Самарский Государственный университет
Монастыри России
Контрольная работа
2009 год
Оглавление
Введение
Глава 1. Традиции русского монашества
Глава 2. Крупнейшие монастыри России
1. Оптина пустынь
2. Соловки
3. Валаам
4. Боголюбово
5. Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры
6. Монастыри Переславля-Залесского
6.1. Успенский Горицкий
6.2. Троицкий Данилов
Заключение
Использованные источники и литература
Введение
Монастыри России… Какмного связано с ними в жизни русского человека. Ведь все основные событияхристианина протекали в церкви — там его крестили, затем венчали и, наконец,отпевали.
Сейчас многое делаетсядля того, чтобы возродить лучшие православные традиции и святыни и, преждевсего, это касается восстановления монастырей и церквей. Дело в том, что ониявляются не просто учреждениями для отправления культовых надобностей верующих,но «духовно-историческими центрами», они составляли как бы камни восновании здания русского государства.
Известно, что в годысвоего создания, развития и функционирования русское государство веломногочисленные войны с иноземными захватчиками, отстаивая независимость.Находясь в союзе с государством, с его военными формированиями, церковь делалавсе, чтобы Родина с честью выходила из вооруженной борьбы. Помимо духовногоблагословения, как это делал Сергий Радонежский, наставляя Дмитрия Донского наКуликовскую битву, священнослужители конкретными действиями оказывали помощьгосударству, превращая монастыри в бастионы сопротивления врагу. Так, во времямонголо-татарского ига монастыри получали от ханов особые ярлыки, которымиохранялись от всяких притеснений. Под защитой этих ярлыков духовенство собиралопод свои знамена рать, помогало готовить ее к будущим боям, развивалоземледелие и торговлю, а главное, заряжало народ той духовной энергией, котораяне допускала бы окончательного поражения./>
Важной составной частью вооруженных сил любого государства является флот. Флот- это не только корабли, это еще и базы, порты, береговые батареи, тыловые имедицинское учреждения. В этой связи надо отметить, что большую роль в делеобороны водных рубежей Отчизны играли приморские монастыри, которые явились какбы прообразом будущих военно-морских баз. В своей статье хотелось рассказать ороли Соловецкого монастыря, как крупнейшего представителя Русской православнойцеркви на Севере по охране водных границ Беломорья.
Необходимо определиться спонятием монастырь. Сейчас в обиходе употребляются слова — монастырь, церковь ихрам. Одинаковые ли это понятия или разные? Обратимся к энциклопедическомусловарю «Христианство»:
Храм — специальное зданиедля отправления публичного и частного (требы) богослужения. Церковь — впросторечии название христианского культового здания, имеющего алтарь ипомещение для богослужения.
Монастырь: Формаорганизации общины монахов, живущих по определенному уставу и соблюдающихрелигиозные обеты.
Комплекс богослужебных,жилых, хозяйственных и других построек, огражденный, как правило, стеной.
В определении монастырянас больше интересует вторая его часть. Анализируя все три понятия, становитсяясно, что такие, как церковь и храм, являются почти одинаковыми, но понятиемонастырь намного больше по объему и включает в себя первых два, так как помимопомещений для отправки богослужений он вмещает еще и целый ряд другихсооружений.
Историки-исследователиотмечают, что первые монастыри возникли после введения христианства на Руси в 988 г. князем Владимиром. В это время стали появляться отшельники, которые, отказываясь от мирскихблаг, ставили своей целью спасение души На какое-то время изможденный голодом ихолодом отшельник становится образом истинного христианина Понятно, что у нихпоявляются подражатели из числа обычных людей, которые селились поблизостижилищ отшельников. Так стали возникать уединенные заселения — монастыри.Обитатели их, монахи, считались как бы братьями и подчинялись старейшему,игумену, чтили его как отца.
Предание гласит, чтопервый наш митрополит Михаил основал на одной из гор киевских первый монастырьи церковь во имя архистратига Михаила, неподалеку от того места, где преждестоял Перун.
В первые годы существованиямонастыри представляли собой земледельческие поселки, хотя и не похожие наобычные крестьянские хозяйства. Монахи расчищали лес, заводили пашню, разводилиогороды и сенокосы. Возле созданных монастырей образовывались села, деревни Вряде известных случаев около них строились и города Так, около Гледскогомонастыря возник город Устюг, около Калязинского — г. Кашин и др. монастырииграли большую роль в жизни Древнерусского государства. Так, в голодные исуровые годы они кормили сотни голодающих, в годы войны часто в монастыряхсоздавались больницы, гостиницы и богадельни, также монастыри были центрамипросветительской и миссионерской деятельности, монастырь же оставался местомубежища и приюта на случай старости и инвалидности.
Но надо еще отметить,что, приобретя государственное значение, монастыри служили делу военной защитыРуси от врагов. Обладая людскими, материальными, духовными ресурсами,помноженными на хорошо поставленные управленческое и организационное начала,они становились как бы «волноломами» на пути движения вражескихполчищ. Так, история свидетельствует о том, как в начале XVII столетиязащитники Кирилло-Белозерского монастыря, что под Вологдой, более шести летвыдерживали осаду польско-литовских интервентов.
Большую роль играли монастырив охране и обороне морских рубежей Руси, выполняя роль граничных военно-морскихкрепостей. Ярким представителем подобной крепости на русском Севере былСоловецкий монастырь, созданный святыми Зосимой и Савватием, свыше двухстолетий с XVI века по 60-е годы XVIII века являвшимися почти самостоятельнымгосударством внутри большой русской державы. На Каспии проявлял активность вэтом плане Астраханский монастырь, однако история почти не сохранила сведений овоенной деятельности. В своей работе хотелось бы поподробнее остановиться надеятельности Соловецкого монастыря в качестве пограничной крепости.
Традициирусского монашества
Монашество и монастыри вРоссии до начала XIX века. Появление монастырей на Руси нужно отнести к первомувремени по принятии русскими христианства. Сохранилось предание об основанииСпасского монастыря близ города Вышгорода греческими монахами, пришедшими наРусь во время ее крещения.
Супрасльская летописьупоминает о монастыре, бывшем при основанной Владимиром Десятинной церкви вКиеве. Во время в пожара в 1017 году в Киеве сгорел Софийский монастырь.Карамзин считал, что до Ярослава I на Руси не было монастырей, но мнение его неполучило господства в науке. Особенно сильно монастыри начинают развиваться сXI века. Главным образом, со времени основания в 1062 году Киево-Печерскогомонастыря. Строгая подвижническая жизнь первых монахов способствовала развитиюв народе аскетического духа. Это выражалось в постоянном основании новыхмонастырей.
В XII веке монастырей вКиеве было около 17. В Чернигове и Переяславле по 4 храма. В Галиче и Полоцкепо 3 и в Смоленскe 5 храмов. На юге развитие монастырей задерживали постоянныенабеги половцев, печенегов и других кочевых народов. Люди, искавшие уединения,избирали самые спокойные и безопасные места на севере России. Там, главнымобразом, и развивается монастыри. В Новгороде в XII веке было около 20монастырей, в Новгородской области около 10, в Ростове 2 монастыря, в Суздале4, во Владимире 5 и много других.
Татарское иго привело кразрушению некоторых монастырей, но зато способствовало постройке новых. XIVвек был временем особенно сильного развития монастырей на Руси. До половины XVвека, за полтора столетия, было основано до 180 новых монастырей. Увеличениючисла монастырей способствовали, с одной стороны, льготы, которыми пользовалосьрусское духовенство от татар. С другой стороны у людей было усилено религиозноечувство. Это произошло под влиянием недавних ужасов татарского нашествия.
Особое значение получаетТроицкий монастырь, основанный в середине XIV веке Сергием Радонежским. Из негорасходились по северу России иноки, которые основывали новые монастыри. В Тверибыло основано 11 монастырей, в Нижнем Новгороде 4. Дионисий Суздальский в XIVвеке основал на берегу Волги Печерский монастырь. Его ученик Евфимий основалСпасо-Евфимиев монастырь. Макарий Унженский, переходя с одного места на другое,основал в костромских пределах 3 монастыря.
В Новгороде количествомонастырей было больше, чем где-нибудь в другом месте. Их строили владыки, инокии простые люди. Во время защиты города от нападения Дмитрия Донского,новгородцы сожгли вокруг города 24 монастыря. Около города Пскова возникло 12новых обителей. На севере России в это время возникли следующие монастыри:Прилуцкий близ Вологды, Кирилло-Белозерский, Соловецкий и другие.
В одних монастыряхнасчитывалось до 300 иноков, в других было всего несколько монахов. Малыемонастыри, по большей части, не были самостоятельны. Они зависели от больших. Внекоторых монастырях монахи и монашки жили вместе. Иногда женские монастыриприписывались к мужским и управлялись игуменами. Каждый монах имел своехозяйство, жил отдельно. Только для богослужения монахи сходились вместе. Такимхарактером отличались северные небольшие монастыри. Которые имели от 2 до 10монахов. В XV—XVI веках насчитывалось до 300 вновь основанных монастырей. Монахсвободно мог уходить из монастыря, не спрашивая ни у кого согласия. Он избиралсебе уединенное место, строил келью, собирал несколько душ братии. В итогеобразовывался монастырь.
Богатые и знатные людииногда сами основывали свои монастыри, состоявшие в полной от них зависимости.Большие обители образовывали от себя монастыри-колонии. То есть приписныемонастыри, которые оставались в их ведении. Иногда одни монастыри приписывалиськ другим по распоряжению своего основателя или правительства.
В период с XV поXVII в. были основаны, между прочим, следующие монастыри. В Москве и ееокрестностях был основан Новоспасский, Николаевский на Угреши и Новодевичиймонастырь. В Твери: Калязинский, Троицкий Селижаров. В Смоленске СвятотроицкийБолдинский. В Казани Успенский Зилантов монастырь. В Новгородско-Псковскойземле: Троицкий Александро-Свирский, Тихвинский Успенский, Псково-Печерский. ВДвинской области Антониев Сийский монастырь. В Белозерском краю Нилова пустыньи другие.
Почти все монастыри,кроме северных, были общежительными. То есть в них жили мужчины и женщины.Некоторые обители служили приходскими церквями. В 1528 году Макарий,впоследствии митрополит Московский, новгородским архиепископом стремился ввестиобщежитие в северорусских монастырях. Это ему отчасти удалось. Некоторыеоснователи монастырей, по примеру Феодосия Печерского, Кирилла Белозерского,Евфросина Псковского, сами писали уставы для своих монастырей. Сюда можно былоотнести Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Герасим Болдинского и других. Однакообщие основы древнерусского монастырского быта были выработаны самой жизнью,независимо от этих уставов.
Во главе монастырскойобщины стоял настоятель, а в женских монастырях игуменья. Настоятелиобыкновенно избирались монастырским собором, но могли назначаться иепархиальным архиереем, если монастырь от него зависел. Настоятели знатнейшихмонастырей утверждались в своей должности, а иногда и назначались самим царем.Без благословения настоятеля ничего не могло быть предпринято монастырем, нонастоятель должен был совещаться с собором. Хозяйственная часть быласосредоточена в руках келаря, который ведал монастырскими вотчинами. Онподсчитывал все доходы, расходы и сборы. Для этого он имел многих помощников.Казной монастыря заведовал казначей.
Все должностные лицавыбирались монастырской общиной. Письменными делами монастыря управлял дьяк илиподьячий. По судебным делам монастыря ходатайствовал стряпчий. Прием вмонастыри был свободный, но от желающего требовался вклад деньгами или другимимуществом. Только лица, внесшие вклад, считались действительными членамимонастырской общины. Принятые без вклада, «Бога ради», не принималиучастия в монастырской жизни. Они составляли тот бродячий монашеский элемент,который был так силен в древней Руси. С ним упорно и напрасно боролась духовнаявласть. Стоглав (церковный документ) предписал принимать в монастыри и безвклада «приходящих с верою и страхом Божьим».
Крупнейшие монастыри России
Оптина пустынь
Оптинская, или ОптинаПустынь – одна из древнейших русских обителей. Точное время основания еёнеизвестно, однако, по преданиям, Пустынь существовала ещё до нашествия на Русьмонголо-татар. Считается, что основателем Пустыни был раскаявшийся разбойник поимени Оптин. Расположилась она неподалёку от маленького городка Козельска.Козельск упоминается в летописи, как один из древних городов, оказавшихнаиболее упорное сопротивление во время первого монголо-татарского нашествия.Город был взят намного превосходящими силами только после того, как в нём неосталось ни одного защитника.
Сведений о жизни обителис тех древних времён практически не осталось. Зато известны некоторые сведенияоб Оптинской Пустыни XVII века. Игуменом там был отец Сергий. Сама обитель жесостояла всего лишь из одной деревянной церкви и около десятка монахов, жившихв простых кельях. Обитель многие годы оставалась малонаселённой и из-за этого в1724 году была и вовсе упразднена по указанию Синода. Опустевшая обитель былаполностью разорена, однако уже через два года возродилась вновь.
Но настоящее возрождениеОптинской Пустыни началось в конце XVIII века. В 1795 своё внимание на обительобратил сам московский митрополит Платон. Он же назначил туда строителем монахаИосифа, а ещё через год послушника Песношского монастыря Авраамия. Обительнаходилась в полном запустении, и восстановителям пришлось немало потрудиться,чтобы привести её в порядок. После того как с бытовыми проблемами былопокончено, началось расширение обители. Вскоре там появились колокольня,Больничная церковь, новые кельи и сад.
Следующий этапстроительства в обители начался при настоятеле Моисее. Именно при нём былипостроены новые церкви и отреставрированы старые постройки. Появились и новыежилые корпуса для братии, трапезная, библиотека, мельница и даже черепичный икирпичный заводы. Также были разведены огромные сады и огороды, способныепрокормить уже довольно многочисленную братию. До наших дней сохранились многиедеревянные сооружения: церковь Иоанна Предтечи, построенная ещё в 1822 году, идомики, в которых жили во время своих визитов в Оптинскую Пустынь знаменитыерусские писатели Гоголь и Достоевский.
Развитие Оптинскойпустыни продолжалось и далее. В 60-х годах XIX века численность братства достиглаполутора сотен человек. После того, как обитель была обустроена, у еёнастоятелей появилось время подумать и о духовных делах. Уже в середине векатам начали издавать духовные книги. Одним из первых авторов писаний,появившихся в Оптиной Пустыни, был монах Иоанн. Порфирий Григоров подробноописал жизнь некоторых значимых людей духовного сана, имевших отношение кмонастырю.
Большое значение такиекниги имели для людей, которые не могли оставить свою обычную жизнь, уйдя вмонастырь, или отправится в паломничество. Они давали им духовное образованиене меньшее, чем знаменитые старцы обители.
Но и паломников в Оптиневполне хватало. Среди них был даже знаменитый писатель Ф.М. Достоевский, позжеотразивший свои мысли и впечатления о поездке в романе «Братья Карамазовы». Апрототипом старца Зосимы стал старец Оптинского скита Амвросий. Был связан собителью и другой, не менее известный русский писатель Л.Н. Толстой. А егородная сестра и вовсе была настоятельницей женского монастыря, основанногоАмвросием. Там старец провёл последний год своей жизни.
В советские временаотдалённую Оптинскую пустынь тихо и незаметно для большинства закрыли. Там былаустроена лесопилка и дом отдыха. Последнее на сегодняшний день возрождениеОптинской Пустыни началось в 1987 году. Сохранившиеся постройки были переданыРусской православной церкви. Через год возобновилось служение, сначала внадвратной церкви, а затем и в Введенском соборе. Кроме того, были обретенысвятые мощи преподобного старца Амвросия. В 1996 к лику святых были причисленыещё несколько оптинских старцев, а через 4 года было установлено СоборноеПразднование.
Оптинская пустыньзнаменита не столько своими соборами и церквями и православными реликвиями,сколько своими обитателями. Об удивительных старцах и чудотворцах Пустыни и внаши дни продолжают ходить легенды. Именно влияние старцев отличает ОптинскуюПустынь от тысяч других монастырей, разбросанных по разным уголкам России.
Старчество в Оптинскойпустыни было введено довольно поздно, поэтому в настоящее время известны все ихимена. Некоторые из них: иеросхимонах Лев, иеросхимонах Макарий, схиархимандритМоисей, иеросхимонах Амвросий, иеросхимонах Иосиф, схиархимандрит Варсонофий ииеромонахи Анатолий (Зерцалов), Анатолий (Потапов), Нектарий.
В восемнадцатом векеобитель прославил старец Лев. О нём и о чудесах исцеления, которые он совершал,быстро узнала почти вся страна. Врачей в то время было очень мало, а на селе оних даже и не мечтали, поэтому единственной надеждой тяжело больных были лишьзнахари и чудотворцы. Ко Льву приезжали из разных уголков страны, и старецникому не отказывал в помощи.
Одним из самых известныхоптинских старцев был отец Амвросий, настоящее имя которого – АлександрГренков. Он родился в 1812 году в Тамбовской губернии. Отец Амвросий былизвестен как прорицатель. По преданию, ему было известно обо всех мыслях игрехах людей. В скит к нему за помощью приезжали со всей России. Кроме того, онтакже был известен как целитель: больные, посетившие старца, вскоревыздоравливали. Однако человек должен был строго выполнять указания старца,если же он отклонялся от них, то мог разориться, заболеть и даже умереть.Именно поэтому Амвросия слушали и уважали. Оптина Пустынь стала известна какцелительница души и тела, и поток паломников туда не иссякал.
Старец Амвросий известенещё и как основатель детского приюта, поблизости от Оптинской Пустыни, а такжеКазанской женской обители в Шамордино, где он и скончался в возрасте 89 лет. В1988 он был причислен к лику святых, а мощи его находятся в Введенском монастыреОптинской пустыни и продолжают творить чудеса, исцеляя неизлечимо больных.
Ходят легенды и о последователе Амвросия – Иосифе и его чудесных чётках.Странно, что сам старец с детства страдал различными болезнями, но в то жевремя мог излечить других. Однажды больная исцелилась после того, как подержалаего чётки в руках. После смерти старца, больные исцелялись, даже побывав на егомогиле.
Также знаменит и оптинский старец Варсонофий. Не менее удивительна его судьба.До того, как стать монахом Варсонофием, Павел Плиханков был дворянином иполковником в русской армии. В обитель он попал в возрасте 50 лет. У Варсонофиябыл дар ясновидящего: он рассказывал людям обо всех совершённых ими грехах исобытиях жизни, называя при этом точные даты. Кроме того, он был известен своейнеуязвимостью, несколько раз чудесным образом избегал смерти, в том числе и во времярусско-японской войны.
Одними из знаменитыхпророков был отец Нектарий. Он предсказал не только многие события в своейсобственной жизни, но и разорение монастыря в 20-х годах прошлого века. Когдастарец находился в ссылке в Холмищах, к нему приезжал Георгий Жуков, которомуНектарий предсказал будущие великие победы. Святые мощи старца хранятся всоборном храме обители.
В настоящее времяОптинскую Пустынь продолжают посещать тысячи паломников, надеясь получитьисцеление в этих святых местах. Оптинская Пустынь является одним из центровдуховной монашеской жизни России.
Соловки
Соловецкие острова,больше известные как Соловки, довольно хорошо знакомы не только жителям России,но и иностранцам. Соловецкий архипелаг включает в себя шесть крупных островов:Большой Соловецкий, Анзерский, Большую и Малую Муксалму, Большой и МалыйЗаяцкие, а также множество мелких островов. Расположен он в западной части Белогоморя в 45 км от берега, между Архангельской областью и Карелией. Это один изцентров русской культуры и естественных памятников истории.
История освоенияСоловецких островов началась несколько веков назад. Примерно в XII веке здесьобосновались монахи, основавшие первые монастыри и скиты. Прослышав об этом отместных рыбаков, на Соловки подались и другие монахи-отшельники. Одним из такихбыл человек по имени Зосима. По преданиям, в 1436 году он отрёкся от мира ираздал всё своё имущество беднякам. Ему даже удалось основать на островахдовольно крепкую религиозную общину. Монастырь поддерживали Великий Новгород иМосква, объединившая русские земли. Великим князьям Руси было выгодноприсутствие на дальних границах своих представителей, тем более что монахамнужно было немного.
Сначала на острове былитолько небольшие деревянные постройки, но уже в XVIвеке начали появляться болеекрупные и к тому же каменные строения. Кроме того, возрастающее населениепотребовало прокладки новых дорог и улучшения снабжения водой, для чего былипрорыты несколько каналов между озёрами. Несмотря на сдержанность в приёмепищи, монахам надо было чем-то питаться, и вскоре на островах появилисьпастбища и пруды для разведения рыбы. Особый размах строительство приобрело приигумене Филиппе, который в отличие от своих предшественников не обрекал себя надобровольное заточение и, стараясь на благо монастыря и своих собратьев,активно налаживал деловые связи по всей Руси.
За годы управленияФилиппом монастырь окреп и стал одним из крупнейших в стране. Самого Филиппадаже пригласили в Москву на место митрополита, но вскоре он был сначалаотправлен в ссылку, а затем и вовсе убит по приказу Ивана Грозного. Своенравныйцарь очень не любил, когда его политику критиковали, а Филипп выступил противопричнины. Однако то, что он успел сделать за 18 лет своего пребывания наСоловках, существенно укрепило позиции монастыря.
Вскоре это обеспокоилодаже ближайших соседей шведов, которые как знатные мореплаватели не хотели терпетьконкуренции со стороны Соловецких островитян, и вскоре в ответ на их бурнуюторговую деятельность послали туда свои военные корабли. Обитатели острововвсерьёз восприняли нависшую над ними военную угрозу и начали возводитькрепость. Также было собрано войско для защиты островов от нападения.
В XVII веке монастырь всёже был разорён, но уже царскими войсками в наказание за то, что монахи, как имногие жители Руси, не приняли церковную реформу патриарха Никона. При этомвзять крепость штурмом не удалось даже царским войскам – на их счастье и набеду островитян у них завёлся предатель, который и помог захватчикам.
Не смогли разрушитьукрепления монахов и английские корабли, в течение 9 часов обстреливавшие стеныкрепости во время Крымской войны в 1854 году. Это существенно повысилоавторитет монастыря не только у верующих, но и у государственных деятелей.
После сменыгосударственного строя на Соловецких островах некоторое время держализаключённых. Для этого хорошо подошли и отдалённое место расположения, иукрепления, да и использовавшиеся ранее для содержания еретиков помещения.Одним из самых известных узников Соловецких лагерей был Александр Солженицын.
ВосстановлениеСоловецкого кремля началось в 60-х годах прошлого столетия. При реставрацииархитектурных сооружений старались сохранить их первоначальный облик. Началосьвозрождение и переоборудование не только самого монастыря, но и сооружений,обеспечивающих жизнь на острове.
Сейчас реставрациясооружений, возведенных на Соловецких островах много веков назад, продолжается.Но это не мешает туристам посещать этот уникальный естественный музей истории.Обычно экскурсия на Соловки длится в течение нескольких дней. Но даже за 2-3дня иногда не удаётся увидеть всех особенностей этого места. Ведь кроме неповторимыхпамятников архитектуры и мест, в которых происходили такие значительныеисторические события, Соловецкие острова поражают туристов своей природой. Кнаиболее посещаемым объектам Соловецких островов относят местный Кремль,Вознесенскую церковь, Ботанический сад, Филипповские островки, лабиринтыБольшого Заяцкого острова, Муксалмскую дамбу, рукотворную систему каналов иозер. Это лишь несколько достопримечательностей, расположенных на Соловках.
Как уже говорилось выше,Соловецкий архипелаг состоит из шести больших островов и множества маленьких.Самый большой остров так и называется Большой Соловецкий. Площадь его 246квадратных километров, 25 в длину и 16 в ширину. На нём расположен единственныйсерьёзный посёлок на соловках, а также основные архитектурные сооружения.Однако первое место по количеству достопримечательностей занимает расположенныйв пяти километрах от него Большой Заяцкий остров, площадь которого всего 2квадратных километра. При раскопках здесь были обнаружены захоронения времёнкаменного века, что позволило специалистам предположить об использовании этогоместа в древности для погребальных и других ритуалов. Здесь же находитсякрупнейший в мире каменный лабиринт диаметром 25 метров. Также здесь построена церковь Андрея Первозванного, основанная Петром I.
Известен своимилабиринтами и ритуальными сооружениями предков и другой остров – Анзерский(площадь 47 квадратных километров). О назначении лабиринтов специалисты спорятдо сих пор – одни считают их ритуальными сооружениями, другие приписывают имопределённое охотничье значение. Особенность Соловецких лабиринтов заключаетсяв том, что, если идти по ним, следуя определённым правилам, вскоре выйдешь тамже, где и вошёл. Также там расположена гора Голгофа, получившая своё название в1702 году. Вскоре на ней был основан Голгофо-Распятский скит, который спустявек с небольшим заменила каменная церковь. Здесь ранее располагалось монашескоекладбище, а в середине XXвека тюремный госпиталь. На Большой Муксалме – натретьем по величине острове архипелага (площадь17 квадратных километров) — ранее располагался скотный двор. Живородящий скот не разрешалось держать рядомс монастырём. В прошлом веке из существовавшего здесь когда-то монашескогоскита сделали женскую тюрьму, облик которой сохранился до наших днейпрактически без изменений. Кроме этого, на острове сохранились развалиныСергиевского скита.
Несмотря на обилиестаринных архитектурных сооружений, тем, кто побывал на Соловках в качестветуриста, прежде всего, запоминается уникальная природа этих мест. Это ичистейшая вода озера, и великолепный лес, и общий вид, открывающийся как своды, так с самих островов. Побывав на Соловках в разное время года, можнополучить абсолютно разные впечатления. Здесь бывают белые ночи и северноесияние. Даже путешественники, побывавшие в разных уголках света, считают, чтотакого неба, как на Соловках, нет больше нигде. Но, конечно же, главнойдостопримечательностью и святыней Соловецких островов являются его действующиеи заброшенные храмы, церкви и скиты. Всё это обеспечило огромную популярностьСоловецкому архипелагу не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.Каждый год тысячи туристов посещают архипелаг, любуясь его природой идостопримечательностями.
Валаам
Валаамский архипелагвключает около пятидесяти островов, расположенных в Карелии. Общая площадьоколо 36 квадратных километров. Главный остров – Валаам — находится в севернойчасти Ладожского озера в 22 км от материка. Этот не только святое место ипамятник русской истории, но ещё и своего рода природный заповедник. Натерритории архипелага более 400 видов растений и более 200 видов животных. Ноглавной достопримечательностью Валаама является монастырь, который был основанещё до Крещения Руси.
Валаамский монастырьсуществует много веков – сколько точно, наверно уже никто и никогда не узнает.Специалисты считают, что монастырь был основан вскоре после принятияхристианства на Руси. Об этом говорит православное церковное предание. Он сразустал центром христианства и монашества на Руси, особенно на севере. За многиегоды своего существования он пережил многое, несколько раз был разрушен, нокаждый раз возрождался вновь.
Однако религиознаяистория острова уходит корнями в далекое прошлое. Есть сведения, что допринятия христианства на Валааме располагалось капище (так у древних славянназывалось место для жертвоприношений) Волоса и Перуна. Некоторые даже считают,что благодаря этому он получил своё наименование. Дело в том, что «мо» нанекоторых диалектах того времени означало «земля» (ранее название монастырязвучало как «валамо»), а адаптированное к современному «валаам» (такое названиепоявилось лишь 2 века назад) когда-то означало земля Волоса.
По преданию монастыря,остров освятил сам Андрей Первозванный, религиозный просветитель славян. Аоснователями монастыря считаются греческие монахи Сергий и Гетман. Именно имудалось организовать первую христианскую монашескую общину на Валааме. Длябогослужений использовался храм во имя Святой Троицы.
Несмотря на то, что ужетогда монастырь был широко известен по всей Руси, в частности в таких крупныхгородах того времени, как Новгород и Псков, о следующих правителях монастыряникаких достоверных сведений не найдено. В источниках упоминались лишь игуменыИоаким и Феогност, управлявшие монастырём во времена Крещения Руси (в конце Xвека).
Дело в том, что во времявражеских нашествий практически все рукописи монастыря были сожжены илиутеряны. Основные сведения о Валаамском монастыре собирались историками покрупицам, из летописей найденных в других городах и монастырях. Так обрывкисведений о Валааме дошли до нас благодаря одному из его послушников Авраамию,основавшему впоследствии свой монастырь в Ростове.
Судьба монастыря быладостаточно тяжёлой. В отличие от обитателей Соловков, которые могли постоять засвою землю и даже имели собственную дружину, валаамские монахи были беззащитныперед нападениями врагов. Особенные неприятности северному острову доставляливоинственные соседи шведы. Есть мнение, что несколько раз в промежутке междуXII-XVII веками монастырь и вовсе был в полном разорении и разрушался дооснования. Также имеются сведения о том, что до острова дошла эпидемия чумы,уничтожившая большую часть его обитателей.
Однако монастырь былдостаточно крупным и известным на Руси, чтобы о нём забыли вовсе. Онпериодически восстанавливался. Вместо первого деревянного храма был построенкаменный. Валаамский монастырь также активно поддерживали русские цари, вчастности Василий Иоаннович и Иван Грозный.
Возрождение монастыряначалось в начале XVIII века при Петре I, который поддержал идеювосстановления обители, предложенную архимандритом Иринархом. Первым строителемстал инок Александр Рябининский. Уже в 1719 году была построена новаядеревянная церковь. Но простояла она недолго, в 1754 году после службы послучаю великого христианского праздника Пасхи начался пожар, и церковь сгореладотла.
Через два года насредства, выделенные императрицей Елизаветой, была отстроена новая церковь. Новсе эти постройки, сооружённые наспех, или части старой церкви и часовни былинедостаточно долговечными и плохо обустроенными. Вскоре задумались овосстановлении старого монастыря.
Масштабное строительствоначалось в конце XVIII века. В результате за 8 лет было построено кирпичноездание, окружность которого была около 300 метров. В восточной части был пятиглавый собор, а по сторонам от него Успенская и Никольскаяцеркви. Кроме того, неподалёку от монастыря был построен скит.
Монастырь постепеннорасширялся и вскоре стал одним из самых крупных и известных в России. Его сталипосещать тысячи паломников, особенно часто делали это жители окрестныхдеревень. Ведь в монастыре можно был получить продовольствие и даже одежду.
Уже в XIXвеке монастырьразросся настолько, что начали появляться постройки на других островахВалаамского архипелага. К началу следующего века количество послушниковвозросло до тысячи. Росло также количество церквей и храмов, практически всеони уже возводились из камня.
В начале XXвека послереволюции Валаам оказался на территории Финляндии. Финны разместили на островегарнизон и запретили всяческое посещение монастыря. На остров не доставлялидаже газеты и письма, и монахи оказались в полной изоляции от мира. Вскоре под давлениемфинской церкви в Валаамском монастыре перешли на григорианский календарь. Этораскололо послушников на две части: на приверженцев старого и нового стиля. В1925 году из монастыря даже были высланы несколько монахов, отказавшихсяпринять реформу.
В 1939 году началасьрусско-финская война. Для Валаама это были тяжёлые времена: остров несколькораз подвергался бомбардировкам, и большинство строений было разрушено. Частьмонахов эвакуировали с острова. После окончания войны и подписания мирногодоговора Валаам вновь оказался на территории России, а всем обитателям былопредложено в короткое время покинуть его территорию. В XXвеке монастырь ещё нераз переходил из одних рук в другие.
Возрождение Валааманачалось в конце прошлого века. В 1989 году по инициативе нынешнего ПатриархаМосковского и всея Руси Алексия II, а тогда митрополита Ленинградского иНовгородского, Спасо-Преображенский собор был передан Ленинградской епархии. Сэтого момента началась новая история Валаама.
В 1991 году Валаамскиймонастырь обрёл одну из своих святынь – нетленные мощи подвижника Антипы.Находясь уже в преклонном возрасте, он подвизался в обители. Мощи его помещеныв церкви во имя преподобных Сергия и Германа.
В 1999 произошло ещё однонемаловажное событие в жизни Валаамского монастыря. Было установленопразднование дня Собора Валаамских святых – он отмечается 20 августа. Соборсоставили святые, приложившие немало трудов для процветания обители:преподобные Сергий и Герман Валаамские, Авраамий Ростовский, Корнилий Палеостровский,Арсений Каневский и другие.
В 2004 в обителипоявилась ещё одна святыня – дубовый крест, с вложенной частицей мощей целителяи великомученика Пантелеймона. Ранее крест принадлежал династии бояр Нащёкиныхи до конца XX века находился в одной из частных коллекций. Специалисты,обследовавшие крест, пришли к выводу, что он, скорее всего, был изготовлен вНовгородских землях в далёком XIV веке. Это один из немногих крестов,сохранившихся до нашего времени.
Одной из самых главныхсвятынь Валаама являются мощи преподобных Сергия и Германа, основавшихмонастырь, и Валаамская икона Божьей матери. Они находятся в Главном собореСпасо-Преображенского монастыря.
В 2005 году былазавершена реконструкция Спасо-Преображенского монастыря. К настоящему моментувосстановлено несколько скитов. Братия монастыря теперь живёт вотремонтированном Братском корпусе.
В настоящее время вСпасо-Преображенском монастыре около двух тысяч поселенцев. Кроме того,постепенно реставрируются и населяются древние скиты Всеховятский, Предтеченский,Никольский, Святоостровский и Сергиевский. На Валааме свой флот, гараж, ферма,различные мастерские, пекарня и молочный мини-завод.
Ежегодно Валаам посещаютдесятки тысяч русских и иностранных паломников и туристов. Туристические фирмыпредлагают различные туры по Валааму, а специальная паломническая служба — дажедлительное пребывание на острове и работу на благо монастыря. На Валааме дажеимеется гостиница для туристов.
Боголюбово
Боголюбово – этонебольшое село (с 1960 по 2005 год Боголюбово имело статус поселка городскоготипа), расположенное примерно в десяти километрах от Владимира, с населениемчуть боле четырех тысяч человек. Село стоит на берегу реки Нерли в том месте,где она впадает в Клязьму.
Боголюбово было основанопо приказу Великого Владимирского князя Андрея Боголюбского. С основаниемселения связана древняя легенда, согласно которой сама Пресвятая Матерь Господауказала князю место, где должен быть построен город. Согласно легенде, 18 июня1155 года Андрей Боголюбский ехал из Киева во Владимир. Когда князь с дружинойдоехал до места слияния двух рек (Нерли и Клязьмы), все кони в мигостановились, не желая продолжать путь. До самых сумерек не могли воинысдвинуть коней с места. Великий князь отдал приказ устроить в этом месте ночлег.Когда шатры были поставлены, а его люди отошли ко сну. Андрей Юрьевич обратилсяс молитвой к иконе Божьей Матери (эту византийскую икону князь взял с собой изКиева). Вероятно, молитва Боголюбского была настолько сильна и искренна, чтосама Богородица предстала перед ним.
Утром Великий князьАндрей отдал приказ о строительстве каменного града на том месте, где устроилиночлег он и его дружина. Образ Богородицы не выходил из головы князя. Приехавво Владимир, он отдал приказ иконописцам, запечатлеть образ Девы Марии. Готовуюикону освятили и назвали Боголюбской иконой Божьей Матери. Она много вековпокровительствовала подданным Владимирского княжества и великим князьям. Так в1158 году началось строительство Боголюбова, который стал первым каменнымгородом (в то время города были деревянными) в северной части Руси.
Строительство граданачалось с возведения величественного собора Рождества Богородицы. Фасад храмабыл богато украшен резным камнем, медные купола сияли позолотой, полы внутрисобора были выложены керамическими плитами. Стены собора украшали искуснонаписанные фрески. Площадь вокруг храма была выложена хорошо отшлифованными плитамииз белого камня. У самых ворот располагалась огромная чаша для освящения воды,она тоже была вырезана из целого куска белого природного камня.
Широкая галерея соединяласобор Рождества Богородицы с высокой и такой же величественной лестничнойбашней. Она расположилась слева от входа в собор. С правой стороны соборсоединялся (такой же галереей) с личными покоями великого князя. Вокруг этогограндиозного комплекса стояло множество мелких построек, а все селение окружалинесколько колец оградительных рвов, заполненных водой, и земляные валы. Самойнадежной преградой была высокая каменная стена, опоясавшая город.
В этом грандиозномархитектурном комплексе Андрей Боголюбский вместе со своей семьей провел всегоды своего правления. Примерно семнадцать лет Великий князь Владимирскийуправлял Владимиро-Суздальскими землями. Летом 1174 года Андрей Юрьевичскончался в собственной резиденции, в лестничной башне. Ночью (с 28 на 29 июня)завистники князя бояре Кучковичи прокрались в Боголюбский дворец и убили АндреяЮрьевича.
После гибели АндреяБоголюбского, все обитатели крепости покинули ее. Долгое время замок оставалсясовершенно пустым. В конце семидесятых годов двенадцатого века рязанский князьГлеб со своим войском прошелся по территории крепости и забрал все ценности,какие мог унести с собой. Немного позже с той же целью в Боголюбово пожаловалимонголо-татары, но, не найдя ничего стоящего, только разгромили небольшиепостройки и удалились.
В самом концедвенадцатого века, старую и обветшалую крепость заселили монахи мужскогомонастыря. Несмотря на то, что монахи пытались реставрировать собор и княжескийдворец, древние строения постепенно разрушались. Многочисленные перестройки неприносили никакой пользы, в результате, в 1722 году собор Рождества Богородицыокончательно разрушился. Через тридцать лет на месте бывшего собора решено быловозвести новый храм. В 1683 году была построена Благовещенская церковь, но иона не сохранилась надолго. В 1804 году пришлось ее перестраивать, в результатечего внешний вид храма значительно изменился. К счастью, Благовещенская церковьсохранилась до наших дней.
Монахи достроилилестничную башню, добавив верхним ярусом шатровую колокольню. В настоящее времяв Боголюбово сохранились некоторые строения времен правления Андрея Юрьевича.Это башня-колокольня, где был убит Великий Владимирский князь, большая частькняжеского дворца, огромный собор с пятью куполами (построенный монахами ввосемнадцатом веке), успенская церковь с колокольней. Вокруг древней крепостиеще можно различить защитные валы, насыпанные еще в двенадцатом веке.
Множество тайн, легенд изагадок до сих пор хранит Боголюбово. Самой главной тайной до сих пор остаетсясмерть великого князя, основателя Боголюбского монастыря. Согласно одной излегенд (большинство историков склоняются именно к ней) князь был убит поприказу собственной супруги. Братья жены Андрея Юрьевича, бояре Кучковичи,долгое время пытались захватить власть в свои руки. Вступив в заговор сбоярами, жена Андрея помогла им проникнуть в покои князя. Поздней ночьюзаговорщики (их было около двадцати человек) прошли сквозь заграждения крепостии убили охрану дворца. Затем они тихо прокрались к спальне князя и ворвались вкомнату с оружием.
Князь Андрей всегдадержал меч при себе, даже ночью он висел над кроватью князя. Но в эту ночь мечана месте не оказалось: подкупленный ключник украл его, пока князь спал. Убийцыокружили постель Боголюбского, но случайно один заговорщик поразил другогомечом. Это дало возможность князю отбежать на несколько шагов. Тем не менее,один из заговорщиков успел ударить копьем князя в голову, но, не нанеся емусмертельной раны, так как оружие не пронзило черепа. Раненный Андрей не смогубежать и убийцы нанесли несколько ударов ему в спину.
Заговорщики быстропокинули палаты, оставив истекающего кровью князя. Андрей пришел в чувства ипопытался выйти на улицу, чтобы позвать на помощь. Убийцы услышали его крик ивернулись, чтобы закончить начатое злодеяние. Великий князь смог добраться долестничной башни и укрыться там. Бояре пришли в спальню князя, увидели капликрови на полу и пошли по следу. Нашли они Андрея под лестницей башни, гдекнязь, стоя на коленях, молился Господу о пощаде. Но не помогли молитвы,заговорщики осмелились лишить жизни своего правителя.
В 1999 году в Боголюбскоммонастыре случилось настоящее чудо. Икона с изображением святого мученикаАндрея Боголюбского начала источать миро. Сначала выступали крупные капли,затем количество благовонного мира стало уменьшаться, но не исчезло оно и досих пор.
Ансамбль Троице-СергиевойЛавры
Троице-Сергиева Лаврабыла основана святым преподобным Сергием Радонежским, который первым построил небольшуюцерковь во имя Троицы. Церковь была сооружена из дерева. Сергий стал жить вэтом достаточно глухом месте. Случилось это, по мнению большинства историков, в1345 году. Со временем вокруг церкви стали появляться кельи другихмонашествующих. Постройки были обнесены каменной стеной. Так появилась Лавра.
Самым древним натерритории Лавры является Троицкий собор. Он был возведен в 1422 году, когдаСергия Радонежского канонизировали, т.е. официально признали святым. Куполасобора покрыты червонным золотом и горят на солнце, будто свечи. В собореустановлена рака с мощами преподобного Сергия Радонежского. В соборе быласоздана икона Андрея Рублева «Троица», которая в настоящее время находится вТретьяковской галерее. А в иконостасе собора есть копия этой иконы.
Вторым по времени храмомЛавры является сооруженный в 1476 году храм Сошествия Святого Духа. Его возвелииз кирпича умельцы-строители из Пскова. Представляет интерес верх храма, надглавкой которого располагается колокольня.
Во времена правленияИвана Грозного было начато строительство самого большого в Лавре Успенскогособора, которое было завершено в 1584 году при царе Федоре Иоанновиче. Соборимеет великолепный резной иконостас, где находятся иконы кисти Симона Ушакова.Фрески собора выполнены пятью художниками, имена которых запечатлены назападной стене собора. В задней части собора высоко на втором этажерасполагаются специальные площадки, где становятся певчие. Неподалеку отуспенского собора находится усыпальница царя Бориса Годунова и его семьи.
В Лавре есть двенадкладезных часовни. Одна из них находится с юго-западной стороны Успенскогособора. Это очень красивое строение, сооруженное в конце 17 века по принципу«три восьмерика на четверике». Другая надкладезная часовня называется Пятницкойи находится за пределами Лавры. В настоящее время она нуждается в реставрации.
В 17 веке была сооруженатрапезная. Это очень красивое строение с резными полуколонками, стены которогопокрашены в разные цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Наличники окон украшаютизображения гроздей винограда.
В начале 17 века быливозведены больничные палаты и храм Зосимы и Савватия. Это единственная в Лаврешатровая церковь, которую венчают грани высокого шатра. Шатер имеет изразцызеленого цвета, при этом сам храм выкрашен в красный и белый цвета.
В конце 17 века быласооружена надвратная церковь Иоанна Предтечи, деньги на строительство которойдали именитые купцы и промышленники Строгановы. Раньше церковь имела пять глав.В настоящее время сохранилась только одна из них.
Специально для царяАлексея Михайловича Романова, который часто приезжал в Лавру были сооруженыцарские чертоги, где царь останавливался со всей своей многочисленной свитой.Интерьеры помещения богато украшены изразцами. Особую ценность представляютизразцовые печи, единственные в России, дошедшие до нашего времени.
С 16 по 18 века строилосьздание митрополичьих покоев. С северного фасада можно увидеть только два этажаздания. На самом же деле оно трехэтажное. Нижний этаж здания врезан в косогор.Он является самым древним и построен в 16 веке. Второй этаж построен в 17 веке,а третий в восемнадцатом. Приблизительно в это же время была сооруженаминиатюрная Михеевская церковь, которая расположена рядом с Трапезной палатой.
В стиле елизаветинскогобарокко возведена Смоленская церковь (Одигитрии). Архитектором этого сооружениябыл молодой Ухтомский. Церковь представляет собой восьмигранник с четырьмяпапертями. На восьмигранном куполе закреплен фонарь, свет которого пробиваетсясквозь арочные окна. На главе храма укреплен кресс, попирающий полумесяц. Этоцерковь была построена в 18 веке, когда Россия много воевала с Турцией. Церковьмного раз перестраивали. Кто является архитектором церкви, долгое время былонеизвестно. Одни предполагали, что это певчий Елизаветы Петровны АлексейРазумовский, другие считали, что архитектор В. Растрелли. Рестовратор Б.Д.Комаров выяснил, что церковь построил Дмитрий Ухтомский.
МонастыриПереславля-Залесского
Успенский Горицкий
Когда был основанУспенский монастырь – неизвестно. По мнению специалистов, он существовал уже вначале XIV века. В 1382 году Переславль, а вместе с ним и монастырь разорилиотряды хана Тохтамыша. Однако довольно скоро монастырь был восстановлен: этомусобытию содействовала жена великого князя Дмитрия Донского – Евдокия.Московские князья и цари также часто посещали монастырь, что способствовало егоразвитию.
В 1744 году была основанаПереславская епархия, в которую вошли несколько сёл и городов, а также околошестисот церквей и двадцать пять монастырей. Успенский монастырь сталкафедральным. Здесь должна была разместиться резиденция архиепископа. Именноэто событие спровоцировало большие изменения в облике монастыря: руководителиепархии решили построить более высокие и красивые здания на месте древних. В этовремя были разобраны главный собор, звонница, а также несколько другихстроений, упоминания о которых сохранились лишь в монастырских летописях.
В 50-е годы XVIII века вГорицах, где размещался монастырь, уже вовсю кипела работа. Автор проектанеизвестен, но строительством руководили Жуков, Бланк, Яковлев и Метлин.Возможно, проект монастыря был создан в Москве. Проект был грандиозным,строительство затянулось на долгие годы, несмотря на то, что иногда оно велосьдаже ночью при свете факелов и свечей. Планы архитекторов и строителей так и небыли воплощены в жизнь: в 1788 году Переславская епархия прекратила своёсуществование.
После упразднения епархиисвященнослужители покинули монастырь, а вместе с этим прекратилось истроительство. В зданиях, уже сооружённых к тому времени, разместились суд иказначейство, а Успенский храм стал городским собором. Но отПереславля-Залесского до Гориц было довольно приличное расстояние, ипреодолевать его пешком горожанам не понравилось. От них стали поступатьмногочисленные жалобы, в которых церковное руководство просили вернуть главныйхрам в город. Вскоре просьбы жителей города удовлетворили, а монастырь началипостепенно покидать городские службы.
Церковные службы вУспенском соборе стали проходить только летом по случаю праздников, а пустующиепомещения некогда величественного монастыря постепенно разрушались. Лишь в 1881году в бывшем монастыре разместили духовное училище. Некоторые строения вновьбыли разобраны, но зато появился новый корпус для руководства училища. Втрапезной разместили самих семинаристов и учебные аудитории, однако остальныездания по-прежнему не использовались и продолжали разрушаться.
Лишь после революции насооружения древней обители обратили должное внимание. В 1919 году было приняторешение об открытии здесь Переславль-Залесского краеведческого музея. При этомвсем сохранившимся на территории монастыря зданиям вернули должный вид. Сейчаскомплекс зданий, расположенных на территории Успенского монастыря, принадлежитПереславль-Залесскому музею-заповеднику.
Одним из памятниковархитектуры, сохранившимся до наших дней на территории обители, являютсяПроездные ворота. Ворота были построены во второй половине XVII века. Онидостаточно небольшие, но благодаря неплохому декору всё же оставляют неплохоевпечатление. Надстройка над воротами принадлежит более позднему периоду: онабыла создана в конце XIX века. На ней изображена библейская сцена. Арка воротподдерживается двумя невысокими массивными столбами (по два с каждой стороны) иукрашена различными архитектурными деталями и изображениями коней.
Неподалёку от проездныхворот располагается также небольшое сооружение, называемое палатой привратника.Она выполнена в том же стиле, что и ворота. Стены палаты украшены большимколичеством разнообразных архитектурных элементов, особенно выделяются в этомотношении два фасада, сплошь покрытые декором. Окна в палатах достаточномаленькие.
К западной стене палатпривратника примыкают другие ворота. Они считаются парадными, а прямо надмощным сводом располагается надвратная Никольская церковь. В декоре воротповторяются элементы, использованные при украшении палаты привратника.Никольская церковь, построена, судя по всему, другими зодчими и резкоотличается от арки ворот. Декор её гораздо более сдержан. По мнению историков,она была построена в конце XVII – начале XVIII столетия.
На территорию бывшейобители были перевезены две часовни из окрестных сёл. Это позволило сохранить внадлежащем состоянии памятники деревянного зодчества, сооружённые мастераминесколько веков назад. Иногда участие в возведение такого сооружения принималопочти всё население деревни. Часовне из Старово во время реставрации вернулиотсутствующие элементы: пять глав и резное крыльцо.
Ещё одним архитектурнымпамятником является поднимающаяся над восточной стеной колокольня, возведённаяв 70-х годах XVIII века. Она построена из белого камня и кирпича, причёмверхняя часть сооружения по своему внешнему виду несколько отличается отнижних. Это даёт основания предполагать, что достраивал колокольню уже другойзодчий. Сейчас на колокольне расположена смотровая площадка, с которойоткрывается красивый вид на Переславль-Залесский.
Основной храм монастыря –Успенский собор был построен в 50-е годы XVIII века. Основная часть собораквадратная, к северной и южной части примыкают крытые галереи, а к восточной –полукруглая аспида. Вплотную с последней располагаются два восьмигранника. Взападной стене собора можно разглядеть заложенные проёмы. Здесь располагаласьздание так называемой Гефсимании, разрушенной при устройстве духовного училища.Внутренней убранство собора поражает своей красотой. Стены его украшает белаялепнина, выделяющаяся на небесно-голубом фоне и множество живописных панно.Хорошо сохранились и великолепные резные позолоченные иконостасы. Главный изних поднимается до самого основания свода и имеет пять рядов икон.
Неплохо сохранилась и ещёодна монастырская церковь – Всехсвятская. Судя по её архитектуре, онасооружалась в XVII веке. На её фасадах остались белокаменные наличники,полуколонны и другие элементы декора, свойственные этому периоду.
Ещё одно здание XVII века– Трапезная палата. Правда, её внешний вид сильно изменился послереконструкции, проводившейся в XVIII и XIX веках. Лучше других сохранил свойпервоначальный вид западный фасад здания. Площадь трапезной более 300квадратных метров. В центре обширного помещения на втором этаже стоитвосьмигранный столб, поддерживающий высокие своды. Во время размещения вмонастыре училища (двухэтажное здание которого также находится на территориимузея) в этом помещении были поставлены дополнительные перегородки, но в 70-хгодах прошлого века ему вернули первоначальный вид. При реставрации такжевосстановили карниз, цоколь и наличники окон.
/>В углахмонастырских стен расположены сторожевые башни. Наиболее соответствует своемуназначению высокая юго-западная башня, имеющая несколько рядов бойниц. Она былапостроена ещё в XVII веке. Северные башни XVIII уже меньше походят наоборонительные сооружения: вместо узких бойниц достаточно большие оконныепроёмы и украшения, не свойственные более ранним строениям подобного типа.
Достопримечательностямимузея-заповедника являются также расположенные на его территории пруд и сад.Пруд был сооружён в Горицком монастыре ещё в XVIII веке на случай пожара. Оннаполнялся водой, поступающей по трубам от другого пруда, расположенного застеной. Сад был посажен уже сотрудниками музея в 20-е годы прошлого века. Он нетолько является украшением музея под открытым небом, но и регулярно приноситплоды.
Троицкий Данилов
Троицкий Даниловмонастырь один из древнейших монастырей, расположенных в древнем городеПереславле-Залесском. Несмотря на то, что он был основан в далёком XVIстолетии, некоторые его строения сохранились до наших дней. Его можно увидеть спроходящей через Переславль-Залесский дороги на Москву.
За монастырским прудом вдавние времена располагалась Сокольская слобода, в которой на протяжениинескольких веков жили сокольники, выращивающие птиц сначала для княжеского, азатем для царского дворов. Местность эта в те времена находилась далеко отгорода и была достаточно глухой, не всякий путник решался пройти здесь водиночку. Здесь же на холме находилось кладбище, на котором хоронили бедняков,у которых не было родственников и бродяг. Раз в год (на праздник святой Троицы)вокруг кладбища совершался крёстный ход и отпевание.
Монастырь здесь былоснован, по преданию, в 1508 году Даниилом Переславским. История в основномизложена житие основателя, который родился в Переславле-Залесском в 90-х годахXV века. Уже в раннем возрасте он ушёл из дома и постригся в монахи вПафнутьевом Боровском монастыре.
После возращения в роднойгород он некоторое время жил в Никитском, а затем в Горицком монастырях, сталсначала свящёнником, а затем игуменом последнего. Даниил был известен своейдобротой: он часто странствовал по окрестностям Переславля-Залесского и помогалбольным и нищим. Он давно задумал основать монастырь на месте старого кладбищадля бездомных, но церковные власти не разрешали ему этого сделать.
По преданию, основатьмонастырь ему помогли опальные бояре Челяднины, духовным наставником которыхбыл Даниил. Во время службы в их домовой церкви явился гонец из столицы сблагой вестью: князь сменил гнев на милость и опала снята. БлагодарныеЧеляднины помогли Даниилу получить благословение московского митрополита настроительство обители и рассказали о нём московскому князю Василию III.
Вскоре появился первыйдеревянный храм Всех Святых (в день Всех Святых у христиан принято поминатьумерших), а обитель получила название Всехсвятской. Даниил ещё некоторое времяоставался игуменом Горицкого монастыря, но затем по просьбе самого Василия IIIвсё же оставил его и перешёл в Всехсвятский. Московский князь часто посещалмонастырь и очень хорошо относился к его настоятелю. Даниил даже принималучастие в крещении его сына Ивана IV.
Василий III также выделилсредства на устройство в монастыре нового храма. Им стал каменный Троицкийсобор, сооружённый в 1532 году. После этого и сам монастырь был переименован вТроицкий. Троицкий собор стал одним из первых каменных храмовПереславля-Залесского. До него, судя по всему, здесь был лишь один подобныйхрам – Спасо-Преображенский собор, сооружённый ещё в XII столетии. На средствамосковского князя в то время были построены и другие каменные храмы в разныхмонастырях Переславля-Залесского, но Троицкий сохранился до наших дней лучшедругих и с наименее значительными изменениями.
По архитектурнымособенностям храма специалисты сделали вывод, что он, скорее всего, былпостроен московскими мастерами, присланными в Переславль-Залесский ВасилиемIII. Этот довольно небольшой одноглавый собор возвышался вершине холма ипривлекал внимание путников приближающихся к городу с юга. Сам собор достаточнопрост по своим формам: основная часть его имеет форму куба. Узкие арочныепроёмы походят на бойницы, которые обычно делали в башнях крепостей. Ввосточной части расположены три гранёные аспиды. Глава собора располагается навытянутом барабане, который украшен аркатурно-колончатым поясом. Такие же архитектурныеукрашения использовались при строительстве некоторых соборов московскогоКремля.
В начале XVIII века(после реставрации) внешний вид собора несколько изменился. Новая кровля скрыланекоторые элементы декора, остроконечная глава собора была заменена болеесовременной луковичной, а вместо небольших первоначальных окон были прорубленыбольшие.
Внутри Троицкий соборкажется довольно просторным, несмотря на внешние скромные размеры. Своды храмаопираются на разделяющие их арки и крестовидные столбы. Все стены собора кромевосточной, с которой расположены аспиды, разделены пилястрами на три части.
Главной ценностьюТроицкого собора является фресковая роспись, которая выполнена бригадойзнаменитого костромского живописца Гурия Никитина. Это одна из немногихподобных фресковых росписей костромских мастеров, сохранившаяся до наших дней.
В начале XVII векаТроицкий монастырь, на территории которого в то время располагались в основномдеревянные постройки, был разграблен и сожжён польскими интервентами. Он восстановилсвои позиции лишь во второй половине XVII века. На территории Троицкогомонастыря в то время были исключительно каменные сооружения, включая стены ихозяйственные постройки. В 1653 году были обретены мощи основателя обителисвятого Даниила, а в 1660 на территории монастыря появилась небольшая каменнаяцерковь, построенная в его честь. Она также сохранилась до наших дней.
В XX веке монастырьзакрыли, а каменная стена вокруг него была разобрана. На территории обителиразместился механизаторский двор. Монашеская жизнь в обители началавосстанавливаться в конце 90-х годов прошлого века. Сейчас территория Троицкогомонастыря окружена кирпичной оградой, а проживающие на ней монахи принимаютактивное участие в восстановлении древних зданий обители.
Заключение
Монастырь – это церковноеучреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская илиженская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравшихмонашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместногоисповедания православной веры. Решение вопроса об открытии монастырейпринадлежит Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду попредставлению епархиального архиерея. Монастыри разделяются по своемуподчинению на ставропигиальные и епархиальные. Ставропигиальные монастыринаходятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением ПатриархаМосковского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым ПатриархМосковский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление. Епархиальныемонастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальныхархиереев.
В данной работе ядостигла основной цели: рассмотреть историю крупнейших монастырей России. Ведьэто не только наше духовное, но и общекультурное наследие предков, которое мыобязаны сохранить и передать для наших потомков.
Литература
1. Денисов Л. И.Православные монастыри Российской империи. М., 1908.
2. Ольшанский Д.В. –Монастыри и святые места России. М., 2006
3. Памятникиархитектуры Московской области: Каталог. М., 1975.
Ресурсы Интернета
1. http://www.valaam.karelia.ru- Официальный сайт Валаамского монастыря. История обители, Валаамский патерик.Иконы. Фотографии. Музыка. Слова проповеди. Ссылки.