Реферат по предмету "Культура и искусство"


Общественно-просветительское движение и досуг в России в XIX - начале XX вв.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Общественно-просветительское движение и досуг в России в XIX-начале XX века
1.1 Историякультурно-просветительной деятельности
1.2Просветительные учреждения и их особенности
1.3 Периодизацияэтапов дореволюционной культурно-просветительной деятельности
1.4 Особенностиигрового досуга в России в XIX-начале XXвека
2. Игорныйбизнес в современной социально-культурной деятельности
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
В современной России началатретьего тысячелетия, переживающей период постиндустриальной модернизации сложиласьситуация, в какой-то степени аналогичная той, что была в России периода либеральноймодернизации второй половины XIX века — начала XX века.
В постсоветской России монополияна образовательную деятельность среди населения со стороны государственных учрежденийперестала существовать. Государство не может содержать за казенный счет все необходимыеобществу образовательные учреждения. Коммерциализация образования в стране сталазнамением нового времени. С одной стороны, благодаря открытию целого ряда коммерческихвысших учебных заведений, число студентов в стране удвоилось, по сравнению с советскимпериодом времени. С другой стороны, на общем фоне падения уровня жизни у значительнойчасти россиян, коммерциализация образования привела к тому, что образование, особенновысшее, да и полное среднее тоже, перестало быть доступным всем слоям российскогонаселения. Сегодня нарастает тревожная тенденция увеличения числа детей школьноговозраста, не обучающихся в школе. Растет число малограмотных и безграмотных детейи подростков. Проблема детской безнадзорности в силу ряда причин, в том числе из-залокальных вооруженных конфликтов, стоит также очень остро.
Кроме того, во многих регионахРоссии, особенно в российской глубинке, в настоящее время сложилась неблагоприятнаяситуация с организацией досуга молодежи и населения вообще. Система советских культурно-просветительныхучреждений разрушена. Благодаря ее существованию в течение продолжительного времени,досуг советских граждан был организован в культурно-просветительном плане. Сегодняпосещение клубов, библиотек, театров, музеев для большинства населения пересталобыть нормой культурного досуга. Свободное время молодежи заполняется праздным времяпровождением,в лучшем случае, приобщением к массовой попкультуре, не дающей подлинно духовногоразвития человеческой личности. Подлинной проблемой в прошлые годы стало пристрастиек азартным играм, в основном к игровым автоматам.
Рост алкоголизации, наркомании,патологической игромании среди населения России сегодня, и, особенно, среди молодежи,сопровождается ростом числа преступлений и хулиганских выходок. Борьба с подобнымиявлениями просто невозможна вне развития учреждений образования и культуры. От развитияобразования и культуры в конечном счете зависит прогресс общества и успех постиндустриальнойего модернизации.
Объектом исследования былиизбраны просветительные организации и принадлежащие им учреждения, деятельностькоторых была направлена на решение не только общеобразовательных, но и культурно-воспитательныхзадач относительно широких слоев населения, отдельные вопросы досуга населения,в первую очередь связанные с играми.
Предметом исследования курсовойработы явилось определение места системы организаций и учреждений, занимавшихсякультурно-просветительной работой с населением в 1859-1917 гг., в буржуазной модернизацииРоссии второй половины XIX — начала XX веков. К предмету исследования относитсятакже игровой бизнес.

1. Общественно-просветительскоедвижение и досуг в России в XIX-началеXXвека1.1 История культурно-просветительной деятельности
В дореволюционной Россиисоциальный прогресс был напрямую связан с развитием культуры. В то время также остростояли проблемы неграмотности населения, отсутствия доступа его к образованию, организациикультурного досуга, борьбы с алкоголизмом.
Усилий одного правительствабыло явно недостаточно. Существенный вклад в решение этих проблем вносила российскаяобщественность с помощью культурно-просветительных учреждений. Этот позитивный историческийопыт дореволюционного времени дает богатый материал для осмысления и раскрываетширокие возможности для использования многих форм просветительной работы и ее содержательнойстороны в современных исторических условиях.
История культурно-просветительнойдеятельности общественных организаций и частных лиц в дореволюционной России являетсяодним из богатейших пластов отечественной истории. Он изобилует прекрасными примерамиподлинного служения делу просвещения народа лучших представителей отечественнойинтеллигенции.
Исторический опыт просветительствав дореволюционной России представляет собой мало изученный и чрезвычайно интересныйопыт общественной самодеятельности в условиях самодержавного политического строяобщества. Те демократические традиции, которые были заложены в недавнем историческомпрошлом нашего общества, сегодня дают свои новые всходы в условиях коренного реформированияроссийского общества. Привлечение передовой общественностью народных масс к решениюнасущных проблем в сфере образования и культуры в дореволюционную эпоху заслуживаетсегодня, как никогда, изучения и осмысления, так же, как и вся прочая общественнаядеятельность той эпохи, направленная на развитие демократических традиций.
Это предопределило всплескисследовательской активности в исторической науке по периоду конца XIX — началаXX веков, который наблюдается в настоящее время. Идет процесс изучения и переосмысленияисториками с иных идейно-теоретических позиций, чем это было сделано в советскоевремя, событий и явлений, связанных с либеральной модернизацией второй половиныXIX столетия и, особенно, последнего 25-летия существования Российской Империи.Этому в немалой степени способствовало ослабление цензуры и открытие доступа дляисториков ко многим архивным источникам. Положительным фактом в историографии сталвозросший интерес исследователей к позитивным процессам и результатам дореволюционогоразвития России, в то время как в советской историографии самое существенное вниманиеисследователей уделялось как раз негативным явлениям. Предреволюционная эпоха вразвитии России была представлена в советской историографии односторонне, заметнобыли сгущены краски в оценке кризисных явлений в общественном развитии, что прямоработало на концептуальное обоснование неизбежности революционного взрыва в Россиив 1917 году. Между тем, в российском обществе той поры было немало позитивных тенденцийразвития. Одной из них была общественная самодеятельность в сфере культуры и просвещениянарода. Однако эта деятельность в советской литературе или не была представленавообще во многих работах по истории дореволюционной культуры, или она была показанаочень узко. Советские историки преимущественно освещали опыт борьбы социал-демократииза демократизацию школы и просвещения народных масс. Вся многообразная деятельностьлиберальных демократов в сфере просвещения народа советскими историками изучаласьмало, поскольку она расценивалась ими в духе той оценки, которую дал ей вождь большевистскойпартии В.И. Ленин. Он определил просветительную деятельность либералов, как чистое«культурничество», направленное на отвлечение трудящихся масс путем различныхкультурно-образовательных мероприятий от их подлинных интересов и целей — классовойборьбы с царизмом и капиталом. В.И. Ленин подчеркивал, что крайне важно четко разграничиватьпозицию революционных просветителей, рассматривающих задачи образования и просвещениянарода в неразрывной связи с борьбой за его полное освобождение, и позицию культурников-либералов,которые стремились, как он считал, отвлечь трудящиеся массы от революционной борьбы,подменить политическую деятельность просветительской. Он писал по этому поводу,что социал-демократическая партия не должна «стирать грань между культурническойи революционной работой». Эти высказывания лидера большевистской партии предопределилиотношение советских историков к деятельности либералов, как к деятельности, не заслуживающейвнимания и изучения со стороны историков-марксистов.
Многое из того полезного,что было сделано либералами для повышения образовательного и культурного уровнятрудящихся масс, советскими исследователями было незаслуженно обойдено вниманием,поскольку не было признано в качестве позитивного для советской власти историческогоопыта, заслуживающего дальнейшего использования и рас пространения. Более того,некоторые начинания либералов были прямо представлены в негативном свете, как вредныедля пролетариев.
Понятно, что еще более негативнов советской литературе была представлена та немалая работа, которая была проделанадля преодоления культурной отсталости народа, для ликвидации неграмотности взрослогонаселения, монархическими проправительственными и церковными организациями и учреждениями.К ним отношение советских историков было исключительно отрицательным, как к реакционныморганизациям власти.
Восстановление историческойсправедливости в отношении разных отрядов российской общественности, работавшейпо большей части совершенно бескорыстно на благо народа, на наш взгляд, сегодняявляется долгом современных историков. Именно поэтому история дореволюционного просветительства,безусловно, заслуживает серьезного изучения в наши дни.
Культурно-просветительнаядеятельность интеллигенции началась в России в конце 50-х — начале 60-х годов XIXвека, развивалась волнообразно (от подъема к спаду и снова к подъему) в период либеральныхреформ и активно продолжалась в последующее время, вплоть до революционных событий1917 года.
У её истоков стояла народническаяинтеллигенция. Именно в ее среде родилась идея возвращения со стороны интеллигенциинароду долга, в котором, как признавала сама интеллигенция, она была перед народом.Интеллигенция просвещенная и образованная, занимаясь умственным трудом, жила засчет физически трудившегося народа, темного, суеверного, неграмотного, не имевшегодоступа к образованию и культуре. И передовые умы интеллигенции озаботились поискомпутей возвращения народу своего долга в виде знаний. Одним из таких путей сталачастная и общественная деятельность по повышению культурного и образовательногоуровня народа.
Интеллигенция пошла в народ,чтобы учить и лечить его, защищать его интересы в суде и перед чиновниками, чтобыорганизовать его здоровый и разумный досуг, отвлечь его от пагубной привычки к пьянствуи хулиганству.
Интеллигенция стремиласьдать народу все те учреждения образования и культуры, которыми пользовалась сама.Так возникли просветительные учреждения частной и общественной инициативы — воскресныешколы, народные чтения, народные бесплатные библиотеки-читальни, народные дома,народные университеты, народные театры и т.п. Само название этих учреждений, открываемыхв то время интеллигенцией для народа, было весьма символичным. Все они получилиэпитет — «народных».
Со временем круг участниковкультурно-просветительного движения стал расширяться. Профессора и студенты университетов,преподаватели училищ, учителя и учительницы школ, священнослужители, передовые представителидворянства, чиновничества, инженеры, врачи, агрономы, фабрично-заводская администрация,фабриканты — вот далеко не полный перечень участников начавшегося в стране культурно-просветительногодвижения.
Просветительная деятельностьзанимала свою определенную нишу в общественной самодеятельности и со временем сталасущественным дополнением к образовательной деятельности правительственных учреждений.
Культурно-просветительнаяработа среди простого народа с начала её осуществления в дореволюционной Россииявлялась плодом частной и общественной инициативы. Кроме того, в этой деятельностис самого ее начала возобладали революционные или оппозиционные по отношению к властинастроения. Эти обстоятельства породили непростое отношение к ней и со стороны обществав целом, и со стороны власти особенно. Так, реакция чиновников соответствующих ведомствна просветительную деятельность общественных сил была неоднозначной. С одной стороны,общественность помогала государству на свои средства и своими силами решать давноуже назревшие в обществе вопросы ликвидации неграмотности взрослого населения, отвлечениятрудящихся от бесполезного и даже вредного время провождения. Такую деятельностьследовало поддержать. С другой стороны, такая общественная самодеятельность не моглане вызывать серьезных опасений властей. Потому что в тогдашней России под видомобразовательных учреждений могла быть организована легальная революционная пропагандасреди народа. Поэтому-то политическая благонадежность лиц, устраивавших просветительныемероприятия, больше всего заботила местное начальство и центральное правительство.
Консервативные общественныекруги были на стороне власти. А прогрессивно мыслящая часть общества приветствовалапросветительную самодеятельность.
Вообще власть в России всегдаиспытывала недоверие к начинаниям общественности. Вот почему первоначальной ее реакциейбыло стремление немедленно покончить со всякого рода общественной инициативной путемзакрытия большинства первых просветительных учреждений — воскресных школ, что ибыло сделано практически на второй год после их открытия.
Но, как оказалось, эти репрессивныемеры со стороны правительства уже ничего не могли изменить. Общественную активность,порожденную либеральными реформами, уже невозможно было уничтожить на корню. Закрытыечастные воскресные школы все равно возрождались там, где они были закрыты, но нанелегальной основе (что, к слову сказать, было еще хуже для правительства), иливозникали в новых местах. И с этим уже власть ничего не могла поделать. Тогда властиоставалось только признать существование общественной самодеятельности в сфере внешкольногообразования взрослых и поставить ее под максимально возможный контроль. Что вскореи было сделано. Так появляется целый ряд документов, жестко регламентирующих деятельностьвсех просветительных учреждений.
В 1870-1880-е гг. происходитпостепенное восстановление прежней численности культурно-просветительных организацийи учреждений. И к 1890-м годам культурно-просветительная работа общественности вошлауже в стабильное русло. Она уже была оформлена в организационные рамки — различныепросветительные общества. Число просветительных организаций за последнее десятилетиеXIX в. быстро выросло по всей стране. Равно наблюдался и быстрый рост числа самихпросветительных учреждений для народа. Наконец, общественная просветительная деятельностьбыла признана правительством, и приняла конкретный характер благодаря правительственнымузаконениям.
Кроме того, властные структурыобщества стремились создать через сеть проправительственных общественных организацийсвои собственные культурно-просветительные учреждения, в значительной мере финансируемыегосударством и, соответственно, являющиеся проводником государственной идеологиии политики в народные массы.
Ещё самих участников движения,а позже исследователей его развития, волновал вопрос о том, насколько культурно-просветительнымдвижением Россия обязана Западу. Летописцы просветительного движения в этой связиизучали зарубежный опыт. Некоторые из них приходили к выводу о прямом заимствованииРоссией из стран Запада конкретных форм просветительных учреждений. Другие, напротив,этого заимствования не признавали и подчёркивали различия между культурно-просветительнымиучреждениями в России и их аналогами в Германии, Англии, Франции, США и других странах.
Эти различия коренились,прежде всего, в том, что в нашей стране общее среднее образование вплоть до революции1917 года было недоступно широким слоям населения, тогда как правительства в странахЗапада уже в XIX веке ввели всеобщее обучение. В этой связи деятели просветительныхучреждений в России ставили себе не те узкие задачи, которые решали просветителив странах Европы и Америки. Ведь в этих странах народное образование развивалосьблагодаря совместным усилиям государства и общества. Поэтому просветительные учрежденияна Западе по большей части носили либо конфессиональный характер, либо характеруглубленной профессиональной подготовки населения. Российские деятели просвещения,напротив, помимо решения с помощью культурно-просветительных учреждений узких илиболее частных образовательных задач, преследовали более широкие образовательныеи культурные цели. Для них просветительство было чуть ли не единственной формойлегальной общественной деятельности.
Влияние западного опытав просветительном движении явно присутствовало в России второй половины XIX века.Но оно явилось лишь отправным толчком для начала подобного движения в России. Самаинтеллигенция всегда являлась носительницей образования и культуры в стране и одновременноретранслятором культуры в массы народа. А поскольку со времен Петра I и ЕкатериныII российская интеллигенция получала образование в западном, прагматичном духе,и все больше ощущала свой культурный отрыв от народных масс, постольку уже в XIXвеке она пыталась соединить полученное ею образование и приобретенные ею культурныеценности с народными массами. Перенося на российскую почву западнические культурно-просветительныеначинания XIX века, российская интеллигенция обогащала их новым содержанием и развиваласами формы работы с населением. Поэтому культурно-просветительное движение, возникнувв России под влиянием Запада развивалось у нас весьма самобытно, превратившись витоге в российский феномен.
Что же подвигло учёных,преподавателей университетов, учителей и педагогов, общественных деятелей и деятелейкультуры, а затем и инженеров, врачей, агрономов, фельдшеров, просто разностороннеобразованных людей в дореволюционной России активно включиться в просветительнуюдеятельность для народа? Ведь работая в воскресных школах, народных библиотекахи читальнях, в аудиториях рабочих курсов, на факультетах народных университетов,ведя воскресные чтения для народа, создавая на родные дома и театры, представителиотечественной интеллигенции посвящали этому делу весь свой ежедневный и воскресныйдосуг, не оставляя свободного времени для себя. В просветительном движений участвовалилюди разного социального положения, разных идейных убеждений и политических пристрастий(от консерваторов до революционеров). Что объединяло этих людей? И что их разъединялов этом общем просветительном служении народу? Эти два непростых вопроса занималии занимают умы исследователей до сих пор.
Большинство исследователейпризнало главным движущим мотивом для подвижников просвещения бескорыстное служениенароду на благо его просвещения и приобщения к ценностям культуры. Долг интеллигенцииперед народом, о котором рассуждали народники, проблема возвращения этого долгав виде разносторонних знаний — вот чем были озабочены представители передовой, демократическинастроенной интеллигенции всю вторую половину XIX века. Поиск форм возвращения этогодолга в виде знаний и стал реальным воплощением стремлений интеллигенции что-тосделать своими руками, своими силами для народа. С этими доводами трудно не согласиться.
Но были и другие мотивыучастия разных лиц и целых организаций в культурно-просветительной деятельности.Для учителей и учительниц с их скудным заработком, для священнослужителей и другихмало обеспеченных слоев интеллигенции работа в воскресной или вечерней школе, заведованиебиблиотекой, ведение народных чтений, являлись дополнительным заработком, конечно,при условии, если эта работа оплачивалась. Это были весьма прозаические, но вескиепричины для участия некоторых отрядов интеллигенции в просветительной деятельности.
А вот, например, земскимучителям земские управы вменяли в прямую обязанность работать в земских культурно-просветительныхучреждениях без всякой оплаты. Таким образом, не обошлось и без элементов принужденияв организации культурно-просветительной работы на местах. Хотя, необходимо признать,что земские учителя были настоящими подвижниками просвещения.
Таким образом, нельзя сводитьвсю культурно-просветительную деятельность в дореволюционной России только к голомуэнтузиазму участников просветительной работы.
1.2 Просветительные учреждения и их особенности
К «просветительнымучреждениям» в изучаемом периоде можно отнести:
— бесплатные библиотеки-читальни;
— народные чтения;
— народные лектории;
— народные университеты;
— воскресные и вечерниешколы;
— повторительные и дополнительныеклассы для взрослых;
— курсы для взрослых;
— народные дома;
— народные театры;
— концерты;
— певческие праздники;
— народные музеи;
— картинные галереи;
— спортивные мероприятия.
Отличительные особенности«просветительных учреждений» состояли в следующем:
— подлинная «народность»этих учреждений, то есть одинаковая доступность для всех желающих, независимо отпола, возраста, национальной и религиозной принадлежности, социального положения;
— негосударственная принадлежностьданных учреждений (источники финансирования их деятельности являлись преимущественнообщественными и частными);
— демократическое внутреннееустройство такого рода учреждений в отличие от казенной формализованной школы;
— творческий подход к работев просветительных учреждениях со стороны их организаторов и сотрудников;
— решение этими учреждениямиодновременно образовательных, культурных и воспитательных задач;
— вполне самостоятельноеположение их по отношению к системе государственного и частного народного образования;
— отличие целеполагающихустановок для данных видов учреждений по отношению к учреждениям народного образования(культурно- просветительные учреждения, в отличие от дневной школы всех ступеней,давали не определенную сумму знаний, а «учили» взрослых людей «учиться»,то есть приучали их к регулярному самообразованию);
— особенность взаимоотношенийдневной школы и внешкольного образования, состоящая в том, что внешкольное образованиене могло быть заменено никакой школой, напротив, чем выше становился уровень школьногообучения народа, тем больше возрастала народная потребность в образовании внешкольном.
Из выше перечисленных особенностейкультурно-просветительных учреждений можно вычленить основные принципы их организации,а именно: общественность, самостоятельность, общедоступность, полнота отдельныхзвеньев, преимущественная бесплатность, систематичность, планомерность, принципрайонной организации.
Следует принять во вниманиеи то, что в досоветской России действовали еще и проправительственные общественныеорганизации, которые также участвовали в просветительстве. Работа в такого родаорганизациях разных лиц диктовалась самой властью. Это и обязательность для отдельныхкатегорий чиновников, и даже принуждение со стороны властей в отношении отдельныхкатегорий граждан (имеются в виду купцы, торговцы, которые нещадно штрафовалисьвластями по малейшему поводу, если отказывались материально поддерживать проправительственныепросветительные учреждения). Наиболее характерным примером такого рода официознойобщественной организации было Попечительство о народной трезвости, созданное в 1894году по инициативе правительства. Организация имела свою разветвленную сеть культурно-просветительныхучреждений по всей стране. А сторонники вытрезвления народа вербовались в нее разнымиспособами, в том числе и принудительным порядком. Хотя для высокого ранга должностныхлиц участие в трезвенническом движении было очень почетным.
Работа в другого рода проправительственныхорганизациях, например, в таких, как комиссии народных чтений, созданных под эгидойгосударства, под августейшими или административными покровительствами, вообще считаласьпочетной обязанностью всех преданных власти чиновников.
Другой пример — это церковныепросветительные учреждения. Их организация в обязательном порядке вменялись СвященнымСинодом в прямую обязанность местным приходским православным священникам.
Участники проправительственныхпросветительных учреждений выполняли государственный заказ, они были проводникамигосударственной политики в сфере образования и государственной идеологии в народныемассы. Но и они сделали немало для просвещения народа, для повышения его общегокультурного уровня.
Таким образом, культурно-просветительноедвижение в России, у истоков которого стояла народническая интеллигенция (середина50-х-начало 60-х годов), примерно к 90-м годам XIX века превратилось по составуего участников в разнородное и многогранное движение. Наряду с бескорыстным служениемнароду, в просветительной деятельности присутствовали элементы государственноговлияния и принуждения, равно как и личные мотивы улучшения своего материальногоположения со стороны отдельных отрядов участников движения. Объективный анализ иэтой стороны движения в пользу просвещения народа позволяет представить его какболее многомерное явление, нежели это было сделано до сих пор исследователями.
Просветительство общественностина протяжении рассматриваемого более чем 50-летнего периода времени развивалосьнеравномерно, наибольшее развитие оно получило именно в предреволюционное 30-летие- с конца 1880-начала 1890-х годов и заканчивая годами первой мировой войны и событиямиреволюционного 1917 года.1.3 Периодизация этапов дореволюционной культурно-просветительнойдеятельности
Предлагается следующая периодизацияэтапов дореволюционной культурно-просветительной деятельности за весь период еесуществования (этапы в свою очередь распадаются на отдельные периоды времени).
I этап — 1859 — 1890 гг.- становление культурно-просветительной деятельности в России — делится на следующиепериоды:
— 1859г. — начало 1860-хгг. — зарождение культурно-просветительной деятельности;
— вторая половина 1860-хгодов — первая половина 1870-х годов — разгром ряда организаций и процесс спадав просветительстве;
— вторая половина 1870-хгодов — 1880-е годы процесс восстановления просветительных организаций и учреждений;
II этап — 1890-1904 гг.- стабилизация и подъем просветительной деятельности- он распадается на такие периоды:
— первая половина 1890-хгг. — начало подъема в просветительстве, численный рост организаций и учреждений;
— вторая половина 1890-хгг. — дальнейшее развитие просветительной деятельности по нарастающей. Появлениеофициозных организаций-участниц движения (Попечительство трезвости). Превращениекультурно-просветительной общественной деятельности в стабильную общественную самодеятельность,поставленную государством в законные рамки;
— с начала XX века до первойреволюции в России (1900-1904)- дальнейший рост движения, принятие властью новыхправил в 1901-1902 годах в отношении просветительных учреждений, появление новыхвидов организаций в движении.
III этап — 1905-1916 гг.- культурно-просветительная деятельность в новых исторических условиях — распадаетсяна следующие периоды:
— первой революции (1905-1907гг.) — в эти годы наступил существенный перелом в просветительстве: всплеск общественнойактивности в сфере просвещения, новые условия — явочный порядок открытия организацийи учреждений, новые виды просветительных организаций и учреждений, в том числе чистопролетарских или крестьянских;
— реформ и политическойреакции, затем оживления рабочего движения (1908-1913 гг.) — в эти годы репрессиивластей были направлены против членов просветительного движения, организаций и учреждений.От этого сплоченность в движении усилилась. Консолидация просветительских сил происходилана разных съездах, в том числе деятелей народных университетов и других. Рабочеепредставительство действовало в просветительных организациях и учреждениях. Усилилосьвлияние социал-демократии в просветительных учреждениях. Активно включились в просветительнуюдеятельность органы местного самоуправления (с 1911г.). Начался подъем просветительнойработы кооперативов (1913г.);
— первой мировой войны (1914-1917гг.)- некоторый спад в просветительной деятельности в связи с мобилизацией в армию многихактивистов, оживление деятельности проправительственных организаций и органов самоуправления,а также кооперативов по организации здорового досуга народных масс в условиях действиясухого закона.
Выделение внутренних периодовв двух последних, и главных этапах культурно-просветительной деятельности связано,как с историческими событиями в стране, так и с изменениями в самой просветительнойдеятельности.
Так, выделение в отдельныйпериод первой половины 1890-х годов связано с тем, что в это время страна, переживтяжелейший аграрный кризис 1891-1892 гг., постепенно вышла из него, и, примерно,с 1893г. вступила в полосу оживленного промышленного развития. В годы аграрногокризиса к проблемам просвещения народа, к избавлению его от темноты и невежестваодновременно обратились представители разных слоев общества. Главным образом, этобыла интеллигенция, люди разных профессий и званий, которые сформировали свои просветительныеорганизации и создали просветительные учреждения, видя в этой деятельности путьк выходу из аграрного кризиса и к подъему народного хозяйства, к повышению культурногои жизненного уровня крестьянства. Причем прямую связь между неурожаем, голодом,эпидемией в стране и общественной инициативой и самодеятельностью в сфере просвещениянарода подметили практически все современники, начиная от чиновников из правительства,Департамента полиции МВД, учебного ведомства и заканчивая прогрессивно настроеннымиобщественными деятелями, педагогической общественностью и другими лицами.
Вторая половина 1890-х годов- это период, уже связанный с промышленным подъемом в стране. Потребность новойпромышленности в квалифицированных кадрах диктовала новые, более утилитарные и прагматическиезадачи в сфере просвещения народа. Быстрое индустриальное развитие, рост числа городови промышленных центров, урбанизация населения — все эти изменения выдвинули на первыйплан проблемы народного образования. К решению задач повышения культурно-образовательногоуровня трудящихся обращаются не только общественные деятели, связывающие напрямуюдальнейший прогресс страны, с развитием образования народа, но и государственныечиновники ведомства образования, а также непосредственные организаторы промышленногопроизводства — предприниматели, то есть владельцы фабрик, заводов и других предприятий.Неслучайно, именно в 1895 году впервые был поставлен вопрос о необходимости введениявсеобщего начального обучения в стране.
Быстрый рост культурно-просветительныхорганизаций и принадлежащих им учреждений в стране, оборачивается новыми проблемамидля правительства. Страх перед тем, что значительная часть населения получит возможностьприобщиться к плодам образования вне казенной школы, толкает правительственные структуры,в первую очередь Департамент полиции МВД, а также ведомство просвещения, к принятиюразличных мер ограничительного характера. Активизируется под давлением власти просветительнаяработа епархиального ведомства, а также наиболее активно разворачивается по всейстране деятельность официозной общественной организации — Попечительства о народнойтрезвости. Таким образом, через эти организации государство также включается в просветительнуюдеятельность.
Дореволюционный период — 1900-1904 гг., это период, когда в преддверии революции, государством были принятыновые правила в отношении разных видов просветительных учреждений, в частности в1901 и 1902 гг., что, безусловно, было результатом размаха просветительства в стране.Заметим, что это были правила не смягчающего характера, которые могли бы несколькоослабить нарастающий революционный накал в обществе. Напротив, реакция правительствана рост революционных настроений в обществе, была прямо противоположной — правилаоткрытия и деятельности учреждений просвещения и культуры были еще более ужесточены.Позитивным моментом стала лишь передача всех просветительных обществ, действующихи вновь открываемых, из ведения МВД в Министерство просвещения в 1902 году. Этонесколько облегчило процедуру их открытия. Поэтому культурно-просветительное движениепродолжало разрастаться в первые годы XX века. С начала века зародились некоторыеновые начинания, например, появились самостоятельные общества народных чтений ибиблиотечные общества, заработали специальные комиссии санитарно-гигиенических знаний,а также получила воплощение в жизнь идея создания народных домов.
Следующий решающий (III)этап в развитии просветительства, начинается в годы первой революции в России ипродолжается вплоть, до революционных событий 1917 года. За это время культурно-просветительнаядеятельность разрослась по масштабам, в России возникли новые виды просветительнойработы, появились новые участники самого культурно-просветительного процесса.
Можно сказать, что из чистообщественной самодеятельности, подвижничества интеллигентных слоев населения 50-60-хгодов XIX века, в XX веке выросло широкое движение со многими составляющими. Политическийспектр этого движения был представлен всеми политическими течениями того времени- от правительственно-монархического до либерально-демократического, и до революционно-демократическоготечения.
На протяжении этого этапабыли свои внутренние, существенные подвижки и изменения в развитии культурно-просветительнойдеятельности.
Рубежными, в развитии просветительнойдеятельности в России, можно назвать годы первой российской революции — 1905-1907гг.
Первая революция в Россиисоздала уникальные условия для развития общественной культурно-просветительной деятельности.В условиях сохранившейся в России монархии впервые в годы революции было дозволенолегальное создание различных общественных организаций, в том числе совершенно новыхдля общества — политических партий, профессиональных союзов. В то же время былопозволено более свободно организоваться всему обществу по его интересам, в том числев просветительные организации, кооперативы и т.д.
Революция привела к небывалойдо того активности трудящихся масс, их самодеятельности. Наряду с интеллигентскимиорганизациями и их культурно-просветительными учреждениями, стали возникать пролетарские,крестьянские и других низших слоев общества (приказчиков, мелких служащих и т.п.),организации. Некоторые из них, которые являлись прямым порождением революционноговремени, как, скажем, рабочие клубы, уже в ходе революции и после ее поражения былиразогнаны властями.
Хотя клубная деятельностьрабочих масс возобновилась позже, в условиях правительственной реакции, но эти клубыуже не были теми революционными учреждениями трудящихся, каковыми они являлись в1905-1906 годах. Клубной деятельностью занимались и нетрудящиеся массы в этот период.
Многие же, из созданныхв годы революции просветительных учреждений, сохранились, уцелели, и в дальнейшемтакже участвовали в просветительной деятельности.
Важнейшим революционнымзавоеванием общественности стало разрешение властей явочным путем открывать различныекультурно-просветительные учреждения для трудящихся масс.
В годы первой революциив России культурно-просветительная работа обогатилась новыми формами. Во внешкольномобразовании народа, например, в этот период появилась новая, высшая ступень образованиядля трудящихся — народные университеты, идея создания которых возникла еще в 1890-хгг.
Затем можно выделить периодмежду двумя революциями в России -1908-1916 годов, в развитии культурно-просветительнойдеятельности.
Годы, последовавшие за первойреволюцией, ознаменовались разными явлениями в просветительной деятельности. В периодправительственной реакции, в частности, усилился нажим на просветительные организациии учреждения, с другой стороны, осуществление ряда реформ, и в первую очередь аграрной,а также подготовка введения начального всеобуча в стране, создало новые возможностидля культурно-просветительной работы, особенно в сельской местности.
Начало промышленного подъемав 1909 году не могло не отразиться и на состоянии народного просвещения, и на культурно-просветительнойработе. Проблема внедрения начального всеобуча в эти годы, особенно после 1908 года,поставила внешкольную работу на совершенно небывалую до этого высоту. Развитие внешкольногообразования в стране было признано учебным ведомством во главе с министром просвещенияА.Н. Шварцем важнейшей государственной задачей, решение которой позволило бы ликвидироватьв стране неграмотность взрослого населения.
Для дальнейшего развитиякультурно-просветительной работы, расширения ее масштабов и качественных ее измененийбольшое значение имело активное включение местных органов самоуправления в решениезадач внешкольного образования после 1911 года, когда на Общеземском съезде культурно-просветительнаяработа получила должное признание, как одно из важнейших направлений деятельностиземств.
Рост числа кооперативовпо стране и обращение внимания кооператоров на решение культурно-просветительныхзадач, тоже сыграли немаловажную роль в дальнейшем развитии просветительной деятельности.Пик культурной работы кооперативов пришелся на 1913 год. Но и в последующий периодо спаде говорить не приходится.
События первой мировой войны,в которую втянулась Россия с 1914 года, двояким образом отразились на состояниикультурно-просветительной работы. Из-за военных расходов и трудностей военного времени(например, из-за мобилизации в армию активных и деятельных участников культурно-просветительныхучреждений) произошел некоторый спад в культурно-просветительной работе. Но, с другойстороны, вынужденное «отрезвление» страны, возникшее с введением сухогозакона в 1914г., привело к быстрому росту потребностей в культурно просветительныхучреждениях и мероприятиях. И чем дольше длилась война, чем больше разрушений онаприносила стране, тем очевиднее для всех прогрессивно мыслящих людей России становилось,что выход из войны и восстановление экономики страны будут просто не возможны безкультурной работы с населением, без развития образования народа.
Поэтому в годы первой мировойвойны культурно-просветительная деятельность общественных организаций, в первуюголову просветительных — обществ грамотности, обществ содействия народному образованию,библиотечных обществ, обществ народных чтений, обществ народных университетов имногих других, а также кооперативов, не только не прекращалась, а напротив, всемивозможными средствами продолжалась. Попечительство трезвости, земские органы, кооперативыв годы войны сосредоточили свои усилия на создании таких комплексных культурно-просветительныхучреждений, как народные дома. Перспективные планы строительства сети народных домову этих организаций имелись и на 1916, и на 1917 годы.
Но революционные события1917 года в стране закрыли эту страницу в истории существования культурно-просветительныхучреждений. В Советской России будет открыта иная страница в истории народных культурно-просветительныхучреждений. Но основная база для культурной работы в советское время будет заложенав те дореволюционные годы, к которым мы обратились в нашем исследовании.1.4 Особенности игрового досуга в России в XIX -начале XX века
Основная игра, которая былаочень популярна в допетровской Руси, называлась «зернь». В нее играливсе без исключения, независимо от возраста и социального положения. «Зернь»представляла собой набор небольших одинаковых косточек, у которых одна сторона былабелой, а другая черной или темно-красной. Выигрыш зависел от выпавшего цвета и оттого, в каком сочетании легла «зернь».
На Руси азартные игры обычноназывались «закладными». Помимо «зерни» были популярны так называемые«яичные бои». У этой игры существовало несколько разновидностей. Например,сырое куриное яйцо пускали по специальному желобу, в конце которого ставилось яйцопротивника. Чье яйцо разбивалось от удара, тот и проигрывал. Еще один способ- биться«рука в руку», т. е. держа яйцо в руке. Для этой игры использовали вареныеяйца. Говорят, что самые продвинутые игроки знали секреты специальных «куриныхдиет», благодаря которым куры несли яйца с очень крепкой скорлупой.
Как ни странно, шахматытоже считались распространенной азартной игрой, в которую играли практически все.Правда, шахматных досок в то время еще не было — простейшие аляповатые фигурки расставлялисьна специально расчерченном столе или широкой лавке (т. н. «майдане»).Шахматные баталии зачастую сопровождались бурными спорами, а иногда даже и драками.
Еще одна старинная русскаязабава — «игра в бабки». Она заключалась втом, что на кон ставили кости(свиные или говяжьи) и выбивали их битами, которые заливали свинцом. В основномигра шла на деньги. Позднее появились уже известные нам лапта и городки. Кулачныебои — еще одно народное развлечение, хотя они устраивались очень редко и преимущественноносили характер судебных.
Где же предавались азартнымразвлечениям? Кабаки или, как их еще называли, «кружала» встречались довольноредко, а в сельской местности их практически не было. Поэтому прообразом первыхигорных домов были… бани! Именно там народ спокойно мог насладиться игрой, развлечениеми приятным общением за кружечкой кваса или сусла (продавать спиртное в бане категорическизапрещалось).
Игральные карты появилисьв России намного позже, чем в европейских странах. Сначала заморское развлечениене приживалось — слишком силен был протест церкви, но петровские реформы и здесьсделали свое дело. С легкой руки Петра I игра в карты стала любимой забавой дворянства,а позднее и простонародья.
С XVIII в. вместе с другимииностранными премудростями в России стали появляться салоны с карточными играми.Активнее всего в карты играл высший свет, а в конце века был открыт знаменитый Английскийклуб для аристократов. Приблизительно в это же время в стране стали выделять дватипа игорных заведений: одни — для знати (прообразы современных казино), другие- для черни (кабаки, бани, трактиры). Среди простого народа особой любовью пользовалисьигры «три листика» (случайный набор карт из колоды) и «ремик».
Как и в мире, в России азартныеигры тоже часто запрещали с давних времен. Причинами служили большие проигрыши,частые случаи воровства и ограблений, рост уровня преступности и, конечно, шулерствои мошенничество. В итоге царское правительство запретило азартные карточные игрыи открытие игорных домов. Этот запрет был постоянным вплоть до падения самодержавия.Все карточные игры делились на азартные (например «экарте», «шмэн-де-фэр»,что в переводе с французского означает «железная дорога», более известнаядо сего времени как игра в «железку») и коммерческие («преферанс»,«шестьдесят шесть», «вист» и др.).
На рубеже XIX- XX вв. увлечениекартами достигло своего апогея, но Октябрьская революция запретила азартные игры,и игроки были вынуждены уйти в подполье. Б общественных местах разрешалось игратьтолько в шахматы, шашки и домино.

2. Игорный бизнес в современнойсоциально-культурной деятельности
Игорный бизнес в России- это казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы и тотализаторы. До2006 года эта отрасль индустрии развлечений регулировалась федеральнымзаконодательством (29 глава Налогового Кодекса и Федеральный закон «Олицензировании отдельных видов деятельности) и местным законодательством (вчасти установления различных ограничений по размещению объектов игорногобизнеса).
Понятие пари и азартныхигр дано в ФЗ от 27.12.2002 № 182-ФЗ „О внесении изменений и дополнений в частьвторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РоссийскойФедерации о налогах и сборах“ (в ред. от 27.07.2006).
К требованиям, связаннымс участием в игре или пари, относятся как требования выигравшего об уплате выигрышапо игре или пари, так и требования проигравшего о возврате добровольно уплаченногопроигрыша. Поэтому, если проигравшая сторона добровольно исполнила свою обязанность,она не вправе требовать в судебном порядке исполненное обратно.
В настоящее время деятельность,связанная с проведением лотерей, регулируется ГК и ФЗ от 11.11.2003 № 138-ФЗ „Олотереях“ (в ред. от 23.07.2008). Согласно этому Закону лотерея — это игра,которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организаторлотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи)получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиямилотереи.
Легальное определение понятия»тотализатор" в действующем законодательстве отсутствует. В ст. 364 НКРФ дано определение организатора тотализатора — организация или индивидуальный предприниматель,которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организацииазартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша.
К иным играм, указаннымв ст. 1063 ГК, относятся: игры в казино (рулетка, карточные игры, кости), моментальноелото (бинго), игры с автоматами с денежным или натуральным выигрышем, а также прочиеигры, на проведение которых выдаются лицензии.
По договору лотереи, тотализатораучастник (кредитор) исполняет свою обязанность в момент заключения договора, приобретаябилет, иной документ, определенный товар или оплачивая стоимость участия в игреили тотализаторе, а у организатора (должника) возникают следующие обязанности: провестиигру или подвести итоги тотализатора, обеспечить участие в них должника, выдатьили выплатить выигрыш должнику в случае его выпадения.
Статья 1063 ГК не указывает,что за участие в игре или тотализаторе взимается плата, т.е. договоры лотереи итотализатора могут быть как возмездными, так и безвозмездными. Поэтому нормы ГКо лотереях распространяются на случаи проведения в рекламных целях розыгрышей призовсреди покупателей определенных товаров (потребителей услуг), на выигрышные займыи т.п. Пункт 3 ст. 3 ФЗ «О лотереях» по признаку возмездности выделяетдва вида лотерей: лотереи, право на участие в которых связано с внесением платы,и стимулирующие лотереи, право на участие в которых не связано с внесением платы.
В действующем законодательствеустановлены ограничения на использование в качестве объектов лотерей, тотализаторовнекоторых событий, в частности в период выборов — результатов референдума, выборовПрезидента РФ и депутатов Государственной Думы (ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации» (п. 3 ст. 56) (в ред. от 21.07.2005), от 10.01.2003 № 19-ФЗ «Овыборах Президента Российской Федерации» (п. 3 ст. 56), от 18.05.2005 № 51-ФЗ«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации» (ч. 3 ст. 62).
ГК РФ определяет специальныйсубъектный состав договоров лотереи, тотализаторов и других игр, основанных на риске.Кредиторами (участниками игр) могут быть любые лица (для лотерей — только юридическиелица), а должниками (организаторами игр, тотализаторов) — Российская Федерации,субъекты РФ, муниципальные образования, лица, получившие разрешение (лицензию) отуполномоченного государственного или муниципального органа.
ФЗ «О лотереях»в качестве основного обязанного лица по договору лотереи называет организатора лотереи.Даже если лотерея проводится через оператора лотереи, то согласно Закону он действуетот имени и по поручению организатора.
Статьей 7 ФЗ «О лотереях»предусмотрен уведомительный порядок проведения стимулирующих лотерей.
Форма договоров лотереи,тотализатора и иных игр может быть как письменной, так и устной. Лотерейный билет,квитанция, иные документы, которые закрепляют существенные условия таких договоров,не являются письменной формой договоров игр, их следует рассматривать как документы,удостоверяющие факт заключения договора игры в устной форме и фиксирующие его содержание.
В ФЗ «О лотереях»под лотерейным билетом понимается документ, удостоверяющий право на участие в лотерееи служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участникомлотереи. Толкование данного определения возможно только в совокупности с комментируемойнормой ГК: выдача лотерейного билета участника и является оформлением договорныхотношений с ним, никакого дополнительного оформления не требуется. При ином толкованииоформление договора с участником практически не осуществимо.
В предложении заключитьдоговор лотереи, тотализатора или другой основанной на риске игры должны содержатьсявсе его существенные условия: срок проведения, порядок определения выигрыша, егоразмер и процедуру выдачи и т.д. Условия договора лотереи должны содержаться в документе,который в ФЗ «О лотереях» так и называется — «условия лотереи».Условия лотереи утверждаются ее организатором на каждую лотерею и представляютсяв уполномоченный орган для получения разрешения на проведение лотереи.
Заключение договора лотереи,тотализатора, иной игры осуществляется оплатой участия в игре, приобретением билета,иного документа; для стимулирующей лотереи — приобретением определенного товара,ценной бумаги или совершением иных действий. Конкретный способ заключения договоралотереи должен быть описан в условиях лотереи.
В п. 4 ст. 1063 ГК установленаобязанность организатора игр выплатить выигрыш. ФЗ «О лотереях» устанавливаеттакже право участника лотереи потребовать получения денежного эквивалента выигрышав натуре, кроме выигрыша в стимулирующей лотерее.
Нередко в правилах и условияхпроведения лотерей обязанность выплаты (выдачи) выигрыша возлагается на третье лицо- банк, проводящий расчеты по лотерее, организацию, реализующую лотерейные билеты,и т.п. Однако в случае неисполнения обязательства по выплате выигрыша третьим лицомучастник лотереи вправе требовать его выплаты непосредственно с организатора лотереи,поскольку договор лотереи заключен именно с ним.
Поскольку ФЗ «О лотереях»предусматривает, что кредитная организация действует как поверенный (от имени иза счет организатора или оператора лотереи), требования к ней о выплате выигрышавообще не могут быть предъявлены (п. 1 ст. 182 ГК).
К 2006 г. в России быловыдано свыше 6300 лицензий на игорный бизнес. В 2005 г. оборот этой сферысоставил $5-6 млрд, в стране было около 400 тыс. игровых автоматов и 5 тыс.игровых столов.
До 60 % российскихигорных клубов было сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Лидерами отраслиявлялись Ritzio Entertainment Group (сеть «Вулкан»), StormInternational (сеть «Супер Слотс» и несколько казино в Москве иПетербурге) и компания «Джекпот».
4 октября 2006,встречаясь с лидерами парламентских фракций, президент России Владимир Путинпредложил радикальное решение проблемы игорного бизнеса, который по наносимомуморальному и материальному ущербу он сравнил с «алкоголизацией населения».
Путин передал в Думупредложения по законопроекту «О государственном регулировании деятельностипо организации и проведению азартных игр», суть которых состоит вукрупнении и концентрации игорного бизнеса в четырёх специальных игорных зонах.В декабре 2006 законопроект был подготовлен и принят.
До 1 июля 2007 годапредусматривалась ликвидация бизнеса компаний с активами менее 600 млн. руб. навсей территории страны. С этого момента также запрещалась организация азартныхигр с использованием Интернета и мобильной связи, прекращена деятельностьказино с менее чем десятью игровыми столами и площадью менее 800 кв.м и игровыхзалов с менее чем 50 игровыми автоматами и площадью менее 100 кв.м. Запрет некоснулся лишь букмекерских контор и тотализаторов.
С 1 июля 2009 годалюбая игорная деятельность, за исключением букмекерских контор и тотализаторов,может осуществляться только в четырёх специальных игорных зонах — вКалининградской области («Янтарная»), Алтайском («Сибирскаямонета») и Приморском краях («Приморье»), а также на границеРостовской области и Краснодарского края («Азов-Сити»).
Местоположение игорнойзоны на юге страны определено недалеко от посёлка Порт-Катон в Азовском районеРостовской области, граничащем с Щербиновским районом Краснодарского края.Расстояние от Ростова-на-Дону до Порт-Катона составляет около 80 км, отКраснодара — около 300 км. В Калининградской области игорная зона будет создананеподалёку от посёлка Поваровка Зеленоградского района. Создание игорной зоны вАлтайском крае решено осуществить недалеко от известного курорта Белокуриха, вболее чем 200 км от Барнаула. В Приморском крае игорную зону предполагаетсястроить близ города Артём (35 км от Владивостока), в бухте Муравьиная. Вфеврале 2010 года в игорной зоне «Азов-Сити» открылось первое казино.
Альтернативой дляигорных компаний может стать букмекерский бизнес, выход в сегмент лотерей,открытие покерного клуба или интернет-казино. Кроме того, есть основанияполагать, что некоторые предприниматели попытаются увести свой бизнес вподполье. Не смотря на запрет, игорный бизнес продолжает своюработу, конспирируясь под интернет-кафе, лотерейные клубы а иногда вообще подночные клубы или что либо другое. Уголовное наказание заорганизацию азартных игр в неположенном месте классифицируется как незаконнаяпредпринимательская деятельность. За подобное правонарушение по статье 171Уголовного кодекса предусмотрено лишение свободы до пяти лет.
 

Заключение
На фоне распада советскойсистемы культурно-просветительных учреждений и современной коммерциализации образованияи культуры особенно важной, на мой взгляд, в прошлом опыте является та основа, накоторой организовывалась просветительная деятельность. Речь идет не о чистой благотворительности,поскольку многие дореволюционные культурно-просветительные учреждения не были бесплатными.В то же время, стоимость пользования ими была доступна для самых материально необеспеченныхслоев населения. Не говоря уже о совершенно бесплатных учреждениях, как, например,народные библиотеки-читальни.
Важнейшее положение из дореволюционногопросветительного исторического опыта, которое может быть усвоено и использованосегодня состоит в том, что культурно-просветительные учреждения для народных массникогда не были средством и формой для наживы капиталов. Их учредители не составилисебе на своих учреждениях состояний. Напротив, многие (хотя далеко не все) из нихработали в этих учреждениях совершенно безвозмездно. При этом они привлекали длясуществования данных учреждений помимо своих личных средств, общественные средстваи те небольшие доходы, которые давали сами эти учреждения (имеется в виду платаза посещение народных университетов" рабочих курсов, народных театров и т.п.)Основным видам культурно-просветительных учреждений, возможно несколько измененным,вполне может быть найдено место в нашей сегодняшней жизни. Имеются в виду народныечтения, бесплатные библиотеки-читальни, народные дома или клубы, театры, музеи,а также воскресные школы, курсы, народные университеты. Эти учреждения могли бысегодня стать объектом совместной деятельности предпринимателей и представителейнаучно-педагогической общественности — преподавателей университетов, учителей школ,деятелей культуры и многих других лиц и общественных организаций. Кроме того, многогранныйпоказ как позитивных, так и негативных сторон просветительной деятельности общественностив России в 1859-1917гг. позволяет восстановить историческую справедливость в отношениитого реального вклада в повышение культурно-образовательного уровня россиян, которыйвнесли либерально-демократические организации и деятели просвещения, а также монархическиеорганизации. Следует отметить, что одним из важных популистских мотивов резкогоограничения игорной деятельности на территории РФ вплоть до создания игорныхзон, является игромания — патологическое влечение к азартным играм. Наличие уопределенной категории граждан проблем со своевременным прекращением участия вазартных играх, пари и лотереях существует повсеместно, где это разрешено.Полагаю, что действующее законодательство по организации и проведению азартныхигр, должно в первую очередь учитывать интересы здоровых граждан, тем более,что даже определить количество граждан с определенными проблемами по отношениюк азартным играм невозможно, в связи с отсутствием какой-либо официальнойстатистики. В действующем законодательстве отсутствуют какие-либо нормы,защищающие граждан с патологическим влечением к азартным играм, а наобороттакой гражданин должен потратить денег больше, чтобы добраться до игорной зоны,там находится, и по возможности вернуться домой. Большинство игорных заведенийв мире привязано к гостиницам, туристическим центрам, курортам, мегаполисам илирайонам вблизи них. Исходя из этого, разумно было бы рассмотреть принципзонирования и принцип совмещения горной и туристической деятельности. Неразумныйвыбор принципа размещения игорных заведений с высокой степенью вероятностиприведет к организации подпольных игорных заведений, борьба с которымипотребует большого количества людских и денежных ресурсов. Обратной сторонойборьбы с нелегальными игорными заведениями может стать повышение коррупционнойсоставляющей.
Список использованной литературы
1. АбрамовВ. Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. — 2002. — № 8. — С. 44-60
2. БарковаН. Н. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая половина XIX — начало XXвека) // Педагогика. — 2007. — № 2. — С. 70-75
3. ВарфоломеевЮ.В. Бунт просветительских обществ // Вопросы истории естествознания и техники.2006. № 4. С. 97-105
4. ЖуравскийА. В. Правда и мифы «школьного вопроса» в России [Электронный ресурс religion.ng.ru/problems/2003-07-16/4_school.html].
5. КаптеревП. Ф. История русской педагогии / Предисл. Н. В. Бордовской; Послесл. В. П. Борисенкова.- СПб.: Алетейя, 2009. — 560 с. — (Серия «Библиотека русской педагогики»)
6. КлопыжниковС.В. Культурно-просветительская деятельность социально ориентированных обществв России конца XIX начала XX века // Аналитика культурологии. 2006. № 1. С. 48
7. КолесниковаИ.А. Об изменениях в правовом регулировании игорного бизнеса // Право иэкономика. 2007. № 3. С. 4-6
8. КорфН. А. Русская начальная школа [Электронный ресурс www.pedobzor.ru/ped016.html]
9. ЛатышинаД. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X- начало XXвека): Учебное пособие. — М.: Форум; Инфра-М, 2007. — 582 с.
10. МорозовА.Ю. Общества благоустройства Московской губернии: развитие школьного дела ивнешкольная просветительская работа // Вестник Московского государственногообластного университета. Серия: История и политические науки. 2008. № 1. С.41-50
11. Народноеобразование в России. Исторический альманах / Под ред. А. М. Кушнира. — М.:Народное образование, 2009. — 400 с.
12. ПановС.Л., Никульченкова Е.В. Игорный бизнес и девиантное поведениенесовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 3.С. 94-95
13. ПлатоновВ.М. В игорном бизнесе наведут порядок // Национальные интересы: приоритеты ибезопасность. 2007. № 3. С. 73-74.
14. РозановВ. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. — М.: Педагогика, 2006. — 624с.
15. РомановА. П. Историографические проблемы истории начального образования русскогокрестьянства в конце XIX — начале XX века. [Электронный ресурс www.csu.ru/files/history/408.rtf]
16. СоловьеваМ. Ф. Земская начальная школа во второй половине XIX — начале XX века:Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М.,2007. — 155 с. [Электронный ресурс diss.rsl.ru/diss/02/0000/020000596.pdf]
17. ТёмныйЮ.В., Стальная В.А. Игорный бизнес. социально-экономическая дилемма? // ВестникРоссийской академии наук. 2008. Т. 78. № 1. С. 91-96


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.