Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Культура и искусство"


Морфология культуры

Флиер А.Я.
Учениео внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении.Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, преждевсего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчастифилософов). С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия непозволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, чтолюбое культурное явление, будучи опредмеченным, является субстратноматериальным (даже музыка), но одновременно, даже самое утилитарное из них(плотничий топор), является в известном смысле духовным, несущим в своих формахи чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию.
Всвоем рассуждении о морфологии культуры я исхожу из разработанной ещефилософами-эволюционистами прошлого века концепции структурирования культуры наобыденную и специализированную и развернутой на этой основе уже в наши днитеории Э. Орловой, дифференцирующей культуру на функциональные блоки ипрослеживающей каналы трансляции социально значимой информации между обыденнойи специализированной культурами.
Целесообразностьделения культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основныефункции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры(повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина илигорожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знанияусваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов), носо временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых былоуже практически невозможным без специального профессионального образования, начем собственно и строится специализированная культура. При этом основныефункции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разныхобластях жизни индивида.
Явыделяю четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности (уОрловой — только три), представленью следующими областями социальной практики:
а)культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такиеспециализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:
—хозяйственная культура (на специализированном уровне — экономика, торговля, финансыи т. п.; на обыденном уровне — домашнее и приусадебное хозяйство);
—правоваякультура (специализированная —право, юриспруденция, система охраныобщественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная — мораль, нравственность,общественное мнение);
—политическаякультура (специализированная — государственная политика, идеология, управленческаяработа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная — межличностные отношениямежду людьми в области приватного взаимодействия);
б)культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:
—философская культура (специализированная — труды специалистов-философов;обыденная — здравый смысл обыденных представлений о мире и правилахчеловеческого поведения, народная мудрость);
—научная культура (специализированная — профессиональная наука; обыденная —повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальнойжизнедеятельности);
—религиозная культура (специализированная — систематизированные религиозныеучения, конфессии и деноминации, професссионально построенная эзотерика;обыденная —мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмовпрошлого);
—художественная культура (специализированная — построенное на специальномобразовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов;обыденная — бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные видыимитационно-игровой деятельности и т. п.);
в)культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:
—культура межличностных информационных контактов (реально существует только вобыденной форме);
—культурамассовой информации (специализированная — профессиональные СМИ, реклама, общественныесвязи; обыденная — слухи, сплетни и т. п.);
—информационно-кумулятивная культура (специализированная — система музеев, библиотек,архивов, электронных банков информации и пр.; обыденная — предания, верования, легендыи т. п.);
—культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции изнаний (специализированная — система среднего и высшего образования, специальныхучреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др.институций социализации и инкультурации личности;
обыденная—система домашнего воспитания, «дворовые» компании, обыденное социальноеобщение, а также традиции, обычаи, нравы и пр.);
г)культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреациичеловека:
—сексуальная культура (с точки зрения решения задач продолжения рода существуеттолько в обыденных формах);
—культурафизического развития (специализированная — профессиональный спорт и близкие кнему формы туризма; обыденная — физкультура, массовый спортивный туризм, культуризми т. п.);
—культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная — медицина исистема санаторно-лечебного обслуживания; обыденная —самолечение, знахарство ипр.);
—культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система и структурапитания и пр.; четкое разделение на специализированную и обыденную составляющиездесь, видимо, возможно, но затруднительно);
—культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека(специализированная — система организованного досуга, домов отдыха, «культурного»туризма, клубов и иных средств релаксации; обыденная — неорганизованные формыдосуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр.).
Представляется,что подобная (видимо, далеко не полная и еще нуждающаяся в развитии идополнении) классификация морфологической структуры культуры серьезнопродвигает наши представления о сущности этого явления, развенчивает некоторыемифы о сугубой духовности всего, что манифестируется термином «культура».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.countries.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Настройка и публикация презентации PowerPoint 2007 в Интернет
Реферат Розвиток писемності, освіти та науки в Київській Русі
Реферат Объем и характеристики исходной информации для составления проектов разработки нефтяных и газовых месторождений (контрольная)
Реферат United Nations Essay Research Paper INTRODUCTIONTHE ISSUESThe
Реферат Бухгалтерская финансовая отчетность 2 Нормативное регулирование
Реферат Фінансова діяльність комерційного банку на прикладі діяльності АКБ "Приватбанк", м. Дніпропетровськ
Реферат Political system of US
Реферат Othello Essay Research Paper This essay is
Реферат Опера Ф. Чилеа "Адриана Лекуврёр" (Adriana Lecouvreur)
Реферат Anesthetics Essay Research Paper Anesthesia is a
Реферат Библиография как неотъемлемая часть научно-справочного аппарата: структура, значение
Реферат Расчет показателей для оценки инвестиционного проекта
Реферат Синтаксическая синонимичность
Реферат Шпаргалка по Полиграфии
Реферат Six Day War Essay Research Paper The