Реферат по предмету "Культура и искусство"


Морфология культуры

Флиер А.Я.
Учениео внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении.Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, преждевсего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчастифилософов). С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия непозволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, чтолюбое культурное явление, будучи опредмеченным, является субстратноматериальным (даже музыка), но одновременно, даже самое утилитарное из них(плотничий топор), является в известном смысле духовным, несущим в своих формахи чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию.
Всвоем рассуждении о морфологии культуры я исхожу из разработанной ещефилософами-эволюционистами прошлого века концепции структурирования культуры наобыденную и специализированную и развернутой на этой основе уже в наши днитеории Э. Орловой, дифференцирующей культуру на функциональные блоки ипрослеживающей каналы трансляции социально значимой информации между обыденнойи специализированной культурами.
Целесообразностьделения культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основныефункции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры(повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина илигорожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знанияусваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов), носо временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых былоуже практически невозможным без специального профессионального образования, начем собственно и строится специализированная культура. При этом основныефункции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разныхобластях жизни индивида.
Явыделяю четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности (уОрловой — только три), представленью следующими областями социальной практики:
а)культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такиеспециализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:
—хозяйственная культура (на специализированном уровне — экономика, торговля, финансыи т. п.; на обыденном уровне — домашнее и приусадебное хозяйство);
—правоваякультура (специализированная —право, юриспруденция, система охраныобщественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная — мораль, нравственность,общественное мнение);
—политическаякультура (специализированная — государственная политика, идеология, управленческаяработа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная — межличностные отношениямежду людьми в области приватного взаимодействия);
б)культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:
—философская культура (специализированная — труды специалистов-философов;обыденная — здравый смысл обыденных представлений о мире и правилахчеловеческого поведения, народная мудрость);
—научная культура (специализированная — профессиональная наука; обыденная —повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальнойжизнедеятельности);
—религиозная культура (специализированная — систематизированные религиозныеучения, конфессии и деноминации, професссионально построенная эзотерика;обыденная —мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмовпрошлого);
—художественная культура (специализированная — построенное на специальномобразовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов;обыденная — бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные видыимитационно-игровой деятельности и т. п.);
в)культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:
—культура межличностных информационных контактов (реально существует только вобыденной форме);
—культурамассовой информации (специализированная — профессиональные СМИ, реклама, общественныесвязи; обыденная — слухи, сплетни и т. п.);
—информационно-кумулятивная культура (специализированная — система музеев, библиотек,архивов, электронных банков информации и пр.; обыденная — предания, верования, легендыи т. п.);
—культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции изнаний (специализированная — система среднего и высшего образования, специальныхучреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др.институций социализации и инкультурации личности;
обыденная—система домашнего воспитания, «дворовые» компании, обыденное социальноеобщение, а также традиции, обычаи, нравы и пр.);
г)культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреациичеловека:
—сексуальная культура (с точки зрения решения задач продолжения рода существуеттолько в обыденных формах);
—культурафизического развития (специализированная — профессиональный спорт и близкие кнему формы туризма; обыденная — физкультура, массовый спортивный туризм, культуризми т. п.);
—культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная — медицина исистема санаторно-лечебного обслуживания; обыденная —самолечение, знахарство ипр.);
—культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система и структурапитания и пр.; четкое разделение на специализированную и обыденную составляющиездесь, видимо, возможно, но затруднительно);
—культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека(специализированная — система организованного досуга, домов отдыха, «культурного»туризма, клубов и иных средств релаксации; обыденная — неорганизованные формыдосуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр.).
Представляется,что подобная (видимо, далеко не полная и еще нуждающаяся в развитии идополнении) классификация морфологической структуры культуры серьезнопродвигает наши представления о сущности этого явления, развенчивает некоторыемифы о сугубой духовности всего, что манифестируется термином «культура».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.countries.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат What Is A Good Man Essay Research
Реферат 1 По настоящим Правилам страховая компания (далее Страховщик) заключает со Страхователями договоры страхования имущества скважин
Реферат Вирішення господарських спорів у першій інстанції
Реферат Арский Юрий Михайлович
Реферат Древнее русское предание ожившее в сказке Пушкина
Реферат Классификация лечебных физических факторов. Алгоритм функционирования и структурная компоновка аппаратного комплекса
Реферат Цена и структура капитала
Реферат In Groups We Shrink Essay Research Paper
Реферат Аналитическая записка о результатах организационно-управленческой деятельности уфссп россии по Кемеровской области за 1-е полугодие 2011 года
Реферат Загальні начала призначення покарання Призначення покарання за сукупністю злочинів
Реферат Зетцен Ульрих Гаспар (Яспер)
Реферат Differential Association Theory Vs Conflict Theory Essay
Реферат Цифровые образовательные ресурсы, как составляющая часть электронного образовательного пространства учителя
Реферат Массовая культура современного общества
Реферат Проблема самофинансирования в промышленных странах