Реферат по предмету "Культура и искусство"


Огюст Роден. «Граждане Кале»

Щенникова Л.
«Нетбольше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя»
Ин.15, 13
/>
Чточувствует человек, который ради жизни других людей добровольно идет на смерть?Что происходит в душе героя, когда он совершает подвиг? На эти вопросы ответилОгюст Роден (1840-1917), создав скульптурную группу «Граждане Кале» — и темсамым совершил революцию в монументальной скульптуре.
Устоявшаясяко второй половине XIX века традиция требовала от произведений этого жанрапрежде всего величия. Герой (как правило, один) должен был возвышаться надзрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. Памятник не предполагализображения душевных переживаний запечатленного. Именно в таком традиционномключе муниципалитет французского города Кале решил увековечить память Эсташа деСен-Пьера, одного из героев Столетней войны. Шел 1845 год. За выполнение заказавзялся известный в то время скульптор Давид Анжерский, но дело не былозавершено. Анжерский умер, ни его ученики, ни другие скульпторы не сумелидовести задумку до конца, тем более, что и у города возникли проблемы сфинансами. Проект замер почти на сорок лет.
Ктому времени, когда у муниципалитета города Кале родилась идея созданияпамятника, Огюсту Родену было всего пять лет от роду. Он был сыном простогослужащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней. Мальчик ранообнаружил художественные пристрастия, и родители поощряли его интерес кискусству. Огюст часто ходил в Лувр. Знакомясь с шедеврами, он учился умастеров прошлого. Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием сталабедность. Краски и холсты стоили дорого, зато бумага и карандаш были доступныскудным финансам Родена. Поэтому он сосредоточился на рисунке, делая бесконечныекопии с шедевров, набивая руку. После окончания средней школы Роден триждыпытался поступить в Высшую художественную школу Парижа, и трижды его непринимали! Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением. Он ощущалв себе силы, поэтому был уверен в своем предназначении.
КогдаРодену было 22 года, случилось несчастье. Любимая младшая сестра, монахиня, скоторой Роден был очень близок, умерла. Горе подкосило Огюста. Он удалился вмонастырь. Здесь он создал свою первую серьезную вещь: бюст основателямонастыря отца Эмара. Занятие творчеством вернуло юношу к жизни, он возвратилсяв мир и начал свой путь скульптора.
Современем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Он уже былизвестным художником, признанным не только во Франции. Уже были созданы«Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада»… Четкоопределился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческойжизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом ипорядком, разрушением и созиданием. Родена интересовали сильные чувства, ситуациикрайнего выбора. По сути, он выражал мысль об ответственности человека за все, чтотворится в мире – то, что потом нашло свое воплощение в философииэкзистенциализма. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с«Хрониками» Жана Фруассара. История, которую он узнал, поразила его.
Вначале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. Нопопытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорноесопротивление. Англичане начали осаду, которая длилась почти год. Наконец сталоясно, что французам не продержаться: в городе закончились все запасы пищи –жители съели даже крыс. В ходе переговоров о сдаче крепости англичане выдвинулиультиматум: город не будет разрушен и жителей пощадят, если шесть самыхименитых граждан Кале, босые, с обнаженными головами, с петлями на шеях, непередадут им ключи от города. Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет.
Колоколна Ратушной площади созвал жителей на общее собрание. Бургомистр огласилтребование англичан, и тогда самый знатный житель города Эсташ де Сен-Пьерпервым сделал шаг вперед. За ним последовали Жан д’Эр, братья Жан и Пьер деВиссан, Андрьед Андр и Жан ди Фиенн – богатые и уважаемые горожане. Они сделаливсе так, как требовал противник – надели на шеи петли и вышли за городскиеворота, неся ключи.
Мысльо том, что памятник должен быть посвящен не только Эсташу де Сен-Пьеру, но всемшестерым героям, стала ясна Родену сразу. Это был сюжет, в котором можно былопоказать то, что так волновало художника – человека в высшем проявлении егосущности. Шесть героев, шесть личностей, каждый со своим характером, и то, чтообъединяет их всех – долг, самопожертвование, сознание скорой гибели. Показатьмомент прощания – с людьми, с городом, с жизнью – со всеми нюансами чувств, вдвижении фигур, единым ансамблем, было очень интересной задачей. Однакомуниципалитет настаивал на единичной фигуре. Главной причиной упорствагородских властей была ограниченность в финансах. Тогда Роден, воодушевленныйидеей именно групповой композиции, согласился на гонорар, полагавшийся наединичную фигуру.
Разумеется,не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Роденпредложил свой проект, и он принципиально отличался от всего, что было раньше вмонументальной скульптуре. Все четыре года, в которые Огюст Роден работал надпроизведением, он вел борьбу с заказчиком за право реализовать свой замысел.Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповойкомпозиции. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдяего «жалким и оскорбительным». Членам муниципалитета хотелось бы видеть ихизящно одетыми, в гордой позе – как и полагается памятнику. Роден же изобразилпочти всех персонажей полуобнаженными, с опущенными головами, к тому же размерфигур не превышал двух метров.
Вискусстве скульптуры обнаженное тело является одним из важнейших выразителейвнутреннего мира личности. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, вкотором отражается душа. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степенипривлекала фактура мужского тела. В нем можно чётче, чем в женском, выразитьидею силы, показать человека, берущего на себя тяготы ответственности за жизньи смерть, за всё, что происходит в мире. «Бронзовый век», «Мыслитель» — произведения,являющиеся в этом смысле знаковыми. Они показывают человека в его развитии – отпервых шагов взрослости, когда в нём ещё только пробуждаются силы, кразмышлениям зрелой личности, в полной мере осознающей противоречивость бытия.
«ГражданКале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции«Мыслителя». В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрациюинтеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показанов гармонии с телесным. В этом смысле обнаженная натура является единственноприемлемым решением. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральныхсил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознаниянеизбежности гибели. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуреодетые и обнаженные фигуры. Ниспадающие одеяния подчеркивают монументальностьпамятника, в то время, как обнаженные фрагменты выражают идею жертвенности иподчеркивают трагизм сюжета. Герои идут, босые, по неровной земле навстречугибели, каждый из них думает о своем, но вся группа объединена единым порывом иобщим пафосом спасения и прощания. Выражения лиц и жесты каждого несутбогатство смыслов, дополняя друг друга и создавая общее настроение.
Роденхотел, чтобы памятник был установлен на очень низком постаменте и не былогражден, чтобы зрители могли общаться с произведением с близкого расстояния. Вэтом и был художественный замысел мастера: он хотел максимально приблизитьфигуры к зрителю, создать ощущение близости и реальности происходящего. Подойдяк памятнику, любой человек мог бы внимательно рассмотреть как всю композицию вцелом, так и отдельные фрагменты. Полное представление о произведении можнополучить, только обойдя его кругом. Очень низкий постамент, и не более, чемдвухметровые фигуры позволили бы зрителям вглядеться в лица изображенных, буквальнозаглянуть им в глаза.
Однаковласти города ни в какую не соглашались с этим требованием художника…
КогдаРоден завершил работу над произведением, возникла еще одна проблема – у городане было денег на отливку памятника в бронзе. В пору было опустить руки, ноРоден умел ждать. Ждать пришлось более пяти лет. Томящиеся в конюшне (вмастерской не было места) «Граждане Кале» взбудоражили общественное мнение. Все,кто видел произведение, испытывали потрясение… Наконец была объявленаобщенациональная лотерея в пользу памятника; кроме того, министерство искусствавыделило дотацию, и средства на отливку были собраны.
Открытиепамятника состоялось 3 июня 1895 года при большом стечении народа и стало однимиз важнейших культурных событий Франции тех лет. Родену пришлось уступитьмуниципальным властям, настоявшим на высоком постаменте и ограждении. Крометого, он уступил им и в вопросе о месте установки памятника – вместо Ратушнойплощади его поставили на площади Ришелье. По большому счету, это стало не стольважным на фоне главного: композиция была, наконец, представлена на всеобщееобозрение.
Эффектпревзошел все ожидания. Даже на высоком постаменте, за оградой, «Граждане Кале»поражали своей человечностью и воспринимались как свои, родные и близкие люди, излюбви жертвующие собой. Это был памятник, воспевающий силу человеческого духа, трагичныйи трогательный одновременно. Он проникал в самое сердце, вызывая в душахкатарсис.
Когданачалась первая мировая война, композицию спрятали, и потом, следуя желаниюскульптора, поставили ее на низком постаменте на площади перед старой ратушей, гдеона находится и сейчас.
«ГражданеКале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Это произведение –результат глубоких размышлений мастера о природе подвига и самопожертвования.За время работы над композицией скульптор так сроднился со своими героями, чтоуже не представлял себе жизни без них. Поэтому он отлил экземпляр памятника насвои средства и установил его во дворе своей парижской мастерской. Сейчас здесьМузей Родена. Еще один авторский экземпляр был отлит по просьбе и на средстваанглийского правительства, и установлен в центре Лондона. Англичане просилимастера об этом небезосновательно. Чтобы понять – почему, стоит еще развернуться к событиям 1347 года.
ГражданеКале, босые, с обнаженными головами, с петлями на шеях, стояли перед английскимкоролем Эдуардом III. Он уже отдал приказ казнить их. И тогда его беременнаяжена, королева Филиппа, потрясенная мужеством шестерых героев, бросилась передкоролем на колени. Она умоляла мужа пощадить приговоренных, во имя их еще нерожденного ребенка. Эдуард III не смог отказать любимой жене. Гражданам Калеоставили жизнь и отпустили на свободу.
Такимобразом, теперь шедевром Родена можно любоваться в трёх городах – в Кале, Парижеи Лондоне, и каждый экземпляр является авторским.
Крометого, были отлиты отдельные фрагменты композиции, их можно видеть в музеях разныхстран. Есть они и в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.