Министерствообразования РФ
УГАХА
Кафедра историиискусств и реставрации
Реферат
по историиискусств
Национальныйхарактер творчества Растрелли
Исполнительст. гр.361 Хусанова Е.И.
Руководительпроф. Голобородский М.В.
Екатеринбург2008
Содержание
Введение
Глава 1. Творения Растрелли
1.1 Екатерининский дворец
1.2 Смольный монастырь
1.3 Ансамбль Петергофа
1.4 Зимний дворец
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Значение зодчества первой половиныXVIII века — прежде всего в успешном освоении проектирования и строительствановых типов зданий, в глубоком внимании к градостроительным вопросам, в упорнойработе над новыми архитектурными приемами — лаконичными и рациональными,опирающимися на традиции и в то же время соответствующими многообразиюактуальных задач.
Стиль архитектуры этого времени можетбыть охарактеризован как раннее барокко, в котором сплавлены воедино русскиеархитектурные традиции XVII века и привнесенные формы западноевропейскогостроительства. Планы сооружений этого времени отличались относительной простотойи структурной четкостью. Этими же качествами характеризовались, как правило, иархитектурно-пластические решения фасадов и интерьеров. Специфически барочныемотивы распространялись в основном лишь на некоторые детали декоративногопорядка (рисунок фронтонов, наличников окон и дверей и проч.). Умеренность ирациональность архитектурных приемов петровского и послепетровского периодов взначительной мере обусловливались необходимостью исходить при постройке зданийиз жестких требований экономии.
Общая направленность строительствасередины XVIII века принципиально другая, чем в начале столетия. В эти годыкраткого по времени подъема дворянской монархии определяющими были дворцовые ицерковные сооружения. Они должны были всем своим обликом — размерами, богатствоми разнообразием отделки, цветом — привлекать к себе внимание, резко выделятьсясреди других построек. В пригородных районах, при дворцах создаются большиепарки с геометрической регулярной планировкой и многообразными декоративнымисооружениями. Они служат парадным фоном для находившихся в них большихдворцовых зданий.
Эти особенности строительствасередины XVIII века получают свое полное выявление в творчестве крупнейшегоархитектора того времени Франческо-Бартоломео Растрелли, сына известногоскульптора. Творчество Растрелли-сына целиком принадлежит русскому искусству.Его творчество отразило возросшую мощь Российской империи, богатство высшихпридворных кругов, которые были основными заказчиками великолепных дворцов,созданных Растрелли и возглавляемым им коллективом. В своих ранних постройкахРастрелли использует те приемы, которые были характерны для строительстваначала столетия. В дальнейшем, с середины 1740-х годов, его творчествостановится очень своеобразным: расширяются размеры зданий, появляютсявнутренние парадные дворы, увеличивающие пышность и торжественность въезда водворец, усиливается рельеф фасадов благодаря широко примененным и в различныхритмах располагаемым колоннам и пилястрам. Вводится интенсивная расцветказданий, построенная на ярких тонах и позолоте. Для внутренней планировкидворцовых зданий характерен прием анфиладного размещения залов и комнатдлинными рядами, с дверями, расположенными по одной оси. Вследствие этогосоздается иллюзия бесконечной цепи уходящих в глубину помещений. В отделкебогато используется деревянная, обычно позолоченная резьба — орнаментация искульптура, а также зеркала, живописные вставки.
Самыми крупными и характернымипостройками Растрелли были три больших комплекса — Екатерининский дворец(1752-1756) в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимний дворец (1754-1762, ил. 32)и Смольный монастырь (1748-1764) в Петербурге, представляющие собой как бы тритипа дворцов: загородного, городского и дворца-монастыря.
В целом первые проекты Растрелли,относящиеся к 1730-м гг., в значительной мере еще близки к стилю петровскоговремени и не поражают той роскошью и помпезностью, которые проявляются в егонаиболее прославленных творениях — Большом (Екатерининском) дворце в ЦарскомСеле (ныне г. Пушкин), Зимнем дворце и Смольном монастыре в Петербурге.
Деятельность Растрелли в основномбыла направлена на создание дворцовых сооружений. Но и в церковном зодчестве оноставил чрезвычайно ценное произведение — проект ансамбля Смольного монастыря вПетербурге. Строительство Смольного монастыря, начатое в 1748 г., растянулосьна многие десятилетия и завершилось архитектором В.П. Стасовым в первой трети19 в. К тому же такая важная часть всего ансамбля, как девятиярусная колокольнясобора, так и не была осуществлена. В композиции пятиглавого собора и целомряде общих принципов решения ансамбля монастыря Растрелли непосредственноисходил из традиций древнерусского зодчества. В то же время мы видим здесь ихарактерные черты архитектуры середины 18 в.: пышность архитектурных форм, неистощимоебогатство декора.
Глава 1. Творения Растрелли
1.1 Екатерининский дворец
Екатерининский дворец — громадноевытянутое здание с анфиладами залов и комнат. Перед дворцом — большой парадныйдвор и обширный регулярный парк с различными павильонами (из которых хорошосохранились Эрмитаж и Грот). Дворец был первоначально ярко расцвечен в гаммесинего и белого цветов с позолотой скульптурных и орнаментальных частей.
Приступив к созданию Екатерининскогодворца (1752—1756), Растрелли не возводил его целиком заново. В композициюсвоего грандиозного здания он умело включил уже имевшиеся дворцовые сооруженияархитекторов Квасова и Чевакинского. Эти сравнительно небольшие корпуса,сообщающиеся между собой одноэтажными галлереями, Растрелли объединил в одновеличественное здание нового дворца, фасад которого в длину достигал трехсотметров. Низкие одноэтажные галлереи были надстроены и тем самым подняты дообщей высоты горизонтальных членений дворца, старые боковые корпуса включалисьв новое здание как выступающие ризалиты.
Как внутри, так и снаружиЕкатерининский дворец Растрелли отличался исключительным богатствомдекоративного оформления, неистощимой выдумкой и разнообразием мотивов. Крышадворца была позолочена, над балюстрадой, опоясывающей ее, возвышались скульптурные(тоже золоченые) фигуры и декоративные композиции. Фасад был украшен могучимифигурами атлантов и затейливой лепниной, изображающей гирлянды цветов. Белыйцвет колонн отчетливо выделялся на фоне голубой окраски стен здания.
Внутреннее пространствоЦарскосельского дворца решено Растрелли по продольной оси. Предназначенные дляпарадных приемов многочисленные залы дворца образовывали торжественную красивуюанфиладу. Основное цветовое сочетание внутренней отделки — золото и белый цвет.Обильная золотая резьба, изображения резвящихся амуров, изысканные формыкартушей и волют — все это отражалось в зеркалах, а по вечерам, особенно в дниторжественных приемов и церемоний, было ярко освещено бесчисленным количествомсвечей
1.2 Смольный монастырь
Смольный монастырь, равнокак Екатерининский дворец в Царском Селе и Зимний дворец, относятся к наиболеезначимым для зрелого этапа творчества Растрелли. По замыслу его создателя, какПетербург отличен от других российских городов, так и Смольный монастырь долженбыл выделяться среди других монастырей. Соподчиненность пространства и объемовСмольного собора основана на правиле «золотого сечения» и форме греческогокреста. Пятиглавый храм воспринимается как центр четырехглавого монастырскогокаре, вписанного в звезду десятибашенной ограды. Главная ось с запада на восток– колокольня, собор, восточный корпус – подчеркивает смысловое значениемонастыря как храма. Восточный корпус с кельями императрицы как бы представляетсобой алтарь. Композиция монастыря с храмом и корпусами, увеличивающимися повысоте к центру и фасаду, представляет собой гигантский пятиглавый храм-корабль– идеал православного зодчества
Вся композиция постройкиотличается необыкновенной пластичностью, совершенством пропорций и создаетвпечатление устремленности ввысь. Вокруг собора расположены четыре церкви,которые организуют общее пространство в форме креста.
Основной массивчетырехстолпного храма завершен пятиглавием. К центральной главе с куполом навысоком барабане примыкают по диагонали небольшие угловые главки. Близкопродвинутые к центру, они составляют целостную группу богато разработанноговерха храма.
Собор отличаетсяразнообразием декоративных форм и роскошью барочной отделки. В его украшениииспользована позолоченная лепнина. Колонны и пилястры, охватывающие каждыйэтаж, сосредоточены на углах ступенчатых ризалитов, которые выступают изосновного массива здания. Сочные раскреповки антаблемента подчеркивают пластикухрама.
Смольный монастырь, в те годырасположенный еще за пределами города, у излучины Невы, задуман был также спарадным двором, в центре которого находился главный собор, а кругом — жилыекорпуса. Въезд должен был подчеркиваться высокой многояруснойбашней-колокольней, не осуществленной в натуре, но о замысле ее можно судить позамечательной проектной модели (ныне в музее Академии художеств СССР,Ленинград).
1.3 Ансамбль Петергофа
Большое значение имела деятельностьРастрелли по перестройке дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Место длядворца и обширного садово-паркового ансамбля, получившего впоследствии названиеПетергоф (ныне Петродворец), было намечено в 1704 г. самим Петром I. В1714—1717 гг. строились Монплезир и каменный Петергофский дворец по проектамАндреаса Шлютера. В дальнейшем в работу включается несколько архитекторов, втом числе Жан Батист Леблон — основной автор планировки парка и фонтановПетергофа и И. Браунштейн — строитель павильонов «Марли» и «Эрмитаж».
Ансамбль Петергофа с самого началабыл задуман как один из крупнейших в мире ансамблей садово-парковых сооружений,скульптуры и фонтанов, соперничающий с Версалем. Великолепный по своейцельности замысел объединил в одно неразрывное целое Большой каскад иобрамляющие его грандиозные лестничные спуски с Большим гротом в центре ивозвышающимся над всем дворцом.
Не касаясь в данном случае сложноговопроса авторства и истории строительства, которое проводилось послескоропостижной смерти Леблона, следует отметить установку в 1735 г. центральнойпо композиционной роли и по идейному замыслу скульптурной группы «Самсон,разрывающий пасть льву» (авторство точно не установлено), чем завершился первыйэтап создания крупнейшего из регулярных парковых ансамблей 18 века.
В 1740-х гг. начался второй этапстроительства в Петергофе, когда была предпринята грандиозная перестройкаБольшого Петергофского дворца архитектором Растрелли. Сохранив некоторуюсдержанность решения старого Петергофского дворца, характерную для стиляпетровского времени, Растрелли все же значительно усилил его декоративноеоформление в стиле барокко. Особенно сильно Это проявилось в оформлении зановопристроенных к дворцу левого крыла с церковью и правого (так называемогоКорпуса под гербом). Заключительный из основных этапов строительства Петергофаотносится уже к концу 18 — самому началу 19 в., когда к делу были привлеченыархитектор А. Н. Воронихин и целая плеяда выдающихся мастеров.русскойскульптуры, включая Козловского, Мартоса, Шубина, Щедрина, Прокофьева.
1.4 Зимний дворец
В 1754—1762 гг. Растрелли строитдругое крупное сооружение — Зимний дворец в Петербурге, ставший основойбудущего ансамбля Дворцовой площади.
В отличие от сильно вытянутого вдлину Царскосельского дворца Зимний дворец решен в плане огромного замкнутогопрямоугольника. Главный вход во дворец находился в то время в просторном внутреннемпарадном дворе.
Зимний дворец решен в виде громадногоблока с внутренним парадным двором. В угловых объемах располагались основныепомещения дворца — парадная лестница, тронный зал, театр, церковь и частичножилые комнаты. Первоначальные внутренняя планировка и отделка дворцасохранились лишь частично.
Учитывая местоположение Зимнегодворца, Растрелли различно решил фасады здания. Так, фасад, выходящий на юг, наобразовавшуюся впоследствии Дворцовую площадь, решен с сильной пластическойакцентировкой центральной части (где находится парадный въезд во двор).Наоборот, фасад Зимнего дворца, обращенный к Неве, выдержан в более спокойномритме объемов и колоннады, благодаря чему лучше воспринимается протяженностьздания.
Заключение
В числе выдающихся творений Растрелли— замечательный Строгановский дворец в Петербурге (1750—1754), Андреевскийсобор в Киеве, перестроенный по его проекту Воскресенский соборНовоиерусалимского монастыря близ Москвы, не сохранившийся до нашего временидеревянный двухэтажный Анненгофский дворец в Москве и другие.
В монументальных произведенияхРастрелли выразились эстетические идеалы времени, определились средства икомпозиционные приемы, характеризующие стиль русской архитектуры середины XVIIIв. Владея всем мастерством современного ему заподноевропеского искусства,Растрелли широко и свободно использовал художественные средства архитектурыбарокко; так же широко вводил он, преимущественно в отделку интерьера,декоративные мотивы рококо. Однако не только эти черты определяли еготворчество, сложившееся и созревшее на почве русской строительной культуры.Глубоко освоивший национальные основы русского зодчества, Растрелли в новыхисторических условиях, на новой идейно-стилевой основе творчески развивал их всвоих произведениях. Это сказалось в колористическом богатстве и исключительнойдекоративности сооружений зодчего, в скульптурном характере их пластическойразработки и в то же время в четкости и ясности объемных построений зданий, всравнительной простоте и прямолинейности планов.
Список литературы
1. История русскогоискусства'- Москва: Изобразительное искусство, 1987 — с.400
2. Всеобщая историяискусств. Том 4. Искусство 17-18 веков — 1963
Приложение
/>
Ф.-Б. Растрелли. Зимний дворец. Частьфасада. 1754-
1762
/>
В. В. Растрелли. Большой(Екатерининский) дворец в Царском Селе (г. Пушкине). 1752-1756 гг. Вид состороны парка.
/>
В.В. Растрелли. Зимнийдворец в Ленинграде. 1754-1762 гг. Вид со стороны Дворцовой площади.
/>
В.В. Растрелли. Зимнийдворец в Ленинграде. Фасад со стороны Дворцовой площади. Фрагмент.
/>
В.В. Растрелли. СоборСмольного монастыря в Ленинграде. Начат в 1748 г. Вид с запада.