Реферат по предмету "Культура и искусство"


Музыка в пространстве музея

МУЗЫКА В ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЕЯ
Н.Ю. Катонова,
кандидат искусствоведения,
директор ОркестраГосударственного
Эрмитажа
Введение
Музыка делает музей живым …
М.Б. Пиотровский.
Это не полемическая статья, не научный текст. Это даже не лекционныйпутеводитель «по странам и континентам», предлагающий сопровождать программы,составленные из сочинений тех или иных композиторов слайдами с рекомендуемыми (списокможет быть обширным!) художественными полотнами. Это размышления на тему роли иместа музыкального искусства, которое принято называть классическим, в современнойжизни. Это попытка суммировать и обобщить неожиданно оказавшийся богатым и разностороннимопыт музыканта, работающего на территории огромного музея.
Примечательно, что в одном из своих многочисленных интервью директоркрупнейшего в мире музея — Государственного Эрмитажа — М.Б. Пиотровский назвал пространствомузея вообще «ковчегом культуры». Ковчег — это корабль. Единственный корабль,который Господь счел нужным спасти в водах Всемирного потопа. Там было всё и все,кого он захотел уберечь от гибели. В музее, особенно, в таком, как Эрмитаж, естьвсе основания чувствовать себя в ковчеге. Т.е. в единственно возможном для спасениякультурного фонда человечества месте. И музыки в частности.
Мы привыкли к однозначному толкованию слова «экспозиция».Это — экспонирование, представление некоего объекта в определенном пространстве.Картина на стене, статуэтка или предмет ювелирного искусства в витрине, некая этнографическаякомпозиция, связанная с определенной эпохой и определенным этносом. Но во всех перечисленныхслучаях речь идет о конкретных формах, о неподвижных, законченных объектах — произведенияхискусства.
Все определения музыкального произведения начинаются со слов"развертываемая во времени — (выделено мною — Н. К.), музыкальная мысль,фраза …etc". Априори, для экспонирования, развертываниямузыкального произведения любого жанра и масштаба, требуется время. Правомерно ли,в таком случае, слово «экспонирование»? И, если нет, то как назвать время,в котором развертывается, происходит, звучит, живет и т.п. музыкальное произведение?Связано ли это со временем? С контекстом? С наличием текста или его отсутствием?С необходимостью исполнять, интерпретировать музыкальный текст? Здесь каждый вопрос- тема диссертационной работы…
Тема «открытого произведения» в искусстве не нова:она возникала в середине ХХ века в контексте звуковых, художественных открытий послевоенногорадикального авангарда. Кроме радикально измененной по всем привычным параметрамтехники, композиторы-новаторы предложили совершенно новую эстетическую концепциюисполнения музыкального произведения, его реализации, существования в пространствеи времени. Новую реальность взаимоотношений текста и исполнителя. Размышляя надизменяющимися категориями музыкального, художественного произведения и его восприятия,один из крупнейших культурологов, философов ХХ столетия, создатель теории открытогопроизведения Умберто Эко отмечал: " Поэтика произведения в движении (каки в какой-то мере поэтика открытого произведения) создают новый тип отношения междухудожником и публикой, новый механизм художественного восприятия, иное положениепроизведения искусства в обществе…"[1].
Очевидно, что подобные вопросы и обобщения не возникают в статичноми незыблемом пространстве филармонического зала. Хотя именно застывшие, кажется,раз и навсегда, каноны построения филармонических программ (особенно симфонических:увертюра — концерт с солистом — симфония), и рутинный антураж на сцене и в зале,создают впечатление наихудшей организации, если можно так выразиться, «концертнойэкспозиции» именно своей предсказуемостью, неподвижностью расположения объектовв пространстве. Этот парадокс, на наш взгляд, заслуживает отдельного критическогоисследования: как самое динамичное, живое, непредсказуемое, зависящее от комплексасиюминутных факторов искусство — музыка, оказалось в категории предмета полемикина тему: «живо — умерло», «устаревшее — современное»,«актуальное — архаичное». Все эти дискуссии, типа: «как вернуть публикув залы?.», «кто убил классическую музыку?.» создают образ даже немузея в худшем своем варианте — провинциального краеведческого, а заброшенного архива,где пропитанные пылью папки, спрессованные от сырости, серой грудой лежат на прогнувшихсяполках.
Происходит это именно по причинам, упомянутым выше, но характеризуемымкратко заданностью пространства бытования самого вида искусства во всем множествеего компонентов. Отсутствие движения приводит к отсутствию открытого диалога сослушателем, и, как следствие, к потере ощущения актуальности, востребованности.
Открытость, обновляемость музейного пространства, постоянныйдиалог каждого экспоната и с окружающим его контекстом, и с фланирующей мимо публикойрасполагают к мыслям об открытости каждого произведения искусства, и к уникальностиподвижной (в течении дня меняется освещение, плотность публики, перемещаются в зависимостиот актуальности той или иной темы экспонаты) музейной среды. В ряду этих подвижныхкомпонентов музейного пространства органично располагаются музыкальные произведения.
Очевидно, что художественное воздействие усиливается многократно,если все компоненты и визуального и звукового ряда выстроены с точки зрения строгоисторизма. Например: зал, декорированный в стиле рококо, клавесин, флейта-траверсо,парики, кринолины, Ватто на стенах и т.п. Это, так сказать, линейная перспективасуществования музыки в пространстве музея. Но порой то, что легко просчитываетсяв линейной перспективе, принимает причудливые, парадоксальные формы в иной проекции.Этот феномен замечен давно, поэтому эксперименты «на стыке стилей», агрессивно-стилизованныеперформансы, «звуковые инсталляции», как в масштабе одного художественного,музыкального произведения, так и в масштабе фестивалей, программных акций, выставокявляются приметой насыщенной музейной жизни, преимуществом многослойного, мультикультурногоконтекста музея-ковчега.
Очевидно, потребность изменить эту заданность, обострить диалог,расширить пространство восприятия, каждый в свое время почувствовали такие великиеартисты, как М.В. Юдина, читавшая со сцены стихи Пастернака, или сопровождавшаяисполнение ХТК чтением и толкованием евангельских сюжетов, и С.Т. Рихтер, придумавшийуникальный фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусствим.А.С. Пушкина. Этим они, возможно, не ведая того, создавали именно прецедент открытостиисполняемых произведений, их подвижности, полемичности.
Для этого потребовалось уплотнить привычный контекст фортепианныхвечеров, насытить их иными объектами искусства. Им было интересно совместить различныепласты и направления художественной, поэтической мысли, был интересен результатподобных сочетаний.
Некоторые попытки подобного расширения привычного пространствавосприятия, как музыкальных камерных программ, так и тематических выставочных проектовпроводятся в рамках специальных программ Государственного Эрмитажа.
«Искусства и музыка. Ассоциации. Образы Италии»
 Тематические вечера-концерты
Данная программа является продолжением программы «Музыкаи Живопись. Ассоциации», которая успешно прошла в Ассамблейном зале дворцаМеншикова в сезонах 2008-2009 и 2009-2010 гг. Как и в предыдущих программах, в основекаждого вечера-концерта лежит одна общая тема, однако ассоциативные связи междумузыкой и искусствами рассматриваются здесь на более широком материале — не толькоживописи, но и архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Предметом«ассоциаций» в данной программе являются искусство и музыка Италии — программаприурочена к «Году Италии в России» (2011).
30 октября. «Камо грядеши, Господи?».
Образ Христа в раннехристианском искусстве Италии.
Дж.П. да Палестрина. Мотеты. Квартет
27 ноября. Ко дню Св. Цецилии — покровительницы Музыки.
Св. Цецилия и ее образ в искусстве.
Музыкальные произведения, посвященные св. Цецилии. Г.Перселл." «Похвала Св. Цецилии», Г.ФГендель. Ода на день Св. Цецилии"
25 декабря. «Чистейшей прелести чистейший образец».
Мадонны Рафаэля. Итальянская духовная музыка.
Дж. Б.Перголези. Stabat Mater (фрагменты)
15 января. Парма del Arte. Парма — город искусств.
Обитель художников и мастеров. Антелами, Корреджо, Пармиджанино.
Н.Паганини. Каприсы
26 февраля. «Флорентийские сны».
Запечатленная история (фрески Доменико Гирландайо).
П.И. Чайковский. Воспоминания о Флоренции
27 марта. Гении барокко.
Творец стиля. Бернини. Итальянская барочная музыка.А. Корелли и А.Вивальди. Concerto Grosso
23 апреля. «Любовь, что движет солнце и светила». Тема любви в искусстве итальянского Ренессанса.
Светская музыка Италии эпохи Возрождения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.