О фильме Александра Сокурова «Скорбноебесчувствие»
Вадим Руднев
«Скорбноебесчувствие» — фильм Александра Сокурова (1986) по мотивам пьесы БернардаШоу «Дом, где разбиваются сердца» (1913 — 1919). Подзаголовок пьесы — «фантазия в русском духе на английские темы». Имелся в виду театрЧехова с его бессюжетностью и медитативностью. Сценарий к «С. б.»написал известный поэт Юрий Арабов, частично соприкасающийся в своем творчествес поэтикой концептуализма.
Схемасюжета пьесы Шоу такова. В дом капитана Шотовера, где он живет со своей дочерьюГесионой и ее мужем Гектором (старик капитан притворяется маразматиком, будучина самом деле самым умным из всех персонажей), приезжают одновременно: егостаршая дочь Ариадна, которую здесь не видели много лет, со своим любовникомРенделлом; молодая девушка Элли Дан, собирающаяся выйти за богача АльфредаМенгена; сам Менген; отец Элли, Мадзини Дэн, «солдат свободы», а насамом деле управляющий у Менгена. Как только гости приезжают, их планы рушатся- сердца разбиваются.
Эллибыла романтически влюблена в некоего Марка, коим оказывается муж Гесионыкрасавец Гектор, который ее все время обманывал, рассказывая о себе небылицы.Пережив душевную драму, Элли за несколько минут из восторженной и глуповатойдевушки делается циничной и жесткой. Гектор влюбляется в Ариадну, Менген — вГесиону. Гесиона озабочена тем, чтобы соблазнить отца Элли, Мадзини Дэна, нобезуспешно. Тем временем старик Шотовер собирает в доме динамит, чтобы взорватьмир «капиталистов» — действие происходит во время первой мировойвойны. В финале пьесы в подвал, где хранится динамит, попадает бомба, но все,кроме Менгена, который полез туда прятаться, остаются невредимыми.
Названиефильма «С. б.» означает психическое состояние меланхолическойанестезии эмоций при тяжелой депрессии, шизофрении или шоке. В пьесе Шоу этоназвание отражает бесчувственность героев по отношению друг к другу и к миру,особенно это свойственно Гесионе. Шоу как бы показывает хороших людей в плохоммире. Сокуров средствами поэтики конца ХХ в. показывает тех же людей в ещеболее плохом мире.
Квесьма умеренному неомифологизму пьесы Шоу — три античных мифологических имени,соотносящиеся с сутью их носителей весьма относительно (Гектор — невоин-храбрец, а красавец мужчина; Гесиона, в античной мифологии дочь царя Трои,которую в качестве жертвы приковали к скале, чтобы спасти город от чудовища, уШоу скорее жертва времени, утонченная «умная ненужность»; Ариадна — светская львица, не протягивающая никому никаких нитей к спасению), — Сокуровдобавляет еще кабана по имени Валтасар, причем на «Валтасаровом пиру»в конце фильма (по античной мифологии, это пир накануне конца света) съедаютсамого Валтасара. На античном пиру Валтасара есть зпизод, когда на стене вдругпоявляются непонятные буквы, свидетельствующие о конце света. В «С.б.» этому соответствует тот факт, что акустика сделана так, что героиподчас не слышат и не понимают друг друга, а героев не слышит и не понимает зритель(это первая особенность поэтики фильма Сокурова).
Втораяособенность заключается в том, что все сцены идут в музыкальном сопровождении,причем репертуар самый разнообразный — от И. С. Баха и Доменико Скарлатти домузыки из фильма Диснея «Три поросенка».
Так,например, сцена несостоявшегося анатомирования «трупа» Менгена,которого гипнотически усыпила Элли, сопровождается сонатой Скарлатти, а ввизуальном плане эта сцена предстюляет собой интертекст — соответствующуюкартину Рембрандта. Этой сцены у Шоу нет. Для нее режиссер ввел специальногоперсонажа — доктора Найфа (от англ. knife — нож), полусумасшедшего чудака,любителя повозиться с трупами и сторонника теории, что у человека слишком многолишних органов; чтобы поверить теорию практикой, он выдавил себе один глаз.
Другаяособенность, идущая от учителя Сокурова Андрея Тарковского (см.«Зеркало»), заключается в том, что цветные игровые кадры постоянномонтируются с документальными черно-белыми: старичок Шоу приветствует зрителей(что символично переводит действие в план второй мировой войны — Шоу умер в1950 г.), летит дирижабль, танцуют туземцы на Занзибаре, где капитан Шотоверкогда-то женился на негритянке и продал душу африканскому дьяволу. В результатефильм получается в высшей степени полифоническим и карнавализованным (см.полифонический роман, карнавализация).
Приэтом документальные кадры подчеркивают не реальность того, что происходит, аеще большую фантастичность. При том, что в традициях неореализма в фильмеснимаются в основном непрофессиональные актеры.
Вкачестве персонажа введен и сам старик Шоу, который общается с капитаном; онивместе читают пьесу «Дом, где разбиваются сердца», как партитуру(текст в тексте), но несовпадений слишком много. В знак этого капитан беретстаричка Шоу на руки, как ребенка, и вышвыривает из окна, так сказатьвыбрасывает «за борт» своего корабля.
Такимобразом, и текст пьесы с ее чеховскими аллюзиями, и реминисценции в духеТарковского, и неореализм — все подвергается режиссером основательнойдеконструкции.
Еслиговорить об идеологической стороне фильма, то все конфликты, заданные в пьесеШоу, в «С. б.» предельно заострены: Менгена заставляют символическиумирать и воскресать (произносится травестированная евангельская фраза:«Менген, встань и ходи»); усилены эротические отношения Гесионы иЭлли, а также гетеросексуальные — между Гектором и Ариадной; Ренделл, любовникАриадны, кончает с собой; брак между Элли и капитаном, который в пьесевоспринимается как шутка, становится вполне серьезным, во всяком случае не менеесерьезным, чем все остальное; наконец, бомба попадает в дом — и финалоткровенно трагичен, герои спасаются на ковчеге, пропадает цвет, тело Ренделлавыбрасывают за борт, и Ариадна бросается в воду и плывет за ним. Пролетает стаягусей. С топотом проносится стадо жирафов — последний кадр фильма.
Безусловно,что «С. б.» был первым и последним постмодернистским шедевромсоветского кино.
Вследующих фильмах стиль Сокурова очень изменился в сторону трагизма игуманизма. В целом его подход к кинематографу можно назвать постмодернистскимгуманизмом. />СМЫСЛ
— «способ представления денотата в знаке » (определение ГоттлобаФреге). Это означает, в частности, что у знака может быть несколько С. приодном денотате, то есть том предмете, который этим знаком обозначается.Например, имя «Аристотель» может иметь несколько смыслов:«ученик Платона», «учитель Александра Македонского»,«автор первого трактата об искусстве поэзии». Но эти смыслы не всегдамогут быть заменены друг другом так, чтобы информация, передаваемаяпредложением, оставалась той же самой. Так, например, предложение:
Аристотель- это Аристотель
ненесет никакой информации, а предложения
Аристотель- это учитель Платона
и
Аристотель- это учитель Александра Македонского
несутразную информацию.
С.есть не только у слова, но и у предложения. Им является содержание предложения,высказанное в нем суждение. При этом если это предложение сложное, например:Учитель сказал, что Аристотель был учителем Александра Македонского, — то вэтом случае придаточная часть предложения перестает быть истинной или ложной(вся ответственность за истинность или ложность этого утверждения ложится, вданном случае на учителя). И денотатом придаточного предложения перестает бытьего истина или ложь — им становится его С. Поэтому так трудно проверитьсказанное кем-то — ведь это только мнение, поэтому в суде требуется как минимумдва свидетеля (ср. событие).
Бываютпредложения, у которых есть смысл, но нет или может не быть денотата.Знаменитый пример Б. Рассела:
Нынешнийкороль Франции лыс
Послеустановления во Франции республики это предложение не является ни истинным, ниложным, так как во Франции вообще нет короля.
Нобывают предложения, на первый взгляд вовсе лишенные С. Например, предложение,которое сконструировал знаменитый русский лингвист Л. В. Щерба:
Глокаякуздра бодланула бокра и кудрячит бокренка.
Кажется,что это полная абракадабра. Но это не совсем так. Ясно, что здесь идет речь окаком-то животном и его детеныше и что животное что-то сделало с этим детенышем.
Неменее знаменитый пример приводил Ноам Хомский, основатель генеративнойлингвистики:
Бесцветныезеленые идеи яростно спят.
Хомскийсчитал, что это предложение совершенно бессмысленно. Позднее Р. О. Якобсондоказал, что и ему можно придать смысл: бесцветные идеи — вполне осмысленноесловосочетание; бесцветные идеи могут быть еще и «зелеными», то естьнезрелыми; они могут «спать», то есть бездействовать, не работать; а«яростно» в данном контексте может означать, что они бездействуютокончательно и агрессивно. С., таким образом, влезает в окно, когда его гонят вдверь. На этом построена заумная поэзия Велимира Хлебникова и обериутов,знаменитые абсурдные стихи из «Алисы в стране чудес»:
Воркалось,хливкие шорьки
Пырялисьпо нове.
Ихрюкотали зелюки,
Какмумзики в мове.
Языкимеет такую странную особенность: он все осмысливает. Каждое слово можноописать другим словом. На этом построен эффект метафорической поэзии. Например,вот как писала Ахматова, определяя, что такое стихи, в стихотворении «Простихи»:
Это- выжимки бессонниц,
Это- свеч кривых нагар,
Это- сотен белых звонниц
Первыйутренний удар...
Это- теплый подоконник
Подчерниговской луной,
Это- пчелы, это — донник,
Это- пыль, и мрак, и зной.
Список литературы
ФрегеГ. Смысл и денотат // Семиотика и информатика.- М., 1977.- Вып.8.
РасселБ. Введение в математическую философию.- М., 1996.
АрутюноваН.Д. Предложение и его смысл. — М., 1972. />
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.ru/