Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Особенности сетевой литературы

Курсоваяработа на тему:
«ОСОБЕННОСТИСЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Подготовила
ученица 11А класса
Громова Евгения
Руководитель
Титиевская Ольга Владимировна
2008 г.

Оглавление
 
Введение
Литературные проекты
Литературные конкурсы
Блог и Виртуальная личность
Электронные библиотеки
Литературные сетевые обозрения ивеб-страницы известных литераторов
Вывод
Основные литературные источники
Приложение

Введение
Освещение проблем сетевойлитературы, то есть литературы, появляющейся в сети Интернет, к сожалению, поканечасто выходит за пределы самого Интернета. Многочисленные статьи,затрагивающие разные стороны этого феномена, публикуются по большей частиэлектронными изданиями, лишь изредка попадая в бумажные журналы. Дефицитнеобходимой информации ведет к тому, что в консервативно настроенныхлитературных кругах отношение к Интернету как к творческой среде продолжаетоставаться преимущественно скептическим и настороженным. Меж тем, даже беглоезнакомство с реальной ситуацией способно снять многие предубеждения. Цельюкурсовой работы не является анализ конкретных литературных произведений илиавторов. Задача другая — показать объективные изменения, которые сетеваяспецифика вносит в литературный процесс.
Сетевая литература(сетература) — понятие, предлагаемое некоторыми публицистами для обозначениясовокупности литературных произведений, основной средой существования которыхявляется Интернет. От вопроса о сетевой литературе (которая существует впротивопоставлении литературе несетевой, «обычной») необходимо отличатьвопрос о дополнительных, чисто практических возможностях, предоставляемых Сетьюлюбой литературе, — удобстве поиска текстов и по текстам, удобстве доступа ктекстам из любой точки Земли и т.п. Существование этих возможностей уже привелок появлению множества сайтов, служащих Интернет-представительствами бумажныхлитературных журналов, издательств, отдельных авторов. Литературу, находящуюсяв Сети, можно разделить на изначально бумажную, но помещенную в Сеть; ту,которая изначально не имела бумажной версии, но будучи перенесена на бумагу, непотеряет каких либо своих качеств; и наконец, собственно сетевую. Последняя — это литература, которую невозможно перенести на лист.
Сетература — тексты,написанные с использованием новейших информационных технологий и предназначенныетолько для Сети. Сетевая литература может иметь несколько координальных отличийот бумажной. Интернет как носитель текстов предоставляет в распоряжение автораряд средств и приёмов, недоступных на бумаге:
— мультимедийностьтекста: в литературное произведение, размещённое в Интернете, легко вставитьзвуковые файлы, файлы с изображениями и т. п.
— нелинейность текста: засчёт гиперссылок читатель может самостоятельно строить свою траекторию движенияпо тексту;
— интерактивность текста:автор может предоставить читателям возможность дописывать имеющийся текст — всоответствии с определёнными правилами или произвольным образом;
Первое из них,собственно, не сетевое, а компьютерное — часть произведения могут составлятьмузыка и движущиеся картинки или анимация. Конечно, бумажная литература созвуковым содержанием известна — в журналах «Кругозор» и«Колобок» были страницы в виде гибких пластинок. А в комиксах можноувидеть прообраз анимации. Компьютерное произведение может быть сделаномногооконным, гипертекстовым, содержащим многочисленные внутренние ссылки ипереходы, имеющим многослойную, древовидную и вообще любую структуру и схемуподчиненности и связанности кусков, включающую описания событий с разныхсторон. Это представлено в бумажной литературе (описание с разных сторон,многоплановость повествования представлены в таких произведениях как М. Павич«Хазарский словарь», В. Пелевин «Желтая стрела», X.Кортасар «64. Модель для сборки»).
Следующее отличие — ужесетевое: части произведения могут не лежать вместе (в Сети это есть — некоторыесайты при обращении к ним сами обращаются к другим). Далее, произведение вкачестве материала могло бы использовать реальность. Например, можнопредставить себе произведение, использующее в качестве субстрата реальныетранспортные расписания или реальную погоду.
Наконец, развитие событийможет управляться читателем и могло бы развиваться отчасти стохастически.Интерактивные книги, например, имеющие два эпилога, один из которых и долженвыбрать читатель, уже существуют и на бумаге, и в Интернете. Но два эпилога — это, скорее, демонстрация автором амбивалентности мира произведения, чемнастоящая интерактивность. Настоящая интерактивность и вариабельностьначинаются тогда, когда читатель не может обозревать весь контекстодномоментно. Это, впрочем, уже реализовано — и на бумаге, и в Сети. Японскиеаристократы обменивались стихами. Это был прообраз того, что можно назвать«диалог-литературой». На бумаге она не получила развития, вчастности, в силу технических трудностей. Возможна ситуация, когда каждый«ведет» своего персонажа, — такая технология граничит с ролевойигрой. Также возможно вторжение в той или иной мере компьютера в процесстворчества.
Произведение, опубликованноена бумаге ( в книге или в журнале), существует само по себе, отдельно исамодостаточно. Если на него и последуют отклики читателей и критики, то этиотклики будут опубликованы позже и в каком-то другом месте. Интернетпредоставляет возможность немедленного включения текста в процесс коммуникациипо поводу литературы. На сайтах со свободной публикацией или в блоге откликчитателя может быть получен моментально, общение автора с читателями может бытьдвусторонним и многосторонним, затрагивать не только сам исходный текст, но иличность автора, собственные вкусы всех участников беседы, их творчество илюбые иные темы. В конечном счёте первоначальное произведение оказываетсятолько поводом для общения, и в этом смысле подлинным продуктом сетевойлитературы является не обнародованное на сайте со свободной публикациейстихотворение одного из десятков тысяч авторов, публикующихся там, а всяпотенциально бесконечная цепочка реплик, порождённых этим стихотворением, инымисловами — сформировавшаяся вокруг этого текста коммуникативная среда. Такоерастворение отдельного, определённого текста в текстовой стихии, а такжепроисходящая в этой ситуации «смерть автора» (ведь авторамивозникающей коммуникативной среды являются все её участники и никто вособенности: граница между автором и не-автором перестаёт существовать)трактуются сторонниками такого понимания сетевой литературы как наиболее полнаяреализация постмодернистского проекта.
Социальное же отличиесетевой литературы проистекает из того, что произведения технически легкоразмещать в Интернете, делая их немедленно доступными для десятков миллионов.Многие из тех, кто технически смог это сделать, начали создавать свои«homepage», или «домашние страницы», куда помещалиинформацию о себе, фотографии, свои литературные произведения и т.д.

Литературные проекты
 
Интернет способствуетизменению иерархии жанров и форм: типы текста, наилучшим образомприспособленные к сетевому существованию, выходят на первый план и постепенновытесняют другие. На роль преимущественно сетевых жанров и форм претендуютпрозаическая миниатюра (текст размером «в один экран», не требующийвертикальной прокрутки для прочтения от начала до конца), эссе, литературадневникового типа.
В настоящем идёт бурноеобсуждение тех или иных жанровых разновидностей творчества, порожденныхсетературой. Дискуссии находятся в самом разгаре. Но существует достаточномного устоявшихся жанровых разновидностей сетевого творчества, как блоги ивиртуальная личность, они в значительной мере связанны между собой как вконструктивном, так и в функциональном планах.
Уже в 1995 году, когдасоставлявшие русскую Сеть компьютеры еще пользовались латиницей, был запущенпервый интерактивный литературный проект, носивший лаконичное название «POMAH». Первую главу этого «романа» написал Роман Лейбов, известный в Сетифилолог из Тартусского Университета. Продолжить текст было предложено всемжелающим, причем свое продолжение можно было «вставить» в любое место.
Идею быстро подхватили, и«POMAH» постепенно приобрел необыкновенно сложную нелинейнуюструктуру. Через год интенсивного творчества, когда написание«POMAHA» столкнулось с на техническими проблемами и остановилось, онсостоял из более чем 150 фрагментов, пронизанных густой паутиной взаимныхссылок. Было даже написано специальное руководство, «Как читатьPOMAH». Но тем не менеечитателей у POMAHA оказалось гораздо меньше, чемписателей.
Проект интересовалсоздателя как чистый эксперимент. Надо сказать, впрочем, что и его соавторытоже были захвачены самим процессом коллективного конструирования гораздоболее, чем получавшимся в итоге текстом. Это очень подкрепило тезис о том, что«сетевая литература» имеет больше отношения к процессу творчества, кформированию «активного читателя», нежели к литературнымпроизведениям как таковым. Слово «сетература» стало ассоциироваться умногих прежде всего с интерактивными литературными играми.
Можно считать, что POMAHпотерпел неудачу прежде всего из-за выбранного жанра. Большая проза очень плохоприспособлена для литературных игр. Но тем не менее сейчас появилось довольномного «народных» проектов такого рода. Например проект «Интерактивнаяфантастика»
Но как показал дальнейшийопыт, здесь гораздо более уместны малые формы — особенно поэтические.
Самым успешным ипопулярным проектом на этом фронте стало «Буриме» ( франц. lesbouts-rimes) Дмитрия Манина – интернет-версия популярной поэтической игры,когда на заданные рифмы пишется четверостишие.
Можно сказать, что этотпроект стал одним из провозвестников человеко-машинного творчества, ибоучастник игры получает необходимые для стихотворения пары рифмующихся слов откомпьютера, который случайным образом выбирает их из базы данных. Базапополняется самими участниками — чтобы получить право участия в игре,необходимо сначала придумать свою рифму и послать ее в базу; только после этогокомпьютер пришлет задание.
Популярность проектапревзошла все прогнозы. Сегодня, на пятом году его существования, написано ужеболее 25 тысяч стихотворений, а база содержит около 70 тысяч рифм. Костякпостоянно играющих составляет несколько десятков человек, а эпизодическиподключается к игре во много раз больше. Написанные стихи активно обсуждаются вспециальной гостевой книге — хорошие отбираются и служат материалом длярейтингов и компиляций. Надо признать, что среди стихов находятся как отковеннослабые, так и настоящие шедевры. Но игра ведется вовсе не ради шедевров, а радитворческого процесса как такового и бурного общения, которым играсопровождается.
Удачный опыт«Буриме» вызвал к жизни аналогичные проекты, примененные к другимпоэтическим формам.
Таков, например, «Сонетник»тоже Дмитрия Манина, где коллективно пишутся сонеты. Такова «Пекарнялимериков», которая, как можно догадаться, специализируется налимериках.
Особо следует упомянутьпроекты, работающие с формами традиционной японской поэзии. Это «Сад расходящихсяхокку» (www.litera.ru/slova/hokku), где на сегодня сочинено уже более18 тысяч сцепленных друг с другом силлабических трехстиший на русском языке, и «Ренгуру»(www.net.cl.spb.ru/frog/renga/renga) — проект, участниками которого вот уженесколько лет составляется одна бесконечно длинная русскоязычная«рэнга» (цепочка из перетекающих друг в друга «танка»).
Нельзя не упомянутьдеятельности Дмитрия Кузьмина — московского поэта и филолога, который еще с1988 года активно занимался поиском новых имен в литературе, основав союзмолодых литераторов «Вавилон».
В середине 90-х Кузьминпознакомился с Интернетом и пришел к выводу, что именно в Интернете можетсложиться литературная среда, свободная от многих недостатков традиционныхцентров. Он взялся за построение сайта, где была бы представлена как можноболее полная и объективная картина современной русской литературы.
Сегодня сайт«Вавилон» (www.vavilon.ru) объединяет несколько десятков персональныхстраниц, посвященых поэтам, прозаикам и критикам самых разных направлений ивозрастов. Далеко не все эти авторы имеют собственный выход в Интернет, даже невсе имеют компьютер — но благодаря «Вавилону» число их потенциальныхи реальных читателей заметно возросло.
«Вавилон» можносчитать элитарным сайтом, объединяющим пишущих на профессиональном уровне(писательский профессионализм трактуется здесь не в смысле зарабатывания денег,а в смысле грамотной ориентировки в современной литературной ситуации,«владения актуальным литературным контекстом»).
Но аналогичный процессидет и на противоположном, «дилетантском» полюсе сетевой литературнойжизни. Существует, например, сайт под красноречивым названием «Графоман»(www.grafoman.newmail.ru).
Сюда же можно отнестипроект «Он и она», публикующий произведения «олюбви» и не отличающийся особой строгостью в отборе текстов.
Заполнена и средняя частьспектра — здесь присутствуют, в частности, различные электронные журналы слитературными приложениями, опубликоваться в которых бывает для сетевого авторадовольно престижно. Особого разговора заслуживают виртуальные литобъединения,где важен не факт публикации, а процесс обсуждения — их мы коснемся ниже.
Переводная литературасконцентрирована на сайте под названием «Лавка языков»(vladivostok.com/Speaking_In_Tongues), который основал и поддерживает МаксимНемцов, филолог-американист из Владивостока.
Это один из наиболеедолголетних, обширных и популярных сайтов на всей русской Сети. На немпредставлена огромная масса русских переводов самой разной литературы, отОвидия до Керуака — как правило, не имеющихся в бумажном варианте.
Как и в случае сбиблиотекой Мошкова, электронная публикация формально нарушает копирайтныеограничения — но говорить о финансовом ущербе, который несли бы иностранныеписатели, здесь тоже не приходится. Напротив, в некоторых случаях это облегчаетих книгам путь в Россию. Так случилось, например, с японским романистом ХарукиМураками. Русский перевод его книги «Охота на овец» сперва появился в«Лавке языков» и благодаря этому смог найти спонсора-мецената, которыйвыложил деньги за официальное издание книги. Роман был издан и моментально сталбестселлером. Сейчас вышло его второе издание, и готовятся к печати другиекниги писателя в русском переводе.
 
Литературные конкурсы
 
Самым мощным средством вструктурировании литературного пространства на русском Интернете стали конкурсысетевой литературы.
В 1996 году, когдапотребность навести порядок в сетевом литературном пространстве уже ощущалась,средний уровень представленных в Интернете работ был еще объективно низок. Притаком уровне трудно было рассчитывать на помощь профессионалов из «большойлитературы». Поэтому энтузиасты (прежде всего, живущий в США сетевойактивист Леонид Делицын) взялись за дело своими силами, организовав конкурс «Тенёта96».
Здесь следует упомянуть опредтече этого конкурса в мировой сети. Несколько лет в Интернете проводилсяконкурс англоязычной литературы «eScene»(www.etext.org/Zines/eScene), принимавший произведения, опубликованные навеб-сайтах. Но выжить он по многим причинам не смог, прекратившись в 1997 годуи оставив западный Интернет без литературных конкурсов вообще. Еще односвидетельство того, что ситуация, которую мы имеем сегодня в русской Сети,уникальна.
Сначала«Тенёта» задумывались как «Русский eScene» — потом возниклооригинальное название, перекликающееся со словом «паутина», одним изпереводов английского «web» (одно время было модно переводить«World Wide Web» как «Повсеместно Протянутая Паутина»,«ППП»; прижиться этот термин не смог).
Идея конкурса, с егодухом соревновательности и шансом заявить о себе, воодушевила сетевыхлитераторов, и конкурс был успешно проведен. Номинаторами и судьями навыступили держатели литературных сайтов — не персональных страниц, а именноконцептуальных сайтов, публиковавших произведения разных авторов; к томувремени таких проектов было уже достаточно. Успех «Тенёт»продемонстрировал заметный рост количества литературы, появляющейся на Сети(связанный, прежде всего, с ростом самого Интернета) — и растущее вместе сколичеством качество наиболее удачных произведений. На следующий же год конкурсзаинтересовал собой «внешний мир».
Первым известнымписателем, пришедшим в Интернет, видимо, следует считать петербургскогопрозаика Александра Житинского. Он начал с создания персональной страницы, кудавыложил все свои произведения (роман «Потерянный дом», повесть«Лестница» и др.), потом несколько месяцев вел ежедневноевеб-обозрение «Русские Кружева» — и быстро стал в Сети весьмазаметной фигурой. Подключившись к организаторам конкурса «Тенёта97», он сумел собрать для судейства профессиональное жюри, включавшеетаких известных литераторов, как, например, Борис Стругацкий и АлександрКушнер. Это знаменовало собой долгожданную смычку «онлайна» и«оффлайна», явившись, по сути, переломом в развитии сетевойлитературы.
Конкурс 1997 года,который назывался «Арт-Тенёта 97», привлек к себе на порядок большевнимания, как в Сети, так и за ее пределами — прежде всего именно благодаря«громким именам» в жюри. Начинающие литераторы впервые получилиреальную возможность показать свои работы признанным авторитетам. Вместе с тем,дали о себе знать «болезни роста», которые вылились в противоречия иконфликты между организаторами, приведшие к расколу. В следующем годупроводились уже два конкурса — «Тенёта 98» и «Арт-ЛИТО98». Новых сетевых публикаций хватило обоим. Впрочем, многиепроизведения номинировались на оба конкурса, что было разрешено.
И тот, и другой конкурспродолжили свое существование. В настоящий момент открыты «Тенёта2000» (www.teneta.ru) и «Арт-ЛИТО 2000»(www.art-lito.spb.ru). Можно выделить несколько различий в их организации иидеологии. «Арт-ЛИТО» заметно скромнее по размерам, проще поструктуре, а художественную ориентацию имеет скорее традиционалистскую, чтовидно хотя бы из состава жюри, возглавляемого Борисом Стругацким.
Организационной основойконкурса служит литобъединение им. Лоренса Стерна, о котором речь впереди.«Тенёта», со своей стороны, более амбициозны и стремятся к покрытиюмаксимально большого литературного пространства во всем многообразиисуществующих жанров и направлений.
Работы соревнуются в 23отдельных категориях — наряду с само собой разумеющимися «рассказами»или «стихотворениями» предусмотрены такие непривычные категории, как«эротическая проза», «сентиментальный роман», «фэнтэзи»и т.п. Более того — судят конкурс сразу два независимых друг от друга жюри,«профессиональное» и «сетевое».
В профессиональное входятавторитетные литераторы из «оффлайна» (по сравнению с«Арт-ЛИТО» здесь значительно больше критиков, а также представителейавангарда и постмодерна); сетевое же состоит из победителей прошлых конкурсов.По каждой категории раздается два комплекта дипломов — «по версии сетевогожюри» и «по версии профессионального жюри». Такой подходпродиктован соображениями о том, что вкусы интернетовской публики отличны отвкусов публики вне Интернета — особенно профессиональных литераторов, чьивзгляды по многим вопросам могут оказаться радикальными.
Конкурсная практика«Тенёт» вызывает много критических высказываний. Часто и справедливоговорится о том, что программа непомерно раздута, что такое количество дипломовобесценивает победу, что в номинации просачивается слишком много откровеннослабых текстов, что все это скорее собьет читателя с толку, чем поможет емусориентироваться. Но, как бы там ни было, по числу принимаемых произведений«Тенёта» являются сегодня самым крупным конкурсом — не только вИнтернете, но и вообще в русской литературной жизни. Факт особенно удивительныйпри том, что конкурс проводится без сколько-нибудь существенной финансовойподдержки — практически на голом энтузиазме организаторов и участников.
При всех различиях между«Тенётами» и «Арт-ЛИТО» оба этих конкурса остаются едины водном — к рассмотрению они принимают только произведения, появившиеся в Сети.Тексты, публиковавшиеся на бумаге, не могут быть номинированы. Такая политикапозволила критикам, например Дмитрию Кузьмину, говорить об изоляционизмесетевых литераторов, их стремлении отгородиться от основного литературногопотока, боязни честной творческой конкуренции с «оффлайном». С другойстороны, похожий процесс наблюдается и с другой стороны. Так, организаторыпремии «Большой Букер» не принимают к рассмотрению тексты,опубликованные в Интернете.
В этой ситуации возникеще один конкурс, «Улов» (rating.rinet.ru/ulov). Он принимаетработы, опубликованные как в Сети, так и на бумаге, не делая между нимиразличий. Действительно, сегодня не составляет особых проблем напечататься вкаком-нибудь малозаметном издании или выпустить книжку за свой счет — поэтому нетсмысла говорить о принципиальной разнице между сетевой и бумажной публикацией.
Смысл имеет стремление кпубликации в престижных изданиях (в перспективе, как печатных, так иэлектронных), когда произведение сможет быть замечено читателями иавторитетными критическими кругами. Поэтому жюри «Улова»(координирует конкурс как раз Дмитрий Кузьмин) состоит наполовину изпредставителей известных «толстых» журналов, а наполовину — изруководителей крупных сетевых проектов, таких, как «Вавилон».Победители конкурса получают шанс престижной журнальной публикации. Такосуществился еще один важный шаг в формировании единого литературногопространства.
Как уже отмечалось выше,одним из двух важнейших факторов влияния Интернета на культуру являетсямгновенная скорость информационного обмена. Сеть создает эффект «смертирасстояния» — люди, разбросанные по разным точкам земного шара, могутчувствовать себя собравшимися в одном зале.
Вместе с пространствомсжимается и время. Дискуссии, которые в мире печатных изданий занимали бымесяцы, в Интернете укладываются в считанные дни и даже часы — причем, безовсяких ограничений на количество и размер высказываний. Таким образом,интеллектуальная жизнь в Сети может быть необыкновенно интенсивной. Это сразуоценили ученые — сегодня в Интернете существует достаточно много виртуальныхконференций по различным наукам. Но не менее значимо влияние данного фактора налитературный процесс — благодаря ему Интернет может выполнять функцию«глобального и круглосуточного литературного салона».
Более того — автор можетхранить полную анонимность, что позволяет ему раскрыть те стороны своеготаланта, которые в реальной жизни человека часто подавляются «рамками»и «ролями» материального мира".Технической базой для этойфункции явилась гостевая книга («гестбук»), которой всегодняшней Сети снабжено едва ли не большинство персональных страниц иколлективных проектов.
Такой книгой, например,был снабжен конкурс «АРТ-Тенёта 97»; ее посещали участники конкурса ичитатели выставленных работ. Поднимаемые в ней вопросы часто выбивались далекоза рамки обсуждения конкретных конкурсных произведений, выходя на уровеньобщелитературных и общесетевых проблем.
Посетители гостевой занесколько месяцев работы конкурса создали своеобразное сообщество — отнюдь нелишенное внутренних противоречий, но вполне плодотворное творчески идискуссионно.
Здесь нужно упомянуть отех серьезных особенностях, которые виртуальность вносит в людское общение.Сеть по своей сути демократична, и всегда находятся те, кто готов употребить демократиюво зло, засоряя гостевые книги бессодержательными или оскорбительными длядругих посланиями. Этому очень способствует присущая сетевому общениюанонимность, когда возможно подписываться псевдонимом или не подписыватьсявообще. Сложившиеся на Сети моральные нормы к анонимности лояльны, осуждаетсялишь использование для подписи чужого имени, а в остальном уважается«право на виртуальность».
Действительно, нанынешнем этапе развития сетевой литературы живое слово удобнее искать именно вгестбуке.
Впервые сетературу сгестбуком уравнял Владимир Баранов. В последующей дискуссии (гестбуке), онуточнил: 'Теперь о тезисе, точнее, аналогии «гестбук – сетература».
До этого об уникальнойроли гостевой книги – без отождествления ее с сетевой литературой – говорил впредисловии к сборнику линков «Гостевая книга АРТ-ТЕНЕТА и ее дети»Алексей Андреев. Это действительно новый жанр, «новое произведение»по Андрееву. Можно добавить: новая жизнь, новое дыхание Слова, данного человекуБогом.
К таким проявлениямсетевой свободы можно относиться по-разному. Есть люди, которые отрицают пользугостевых книг, считают их развлечением для скучающих бездарностей, никогда вних не пишут и в собственных веб-проектах обходятся без таковых. Но существуети диаметрально противоположный взгляд, по которому «гестбуки»являются разновидностью «сетературы» — и даже ее высшей формой.
Действительно, текстгостевой книги обращен к «активному читателю», который не просто егопотребляет, но может в любой момент поучаствовать в создании. Если же считатьгестбук литературным произведением, то предмет дискуссии становится вообще неважен — содержанием этого произведения может быть, например, цветистаяперебранка двух анонимных недругов («виртуальных персонажей»). Такойгестбук больше напоминает уличный театр или карнавал — но надо признать, чтоиногда бывает действительно интересно следить за подобными «шоу».Другой вопрос, что качество таких представлений всецело определяется вкусом ичувством меры участвующих — что встречается, увы, не так часто.
Распространенностьописанных явлений заставила говорить о «виртуальных личностях»как о произведениях искусства, особом жанре в «сетературе».Необыкновенно красноречив, например, тот факт, что конкурс «Тенёта»имеет специальную категорию «Виртуальная личность», где соревнуютсямастера выступлений под секретными псевдонимами. Возникают даже радикальныеконцепции, в соответствии с которыми литератор не имеет права называться«сетевым литератором», если в Интернете он предстает таким же, как ив жизни, без специально разработанной «маски».
Литературные обсуждения вСети становились все насыщеннее — и появилась необходимость подвести под нихорганизационную базу. Когда конкурс «Арт-Тенёта 97» завершился,завсегдатаи его гостевой книги остались без пищи для обсуждений.
Тогда АлександрЖитинский, бывший одним из организаторов конкурса, выдвинул идею созданиясетевого литературного объединения, в которое пригласил всех победителей ипризеров завершившегося конкурса, а также тех, кто принимал активное и полезноеучастие в дискуссиях. Так появилось виртуальное литобъединение имени ЛоренсаСтерна, ныне известное в русской Сети как «ЛИТО» (www.lito.spb.ru).Фамилия классика английской литературы обязана своим появлением в названиироману Житинского «Потерянный дом или разговоры с милордом», гдеЛоренс Стерн выведен в качестве персонажа.
Сегодня, когда ЛИТОпросуществовало два года (довольно большой срок для сетевого проекта), можносделать вывод об эффективности схемы, по которой построена его работа.
Каждую новую неделю вдвух секциях, прозаической и поэтической, обсуждается по одному новомупроизведению кого-либо из участников. Этой цели служат две гостевые книги — «прозаическая обсуждалка» и «поэтическая обсуждалка». Своюзапись можно оставить только по специально выделенному паролю; такая мера былапринята для борьбы с хулиганствующими анонимами.
Пароль может получитьлюбой желающий — но при нарушении правил пароль у него будет отобран. Позавершении обсуждения участники ставят произведению оценку от 1 до 7; из нихвыводится среднее арифметическое, в соответствии с которым произведениезанимает свое место в рейтинге. Параллельно проводится прием новых участников — кандидат представляет какую-либо из своих работ, ее достоинства обсуждаются вспециальной гостевой, и затем участники решают электронным голосованием вопросо приеме.
Для неформального общенияучастников и гостей предусмотрена еще одна гостевая, под названием«Беседка» (ей предшествовала так называемая «Курилка»,которая не была защищена системой паролей и оттого засорялась хулиганами сверхвсякой меры, пока не была закрыта).
Сегодня ЛИТО объединяетоколо сотни человек. Возможность получения быстрой реакции на свою работу состороны коллег по писательскому цеху привлекает многих, и поток заявлений наприем не иссякает. В ряде случаев участниками ЛИТО пожелали стать литераторы,уже получившие признание в «оффлайне» — к примеру, известный поэт ижурналист Дмитрий Быков.
В других случаях,наоборот, участники по разным поводам из объединения уходили, иногда давая жизньновым проектам. Так, например, появился виртуальный поэтический клуб «Лимб»(www.volkov.ru/~limb1) и некоторые другие интересные образования.
Одной из особенностейвсех этих виртуально-литературных салонов на нынешнем этапе является отсутствиеих привязки к каким-либо школам или направлениям. В ЛИТО, например,постмодернисты соседствуют с приверженцами нравоучительной прозы в духе ЛьваТолстого. В такой ситуации есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, онагарантирует каждому автору полный букет мнений по поводу его работы — подсамыми разными углами.
А с другой стороны,отсутствие единой для всех «точки отсчета» заметно снижает качествообсуждений и их реальную практическую ценность для автора. Можно предположить,что одним из направлений дальнейшего развития литературных объединений на Сетистанет их размежевание по признаку следования той или иной школе. Видимо, насегодняшний день русский литературный Интернет («Рулинет», как егосейчас стало модно называть) еще недостаточно велик и недостаточно профессионален,чтобы осознать необходимость такого размежевания.
Литературная жизнь,которая самостоятельно зародилась в Интернете, стремится обратить на себявнимание внешнего мира. Первый раз ей удалось это сделать на конкурсе«Арт-Тенёта 97», когда для судейства собралось «звездноежюри». После конкурса работы сетевых литераторов стали все чаще появлятьсяв престижных бумажных изданиях. Такие ведущие журналы, как, например,«Новый Мир», помещают регулярные обзоры сетевой литературы.
Тенденции сталкиваются ивзаимодействуют. Так возник конкурс «Улов», речь о котором шла выше.Так возникли обзоры сетевой литературы, которые ведут на своих сайтах известныев бумажном мире Вячеслав Курицын и Макс Фрай (виртуальный персонаж, выступающийодновременно автором модных «фэнтэзи» и строгим литературнымкритиком). Так участники оффлайновых салонов приходят в виртуальныелитобъединения. Единая бумажно-сетевая литературная среда постепенно принимаетзримые очертания.
Уже сегодня значительныйсектор Интернета «взял на себя функции глобального и круглосуточноголитературного салона».Дальше всего здесь продвинулся такой по определениюфутуристический жанр, как фантастика (научная фантастика, фэнтэзи, киберпанк).
Здесь граница междупечатной и сетевой литературой практически не ощущается: один и тот же наборавторитетов и значимых событий, те же самые критерии оценки; мэтры этого жанраактивно осваивают сетевое пространство и чувствуют себя там как рыба в воде;они же задают и структуру этой литературной среды, выступая как естественныецентры притяжения.5
Иначе обстоит дело слитературой, которую можно назвать серьезной и высокохудожественной (авангард,мэйнстрим, и т.д.). Если иметь в виду не просто коллекции текстов, перенесенныхв Интернет, а центры активности, вокруг которых кипит сетевая литературнаяжизнь,6 то здесь сетевая литература во многом замкнута на себя и отгорожена какот «большой литературы», так и от «переднего краялитературы».
Наиболее известные центрысетевой литературной жизни: ежегодный конкурс Арт-Тенета; литературный разделжурнала Zhurnal.Ru; конкурсы на сайте «Хромой Ангел»;площадка интерактивных литературных игр на сайте «Центролит»;«ЛИТО им. Стерна», организованное А.Н. Житинским. См также длинныйперечень литературных страниц, собранный в библиотеке М. Мошкова. Несколькоособняком стоят проекты, которые представляют собой попытку отобразить вИнтернете фрагмент внесетевой литературной среды, — например, проект«Вавилон».
Многие печатные изданияуже обзавелись электронными двойниками и приложениями. Но поскольку электроннаяверсия журнала не ограничена по объему и содержит множество возможностей,недоступных для печатной версии, в моду постепенно входит прямо противоположнаяситуация: когда печатный вариант журнала является приложением, своего рода «cливками» сетевой версии.

Блог и Виртуальнаяличность
 
Термин блог (англ. blog,от web log, «сетевой журнал» или «дневник событий») былвведен в обиход Й. Баргером в 1997 г. Под блогом понимается специальныйвеб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые и достаточнообъемные тексты, идущие во временной последовательности, сопровождаемые разного рода изображениями,фотографиями, мультимедиа, сносками на иные тексты. Совокупность всех личныхблогов и сообществ блогов в Сети принято называть блогосферой.
По авторскому составублоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубным и т.д.) илиобщественными (открытыми). По содержанию — тематическими или общими. Отличияличного блога от традиционного дневника обусловливаются средой (сетевымсообществом): блоги обычно доступны некоторому множеству пользователей Сети(данное состояние определяется хозяином блога, который может сделать егодоступным либо только означенным лицам, либо кругу друзей, либо всему сообществу.
Здесь общение автора считателями может быть двусторонним и многосторонним, затрагивать не только самисходный текст, но и личность автора, собственные вкусы всех участников беседы,их творчество и любые иные темы.
В конечном счётепервоначальное произведение оказывается только поводом для общения. Поэтому, втаких случаях, продуктом сетевой литературы в блогах является не обнародованноена сайте со свободной публикацией стихотворение одного из десятков тысячавторов, публикующихся там, а вся потенциально бесконечная цепочка реплик,порождённых этим стихотворением, иными словами — сформировавшаяся вокруг этоготекста коммуникативная среда.
Такое растворениеотдельного, определённого текста в текстовой стихии, а также происходящая вэтой ситуации «смерть автора» и «рождение соавтора» (ведьавторами возникающей коммуникативной среды являются все её участники и никто вособенности: граница между автором и не-автором перестаёт существовать).Сторонники интерактивной сетевой литературы трактуют это процесс как наиболееполную реализацию постмодернистского проекта.
Существует мнение, чтоперенос центра тяжести с результата на процесс в блогах — свидетельствофункционирования сайтов со свободной публикацией как своего рода субкультуры,схожей с другими субкультурами (например, сформировавшимися вокруг ролевыхигр).
В качестверазличительного признака важно то, что иерархия ценностей, складывающаяся влюбой субкультуре, признаётся только внутри неё самой: авторы, популярные насайтах со свободной публикацией (в своей коммуникативной среде), как правило,не признаются за их пределами, а если признаются — то исключительно благодарясвойствам созданных ими произведений, освобождённых от составляющих особенностьэтой среды наслоений.
Это определяет и отличияблоговых записей от дневниковых: они предполагают сторонних читателей, которыемогут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или насвоем блоге). Именно возможность публикации отзывов (комментов) со стороны всехпосетителей делает блоги средой сетературы, имеющей ряд преимуществ передэлектронной почтой, новостными сайтами, никнеймами, веб-форумами и чатами.
Блог – как выразиласьоднажды газета «New York Times» — это «самая демократическая изреволюций, которую когда-либо переживали масс-медиа». Сетевой дневникдоступен (и бесплатно) ныне каждому человеку, попавшему в Интернет. В принципесвой блог можно наполнять любым содержанием. Несколько интересных замечаний,туристических зарисовок, юмористических (а, подчас, и лирических) стихотворений,пара политических микропамфлетов — всё это разбавляется фотографиями,рисунками, видео. Так образуется нечто вроде онлайновой «книги о жизни»,сначала читаемой друзьями, а затем и всеми достаточно случайными любителямивзглянуть на жизнь и внутренний мир блоггера чужими глазами. Читателейпривлекает легкий дневниковый стиль повествования, наивный и естественный.
Жанры сетевого творчествалучше всего постигать в опыте свободного серфинга. Для этого надо немного:попасть на «ленту» любого русскоязычного блоггера. Ещё лучше посетитьтакие, например, блог-хостинги, как LiveJournal.com («ЖЖ»), LiveInternen.ru,Diary.ru, Blogs.mail.ru. Кроме личных блогов, здесь множествосетевых блогов-сообществ, объединенных каким-либо специфическим интересом –филателия, рыбалка, литература, знакомства, политика и т.п.
Первое (но едва лиглавное), что поражает новичка блогосферы – это её язык. Представительпсихоанализа воспринял бы «на ура» ситуацию блогосферы,охарактеризовав её язык как мифо-практический механизм, выплескивающий своистрахи, фобии и нервозы в языковых формах. Пригодился бы здесь и простойпереводчик — для дешифровки всех этих «красавчег», «падонги»,«ржунемогу» и других бросающихся в глаза оборотов речи молодых (но ине только молодых) блоггеров. Здесь «перелопачена» чуть ли не всяпалитра «великого и могучего». Это, вне сомнения, «молодечество»,слэнг.
Более спокойный ивдумчивый анализ вполне может привести исследователя к той мысли, что этимногие высказывания блоггеров выглядят менее грубыми и анормальными, еслиучесть, что слова эти пишутся, во-первых, сознательно со всевозможныминарушениями, а во-вторых и главных, в той или иной форме компенсируют ихносителям осознание того, что они зачастую демонстрируют на своих блогах весьманелицеприятные стороны своего подсознания. Весьма часто эти «новые»слова приобретают другие смыслы.
Молодые посетители блогов(а они составляют большинство) конечно же, прежде всего обращают внимание надовольно специфические блоги, привлекающие самую широкую публику.
«Исповедальная»черта, присущая многим блогам более традиционных направлений, сдвигает граньмежду личной и публичной сферами жизни. И это превращает их в мощноериторическое средство, ставшее возможным благодаря развитию технологий.
В самом деле, когдаопределенный дискурс (коммуникативная деятельность) принимает разделяемое всемито или иное название, то это знак, что этот дискурс (коммуникация)функционирует как жанр. Не случайно, одни из первых исследователей проблемы К.Миллер и д. Шеферд считают, что блог – это новый жанр, порожденный каиросом(греч. «каирос» — надлежащее время), влиянием настоящего культурногомомента и новых технологий (в том числе и технологий функционирования текста).Из сказанного следует, что рассмотрение соотношения каироса и жанра требует,изучения того, что делает жанр необходимым для определённого дискурса.
Среди многочисленных «предков»блога, снабжающих его «памятью» жанра выступают жанры проповеди,мемуары, протоколы наблюдений (например, в военно-морской традиции, гдепротоколы событий обязательно носили хронологическую метку и периодическиобновлялись). Блог подчас и называют в – «протокол нашего времени».
Блог близок редакторскойи обозревательской колонке, анонимному памфлету. Наконец, это журнал, дневник,от которых блог воспринял и пошаговую хронологию, и постоянность обновления икомментария, и описание собственного внутреннего опыта.
Twe Blog Review (печатныйорган блоггеров) предприняло попытку классификации блогов по содержанию,выделяя 14 категорий, среди которых — развлечения, юмор, компьютер, новости,личная жизнь, литература, музыка, фотографии, подростки, видеоигры, язык.Содержание блога весьма важно для блоггеров, так как оно позволяет выявить их «ассортимент»самопрезентации и выбора.
Для большинства блоггероввесьма важным выступает способность объединить реальное и искренне личное — комбинация, которая контрастирует с иной, коммерческой жизнью Интернета. Именноперсональность, самовыражение (вместе с другими двумя формальнымихарактеристиками – частотой и краткостью) и выступает основой популярностиблоготворчества.
Самовыражение,возможность рассказать свои «истории» потенциально большой, ноневидимой аудитории — важнейшая задача (и тема) для всякого блоггера. Именномассовость восприятия этих откровений, их динамизм и оперативность, и в то жевремя отсутствие визуального контакта (контакт по телефону вполне возможенчерез блоговские механизмы) с читателями порождает ряд жанровых особенностей.Ежедневное описание своих переживаний, та или иная форма постоянного анализа (ирепрезентации) своего внутреннего мира, линии поведения позволяет, какпредставляется, блоггеру иметь более высокую форму уверенности в своемсобственном будущем. Привычка к постоянной артикуляции мыслей, выработкерецензий на сетевые тексты, позволяет ему быть менее восприимчивым к мнениюдругих людей, формировать привычку и уверенность поступать в соответствии стем, что говорит ему его «внутренний голос». Он становится болеесвободным в своих мыслях и поступках.
Выступая как «частичноесаморазоблачение», такая форма самовыражения, служит функциямсамоопределения и самоутверждения индивида. Блоггер-ветеран пишет (понимая этоили нет) уже не столько для других, сколько для того, чтобы больше разобратьсяв себе самом, оценить свои мысли и поступки.
Так проявляется,отмеченная М. Фуко, «забота о себе», которая посредством самоописанияи внешнего контроля выступает как одна из древнейших функций письменности, шире- демократических традиций образования, память о которой Фуко находит ещё в «Признаниях»Аристотеля .
Субъект всегда имеет своюисторию — выражение всякой субъективности не имеет универсальных методов ижанровых форм, в большинстве они – продукт времени, взаимодействия с дискурсомэпохи. Однако всякий исторический субъект не может находиться вне традиции,памяти ума и сердца. Всякий субъект вообще себя создает в условиях собственнойневозможности опираясь – всё же – на доступный материал. И важнейшим мы здесьобязаны нашей памяти, лишь в ограниченном случае принадлежащей собственно нам.Попытаемся продемонстрировать это на примере особенностей проявления всетературе такого субъекта творчества, как виртуальная личность.
Деятельность блоггера взначительной мере виртуальна. Виртуальна и «по форме» (анонимный ник,виртуальный аватар, многоавторность текстов), и по своим «генетическим»корням. В самом деле, Интернет лишь явил новую среду для субъекта, известногочеловечеству с древнейших времён. Рукотворный характер виртуальной личностиИнтернета (далее – ВЛИ) – напоминает нам о кукле, роботе, которые, то помогают,то вредят нам.
Замена вещественностивоображением сближает ВЛИ с образами сновидений. Лирический герой, литературнаямистификация, псевдоним опять таки близки ВЛИ и конструктивно, и функционально.Нужно признать, что технически ВЛИ – порождение современных технологий, но каккультурное явление она фундируется всей историей человечества.
Е. Горный считает, чтоВЛИ реализует следующие свои функции: рационального выстраивания свого образа «длядругих»; частный случай социальной инженерии, при котором ВЛИ используетсядля провокации, дискредитации или причинения вреда «другому»;мистификация «другого»; способ психотерапии (реализация желаний,подавляемых в обычной жизни); расширение знания о своем «я», путемобъективации и интеграции его аспектов; мифотворчество, создание мифов о себе;реализация потребности в лицедействе.
Для А. Андреева ВЛИ, это «своеобразныйсемантический фильтр, позволяющий уравновесить субъективную потребность вприватности и откровенности с ситуацией открытости миру, в которой оказываетсячеловек, выступающий в Интернете. Маска ВЛИ позволяет ему быть собой, при этомот самого себя отстраняясь. Маска, кроме того, экранизирует ожидания извне:представления других о нашем „я“ теряют свою принудительную силу иперестают определять поведение человека. Так человек получает свободуконструировать те образы, которые ему больше нравятся, экспериментировать сосвоими идентичностями и свободно (хотя бы в рамках виртуального сообщества)выстраивать своё поведение.
Надо сказать, что приватныефантазии блоггера, вынесенные на публику, функционируют, как правило, позаконам художественного творчества. А это означает, что законы социального мираздесь становятся вторичными, несущественными.
Однако каждой творческойличности свойственно желание повлиять своим творчеством на реальный мир. Икогда эта „игра ума“ начинает перетекать из веб-реальности в реальныймир, то начинает восприниматься по законам этой реальности. Надо ли говорить отом, что социум, видит в такой личности своего врага.
Русский интернетизначально был переполнен ВЛИ, и вовсе не случайно в конкурсных премиях первогоже он-лайн-журнала „Тенета“ (1996-1998 гг.) появилась номинация „Виртуальнаяличность“. Уже в те годы номинантов было „через край“.
Первым „всесторонним“виртуалом Рунета выступил „Май Иванович Мухин“. Он не только выдавалтексты и рецензии на других авторов, давал интервью (кстати, первое в России врежиме он-лайн), но и имел свою „биографию“ и документы личности,которые неоднократно публиковал в Сети и присылал в печатные журналы. Образпенсионера, родившего в Вятке в 1917 г. и дожившего до другой революции уже вотделившейся от нас Эстонии, был печально-реалистичным, поражая воображениепублики.
Более всего о нем писалрепортер Мирза Бабаев, коему Мухин поведал свою историю, показывал документы,поил чаем (уже можно догадаться, что и „Мирза Бабаев“ оказалсявиртуальной личностью). На жизненные перипетии Мухина ссылался в своихвыступлениях президент Эстонии Л. Мери. В газетах была опубликована фотография,где Май Иванович был снят рядом с Брежневым и И. Б. Тито, и Мухин рассказывал освоих встречах с ними. Один журналист использовал некий материал Мухина ипоследний обратился в суд, грозя обвинением в плагиате (и, кстати, получилсолидную компенсацию от газеты). Мухина избрали почетным председателемлитературного конкурса „Тенета“.
Живое присутствие ввиртуальной реальности (Мухин участвовал в онлайновых конкурсах, проектах ииграх, создал в Инете свою вэб-страничку, включающую фотоальбом, биографии,произведения, переписку с другими писателями, личный архив; у него был свойэлектронный адрес) существенно отличало Мухина как ВЛИ от просто персонажа. Темне менее у этой выдающейся личности всё же нашелся реальный „прародитель“.Это был Роман Лейбов, доведший эту онлайн-игру такого „градуса“, что водной из сельских школ Эстонии дети писали школьные изложения по произведениямМухина. По версии Лейбова, Мухин стал в его творчестве и выдумкой, и выражениемего личности, и объектом творчества и самостоятельным субъектом.
К 2000 году ВЛИ кактворческий жанр, по мнению ряда исследователей, несколько потерял своюпопулярность. Виртуалы, как отмечал А. Андреев, исчерпали свои функции, их уходозначает, что „их создатели не только деконструировали свои личности, но иблагополучно собрали их обратно“. По его мнению, ВЛИ существуют больше какжанр лишь на периферии Интернет-культуры. Виртуальность превратилась просто втехнический приём для сокрытия реальной идентичности читателей Рунета. Можнопоспорить с этой точкой зрения, так как ВЛИ ныне очевидно массово множится вблогосфере.
Жизнь виртуалов-блоггеровмногогранна и весьма диверсифицированна. О существенных причинах этого пишет А.Житинский: „Три четверти того, что возникает в моей голове, я не могу позволитьзаписать в ЖЖ по причине “несоответствия» возрасту и положению,непристойности, стыдливости, жены, детей, неуместности, глупости, тотальногоидиотизма, жалости к людям и презрения к себе. Остаётся то, что записыватьвообще не нужно" .
По мере развитияблогосферы популярностью здесь стали пользоваться лишь те из ВЛИ, кто либохорошо пишет, либо хорошо «описан».
Развитие жанра ВЛИ Е.Горный определяет как в большей мере экстенсивное. Действительно, новых моделейконструирования не возникает. Инновацией можно считать проект Максима Кононенко(«mparker») «Владимир Владимирович Путинтм», который,начавшись в ЖЖ, продолжает свою жизнь на НТВ (в передачах также весьмазнаменитого — в прошлом — блоггера и «диссидента» Глеба Павловского,ныне, апологета режима). Ироническое (но в целом доброжелательное) изображениепрезидента и его окружения, ежедневные комментарии на злободневные события –художественный проект, который ранее не имел аналогов в развитии жанра.
Отметим, что именно врамках блогосферы (и в первую очередь «ЖЖ») реализовался пелевинскийпроект «Generation Ж», появилось громадное по составу и весьмаразнообразное по социальным и стилевым характеристикам сообщество, отличающеесявысокой степенью связанности.
Это сообщество илегитимировало своей практикой ВЛИ. В то же время ВЛИ не является чистохудожественным жанром, сетература породила весьма разнообразные егоразновидности. Возможность анонимного построения ВЛИ, предоставленная сетевымсообществом, в Рунете была связана с непосредственной активностью илитературных персонажей (прямым их действием) и реализацией характеристиклитературной игры и мистификации, и виды новых риторических практик. Такоеразвитие жанра подстегивалось процессами подражания и соперничества.
Можно согласиться с Е.Горным, который считает, что динамика жанров в Рунете описывается модельюлитературной эволюции, Каждая новая волна сетевого творчества имеет тенденцию котрицанию своих непосредственных предшественников и к использованию в качествеобразца более далеких прототипов. Порождение новых здесь жанров, пишет Е.Горный, «строится на сдвиге функций старых конструктивных элементов.Введение новых элементов и функций, которые черпаются из резервуара культуры –ещё один источник развития жанра».
Как общий итог этихобсуждений можно сказать, что Интернет превращается (при всех видимыхпарадоксах его развития) в хороший инструмент для поиска талантливых авторов, вполигон для «срастания» традиций и новаций в жанровомхудожественно-риторическом творчестве. И хочется воскликнуть Пишите и творитепобольше – для того, чтобы наша, человеческая память – в рамках постоянноизменяющихся жанровых художественно-стилистических систем, — могла вырабатыватьвсё более функциональные ресурсы для вхождения рассмотренных выше видовтворческой деятельности в новую жизнь.
Электронные библиотеки
 
Электронные библиотекисодержат огромное число произведений классической литературы, фантастики,современной прозы и поэзии. Многие книги, доступные в сети, давно сталибиблиографической редкостью, а некоторые и вообще не издавались. В Интернетеможно найти библиотеки, специализирующиеся на религиозной, политической,технической литературе, а также сетевые версии литературных журналов.
Самое известное собраниеэлектронных текстов на английском языке, «Проект Гутенберг»(www.promo.net/pg), было основано в 1971 году сотрудниками Иллинойскогоуниверситета. Первыми текстами в этом собрании были «Декларациянезависимости США», «Билль о правах», американская конституция иБиблия. В дальнейшем собрание медленно пополнялось другими текстами из«золотого фонда» человеческой культуры. Тексты выбиралисьруководителями проекта и переводились в электронный вид добровольцами, безовсякой оплаты. Через 20 лет, к появлению Интернета, библиотека насчитываланесколько сот текстов. Интернет подарил проекту новых добровольцев, и собраниестало расти быстрее. Сегодня его емкость подбирается к трем тысячам текстов — но и это совсем немного по сравнению с тем, что задумывалось.
Лучше идут дела там, гдеесть финансовая поддержка. Так например, проект Internet Public Library(www.ipl.org) пользуется спонсорскими вливаниями для оплаты труда своихсотрудников. Сегодня эта библиотека насчитывает около 12 тысяч текстов разногохарактера и может считаться относительно популярной.
Совершенно иную картинумы видим в русском секторе Интернета. Собрания текстов в нем возникалиабсолютно спонтанно, безо всякого плана, без распоряжений сверху и безфинансовых вложений. Причина этого кроется в тоталитарной предыстории. Всеслышали о «самиздате» 70-х и 80-х годов, когда определеннаялитература выпускалась энтузиастами за свой счет при помощи подручных средств.Это литература далеко не всегда была официально запрещенной — в самодельныхраспечатках часто ходили тексты, которые уже были где-то опубликованы. Дело втом, что в отсутствие рыночных механизмов тираж книги редко соответствовалреальному спросу на нее. Как следствие, возникал книжный дефицит, который ипытались возместить энтузиасты самиздата. С распространением компьютернойтехники эта практика становилась все более и более широкой. Чуть ли не каждыйвторой программист держал в своих директориях те или иные художественныетексты, которые отсутствовали в книжных магазинах и библиотеках.
Поэтому, когда наИнтернете начали появляться первые русские страницы, накопленное насамиздатовских дисках богатство стало переноситься в Сеть. К 1994 году ужеимелось несколько страниц с коллекциями русскоязычных текстов, слабо связанныхмежду собой. Постепенно из их числа выделился сайт, который поддерживал московскийпрограммист Максим Мошков — он выгодно отличался не столько количествомтекстовых файлов, сколько внятным подходом к проблемам формата и кодировки, атакже своей готовностью пополняться новыми произведениями. Популярность сайтастала неуклонно расти, читатели присылали все новые и новые тексты — и в концеконцов «Библиотека Максима Мошкова» (lib.ru) превратилась в один изсамых знаменитых, объемных и посещаемых сайтов на всем русском Интернете.
Сегодня библиотекасодержит 28 тысяч текстовых файлов общей емкостью в 1300 мегабайт. Поколичеству текстов она в десять раз превосходит «Проект Гутенберг» сего тридцатилетней историей и в два с половиной — Internet Public Library с еесолидной финансовой базой. В разных точках России, стран СНГ и дальнего зарубежьясуществует 35 зеркал этого сайта. Все исследователи отмечают поистиневсенародный размах любви к библиотеке Мошкова. Мало какой литературный сайтможет похвастать популярностью таких масштабов.
Одной лишь любовью кчтению, свойственной русской культурной традиции, это явление не объяснить.Важнее здесь то, что эта библиотека создавалась, по сути, самими читателями — поэтому ее наполнение как нельзя лучше отвечает художественным вкусам техсоциальных слоев, из которых состоит читательская масса сегодняшнего русскогоИнтернета.
На ранних этапах своегоразвития русский Интернет («Рунет», как его иногда называют) восновном состоял из людей, профессионально близких к компьютеру — программистов, инженеров, ученых и т.д. Эта тенденция сильна и по сей день, несмотряна приход в Сеть значительного числа гуманитариев. Такой расклад, конечно же,накладывает свой отпечаток на выбор произведений для сетевой публикации. Признакомстве с библиотекой Мошкова поражает, например, обилие текстов в жанренаучной фантастики — не говоря уже о компьютерных руководствах. Классическая желитература представлена там в довольно незначительном количестве, заметноуступая литературе современной.
Литературные сетевыеобозрения и веб-страницы известных литераторов
 
Литературные обозрения
Увеличение числаперсональных страниц и публикуемых на них произведений поставило русскийИнтернет перед новыми проблемами. С одной стороны, выросла писательскаяконкуренция — авторам стало гораздо труднее заявить о себе и привлечь к своейстранице читателей.
С другой же стороны,читатель тоже терялся в океане незнакомых имен и часто не мог найтипроизведений, отвечающих его вкусам и запросам. Все необходимее становилосьструктурирование литературного пространства, то есть жанровое размежевание,подборки, рейтинги, критические обзоры, институты экспертной оценки — все то,что позволяло бы читателю сориентироваться, а автору — выйти на своегочитателя. Литературные обозрения призваны были решить эту проблему.
Собственно литературныхобозрений в отечественном сегменте Сети не так много. Здесь можно найти взвешенные обозрения Сергея Костырко врамках «Книжной полки» на сайте «Инфоарт». Обозрениявыходят с 1997 года и представлены как «современная русская литература взеркале текущей критики; хроника литературной жизни». Вот некоторыезаголовки критических заметок: «Событие: о романе Михаила Бутова „Свобода“;»Майя Кучерская в «Волге»; «Финал премии АполлонаГригорьева 1999 года»; «О романе С. Василенко „Дурочка“. Обозрения Макса Фрая. Калейдоскопический набор всевозможныхлитературных, культурных и околокультурных новостей и комментариев,сгруппированных в таких, например, рубриках: „Свежий фрайбургер“,»Чертова дюжина Макса Фрая", «Все рейтинги», «Архивновостей», «Черствые фрайбургеры», «Что почитать»,«Гостиная», «Безумное чаепитие», «Чужие здесь неходят».
Веб-страницы известныхлитераторов
Владислав Крапивин. Вначале 1998 года страница известного писателя размещена на сервере«Русская фантастика». Редактор — Константин Гришин стремится наиболееполно отразить творчество Владислава Петровича и собрать все материалы о нем. Внастоящее время разыскиваются любые заметки, рецензии, статьи, опубликованные вкнигах и периодических изданиях; отсутствующие в фонде редакции художественныепроизведения Крапивина и иллюстрации к его книгам; материалы, касающиесяэкранизаций произведений писателя.
Николай Коляда. Один изнаиболее интересных сайтов в Сети, разработан Александром Свенцыцким в рамкахранее упоминавшегося проекта «ART — калейдоскоп». В оформлениииспользованы работы художника Владимира Кравцева. Рубрики:«Биография», «Пьесы», «Критика о Коляде»,«Ученики», «Фотогалерея », «Библиография»,«Коляда в Интернет», «Новости от Коляды». Творчествоучеников драматурга также подробно представлено в рамках сайта Н. Коляды. Вячеслав Курицын. Этот литератор «новой волны», несходящий со страниц литературных журналов также смог реализовать себя и вИнтернете. Теперь его отклики на литературную злобу дня появляются наперсональных веб-страницах «Курицын-викли» и «Курицын-дэйли».Разнокалиберные сведения о самом Курицыне можно почерпнуть на веб-странице«Кто такой Курицын». СергейЛукьяненко. Страница молодого русского фантаста размещена на сервере«Русская фантастика». Разделы: «Об авторе»,«Библиография», «Список произведений», «Планы набудущее», «Фотографии», «Интервью»,«Объявления», «Конкурсы», «Рецензии»,«Иллюстрации» и другие.

Вывод
 
В эпоху информационныхтехнологий новые формы коммуникации получают стремительное распространение.В последнее десятилетие благодаря развитию сетиИнтернет произошло резкое увеличение информационного поля, с одной стороны, а сдругой стороны, изменились формы подачи этой информации. Традиционные бумажные носители информации уступают местоэлектронным формам, основанным на интерактивности — тесном взаимодействиипользователя с компьютером.
Возрастающая рольИнтернета в человеческой коммуникации заставляет обратить внимание наособенности текстов, создаваемых в компьютерной сети. Важнейшей составляющей которыхявляется гипертекст.
Из чисто техническогоопыта организации текстового пространства понятие гипертекста пришло влингвистику и литературу.Появление электронныхсредств дало толчок техническому воплощению идеи нелинейности письма, приведшейк появлению в литературе, нового постмодернистского жанра в литературе — сетературы, использующей новые технологии, конечный продукт которой размещаетсяв компьютерной сети, может видоизменяться, редактироваться и быть доступныммногим читателям из разных мест одновременно. Сетература принципиально отличается от традиционных форм художественнойинформации и меняет отношения читателя с автором, превращая их в соавторов. Сетература представлена не только переводом линейных текстовв формат гипертекста, но и художественными произведениями, специально созданными для мировой паутины. Новые возможностив сети способствуют модификации традиционных жанров и типов текста. Происходитне просто смена носителя, а активно разрабатываются новые литературные формы ижанры: гиперпоэзия, гиперроман, гиперрассказ.Появляются новые литературные формы, характерныетолько для сети и сочетающие в себе сразу несколько литературных жанров: блог,гестбух, виртуальная личность и др.
Основные литературныеисточники
сетературавиртуальный личность блог
Литературные журналы и альманахи
«Вавилон» (www.vavilon.ru) (произведения «действующихроссийских авторов» с краткой информацией о них, анонсы и хроникаокололитературных событий),
Переплет" (www.pereplet.ru) В конце каждого рассказа ссылка на небольшую гостевуюкнигу.
Старые «толстые журналы» (www.infoart.ru/magazine) Электронная версия «Новогомира» даже полнее бумажной.Журналы «Звезда»,«Октябрь», «Новая Юность», «Иностраннаялитература» и другие помещают лишь дайджесты.
Электронные библиотеки
www.ekniga.com.ua Литературная информационно-поисковаясистема-каталог
www.megabook.ru Энциклопедия и др.
www.wkipedia.ru
Сетература, кибература
www.litera.ru/slova/teoriya Теория сетературы (теория и критика)
teneta.rinet.ru/1998/seteratura/index.html Лауреатыпремии Сетературы (примеры произведений)
victor-nell.narod.ru/kompas.htm
Компас Сетературы + Манифест
Творчество пользователей:
www.stihi.ru
www.proza.ru
www.poezia.ru
rifma.ru
stihira-dr.narod.ru и др.
Интернет-дневники:
www.diary.ru
www.journals.ru
www.liveinternet.ru
www.teneta.ru/ Сетевой литературный конкурс«Тенета».
poetry.org.ru/ — «Современная российскаяпоэзия».
www.vavilon.ru/ — «Вавилон. Современная русскаялитература».
www.litera.ru/ — «Литература в сети».
www.guelman.ru/frei/ — «Обзоры РуЛиНета от МаксаФрая».
www.litera.ru/slova/ — «Сетеваясловесность».
www.lib.ru/ — Библиотека Мошкова
Сергей Корнев "«Сетевая литература» и завершениепостмодерна"
www.litera.ru/slova/kornev/kornev/
Дмитрий Кузьмин, «Краткий катехизис русскоголитературного Интернета»
www.litera.ru/slova/kuzmin/kuzm-inlit/
Сергей Кузнецов, «Рождение Игры, смерть Автора ивиртуальное письмо»
www.litera.ru/slova/teoriya/kuznet/
Алексей Андреев, «CETERAтура, как ее NET»
www.litera.ru/slova/andreev/setnet/
Линор Горалик, «Типа рассказ почитать...»
www.russ.ru/netcult/19991015_goralik/
Александр Шерман, «Гутенберг будет Федоров?»
www.russ.ru/journal/netcult/98-11-13/sherm/
Александр Житинский, «Самиздат XXI века»
www.russ.ru/netcult/99-07-08/zhitinsk/
Сергей Костырко, «Сетевая литература»
www.infoart.ru:8000/magazine/novyi_mi/n1-20/netlib/
www.litera.ru/slova/teoriya/
www.zhurnal.ru/staff/gorny/texts/icr_contents/
teneta.rinet.ru/CHAT/archive/
Раздел «Теория сетературы» на сайте «Сетеваясловесность»
litera.ru/slova/teoriya/index/
Справочник по истории интернета
www.delphi.com/navnet/faq/history/
www.isoc.org/internet-history/
Словарь компьютерного сленга Дениса Садошенко.
www.sleng_dict.txt/

Приложение.
 
Особенности русскогоязыка в Интернете
I) Фонетическийуровень
1) Транслитерация. На многих сайтах, особенноанглоязычных, но где общается русскоязычное население, невозможно использованиекириллического текста, там пишут русский текст латинскими буквами.Транслитерацию также можно использовать при написании СМС
2) Словозаменяется транскрипцией. Т.к. в чатах и на форумах речь в основном идет о неформальном общении,общении в режиме реального времени, то для экономии речевых средств людиначинают «писать как говорят»: ща, сек, прива, мск, хто, норма (всмысле, дела нормально), сори, убег, и т.д.
3) Использованиезаглавных букв вкачестве заменителя особой интонации и динамики. Пример: Народ,ХЕЛЛЛЛЛППППП!!! Прога виснет. К завтрему рефер нести, а она не пашет…ЧТОДЕЛАТЬ????
4) Использованиепиктограмм. Необходимы для выражения эмоций и экономии речевых усилий. Пример:
:-) Ваша оcновная улыбка.
;-) Улыбка c подмигиванием.
:-( Хмуpая физиономия.
:-I Индиффеpентная физиономия.
:-> Саpкаcтичеcкая физиономия.
>:-> Саpкаcтичеcкая физиономия cдьявольcким оттенком.
>;-> То же плюc подмигивание..
II) Словообразование
1) Использованиесуффиксов –er–: программер, спамер, ламер, гамер, хакер, юзер;-ик-: поисковик, сетевик, виртуальщик, компьютерщик, взломщик,фидошник, -ане-: сетяне, чатяне, форумчане, -ух-: видюха,линуха, игруха, звуковуха
2) Аббревиатуры.
а)  FAQ — Frequently AskedQuestions (часто задаваемые вопросы). Собрание ответов на них. МногиеWWW-сервера имеют такие разделы и мы не исключение. Предназначены дляначинающих.
б)  GIF — Graphic InterchangeFormat (формат графического обмена).
в)  IMHO — In My Humble Opinion (по моемускромному мнению).
г)  TCP/IP — TransmissionControl Protocol. Протоколпередачи информации между компьютерами в Internet.
д)  AAMOF As A Matter Of Fact Как факт, на самом деле
е)  ADN Any Day Now Теперь в любое время
ж)  AFAIK As Far As I Know Hасколько мне известно
з)  AFAIR As far as I rememberНасколько я помню
и)  AISE as I see it как мне кажется
к)  6. AMF Adios Muthafukka Прощай с… ин сын
л)  CU See You Увидимся
м)  CUL, CUL8R See You Later Увидимся позже
н)  CYA Cover Your Arse Прикрой своюзадницу…
о)  2 (too) — также
п)  4 (for) — для
р)  10x (thanks) – спасибо … и т.д.
3) Сложениесложных слов: Интернет-магазин,вэб-мастер, линкменеджер, вэб-дизайнет, кросспостинг, фтп-сервер, и т.д.
4) Глаголы: гуглировать, линкерствовать,пинговать, крякнуть, патчить, чатится, и т.д.
5) Языковая игра: чайник, железо, железяка, ламер,мойдодыр (модератор), юзверь и т.д.
III) Лексика
1) Арго:
а)  БИОС (BIOS — basic input/output system)
б)  Витая пара(twisted-pair cable)
в)  Демон (daemon) служебная программасистемы Unix
г)  Домен (domain)
д)  ДРАМ (DRAM — Dinamic Random AccessMemory)
е)  ИПИкс/СПИкс (IPX/SPX — internetwork packet exchange/sequential packetexchange) протокол для локальных сетей.
ж)  Кластер (cluster) набор секторов нажёстком диске, который может содержать файл или часть файла.
з)  Свич (switch)
2) Жаргон:
а)  Кряк (crack)
б)  КЭШ (cache memory)
в)  Компакт-диск (CD-ROM)
г)  Мессага, месседж, мессидж (message)сообщение.
д)  Метр, мег (megabyte) см. Мегабайт
е)  Модератор, модерун, мойдодыр(moderator) управляющий чем-либо, например, чатом.
ж)  Миди (MIDI — Music Instrument DeviceInterface)
з)  МПЕГ (MPEG — Motion Picture Expert Group)
и)  URL, путь, адрес
к)  Баннер, линк
3) Сленг:
а)  Ник (nick name или nick)псевдоним в компьютерной сети, часто используемый в чатах
б)  Патч (patch)
в)  Повисание, зависание (lockup)
г)  Прога, программа (program)
д)  Регистр (register)
е)  Роуминг (rouming)
ж)  Сайт (site)
з)  Сетевуха (net card)
и)  Сисадмин (Sysadmin)
к)  Скроллер, ползунки(scroller)
л)  Спам (spam)
м)  Блог
н)  ЖЖ, …и т.д.
4) Заимствованныеслова.
а)  Счетчик (counter)
б)  Тачпад (TouchPad)
в)  Трафик (traffic)
г)  Файл (file)
д)  Флоп (diskette, floppydisk)
е)  Хаб (Hub) усилитель-разветвитель для локальных сетей
ж)  Хост (host) сетеваярабочая машина
5) Ироническиежаргонизмы:
а)  Фидошник
б)  наСИльник
в)  Хомяк
г)  ЧаВо
д)  Шнурок, сетка, локалка
е)  Экзешник
IV) Синтаксис.
1) Экспрессивные,усеченные конструкции. Ну…это…того самое…не…
2) Гипертекстоваяструктура


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости
Реферат El Salvador Essay Research Paper About the
Реферат Творчество Пабло Пикассо
Реферат Оценка деятельности преподавателя-лектора и преподавателя, ведущего практические занятия
Реферат Проблема рационального природопользования и охрана окружающей среды на территории Среднего Приоб
Реферат Аэрографическая роспись автомобиля
Реферат Computers Essay Research Paper Computers are the
Реферат Механизм создания скандального имиджа. Психология рекламы
Реферат Англосаксонська модель правового регулювання лобістської діяльності (на прикладі США, Канади)
Реферат Будова автомобіля
Реферат Визначення технічного стану дизельних двигунів
Реферат Вагон пасажирський жорсткий
Реферат Налично-денежный оборот и его прогнозирование
Реферат Вантажні перевезення
Реферат Вагон