейшая английскаяисследовательница раннего детства Дж.Данн приводит сохранение детьми из детскихдомов способности к глубокой привязанности, хотя их раннее детство, какправило, травмировано. Факты, не соответствующие концепции раннего опыта,анализируются и объясняются не только и не столько с помощью новых, болеетщательных эмпирических исследований, сколько совершенствованием теоретическихконструкций, уточнением содержания основных понятий. Наиболее сложной ифундаментальной теоретической проблемой в изучении ребенка в раннем детстве и впоследующие периоды является понимание процесса развития. Дж.Данн, например, несогласна с примитивным пониманием развития, до сих пор распространенным втрудах, посвященных раннему детству. Она критикует положение о том, что«развитие ребенка осуществляется аналогично росту дерева, и ранниесобытия, рассматриваемые в качестве основы или ствола дерева, имеют значительнобольшее влияние, чем более поздние».
Развитие ребенка смладенчества ряд ученых рассматривают в качестве социокультурного процесса (У.Каудилл, К. Тревартен, Дж.Данн и некоторые другие). «Образцы пеленания,кормления, разговора и игры с ребенком, — пишет Дж.Данн, — есть частькультуры, в которой растет младенец». Автор не согласна с положением отом, что, например, общество охотников-собирателей свободно от культуры, чтооно более биологично, чем наше, поскольку «люди — создатели культуры…она есть природа человека». Данн отводит изучению детей определяющуюроль в познании человека. «Мы лишь начали понимать человеческоеразвитие, — пишет она, — когда стали изучать детей в их реальном социальноммире».
При этом Дж.Данн, как идругие исследователи, не отрицает существенной роли биологических предпосылок иврожденных факторов индивидуального развития ребенка. В явной или неявной формев них анализируются общетеоретические проблемы генетических и функциональныхаспектов поведения ребенка. Размышления ученых, выбор ими предметных областейконцентрируются вокруг нескольких важнейших вопросов: особенности развития вдетстве, соотношение врожденных и приобретенных стереотипов поведения ивзаимодействие между ними, соотношение биологических и социальных способов действияи, наконец, выяснение специфики человека, ее формирование или развертывание,если она целиком наследственна.
Все перечисленныевопросы есть конкретное выражение общетеоретической проблемы соотношенияприродного (биологического) и культурного (социального) в применении квоспроизводству человека. В этнологии детства, особенно в этологическом способеего изучения, соотношение культурного и природного — предмет специальногоанализа, в котором обобщаются многочисленные исследования особенностей развитиядетей в различных культурах. Не имеет смысла рассматривать концепции, в которыхявно односторонне абсолютизируется генетический фактор, а само развитие ребенкапредставляется как «созревание» тех или иных навыков, стереотиповповедения. Все же большинство ученых, исследующих детей в рамках этнологиидетства, с большой осторожностью делают выводы о соотношении природного икультурного в онтогенетическом развитии человека.
Необходимо отметить,что этологи нередко решительно отмежевываются от социобиологов. К.Лоренц резкокритикует П. Лейхаузена и Д. Морриса за метафизическую абсолютизациюбиологической компоненты человеческого поведения. Солидарен с К.Лоренцом вкритике социобиологов и Р.Мастере, который считает, что социобиология не всостоянии дать причинное объяснение альтруизму или любому другому аспектучеловеческого поведения.
К. Тревартен, известнаясвоими исследованиями раннего детства, анализируя соотношение культурного иприродного, высказывает предположение, что «ни теория генетическиуправляемых образцов поведения, ни теория социального обучения» не всостоянии объяснить многие явления в онтогенетическом развитии не толькочеловека, но и животных. Она призывает к поискам новых теоретическихконструкций на основе синтеза старых. Изучая развитие детей в раннем детстве,Тревартен особое внимание уделяет инстинкту кооперации, который служитоснованием для взаимодействия типа ребенок — ребенок в период от рождения додвух лет. По ее мнению, необходимо выделить то обстоятельство, что детиобладают личностными характеристиками даже в самом раннем возрасте, в первыйгод жизни. Она утверждает, что существует врожденный импульс (потребность),влекущий одного человека к другому. К. Тревартен даже высказала предположение осуществовании особого инстинкта, стремления быть индивидуальностью. А этовозможно только в обществе. Употребление биологических терминов, например«инстинкт», не мешает К. Тревартен последовательно проводить идею обуникальности человека. Перечень разнообразных подходов и мнений к соотношениюкультурного и природного в развитии детей можно было бы продолжить, но не вэтом автор видит свою задачу. Он стремится показать, что в современнойзарубежной науке, изучающей детство в различных формах, идут реальные поискиответов на многие вопросы, связанные с выяснением соотношения социального(культурного) и природного (биологического) в человеке, становлениемсоциального взаимодействия в раннем детстве.
В исследовании детстванаряду с направлениями, выделенными на основании метода изучения, не менее важнуюроль играют исследования, концентрирующиеся вокруг определенного предмета, аименно форм деятельности, осваиваемой ребенком. При анализе форм деятельностиребенка (особенно таких, как игра и труд) в условиях различных культур вкомплексе используются различные методы, рассмотренные ранее.
Анализируя игры, обычновыделяют игры физические, в которых результат определяется моторнойактивностью, игры стратегии, детерминируемые выбором возможных способовдействия, и игры случая, удачи, когда итог зависит от каких-либонеконтролируемых обстоятельств. Возможны и другие подходы к классификации игр.Например, Г. Эриксон выделяет три класса игр: аутокосмическая игра,направленная на собственное тело, микросферическая, имеющая предметом игрушки,и макросферическая, направленная в мир играющих.
Изучение игрпредполагает рассмотрение различных аспектов взаимодействия этого видадеятельности с другими и его влияние на формирование личности в определеннойэтнической общности. Этнологи детства исследуют связь игр с развитиеминтеллектуальных способностей, с обучением, со стереотипами поведения, схарактером фантазии и воображения. Значительное внимание они уделяют такжевлиянию игр, характерных для той или иной культуры, на освоение культуры вцелом. Например, М. Роберте и Б. Саттон-Смит в статье «Воспитание детей иучастие их в играх» выясняют зависимость между различным воспитанием ииграми.
На играх в детствележит многообразная функциональная нагрузка. Одна из важнейших функций игры удетей, как, впрочем, и у взрослых, — компенсаторная. В играх реализуется иодновременно контролируется агрессивное поведение. В игре дети овладеваютмногими навыками, имеющими этническое происхождение. Это касается форм общениясо сверстниками (отношение дети-дети во всем многообразии), овладения первымиформами трудовой деятельности. Именно в игре дети копируют и воспроизводят мирвзрослых определенной этнической общности.
Огромное значение игрыимеют для развития фантазии и воображения, их форм проявления и особенностейсодержания. Некоторые авторы, например Роберте и Саттон-Смит, отмечают связьмежду игрой определенного типа и фольклором исследуемой этнической общности.Они считают, что игры «имеют своей аналогией в крупном масштабе — социальное поведение, а в малом — фольклор».
Важнейшей формойдеятельности, формирующейся в детстве, является труд. Первоначально онсуществует в рамках игр, хотя с самого раннего детства можно выделить элементытрудовой активности в чистом виде. Возраст, с которого труд становится, покрайней мере, равноправной формой деятельности по сравнению с игрой, сильноразличается в культурах. В традиционных обществах ребенок вовлекается впроизводственную деятельность намного раньше, нежели в современных.Исследователей беспокоит то, что в связи с объективными (переменчиваяэкономическая конъюнктура) и субъективными причинами (отсутствие четкой цели вприучении к труду в детстве) определенное число детей, а впоследствии ивзрослых не участвуют в производственно-трудовых процессах практически ни вкаких его формах. Тем самым в человеке остается не сформированной в полномобъеме и не реализованной его существенная черта и способность — труд,трудоспособность.
При изучении труда вдетстве анализируются: мотив трудовой деятельности у детей различных культур,начало трудовой деятельности, соотношение игры и труда, структура и видыдетского труда. На основе разнообразного конкретного материала исследователиделают попытки объяснить специфику участия в нем детей в той или иной культуре.Труду в детстве в различных его аспектах посвящена и обобщающая статья Р. Г. иР. Л. Монро, а также Г. С. Шиммин «Труд в четырех культурах: детерминантыи следствия» (1984). Путем систематических наблюдений в различныхкультурных традициях детей от трех до девяти лет выясняются детерминирующие факторыи содержание социопсихо-логического воздействия труда в детстве. В статьеразвиваются два тезиса. 1. Дети работают там, где имеют экономическую ценность,т.е. где семья и сообщество нуждаются для своего существования в продукте,производимом детьми как в натуральной, так и в товарной формах. 2. Труд влияетна развивающийся характер личности. Во всех четырех рассматриваемых в статьеобщностях из Кении, Белиза, американского Самоа и Непала дети рано вовлекаютсяв трудовой процесс. Уже в три года различные обязанности занимают до десятипроцентов времени ребенка, а к девяти годам он работает до трети своеговнешкольного времени. Выделяются три категории работ: уход за детьми; всекатегории работ, кроме ухода за детьми и оплаченного труда (домашняя работа итруд по поддержанию существования); общий показатель детского труда. В третьюкатегорию входят две первые и, кроме того, оплачиваемая работа, товарный труд.В соотношении натурального и товарного труда последнему отводится подчиненнаяроль, и на его долю остается мало времени.
Анализ детского труда вчетырех культурах обнаружил существенные и интерпретируемые корреляции междувовлеченностью в тот или иной тип труда и видами поведения детей. Из нихнаиболее часто употребляемы три; «социабельность», т.е. способностьвступать в социальное взаимодействие, «потребность в помощи» и«способность взять ответственность на себя». Анализ труда и видовповедения детей показал, что работающие дети предпочитают образцывзаимодействий, аналогичные типам труда, в которые они преимущественнововлечены. Например, девочки, ухаживающие за детьми, переносят частьвыработанных в этом процессе поведенческих стереотипов на всех детей младшесебя. Было замечено также, что мальчики, занятые тяжелым трудом, чаще проявляютготовность брать ответственность на себя. Эта же связь проявляется и при выбореигр. Окончательный вывод авторов статьи: "… уровень детского трудадетерминирован экологическим окружением и, в свою очередь, является одним изисточников формирования характера ребенка", «труд детей может влиятьна их социальное поведение».
Авторы рассматриваемогоисследования доказывают тезис о наличии связи между типами труда ипредпочитаемыми детьми моделями взаимодействия друг с другом. Это положениеможно сформулировать по-другому: в процессе труда ребенок в традиционныхобществах овладевает формами социального взаимодействия, которые затемиспользует вне трудового процесса в различных формах поведения. В современныхобществах социальный опыт взрослых в большинстве случаев осваивается в играх,когда моделируются различные ситуации социального взаимодействия, а трудуздесь, особенно в возрасте от трех до девяти лет, отводится, как правило,минимальная роль.

Заключение
Детствов течение XX столетия перемещалось с тематической периферии в центральную сферуфилософского внимания. Это перемещение коснулось и многих других некогдапериферийных для философии тем. Одной из причин такой экспансии философииявляется лавинообразный рост междисциплинарных проблем, осмысление которыхтребует мобилизации не только научных, но и всех прочих культурных ресурсов.Философия же, будучи отрефлексированным выражением культуры, становится формойи способом мобилизации этих ресурсов. В современной науке детстворассматривается не только как педагогическая, психологическая илифизиологическая тема.
Сегодняпроисходит переоценка значения, природы, места детства в социуме. Меняетсяобщественное и научное отношение к детству. Акцент на долженствовании взрослыхпо отношению к ребенку и ребенка по отношению к взрослым сменяется правовойдоминантой.
Возросший интересгуманитарного знания к теме детства на рубеже XX-XXI веков придал ей статусмеждисциплинарной проблемы, что обусловило возможность и необходимостьучитывать данные физиологии, психиатрии, психоанализа, этнографии,этнопсихологии, педагогической психологии и права в специальных исследованияхдетства. Однако признание междисциплинарного характера проблемы ещё не привелок осознанию наличия дискурсивного единства детства и, тем более, к обозначениювнешних и внутренних границ этого единства. Не попадали в центр философскоговнимания и корреляты философского и научного, философского и художественногоосмысления детства.
детство феномен культура репрезентация

Список литературы
1.ВыготскийЛ. С. Развитие высших психических функций. М.,1960.
2.Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.,1977. Т. 3.
3.Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1988.
4.Мид М. Культура и мир детства. М.,1988.
5.Эйбл-Эйбесфельдт И. Указ. соч.
6. Caudill W. Tiny Dramas // Transcultural Researchin Mental Health. Honolulu, 1972.
7. Dunn J. Understanding Human Development // HumanEthnology. Cambridge, 1979.
8. Klaus M. H., Kennel J. H. Mothers Separated fromtheir Newborn Infants // Pediatric Clinics of North America. N.Y.,1970.
9. Munroe R.H., Munroe R.L., Shimin H. S. Children'sWork in Four Cultures: Determinants and Consequens // American Anthropology.1984, №2.
10. Pohner R. P. Worldwide Tests of ParentalAcceptance-Rejection Theories: An Overview // Behavioral Science Research.1980. №1.
11. Roberts M. J., Sutton-Smith B. Child trainingand Game Involvement // Ethnology 1962. №l.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Comparing Ballistics Of A 3006 And 270
Реферат Klinefelter Syndrome Essay Research Paper 9 men
Реферат Роль внутреннего монолога в создании характера героя
Реферат Роль государства в развитии малого предпринимательства
Реферат Характеристика туристического маршрута Малое Золотое Кольцо
Реферат Определение товарного качества натуральных образцов овощей
Реферат PostModern American Family Essay Research Paper A
Реферат Изучение и проверка способов измерения давления, разрежения и разницы давлений
Реферат 11 готовых сочинений на лингвистическую тему
Реферат Лиризм прозы ИА Бунина на примере рассказа Руся из цикла Темные аллеи
Реферат Аналогии пугачевщины в «Капитанской дочке» и действительных событиях
Реферат Катерина в кругу героев пьесы "Гроза"
Реферат Оптимизация соединения с Интернет
Реферат Truman Show Essay Research Paper Truman Show
Реферат Церковь Воскресения "в Кадашах"