Реферат по предмету "Культура и искусство"


Немного о святках в допетровской Руси

Напомнювам, уважаемые читатели, что праздник Рождества является для христианвоплощением идеи двумирности, так как бог сошел на землю, «преклонивнебеса». И, следовательно, пафос всего праздника заключается в том, чтопроизошло соединение Божеского и человеческого. Вочеловечившись, Иисус Христостем самым низвел Бога до человека, но одновременно и поднял человека до Бога.Рождество тем самым упраздняет понятие «верха» и «низа», инебо становится землей, а земля небом, отменяется всяческая иерархия: в Минеяхнаписано, что Бог
«врабех кесаревым повелением написатися покорся и нас, рабы сущая, врага и грехаосвободил еси».
Теманеба, ставшего землей, и земли, превратившейся в небо, является, таким образом,ведущей рождественской темой. В тех же Минеях говорится:
«Небои земля днесь совокупися, рождьшуся Христу, днесь Бог на землю прииде, ичеловек на небеса взыде».
Вбогослужении пелось, что когда рождается Христос
«данижняя с вышними совокупит».
ВРождестве противоположности меняются местами, как бы играют:
«Безплотный- воплощается, слово — одебеливает, невидимый — видится, и неосязаемый — осязается, и безначальный — начинается, сын Божий — сын человеч бывает», —
такговорят Минеи. Ведь всесильный Бог и немощный младенец соединились в одномлице. Эта мысль могла людей и умилять, и устрашать, но для всех она была самойактуальной и насущной. Виршеписец Лука Голосов (XVII век) писал:
«Зряйбезлетнаго и невместимаго всеми общаго Творца и Владыку во убозем вертепепочивающа, яко младенца. Видяй неприступнаго и неприкосновеннаго света пеленамиповиенна. Смотряй содержащаго вся рукою во яслех ради нас положенна».
Всесместилось: свободный стал рабом, царь — подданным, владеющий всем — нищим. Какписал Афанасий Александрийский:
«Ктоне почюдится Господню снизшествию: горе — свобод и доле — написан, горе — сын идоле — раб, горе — царь и доле — наемник, горе — богат и доле — скуден».
ЗемноеРождество является уничижением Бога, но такое уничижение имеет амбивалентныйсмысл, так как одновременно и возвышает:
«Обнищиваетбогатый, мене обогащая Божеством, зле обнищавшаго невоздержанием».
АХристос, воплотившись, обожил человека:
«Въсприатподобие наше от нас… да человечество, грешно суще, Богу будетпричастно».
Влитургическом гимне о Христе поется, что он
«обожившийземлеродных существо».
СимеонПолоцкий:
«Итак род наш ныне обожися, аке железо огнем распалися».
ДимитрийРостовский:
«Человекомбывает через милость премногу, да бренна человека уподобит Богу».
Такимобразом, Христос, придя на землю, встал посреди божеского и земного, междужизнью и смертью.  Установлено, что средневековая народная культура длявыражения амбивалентной идеи прибегает, главным образом, к понятиям телесноговерха и низа. Так как для средневекового сознания человек был малым миром, тоего верх и них являлись небом и землей. Перемена местами телесного верха иниза, их единство и взаимная замещаемость иллюстрировала идею двумирности нателесном уровне. Отсюда вытекают и все кажущиеся нам странными различныесвяточные обряды, о многих из которых я уже писал год назад. Во все святочныедни продолжались буйные игры, ходили ряженые, практиковалось разнообразноепереодевание, а также кощунственные шутки и дьявольский смех.
Русскийнарод от души предавался подобным развлечениям, что не могло не раздражатьсвященнослужителей и светские власти. Вот что написано в царской грамоте от1648 года:
«Аоб рождестве Христове и до Богоявлениева дни сходятся мужесково и женсково полумногие люди в бесовское сонмище ко дьявольской прелести, многое бесовскоедейство играют, во всякие бесовские игры. А в навечерии Рождества Христова иВасильева дни и Богоявления Господня клички бесовские кличут — коляду, итайсень, и плугу. И многие человецы неразумием веруют в сон и встречу, и вполаз, и во птичий грай, и загадки загадывают, и сказки сказывают небывалые, ипразднословие с смехотворением и кощунанием, и души свои губят такимипомраченными и беззаконными делами. И накладывают на себя личины и платьяскоморошеское, и меж себя нарядя бесовскую кобылку водят».
Чутьпозже в «Стоглаве» было записано:
«Ив навечерие Рождества Христова, и в навечерии Богоявления Господня сходятсянароди, мужи и жены и девицы, на ночное плешевание и безчисленный говор, набесовские песни и плясание… И в праздник весь день мужи и жены и дети вдомех, по улицем отходя, и по водам глумы творят всякими играми и песньмисотанинскими и многими виды скаредными».
Ноописываемые выше явления были достаточно древними и устоявшимися в народнойсреде. Борьба с ними пыла безрезультатной, так что мы не очень удивимся, когдав патриаршем указе 1684 года прочитаем:
«Ведомовеликому господину святейшему Иоакиму патриарху Московскому и всея Русиучинилось, что на Москве не хранящие закона Божия… в 24 числе, в навечерииРождества Иисус Христова, ненаказаннии мужескаго полу и женска собрався многимчислом от старых и молодых, мужи с женами и девки, ходят по улицам и переулкам,к беснованным и бесовским песням, сложенным ими, многия сквернословияприсовокупляют и плясания творят на разжение блудных нечистот и прочихгрехопадений. И проебражающеся в неподобныя от Бога создания, образчеловеческий пременяюще, бесовское и кумирское личат, косматые и инымибесовскими ухищреньями содеянные образы на себя надевающе, плясаньми и прочимиухищреньми православных христиан прельщают, отвращающе от святыя Божественныяцеркви и от празднества Рождества Спасителя нашего Бога, приводят вдушепагубный грех. Також и по Рождестве Иисус Христове, во двою надесять днехдо Крещения Господа нашего Иисус Христа, таковая и бесовская игралища ипозорища содевают на прелесть и соблазн православным христианом».
Казалосьбы, очевидно, что и светские, и церковные власти осуждают святочные игры иназывают их «бесовскими», но есть свидетельства, что подобныепроявления празднеств, если и не одобрялись, то молчаливо дозволялись сверху.Так в житии Иоанна Неронова говорится о том, что уже в молодости этот Иоанн былбольшим ревнителем благочестия и однажды был жестоко избит ряжеными, которые незахотели слушать его обличения. Это произошло на святках в Вологде,
«когданеразумнии люди обыкоша собиратися и на бесовския игрища паче прочих дней,налагающе на лица своя личины разныя страшныя по подобию демонскихзраков».
Таквот эти самые ряженые, которых пытался обличать Иоанн Неронов, выходили из…архиерейского дома. Тут уж, как говорится, ни убавить, ни прибавить. И мы уженесколько другими глазами будем смотреть на все приведенные выше свидетельства,учитывая, что все они носят официальный характер. А неофициально…
Пещное действо
Вряду рождественских празднеств выделяется любопытный обряд или чин«пещного действа». Это чин зафиксирован на Руси письменнымиисточниками в начале XVI века, но по косвенным признакам он существовал уже всередине XIV века, если не раньше. Многочисленные исследователи указывают, чтообряд пещного действа пришел на Русь из Византии. Вот как описывал его,побывавший в 1588 году в Москве Дж. Флетчер:
«Занеделю до Рождества совершается еще обряд...: Каждый епископ в своей соборнойцеркви показывает трех отроков, горящих в пещи, куда ангел слетает с церковнойкрыши, к величайшему удивлению зрителей, при множестве пылающих огней,производимых посредством пороха так называемыми халдейцами, которые впродолжение всех двенадцати дней должны бегать по городу, переодетые вшутовское платье и делая разные смешные шутки, чтобы оживить обряд, совершаемыйепископом. В Москве царь и царица всегда бывают при этом торжестве».
«Халдейцами»назывались участники чина пещного действа, которые исполняли роли мучителейтрех отроков. Только им официально разрешалось бегать ряжеными по городу втечение всего времени святок. Ну а что творилось неофициально, вы уже моглипрочитать в предыдущем очерке. Адам Олеарий свидетельствовал, что патриархразрешал «халдейцам» бегать по городу в течение восьми дней доРождества и восьми дней — после, вплоть до Крещения. Они бегали с потешнымиогнями в руках и поджигали бороды (часто соломенные у других ряженых) испециально подготовленные возы сена или соломы. При этом «халдейцы»были одеты как масляничные шуты, на головах носили деревянные раскрашенныешляпы, а бороды обмазывали медом. Эти официальные святочные ряженые выходили, сталобыть, на улицу прямо из храмов!
Чинпещного действа совершался примерно за неделю до Рождества. Если Рождествоприходилось на понедельник или вторник, то в неделю святых праотец, либо внеделю святых отец, если Рождество попадало на другие пять дней. Он был частьюслужбы утрени.
Вдень действа при пении канона утрени седьмая и восьмая его песни [темой которыхи были мучения трех отроков, не пожелавших поклониться ветхозаветному идолу]сопровождались священнодействиями и составлявшими пещное действо. Посредине храмаустанавливалась пещь. Отроки и «халдеи» в особых нарядах входили вцерковь вместе с патриархом или архиереем. Дело в том, что это действо моглоустраиваться не только в присутствии патриарха, но и в соборных церквах примитрополите или архиепископе. Затем отроки вводились в алтарь, а перед началомпения их выводил оттуда наставник связанными за шеи длинным полотенцем так, чтоодин конец его находился спереди, а второй сзади. Наставник вручал отроковожидавшим их «халдеям», а те вводили их в пещь. В то время как отрокираспевали в пещи канон, «халдеи» разгуливали вокруг пещи с особогорода «халдейскими свечами», пальмами и трубками, наполненными горючеютравою, и разжигали огонь. Когда во время пения протодиакон возглашал:
«Ангелснииде!» —
из-подкупола собора спускалось в пещь изображение ангела. «Халдеи», увидевангела, падали ниц. После того как ангел скрывался, «халдеи»поклонялись отрокам и выводили их из пещи. Отроки же, выйдя из пещи, говорилимноголетие архиерею и царскому роду. Затем в пещи читалось Евангелие; передэтим в нее вновь входили отроки, провожаемые «халдеями», и с нимипротодиакон и протопоп, читавший Евангелие.
Выможете спросить, уважаемые читатели, какое все это действо может иметьотношение к Рождеству? Самое непосредственное! Дело в том, что оносимволизирует Рождество. Да, да! Чудо о трех отроках, Анании, Азарии и Мисаиле,ввергнутых в горящую пещь нечестивым царем Навуходоносором, но не опалившихсяпещным огнем, есть прообраз чудесного рождения Иисуса Христа, когда божественныйогонь, вселившийся в деву Марию, не опалил ее естества.
Запримерами далеко ходить не надо. Я приведу выдержки из некоторых церковныхпеснопений:
«Чудапреестественнаго росодателная изобрази пещь образ, не бо яже прият юныя, якониже огонь божества Девы, в ню же вниде утробу»;
«Тебеумную, Богородице, пещь разсмотряем вернии: яко же бо отроки спаси трипревозносимый; мир обнови во чреве твоем всецел хвальный отцев Бог ипреславен»;
«Прописуютверою авраамстии трие отроци твое безсеменное рождество. Божеством бы сыйнеопальное слово из тебе плотью хотением описуется, Богородице в Вифлеемерождаешь на спасение человеком»;
«Вавилонскаяпещь отроки не опали, ниже божества огнь деву растли»;
«Якопещь древле приемшая отроки не опали, тако и дева, заченши зиждителя, неопалися утробою»;
«Утробуне опально образуют отроковицы, иже в ветсем опаляемии юноши, преестественнорождающую запечатленну».
Достаточноцитат? Тогда пойдем дальше.
То,что пещное действо имело непосредственное отношение к Рождеству, видно из тогообстоятельства, что оно совершалось не 17 декабря, в день трех отроков, когдасовершалась отдельная им служба, а отдельно, в неделю святых отец или праотец.Когда патриарх приходил звать царя к пещному действу, он обращал внимание егона символический смысл его, относящийся к Рождеству, говоря:
«Празднуемпреобразование бывшея пещи халдейския».
Тематрех отроков в пещи проходила через все рождественское богослужение в видеотдельных песнопений, постепенно нарастая от 17 к 25 декабря и стихая к 6января. Итак, мы видим, что пещное действо имеет самое непосредственноеотношение к Рождеству.
Ноэто церковное действо непосредственно ступало в уличное празднество, а связьмежду ними осуществлялась благодаря «халдеям», которые на протяжениисвяток принадлежали одновременно и храму и улице. Халдеи вместе с отроками,помимо исполнения самого действа, участвовали с причтом во всех богослуженияхдня, в который совершалось действо, а также в богослужениях дня Рождества. Чинот начала XVI века сообщает:
«Ана праздник Рождества Христова провожают митрополита по тому ж чину отроцы ихалдеи и подьяки к вечерни и от вечерьни, к заутрени и от заутрени и действуютвся опричь пещново действа».
Нарядус этим «халдеи» бегали по улицам в своих шутовских нарядах с потешнымиогнями в руках, поджигая встреченные возы сена и опаляя бороды прохожих. Этобыли те же святочные ряженые, но их одежда и атрибуты были атрибутамицерковного действа.
Двойственный(или по научному амбивалентный) характер халдейского огня станет нам болеепонятен, если мы рассмотрим его символику в пещном действе. С одной стороны мыпривыкли, что огонь всегда был символом ада. Халдейская пещь — это адская пещь,прообраз самого ада, а нечестивый царь, разжигающий ее, и его помощники,«халдеи», творят сатанинское дело, когда хотят казнить праведников.Их огонь — это орудие дьявола.
Ноодновременно это и божественный огонь, ибо халдейский огонь прообразуяРождество, символизирует божество, вселившееся в человеческую плоть, но неопалившее ее. Об этом же трактует и символика кадила:
«Чтоесть кадило именуется? То есть утроба Богородицы. Что есть углие в кадиле? Тоесть Христос бог наш».
Ив образе неопалимой купины огонь тоже присутствует как воплотившееся божество.А вот как трактовал ветхозаветный текст митрополит Макарий:
«Ипакы тъжде пророк Иоиль рече:
»Дамчюдеса на небеси выспрь и на земли внизу: кровь и огонь и курение дыма".
Кровь- въплощение, огнь же — божество, курение же дыма — дух святой".
Итак,видно, что огонь халдейской пещи был не только адским огнем, но и божественнымогнем, очищающим и возрождающим. Для греховного человека огонь будет убивающим,адским, а для духовного, праведного — очищающим и возрождающим. Эта символика,связанная с огнем, была глубоко усвоена в православном мире, к ней постоянноприбегали. Только в годы насаждаемого атеизма она как-то поблекла вобщественном сознании, но в наше время, я надеюсь, она опять закрепится внароде.
Вчине пещного действа огонь, разожженный халдеями, оказывался убийственным дляних самих. После появления ангела уже не «халдеи» разжигали огонь, игорящие трубки переходили в руки дьякона, принимавшегося палить«халдеев». Выходящим из пещи отрокам, один из «халдеев»говорит:
«Мычаяли вас сожгли, а мы сами сгорели».
Неслучайно «халдеи» поджигали попадавшиеся им навстречу возы сена ит.д. Ведь в средневековой символике сено и солома были образами всегогреховного, земного, отжившего. Например, Иоанн Предтеча в песнопенияхпразднества Крещения, так обращается к Иисусу Христу:
"…огнь сый, владыко, да не опалиши меня, сено суща", —
тоесть он называет его огнем, а себя сеном.
Вславянских народных обычаях зафиксирован обряд возжения соломы, который былустойчиво привязан ко времени святок [Этот обряд связан также с обычаем гретьмертвецов. — Прим. Ст. Ворчуна]. Это сожжение символизировало преодолениеветхого мира, а вместе с ним и преодоление смерти. Подтверждением этого тезисаслужит тот факт, что в Великий четверг на страстной неделе этот обрядповторялся. Как свидетельствует Стоглав:
«Ввеликий четверг порану солому палят и кличут мертвых».
Адоминантой праздника Воскресения является тема преодоления смерти. Так чтопреодоление смерти является одной из ведущих тем и Рождества. В неделю святыхпраотец звучало:
«Благоволилеси… родитися нас ради, да преждепадшего спасеши праотца нашего… и,расторгнув смертныя узы, совозставиши вся яже от века сущыя в мертвых».
Ноя уже давно удаляюсь от объявленной темя данного очерка, хотя здесь все вродебы и связано. Надеюсь, что данный очерк поможет вам, уважаемые читатели, лучшепонять сущность отмечаемых нами праздников.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.