Реферат по предмету "Культура и искусство"


Обычаи и традиции Шотландии

Вбыту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своемуисторическому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких ипоказательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Длятого, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего изучать историю народа, егокультуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу ихарактер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или инойгруппы людей, а возникают они как результат эмпирического и духовного познанияокружающей действительнос-ти. Другими словами, бычаи и традиции — это те ценныежемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков какрезультат практического и духовного постижения реальности.
Какуюбы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило,приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нампретенциозной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи итрадиции любого народа, это его «приданое» при вступлении в огромную семьючеловечества, живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованиемобогащает её и совершенствует.
Всвоей небольшой работе я хочу коснуться обычаев и традиций народа Шотландии. Вэтой связи очень важно ознакомиться, хотя бы кратко, с исто-рией и географиейданного народа и его страны, так как исторический подход даёт возможностьвскрыть напластования в сложном комплексе народных обычаев, найти в нихпервичное ядро, определить его материальные корни и его первоначальные функции.Именно благодаря историческому подходу можно определить настоящее месторелигиозных верований и церковных обрядов, место магии и суеверий в народных обычаяхи традициях. Вообще говоря, только под историческим углом зрения может бытьпонята сущность любого праздника как такового.
Темаобычаев и традиций шотландцев необычайно широка и многогранна. Но она поддаётсяи делению на более частные и узкие темы. В своей работе я решила ограничитьсялишь несколькими, которые можно считать, на мой взгляд, самыми важными. Этитемы: шотландский национальный костюм и его связь с понятием клановости;старинные сельскохозяйственные обычаи шотландцев и их связь с культом растительностии солнца; семейнобрачные обычаи; современные обычаи.
Итак,несколько слов о шотландцах, кто они такие и как образовалась эта страна.
Шотландия(Scotland) занимает северную часть острова Великобритании и прилегающиеострова: Гебридские (Hebrides), Оркнейские (Orkneys), Шетландские (Shetlands).Основная территория Шотландии с запада и севера окружена Атлантическим океаном(the Atlantic Ocean), с востока — Северным морем (the North Sea), а с юга —территорией Англии (England) и Ирландским морем (the Irish Sea). Главнымизаливами восточного побережья являются залив Мори-Ферт (Moray Firth) на севереи Ферт-оф-Форт (Firth of Forth) — на юге. Ферт — оф-Клайд (Firth of Clyde)омывает юго-западное побережье Шотландии. Самыми высокими горами являются Грампианскиегоры (Grampians), протянувшиеся на севере Шотландии, которые включают в себясамую высокую вершину Шотландии, и вообще Великобритании, Бен-Невис (BenNevis). Её высота составляет 1343 м. Главными речными системами являютсясистемы рек Форт и Клайд. Очень много в Шотландии горных озёр, включая озёраЛох Ломонд (Loch Lomond) и Лох Несс (Loch Ness). Лох Несс, возможно, самоеизвестное озеро в Британии, так как, говорят, что в нём обитает чудовищедоисторических времён — Несси (Nessie), однако факт этот не имеетдоказательств, несмотря на многочисленные свидетельства «очевидцев». Хотя,бесспорно, озеро привлекает толпы туристов.
Сосвоими чащами, озёрами, горами, островами и древними замками, Шотландия поправу считается красивейшей страной, и туризм является одной из её важнейшихотраслей.
ВШотландии имеются и залежи полезных ископаемыхугля и железа, неф-ти и газаЗдесь также развиты такие отрасли как рыболовство, производство виски и т. д.Развито сельское хозяйство — земледелие и скотоводство. Около четвёртой частивсей площади страны возделывается или находится под паст-бищами. Основнойшотландской культурой является овёс (oats). И более поло-вины всехвозделываемых площадей, в основном в Лоуленде (Lowlands) — низинной частиШотландии, занимается под эту культуру. Недаром Шотландию называют «Land ofCakes». Такое название дано потому, что она известна своими «oatmeal cakes»(букв.»пирогами из овсяной муки»). От этого же названия, кстати, происходит и «Cake Day » (или ещё по — шотландски Hogmanay, что значит « Канун Нового Года»).
ВХайленде (Highlands — гористая часть Шотландии), разводят овец и коров. Здесьразвито сельское хозяйство в форме крофтинга (crofting — фермерство). Людипокупают права на владение участком земли (croft), но часто этого участкадостаточно только для того, чтобы выращивать карто-фель, одну корову, три овцыи т. д.; это маломасштабная ферма на плохой земле, так как на верху зимыдолгие, а летадождливые и земля не подходит для настоящего фермерства.
Чтокасается островов, Оркнейских и Шетландских, то нужно заметить, что деревьяздесь почти не растут из-за суровых зимних сильных штормовых ветров (gales), ноблагодаря омывающему их тёплому течению Гольфстрима  (Gulf Stream), имеютотносительно мягкий климат. Шетландские острова известны производимой здесьодеждой из шерсти (особенно с острова Фэр-Айл (Fair Isle), маленького острована южной оконечности Шетландских островов). Шетландские шали, вывязываемые изшерсти, так тонки, что, при размере шали в 1,5 кв. м, её можно протянуть черезобручальное кольцо.
Гебриды(острова Скай, Малл, Юра (Skye, Mull, Jura) известны своими крофтами (crofts).Эти дома крофтеров, всё ещё заселённые, имеют толстые каменные стены, земляныеполы и соломенные крыши. На острове Скай находится самое большое селение подназванием Portrее, привлекающее  туристов — любителей кельтской старины.
Гебридскиеострова, в свою очередь, делятся на Гебридские острова (Outer Hebrides) иВнутренние Гебриды (Inner Hebrides).
InnerHebrides известны своим островом Иона (Iona), где захоронено 52 древнихшотландских короля, не говоря уже о принцах, епископах и чифтейнах. Островпривлекает паломников со всего мира. Остров Стаффа  (Staffa) знаменит пещеройФингала (Fingal’s Cave), с которой связана легенда о двух великанах, бросавшихдруг в друга скалы.
НадВнутренними Гибридами находятся Гебридские острова (Outer Hebrides, чтобуквально переводиться как « Внешние Гебридские острова»): Льюис (Lewis) иГаррис (Harris), а также мелкие острова. Это гористые острова, где преобладаютрыболовецкие гавани. Столицей Льюиса и Гарриса является г. Сторновэй(Stornoway), невдалеке от которого находится Шот-ландский Стоунхендж(Scotland’s Stonehenge). Scotland’s Stonehenge — доисторический каменныйкромлех, состоящий из камней 40-футовой высоты. 13 монолитов окружают однубольшую каменную пирамиду, а другие камни, которые, возможно, образовываликонцентрические круги, разбросаны вокруг. О Стоунхендже я ещё упомяну позднее,в связи с обычаями шотлан-дцев, имеющими в своей основе языческие обряды.
Древнейшиеархеологические памятники на территории Шотландии относятся к 3-му тысячелетиюдо н. э… В первые столетия до н. э. началось заселение территории Шотландиикельтскими племенами (Celts), к древнему населению Шотландии относились пикты(Picts), которые являлись древней-шим народом, живущим на территории Шотландиии назывались они иберийцы (Iberians). Впоследствии кельты дали им названиепиктов.
Вначале н. э. у некоторых племён стало зарождаться классовое общество.
Неоднократныепопытки римлян (the Romans), начиная с 1 века н… э., подчинить Шотландию, анадо заметить, что римское её название было Каледония (Caledonia), окончилисьнеудачей.
Римлянезавоевали юг Шотландии, но отступили перед Гардианской Стеной (Hardian ‘s Wall(Северная Англия) во 2 веке н. э. Шотландия в то время являлась гнездомвоевавших между собой племён, каждое из которых имело своего короля, который втечение короткого времени правил своей малой территорией, до того, как бытьпокорённым своим более удачливым сопер-ником.
Впостримские времена картина сложилась следующая — пикты находились на севере,скотты (Scots) (из Ирландии) — на западе, бритты (Britons) на юго-западе, аанглы (Angles) или англо-саксы (Anglo-Saxons) на юго-западе. В 9 веке скотты ипикты объединились в королевство (названное Скотия (Scotia) как это звучало насредневековом латинском), и сражались против набегов викингов (Vikings, илиNorsemen).
НазваниеШотландия (Scotland) произошло в 11 веке, когда название Скотия было даноюго-западному участку, заселённому племенами скоттов. Феодальная система вШотландии была основана в 12 — ом столетии. Эдуард I Английский завоевалШотландию в 1296 г., но шотландцы под предводитель-ством Валласа (Вильям Валлас— шотландский национальный лидер 1272 –1305 гг) и Брюса (Роберт Брюс — корольШотландии Роберт I 1274-1329 гг) оказали очень сильное сопротивление, такимобразом, в 1328 году Англия признала независимость Шотландии.
Интересноотметить, что имя Роберта I у шотландцев всегда ассоцииро-валось с мужеством инастойчивостью. Его считают известным Шотланд-ским героем. Он сражался сЭдуардом I и Эдуардом II, королями англий-скими, и разбил англичан приБаннокберне (Bannockburn) в 1314 году.
Существуетлегенда. что после одного из своих поражений, Роберт I скры-вался в пещере и,как гласит предание, увидел паука, плетущего свою паутину. Паутина обрывалась,но паук, несмотря на это, снова и снова сплетал её. Брюс созвал и объединилсвои силы и в этот раз одержал победу над Англией.
ДочьБрюса положила начало трагической, но крепкой династии Стюартов, с которойсвязан большой период в истории Шотландии. Дворцы Стюартов и места их сраженийрасположены по всей Шотландии, существует также тропа Марии, КоролевыШотландской (Марии Стюарт — 1542 — 1587 гг). Она являлась королевой Шотландии с1542 по 1567 гг и была заключена в тюрьму Елизаветой I Английской, а в 1587году казнена за государственную измену. Как имя Марии Стюарт, так и имя ЧарльзаЭдварда Стюарта — шотланд-ского принца (Bonnie Prince Charlie), который былразбит в Битве при Кул-лодене (Battle of Culloden) в 1746 году и бежал воФранцию, овеяны духом романтизма.
Сказнью Марии Стюарт в 1587 году, Шотландия потеряла свою независимость.
Ав 1603 году короны двух народов английского и шотландского были объединеныпутём законодательного союза двух королевств, который был окончательнопровозглашен только в 1707 году. Многие шотландцы поддер-живали восстания 1715и 1745 годов. И как уже упоминалось, с пораже-нием Принца Чарльза (по прозвищуБонни, что значит «красавчик») в 1746 году надежды Стюартов рухнули. После 1745года клановая система (Сlan system) пошатнулась.
Кланв Шотландии (C l a n) — это группа семей, носящих одну фамилию (например МакДональды — « сын Дональда», так как Mac по-шотландски значит «сын») и имеющихобщего предка.
Шотландский костюм и его связь с понятиемклановости.
До1745 года Шотландские кланы управлялись чифтейнами (chieftains). Следуетзаметить, что система кланов популярна до сих пор и сохранилась она больше какнациональная традиция шотландцев. Когда шотландец вспоминает о своей Родине, тоему приходят на ум печальные вересковые пустоши, развалины замков, поношеннаяпрадедовская юбка-килт и пиброх — заунывная мелодия волынки. В Шотландииклановая принадлежность определялась по костюму, особенно по мужской юбке-килт.Расцветка юбки должна быть конкретной — в соответствии с тартаном.
(Tartan)— шерстяной материей с образцом линий различной ширины и различных цветов,которые пересекают друг друга под определёнными углами. Имеется много различныхтартанов, каждый из которых связан с определённым шотландским кланом. Каждыйклан в Хайленде (Highlandsгористая, верхняя часть Шотландии) имеет определённыйсвязанный с ним цвет и определённый проверенный образец, который члены клананосят на килтах и пледах. И надеть чужие цвета является социальным нарушением(gaffe) и это также недопустимо, как кораблю поднять на мачте иностранный флаг.За этим строго наблюдает в Шотландии ответственное лицо, Главный Герольд,Хранитель гербов и старшинства кланов. В его сложные обязанности входит следитьза тем, чтобы никто не присвоил себе недозволенные титулы, чужие клетки, незавёл на волынке (bag-pipe) во время церемониального марша мелодию иного клана.Со всех концов света приходят к нему запросы относительно клановойпринадлежности и символики. Даже  американские, австралийские, новозеландские,канадские поколения шот-ландцев не потеряли интереса к исконным родовым обычаями традициям, вспоминают о своих корнях и чем дальше, тем больше приходят кмысли: «Где бы мы ни были, мы-шотландцы! »
Укаждого клана есть свой праздник, и в этот день все члены клана надева-ют свойкостюм, где бы они ни были.
Традиционно,кроме юбки — килта, в шотландский национальный костюм (Highland dress) входиттвидовая куртка (t w e e d jacket), простые длинные чулки, берет и кожаныйспорран (sporran), — кошелёк который висит на узком ремешке, охватывающембёдра. Этот вариант костюма носят днём. Для вечера имеется другой варианткостюма — юбка-килт надевается с меховым спорраном, чулками со своимопределённым тартаном, усложнённой курткой и отделанной рюшем рубашкой.Шотландский беретtam-o’-shanter — это шерстяная шляпа без полей с помпоном илипером на верху. Обычно тэмешэнте носят слегка сдвинув набок. Название своёберет получил от имени героя стихотворения Роберта Бернса с одноимённымназванием. Следует упомянуть и такую деталь костюма, как нож. Истинный горец(Highlander) за своим правым чулком должен носить нож, на рукоятке кото-роговыгравирован цветок чертополоха и вправлен топаз. Надо заметить, что если горецвсовывал нож с внутренней стороны ноги, то по шотландской традиции это означало— объявление войны. Мирные люди носят нож всегда с внешней стороны.
Традицииношения шотландцами своего костюма так прочны, что приме-ром может служитьвыдержка из статьи Л. Мартынова о том, как однажды канадский путешественник иписатель исследователь Арктики Фарли Моуэт в конце ноября посетил Москву.
«Делобыло в самом конце ноября, — пишет Л. Мартынов, — Моуэт явился в шотландскомкостюме: в короткой юбке, толстых клетчатых шерстяных чулках, подвёрнутых подколенями. Из-под пиджака на юбку спускался гро-мадный кошель с отделкой изтоленьего меха-спорран. Оказалось, что сегодня все его сородичи одеты точнотакже, и уже поэтому он сразу мо-жет узнать в толпе своего, отметить с нимпраздник или, в случае необходи-мости-прийти на помощь. И хотя шанс встретитьдругого Моуэта в москов-ской толпе был крайне незначителен, да к тому же погодане благоприят-ствовала хождению с голыми коленками-ледяной ветер гнал порошу, —никакого разговора о другом костюме и быть не могло.
—Традиция, — объяснил Фарли, и успокоил собравшихся: — В канадской тундре былотруднее, но в этот день я не могу иначе…»(Мартынов. Л. Вокруг света, 1979,№ 5,с.38).
Традицияклановых цветов появилась не так уж и давно. Англичане в своё время запретилишотландцам носить национальный костюм. Это было в 1746 году, когда в битве наплоскогорье Куллоден (Culloden) y Инвернесса (Inverness) шотландцы потерялишансы на независимость. Запрет действовал до 1782 года, а когда его отменили,то выяснилось, что старые узоры — забыты. Пришлось изобретать новые, записанныеза каждым кланом.
Касательнотакой основной детали шотландского национального костюма, как юбка-килт,следует заметить, что носили её раньше не все шотландцы, а только хайлендеры(highlanders) — горцы.
Какуже мы знаем, Highlands включает в себя самые высокие горы Британских Островов,самые дикие озёра и острова. По своему происхождению хайлендеры считают себякельтами. Они гордяться тем, что являются потомками скоттов, которые пришли вБританию из Ирландии в 6-ом веке и они называ-ют себя скоттами (a Scot, aScotsman, a Scotswoman), по-шотландски (a Scotch-man, a Scotchwoman). Несколькотысяч шотландцев, которые проживают у озёр в Западном Хайленде (WesternHighlands) и Гебридских островах, всё ещё говорят на Scottish Gaelik(шотландский гэлльский)древнем кельтском языке, который очень похож наирландский галльский и сроден валлийскому. Фермеры Хайлендера, или как их тутназывают крофтеры (crofters), ведут тяжелую и простую жизнь, занимаясьземледелием и скотоводством: выращи-вают овёс и картофель, разводят овец икоров, рыбачат. Килт для некоторых хайлендеров и до сих пор являетсяповседневной одеждой. Хайлендеры чувствуют превосходство по отношению клоулендерам (lowlanders)жителям равнины, большинство из которых являютсяпотомками датчан и англо-саксов.
Посвоему этническому составу лоулендеры разнообразнее, чем хайлен-деры. Досередины нашего века жители равнин — лоулендеры носили штаны и даже неклетчатые. Повторюсь, что каждая традиция в своей основе несёт практическийсмысл. Хайлендеры носили килт и гетры не просто потому, что им так хотелось, аочевидно потому, что им так так удобно передвигаться в гористой местности. мы всвязи с этим можно вспомнить кожаные штаны и гетры тирольцев, костюмгималайских горцевподоткнутый халат кончается над коленями, а икры защищенычем-то вроде гольфов. Очевидно, что так удобнее ходить по крутым горнымтропкам). У лоулендеров же не было необходимости передвигаться по горам ипоэтому, естественно, и соответ-ствующего для этого костюма Интересно описываетпроисхождение тради-ции носить юбку-килт лоулендерами журналист Л. Мартынов.
«В1953 году лорд Лаурдейл, глава клана Мэйтлендов, должен был возглавитьторжественную процессию государственного значения, неся шотландский флаг сАндреевским крестом, естественно, что и костюм его мог быть только шотландским.Но у низинного клана Мэйтлендов никаких собственных кле-ток не существовало.Выход из положения был найден: по счастью Мэйтлен-ды состоят в родственныхотношениях с горскими кланами Каббингэмов и Ганнов. Те одолжили свои цвета, ииз их соединения появился собственный тартан-клетчатая шерстяная материяМэйтлендов. Впоследствии лорд Лайон на основании долгих расчётов определилмэйтлендам тартан и занёс его в официальную книгу клановых расцветок. Потомсоздали тартаны и для остальных лоулендеров»(Мартынов Л. Вокруг света,1979,№ 5,с.39).
Всегосорок с лишним лет прошло с того дня, когда лоулендеры завели у себя горскийкостюм, но это уже стало традицией. Традиции возникают по-разному, новозникнув, имеют тенденцию не умирать. Исток шотландских  традиций — этостремление во что бы то ни стало отстоять свою самобытность. Тем более, чтоанглийские короли долго пытались эту самобытность искоре-нить, но шотландскийупорный и упрямый характер противодействовал «сас-сэнах»-такимпренебрежительным словом шотландцы называли англичан.
Суровостьи упрямство шотландского характера как нельзя, на мой взгляд, лучше и нагляднейвыражается в эмблеме национального флага Шотландии-чертополохе (thistle).
Интересналегенда о происхождении этой национальной эмблемы (Scottish Thistle).
Вдревние времена викинги (Norsemen) высадились на восточном побережье Шотландиис намерением захватить и ограбить страну. Скотты собрали все свои боевые силы изаняли расположение за рекой Тэй (River Tay)крупной рекой в Шотландии, в месте,где имелся удобный брод. Так как они прибыли к вечеру, то уставшие иизмождённые после долгого перехода, разбили лагерь и расположились на отдых,считая, что враг не станет наступать до следующего дня. Однако, викинги былирядом; не обнаружив охраны и часо-вых вокруг лагеря скоттов, викинги пересеклиТэй, с намерением внезапно захватить скоттов и зарезать их во сне. С этой цельюони разулись, чтобы как можно меньше производить шума при передвижении клагерю. Но вдруг один из викингов наступил на чертополох. От внезапной и остройболи он вскрикнул. Услышав крик, скотты подняли в лагере тревогу. Викингивынуждены были отступить, а чертополох, в знак признательности за своевременнуюи нежданную помощь, скотты выбрали в качестве своей национальной эмблемы.
Шотландцыбыли превосходными и смелыми лучниками. В качестве одной из военных почётныхтрадиций шотландцев — охрана королевы лучниками, в случае её приезда. Этатрадиция пошла с давних времён, когда шотландские короли имели право требоватьот всех кланов лучников для личной охраны. Сейчас гвардия лучников-четырестанемолодых землевладельцев, которые в случае приезда королевы в Шотландию должныоставив все дела, явиться для её охраны, вооруженные луками и стрелами. Причёмкомандиры подраз-делений также придирчиво проверяют упругость тетивы и остротунаконеч-ников, как это делали в ХII веке. И каждый из пожилых лучников способенпробить стрелой толстую доску — традиция требует от каждого из наслед-ственныхчленов гвардии неустанных тренировок с предписанным ему видом оружия. Всё это,конечно, занимает немало времени, но как считают в Шотландии, выполнение традиционныхи родовых обязанностей лучше всего спаивает клан. А принадлежность к спаянной,даже архаичной, организации помогает жить в нынешнем неустойчивом мире. Ведьчлен клана безошибочно рассчитывает на поддержку собратьев. В Глазго (Glasgow —крупнейшем Шот-ландском городе) с 1806 года, например, существует организацияклановой взаимопомощи, которая помогает своим с трудоустройством. Бывают дажемеждународные встречи кланов в Эдинбурге (Edinburgh) — столице Шотлан-дии. Навстречи кланов съезжаются люди, носящие одно и то же — шотландское имя.Делегаты таких встреч одеваются в национальные костюмы, речь о кото-рых шлавыше. На встречах кланов всегда присутствуют волынки, музыка которых услаждаетслух представителей кланов, происходят соревнования в метании бревна — кэбера(tossing the caber), в беге в гору, танцы, одним из которых является танец сподпрыгиваниями над скрещенными палашами-старый, добрый, истинно шотладскийтанец, едят хаггис (haggis)-копчёный овечий желудок, набитый кусками мяса соспециями. Это очень сытное, хотя  с непривычки не очень-то вкусное блюдо.Шотландцы едят хаггис с картофельным пюре или пюре из репы. Об этом и о другихтрадициях, прежде всего, связанных с сельским образом жизни шотландцев, будетсказано в следующей главе.
Древние обычаи шотландцев, имеющие в своихкорнях языческие обряды
Посколькушотландцы являются, в основном крестьянами, то и обычаи их с давних порявлялись, прежде всего, обычаями хлебопашцев и животново-дов. Вся их трудоваяжизнь самым тесным образом была связана с природой: солнем, дождём, другимиявлениями природы, урожайностью полей, плодо-родием скота, сменой времён года,сменой дня и ночи. Древние кельты делили год на холодный (от праздника Самхейн)и на тёплый (от праздника Белтан) периоды. Отсчёт холодного периода кельты велисо времени прихода скота с пастбищ, а начало тёплогоот выгона скота напастбище. Трудовой опыт убе-дил людей в том, что периоды сельскохозяйственныхработ следует согласо-вывать с движением Луны, Солнца.
Яркимпримером развития астрономических знаний и их использования народами Западаможет служить кромлех Стоунхендж (Stonehenge), расположенный в Англии междуБристолем и Солсбери, а также Шотландский Стоунхендж, о котором я ужеупоминала, расположенный недалеко от г. Сторновэя — столицы о. Гарриса и о.Льюиса (Гебридские острова). Эти сооружения представляли собой дваконцентрических круга. Английский Стоунхендж состоял из 38 пар вертикальностоявших камней, его конструк-ция включала также и третье сооружение из врытыхв землю тесаных камней, перекрытых каменными плитами. Шотландский Стоунхенджсостоял, как уже упоминалось, из 13 монолитов. В центре таких сооружений стоялодин огромный камень-монолит, а на северо-восток от него вне сооружения —другой.
Исследователиобратили внимание на то, что оси каждого из этих загадоч-ных сооружений,проведённые от центрального монолита к внешнему, направлены к той точкегоризонта, где в день летнего солнцестояния восходит солнце. Эти кромлехи,бесспорно, являются древнейшими в Европе астроно-мическим сооружениями длянаблюдений восхода и захода небесных светил — Солнца и Луны, что необходимо дляопределения времени. По преданиям, перед такими алтарями друиды (кельтскиежрецы) совершали торжественную службу 21 июня, начинавшуюся при первых лучахсолнца.
Впоследние годы в Англии приверженцами кельтской старины был организовансовременный орден друидов, члены которого пытаются рекон-струировать старыедруидские ритуалы и церемонии. По иницативе ордена стала вновь совершатьсяежегодная служба летнего солнцестояния в Стоун-хендже, и совершается она в томже самом месте и в тот же час, что и в древние времена.
Следуетзаметить, что у кельтов имелась прямая связь календаря с сельскохозяйственнымициклами, на что нам указывают их празднества. Большим праздником для древнихшотландцев (кельтов) был Самхейн — праздник, когда отмечали приход скота спастбищ и начало нового года.1 мая совершали обряд Белтан, во время которогоскот перед выгоном на пастбище проводили через дым от костров. К началу февраля,когда ягнятся овцы, относиться праздник Имболе, а 1 августа отмечали деньЛугнаса, совершая обряд для получения хорошего урожая, посвященный богу Лугу(Лугдуну); день Лугнаса в древних кельтских документах толковался как времяначала жатвы. Даты всех кельтских праздников указывают нам на высокий уровеньзнаний и разработанность календаря у этого народа.
Нельзяне отметить такой старый языческий праздник летнего солнцесто-яния (MidsummerDay) как 21 июня. После распространения христианства с 6 в н. э. церковьпыталась подчинить его своему влиянию и приурочила к этому времени праздник вчесть Иоанна Крестителя (24 июня), но уничтожить древнюю народную основупраздника ей не удалось, лишь сроки выполнения языческих обрядов переместилисьс 21 на 24 июня.
Укельтских народов Британии св. Иоанн остался в стороне от перенесён-ных на егодень народных обрядов и никакой функции в обрядности для летнего солнцестоянияне выполнял. Само время праздника Midsummer говорит о его прошлой связи скультом солнца. Потому и основные обряды и ритуалы дня св. Джона (St. John’sDay) сходен с таким же комплексом обрядов дня зимнего солнцестояния — 21декабря. У кельтов с обоими днями связано много поверий о якобы особенномогущественной в ночь на дни солнцесто-яний нечистой силе; центральное место впраздновании этих дней занимают раз-личные формы ритуальных огней; большую рольв обрядах, приуроченных к этим двум датам, играет зелень — зелёные ветки,цветы, даже деревья, в некоторых обрядах зимнего и летнего праздника имеютсямотивы брака, семейного благополучия.
Ещёво второй половине ХIХ в. сельские жители Шотландии были убежде-ны, что именнов ночь накануне дня св. Джона ведьмы собираются на свои шумные сборища: феиводят хороводы на лесных лужайках, вершинах холмов; многочи ленные духи бродятпо земле. По кельтским представлениям, эта ночь была второй по значению из трёхгодовых «ночей духов», когда большую власть приобретали разныесверхъестественные существа. Кельты считали, что в эту ночь души язычниковпосещают землю и веселяться до рассвета. Существовало в прошлом также поверье,что в ночь на 24 июня души всех людей во время сна покидают тело и бродят поземле. Верили, что если в полночь прийти к церковному крыльцу, то можно увидетьдуши тех, кто умрёт в приходе в текущем году. Как уже было сказано, большуюроль в празднике св. Джона играли ритуальные огни различного вида, особеннокостры. В недалёком прошлом в ночь накануне дня св. Иоанна костры горели вовсех областях Великобритании на городских и сельских площадях. Зажигали ибольшие общинные костры — вне населённых пунктов, обычно на возвышенностях,холмах. Так, в шотландских городах Абердине и Элгине  народ разжигал костры какна главных дорогах и городских площадях, так и почти перед каждым домом.
В1581 г. элгинский городской магистрат издал указ, запрещавший обычай, но это недало результатов; в 1599 г. несколько лиц предстало перед судом за то, что они«зажигали огни Белтана в канун для летнего солнцестояния». Огни и факелы в этуночь вызывали так часто пожа-ры, что почти во всех городах и деревняхназначалась особая охрана, которая должна была следить за кострами.
Длябольших костров, разжигаемых на вершинах холмов, топливо задолго до праздникасобирала местная молодёжь. Но каждая семья старалась раз-жечь и свой собственныйкостёр перед домом.
Обычаии обряды шотландцев, связанные с зажжением костров, многочисленны иразнообразны. Костры имели в народных обычаях двоякое значение:  по болеестарым представлениям, им приписывалась связь с солнцем, а со временем им сталопридаваться очистительное значение. Переплетение этих двух осмыслений огняможно встретить в кельтских обычаях часто. Счита-лось, что огни св. Иоанна (св.Джона), как и солнечные лучи, оказывают благо-творное влияние на рост растений,на благополучие людей и животных: если, например, отблеск или тень от кострападает на поля, то на этом участке хорошо будут расти хлеба. Золу от кострасыпали по полям, чтобы обеспечить урожай. Во многих местах Шотландии для того,чтобы сделать землю плодородной, в пашню и огородные грядки втыкали обгорелыепалки от костра. Связь с культом солнца имел и распространённый средишотландцев обычай катать с гор или крутых обрывов рек колёса, обвитые соломой изажженные. Иногда при этом гадали: если колесо горело всё время, пока катилось,то урожай будет хорошим.
Близкийк солнечному культу обряд бытовал на Оркнейских островах в конце ХVIII в. Навершине самого высо-кого холма в приходе разжигали большой костёр, и всеприсутствующие в полном молчании несколько раз обходили его кругом, по движениюсолнца, начиная обход с востока.
Вболее позднее время большинство обрядов, совершаемых вокруг костров дня летнегосолнцестояния, по-видимому, исходили уже из представления об огне как силе,уничтожающей всякое зло и обладающей очистительными и обеззараживающимисвойствами. С течением времени смысл ритуалов, связанных с культом солнца,забывался или переосмыслялся, но припи-сывание огню очистительных свойств ивытекающие из такого толкования магические действия продолжали бытовать, иногдавплоть до настоящего времени. Повсеместно существовало поверье, что если дымомот костра окурить посевы и поле, то урожай будет лучше сохранён. Скот обходилис зажженными от костра ветками — для защиты от нечистой силы.
Порассказам одного путешественника ХVIII в., кельтское население о-ва Мейкланд(Оркнейские острова) ещё за две недели до дня св. Иоанна начина-ло заготовлятьдлинные вязанки вереска. Когда в ночь на 24 июня зажигался костёр, каждый юношатакже зажигал одну из приготовленных им вязанок и бегал по полям и вокругпосёлка, размахивая ею в воздухе. Фермеры с горя — щим пучком вереска в рукахсовершали по ходу солнца обход своих полей и стад. После того, как костёрдогорал, молодые люди прыгали через угасающее пламя. По старым представлениямкельтов огонь ритуального костра предохранял человека и всё его богатство отвсякого зла, от колдовства и чар нечистой силы. В прошлом на кострахсовершались жертвоприноше-ния богам, а в глубокой древности жертвами часто былии люди. О том, что древние кельты на своих больших праздниках сжигали людей,есть сообщения Юлия Цезаря и других античных авторов. Из прутьев ивы и травысплетали большую корзи-ну, в неё сажали раба или животное и затем всё этоподжигали. Следы древних жертвоприношений проявляются в обычае шотландцевбросать в огонь костра кость какого-нибудь животного. Рыбаки Шетландскихостровов также обязательно клали в свои костры кости рыб, домашних животных,пучки шерсти, и т. д.
Впраздник летнего солнцестояния у шотландцев имела место общинная трапеза: в ХIXв. у них повсеместно существовал обычай в вечер накануне дня св. Иоаннавыставлять на улицу перед каждым домом столы, на которые ставили сыр, масло,творог, лепешки и бутылки с вискидля угощения соседей и прохожих. Как и в деньзимнего солнцестояния, большую роль во всех обрядах, приуроченных к 21-24 июня,играла всевозможная зелень. Кельты украша-ли к празднику дома, церкви цветами,зелёными ветками. В зимний цикл празд-ников магическую силу приписывали веткамвечной зелени как символу бес-смертной, живительной силы природы; в разгар желета вечно-зелёные деревья не имели такого значения: в июне почти все растениябыли в пышном цвету, поэтому всем им приписывались какие-то магическиесвойства.
Именнов ночь накануне дня св. Иоанна старались собрать на зиму различ-ные травы длямедицинских целей, так как считали, что целебные свойства та-ких трав в этовремя намного эффективнее. Особенно много собирали цветов зверобоя. Издавнакорни, сок, цветы этого растения применяли в народной ме-дицине для лечения рани как успокаивающее средство, но цветок, кроме того, по поверьям, обладал изначительной магической силой. Зверобой был настолько тесно связан с днём св.Иоанна, что в английском языке он известен под названием «растение св. Иоанна» (St. John’s wort). Его пучки подвеши-вали над окнами идверьми домов — как защиту от нечистой силы, цветы его с этой же цельюприкалывали к одежде.
Попредставлениям кельтов, таинственное магическое значение в этот период полногорасцвета всей природы имел и папоротник (fern): в полночь он будто бы расцветална короткое мгновение. Смельчаки отправлялись в полночь в лес, чтобы увидетьцветок папоротника и собрать его семена. Такие походы считались очень опасными,так как это растение зорко охраняли феи и разная нечистая сила. Тот, кому всёже удавалось заполучить семена, мог якобы стать невидимым и наблюдать танцы иигры фей в эту волшебную ночь. Шотландцы к тому же считали семена папоротникасамыми действенными против нечистой силы. От нечистой же силы помогали собранныев эту ночь ягоды бузины и прибитые над дверьми и над воротами веточки берёзы.
Берёзаиграла существенную роль в обрядах дня летнего солнцестояния у всех кельтскихнародов.
Вобычаи дня летнего солнцестояния много вплетено семейно — брачных мотивов. Вночь на 24 июня много гадали. Гадали и девушки и парни, часто используя дляэтой цели различные цветы и растения (чаще всего зверобой), иногда икакие-нибудь предметы. В Шотландии в эту ночь возлюбленные давали друг другуклятву верности, нарушение которой считалось преступлением. Клятву такуюпроизносили либо возле камнямегалита, либо возле почитаемого источника искрепляли её рукопожатием.
Большинствотаких обычаев дня летнего солнцестояния уже утрачено, но и в наши дни во многихместах Британских островов июнь считается наиболее подходящим месяцем длязаключения браков.
Описанныемною выше обычаи в связи с праздником св. Иоанна, или как его в Шотландииназывают св. Джона, наиболее характерны были для областей, где преобладалоземледельческое хозяйство, то есть больше всего на территории Lowlands. В техже областях, где преобладало скотоводство (особенно овцеводство), день летнегосолнцестояния имел в народном календаре мень-шее значение и с ним было связаноменьше старых обычаев.
ВШотландии у овцеводов Highlands в июне справлялся обычно свой праздник, которымотмечалось окончание мытья, стрижки и клеймения овец. Этот праздникприурочивался ко дню св. Колумба (16 июня). Поэтому у большинства шотландскихгорцев св. Колумб считался покровителем и охранителем скота. В его день хозяйкиприготовляли особый пирог из ячменной или овсяной муки и делили его между темидетьми, которые должны были летом  растить и выхаживать ягнят. В этот же деньустраивалась и коллективная трапеза.
Нанекоторых Шетлендских островах бытует обычай в день святого Ко-лумба всёутреннее молоко от коров доставлять управляющему манора, чтобы он поровнураспределил его между людьми острова — «по обычаю древних времён». Днём длятех, кто ухаживал за овцами, стриг и клеймил их, приготовляли праздничный обед.Раздавали также угощение (обычно сырное печенье) молодёжи. Вечером надеревенской площади устраивались игры и танцы. Highland dancing исполялилсьшотландцами-горцами в своих живо-писных национальных костюмах по музыкуволынок.
Сособой радостью шотландцы встречали праздник начала уборки урожая, которыйприходился на 1 августа. Как я уже упоминала, год у древних кельтов делился надве половины, и каждое полугодие начиналось большим праздни-ком (Самхейн-1ноября и Белтан-1 мая). Меньшие праздники открывали и четверти года — 1 февраляи 1 августа, так что 1 августа по кельтскому кален-дарю, приспособленному кнуждам скотоводов, был днём начала нового сезона.
День1 августа имеет много названий, но наиболее распространённое среди них Л у г на с а (Lughnasa), которое переводится как»сборище Луга» или «свадьба Луга».Лугодин из богов кельтского пантеона, покровитель земле-делия и многих ремёсел.Кельты называли его «длиннорукий» и «многоискус-ный». Сохранилась древняялегенда о происхождении этого праздника: его будто бы установил Луг в честьсвоей приёмной матери богини Таилтине после её смерти. Образ этой богинисвязывают с землёй, плодородием, ведь её имя Tailtin от слова talam — земля.
ПраздникЛугнаса был не только скотоводческим, но и земледельческим: он отмечал перехододного сезона в другой. В древних кельтских источниках  при перечислении всехпраздников день Лугнаса толковался как « время начала жатвы », период, когда «земля страдает под тяжестью своих плодов».
Подобнотому, как христианская церковь приурочила праздник Иоанна Крестителя ко днюлетнего солнцестояния, но название St. John’s Day не повлияло на языческуюоснову этого праздника, так и 1 августа, несмотря на  то, что это был деньпамяти Петра и Маккавея не был подчинён церковному влиянию. И его языческиеритуалы оставались неизменными на протяжении многих веков. Главные чертыпраздника были следующие: торжественное начало жатвы или другого вида уборочныхработ, обрядовое вкушение плодов первого урожая, в котором должны были приниматьучастие все члены общины; собрание и пиршество на вершине высокой горы;жертвоприношения первых плодов урожая какому-то божеству на вершине горы.
1августа вся семья выходила в поле в праздничных нарядах, и глава семьи ссоответствующими церемониями срезал первые колосья хлеба.
НаГебридских островах жнец поднимал первый сноп над собой итрижды обводил имвокруг своей головы, а все стоявшие около него члены семьи пели в это времяспециальную песню, в которой просили бога благословить новый урожай и предохранитьего от всякого зла. Зерно первого снопа быстро обмо-лачиали, перемалывали вмуку на ручной мельнице, из муки на овечьей шкуре замешивали тесто и пеклилепешки для каждого члена семьи.
Смыслобычая поедать первые плоды, состоял в том, чтобы заручиться благосклонностьюдуха или божества растительности, чтобы получить  возможность без всякого вредадля себя есть плоды нового урожая. Первому вкушению хлеба из нового урожаяпридавалось большое значение: участие в такой трапезе должна была принимать всясемья, и этот ритуал, по поверью, предотвращал голод, недостаток в пище втечение всего года.
Важноезначение имел день 1 августа для скотоводов. В Хайленде женщи-ны обычнораздавали всем, кто был на летних пастбищах, небольшие сыры из творога — на счастье.Такие сыры и масло специально приготовлялись для празднования этого дня.Накануне 1 августа совершались магические дей-ствия над скотом, чтобы уберечьего от всяких напастей. особенно заботились о коровах: мазали смолой хвосты иуши, привязывали к хвостам красные и синие нитки, произносили магическиезаклинания над выменем. По очень старому обычаю в этот день старались искупатьскот в море или реке.
Самаяхарактерная черта праздника 1 августа у шотландцев — сборища на вершинах горвсей или даже нескольких сельских общин. Высоко в горах приносились жертвы, азатем устраивались игры, различные состязания, танцы. В качестве подношениякакому-то божеству с торжественными церемониями зарывали в землю десятую частьсобранного в этот день зерна и часть приготовленного для общей трапезы кушания.Собранные колосья зарывались не возле земельных участков с созревшим урожаем, ана вершине горы,  на которую иногда приходилось взбираться несколько часов.Возможно этот обычай древних кельтов был связан с легендой о том, что приёмнаямать Луга, богиня Таилтине, была погребена на высоком холме и Луг повелелустраивать на вершине его ежегодный праздник.
Служителицеркви старались искоренить обычай собираться на вершинах гор; преследованиелиц, исполнявших этот обычай, особенно усилилось после Реформации в Шотландии.Но шотландцы упорно продолжали соблюдать свои старые обычаи. Когда же за ихисполнение церковь стала угрожать суровой карой, люди начали подниматься в горытайно, выходя на их склоны якобы для сбора черники (whortle-berry), ягодыкоторой как раз поспевали с этому дню. Так возник новый обычай — обязательныйсбор черники в день Лугнаса, её ягоды стали рассматриваться как символплодородия. Как и плоды первого урожая, в этот день каждый должен был съестьнесколько черничных ягод. Больным и старикам их приносили домой. По черникепредстказывали буду-щий урожай; по поверьям, приготовленные из неё вино, тортукрепляли любовь.
Вдень первого августа, как и в другие праздники, в Шотландии было в обычаезажигать на холмах костры и танцевать вокруг них. Многие кельтские обычаи,соблюдавшиеся ещё в ХIX в. являются пережитками некогда существовавшихсвободных отношений между полами во время описываемого праздника.
НаОркнейских островах существовал обычай, согласно которому молодые парни идевушки из простонародья образовывали пары на время, пока дли-лась ярмарка, и втечение этого времени назывались братьями и сёстрами Lammas (урожая). Этотобычай продолжал бытовать и позднее. В 1900 г. один местный краевед сообщал о нёмс Оркнейских островов:» Титул брат и сестра Лэммеса не совсем ещё вышел изупотребления, точно так же как и обычай соглашения двух молодых людей бытьвозлюбленными во время всей ярмарки Лэммеса».
Подобныеобычаи выполнялись с целью магической помощи плодородию земли, истощённойсозревшим урожаем. Среди шотландцев был также распространён интересный обычайзаключения временных, испытательных  браков. Так, на открываемой в деньпраздника сбора урожая ярмарке на рыночной площади заключались временные бракипутём простого «скреп-ления рук» (hand fasting). Такой брак продолжался 1 год и1 день. Парни выстраивались в ряд на одной стороне насыпи, девушкина другой, иих отцы и матери, собравшись посредине, договаривались о союзах между ними, ибрак скреплялся пожатием рук молодых людей. Если же по истечении указанногосрока молодые люди решали расторгнуть свой брак, то они вновь приходили на этуже площадь, становились спиной друг к другу (парень лицом к северу, девушка кюгу) и расходились в разные стороны уже разведёнными, свобод-ными вступать вновые союзы.
Впограничной области между Шотландией и Англией (Border) на подоб-ных ярмаркахнастолько часто заключались временные браки, что из окрест-ных монастырей сюдастали специально направлять монахов, чтобы они да-вали церковное благословениетаким союзам. Иногда и зажиточные шот-ландцы следовали этому обычаю, чтобы бытьуверенными в прочности и счастье предстоящего союза.
Послетого как церкви не удалось искоренить древние обычаи кельтов в день праздниканачала жатвы, она попыталась придать им религиозный характер, набросив свойцерковный покров на старые народные обряды: перенесение праздников навоскресенье, благословение временных браков, освящение первых плодов и т. д.
Современем сборища на холмах стали переплетаться с христианскими обрядами, авосхождение на горы сочеталось с паломничеством к святым местам. Обычно внаиболее популярных местах сборищ строились часов-ни, открывались мощи святых,святые источники. Однако неоднократные попытки перенести место празднования свершины гор к их подножию успеха не имели.
Следуетупомянуть также о таком обычае на юге Шотландии, как борьба двух сторон. Обычносражающимися партиями были пастухи двух приходов. За несколько дней допраздника на двух холмах, расположенных на расстоя-нии примерно 2-3 км друг отдруга, строили башню из земли и дёрна (высотой 4-3 метра, диаметром 3 м). День1 августа пастухи проводили в обороне своей башни и атаках-вылазках насоседнюю. Все сражающиеся были вооружены дубинками и между ними разгоралисьнастоящие битвы, очень шумные и грубые. Цель битвы заключалась в том, чтобыснять с верха башни флаг противника и поставить на его место свой. Послеокончания игры парни по-жимали друг другу руки, целовались и мир полностьювосстанавливался.
Позднееэти летние обычаи воплотились в Highland Gatherings (Highland Games) —традиционных ежегодных фестивалях шотландских игр и музыки  (Scottish Sportsand Music), проводимых в центре Хайленда. Самыми извест-ными HighlandGatherings являются те, что проводятся в г. Брейма (Braemar) и традиционнопосещаются членами королевской семьи.
Августи сентябрь являлись основными месяцами уборки зерновых на Британских островах.Тяжёлая, многочасовая работа почти не оставляла вре-мени для отдыха. Всёблагополучие семьи во многом зависело от того, насколько быстро удавалосьсобрать и заложить в хранилище хлеб до наступ-ления дождливых осенних дней.Поэтому в эти месяцы особенно следили за приметами, предсказывающими погоду вовремя жатвы. Так, считальсь, что сухой и тёплый август не принесёт вредаурожаю.
Угэлов Шотландии, жителей Хайленда и прилегающих к Шотландии островов, большимгодовым праздником был день св. Михаила — 29 сентября.
Многиеприуроченные к этому дню обычаи и обряды очень похожи на те, что происходят напраздник Лугнаса, хотя их и разделяют почти 2 месяца. Разница во времени былавызвана тем, что переселившиеся в Шотландию гэлы из Ирландии привезли с собойсвои праздники и обычаи, которые здесь получи-ли новое осмысление и новоеприурочивание. В Шотландии начало осени счи-тали с михайлова дня (29 сентября).Среди шотландцев была распространена поговорка -»Лето есть до дня св. Михаила».
Св.Михаил был одним из наиболее популярных святых как у ирландцев, так и ушотландцев, даже у тех из них, которые принадлежали к протестан-ской церкви.Шотландцы называли его Michael nam Buuder-Михаил Победо-носец, победительвласти темноты. Его наделяли самыми различными функциями-он был патроном моря иморяков, лодок и лодочников, лошадей и всадников. На иконах Михаила обычноизображали всадника, сидящего на белом коне, с трезубым копьём в правой руке итреугольным щитом в левой — изображение, во многом сходное с изображениемпопулярного в европейских странах св. Георгия. Скорее всего, образ св. Михаила,прежде всего покровителя скота, вытеснил почитаемого когда-то здесь одного изязыческих богов. И, хотя день св. Михаила считается христианским праздником,многие из связанных с ним обрядов — явно языческие по своему происхождению ихарактеру. Смысл всех связанных с 29 сентября обрядов и церемоний тот же, что ив предыдущем празднике: отметить сбор и первую пробу плодов нового урожая.Красной нитью через все присоединённые к празднику обряды и обычаи проходятмотивы обеспечения плодородия земли, приплода скота и потомства людям. На этонаправлены обряды, совершаемые при подготовке к празднику.
Так,за несколько дней до 29 сентября женщины и девушки отправлялись в поля длясбора моркови, которая играла существенную роль в ритуалах этого дня. Морковьили выдергивали руками, или выкапывали лопатой, сделанной в формеравностороннего треугольника, или небольшой трезубой мотыгой (несомненныеаналогии с постоянными атрибутами св. Михаила-треугольным щитом и трезубцем). Отом, что этот обычай связан с магией плодородия и даже, возможно, являлсяпережитком фаллического культа, свидетельствуют заклинания, сопровождавшие сборморкови. В них женщины просили для себя хорошего потомства: «Потомства, самоголучшего потомства, потомства моему чреву»(«Progeny, preeminent over everyprogeny, progeny on my womb»). Дома женщины мыли собранную морковь и связывалиеё в небольшие пучки красной шерстяной нитью в три оборота.
Большоевнимание уделяли женщины приготовлению обрядовых блюд к празднику. Обычнорезали ягнёнка — обязательно мужского пола, с белой шкуркой без единого пятнаили повреж-дения. Ещё более важное значение придавали выпечке особого видахлебов и лепёшек, так называемых с т р у а н св. Михаила (struan Micheil). В обрядах, связанных с их приготовлением,видно, какое большое сакраментальное значение придавали шотландцы хлебу,особенно испечённому из первых зёрен урожая. Для его приготовления брали смесьвсех хлебных злаков, выращенных на ферме в течение года. Муку должны былисмолоть только на ручной мельнице, а месить тесто на шкуре ягнёнка. В качестветоплива в очаг клали только священные породы деревьев: дуб, рябину и пр. Сверхувыпеченный хлеб покрывали смесью из взбитых сливок, яиц и масла. Шотландцы впрошлом делали три вида хлебов: общинный струан (struan commchaidh) — его съедализа коллективной трапезой, на кото-рую собиралась вся община. Выпекали такжесемейный струан (struan treo) и небольшие хлебцы — струаны для каждого членасемьи. Их называли малень-кий струан (struan beag) или по имени тех, для когоони были предназначены. Такие небольшие хлебцы были одинаковы по размерам, норазнообразны по форме: треугольные, пяти, семиугольные или круглые. Большие жехлеба дела-ли всегда в форме четверти круга. При изготовлении струановсоблюдалось много предосторожностей, так как считалось, что если, например, онразло-мится, то человек, для которого его делали, заболеет; если хоть один изних упадёт на пол, это предвещает беду для всей семьи. Сухую муку, оставшуюсяпосле приготовления хлеба, собирали в мешочек и в день св. Михаила распы-лялинад скотом, чтобы обеспечить его плодовитость и защитить от злых сил. На раннеймессе в церкви в день св. Михаила пастор благословлял все эти хлебы, и повозвращении домой семья садилась за праздничный стол и съедала по кусочкуягнёнка и свои личные лепёшки, а также по куску семейного струа-на, которыйглава семьи разрезал так, чтобы каждый кусок по форме был таким же, как и весьхлеб.
Внаши дни на островах в Хайленде подобные хлебцы пекут, следуя традиции, но ихзначение и связанные с ними ритуалы почти забыты.
Многиеиз обрядов, совершавшихся накануне или в день праздника, были направлены напредохранение лошадей от болезни и прочих бед. Так, жители Оркнейских иШетландских островов в канун этого дня приводили своих лошадей к древнемумегалиту или пирамиде из камней, поставленной а память происшедшего на данномместе несчастного случая, и обходили с ними несколько раз вокруг этих камней походу солнца.
Лошадивообще были в центре многих ритуалов этого дня. По традиции в день св. Михаиласовершалось паломничество к святым местам, обязательно верхом на лошадях, а вночь перед праздником каждый имел право для этой цели украсть любую лошадь.Народная шотландская поговорка сохранила память об этом странномобычае:»Воровство лошади на праздник св. Михаила никогда не порицается».
Ихозяева и воры бодрствовали всю ночь, стараясь перехитрить друг друга. Однако,если кому — нибудь и удавалось увести со двора лошадь, по окончании праздникаон обязан был возвратить её хозяину в целости и сохран-ности.
Паломничествок « святым местам », связанным с памятью о св. Михаиле, — основное событиепраздничного дня. К определённому месту-часовне, например, — собирались люди изнескольких селений. Чаще ехали на лошадяхмуж и жена на одной лошади, дети илишли пешком или тоже парами на лошадях (причём обязательно мальчик с девочкой).На месте паломничества после краткой молитвы начинался круговой объезд «святогоместа» (circuiting) с востока на запад. Впереди всех ехал священник на беломконе, за ним попарно все остальные, распевая псалм о св. Михаиле. В заключениекаждая девушка дарила парню, ехавшему с ней, пучок моркови с пожелани-ями«потомства и благополучия», и он отвечал на это такими же пожелани-ями. Послеэтого, все спешили на традиционные скачки, называемые о д е (oda), которыеотличались большим своеобразием. Всадники должны были скакать без головныхуборов, сапог, на них были надеты только белые рубашки и короткие клетчатыештаны: нельзя было употреблять ни сёдел, ни уздечек, ни шпор. На  Гебридских иОркнейских островах подобные конные состязания были в обычае ещё в ХIX в.
Вечеромв самом большом сарае или доме селения устраивался коллектив-ный ужин и танцы.На его организацию каждый мужчина вносил определён-ную сумму денег илипродукты. Женщины же приносили в полотняных мешочках морковь, и во время танцевюноши и девушки грызли её. Танцующие обменивались также подарками.
Большоезначение придавали шотландцы и времени окончания сельско-хозяйственных работ,окончания жатвы. Популярен обычай срезания послед-них колосьев и связыванияпоследнего снопа.
Укельтов (в основном жителей Хайленда и островов) бытовали обычаи, в основекоторых лежал страх перед божеством и духом растительности: ему  якобы наносиликакой-то урон во время жатвы или даже умерщвляли его, и поэтому боялись егомести и гнева и всячески старались от него отделаться.
Согласнонародным верованиям, срезание последних колосьев было неже-лательным делом дляжнецов, и они старались всячески этого избежать.
Хайлендерскиежнецы и островитяне боялись нанести какой-то ущерб скрывавшемуся в последнихколосьях духу растительности и этим вызвать его нерасположение. Так, наГебридских островах во время жатвы жнецы стара-лись работать так, чтобы неостаться в хвосте. Когда работали вместе, то часто были случаи, что последнийряд оставался несрезанным, так как никто не хо-тел за него браться. Каждаяженщина боялась заполучить»обжору» (cailleach) в виде воображаемой старухи,которую пришлось бы кормить до будущей жатвы. Страх, внушаемый этой старухойвызывал много суеты и забавных недоразумений. Поэтому, последние колосьясвязывали и жнецы должны были по очереди пытаться их срезать с завязаннымиглазами. Шотландцы устраивали соревнование: последний пучок колосьев связывалисверху и жнецы по очереди бросали в него свои серпы. Иногда же за срезаниепослед-них колосьев жнецу выплачивали определённую сумму денег.
Внекоторых обрядах в Шотландии имеются мотивы оплакивания духа растительности.Одним из них являлся « Крик шеи » (« The cry of neck »). Сноп, сплетённый из последнихколосьев, называли «горлом» или «шеей», представляя себе этот сноп как шею духахлеба, обезглавленного во время жатвы. По окончании жатвы все участники еестановились в круг, посредине  которого стоял человек с «шеей» в руках. Онприседал на корточки и, держа сноп у самой земли, начинал протяжно и жалобновыкрикивать: » Шея, шея, шея!» Его крик повторяли все. Так повторялось трижды.В некоторых областях Шотландии этот обычай носил название « крик жеребёнка »или « крик кобылы ». Был также несколько изменённый обычай, когда жнец,которому удавалось срезать последние колосья, подбирал их, поднимал высоко ввоздух и трижды громко кричал: » Она у меня! » Другие жнецы также три раза егоспрашивали: » Что у тебя? » — » Шея! Шея! Шея! » (или в других вариантах»кобыла»). » Чья шея? »спрашивали его. В ответ он называл имя владельцаполя.»Куда ты пошлёшь её?»-»Такому-то»(он называл имя одного из соседей, ещё неокончивших жатву). Крестьяне, таким образом, старались отделаться от духахлеба, передав его другому фермеру. Шотландцы называли последний сноп «старойженщиной»,»старухой»(cailleach, carline). Часто встречались также олицетворенияпоследнего снопа в образе какогонибудь животного«зайца», »кобылы»,»хромойкозы»,»собаки». По существо-вавшим поверьям последнее обиталище духарастительности — сноп мог принести несчастье в дом и поэтому от него старалисьотделаться, подбросить его фермеру, кото-рый ещё не закончил жатвы.
НаШетландских и Оркнейских островах снопу придавали сходство со старой женщиной —надевали на него женское платье, чепец и потихоньку подбрасывали на соседнийучасток. Или же парень садился на лошадь и на полном скаку бросал сноп под ногижнецов. Это вызывало ярость, его пресле-довали и, если догоняли, жестоконаказывали. На Гебридских островах фермер вместо того, чтобы посылать сноп сосвоего поля, тайно делал на участке  соседа из стоявших ещё колосьевпричудливую копну, которую здесь называли «хромая коза».
НаОркнейских и Шетландских островах изготовляли часто специальную соломенную собаку(Strae bikko), художественно сплетённую из соломы в натуральную величину, споднятыми ушами и загнутым хвостом. Её привя-зывали к повозке «Driltie» (такназывали фермера, последним закончившего жатву), на которой он вёз последниеснопы. Все плохие свойства последних колосьев, по поверьям, переходили кокончательному их владельцу. Поэтому ему часто давали то же название, что иснопу, обращались с ним безжалостно. На Северо-Востоке Шотландии жители по путиследования такого фермера обливали его грязной водой, бросали в него тухлыеяйца. Когда же он входил в сарай, соседи схватывали его, завёртывали впарусину, надевали на него старое женское платье (олицетворение снопа-старухи)и сажали на мусорное ведро.
Ужителей же Лоуленда были распространены обычаи, связанные с жат-вой, в основекоторых, наоборот, была вера в живительную, благотворную силу, заключавшуюся впоследнем снопе и в последних несжатых колосьях. Эта сила якобы приносилаблагополучие семье и имела особенно плодот-ворное влияние на урожай будущегогода. Срезание последних колосьев считалось почётной обязанностью, оноприносило счастьена последнего жнеца или жницу переходила, по народнымпредставлениям, благотворная, плодотворящая сила духа растительности. Поэтомуво многих местах Шот-ландии между крестьянами происходила борьба за возможностьсрезать последние колосья. Прибегали жнецы к разным хитростям, например, горстьколосьев покрывали землёй, чтобы спрятать их до момента, когда вся полоса будетсжата. Но чаще поручали эту работу самой молодой и красивой девушкежнице.Верили, что она должна после этого в течение года выйти замуж. Или ещё, впоследний день жатвы все жнецы выходили на поле и начинали жать оставшуюсяполосу со всех сторон кругом, в центре оставляя горстку  несрезанных колосьев,которая стояла в поле в течение лунного месяца, для того, как объясняли местныежители, чтобы дух зерна мог иметь время поки-нуть копны зерна и перейти внесрезанные колосья. По истечении месяца жнецы выходили в поле и, взявшись заруки, семь раз обходили по кругу эти колосья, кланялись им. Затем самыйискусный из жнецов срезал колосья, из них связывали «зерновую куклу»(corn’sdolly), завёртывали её в тонкое полотно, украшали цветами и лентами и несли кдому фермера, распевая жатвенные песни. Иногда последний сноп делали в формеженсой фигуры, надевали на него нарядное белое платье. Такой сноп называли«девушкой» (maiden), «невестой» (bride),»девой жатвы»(harvest maiden). Затемукрашенный таким образом последний сноп жнецы приносили в дом хозяина. Подороге жители селения старались облить водой и сноп и всех участников шествия.Этот обряд совершался ими для того, чтобы вызвать дождь для будущего урожая. Вдверях  дома «девушку» передавали жене фермера, она приглашала всех в дом иугощала.
Сконца XIX в. в Шотландии развился обычай делать из колосьев послед-него снопа«урожайные банты» (harvest knot). Молодые жнецы плетут витые шнурочки из пучковколосьев, делают из них банты и носят их в петлицах и на шапках; такие же бантыони дарят своим девушкам.
Жатвенныйпериод заканчивался повсюду «урожайным ужином» (« harvest home »). В нёмпринимали участие все, кто помогал хозяину в уборке.
Какнам известно, в Шотландии большое значение в питании сельских жителей имелячмень (barley). До середины XIX в. перед общим праздником урожая устраивалсянебольшой вечер окончания жатвы ячменя. В последний день жатвы все работники внарядных костюмах собирались на кухне фермера, хозяин угощал их ячменнымхлебом, маслом и сыром. В центре стола в особом украшенном бочонке (barrel) стояловиски (для его изготовления использовали ячмень), и весь праздник носилназвание «ячменный бочонок»(Bore Barrel).
Ниодин такой вечер не кончается без исполнения известной баллады Р. Бернса «ДжонЯчменное Зерно» («John Barleycorn»).
Надосказать, что Роберт Бернс является неотъемлемой частью шотланд-ской культуры.Шотландцы очень гордяться своим знаменитым оотечественником и чтут его память.Ежегодно 25 января (в день его рождения) прово-дится праздник под названиемBurns Night (Вечер Бернса). Празник этот про-водиться не только в Шотландии, нои во многих областях Британии. Празднование обычно проводиться в форме ужина(так называемого Burns Supper), на котором подаются традиционные шотландскиеблюда и во время которого играют шотландские волынщики (Scottish pipers),одетые в нацио-нальные костюмы, читаются стихи Роберта Бернса. Особенно средишотланд-цев популярно стихотворение Бернса «В горах моё сердце»(My Heart’s inthe Highlands), которое полно любви к Шотландии-родине поэта.
Ещёотносительно сельских обычаев шотландцев следует добавить, что большойпопулярностью пользовался также праздик урожая, отмечавшийся в октябре.Почётное место на таком празднике занимал последний сноп, который ставили вцентр стола или подвешивали к основной балке потолка. Королевой и королёмпраздника назывались девушка, срезавшая этот сноп, и её  парень. К ужинуобязательно подавался годовалый ягнёнок, зажаренный целиком. На столеобязательным был также большой каравай чёрного хлеба домашнего печенья. ВШотландии было и специальное традиционное кушанье, изготовленное из плодовнового урожая, — «all Crowdil»мука, смешанная с элем, виски. мёдом, патокой.Первый тост провозглашался в честь «девушки», которая помогала в жатве. Послеужина устраивались танцы. игры, в которых иногда принимали участие и ряженые(guisers). Вечер обычно заканчивался пожеланиями и тостами за здоровье хозяина.
III
Говоряо Шотландии и её островах, нельзя не упомянуть такой знаменитый традиционношотландский праздник как Up Helly aa (Апхелио), который и в настоящее времяотмечается в Лервикке (Lerwick) — главном городе Шетландских островов.
Вконце января устраивается большая факельная процессия и 30-футовая моделькорабля викингов (Viking Galley) проноситься через весь город для того, чтобыпотом быть сожженной. Затем после этого грандиозного шоутанцы и веселье длятьсядалеко за полночь.
Кзимним праздникам также относиться Рождество (Christmas), так как являясьхристианами, а христианство в Шотландии начало распространяться  с 6 в н. э.,шотландцы празднуют этот день (25 декабря), как и все народы Европы. Носуществует у шотландцев и давний обычай, отмечающийся ими ныне в канунРождества. Обычай этот носит название Yule Log (рождествен-ское бревно). Обычайсвязан с праздником Yule, древним скандинавским праздником сжигания Yule Log.Стал он популярен в Шотландии потому, что часть Шотландских островов долгонаходилась под властью викингов и их культурным влиянием. Древние шотландцыотмечали Yule именно в то вре-мя года и в те дни, в которые сейчас отмечаетсяРождество. На Yule сжига-ют огромное бревно, для того, чтобы солнце светилоярче. Тут мы снова наблю-даем прямую связь обычая с языческим солярным культом.
ВНовый Год в Шотландии (или как его здесь называют Hogmanay) также открыты дверивсех домов: каждый может зайти в гости в любую семью. Гостю полагается принестис собой лишь кусочек угля и бросить его в семей-ный камин с пожеланием, чтобыогонь в этом доме горел ещё долго — долго. Здесь снова прослеживается языческаяоснова шотландского обычая — огонь как символ благополучия и жизни.
Вфеврале, особенно у молодёжи, популярен праздник День Святого Валентина (St.Valentine’s Day). Этот праздник не имеет глубокой религиозной основы, он связанс трогательной и печальной историей двух влюблённых. Легенда гласит, что в 3 в.н. э. римский император Клавдий II издал указ, запрещающий людям жениться. Онсчитал, что брак удерживает мужчин дома, а их предназначение быть хорошимисолдатами и отважно сражаться за Рим. Молодой христианский священник Валентинне внял указу и тайно венчал юных влюблённых. Обнаружив эти«антигосударственные « женитьбы, импе-ратор повелел заключить нарушителя втюрьму и потом казнить. В тюрьме Валентин, лишенный священных книг,разнообразил свой вынужденный досуг тем, что писал записки дочери тюремщика.Видимо, и записки были хороши, и дочка. Молодые люди полюбили друг друга. Передказнью 14 февраля 270 года он послал девушке прощальную записку с краткойфразой «от Валентина», которая в последствии стала означать вечную привязанностьи верность. А дата смерти священника, обручавшего влюблённых, несмотря насуровые препятствия, и не увидевшего собственного счастья, навеки осталась впамяти людей.
ВАнглии и Шотландии день Святого Валентина — день влюблённых — сталсопровождаться тайным вручением подарков и открыток со « значением ».
Вечером13 февраля богатые и бедные воздыхатели клали свои дары на ступеньки заветнойдвери, звонили и убегали. Поздравительная открытка, как таковая, вообщепоявилась впервые в связи с днём Валентина. Говорят, первым её отправил Чарльз,Герцог Орлеанский. Постепенно обычай дарения распро-странился и на супругов,которые выражают друг другу таким способом свою верность и любовь. А подаркистали всё чаще заменяться букетами.
Цветовойэмблемой Дня Святого Валентина считается красная роза. Полагают, что началоэтой традиции положил Людовик XМШ, подаривший в этот день Марии-Антуанеттекрасные розы. Ведь согласно античной легенде, они появились благодаря Афродите,богине любви и красоты. Спеша к Адонису,  своему возлюбленному, она наступилана куст белых роз, уколола ногу о шипы и её божественная кровь окрасила их валый цвет.
Говоряо цветах, нельзя не вспомнить и такой обычай в Шотландии, как «Сражение Цветов»(Battle of the flowers). Это празднество проводиться в Сант Хеллере (St.Heller) и называется Augusta Carnival. Проводиться большой парад цветов: имиукрашают машины и вся эта процессия движется по городу. За лучшую демонстрациюцветов даются призы. Зрители и участники шоу бросают друг в друга цветами и,таким образом, карнавал всегда заканчивается «боем цветов».
Изучаяматериалы об обычаях и традициях Шотландии я ясно увидела, что в своейпервооснове все они — языческие. Культ солнца и растительности преобладает вбольшинстве из шотландских обычаев. С введением христиан-ской религииизменялась не только идеология народа Шотландии, но и его быт. Таким образомполучилось как бы две стороны у каждого из описыва-емых обычаев: перваяхристианская, а под нею — языческая. Христианизация послужила причиной новогоистолкования многих традиций. Например, День св. Иоанна — День летнегоравноденствия, День св. Михаила — День осеннего равноденствия, Рождество — Yuleи т. д. Растения и огни, сопровождая эти народные праздники и являясь ихнепременными атрибутами и украшением, по своей природе символизировали солнце идухов растительности, имели очистительное, лечебное и охранительное значение,то есть были прямо связа-ны с язычеством. Так из поколения в поколениепроисходило напластование, взаимодействие и трансформация народных обычаев. Какмы видим, в наши дни они получили новое осмысление.
Геродотсчитал, что « если бы предоставить всем народам на свете выби-рать самые лучшиеиз всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бысвои собственные. Так, каждый народ убеждён, что его собственные обычаи и образжизни некоторым образом наилучшие» (Геродот. История: в 9-ти кн. Л,1972,с.150). Эта замечательная мысль, высказанная 25 веков назад и сейчас поражаетсвоей глубиной и точностью. Она и сейчас актуальна. Геродот высказал мысль оравноценности обычаев разных народов, о необходимости их уважать.
Каждыйнарод любит свои обычаи и очень высоко их ценит. Недаром существует пословица:« Уважай себя сам и тебя будут уважать другие! «. Её  можно истолковать и шире,применив к целому народу. Ведь если сам народ не будет передавать свои обычаииз поколения в поколение, не будет воспиты-вать у своей молодёжи должного к нимпочитания и уважения, то через несколько десятков лет просто потеряет свою культуру,а значит и уважение других народов. Обычаи и традиции влияют на историю имеждународные отношения.
Горьконаблюдать сейчас, как в « послеперестроечное» время страна наша буквальногибнет на глазах. Возможно кто-то упрекнёт меня: « Причём здесь обычаи?»Дасвязь — самая прямая. Ведь мы потеряли всё, что только могли потерять. Своинародные обычаи, свою историю мы выкорчевывали с корнями и теперь пожинаемплоды: неверие молодёжи в будущее, её оторванность от поколений отцов и дедов,её неуважение к старшим. Правда, последнее время наметилась и обнадёживающаятенденция: в школах пытаются изучать фольклор, историю костюма, историю религиии т. д. Но специалистов, могу-щих должным образом преподать эти предметы, —крайне мало, да и тяжелое материальное положение школ не всегда позволяетобеспечить соответству-ющую материальную базу для изучения данных предметов.Но, это — первые ростки народного самосознания, и из них прорастёт в будущембогатый урожай.
Список литературы
1.Власова Е. Л., Грин В. С. и др. A Glimpse of English Speaking Countries, М.: Наука,1969,295 с.
2.Кузнецова Н. День Святого Валентина, Цветоводство,1993,№ 1, с.40
3.Мартынов Л. Вечное клеточное., Вокруг света,1979,№ 5, с37-39
4.Новогодние подарки. Обычаи и традиции. Сын Отечества,1972,№ 52, с.16
5.Прохоров А. М. Большая Советская Энциклопедия,29 т., третье издание, СоветскаяЭнциктопедия, М,1978.
6.Сергеева С. М. Атлас мира, Картография ГУГК, М.,1982, с.340
7.Тимошкина Н. и др. А свадьбы разные бывают. Семья,1994,№ 41, с.17
8.Токарев С. А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы.Исторические корни и развитие обычаев., Наука, М..1983,218 с.
9.Токарев С. А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной европы.Летне-осенние праздники., Наука, М.,1978,292 с.
10. Томакин Г. Д. Scotland (Part I). Иностранные языки в школе., Просвещение, М.,1990,№ 5, с.94-100.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kultreferat.popal.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.