Реферат по предмету "Культура и искусство"


Молодежные субкультуры и мода

Министерство образованияи науки РФ
Курганскийгосударственный университет
Педагогический факультет
Кафедра «Организацияработы с молодежью»
Курсовая работа
по учебной дисциплине«Молодежные субкультуры»
Молодежные субкультуры имода
Выполнила: студентка
298 гр., Исакова А.С.
Проверила: Хрипунова О.Г.
Курган 2010

Оглавление
Введение
1. Понятие «субкультура»
2. Понятие «мода»
3. Взаимосвязь моды исубкультуры
Заключение
Список используемойлитературы

Введение
Мода исубкультура занимают важное место в современном обществе. Оба эти понятияявляются довольно сложными и интересными для изучения, и оба они являютсясоставляющими культуры в целом. Мода сегодня проникает во все сферы жизни.Молодежь – та группа, на которую она в основном и направлена. Это вполнеобъяснимо – молодые люди – самая активная, творческая часть населения. Модадинамична – она постоянно меняется. В этом также отражаются потребности иинтересы молодежи. Модным может быть все, что угодно: одежда, обувь прическа,журналы, каналы, тот или иной стиль, предметы, профессии, музыка, фильмы и т. д.Даже поведение или стиль жизни некоторые люди выбирают под влиянием модныхтенденций. В таком случае можно говорить о существовании моды на определенныесубкультуры, а также о взаимном влиянии друг на друга этих феноменов. Каждаясубкультура стремиться создать свое, как то отгородиться от общепринятого,сохранить свою оригинальность и самобытность. Но если взглянуть на ситуацию вцелом – можно сделать вывод, что все связано. Одни субкультуры рождают другие,а создавая свою особую культуру, они развивают и обогащают человеческуюкультуру в целом (сказанное не имеет отношения к антиобщественнымсубкультурам). В данной работе мы сделаем попытку проследить взаимосвязьсубкультур и моды на примерах из истории и современной жизни.
Цель работы: Найтивзаимосвязь между модой и субкультурой
1) изучитьлитературу по данной теме;
2)рассмотреть понятия «мода» и «субкультура»;
3) выяснить,как связаны между собой данные понятия
Объект: такиекультурные феномены как мода и субкультура
Предмет:взаимосвязь моды и субкультуры
Гипотеза:субкультуры имеют связь с модой и оказывают взаимное влияние друг на друга

1. Понятие«субкультура»
Начнем систории термина. В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своихисследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренноизбирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательныйанализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге«Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей сосхожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Стиль молодежнойсубкультуры оказывается не просто внешним ее выражением; посредством своихритуалов и знаковых форм, он бросает вызов существующему моральному порядку игосподствующей идеологии, являясь в этом смысле символической формойсопротивления тех, кто находится на другом полюсе властной субординации.
В СССР для обозначения членов молодёжныхсубкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи».
В современнойотечественной науке под субкультурой понимается «особая сфера культуры,суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающеесясобственным ценностным строем, обычаями, нормами.»[1]
Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом, подкультура(лат. sub — под). Она всегда отличается некоторой локальностью и в определеннойстепени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностнымустановкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Важным нюансомсодержания субкультуры является момент инаковости, непохожести, а также определеннойсамостоятельности и даже автономности.
Субкультура обладает следующими характерными чертами:спецеффический стиль жизни и поведения участников; свойственный даннойсоциальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятие; также наличиеболее или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи.
Благодарясобственной субкультуре происходит, как говорят ученые, «социальнаяидентификация членов определенного сообщества». Иными словами, только черезсубкультуру молодой человек может дать себе ответ на вопрос: «Какой я?»— иответ этот будет звучать так: «Я такой же, как мы». «Мы»— это представителиодной субкультуры, будь то хиппи, панки, скины, хакеры и т.д. Молодой человекопределяет себя среди других как принимающего ту же парадигму, а благодаряэтому определяется (как говорят ученые, позиционирует себя) в обществе.
Приняторазделять понятия «субкультура» и «молодежная субкультура». Считается, чтомолодежная субкультура — это культура, создаваемая молодыми людьми для самихсебя, это культура «не для всех», культурная подсистема внутри официальнойсистемы. Она определяет стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ееносителей. Молодежная субкультура — это частный случай, одна из многочисленныхсубкультур в современном обществе.
Эпитет«молодежная» сразу определяет некую культурную нишу, которую занимают люди,объединенные по принципу возраста. Возраст в этом случае весьма важнаядемографическая характеристика. Учет особой психологии возраста в культуребесспорно важен, так как он накладывает существенный отпечаток на духовность именталитет.
Молодежь –это социально-демографическая группа в возрастных границах от 14 до 30 лет.Рассмотрим далее специфику молодежи как социокультурного явления.
Молодежная субкультура рождается и существует в связи сопределенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активнозаявить о себе. Принято считать, что молодым «свойственен дух противоречия, чтодля них нет пророков в своем отечестве», другими словами, они по сути своей вомногом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению ктрадиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках техжизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежисвойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготитподчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятсяко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность,открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм,романтические устремления, идеализация новизны.
Именно в силуэтих особенностей молодежь вступает в конфликт с теми, кто не разделяет ихмировоззренческих позиций. Наиболее типичным в этом плане является конфликт«отцов и детей». Но это совершенно не значит, что внутри себя молодежнаясубкультура монолитна. Здесь можно найти целый спектр разнообразных молодежныхсубкультур, особенно в период господства культуры постмодернизма: хиппи, панки,металлисты, рокеры и многие другие. В наше время «главное русло культуры»утрачивает роль центрального, распадаясь на множество течений — а значит,«ритуалы противостояния» теряют смысл. Однако почему же в таком случаевозникают и существуют молодежные субкультуры как таковые, если повод дляпротивостояния в лице единой доминирующей культуры постепенно исчезает на нашихглазах? — Вот вопрос, на который пытаются ответить современные исследователимолодежных субкультур.
В основе молодежной субкультуры лежит особая система духовныхценностей. Молодежная субкультура – это и особый образ жизни, который разделяютв основном живущие им непосредственно или сочувствующие. Молодежная субкультура– это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых. Какиецели ставят перед собой молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать еедругой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов,утвердить жизненную альтернативную позицию по отношению к ранее существующей изакрепить ее в различных социокультурных догмах. Система ценностей, разделяемаямолодежью, носит, как правило, автономный характер.
Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера,это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другимисловами, молодежная субкультура – это, обычно, явление временное, это особаяформа жизненного поиска.
В дальнейшем мы будем исследовать именно молодежные субкультуры.Термин субкультуры будет использоваться в следующем понимании:
Субкультура —часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальныегруппы носителей этой культуры. Субкультура создает собственную уникальную культуру,включающую особую систему ценностей, язык, манеру поведения, одежду и другиеаспекты. Для нашей работы такая особенность субкультур представляет большойинтерес, так как это все имеет связь с феноменом моды.
2. Понятие «мода»
Мода –неоднозначный и интересный социально-психологический, культурный феномен. Донедавнего времени господствовало необоснованное мнение, что мода слишком несерьезный,прихотливый и изменчивый объект для строгого научного исследования, считая ее,главным образом, стихийно возникающей благодаря причудам общественного или,скорее всего, личного вкуса. Еще в прошлом столетии 0. де Бальзак создатель«Человеческой комедии» заметил по этому поводу: «Глупец, кто вмоде видит только моду...»
Слово«мода» происходит от латинского «modus» (мера, способ,образ, правило, норма). Латинское «modus» использовалось философиейXVII -
XVIII вв. какпреходящее свойство материи (предмета). В русском языке слово «мода»появляется при Петре I и фиксируется в первых русских словарях.
История модытак же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открылзначение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы,оставалось немного до тех пор, пока он начал размышлять о ее эстетической истилизующей функции.
Каждая эпохасоздает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные черезконструкцию костюма, его пропорции, детали, материал, цвет, прически, грим и т.д… Во все периоды существования сословного общества костюм был средствомвыражения социальной принадлежности, знаком привилегий одного сословия переддругим. Чем сложнее структура общества, тем богаче традиция, тем разнообразнееодеяния. Одежда говорит о многом, она разоблачает определенные мысли иособенности человека.
С модой тесносвязан инстинкт подражания. Психологически этот момент подражания можноинтерпретировать как форму биологической самозащиты, естественный рефлекс стадныхсуществ. Сравнение с человеческим обществом напрашивается само собой.Подражание одновременно является необходимой предпосылкой моды и еепротиворечием. Человек приспособляется к окружающему миру, он приемлет моду, новместе с тем с помощью этой моды он стремится отличаться от окружающих еголюдей.
Мода в целомвсегда стремится к молодому и свежему впечатлению: она хочет омолаживать. Приэтом сущность моды — изменение — ближе динамичному темпу жизни молодых людей.
Б.Д. Парыгин выделяеттри важнейшие функции, выполняемые модой [2]: коммуникативную, интеракционную икомпенсаторную. Коммуникативная функция проявляется в обмене информацией. Модавыступает как особый социальный знак, символ престижа. Интеракционная функция –это средство согласования действий, способ взаимодействия. Мода ориентирует напризнанных лидеров, объединяет в соответствии с определенным способомповедения, стимулирует интерес к новому. Компенсаторная функция позволяетвосполнять неудовлетворенные или недостаточно удовлетворенные потребности,выступая в качестве регулятора социальных потребностей.
Более широкоераспространение (особенно в кругах художников — модельеров) получил взгляд намоду как на эстетический феномен. Подобная точка зрения распространена и сейчаси во многом имеет право на существование. Ведь никто не станет отрицать связьмоды с такими категориями и понятиями как «красота»,«стиль», «гармоничность» и т.д.
Остановимсячуть подробнее на значении слова стиль. Их множество, дадим пару общихопределений:
Стиль — совокупность черт, признаков, характеризующих искусство определенного времени инаправления со стороны идейного содержания и художественной формы. Совокупностьхарактерных признаков, свойственных чему-либо,отличающих что-либо.
Теперьвернемся к моде. Мода — явление социальное и потому должна исследоваться иизучаться под разными углами зрения.
Б.Д. Парыгинсчитает, что «мода — это специфическая и весьма динамичная формастандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно,под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов,увлечений и т.д.
Частовстречается такое определение: «Мода — непродолжительное господство вопределенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешнихформах быта, особенно в костюме. Или «непродолжительное господствоопределенного вкуса в какой – либо сфере жизни или культуре.
Мода, как любая потребность формируется подвлиянием объективного фактора, однако здесь не следует забывать, не дооцениватьи факторы субъективного порядка. В развитии моды находят отражение субъективныесклонности, вкусы, психологические и физиологические особенности, духовноеразвитие и интересы личности. Именно сложности моды, многофакторность какявления объясняет трудности в создании теории моды.
Всякому изменению моды предшествует скрытосозреваемая (под воздействием производства) и не вполне осознаваемая(субъективное мнение) общественная потребность. Потребность — источник всякойдеятельности индивида и наоборот.
Такимобразом, мода представляет собой социально-экономическую потребность, категориюспецифически историческую, выражающую отношения людей, категорию, котораяобъективно зависит от материальных.и социальных условий.
Мода — это искусство, мода — это бесконечныйсписок жертв, мода — это стиль жизни, мода — это философия, мода — это эпатаж.
Мода — это управляемая эпидемия.(Джордж БернардШоу)
Зачастую модаассоциируется только с изменениями в одежде и предметах быта, при этом теряетсяее важное социальное значение. В действительности же, для моды практически несуществует границ: она может проникать в науку, искусство, политику, идеологию.
Есть люди,даже мысли свои обличающие согласно требованиям моды. (Б. Авербах)
3.Взаимосвязь моды и субкультуры
Сейчаспопытаемся выяснить, как связаны такие разные, а в чем-то даже противоположныепонятия. Итак, молодежная субкультура — это чаще всего результатнеудовлетворенности молодого человека тем, что происходит в обществе. Этопопытка следовать собственной идеологии, создавать свой мир. Человек выбираетто, что ему ближе, что ему по вкусу, плюс субкультура дает молодым людям стольнеобходимую возможность для самореализации и самовыражения. Ключевое словоздесь «молодым». Молодежь — в силу психологических и социальных особенностейявляется наиболее активной частью населения. Она с легкостью воспринимает всеновое. Ей присуща творческая деятельность, инициативность. Молодые люди не боятсяперемен, а наоборот стремятся к ним. Именно молодежь является основнымпотребителем моды. Еще одна особенность молодых людей в том, что критическоемышление у них только начинает формироваться, на них можно оказывать влияние,особенно успешно это делают СМИ. Поэтому сложно сказать спрос рождаетпредложение, или предложение рождает спрос. Как бы там ни было, основная частьмолодежи подвластна влиянию моды. Заметен и тот факт, что молодежь быстреереагирует на смену моды, чем основная масса населения. Эту тенденцию можноособенно хорошо проследить по внешнему облику молодых людей. Казалось бы, нетак давно все поголовно носили расклешоные брюки, а затем плавно переместилисьв черные и узкие. Как уже было сказано ранее, мода связана с инстинктомподражания. В этом есть одно из противоречий, присущих молодежи — быть как всеи в то же время выделяться.
Этопротиворечие разрешается, благодаря субкультуре. Например, гот среди «своих»будет как все, а по сравнению с людьми, к данной субкультуре не принадлежащими,он будет «белой вороной». Цель достигнута, его заметят.
Своя мода истиль есть у каждой субкультуры. Единый стиль объединяет людей, будь то музыка,одежда или стиль жизни.
Как бысубкультуры не пытались отгородиться от общей базовой культуры, абсолютноавтономизироваться очень сложно.
Длятинейджера 50-х рок-н-ролл был переворотом буквально во всем: в манере танцевать,говорить, ходить, во взглядах на мир, на власть, на родителей, а самое главное– переворотом во взглядах человека на самого себя. Так возникала рок культура.И среди молодежи это стало действительно модным.
Битникидемонстрировали непохожесть на остальных именно в безразличии к стилю, как ктаковому, что тоже есть стиль. К своему внешнему облику они относились весьмапренебрежительно. Юные леди, слушавшие «дикарскую музыку», сами были похожи ина дикарок и на «pin-up girls» одновременно: много яркой косметики, вызывающеоткрытые облегающие кофточки, узкие юбки с разрезом или пышные «солнце-клеш» ит. д. Подобные силуэты встречаются в современной моде…
В 60-е годывозникла субкультура «Modos» (Моды). Моды подхватывают у «тедди-бойз» (1950)щегольскую манеру одеваться. Их девиз – «умеренность и аккуратность!». Модыносили идеально сидящие костюмы, химическое чудо начала 60-х – белоснежныенейлоновые сорочки с узкими воротничками, тонкие галстуки, ботинки с узкиминосами, куртки из искусственной кожи на молнии, аккуратные прически. В 1962году последователями стиля Modos становятся легендарные «Beatles». Молодежнаямода, бурно развивающаяся в это десятилетие, оказывает свое влияние и наклассические дома Высокой моды. Своим клиентам такие дома предлагали«облагороженный» вариант молодежной моды: юбки до колена, костюмы,«осовремененные» яркими расцветками и новыми линиями, классические «лодочки» нанизком каблуке и др.
Мода конца1960-х годов испытывает влияние со стороны новой молодежной субкультуры – «хиппи».Диффузорный стиль хиппи привнес в моду яркие этнические мотивы восточных стран,намеренный эффект потрепанности и, кроме всего прочего, джинсы, которыеявлялись чем-то вроде символа протеста против буржуазной униформы. Своим видоми поведением хиппи подчеркивали отрицание норм официальной культуры. В поискахиндивидуальности молодые бунтари смешивали одежду разных стилей, времен инародов. Они воспевали ценность старой одежды. Отсюда пошел эффект потертости ирваные джинсы.
Современнаямода становится все более демократичной, она больше не навязывает жесткихправил, позволяя каждому проявить свою индивидуальность. Мода циклична, поэтомупопулярные раньше вещи зачастую получают вторую жизнь. И если восстановитьисторию той или иной вещи, то можно найти связь с самыми разнообразнымисубкультурами.
Известно, чтоодни субкультуры продолжают жить по сей день, а другие перестают существовать.В этом также прослеживается связь с феноменом моды. Мода оперативно реагируетна изменение потребностей молодежи. А иногда опережает их изменение, создаваяновые. Если что-то перестает быть актуальным, оно уходит из повседневной жизнив историю. Пейджеры, например, сейчас можно найти разве что в музее, а когда-тоэто было модно. Та же ситуация с субкультурами. Давно исчезли Зутизы,рокабилли, битники, хиппи (если и есть, то очень мало). Зато огромную популярностьсреди молодежи приобрела сейчас такая субкультура, как эмо, например. Такойвывод можно сделать по обилию молодых людей, одетых в этом стиле. Так одеваютсяи люди, не причисляющие себя к эмо, они просто считают, что это красиво.Прически, которые вошли в моду благодаря этой субкультуре также очень хорошоприжились.
Немалопредставителей хип-хоп культуры и различных ответвлений рок-культуры. Этотвывод также основан на ежедневных наблюдениях. Своей массовостью подобныесубкультуры обязаны моде, которую создают молодежные СМИ.
Субкультурадает жизнь порой совершенно новым вещам и идеям. А по мере развития ивзаимодействия с обществом это «новое» явление постепенно проникает в общуюкультуру и даже может стать классикой в какой-либо области.
Нередко модапорождает субкультуры. Для примера приведем субкультуру «стиляги». Онапоявилась в СССР и существовала с 1940 по нач. 1960-х годов. В качестве эталонаданная субкультура имела западный (преимущественно американский) стиль жизни.Стиляги выделялись яркой одеждой, оригинальной манерой разговора (особыйсленг). Им был присущ особый интерес к западной музыке и танцам. Западная модаи сейчас имеет огромное влияние на нашу страну. Это касается к сожалению, нетолько одежды… Субкультуры – тоже показатель этого. Сложно вспомнить хотя быодну субкультуру, которая изначально возникла бы в России. В основном все онипришли к нам с Запада.
Еще однасубкультура, непосредственно связанная с модой – хипстеры или инди-киды.Название говорит само за себя. Оно происходит от английского слова hip, чтопереводится как «быть в теме». Мода, пожалуй, является основной составляющей культурыхипстеров.
Как бы непытались представители той или иной субкультуры выделиться и отступить отофициальной моды, в итоге получается, что чем массовее становится субкультура,тем больше шансов что это будет модно и наоборот, чем более модной средимолодежи будет субкультура, тем она будет массовей.
Таким образом,связь субкультур с модой очевидна, эта связь может выражаться по-разному:субкультуры создают свою моду, в то же время оказывая влияние на развитие модыв целом, они в каком-то смысле рождают новую моду, а иногда мода делаетвозможным возникновение и развитие субкультур. Это сложная связь касается побольшей части внешнего образа, каких-то отдельных элементов. Но, как былосказано ранее, мода – это не только одежда, она затрагивает практически всесферы жизни современного человека. Поэтому связь моды и субкультуры глубже, чемкажется на первый взгляд. Но даже внешних ее проявлений достаточно, чтобысделать вывод о ее существовании.

Заключение
Для созданияданной работы была изучена различная литература, относящаяся к теме. Мырассмотрели понятия «мода» и «субкультура» и попытались найти их взаимосвязь.
Первая главапосвящена понятию «субкультура». Основываясь на трудах исследователей в этойобласти, мы дали различные определения и характеристики данного понятия. Мывыяснили, что субкультура является частным случаем, частью культуры в целом.Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степенизамкнутостью. Далее мы перечислили некоторые важные психологические особенностимолодого человека, такие как инициативность, стремление к переменам,активность, дух противоречия и другие. Важная роль молодежной субкультуры втом, что она дает возможность саморазвития и самореализации своим участникам. Атакже возможность создать свою реальность и культуру.
Во второйглаве мы рассмотрели неоднозначный и интересный социально-психологический,культурный феномен моды. Кратко определение может звучать так: мода — непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иныхвкусов, проявляющихся во внешних формах быта, особенно в костюме. Мыпостарались рассмотреть моду с разных сторон, так как это достаточно сложноепонятие. Она не ограничивается только предметами быта или одеждой. Мы пришли квыводу, что для моды практически не существует границ: она может проникать внауку, искусство, политику, идеологию и т. д.
В третьейглаве мы выявили связь, которая присутствует между субкультурой и модой. Своямода и стиль есть у каждой субкультуры. Иногда элементы такой моды выходят зарамки субкультуры и становятся вполне приемлемы для основной массы населения, переходяв разряд «официальной» моды. Также мы выяснили, что мода на определенный стильмузыки, одежды и т. д. может стать основой субкультуры, а также обуславливаетразвитие или прекращение ее существования. В итоге мы пришли к выводу о том,что субкультуры имеют связь с модой и оказывают взаимное влияние друг на друга,то есть наша гипотеза подтвердилась.

Списокиспользуемой литературы
1)С.И.Левикова/«Молодежная субкультура»/ учебное пособие/М.,/Гранд/2004г.[1]
2)Б.Д. Парыгин/Социальная психология: учебное пособие/2-е издание/М.,/2003г.[2]
3)Теория моды. № 10, зима2008-2009. Дик Хебдидж. Главы из книги «Субкультура: значение стиля»
4)Hebdige D. Subculture:The meaning of style / D. Hebdige. London; New York: Routledge, 1981. (NewAccents).
5)А. Васильев/ «Русскаямода»/М.,/2004г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Процесс формирования кадрового резерва в органах местного самоуправления
Реферат Конфуцианско-даосистский тип культуры Культура Китая
Реферат Циолковский К. Э.
Реферат Madame Bovary Essay Research Paper In Gustave
Реферат Кружевоплетение его история
Реферат Методические проблемы изучения алгоритмов работы с величинами
Реферат Перспективы развития научно-познавательного туризма на Алтае
Реферат Культура педагогічного спілкування 2
Реферат Комплимент в современной коммуникации
Реферат Краткая характеристика функциональной активности человека
Реферат Кросворди та вікторини на біблейську тематику
Реферат Учет расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и
Реферат Международные стандарты аудита 20
Реферат Аналіз можливостей тестового контролю у вищій школі
Реферат Контрольная работа по Культорологии 3